Католическая церковь в Новой Зеландии
Католическая церковь в Новой Зеландии | |
---|---|
Католическая церковь в Новой Зеландии | |
Классификация | католик |
Ориентация | латинский |
Политика | епископальный |
Папа Римский | Папа Франциск |
Архиепископ | Пол Мартин |
Область | Новая Зеландия |
Язык | английский , латынь |
Штаб-квартира | Дом Виара, Собор Святого Сердца , Веллингтон |
Источник | 1842 ( наместничество ) [1] |
Количество подписчиков | 470,919 (2018) [2] |
Официальный сайт | catholic.org.nz |
Часть серии о |
Католическая церковь по странам |
---|
Портал католицизма |
Католическая церковь Новой Зеландии ( маори : Te Hāhi Katorika ki Aotearoa ) является частью всемирной католической церкви под руководством Папы Римского в Риме , при поддержке Римской курии и новозеландских епископов . [3]
Католицизм был введен в Новую Зеландию в 1838 году миссионерами из Франции, обратившими маори . Когда в Новую Зеландию прибыли поселенцы с Британских островов, многие из которых были ирландскими католиками , католическая церковь стала церковью поселенцев, а не миссией маори. [4]
Церковь утверждает, что стала крупнейшей христианской конфессией в Новой Зеландии с разнообразным в культурном отношении членами. [1] , которая зафиксировала 314 913 приверженцев в Новой Зеландии , «англиканцы» являются крупнейшей христианской религиозной религией в Новой Зеландии Тем не менее, согласно переписи 2018 года . «Римско-католиков» зарегистрировано 295 743 человека. Если все «католические» религиозные группы, то получится 473 145 человек, что составляет около 10,02 процента от общей численности населения. сложить [2]
В Новой Зеландии есть одна архиепархия ( Веллингтон ) и пять суфражистских епархий ( Окленд , Крайстчерч , Данидин , Гамильтон и Пальмерстон-Норт ). Церковь находится под контролем Конференции католических епископов Новой Зеландии . Его предстоятелем является митрополит Веллингтонский , которым с 2023 года является Пол Мартин . [5]
История
[ редактировать ]Начало
[ редактировать ]Первая христианская служба, проведенная в водах Новой Зеландии, возможно, произошла, если отец Поль-Антуан Леонар де Вильфеи , доминиканский капеллан французского мореплавателя Жана-Франсуа де Сюрвиля , служил мессу в заливе Саубтлесс , недалеко от Ватувиви , в день Рождества 1769 года. [6] [7]
Почти 70 лет спустя, в январе 1838 года, другой француз, епископ Жан Батист Помпалье (1807–1871), прибыл в Новую Зеландию в качестве апостольского викария Западной Океании. Центром своей деятельности он сделал Новую Зеландию, которая охватывала обширную территорию в Тихом океане . Он отслужил свою первую мессу в Новой Зеландии в Тотара-Пойнт , Хокианга , в доме семьи ирландской Томаса и Мэри Пойнтон и их детей, 13 января 1838 года. Помпалье сопровождали члены Общества Марии (маристов) и вскоре прибыло еще больше. Штаб-квартира миссии была основана в Корорареке (позже названном Расселом ), где маристы построили здание (ныне называемое Помпалье ) из пизе и установили типографию. Помимо размещения миссионеров на севере, Помпалье начал работу в заливе Пленти , в Вайкато среди маори , а также в Окленда и Веллингтона среди европейских поселенцев. районах [8] В 1840 году Новая Зеландия стала британской колонией после подписания Договора Вайтанги . Число католических колонистов составляло менее 500 из общего числа около 5000.
Католическая церковь учредила Новую Зеландию как отдельный викариат в 1842 году. [9]
Миссия разделяется
[ редактировать ]В результате разногласий между Помпалье и Жан-Клодом Коленом , настоятелем маристов во Франции, Рим согласился разделить Новую Зеландию на две церковные администрации с 1850 года. Помпалье стал епископом Окленда , а маристский епископ Филипп Виар (1809–1872) взял отвечал за Веллингтон , который включал южную половину Северного острова и весь Южный остров . Это решение означало, что большая часть миссии маори на Севере (где проживало большинство маори) была заброшена; маристы, работавшие в Оклендской епархии, в том числе те, кто говорил на языке маори , переехали в Веллингтон. Однако Помпалье, находившийся в Европе в 1850 году, вернулся в Новую Зеландию с новыми священниками, первыми сестрами милосердия и десятью семинаристами, обучение которых было быстро завершено. Все, кроме одного, были рукоположены в течение пяти недель, и их обучение положило начало семинарии Святой Марии, основанной в том же году. [10]
Католическая церковь Новой Зеландии все больше заботилась об удовлетворении потребностей сообщества поселенцев. Многие из католических поселенцев были из Ирландии, некоторые из Англии и Шотландии. В 19 веке некоторые из них были выходцами из английских непокорных дворянских семей, в том числе сэр Чарльз Клиффорд, 1-й баронет (первый спикер Палаты представителей Новой Зеландии ), Фредерик Уэлд ( шестой премьер-министр Новой Зеландии ) и их двоюродный брат Уильям Вавасур.
Веллингтонская епархия была разделена на три епархии: Данидин (1869 г.), а затем Крайстчерч (1887 г.) были основаны на Южном острове. [11] В 1887 году Новая Зеландия стала отдельной церковной провинцией. Иерархия была установлена, когда Веллингтон стал архиепископской кафедрой . В 1900 году был открыт Колледж Святого Креста в Мосгиле — национальная семинария для подготовки священников. В 1907 году, когда Новая Зеландия была создана Доминионом , насчитывалось 126 995 католиков из общего числа европейских поселенцев, составлявшего 888 578 человек. [9]
Маори
[ редактировать ]После 1850 года миссия маори продолжалась в Оклендской епархии в ослабленной форме и не могла быть возрождена до окончания новозеландских войн 1860-х годов. Выживание церкви маори в оставшиеся десятилетия XIX века во многом произошло благодаря катехизаторам маори , многие из которых обучались в семинарии Святой Марии Помпалье. [12] Джеймс Макдональд был единственным миссионером среди маори в конце 1870-х годов. В 1880 году архиепископ Штейнс , епископ Оклендский, поручил Макдональду руководить миссией маори. [13] В 1886 году епископ Джон Эдмунд Лак пригласил Mill Hill Fathers на миссию . Несмотря на нехватку ресурсов, священники действовали очень активно. Некоторые, как отец Карл Креймборг, были «священниками-строителями» и сами возводили церкви. Они также основали кредитные союзы, свинарники, молочные фермы и кооперативные магазины. Многие из священников были немцами или голландцами, и они на всю жизнь посвятили себя своим общинам маори. Некоторые стали лучше владеть языком маори, чем английским.
В Веллингтонской епархии маристы продолжали свою работу, в ограниченной степени, среди маори, особенно в Отаки . Мать Обер (см. ниже) внесла значительный вклад в Хокс-Бей , а затем в Иерусалим . Католические средние школы для маори были открыты: женский колледж маори Святого Иосифа, Нейпир (1867 г.) сестрами Богоматери Миссий ; Колледж Хато Петера, Норткот (1928 г.) отцов Милл-Хилл (позже укомплектованный братьями Марист , прибывшими в Новую Зеландию в 1876 г.); а в 1948 году колледж Хато Паора . отцы-маристы открыли [14] Первый католический священник маори, отец Уильям Те Ауиту. [15] был рукоположен в 1944 году, а первый католический епископ маори, епископ Макс Мариу, был рукоположен в 1988 году. [16]
Религиозные ордена
[ редактировать ]Многие католические религиозные ордена пришли в Новую Зеландию. Сестры милосердия прибыли в Окленд в 1850 году (это первый орден религиозных сестер, приехавших в Новую Зеландию) и начали работу в сфере здравоохранения и образования. [17] Конгрегация Богоматери Миссий прибыла в Нейпир в 1867 году. Когда Патрик Моран прибыл в качестве первого католического епископа Данидина в феврале 1871 года, его сопровождали десять монахинь-доминиканок из монастыря Сион-Хилл в Дублине , и они приступили к основанию своей церкви. школы в течение нескольких дней после распаковки. [18] В 1876 году тот же епископ воспользовался услугами христианских братьев открыли свою школу , которые в том же году в Данидине. В 1880 году сестры святого Иосифа Назаретского приехали из Батерста в Вангануи , где в период с 1880 по 1900 год открыли 7 школ. [19] Сестры Святого Иосифа Святого Сердца прибыли в Новую Зеландию в 1883 году и основали свою первую общину в Темуке , Южный Кентербери . [20] В течение следующих двадцати лет Мэри МакКиллоп (Святая Мария Креста), основательница этой общины, четыре раза посетила Новую Зеландию, чтобы поддержать своих сестер. [21] Сюзанна Обер , приехавшая в Новую Зеландию в 1860 году по приглашению епископа Помпалье и работавшая в Окленде и Хокс-Бей , учредила свой орден « Сестры сострадания» в Иерусалиме в 1892 году и привезла его в Новую Зеландию в 1899 году. [22] В 1997 году Конференция епископов Новой Зеландии согласилась поддержать «Введение в дело Сюзанны Обер», чтобы начать процесс рассмотрения ее канонизации в качестве святой. Церковью [23] В 20 веке в Новой Зеландии было основано множество других орденов, в том числе монахини-кармелитки в Крайстчерче и Окленде, а также цистерцианцы в Хокс-Бей.
Разработка
[ редактировать ]Известность церквей в городах и сельской местности Новой Зеландии свидетельствует об исторической важности католицизма в Новой Зеландии. [24]
Собор Святого Патрика — собор католического епископа Окленда . Он находится на первоначальном месте, подаренном Короной епископу Помпалье в 1841 году; он был отремонтирован и вновь открыт в сентябре 2007 года. [25] Собор Святого Иосифа в Данидине был построен между 1878 и 1886 годами. Собор Святого Сердца — собор Веллингтонской архиепархии и был открыт в 1901 году (на месте разрушенного собора Святой Марии ), хотя официально он стал называться только в 1984 году. собор. [26] Почитаемый собор Святого Причастия Крайстчерча был открыт в 1905 году. [24] Последние три здания были спроектированы выдающимся новозеландским католическим архитектором Фрэнсисом Петре . [27] В 1947 году в Крайстчерче была открыта еще одна семинария, Holy Name Seminary . Кафедральный собор Гамильтонской епархии — собор Пресвятой Богородицы (построен в 1975 году, переосвящен в 1980 году и отреставрирован в 2008 году), [28] а собор Пальмерстонской Северной епархии - это собор Святого Духа (построен в 1925 году, отремонтирован и переосвящен в 1980 году). [29]
Церковь сегодня
[ редактировать ]Изменение социальных отношений в 1950-х и 60-х годах, а также радикальные изменения, начатые Вторым Ватиканским собором, повлияли на католическую церковь Новой Зеландии, в том числе в области литургии и церковной архитектуры . С 1970 года мессу в Новой Зеландии читали либо на английском языке, либо на языке маори. [30] Знаменитая часовня Футуны была построена в Веллингтоне как ретритный центр ордена маристов в 1961 году; Дизайн архитектора маори Джона Скотта объединил принципы модернизма и дизайна коренных народов и ознаменовал отклонение от традиционной церковной архитектуры. [31]
6 марта 1980 года Оклендская епархия и Веллингтонская архиепископия были разделены и образовали епархии Гамильтон и Пальмерстон-Норт соответственно. Было четыре новозеландских кардинала , из которых все четверо последовательно занимали должности архиепископа Веллингтона и митрополита Новой Зеландии: Питер Маккифри , Реджинальд Деларги , Томас Стаффорд Уильямс и нынешний архиепископ Джон Этчерли Дью . [32]
Папа Иоанн Павел II стал первым Папой, посетившим Новую Зеландию в ноябре 1986 года. Ему был оказан официальный государственный прием, и он председательствовал на церемониях, на которых присутствовали тысячи людей. [33] [34] Он призвал к уважению между культурами в Новой Зеландии:
Народ маори сохранил свою самобытность на этой земле. Народы, пришедшие из Европы, а в последнее время и из Азии, не пришли в пустыню. Они прибыли на землю, уже отмеченную богатым и древним наследием, и призваны уважать и развивать это наследие как уникальный и важный элемент самобытности этой страны. [35]
В 2001 году Папа принес извинения за несправедливость, совершенную по отношению к коренным народам Австралии, Новой Зеландии и островов Тихого океана , и попросил прощения у тех членов церкви, которые были или все еще были участниками таких несправедливостей. В апостольском обращении также осуждаются случаи сексуального насилия со стороны духовенства в Океании . [36] [37]
Дела о сексуальном насилии
[ редактировать ]С 1950 года 14% священнослужителей католической епархии Новой Зеландии были обвинены в ненадлежащем поведении (финансовом, сексуальном, психологическом насилии или пренебрежении). С 1950 года было зарегистрировано 835 случаев предполагаемого сексуального насилия над детьми. [38] С 1990-х годов в Новой Зеландии начали выявляться случаи жестокого обращения в католической церкви и других детских учреждениях. Было осуждено «по крайней мере три священника», а некоторые подверглись критике за то, что допустили продолжение злоупотреблений. Злоупотребления были в гораздо меньших масштабах, чем в Австралии и многих других странах, поскольку католическая церковь играла «менее заметную роль в образовании и социальном обеспечении». В 2000 году Церковь признала и извинилась за жестокое обращение с детьми со стороны духовенства, введя протоколы и создав национальный офис для рассмотрения жалоб о жестоком обращении. [39] [40]
Демография
[ редактировать ]По данным переписи 2013 года , 47,65 процента населения назвали себя христианами, а еще 41,92 процента указали, что не исповедуют никакой религии и около 7 процентов связаны с другими религиями. [41] Основными христианскими конфессиями являются: католики (12,61 процента); Англиканцы (11,79 процента), пресвитериане (8,47 процента) и христиане, не определенные далее (5,54 процента). [41] Перепись 2013 года показала фактическое сокращение числа приверженцев католиков: их число сократилось примерно на 16 000 человек. Однако перепись 2013 года также показала, что сокращение числа членов основных некатолических конфессий было большим и что католическая церковь стала крупнейшей христианской конфессией Новой Зеландии, впервые в истории обойдя англиканскую церковь. [2] Процент католиков по переписи 1901 года составлял 14 процентов, хотя в то время церковь была лишь третьей по величине конфессией. [42]
В региональном масштабе на Западном побережье и Таранаки проживает наибольшая доля католиков: 16,8 процента и 15,5 процента соответственно по данным переписи 2013 года. Между тем, в Тасмане и Гисборне самая низкая доля католиков — 7,4 процента и 8,2 процента соответственно. [43]
Примерно 25 процентов католиков Новой Зеландии регулярно посещают воскресную мессу по сравнению с 60 процентами в конце 1960-х годов. [44] В последнее время количество священников, монахинь и братьев сократилось, а участие мирян возросло. Есть 530 священников и 1200 верующих мужчин и женщин. [ нужна ссылка ] обучались 26 мужчин На начало 2017 года в Крестовоздвиженской семинарии . [1]
Социальная и политическая активность
[ редактировать ]Католические организации Новой Зеландии участвуют в общественной деятельности, включая образование; услуги здравоохранения и ухода; капелланство в тюрьмах, домах престарелых и больницах; социальная справедливость и защита прав человека . [45] [46] Католические благотворительные организации, действующие в Новой Зеландии, включают Общество Святого Винсента де Поля. [47] и Каритас Интернационалис [48]
Образование
[ редактировать ]Первая католическая школа в Новой Зеландии была открыта в 1840 году, в год Договора Вайтанги подписания , в Корорареке и называлась Школой Святого Петра . [49] Первоначально католические миссионеры во главе с епископом Помпалье сосредоточили свое внимание на школах для маори. Поэтому именно католики-миряне в 1841 году основали школу для сыновей поселенцев. Эта школа была первой школой Окленда . [50] [51] [52] В 1877 году новое центральное правительство приняло Закон о светском образовании , и католическая церковь решила создать собственную сеть школ. Система быстро расширялась. Однако к началу 1970-х годов католическая система оказалась на грани финансового краха, пытаясь не отставать от бэби-бума после Второй мировой войны, расширения пригородов, продления обязательного образования с шести до девяти лет и уменьшения размеров классов. В 1975 году Третье лейбористское правительство приняло Закон об условной интеграции частных школ, который позволил финансово ограниченной католической школьной системе интегрироваться в государственную систему . Это означает, что школа может получать государственное финансирование и сохранять свой католический характер в обмен на обязательства государственной школы, такие как преподавание по государственной программе. Земля и здания по-прежнему принадлежат местному епископу или религиозному ордену и не финансируются государством; вместо этого родители платят «плату за посещение» за их содержание. В период с 1979 по 1984 год все католические школы, кроме одной, интегрировались в государственную систему. [53]
В июне 2013 года в Новой Зеландии было 190 католических начальных школ и 50 средних школ. [54] В 2015 году было зачислено около 86 000 учеников, или чуть менее 10 процентов всех учащихся школьной системы Новой Зеландии. [55] [56] Около 78 процентов детей-католиков Новой Зеландии посещают католические школы. [56] С академической точки зрения школы преуспевают очень хорошо. В период с 1994 по 2010 год набор учащихся в католических школах увеличился почти на 22 процента. [57] Управление католического образования Новой Зеландии (NZCEO) помогает в управлении католическими школами в Новой Зеландии.
Политика
[ редактировать ]В 1853 году Чарльз Клиффорд и его двоюродный брат Фредерик Уэлд были избраны членами 1-го парламента Новой Зеландии . Оба были из старых английских католических семей- отказников и получили образование в Стонихерст-колледже . Клиффорд был выбран первым спикером Палаты представителей в 1854 году. Уэлд был министром правительства с 1860 года, премьер-министром с 1864 года, а позже был назначен губернатором нескольких британских колоний (Западная Австралия, Тасмания и поселения Проливов). Генри Уильям Петре был членом Законодательного совета с 1853 по 1860 год; его отец Уильям Петре, 11-й барон Петре, был председателем Новозеландской компании и также принадлежал к старой непокорной семье Петре . [58]
В 1906 году стал либеральный политик Джозеф Уорд , католик премьер-министром . Уорд родился в Австралии и происходил из ирландской католической семьи. Его политический успех был свидетельством что католик может занять высшую должность в стране. [24] Новозеландские католики были широко представлены в ранней лейбористской политике, которая разделяла их неприязнь к Протестантской политической ассоциации и поддерживала ирландское самоуправление . [30] [24] В 1922 году епископ Джеймс Листон публично радовался успехам лейбористов на выборах: «Слава Богу, лейбористы, наши друзья, вступают в свои права – получают справедливую долю в правительстве страны». [59] В 1935 году новозеландцы избрали лейбористское правительство во главе с другим католическим премьер-министром Майклом Джозефом Сэвиджем . [30] Позже премьер-министры Джим Болджер и Билл Инглиш исповедовали католичество, находясь на своем посту. [60]
В конце 20-го века многие католики взялись за справедливость и мир в своих общинах, а также на национальном и международном уровне. Католики Новой Зеландии возглавили протесты против апартеида во время турне по Спрингбоку в 1981 году . [30]
Церковные лидеры часто вмешивались в политические вопросы в тех областях, которые, по их мнению, имеют отношение к христианскому учению. Недавнее политическое участие новозеландских епископов включало заявления, сделанные в отношении: антиядерного движения ; [61] Права маори и поселения по Договору Вайтанги ; права беженцев и мигрантов; и продвижение восстановительного правосудия над карательным правосудием в Новой Зеландии. [45]
В марте 2013 года католические епископы написали членам парламента письмо , в котором выразили свои решительные возражения против законопроекта о внесении поправок в Закон о браке (определение брака) , который легализовал однополые браки в Новой Зеландии . В письме выражается обеспокоенность тем, что «государственное давление в конечном итоге будет направлено против свободы совести и слова людей». [62]
Епархии и епископы
[ редактировать ]В Новой Зеландии есть одна римско-католическая архиепархия и пять суфражистских епархий . [63]
епархия | Примерные регионы | Кафедральный собор | Создание |
---|---|---|---|
Оклендская епархия Епископ Окленда | Окленд , Нортленд | Собор Святого Патрика | 1848 |
Крайстчерчская епархия Епископ Крайстчерч | Кентербери , Западное побережье | Собор Святого Дара | 1887 |
Данидинская епархия Епископ Данидина | Отаго , Саутленд | Собор Святого Иосифа | 1869 |
Гамильтонская епархия Епископ Гамильтонский | Вайкато , залив Пленти , Гисборн | Собор Пресвятой Богородицы | 1980 |
Пальмерстон-Нортская епархия Епископ Пальмерстон-Норт | Манавату-Уонгануи , Таранаки , Хокс-Бей | Собор Святого Духа | 1980 |
Веллингтонская архиепархия Архиепископ Веллингтона | Веллингтон , Мальборо , Нельсон , Тасман , часть Западного побережья. | Собор Святого Сердца | 1848 |
В состав Новой Зеландии также входят три восточно-католические епархии: Мелькитская епархия Святого Архангела Михаила (находится в Сиднее , Австралия), Халдейская епархия Океании (Сидней) и Украинская епархия Святых Петра и Павла ( Мельбурн , Австралия). [63]
См. также
[ редактировать ]- Военный ординариат Новой Зеландии
- Список католических епископов в Новой Зеландии
- Список святых из Океании
- Христианство в Новой Зеландии
- Католическая церковь по странам
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «История» . Католическая церковь в Аотеароа, Новая Зеландия . Проверено 25 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Итоги переписи населения 2018 года по темам, Статистическое управление Новой Зеландии:: Татауранга Аотеароа (1 ноября 2022 г.)
- ^ "Дом" . Конференция католических епископов Новой Зеландии . Проверено 11 июня 2023 г.
- ^ Свитман, Рори (17 июля 2018 г.). «Католическая церковь» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 25 января 2019 г.
- ^ «Архиепископия Веллингтона – архиепископ» . Римско-католическая архиепископия Веллингтона . Проверено 25 января 2019 г.
- ↑ До сих пор не найдено никаких записей, подтверждающих, что он служил мессу в тот день. ' Первая служба Сэмюэля Марсдена ' (Министерство культуры и наследия). Есть запись, что он помазал (то есть совершил Таинство Елеопомазания больных) нескольких французских моряков, страдающих цингой и ее последствиями. Кинг, Майкл (2003). История пингвинов Новой Зеландии (изд. ReadHowYouWant). Доступная издательская система PTY, Ltd (опубликовано в 2011 г.). стр. 120–121. ISBN 9781459623750 .
После того, как его капеллан, доминиканский католик по имени Поль-Антуан Леонар де Вильфей, провел первую христианскую службу в водах Новой Зеландии на Рождество 1769 года, де Сюрвиль покинул страну [...].
- ^ Данмор, Джон (30 октября 2012 г.). «Сюрвиль, Жан Франсуа Мари де» . Те Ара – Энциклопедия Новой Зеландии .
Вполне вероятно, что корабельный капеллан отец Поль-Антуан Леонар де Вильфей отслужил мессу в день Рождества, что сделало это первой христианской службой, проведенной в Новой Зеландии.
- ^ Аллан Дэвидсон, Христианство в Аотеароа: История церкви и общества в Новой Зеландии , Третье издание, Образование для служения, Веллингтон, 2004, стр. 16.
- ^ Jump up to: а б «Католическая энциклопедия: Новая Зеландия» . Newadvent.org . Проверено 25 мая 2010 г.
- ^ Майкл Кинг, Самый дальний аванпост Бога: История католиков в Новой Зеландии , Penguin Books, Окленд, 1997, стр. 73.
- ^ Дэвидсон, с. 17.
- ^ Веб-сайт Колледжа Доброго Пастыря, Наша история. Архивировано 9 марта 2012 г. в Wayback Machine (получено 6 декабря 2011 г.).
- ^ Симмонс, Э.Р. «Макдональд, Джеймс 1824–1890, Макдональд, Уолтер 1830–1899» . Биографический словарь Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия . Проверено 5 апреля 2011 г.
- ^ Дэвидсон, стр. 134–135.
- ^ Мариу, Макс Т. «Те Авиту, Вирему Хакопа Тоа» . Биографический словарь Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия . Проверено 12 декабря 2021 г.
- ^ Веб-сайт католической иерархии, епископ Макс Такуира Мэтью Мариу С.М.
- ^ «Сестры милосердия Новая Зеландия» . Сестры милосердия Новая Зеландия. Архивировано из оригинала 25 мая 2010 года . Проверено 25 мая 2010 г.
- ^ Майкл Кинг , Самый дальний аванпост Бога: История католиков в Новой Зеландии , Penguin Books, Окленд, 1997, стр. 95.
- ^ Дайан Стревенс, В ногу со временем: История сестер святого Иосифа из Назарета, Вангануи, Новая Зеландия , Дэвид Линг, Окленд, 2001, стр. 40 и 44.
- ^ Дайан Стревенс, Женщины Маккиллоп: сестры Святого Иосифа Святого Сердца Аотеароа, Новая Зеландия 1883–2006 , Дэвид Линг, Окленд, 2008, стр. 8.
- ^ Дайан Стревенс, Женщины Маккиллоп , стр. 67
- ^ Майкл Кинг, Самый дальний аванпост Бога , с. 107.
- ^ «Сестры сострадания» . Сестры Сострадания. Архивировано из оригинала 8 февраля 2013 года . Проверено 25 мая 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д Свитман, Рори (17 июля 2018 г.). «Католическая церковь – построение национальной католической церкви» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 26 января 2019 г.
- ^ «Католический собор Святого Патрика в Окленде» . Католический собор Святого Патрика в Окленде . Проверено 25 мая 2010 г.
- ^ Дэн Келли, На холме Голдера: история прихода Торндон , приход Святого Сердца, Веллингтон, 2001, стр. III.
- ^ Локхед, Ян Дж. (1993). «Петре, Фрэнсис Уильям» . Биографический словарь Новой Зеландии . Проверено 25 января 2019 г.
- ^ Доминик О'Салливан и Синтия Пайпер (редакторы) (2005). Стоять вместе: католическая епархия Гамильтона 1840–2005 гг . Веллингтон: Данмор Пресс. п. 121.
{{cite book}}
:|last=
имеет общее имя ( справка ) - ^ «История» . Собор Святого Духа, Пальмерстон-Норт . Проверено 25 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Свитман, Рори (17 июля 2018 г.). «Католическая церковь – вписывание в новозеландское общество» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 25 января 2019 г.
- ^ «Часовня Футуны» . Список наследия Новой Зеландии . Наследие Новой Зеландии . Проверено 25 мая 2010 г.
- ^ «Архиепископ Джон Дью назначен новым кардиналом Киви» . Вещи . 5 января 2015 года . Проверено 25 января 2019 г.
- ^ «Иоанн Павел II – памятник» . Конференция католических епископов Новой Зеландии. Архивировано из оригинала 1 мая 2006 года . Проверено 25 мая 2010 г.
- ^ «Папа Иоанн Павел II производит неизгладимое впечатление на Новую Зеландию» . Вещи . 18 ноября 2017 года . Проверено 25 января 2019 г.
- ^ «Договор Вайтанги» . Каритас Аотеароа Новая Зеландия . Проверено 25 мая 2010 г.
- ^ «Апостольское обращение Ecclesia в Океании» . Официальный сайт Ватикана . Проверено 25 мая 2010 г.
- ^ «Папа Римский отправляет первое электронное письмо с извинениями» . Новости Би-би-си . 23 ноября 2001 года . Проверено 25 мая 2010 г.
- ^ «Католическая церковь Новой Зеландии признает, что с 1950 года 14% священнослужителей были обвинены в жестоком обращении» . Хранитель . 1 февраля 2022 г. Проверено 1 февраля 2022 г.
- ^ Бен Хизер, «Сообщения вызывают больше жалоб на злоупотребления в церкви», The Dominion Post , 29 июня 2013 г., стр. А10.
- ^ «Католическая церковь в Новой Зеландии: борьба со злоупотреблениями» . Конференция католических епископов Новой Зеландии. Архивировано из оригинала 25 мая 2010 года . Проверено 25 мая 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Таблица 28. Данные переписи населения 2013 г. – QuickStats о культуре и идентичности – Таблицы .
- ^ «Снимок переписи населения: культурное разнообразие» . Статистическое управление Новой Зеландии. 6 марта 2001 г. Архивировано из оригинала 5 июня 2010 г. Проверено 25 мая 2010 г.
- ^ «Краткая статистика переписи населения 2013 года о культуре и идентичности – таблицы данных» . Статистическое управление Новой Зеландии . 15 апреля 2014 года. Архивировано из оригинала 24 мая 2014 года . Проверено 3 февраля 2016 г.
- ^ "Holy Smoke" Карл дю Френ, новозеландский слушатель , 6 апреля 2013 г., стр. 18.
- ^ Jump up to: а б «Католическая церковь в Новой Зеландии: жить справедливо» . Конференция католических епископов Новой Зеландии. Архивировано из оригинала 25 мая 2010 года . Проверено 25 мая 2010 г.
- ^ «Сестры Святого Иосифа – Путешествие» . Сестры Святого Иосифа Вангануи. Архивировано из оригинала 25 мая 2010 года . Проверено 25 мая 2010 г.
- ^ «Добро пожаловать на веб-сайт Новозеландского общества Святого Винсента Де Поля» . Общество Святого Винсента де Поля Новая Зеландия . Проверено 25 мая 2010 г.
- ^ «Каритас Аотеароа Новая Зеландия» . Каритас Аотеароа Новая Зеландия . Проверено 25 мая 2010 г.
- ^ Дина Холман, «Потерянный и найденный Ньюмаркет» , 2-е издание, The Bush Press of New Zealand, Окленд, 2010, стр. 247.
- ^ AG Butchers, Young New Zealand , Coulls Somerville Wilkie Ltd, Данидин, 1929, стр. 124–126.
- ^ «Первая католическая школа Окленда - и ее последняя», Зеландия , четверг, 26 января 1939 г., стр. 5
- ^ Э. Р. Симмонс, In Cruce Salus, История Оклендской епархии 1848–1980 гг ., Католический издательский центр, Окленд, 1982 г., стр. 53 и 54.
- ^ NZCEO. Архивировано 24 мая 2010 г. в Wayback Machine ; Рори Свитман, «Справедливое и справедливое решение»: история интеграции частных школ в Новой Зеландии , Dunmore Press, Palmerston North, 2002, стр. 71–114.
- ^ «Количество школ по типу и принадлежности – 1 июля 2013 г.» . Министерство образования. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 12 июля 2013 г.
- ^ «Глава католического образования уходит в отставку» . Вокси . 29 января 2015 года . Проверено 5 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Орежана, Ровена (25 января 2015 г.). « Католик Новой Зеландии » . Брат Линч посвящен в рыцари за просветительскую работу . Окленд. п. 2 . Проверено 5 февраля 2015 г.
- ^ «Католические школы – сегодня» . Управление католического образования Новой Зеландии. 19 мая 2010 года. Архивировано из оригинала 26 мая 2010 года . Проверено 25 мая 2010 г.
- ^ «Семья Петре» . Католическая энциклопедия . ООО «Новый Адвент» . Проверено 19 марта 2023 г.
- ^ Свитман, Рори (1997). Епископ на скамье подсудимых: следы подстрекательства Джеймса Листона . Окленд: Издательство Оклендского университета. п. 262.
- ^ Карл, Дю Френ (25 июля 2017 г.). «Политика Новой Зеландии не такая антикатолическая, как британская» . Stuff.co.nz . Проверено 3 июля 2020 г.
- ^ «Католические епископы выступают за мир и выступают против ядерного оружия» . Конференция католических епископов Новой Зеландии. 1982 год . Проверено 25 января 2019 г.
- ^ Отто, Майкл (11 марта 2013 г.). «Лидеры церкви написали открытое письмо депутатам по поводу законопроекта об определении брака» . Католическая газета Новой Зеландии . Проверено 25 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Епархии» . Католическая церковь в Аотеароа, Новая Зеландия . Проверено 25 января 2019 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Аллан Дэвидсон, Христианство в Аотеароа: История церкви и общества в Новой Зеландии , Третье издание, Образование для служения, Веллингтон, 2004 г.
- Дэн Келли, На холме Голдера: история прихода Торндон, приход Святого Сердца , Веллингтон, 2001.
- Майкл Кинг , Самый дальний аванпост Бога: история католиков в Новой Зеландии , Penguin Books, Окленд, 1997.
- Майкл Кинг, История пингвинов Новой Зеландии , Пингвин, Окленд, 2003.
- Э. Р. Симмонс, Краткая история католической церкви в Новой Зеландии , Католический издательский центр, Окленд, 1978.
- Дайан Стревенс, В ногу со временем: история сестер святого Иосифа из Назарета, Вангануи, Новая Зеландия , Дэвид Линг, Окленд, 2001.
- Дайан Стревенс, Женщины МакКиллопа: сестры Святого Иосифа Святого Сердца Аотеароа, Новая Зеландия, 1883–2006 гг. , Дэвид Линг, Окленд, 2008 г.
- Рори Свитман , Честное и справедливое решение: история интеграции частных школ в Новой Зеландии , Dunmore Press, Palmerston North, 2002.
- Первая служба Сэмюэля Марсдена , Министерство культуры и наследия, обновлено 8 мая 2014 г.