Хорватское католическое движение
![]() |
Часть серии о |
Католическая церковь в Хорватии |
---|

Хорватское католическое движение ( ХКП ) — форма политического католицизма , действовавшая в первой половине 20 века в Хорватии и Боснии и Герцеговине . Движение было ответом на растущий либерализм с новым, агрессивным подходом, поскольку церковь и религия потеряли влияние. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Движение началось с Первого хорватского католического собрания в Загребе в 1900 году, которое было инициировано аналогичными движениями в Европе и по инициативе пап Льва XIII и Пия X. По итогам встречи было создано Хорватское католическое издательское общество, которое в 1904 году издавало католическую газету «Хрватство» в Загребе . Тем временем Антун Махнич (1850–1920), епископ Крк , основал журнал христианской философии под названием «Хрватска стража» . В то же время он основал студенческие католические журналы и общества по всей Австро-Венгерской монархии . Одним из них был академический клуб «Домагой» в Загребе (основан в 1906 г.). Органом студенческих обществ был «Луч» (издавался с 1905), редактором которого был Любомир Маракович .

Позже Махнич основал общество Пия, которое издавало еженедельную газету «Ютро» . были некоторые разногласия Между группой вокруг «Хрватства» , основавшей новую политическую партию, и группой вокруг «Ютро» . Решающим годом для Движения стал 1910 год, когда был создан хорватский католический народный союз и исчезло Хрватство с его партией. В том же году был основан Хорватский католический студенческий союз как корпоративный орган всех студенческих ассоциаций. HKP стала сильнее, и вскоре ей стало управлять новое руководство – Хорватское католическое старшинство (HKS), исключительная организация католических клерикальных и светских интеллектуальных кругов (1912 г.).
Целью HKP была защита и продвижение католической веры и ее моральных принципов в общественной и общественной жизни Хорватии, которым угрожали быстрые темпы либерализма и секуляризма . Также важнейшим вопросом был сбор и духовно-интеллектуальное воспитание молодежи. К началу Первой мировой войны HKP насчитывала около 5 000 членов в различных базовых обществах в городах и деревнях.
Судьбоносным событием в развитии Хорватского католического движения (ХКП) стало появление рождественского номера католического журнала Riječke novine , пожилые люди – кружок вокруг Петра Рогуля – публикуют свою «первую политическую программную статью», в которой они принимают взгляд на необходимость достижения «национального единства словенцев, хорватов и сербов». Когда старшие приняли Майскую декларацию 1917 года в качестве основы для своей работы над «национальными вопросами», стало совершенно очевидно, что «югославская ориентация» ГКП Рогуляи одержала решающую победу. «Декларация» достигла политического пика, когда Антун Махнич начал публично ее поддерживать (1918 г.). В 1918 году HKS основал Хорватскую народную партию , которая была в основном клерикальной и преимущественно ориентированной на Югославию, что привело к большой неудаче в новом государстве – Королевстве Югославия .
В новых обстоятельствах в 1920-х годах появилась новая мирская католическая организация – «Хрватски орлови», основанная Иво Протулипаком и Иваном Мерцем . Орлови стала очень популярной и широко распространенной католической молодежной организацией в Хорватии . Из-за притеснений югославского режима «Орлови» приходится работать под новым названием: «Крижари» (1929).
От первоначального ХКП не осталось ничего, кроме «Домагоя» и «Крижари». Между «Крижарами» и «Домагоем» существовали большие споры и разногласия. Епископы Альдо пытались в 1930-е годы объединить «Домагоя» и «Крижари» в одну католическую акцию , но это оказалось невозможным.
После Второй мировой войны в коммунистической Югославии была запрещена вся публичная религиозная деятельность, связанная с антикоммунистической политикой.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Марк Биондич, «Радикальный католицизм и фашизм в Хорватии, 1918–1945 1». Тоталитарные движения и политические религии 8.2 (2007): 383-399.
- ^ Лончаревич, Владимир (март 2005 г.). « Литературное и культурное значение периодического издания «Хрватска стража»] (PDF) . Обновленная жизнь (на хорватском языке). 60 (1) . Проверено 1 октября 2012 года .
Источники
[ редактировать ]- Биондич, Марк. «Радикальный католицизм и фашизм в Хорватии, 1918–1945 1». Тоталитарные движения и политические религии 8 № 2 (2007): 383-399.
- МАТИЕВИЧ, Златко: «Хорватское католическое движение и создание югославского государства (1912–1918)», в «Обзоре истории Хорватии », Загреб , 1 (2005), 1, стр. 159–177.
- КРИШТО, Юре: Хорватское католическое движение (1903–1945) , Загреб , 2004.
- МАТИЕВИЧ, Златко: «Хорватское католическое движение и политика (1903–1929)», в Croatica Christiana Periodica , Загреб , 25 (2001), 47, стр. 181 – 205.
- СИНЬЕРИ, Йосип: «Епископ Антун Махнич и хорватское католическое движение», в Rijeka Theological Journal , Rijeka , 15 (2007), 2 (30), стр. 551 – 587.
- Новак, Виктор (2011). Magnum Crimen: полвека клерикализма в Хорватии . Том. 1. Ягодина: Гамбит. ISBN 9788676240494 .
- Новак, Виктор (2011). Magnum Crimen: полвека клерикализма в Хорватии . Том. 2. Ягодина: Гамбит. ISBN 9788676240494 .