Католическая церковь в Болгарии
Часть серии о |
Католическая церковь по странам |
---|
Портал католицизма |
Католическая церковь является четвертой по величине религиозной общиной в Болгарии после восточного православия , ислама и протестантизма . Ее корни в стране уходят в средние века и являются частью всемирной католической церкви под духовным Папы Римского руководством .
Демография
[ редактировать ]Часть серии о |
болгары болгары |
---|
Культура |
По стране |
Подгруппы |
Религия |
Язык |
Другой |
По переписи населения страны 2021 года 0,7% населения (около 49 000 человек) заявили, что они католики. [1] Это по сравнению с 48 945 человек в 2011 году. [2] 43 811 в 2001 году и 53 074 в 1992 году.
Подавляющее большинство католиков в Болгарии в 2001 году были этническими болгарами , а остальные принадлежали к ряду других этнических групп, таких как хорваты, итальянцы, арабы и немцы.
Болгарские католики проживают преимущественно в районах Свиштова и Пловдива и являются в основном потомками еретической христианской секты павликиан , перешедшей в католицизм в 16-17 веках. Крупнейшим католическим городом Болгарии является Раковский в Пловдивской области . Этнические болгары-католики, известные как банатские болгары, также населяют центральноевропейский регион Банат . Их число неофициально оценивается в 12 000 человек, хотя румынская перепись насчитывает только 6 500 банатских болгар в румынской части региона.
Болгарские католики являются потомками трех групп. Первыми были обращенные павликиане [ нужна ссылка ] от течения реки Осым (между Старой Планиной и Дунаем ) и вокруг Пловдива — вторая (и самая большая) группа [ нужна ссылка ] , а третья (и наиболее ограниченная) состоит из новообращенных восточно-православных . [ нужна ссылка ]
Географическое распространение
[ редактировать ]В 2011 году большинство католиков проживало в провинции Пловдив (19 502 католика), за ней следовали город София (5 572 католика) и провинции Плевен (5 164 католика) и Велико Тырново (3 276 католиков).
Муниципалитет | Католическое население 2011 г. [3] | % ответивших | % от общей численности населения |
---|---|---|---|
Раковский муниципалитет | 11,400 | 53.2% | 43.2% |
София | 5,572 | 0.5% | 0.4% |
город Пловдив | 3,681 | 1.4% | 1.1% |
Калояновский муниципалитет | 2,630 | 23.5% | 22.1% |
Свиштовский муниципалитет | 2,396 | 7.5% | 5.6% |
Муниципалитет Белене | 1,872 | 31.9% | 18.1% |
Муниципалитет Левски | 1,504 | 11.0% | 7.5% |
Муниципалитет Варны | 1,203 | 0.5% | 0.4% |
Плевенский муниципалитет | 1,173 | 1.0% | 0.9% |
Болгария в целом | 48,945 | 0.8% | 0.7% |
История
[ редактировать ]Болгарская империя
[ редактировать ]Хотя присутствие католицизма существовало во времена правления Римской империи на Балканском полуострове, католические миссионеры впервые попытались обратить болгар во время правления царя Бориса I в середине 9 века. Они не увенчались успехом, и Борис I возглавил обращение болгар в восточное христианство. В 1204 году болгарский царь Калоян (1197–1207) сформировал недолговечный союз между Католической церковью и Болгарской православной церковью в качестве политической тактики, чтобы сбалансировать религиозную власть Византийской империи . Союз распался, когда Болгарский Патриархат был восстановлен в 1235 году во время Лампсакского собора.
Османское правление
[ редактировать ]Тем не менее, католические миссионеры возобновили свой интерес к Болгарии в 16 веке, после Тридентского собора , когда им помогли купцы из Дубровника на Адриатике . В следующем столетии католические миссионеры обратили в католичество большую часть павликиан , остатков некогда многочисленной еретической христианской секты. Многие считали, что обращение принесет помощь со стороны Западной Европы в освобождении Болгарии от Османской империи .
Однако к 1700 году османы начали преследовать католиков и препятствовать обращению их православных подданных.
Независимая Болгария
[ редактировать ]После того, как Болгария стала независимой, католическая церковь снова попыталась усилить свое влияние, открывая школы, колледжи и больницы по всей стране, а также предлагая стипендии студентам, желающим учиться за границей. Болгарский князь Фердинанд Саксен-Кобург-Готский сам был католиком и поддерживал Ватикан в этих усилиях. Папский нунций Анджело Ронкалли , впоследствии ставший Папой Иоанном XXIII , сыграл ведущую роль в учреждении католических институтов в Болгарии и в установлении дипломатических отношений между Болгарией и Ватиканом в 1925 году.
Коммунистическая Болгария
[ редактировать ]Коммунистическая эпоха была временем жестоких преследований католиков, номинально потому, что католицизм считался религией фашизма. Болгарские коммунисты также считали католицизм иностранным влиянием. При коммунистическом правлении католическим священникам было предъявлено обвинение в выполнении приказов Ватикана, проведении антисоциалистической деятельности и помощи оппозиционным партиям. В 1949 году иностранным священникам было запрещено проповедовать в Болгарии, а папскому нунцию было запрещено возвращаться в Болгарию. В то время отношения между Ватиканом и Болгарией были разорваны. Во время «католических процессов» 1951–1952 годов шестьдесят священников были осуждены за работу на западные спецслужбы и сбор политической, экономической и военной разведки для Запада; [4] [5] На основании этих обвинений были казнены четыре священника. В начале 1950-х годов имущество католических приходов было конфисковано, все католические школы, колледжи и клубы закрыты, католическая церковь лишена юридического статуса. Осталась лишь номинальная официальная терпимость к католическому богослужению.
Болгария с 1990 г.
[ редактировать ]Как и представители других конфессий, католики в Болгарии получили большую религиозную свободу после окончания коммунистического правления в 1989 году. Болгария восстановила отношения с Ватиканом в 1990 году, и болгарское правительство пригласило Папу Иоанна Павла II посетить Болгарию. Визит состоялся с 23 по 26 мая 2002 года и стал первым визитом Папы-католика в страну.
В 2022 году Церковь открыла собственную радиостанцию. Радио Аве Мария было открыто в присутствии кардинала Леонардо Сандри в Софии. [6]
Церкви и иерархии
[ редактировать ]Латинская церковь
[ редактировать ]Не существует ни церковной провинции для католиков Латинской церкви (использующих римский обряд ), ни суфражистов соседней, а только две освобожденные епархии (т.е. непосредственно подчиняющиеся Святому Престолу ):
- Софийско-Пловдивская епархия с кафедральным собором в Пловдиве и собором в Софии.
- Никопольская епархия с кафедральным собором в Русе .
Болгарская Византийско-Католическая Церковь
[ редактировать ]Помимо Латинской церкви, существует также sui iuris Болгарская греко-католическая церковь (для болгарских католиков византийского обряда ), которая следует болгарским церковным традициям и использует болгарский язык , основанная в 1926 году и по примеру нескольких организаций, созданных в конце 19-го века. века, прежде всего Македонского апостольского викариата болгар .
Он состоит исключительно из единственной епархии , которая ранее была апостольским экзархатом и возведена в ранг епархии в 2019 году. Епархия освобождена от уплаты налогов (т.е. непосредственно подчиняется Святому Престолу ):
- Болгарская греко-католическая епархия Софии с собором в Софии.
См. также
[ редактировать ]- Список католических епархий (структурированный вид)
- Восточное православие в Болгарии
- Протестантизм в Болгарии
- Религия в Болгарии
- Свобода религии в Болгарии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Отчет Госдепартамента США за 2022 год.
- ^ «Население по месту жительства, возрасту и вероисповеданию» (на болгарском языке). Национальный статистический институт. Архивировано из оригинала 28 января 2012 года . Проверено 12 июня 2012 г.
- ^ Религиозный состав: перепись 2011 г.
- ^ Калкаджиева, Д., «Католическая церковь в Болгарии и холодная война». В: Европа и Средиземноморье: Политические и культурные стратегии (19 и 20 века), Материалы конференции Нанси-Мальзевиль (4, 5, 6 сентября 1997 г.) под руководством Г. Мейнье и М. Руссо, (Нэнси: Университетские прессы Нанси, Франция, L'Hartmattan, 1999), 229–241.
- ^ Калканджиева, Даниэла (2014). «Болгарская восточно-католическая церковь» в книге Лукиана Н. Леустина (ред.), Восточное христианство и политика в XXI веке . Рутледж. стр. 681–703. ISBN 9780415684903 .
- ^ ACN (2 ноября 2022 г.). «Кардинал Сандри: «То, что было мечтой, теперь стало реальностью» » . АКС Интернешнл . Проверено 21 ноября 2022 г.
- В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел .
- Николов, А. Место и роль Болгарии в средневековой полемике православного Востока против католического Запада (на основе славянских переводных и оригинальных текстов XI-XIV вв.) - В: XVIII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Т. 1. Москва, 2008, 123-127