Христос Европы
Христос Европы , мессианское учение, основанное на Новом Завете , впервые получило широкое распространение среди Польши и других различных европейских стран благодаря деятельности реформатских церквей в 16-18 веках. [1] Доктрина, основанная на принципах братского уважения и уважения друг к другу, была принята в мессианских терминах польскими романтиками , которые называли свою родину Христом Европы или Христом народов, распятым во время иностранных разделов Польши. (1772–1795). Их собственная безуспешная борьба за независимость от внешних держав послужила выражением веры в Божий план окончательного восстания Польши . [2] [3] [4]
Концепция, которая коллективно отождествляла поляков с мессианскими страданиями Распятия , считала, что Польше суждено – так же, как и Христу – вернуться к славе. Идея имела корни, уходящие корнями во времена османской экспансии и войн против -мусульман турок . Оно было возрождено и пропагандировано во время ссылки Адама Мицкевича в Париж в середине XIX века. Мицкевич (1798-1855) вызвал учение о Польше как о «Христе народов» в своей поэтической драме «Дзяды» ( «Канун предков» считала ), которую Жорж Санд одним из величайших произведений европейского романтизма . [5] через видение священника по имени Петр (Часть III, опубликована в 1832 г.). «Дзяды» были написаны после восстания 1830 года против русской власти – события, которое сильно повлияло на автора. [6]
Мицкевич помог основать студенческое общество (« Филоматы» ), протестовавшее против разделов Речи Посполитой , и в результате был сослан (1824–1829) в центральную Россию. [6] По замыслу поэта, гонения и страдания поляков должны были принести спасение другим гонимым народам, точно так же, как смерть Христа, распятого своими соседями, принесла искупление человечеству. [7] фраза «Польша, Христос народов» (« Polska Chrystusem narodów Так родилась »).
Некоторые аналитики считают, что эта концепция сохранится и в современную эпоху. [8] [9] [10] По мнению некоторых исследователей Холокоста, эта точка зрения привела к искаженному подходу к истории Польши после Второй мировой войны. Из-за этого прошлые правонарушения поляков в отношении других национальностей иногда трудно или невозможно признать. [11]
Историческое развитие
[ редактировать ]Представление Польши и о себе как о «Христе среди народов» или европейском мученике можно проследить до истории христианского мира страданий от вторжений. [12] В периоды иностранной оккупации католическая церковь служила бастионом национальной идентичности и языка Польши , а также основным пропагандистом польской культуры . [13] Вторжение протестантской Швеции в 1656 году, известное как Потоп, помогло укрепить польскую национальную связь с католицизмом. Шведы преследовали национальную идентичность и религию поляков, уничтожая их религиозные символы. Монастырь Ясная Гора выстоял против шведов и взял на себя роль национального святилища. По словам Энтони Смита, даже сегодня Ясногорская Мадонна является частью массового религиозного культа, связанного с национализмом. [14]
Задолго до раздела Польши привилегированные классы ( шляхта ) разработали видение римско -католической Польши (в то время Речь Посполитая ) как нации, которой суждено вести войну против татар , турок , русских , в защиту христианской западной цивилизации ( Antemurale христианитатис ). [15] Мессианскую традицию поддержал варшавский францисканец Войцех Демболецкий , который в 1633 году предсказал поражение турок и мировое господство славян, которых, в свою очередь, возглавляла Польша. [16]
Ключевым элементом взглядов поляков как хранителей христианства была в Вене над турками победа Иоанна III Собеского в 1683 году . [а]
Начиная с 1772 года Польша пережила серию разделов со стороны своих соседей Австрии, Пруссии и России, которые поставили под угрозу ее национальное существование. Разделы стали рассматриваться в Польше как польская жертва ради безопасности западной цивилизации . [17]
Неспособность Запада поддержать Польшу в ее восстании 1830 года привела к развитию взгляда на Польшу как на преданного, страдающего «Христа народов», расплатившегося за грехи Европы. [18]
После неудавшегося восстания 10 000 поляков эмигрировали во Францию, в том числе многие представители элиты. Туда они приехали, чтобы пропагандировать представление о Польше как о героической жертве российской тирании. Один из них, Адам Мицкевич , выдающийся польский поэт-романтик XIX века, написал патриотическую драму «Дзяды» (направленную против русских), где он изображает Польшу как Христа народов. Он также написал: «Истинно говорю вам: не вам учиться цивилизации у чужеземцев, а вам следует учить их цивилизации… Вы среди чужеземцев, как апостолы среди идолопоклонников». [17]
В «Книгах польского народа и польского паломничества» Мицкевич подробно изложил свое видение Польши как Мессии и Христа народов, который спасет человечество. [19]
- И Польша сказала: «Каждый, кто придет ко мне, будет свободен и равен, потому что я СВОБОДА». Но короли, когда услышали это, испугались в своих сердцах, распяли польский народ и похоронили его в могиле, крича: «Мы убили и похоронили Свободу». Но кричали по глупости...
- Ибо польский народ не умер. Тело его лежит в могиле; но дух ее сошел в бездну, то есть в частную жизнь людей, терпящих рабство в своей стране... Ибо в Третий День Душа вернется в Тело; и Нация восстанет и освободит все народы Европы от рабства.
Последняя неспособность Запада адекватно поддержать Польшу, которую в Польше назвали предательством Запада , как полагают, произошла в 1945 году, на Ялтинской конференции , где обсуждалась будущая судьба Европы. Президент США Франклин Д. Рузвельт сказал советскому премьер-министру Иосифу Сталину , что «Польша ... была источником проблем на протяжении более 500 лет». Западные державы не пытались предоставить Польше статус «державы-победительницы», который был предоставлен Франции, несмотря на военный вклад Польши. [20]
В коммунистический период посещение церкви было признаком бунта против коммунистического режима. [13] Во время коммунистического военного положения в 1981 году стало популярным возвращаться к мессианской традиции, например, женщины носили польского орла на черном кресте - украшения, популярные после неудавшегося восстания 1863 года. [21]
Частично из-за влияния коммунизма на образование (которое использовалось как символ мученичества антинацистского и антифашистского сопротивления), в коммунистическую эпоху Освенцим стал приобретать разные значения для евреев и поляков, причем поляки считали себя «главными мученики» лагеря. [22]
Католическая церковь, помимо того, что оказала основную поддержку движению солидарности , пришедшему на смену коммунистам, также имеет глубокие корни в своей приверженности польской национальной идентичности. [23] Польское общество в настоящее время борется с вопросом о том, насколько глубоко католической церкви можно позволить оставаться привязанной к польской национальной идентичности. [23]
Современный статус и критика
[ редактировать ]Некоторые аналитики рассматривают эту концепцию как стойкую объединяющую силу в Польше. [8] [9] [10] Опрос, проведенный на рубеже 20-го века, показал, что 78% поляков считают свою страну главной жертвой несправедливости. [24] Его современные приложения рассматривают Польшу как нацию, которая «...дала миру Папу и избавила западный мир от коммунизма ». [8]
Этот национальный нарратив стал объектом пристального внимания в конце 20-го века, особенно во время споров вокруг креста Освенцима и резни в Едвабне . Журналистка Тина Розенберг доминировала концепция «нации-мученика» считает, что в польской реакции на разоблачения об обращении поляков с евреями во время резни в Едвабне . Она пишет, что в ходе дебатов некоторые утверждали, что евреи пытались оклеветать Польшу или оправдывали прошлые нападения на евреев, утверждая, что евреи связаны с коммунистами (см. « Жидокомуна »). [25] [26] [27]
В 1990 году преподобный Станислав Мусял , заместитель редактора ведущей католической газеты и имевший тесные отношения с тогдашним Папой Иоанном Павлом II, призвал к польской переоценке истории, которая бы серьезно отнеслась к критике националистической идеологии. «У нас есть миф о себе как о нации-мученике», - написал он. «Мы всегда хорошие. Остальные плохие. С таким национальным имиджем было абсолютно невозможно, чтобы поляки могли делать другим что-то плохое». [28]
Исторические сторонники
[ редактировать ]- Войцех Демболецкий
- Зигмунт Красинский [29]
- Адам Мицкевич
- Анджей Товянский
- Станислав Выспянский назвал Польшу «Христом народов» за ее терпимость к страданиям. [13]
Исторические критики
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Европейские религиозные войны не происходили в Речи Посполитой . Контрреформация в Польше «рассматривалась как триумф католицизма, который доминировал в жизни и обычаях. Понятие «христианская нация» стало синонимом католичества. Политические и религиозные угрозы, таким образом, стали переплетаться. Когда польская нация находится под угрозой, Бог и Дело Божие находится под угрозой. Поляки считают себя единственной страной в северо-восточной Европе, которая охраняет христианство. Решающую роль в укреплении этой веры сыграла победа в битве при Вене под предводительством Собеского, которую поляки считали «уникальным вкладом». в Европу» во время Великой турецкой войны . [4] : 3
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Крис Колборн, Отношения реформатских церквей Шотландии, Англии, Западной и Восточной Европы с 1500-х по 1700-е годы , Теологический журнал протестантской реформатской семинарии; Том 36, номер 2, апрель 2003 г.
- ^ Мессианизм, историософия и символизм в «Канун праотцов», часть III eSzkola.pl 2004–2009: «Видение отца Петра». Интернет-архив.
- ^ Кинг, Сара Сандерсон; Кушман, Дональд П. (1992). Политическая коммуникация: Инженерные взгляды на порядок в социалистическом мире . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 179. ИСБН 978-0-7914-1202-2 .
- ^ Jump up to: а б Хростовский, Вальдемар (1991). «Страдания, избранность и миссия польского народа» . Периодические статьи о религии в Восточной Европе . 11 (4). Ньюберг, Орегон: Университет Джорджа Фокса: 3, 6. ISSN 1069-4781 . Архивировано из оригинала 3 октября 2015 г.
- ^ Санд, Джордж (1 декабря 1839 г.). . Revue des deux mondes (на французском языке). Полет. 20. Париж:Ревю двух миров. ISSN 0035-1962 – через Wikisource .
- ^ Jump up to: а б Сорин Антохи, Владимир Тисмэняну (2000). Между прошлым и будущим: революции 1989 года и их последствия . Издательство Центральноевропейского университета . п. 386. ИСБН 978-963-9116-71-9 .
- ^ «Польша, Христос народов» на sciaga.pl
- ^ Jump up to: а б с Жерар Деланти ; Кришан Кумар (2006). Справочник SAGE по нациям и национализму . МУДРЕЦ. п. 153. ИСБН 978-1-4129-0101-7 . Проверено 10 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Марта Анико; Эльза Перальта (8 января 2009 г.). Наследие и идентичность: участие и уход в современном мире . Тейлор и Фрэнсис США. п. 121. ИСБН 978-0-415-45335-6 . Проверено 10 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Митчелл Янг (2007). Национализм в глобальную эпоху: сохранение наций . Тейлор и Фрэнсис. п. 118. ИСБН 978-0-415-41405-0 . Проверено 10 февраля 2011 г.
- ^ Блобаум, Роберт, изд. (2005). Антисемитизм и его противники в современной Польше . Итака: Издательство Корнельского университета. стр. 322–323. ISBN 978-0-8014-8969-3 .
- ^ Даян, Дэниел; Кац, Элиу (1994) [1992]. Медиа-мероприятия: Прямая трансляция истории . Издательство Гарвардского университета. п. 163. ИСБН 978-0-674-55956-1 .
- ^ Jump up to: а б с Санктон, Томас А. (4 января 1982 г.). «Он смел надеяться: Лех Валенса из Польши возглавил крестовый поход за свободу» . Время . п. 5. Архивировано из оригинала 16 ноября 2023 года.
- ^ Энтони Д. Смит «Национальная идентичность» (1993), с. 83. [ нужна проверка ]
- ^ Призель, Илья (13 августа 1998 г.). Национальная идентичность и внешняя политика: Национализм и лидерство в Польше . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 41. ИСБН 0-521-57697-0 . [ нужна проверка ]
- ^ Роман Якобсон «Избранные сочинения. 6, Раннеславянские пути и перекрестки. Сравнительное славянство: стр. 78. [ нужна проверка ]
- ^ Jump up to: а б Призель 1998 , стр. 41. [ нужна проверка ]
- ^ Призель 1998 , стр. 42.
- ^ Ежи Луковский, Хуберт Завадский «Краткая история Польши» стр.163
- ^ Призель 1998 , стр. 74.
- ^ Стефан Ауэр «Либеральный национализм в Центральной Европе» (2004) стр.68
- ^ Кресты Освенцима: национализм и религия в посткоммунистической Польше Сабрина П. Рамет, Католическое историческое обозрение, июль 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Кресты Освенцима: национализм и религия в посткоммунистической Польше , Кумар Кришан, Журнал политической и военной социологии, лето 2007 г.
- ^ Марта Анико; Эльза Перальта (8 января 2009 г.). Наследие и идентичность: участие и уход в современном мире . Рутледж. п. 121. ИСБН 978-0-415-45335-6 . Проверено 10 февраля 2011 г.
- ^ Розенберг, Тина (8 апреля 2001 г.). "редакция-наблюдатель-польша-сталкивается-с-уродливой-правдой-и-не-моргает" . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Левицка, Мария (2008). «Историческая этническая предвзятость в городской памяти: пример городов Центральной Европы». Журнал городской документации : 51.
- ^ Деланти, Жерар; Кумар, Кришан, ред. (2006). Справочник SAGE по нациям и национализму . Лондон; Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE. ISBN 978-1-4129-0101-7 . OCLC 64555613 .
- ^ Энгельберг, Стивен (7 ноября 1990 г.). «В Польше призывают взглянуть на эпоху нацизма» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 ноября 2023 г.
- ^ Уильям Сафран, Светское и священное , с. 138. [ нужна проверка ]
- ^ Станислав Гомулка, Антоний Полонский, Польские парадоксы , (1991) с. 35. [ нужна проверка ]