Трогирский собор
Собор Святого Лаврентия | |
---|---|
Родное имя Хорватский : Собор Св. Ловре | |
Расположение | Трогир , Хорватия |
Координаты | 43 ° 31'1,5 ″ с.ш. 16 ° 15'05 ″ в.д. / 43,517083 ° с.ш. 16,25139 ° в.д. |
Область | 6,40 га (15,8 акра) |
Построен | 13 век |
Архитектурный стиль (ы) | романский , готический |
Тип | Культурный |
Критерии | ii, iv |
Назначен | 1997 г. (21-я сессия ) |
Часть | Исторический город Трогир |
Справочный номер. | 810 |
Европа и Северная Америка | |
Официальное название | Собор Св. Ловре |
Часть серии о |
Католическая церковь в Хорватии |
---|
Собор Святого Лаврентия ( хорватский : Katedrala Sv. Lovre , итальянский : Cattedrale di San Lorenzo ) — римско-католическая трехнефная базилика, построенная в романско - готическом стиле в Трогире , Хорватия . Поскольку его строительство длилось несколько столетий, он иллюстрирует все стили, сменявшие друг друга в Далмации . Сейчас он является самым впечатляющим памятником в городе Трогир.
История
[ редактировать ]Он был построен на фундаменте раннехристианского собора , разрушенного в XII веке во время разграбления города сарацинами в 1123 году. Строительство собора началось в 1213 году и завершилось в 17 веке. Как и старый, он также посвящен святому Лаврентию (Свети Ловре), но более известен как собор Святого Иоанна (Свети Иван) в честь епископа Иоанна , который умер в 1111 году и отличался своим святым образом жизни в то время, когда венгерский король Коломан захватил Далмацию и Хорватию. Большая часть работ по строительству собора велась в 13 веке и была в основном завершена в 1251 году. Это означает, что здание построено в основном в романском стиле, а свод внутри готический, так как был построен в 15 веке в стиле маньеризма. стиль.
Работы над колокольней начались в конце 14 века, но были завершены только в конце 16 века. Первый этаж выполнен в готическом стиле и построен мастерами Степаном и Матеем. После того, как он был снесен венецианцами в 1420 году, его восстановил Матия Гойкович. [1] Второй этаж выполнен в стиле низкой готики и, вероятно, был работой венецианских мастеров, так как напоминает окна знаменитого венецианского Палаццо Ка д'Оро . Последний этаж построил Трифун Боканич (1575–1609). На вершине колокольни установлены четыре статуи работы венецианского скульптора Алессандро Виттории (1525–1608). В центре фасада, в небольшом круглом проеме, высечен резной герб самого могущественного короля Людвика Анжуйского.
Описание
[ редактировать ]Трогирский собор - самый архаичный образец строительства внутренних аркад в Далмации с тяжелыми удлиненными опорами, отделяющими два готических ребристых нефа от нефа, сводчатый позже также в готическом стиле в 15 веке. [2] три полукруглые апсиды и сводчатый интерьер, над которым возвышается колокольня. К сожалению, из двух запланированных башен (южную) была возведена только одна. Крестовые своды и более ранние террасы над нефами имеют апулийское влияние.
Большой вестибюль был пристроен в 15 веке, и к тому же периоду относится художественно выполненная готическая розетка на западном фасаде. В дальнем конце вестибюля находится баптистерий в готическом и романском стиле , который был пристроен к собору примерно в 1467 году Андрия Алеши (1430–1504), скульптором албанского происхождения и учеником Юрая Далматинаца. Готическая ризница была пристроена к собору в 15 веке. Внешняя толстая стена разделена пилястрами и пронизана арочными проемами.
Романский портал
[ редактировать ]Местный архитектор и скульптор Мастер Радован работал над воротами собора (главным западным порталом) в начале его строительства. Большую часть портала вырезал сам мастер, но можно различить и другие руки, его учеников и последователей. Завершенное и подписанное в 1240 году, это монументальное и, возможно, уникальное произведение великого хорватского художника, о котором надпись на основании люнета гласит: «Лучший из всех в этом ремесле» . [2]
По тематической концепции портал разделен на две части: верхнюю и нижнюю. В верхней части изображены сцены из Евангелия, то есть жизни Христа. На люнете изображена сцена Рождества Христова, а внутри арки над люнетом – ангелы, с обожанием взирающие на эту сцену. Люнет и эта арка — работа мастера Радована. Над ними есть еще одна арка, на которой также изображены сцены из жизни Христа. На внутренней стороне дверных косяков есть изображения, показывающие различные работы, выполненные в разные времена года. Радован также работал над двумя небольшими колоннами, покрытыми рельефами. На внешнем косяке изображены святые и апостолы; интерьер же столбов украшен фигурками экзотических животных и легендарных существ вроде кентавров и русалок. Человеческие формы доминируют в портале. И внутренний, и внешний косяки опираются на согбенные спины носильщиков, которые также являются работой самого Радована. Рядом с порталом на спинах двух львов стоят фигуры Адама и Евы.
Другими выдающимися мастерами, работавшими над зданием, были Матия Гойкович, Иван Будиславич , Гргур Видов и Петар Позданич в 15 веке.
Собор является частью исторического ядра Трогира, внесенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО . [3]
Галерея
[ редактировать ]- Портал Радована
- Деталь входа (правая сторона)
- Деталь входа (левая сторона)
- Деталь входа
- Надгробие Младена III Шубича из Брибира (*1315-†1348) в соборе
- Колокольня собора
- Статуя Иисуса Христа
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Наклада Наприед, Туристический путеводитель по Хорватской Адриатике , стр. 224, Загреб (1999), ISBN 953-178-097-8
- ^ Jump up to: а б Иво Делалле, Мирко Сладе-Шилович, Станко Гейч, Трогир: Маленькая туристическая монография , стр. 27, Студия HRG, Загреб (1999), ISBN 953-97699-0-6
- ^ Объект всемирного наследия ЮНЕСКО: Трогир