Jump to content

Христос Европы

Христос Европы , мессианское учение, основанное на Новом Завете , впервые получило широкое распространение среди Польши и других различных европейских стран благодаря деятельности реформатских церквей в 16-18 веках. [1] Доктрина, основанная на принципах братского уважения и уважения друг к другу, была принята в мессианских терминах польскими романтиками , которые называли свою родину Христом Европы или Христом народов, распятым во время иностранных разделов Польши. (1772–1795). Их собственная безуспешная борьба за независимость от внешних держав послужила выражением веры в Божий план окончательного восстания Польши . [2] [3] [4]

Сцена из спектакля « Дзяды » Адама Мицкевича , памятная черно-белая открытка, Краков , 1919 г.

Концепция, которая коллективно отождествляла поляков с мессианскими страданиями Распятия , считала, что Польше суждено – так же, как и Христу – вернуться к славе. Идея имела корни, уходящие корнями во времена османской экспансии и войн против -мусульман турок . Оно было возрождено и пропагандировано во время ссылки Адама Мицкевича в Париж в середине XIX века. Мицкевич (1798-1855) вызвал учение о Польше как о «Христе народов» в своей поэтической драме «Дзяды» ( «Канун предков» считала ), которую Жорж Санд одним из величайших произведений европейского романтизма . [5] через видение священника по имени Петр (Часть III, опубликована в 1832 г.). «Дзяды» были написаны после восстания 1830 года против русской власти – события, которое сильно повлияло на автора. [6]

Мицкевич помог основать студенческое общество (« Филоматы» ), протестовавшее против разделов Речи Посполитой , и в результате был сослан (1824–1829) в центральную Россию. [6] По замыслу поэта, гонения и страдания поляков должны были принести спасение другим гонимым народам, точно так же, как смерть Христа, распятого своими соседями, принесла искупление человечеству. [7] фраза «Польша, Христос народов» (« Polska Chrystusem narodów Так родилась »).

Некоторые аналитики считают, что эта концепция сохранится и в современную эпоху. [8] [9] [10] По мнению некоторых исследователей Холокоста, эта точка зрения привела к искаженному подходу к истории Польши после Второй мировой войны. Из-за этого прошлые правонарушения поляков в отношении других национальностей иногда трудно или невозможно признать. [11]

Историческое развитие

[ редактировать ]
Чёрная Мадонна Ченстохова.

Представление Польши и о себе как о «Христе среди народов» или европейском мученике можно проследить до истории христианского мира страданий от вторжений. [12] В периоды иностранной оккупации католическая церковь служила бастионом национальной идентичности и языка Польши , а также основным пропагандистом польской культуры . [13] Вторжение протестантской Швеции в 1656 году, известное как Потоп, помогло укрепить польскую национальную связь с католицизмом. Шведы преследовали национальную идентичность и религию поляков, уничтожая их религиозные символы. Монастырь Ясная Гора выстоял против шведов и взял на себя роль национального святилища. По словам Энтони Смита, даже сегодня Ясногорская Мадонна является частью массового религиозного культа, связанного с национализмом. [14]

Задолго до раздела Польши привилегированные классы ( шляхта ) разработали видение римско -католической Польши (в то время Речь Посполитая ) как нации, которой суждено вести войну против татар , турок , русских , в защиту христианской западной цивилизации ( Antemurale христианитатис ). [15] Мессианскую традицию поддержал варшавский францисканец Войцех Демболецкий , который в 1633 году предсказал поражение турок и мировое господство славян, которых, в свою очередь, возглавляла Польша. [16]

Ключевым элементом взглядов поляков как хранителей христианства была в Вене над турками победа Иоанна III Собеского в 1683 году . [а]

Начиная с 1772 года Польша пережила серию разделов со стороны своих соседей Австрии, Пруссии и России, которые поставили под угрозу ее национальное существование. Разделы стали рассматриваться в Польше как польская жертва ради безопасности западной цивилизации . [17]

Неспособность Запада поддержать Польшу в ее восстании 1830 года привела к развитию взгляда на Польшу как на преданного, страдающего «Христа народов», расплатившегося за грехи Европы. [18]

Памятник Адаму Мицкевичу, Варшава

После неудавшегося восстания 10 000 поляков эмигрировали во Францию, в том числе многие представители элиты. Туда они приехали, чтобы пропагандировать представление о Польше как о героической жертве российской тирании. Один из них, Адам Мицкевич , выдающийся польский поэт-романтик XIX века, написал патриотическую драму «Дзяды» (направленную против русских), где он изображает Польшу как Христа народов. Он также написал: «Истинно говорю вам: не вам учиться цивилизации у чужеземцев, а вам следует учить их цивилизации… Вы среди чужеземцев, как апостолы среди идолопоклонников». [17]

В «Книгах польского народа и польского паломничества» Мицкевич подробно изложил свое видение Польши как Мессии и Христа народов, который спасет человечество. [19]

И Польша сказала: «Каждый, кто придет ко мне, будет свободен и равен, потому что я СВОБОДА». Но короли, когда услышали это, испугались в своих сердцах, распяли польский народ и похоронили его в могиле, крича: «Мы убили и похоронили Свободу». Но кричали по глупости...
Ибо польский народ не умер. Тело его лежит в могиле; но дух ее сошел в бездну, то есть в частную жизнь людей, терпящих рабство в своей стране... Ибо в Третий День Душа вернется в Тело; и Нация восстанет и освободит все народы Европы от рабства.

Последняя неспособность Запада адекватно поддержать Польшу, которую в Польше назвали предательством Запада , как полагают, произошла в 1945 году, на Ялтинской конференции , где обсуждалась будущая судьба Европы. Президент США Франклин Д. Рузвельт сказал советскому премьер-министру Иосифу Сталину , что «Польша ... была источником проблем на протяжении более 500 лет». Западные державы не пытались предоставить Польше статус «державы-победительницы», который был предоставлен Франции, несмотря на военный вклад Польши. [20]

В коммунистический период посещение церкви было признаком бунта против коммунистического режима. [13] Во время коммунистического военного положения в 1981 году стало популярным возвращаться к мессианской традиции, например, женщины носили польского орла на черном кресте - украшения, популярные после неудавшегося восстания 1863 года. [21]

Частично из-за влияния коммунизма на образование (которое использовалось как символ мученичества антинацистского и антифашистского сопротивления), в коммунистическую эпоху Освенцим стал приобретать разные значения для евреев и поляков, причем поляки считали себя «главными мученики» лагеря. [22]

Католическая церковь, помимо того, что оказала основную поддержку движению солидарности , пришедшему на смену коммунистам, также имеет глубокие корни в своей приверженности польской национальной идентичности. [23] Польское общество в настоящее время борется с вопросом о том, насколько глубоко католической церкви можно позволить оставаться привязанной к польской национальной идентичности. [23]

Современный статус и критика

[ редактировать ]

Некоторые аналитики рассматривают эту концепцию как стойкую объединяющую силу в Польше. [8] [9] [10] Опрос, проведенный на рубеже 20-го века, показал, что 78% поляков считают свою страну главной жертвой несправедливости. [24] Его современные приложения рассматривают Польшу как нацию, которая «...дала миру Папу и избавила западный мир от коммунизма ». [8]


Этот национальный нарратив стал объектом пристального внимания в конце 20-го века, особенно во время споров вокруг креста Освенцима и резни в Едвабне . Журналистка Тина Розенберг доминировала концепция «нации-мученика» считает, что в польской реакции на разоблачения об обращении поляков с евреями во время резни в Едвабне . Она пишет, что в ходе дебатов некоторые утверждали, что евреи пытались оклеветать Польшу или оправдывали прошлые нападения на евреев, утверждая, что евреи связаны с коммунистами (см. « Жидокомуна »). [25] [26] [27]


В 1990 году преподобный Станислав Мусял , заместитель редактора ведущей католической газеты и имевший тесные отношения с тогдашним Папой Иоанном Павлом II, призвал к польской переоценке истории, которая бы серьезно отнеслась к критике националистической идеологии. «У нас есть миф о себе как о нации-мученике», - написал он. «Мы всегда хорошие. Остальные плохие. С таким национальным имиджем было абсолютно невозможно, чтобы поляки могли делать другим что-то плохое». [28]

Исторические сторонники

[ редактировать ]

Исторические критики

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Европейские религиозные войны не происходили в Речи Посполитой . Контрреформация в Польше «рассматривалась как триумф католицизма, который доминировал в жизни и обычаях. Понятие «христианская нация» стало синонимом католичества. Политические и религиозные угрозы, таким образом, стали переплетаться. Когда польская нация находится под угрозой, Бог и Дело Божие находится под угрозой. Поляки считают себя единственной страной в северо-восточной Европе, которая охраняет христианство. Решающую роль в укреплении этой веры сыграла победа в битве при Вене под предводительством Собеского, которую поляки считали «уникальным вкладом». в Европу» во время Великой турецкой войны . [4] : 3 
  1. ^ Крис Колборн, Отношения реформатских церквей Шотландии, Англии, Западной и Восточной Европы с 1500-х по 1700-е годы , Теологический журнал протестантской реформатской семинарии; Том 36, номер 2, апрель 2003 г.
  2. ^ Мессианизм, историософия и символизм в «Канун праотцов», часть III eSzkola.pl 2004–2009: «Видение отца Петра». Интернет-архив.
  3. ^ Кинг, Сара Сандерсон; Кушман, Дональд П. (1992). Политическая коммуникация: Инженерные взгляды на порядок в социалистическом мире . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 179. ИСБН  978-0-7914-1202-2 .
  4. ^ Jump up to: а б Хростовский, Вальдемар (1991). «Страдания, избранность и миссия польского народа» . Периодические статьи о религии в Восточной Европе . 11 (4). Ньюберг, Орегон: Университет Джорджа Фокса: 3, 6. ISSN   1069-4781 . Архивировано из оригинала 3 октября 2015 г. Значок открытого доступа
  5. ^ Санд, Джордж (1 декабря 1839 г.). «Очерк фантастической драматургии – Гете, Байрон, Мицкевич» . Revue des deux mondes (на французском языке). Полет. 20. Париж:Ревю двух миров. ISSN   0035-1962 – через Wikisource .
  6. ^ Jump up to: а б Сорин Антохи, Владимир Тисмэняну (2000). Между прошлым и будущим: революции 1989 года и их последствия . Издательство Центральноевропейского университета . п. 386. ИСБН  978-963-9116-71-9 .
  7. ^ «Польша, Христос народов» на sciaga.pl
  8. ^ Jump up to: а б с Жерар Деланти ; Кришан Кумар (2006). Справочник SAGE по нациям и национализму . МУДРЕЦ. п. 153. ИСБН  978-1-4129-0101-7 . Проверено 10 февраля 2011 г.
  9. ^ Jump up to: а б Марта Анико; Эльза Перальта (8 января 2009 г.). Наследие и идентичность: участие и уход в современном мире . Тейлор и Фрэнсис США. п. 121. ИСБН  978-0-415-45335-6 . Проверено 10 февраля 2011 г.
  10. ^ Jump up to: а б Митчелл Янг (2007). Национализм в глобальную эпоху: сохранение наций . Тейлор и Фрэнсис. п. 118. ИСБН  978-0-415-41405-0 . Проверено 10 февраля 2011 г.
  11. ^ Блобаум, Роберт, изд. (2005). Антисемитизм и его противники в современной Польше . Итака: Издательство Корнельского университета. стр. 322–323. ISBN  978-0-8014-8969-3 .
  12. ^ Даян, Дэниел; Кац, Элиу (1994) [1992]. Медиа-мероприятия: Прямая трансляция истории . Издательство Гарвардского университета. п. 163. ИСБН  978-0-674-55956-1 .
  13. ^ Jump up to: а б с Санктон, Томас А. (4 января 1982 г.). «Он смел надеяться: Лех Валенса из Польши возглавил крестовый поход за свободу» . Время . п. 5. Архивировано из оригинала 16 ноября 2023 года.
  14. ^ Энтони Д. Смит «Национальная идентичность» (1993), с. 83. [ нужна проверка ]
  15. ^ Призель, Илья (13 августа 1998 г.). Национальная идентичность и внешняя политика: Национализм и лидерство в Польше . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 41. ИСБН  0-521-57697-0 . [ нужна проверка ]
  16. ^ Роман Якобсон «Избранные сочинения. 6, Раннеславянские пути и перекрестки. Сравнительное славянство: стр. 78. [ нужна проверка ]
  17. ^ Jump up to: а б Призель 1998 , стр. 41. [ нужна проверка ]
  18. ^ Призель 1998 , стр. 42.
  19. ^ Ежи Луковский, Хуберт Завадский «Краткая история Польши» стр.163
  20. ^ Призель 1998 , стр. 74.
  21. ^ Стефан Ауэр «Либеральный национализм в Центральной Европе» (2004) стр.68
  22. ^ Кресты Освенцима: национализм и религия в посткоммунистической Польше Сабрина П. Рамет, Католическое историческое обозрение, июль 2007 г.
  23. ^ Jump up to: а б Кресты Освенцима: национализм и религия в посткоммунистической Польше , Кумар Кришан, Журнал политической и военной социологии, лето 2007 г.
  24. ^ Марта Анико; Эльза Перальта (8 января 2009 г.). Наследие и идентичность: участие и уход в современном мире . Рутледж. п. 121. ИСБН  978-0-415-45335-6 . Проверено 10 февраля 2011 г.
  25. ^ Розенберг, Тина (8 апреля 2001 г.). "редакция-наблюдатель-польша-сталкивается-с-уродливой-правдой-и-не-моргает" . Нью-Йорк Таймс .
  26. ^ Левицка, Мария (2008). «Историческая этническая предвзятость в городской памяти: пример городов Центральной Европы». Журнал городской документации : 51.
  27. ^ Деланти, Жерар; Кумар, Кришан, ред. (2006). Справочник SAGE по нациям и национализму . Лондон; Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE. ISBN  978-1-4129-0101-7 . OCLC   64555613 .
  28. ^ Энгельберг, Стивен (7 ноября 1990 г.). «В Польше призывают взглянуть на эпоху нацизма» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 ноября 2023 г.
  29. ^ Уильям Сафран, Светское и священное , с. 138. [ нужна проверка ]
  30. ^ Станислав Гомулка, Антоний Полонский, Польские парадоксы , (1991) с. 35. [ нужна проверка ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ed6adafc48eedced7fe3996532bb8022__1716535620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ed/22/ed6adafc48eedced7fe3996532bb8022.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Christ of Europe - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)