Jump to content

Церковь Святого Спасения, Цетина

Координаты : 43 ° 58'23,6 "N 16 ° 25'37,8" E  /  43,973222 ° N 16,427167 ° E / 43,973222; 16.427167
Церковь Святого Спасения
Церковь Святого Спасителя
Церковь Святого Спасения
Церковь Святого Спасения находится в Хорватии.
Церковь Святого Спасения
Церковь Святого Спасения
43 ° 58'23,6 "N 16 ° 25'37,8" E  /  43,973222 ° N 16,427167 ° E / 43,973222; 16.427167
Расположение Цетина , Хорватия
Страна  Хорватия
Номинал Халкидонское христианство
Архитектура
Годы постройки 9 век
Тип Охраняемые культурные блага
Справочный номер. Z-4303 [ 1 ]

Церковь Святого Спасения или Святого Спасителя ( хорватский : Crkva Sv. Spasa ) была дороманской церковью во внутренних районах Далмации , Хорватия , руины которой сейчас являются историческим местом. Он расположен в небольшой деревне Цетина , недалеко от источника реки Цетина , в 8 км к северо-западу от города Врлика .

Остатки церкви имеют историческое значение в Хорватии, поскольку это единственная церковь, построенная до раскола, с колокольней . сохранившейся [ 2 ]

Описание

[ редактировать ]

Когда-то церковь представляла собой однопродольно-нефное сооружение со святилищем , состоящим из трех апсид, в форме трилистника на восточном конце. [ 3 ] Во время более поздней реконструкции средняя апсида была снесена и заменена более крупной прямоугольной апсидой. Перед входом располагалась внушительная колокольня двухэтажный западный притвор . , а перед нефом церкви - [ 2 ] Вестворк — примечательная особенность каролингской архитектуры , которая достигла своего пика в Европе в 9 веке.

Церковь сводчатая, с пятью парами мощных полукруглых контрфорсов и туфом , найденным в земле при раскопках. [ 4 ] В то время как первая пара контрфорсов опирается по диагонали на края западной конструкции, вторая пара усиливает часть стены, отделяющую западную конструкцию от нефа, затем следующие две пары поддерживают стены нефа, а последняя пара поддерживает боковые апсиды. [ 5 ] Своды поддерживают галерею на западной стороне возле входа, куда можно попасть по лестнице с севера и выйти на платформу на втором этаже. [ 5 ] Галерея, предположительно предназначавшаяся для графа, когда он участвовал в службах, смотрела на неф через три круглых отверстия, центральное из которых было выше остальных. [ 5 ]

Средневековые времена

[ редактировать ]

Церковь была построена недалеко от Врлики, называемой Врх Рике, в 9-10 веках. [ 6 ] Он был датирован временем Бранимира герцога Далматинской Хорватии посредством сравнительного анализа алтарной балки с другими артефактами, носящими имя Бранимира, выполненным Иво Петричоли [ час ] в 1980 и 1984 годах. [ 7 ] Это один из старейших и лучше всего сохранившихся крупных памятников ранней дороманской сакральной архитектуры. [ 8 ]

Он был заказан как частная церковь местным жупаном (префектом округа) Гастикой из Цетины по рекомендации Папы Стефана VI в память о его семье. [ 9 ] Это подтверждается надписью на балке, взятой из алтаря, где записано на латыни: AD ONOREM D(omi)N(u)MN(ostri) IESU CHR(ist)I EGO GASTICA HUPPANUS D(onavi) I AND ANIMATE ME AND МОЙ MATR(i)S НАЗНАЧИЛ МЕНЯ, И F(i)LIIS НАЗНАЧИЛ МЕНЯ. [ 10 ] В переводе это означает, что церковь была посвящена Христу и построена по приказу префекта Гастики, сына Немира. [ 11 ] Балки хранятся вместе с другими артефактами, найденными на территории Археологического музея в Сплите .

Разрушение

[ редактировать ]

В начале 15 века Хрвое Вукчич укрепил крепость Прозор , и большая часть жителей переехала из Врх Рики во Врлику. [ нужна ссылка ] После вторжения Османской империи в 1492 году церковь и поселение сильно пострадали, и значительная часть жителей бежала в Турополье . [ 6 ] Впоследствии церковь разрушилась. Руины церкви и окружающие ее гробницы были описаны архиепископом Сплитским Степаном Купилли во время его поездки по землям своей архиепархии в 1708 году, а также Альберто Фортисом во время его путешествия в 1774 году и Иваном Ловричем в 1776 году. [ 12 ]

Несмотря на разрушенное состояние, руины церкви по-прежнему считались местным населением священным местом. Францисканский археолог Степан Златович описал паломничество местных католиков, которое они продолжали совершать каждый год в День Вознесения , когда приходской священник Врлики проводил специальную мессу среди руин церкви. [ 13 ]

В конце 19 века францисканский монах Лухо Марун из прихода Книн стал первым человеком, проведшим раскопки на этом месте, результаты которых он опубликовал в 1895 и 1896 годах. [ 14 ] Первую известную фотографию церкви Марун сделал в 1894 году, которая оказалась чрезвычайно ценной для будущих исследователей, поскольку на фотографии изображены уже несуществующие части церковной стены. [ 15 ] Несмотря на свои усилия, Марун не смог завершить свою работу и поэтому не смог предоставить убедительных доказательств формирования церкви. [ 15 ]

Современный

[ редактировать ]
Внутри церкви

Лишь в 1947 году Музеем хорватских археологических памятников были проведены более научные археологические раскопки. [ 16 ] Работа группы под руководством известного археолога Степана Гунячи была сосредоточена на раскопках внутри церкви и на прилегающей территории и сохранении того, что осталось от существующих построек. [ 17 ] Именно Гуняча и его команда обнаружили алтарную балку, подтверждающую, что окружной префект Гастика является дарителем церкви. [ 18 ] Команда раскопала сотни старых хорватских могил, многие из которых содержат драгоценности, монеты, пояса, оружие и другие артефакты, которые сейчас хранятся в археологическом музее в Сплите. [ 18 ] [ 19 ] Благодаря этим находкам хорватская археологическая группа смогла определить возраст церкви - конец 9 века. [ 20 ]

Сербская православная епархия Далмации опубликовала противоречивую оценку происхождения Святого Спасения. [ 21 ] первоначально опубликовано Мирко Лежаичем в 1939 году в Белграде, в котором говорится, что его построил Твртко I , и что он был разрушен турками в 1512 году. [ 22 ] Это опровергается археологическими и историческими свидетельствами, которые убедительно датируют основание церкви и окружающих могил не позднее 10 века. [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ]

Историческая и духовная собственность на остатки церкви уже давно является источником напряженности между местным хорватским католиком и сербским православным населением, причем обе стороны претендуют на право собственности. После завершения археологических раскопок в 1954 году сербское православное население начало кампанию по беспорядочному захоронению своих умерших по всей территории, чтобы претендовать на церковь. [ 26 ] В 1983 году монахи Сербской православной церкви установили железные зарешеченные ворота у входа в церковь и загородили окна стеной, чтобы не допустить использования церкви католиками. [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] Тогда же был разрушен и древний фрагмент стены, изображающий хорватское переплетение . [ 28 ] Лишь после окончания войны католики смогли вернуться в церковь и продолжить свое ежегодное паломничество, чтобы отпраздновать Вознесение. [ 30 ] [ 31 ]

Церковь Святого Спасения перед Динара горой
Церковь Святого Спасения и кладбище Ита

В могилах, найденных рядом с церковью и датированных IX–XIV веками, был использован особый вид ткани, который по качеству был сопоставим с одеждой XVIII и XIX веков. [ 32 ] находится более 1026 старых хорватских могил , представляющих большой археологический интерес. Вокруг церкви [ 6 ] В самой церкви было обнаружено несколько гробниц, большинство из которых (более 800) изначально имели стеччи , особый тип средневековых надгробий, встречающихся на западных Балканах. На культуру того времени повлияла Франкская империя , что было отмечено в археологических находках того периода и в структуре церкви. [ 11 ]

В ходе раскопок Гунячи и его команды было обнаружено более 1000 могил на площади 11 250 м2, большинство из которых, по оценкам, были захоронены между 11 и 16 веками, а также некоторые останки. В могилах найдено несколько артефактов, включая серьги, кольца, пуговицы, ткань, плитку и различные монеты. [ 33 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Археологический памятник церкви Святого Спаса» . Реестр культурных ценностей . Проверено 28 мая 2023 г.
  2. ^ Jump up to: а б «Цетина – Святой Спас» . Музей хорватских археологических памятников в Сплите . Проверено 15 августа 2020 г. .
  3. ^ Госс, Владимир (2010). «Возвращение к хорватскому западному делу» (PDF) . Журнал Института истории искусств Словацкой академии наук : 9 . Проверено 6 сентября 2020 г.
  4. ^ Юркович 1995 .
  5. ^ Jump up to: а б с Госс, Владимир (2010). Четыре века европейского искусства, 800-1200 гг . Загреб: Золотая техническая книга по маркетингу. п. 58. ИСБН  978-953-212-395-1 .
  6. ^ Jump up to: а б с «Повиест» [История]. Официальный сайт Врлики (на хорватском языке). Архивировано из оригинала 18 февраля 2013 г. Проверено 26 февраля 2013 г.
  7. ^ Юркович 1995 , с. 63.
  8. ^ Юркович 1995 , с. 55.
  9. ^ Юркович 1995 , стр. 63–64, 75.
  10. ^ Делога, Ведрана. «Донорская надпись префекта Гостихи из церкви Св. Спаса в Цетине (Врх Ричи)» .
  11. ^ Jump up to: а б «Приход РКТ Пресвятой Богородицы Рузарицы - Церковь Св. Спасителя, Цетина» (на хорватском языке). Муниципалитет Врлика. Архивировано из оригинала 24 апреля 2013 г. Проверено 26 февраля 2013 г.
  12. ^ Милошевич, Анте (2005). «Археологические источники по средневековой истории Цетины». Факультет философии, Задар : 11.
  13. ^ Златович, Стипе (октябрь 1879 г.). «Старая церковь и кладбище во Вреле Цетине». Журнал Хорватского археологического общества . 4 : 103.
  14. ^ Марун, Лухо (1895). «Старое хорватское кладбище с церковью Св. Спасителя в Цетине». Старогривская просвета (1): 183–187, 224–230.
  15. ^ Jump up to: а б Марасович, Томислав (1995). "Церковь Св. Спаса у источника в Цетине" (PDF) . Старое хорватское образование . III (22): 38. S2CID   127428949 . Архивировано из оригинала (PDF) 15 февраля 2020 г. Проверено 24 августа 2020 г.
  16. ^ Желовина, Душан (1990). «ДРЕВНЯЯ ХОРВАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ СПАСЕНИЯ У ИСТОЧНИКА РЕКИ ЦЕТИНЫ И КЛАДБИЩЕ ВОКРУГ НЕГО В СВЕТЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ» . Вклад в историю искусства Далмации . 30 (1):36 . Проверено 23 августа 2020 г. .
  17. ^ Желовина, Д. (1981). «Памяти СТЕПАНА ГУНЯЧИ (1909-1981)» . Старое хорватское образование . III (14): 9–11 . Проверено 23 августа 2020 г. .
  18. ^ Jump up to: а б ГУНЯЧА, СТЕПАН (1955). «РАБОТА МУЗЕЯ ХОРВАТСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ В 1952 ГОДУ» (PDF) . Старое хорватское образование . III (4): 228 . Проверено 24 августа 2020 г.
  19. ^ Живкович, Диана Нола. «ИЗУЧЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ 160 ИЗУЧЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ» (PDF) . Город Книн . Увеа . Проверено 24 августа 2020 г.
  20. ^ Марасович, Томислав (1995). "Церковь Св. Спаса у источника в Цетине" (PDF) . Старое хорватское образование . III (22): 39. S2CID   127428949 . Архивировано из оригинала (PDF) 15 февраля 2020 г. Проверено 24 августа 2020 г.
  21. ^ «Црквени живот» (на хорватском языке). Муниципалитет Цивляне. Архивировано из оригинала 26 августа 2013 г. Проверено 26 февраля 2013 г.
  22. ^ «Борьба за веру, церковь и образование» . Крка (на сербском языке) (42). 2010 . Проверено 26 февраля 2013 г. Для монастыря Драгович «в честь Пресвятой Девы Марии и рождения Ее». Милаш считает, что он был основан в 1395 году. Традиция связывает его происхождение с боснийским королем Стефаном Твртко I, который снова был связан с Неманичами «по женской линии» и который построил церковь «Св. Спаса», разрушенный турками в 1512 году. Руины с богомильскими стечками можно увидеть и сегодня.
  23. ^ Петричиоли, Иво (декабрь 1995 г.). «Церковь Св. Спаса у источника в Цетине» . Старое хорватское образование . III (22): 19–20 . Проверено 22 августа 2020 г.
  24. ^ Гуняча, Степан (декабрь 1995 г.). «Работы над церковью и кладбищем Святого Спаса у Цетинского источника» . Старое хорватское образование . III (22): 33 . Проверено 22 августа 2020 г.
  25. ^ Радич, Франо (1895). «Старое хорватское кладбище с церковью Св. Спасителя в Цетине». Старое хорватское образование . Я (3–4): 184.
  26. ^ Скриняр, Любомир. «Старая хорватская церковь Святого Спасителя у истока реки Цетины» . hkv.hr. Проверено 6 сентября 2020 г.
  27. ^ «6 декабря 1981 года. Степан Гуняча» . Народ.hr . Проверено 6 сентября 2020 г.
  28. ^ Jump up to: а б МАРАСОВИЧ, Томислав (1995). «Церковь Св. Спаса у источника Цетины». Старое хорватское образование . III (22): 41.
  29. ^ Живкович, о. Илья (1996). Раненая церковь в Хорватии: уничтожение сакрального наследия Хорватии (1991-1995) . Загреб: Хорватская конференция епископов. стр. 232–233. ISBN  9789536525027 .
  30. ^ «Наш Киев» (PDF) . Киево.hr . Вестник муниципалитета Киево . Проверено 6 сентября 2020 г.
  31. ^ «Паломничество к старохорватской церкви Св. Спасителя у источника Цетины» . Католическое информационное агентство . Проверено 6 сентября 2020 г.
  32. ^ «Znanost u Hrvata: prirodoslovlje i njegova primjena» [Века естествознания в Хорватии: теория и применение] (на хорватском языке). Июнь – октябрь 1996 г. Архивировано из оригинала 18 мая 2011 г. Проверено 3 октября 2010 г.
  33. ^ Милошевич, Анте (2005). «Археологические источники по средневековой истории Цетины» . Университет Задара : 26 . Проверено 24 августа 2020 г.

Общие источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 925c033e789de14f7813e65d7d6538c9__1719640800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/92/c9/925c033e789de14f7813e65d7d6538c9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Church of Holy Salvation, Cetina - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)