Церковь Святого Спасения, Цетина
Церковь Святого Спасения | |
---|---|
Церковь Святого Спасителя | |
![]() Церковь Святого Спасения | |
43 ° 58'23,6 "N 16 ° 25'37,8" E / 43,973222 ° N 16,427167 ° E | |
Расположение | Цетина , Хорватия |
Страна | ![]() |
Номинал | Халкидонское христианство |
Архитектура | |
Годы постройки | 9 век |
Тип | Охраняемые культурные блага |
Справочный номер. | Z-4303 [ 1 ] |
![]() |
Часть серии о |
Католическая церковь в Хорватии |
---|
Церковь Святого Спасения или Святого Спасителя ( хорватский : Crkva Sv. Spasa ) была дороманской церковью во внутренних районах Далмации , Хорватия , руины которой сейчас являются историческим местом. Он расположен в небольшой деревне Цетина , недалеко от источника реки Цетина , в 8 км к северо-западу от города Врлика .
Остатки церкви имеют историческое значение в Хорватии, поскольку это единственная церковь, построенная до раскола, с колокольней . сохранившейся [ 2 ]
Описание
[ редактировать ]Когда-то церковь представляла собой однопродольно-нефное сооружение со святилищем , состоящим из трех апсид, в форме трилистника на восточном конце. [ 3 ] Во время более поздней реконструкции средняя апсида была снесена и заменена более крупной прямоугольной апсидой. Перед входом располагалась внушительная колокольня двухэтажный западный притвор . , а перед нефом церкви - [ 2 ] Вестворк — примечательная особенность каролингской архитектуры , которая достигла своего пика в Европе в 9 веке.
Церковь сводчатая, с пятью парами мощных полукруглых контрфорсов и туфом , найденным в земле при раскопках. [ 4 ] В то время как первая пара контрфорсов опирается по диагонали на края западной конструкции, вторая пара усиливает часть стены, отделяющую западную конструкцию от нефа, затем следующие две пары поддерживают стены нефа, а последняя пара поддерживает боковые апсиды. [ 5 ] Своды поддерживают галерею на западной стороне возле входа, куда можно попасть по лестнице с севера и выйти на платформу на втором этаже. [ 5 ] Галерея, предположительно предназначавшаяся для графа, когда он участвовал в службах, смотрела на неф через три круглых отверстия, центральное из которых было выше остальных. [ 5 ]
История
[ редактировать ]Средневековые времена
[ редактировать ]Церковь была построена недалеко от Врлики, называемой Врх Рике, в 9-10 веках. [ 6 ] Он был датирован временем Бранимира герцога Далматинской Хорватии посредством сравнительного анализа алтарной балки с другими артефактами, носящими имя Бранимира, выполненным Иво Петричоли в 1980 и 1984 годах. [ 7 ] Это один из старейших и лучше всего сохранившихся крупных памятников ранней дороманской сакральной архитектуры. [ 8 ]
Он был заказан как частная церковь местным жупаном (префектом округа) Гастикой из Цетины по рекомендации Папы Стефана VI в память о его семье. [ 9 ] Это подтверждается надписью на балке, взятой из алтаря, где записано на латыни: AD ONOREM D(omi)N(u)MN(ostri) IESU CHR(ist)I EGO GASTICA HUPPANUS D(onavi) I AND ANIMATE ME AND МОЙ MATR(i)S НАЗНАЧИЛ МЕНЯ, И F(i)LIIS НАЗНАЧИЛ МЕНЯ. [ 10 ] В переводе это означает, что церковь была посвящена Христу и построена по приказу префекта Гастики, сына Немира. [ 11 ] Балки хранятся вместе с другими артефактами, найденными на территории Археологического музея в Сплите .
Разрушение
[ редактировать ]В начале 15 века Хрвое Вукчич укрепил крепость Прозор , и большая часть жителей переехала из Врх Рики во Врлику. [ нужна ссылка ] После вторжения Османской империи в 1492 году церковь и поселение сильно пострадали, и значительная часть жителей бежала в Турополье . [ 6 ] Впоследствии церковь разрушилась. Руины церкви и окружающие ее гробницы были описаны архиепископом Сплитским Степаном Купилли во время его поездки по землям своей архиепархии в 1708 году, а также Альберто Фортисом во время его путешествия в 1774 году и Иваном Ловричем в 1776 году. [ 12 ]
Несмотря на разрушенное состояние, руины церкви по-прежнему считались местным населением священным местом. Францисканский археолог Степан Златович описал паломничество местных католиков, которое они продолжали совершать каждый год в День Вознесения , когда приходской священник Врлики проводил специальную мессу среди руин церкви. [ 13 ]
В конце 19 века францисканский монах Лухо Марун из прихода Книн стал первым человеком, проведшим раскопки на этом месте, результаты которых он опубликовал в 1895 и 1896 годах. [ 14 ] Первую известную фотографию церкви Марун сделал в 1894 году, которая оказалась чрезвычайно ценной для будущих исследователей, поскольку на фотографии изображены уже несуществующие части церковной стены. [ 15 ] Несмотря на свои усилия, Марун не смог завершить свою работу и поэтому не смог предоставить убедительных доказательств формирования церкви. [ 15 ]
Современный
[ редактировать ]
Лишь в 1947 году Музеем хорватских археологических памятников были проведены более научные археологические раскопки. [ 16 ] Работа группы под руководством известного археолога Степана Гунячи была сосредоточена на раскопках внутри церкви и на прилегающей территории и сохранении того, что осталось от существующих построек. [ 17 ] Именно Гуняча и его команда обнаружили алтарную балку, подтверждающую, что окружной префект Гастика является дарителем церкви. [ 18 ] Команда раскопала сотни старых хорватских могил, многие из которых содержат драгоценности, монеты, пояса, оружие и другие артефакты, которые сейчас хранятся в археологическом музее в Сплите. [ 18 ] [ 19 ] Благодаря этим находкам хорватская археологическая группа смогла определить возраст церкви - конец 9 века. [ 20 ]
Сербская православная епархия Далмации опубликовала противоречивую оценку происхождения Святого Спасения. [ 21 ] первоначально опубликовано Мирко Лежаичем в 1939 году в Белграде, в котором говорится, что его построил Твртко I , и что он был разрушен турками в 1512 году. [ 22 ] Это опровергается археологическими и историческими свидетельствами, которые убедительно датируют основание церкви и окружающих могил не позднее 10 века. [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ]
Историческая и духовная собственность на остатки церкви уже давно является источником напряженности между местным хорватским католиком и сербским православным населением, причем обе стороны претендуют на право собственности. После завершения археологических раскопок в 1954 году сербское православное население начало кампанию по беспорядочному захоронению своих умерших по всей территории, чтобы претендовать на церковь. [ 26 ] В 1983 году монахи Сербской православной церкви установили железные зарешеченные ворота у входа в церковь и загородили окна стеной, чтобы не допустить использования церкви католиками. [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] Тогда же был разрушен и древний фрагмент стены, изображающий хорватское переплетение . [ 28 ] Лишь после окончания войны католики смогли вернуться в церковь и продолжить свое ежегодное паломничество, чтобы отпраздновать Вознесение. [ 30 ] [ 31 ]
Могилы
[ редактировать ]
В могилах, найденных рядом с церковью и датированных IX–XIV веками, был использован особый вид ткани, который по качеству был сопоставим с одеждой XVIII и XIX веков. [ 32 ] находится более 1026 старых хорватских могил , представляющих большой археологический интерес. Вокруг церкви [ 6 ] В самой церкви было обнаружено несколько гробниц, большинство из которых (более 800) изначально имели стеччи , особый тип средневековых надгробий, встречающихся на западных Балканах. На культуру того времени повлияла Франкская империя , что было отмечено в археологических находках того периода и в структуре церкви. [ 11 ]
В ходе раскопок Гунячи и его команды было обнаружено более 1000 могил на площади 11 250 м2, большинство из которых, по оценкам, были захоронены между 11 и 16 веками, а также некоторые останки. В могилах найдено несколько артефактов, включая серьги, кольца, пуговицы, ткань, плитку и различные монеты. [ 33 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Археологический памятник церкви Святого Спаса» . Реестр культурных ценностей . Проверено 28 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Цетина – Святой Спас» . Музей хорватских археологических памятников в Сплите . Проверено 15 августа 2020 г. .
- ^ Госс, Владимир (2010). «Возвращение к хорватскому западному делу» (PDF) . Журнал Института истории искусств Словацкой академии наук : 9 . Проверено 6 сентября 2020 г.
- ^ Юркович 1995 .
- ^ Jump up to: а б с Госс, Владимир (2010). Четыре века европейского искусства, 800-1200 гг . Загреб: Золотая техническая книга по маркетингу. п. 58. ИСБН 978-953-212-395-1 .
- ^ Jump up to: а б с «Повиест» [История]. Официальный сайт Врлики (на хорватском языке). Архивировано из оригинала 18 февраля 2013 г. Проверено 26 февраля 2013 г.
- ^ Юркович 1995 , с. 63.
- ^ Юркович 1995 , с. 55.
- ^ Юркович 1995 , стр. 63–64, 75.
- ^ Делога, Ведрана. «Донорская надпись префекта Гостихи из церкви Св. Спаса в Цетине (Врх Ричи)» .
- ^ Jump up to: а б «Приход РКТ Пресвятой Богородицы Рузарицы - Церковь Св. Спасителя, Цетина» (на хорватском языке). Муниципалитет Врлика. Архивировано из оригинала 24 апреля 2013 г. Проверено 26 февраля 2013 г.
- ^ Милошевич, Анте (2005). «Археологические источники по средневековой истории Цетины». Факультет философии, Задар : 11.
- ^ Златович, Стипе (октябрь 1879 г.). «Старая церковь и кладбище во Вреле Цетине». Журнал Хорватского археологического общества . 4 : 103.
- ^ Марун, Лухо (1895). «Старое хорватское кладбище с церковью Св. Спасителя в Цетине». Старогривская просвета (1): 183–187, 224–230.
- ^ Jump up to: а б Марасович, Томислав (1995). "Церковь Св. Спаса у источника в Цетине" (PDF) . Старое хорватское образование . III (22): 38. S2CID 127428949 . Архивировано из оригинала (PDF) 15 февраля 2020 г. Проверено 24 августа 2020 г.
- ^ Желовина, Душан (1990). «ДРЕВНЯЯ ХОРВАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ СПАСЕНИЯ У ИСТОЧНИКА РЕКИ ЦЕТИНЫ И КЛАДБИЩЕ ВОКРУГ НЕГО В СВЕТЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ» . Вклад в историю искусства Далмации . 30 (1):36 . Проверено 23 августа 2020 г. .
- ^ Желовина, Д. (1981). «Памяти СТЕПАНА ГУНЯЧИ (1909-1981)» . Старое хорватское образование . III (14): 9–11 . Проверено 23 августа 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б ГУНЯЧА, СТЕПАН (1955). «РАБОТА МУЗЕЯ ХОРВАТСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ В 1952 ГОДУ» (PDF) . Старое хорватское образование . III (4): 228 . Проверено 24 августа 2020 г.
- ^ Живкович, Диана Нола. «ИЗУЧЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ 160 ИЗУЧЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ» (PDF) . Город Книн . Увеа . Проверено 24 августа 2020 г.
- ^ Марасович, Томислав (1995). "Церковь Св. Спаса у источника в Цетине" (PDF) . Старое хорватское образование . III (22): 39. S2CID 127428949 . Архивировано из оригинала (PDF) 15 февраля 2020 г. Проверено 24 августа 2020 г.
- ^ «Црквени живот» (на хорватском языке). Муниципалитет Цивляне. Архивировано из оригинала 26 августа 2013 г. Проверено 26 февраля 2013 г.
- ^ «Борьба за веру, церковь и образование» . Крка (на сербском языке) (42). 2010 . Проверено 26 февраля 2013 г.
Для монастыря Драгович «в честь Пресвятой Девы Марии и рождения Ее». Милаш считает, что он был основан в 1395 году. Традиция связывает его происхождение с боснийским королем Стефаном Твртко I, который снова был связан с Неманичами «по женской линии» и который построил церковь «Св. Спаса», разрушенный турками в 1512 году. Руины с богомильскими стечками можно увидеть и сегодня.
- ^ Петричиоли, Иво (декабрь 1995 г.). «Церковь Св. Спаса у источника в Цетине» . Старое хорватское образование . III (22): 19–20 . Проверено 22 августа 2020 г.
- ^ Гуняча, Степан (декабрь 1995 г.). «Работы над церковью и кладбищем Святого Спаса у Цетинского источника» . Старое хорватское образование . III (22): 33 . Проверено 22 августа 2020 г.
- ^ Радич, Франо (1895). «Старое хорватское кладбище с церковью Св. Спасителя в Цетине». Старое хорватское образование . Я (3–4): 184.
- ^ Скриняр, Любомир. «Старая хорватская церковь Святого Спасителя у истока реки Цетины» . hkv.hr. Проверено 6 сентября 2020 г.
- ^ «6 декабря 1981 года. Степан Гуняча» . Народ.hr . Проверено 6 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б МАРАСОВИЧ, Томислав (1995). «Церковь Св. Спаса у источника Цетины». Старое хорватское образование . III (22): 41.
- ^ Живкович, о. Илья (1996). Раненая церковь в Хорватии: уничтожение сакрального наследия Хорватии (1991-1995) . Загреб: Хорватская конференция епископов. стр. 232–233. ISBN 9789536525027 .
- ^ «Наш Киев» (PDF) . Киево.hr . Вестник муниципалитета Киево . Проверено 6 сентября 2020 г.
- ^ «Паломничество к старохорватской церкви Св. Спасителя у источника Цетины» . Католическое информационное агентство . Проверено 6 сентября 2020 г.
- ^ «Znanost u Hrvata: prirodoslovlje i njegova primjena» [Века естествознания в Хорватии: теория и применение] (на хорватском языке). Июнь – октябрь 1996 г. Архивировано из оригинала 18 мая 2011 г. Проверено 3 октября 2010 г.
- ^ Милошевич, Анте (2005). «Археологические источники по средневековой истории Цетины» . Университет Задара : 26 . Проверено 24 августа 2020 г.
Общие источники
[ редактировать ]- Юркович, Мильенко (декабрь 1995 г.). « Церковь Спасителя у истока реки Цетины и Вестворк в хорватском дороманском стиле». Старое хорватское образование (на хорватском языке). III (22). Сплит: Музей хорватских археологических памятников : 55–80. ISSN 0351-4536 . Проверено 19 июня 2020 г.
- Марасович, Томислав (декабрь 1995 г.). «Церковь Святого Спаса у истока реки Цетины: вклад в типологический анализ» [Церковь Святого Спаса у истока реки Цетины]. Старое хорватское образование (на хорватском языке). III (22). Сплит: Музей хорватских археологических памятников : 37–54. ISSN 0351-4536 . Проверено 19 июня 2020 г.
- Петричиоли, Иво (декабрь 1995 г.). «Црква Св. Спаса на врелу Цетине». Старогривская просвета (на хорватском языке). III (22). Сплит: Музей хорватских археологических памятников : 19–28. ISSN 0351-4536 . Проверено 19 июня 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с церковью Святого Спасения, Цетина, на Викискладе?