Католическая церковь в Китае
Часть серии о |
Католическая церковь по странам |
---|
Портал католицизма |
( Католическая церковь китайский : 天主教 ; пиньинь : Тяньчжу цзяо ; букв. «Религия Господа Небесного», от китайского термина, обозначающего христианского Бога) впервые появилась в Китае по прибытии Иоанна Монтекорвино в собственно Китай во времена Юань. династия ; он был первым католическим миссионером в стране и стал первым епископом Ханбалыка (1271–1368). [1]
После захвата власти Коммунистической партией Китая (КПК) в 1949 году католические и протестантские миссионеры были изгнаны из страны. В 1957 году коммунистическое правительство учредило Католическую патриотическую ассоциацию в Пекине. [2] который отвергает власть Святого Престола и назначает своих собственных предпочтительных епископов. Однако с сентября 2018 года было достигнуто соглашение, дающее Папе право накладывать вето на любого епископа, которого рекомендует китайское правительство. [3] [4] Однако Церковь утверждает, что это соглашение было нарушено в ноябре 2022 года и июле 2023 года, когда два епископа были назначены без предварительного одобрения или консультации Ватикана. [5]
Китайские термины
[ редактировать ]Термины, используемые для обозначения Бога на китайском языке, различаются даже среди христиан.
Прибыв в Китай во времена династии Тан , первые христианские миссионеры из Церкви Востока называли свою религию Цзунцзяо (景教, буквально «светлое учение»). Первоначально некоторые католические миссионеры и ученые продвигали использование шангди (上帝, буквально «Император свыше») как более родного для китайского языка. Другие католические миссионеры придумали неологизм Тяньчжу (天主, буквально «Господь Небес»), который стал доминирующим. [6] : 61 В католической церкви термин « гунцзяо » (公教, буквально «универсальное учение») не является редкостью, поскольку это также первоначальное значение слова « католик ». 19 веке, они отдали предпочтение Шанди Тяньчжу Когда протестанты прибыли в Китай в . Многие протестанты используют Шэнь (神), что в общем означает «бог» или «дух». [6] : 61 (хотя католических священников называют shénfù (神父, буквально «духовный отец») или Yēhéhuá (耶和華, транслитерация имени Иегова ). Между тем, мандаринский китайский перевод слова « Христос », используемый всеми христианами, — это Jīdū (基督).
Католики и протестанты
[ редактировать ]Современный китайский язык обычно делит христиан на две группы: приверженцы католицизма Тяньчжуцзяо (天主教) и приверженцы протестантизма Дзидуцзяо (基督教) или Дзиду Синьцзяо (基督新教 — «Новая религия»). Говорящие на китайском языке рассматривают католицизм и протестантизм как отдельные религии. Таким образом, в западных языках термин «христианство» может охватывать как католиков, так и протестантов (т.е. христиан в отличие, например, от индуистов или иудеев). Однако в китайском языке нет широко используемого термина, который мог бы объединить эти два понятия (но сегодня в китайской католической литературе термин «Цзиду цзунцзяо» (基督宗教) используется для обозначения всех христианских сект, поскольку этот термин на китайском языке означает « религия Христа»). Восточное православие называется Дунчжэнцзяо (東正教), что является просто буквальным переводом «восточно-православной религии» на китайский язык.
Династия Тан (618–690, 705–907)
[ редактировать ]Католическая церковь впервые пришла в Китай в эпоху космополитической династии Тан . [7] хотя до 16 века, при династии Мин, у него было мало последователей из числа коренных китайцев. [8]
Династия Юань (1271–1368)
[ редактировать ]Серия сообщений о Дальнем Востоке достигла католического Запада в середине тринадцатого века.
- Несторианский христианин и тюркский китайский монах Раббан Бар Саума ( ок. 1220–1294) путешествовал из Китая в Европу, чтобы встретиться с Папой Николаем IV .
- Давно существовавшая Церковь Востока была самой географически рассредоточенной христианской церковью, но к тому времени находилась в упадке и, возможно, страдала от конкуренции со стороны новых католических миссий и ислама: «споры с эмиссарами ... Рима, и прогресс магометанства подорвали основы их древних церквей». [9] Католики и православные считали несторианство ересью. [10] хотя так называемые несториане в основном не придерживались конкретных верований, приписываемых Несторию , который был предан анафеме. Изгнание христиан династией Мин, похоже, положило конец Церкви Востока в Китае. [11]
- Также в тринадцатом веке Монголию посетили армянский король Хетум I , Джованни да Пиан дель Карпин и Уильям Рубрук . [12]
- В 1245 году папа Иннокентий IV серию из четырёх миссий отправил к монголам . Первую возглавил доминиканец Андре де Лонжюмо . Три другие миссии были отправлены в период с марта по апрель 1245 года, возглавляемые соответственно доминиканцем Аскелином Кремонским (в сопровождении Симона де Сен-Квентина , францисканца Лоуренса Португалии и другого францисканца, Иоанна Плано Карпини ).
- К концу века Хейтон из Корика писал о Китае и монголах.
- На рубеже веков итальянская книга «Путешествия Марко Поло» распространялась в рукописном виде.
-миссионеры Согласно имеющимся данным, священники Латинской были католической церкви в Европе прибыли в Китай в конце 13 века, причем первыми из них францисканцы . [13] Итальянский -францисканец священник Иоанн Монтекорвино прибыл в новую столицу Ханбалык (современный Пекин ) в 1294 году. В 1299 году он построил церковь, а в 1305 году — вторую напротив императорского дворца. Изучив местный язык, он начал переводить Новый Завет и Псалмы . По оценкам, к 1300 году число новообращенных варьируется от 6 000 до 30 000.
В 1307 году папа Климент V послал семь францисканских епископов посвятить Иоанна Монтекорвино в архиепископа Пекина. Трое, пережившие это путешествие, сделали это в 1308 году и сменили друг друга на посту епископов в Зайтоне , где обосновался Иоанн. прибыли еще три францисканских епископа, В 1312 году из Рима чтобы помогать Иоанну до его смерти в 1328 году. Он обратил в католицизм армян в Китае и аланов в Пекине. Армяне в Цюаньчжоу также были католиками-францисканцами. Францисканец Одорик Порденоне посетил Китай в это время. Катарины Вилиони . В Янчжоу нашли католическое надгробие [14]
Миссия имела некоторый успех во время правления монголами возглавляемой династии Юань, , но различные факторы привели к окончательному сокращению миссии. [15] Однако шесть столетий спустя попытка Иоанна Монтекорвино перевести Библию вдохновила другого францисканца, блаженного Габриэле Аллегру , отправиться в Китай и в 1968 году завершить первый перевод католической Библии на китайский язык после 40 лет личных усилий.
В 1338 году в Европу прибыли представители Великого хана ( Тогон Темура ) с предложением Папе прислать священников для местных христиан. Были отправлены монах Иоанн из Мариньолли и от пятидесяти до ста его собратьев-францисканцев, которые прибыли в Ханбалык (Пекин) в 1342 году. Эта миссия продолжалась при поддержке правительства до тех пор, пока примерно в 1368 году монголы не были свергнуты и не пришла к власти антагонистическая династия Мин. Последнее сообщение о том, что францисканца забивали камнями буддийские монахи, датируется 1400 годом. [11]
Династия Мин (1368–1644)
[ редактировать ]Во время бурного роста миссионерской деятельности католической Реформации по всему миру, особенно в Азии, иезуиты и другие католические миссионеры пытались проникнуть в Китай. Поначалу они имели неоднозначный успех, но в конечном итоге оказали сильное влияние, особенно в межкультурном научном и художественном обмене между высшими классами Китая и императорским двором.
Постоянное представительство было создано в 1601 году усилиями иезуита Маттео Риччи . Весь его подход был довольно тонким и интересовал императора Ваньли и китайские власти династии Мин аспектами западных технологий и обучения как точки открытия. Он также предпринимал попытки примирить христианство с классическими конфуцианскими текстами, хотя был враждебен, наряду с другими членами Общества Иисуса , к даосизму и буддизму .
Риччи умер в 1610 году, но миссия иезуитов стала важной частью имперской государственной службы вплоть до 18 века. назначила немецкого иезуита Адама Шалла фон Белла директором Астрономического совета В 1644 году новая династия Цин . Иезуитам также были предоставлены должности механиков, музыкантов, художников, производителей инструментов и в других областях, требующих технических знаний. Аналогичным образом, развитие католического христианства в Китае положило начало интересному процессу культурной и художественной гибридизации во время ранней глобализации и до настоящего времени. Примером тому являются христианские произведения искусства, выполненные в технике перегородчатой эмали. [16]
Династия Цин (1644–1911)
[ редактировать ]Во времена династии Цин прагматическое согласие иезуитов с конфуцианством позже привело к конфликту с монахами-доминиканцами , приехавшими в Пекин с Филиппин в середине века. Лидер доминиканцев Доминго Фернандес Наваррете отвечает на вопрос: «Был ли спасен Конфуций ?» сказал, что, поскольку греческие философы, такие как Сократ , Платон , Аристотель , Сенека и другие, были прокляты, «тем более Конфуций, который не был достоин целовать их ноги»? В ответ Антониу де Гувейя , португальский иезуит, сказал, что Конфуций определенно был спасен, «что больше, чем можно сказать о короле Испании Филиппе IV ». [17]
Хотя до этого момента среди западного духовенства велись споры о том, следует ли рукополагать китайцев в священники, спор был урегулирован в 1654 году, когда Ло Вэньцао (также известный как Грегори Лопес) был рукоположен в священники Доминиканского ордена. [18]
Из-за разногласий по поводу китайских обрядов император Канси запретил христианство в Китае после 1715 года, заявив: «Жители Запада тривиальны; как они могли понять великую китайскую философию? Кроме того, ни один житель Запада не знает китайской классики. Их дискуссии (китайской философии) смешны. На мой взгляд, разговоры миссионеров такие же, как и разговоры еретиков-буддистов, даосов и других суеверий. (Знания) жителей Запада - это не что иное, как (разговоры миссионеров). религии в Китае, ради избежания неприятностей». («Как мы можем говорить о великих принципах китайского народа, когда мы говорим только о жителях Запада и других злодеях? Более того, никто из жителей Запада и других не знаком с династией Хань. .Они говорят и говорят, что смешно. Теперь я вижу, что министры такие же, как монахи и даосы, которые говорят друг другу всякую ерунду. Западникам не нужно учить в Китае, чтобы не причинять вреда. беда. ") [ нужна ссылка ]
В «основных законах» Китая один раздел озаглавлен «Чародеи, ведьмы и все суеверия запрещены». Император Цзяцин в 1814 году добавил в этот раздел шестой пункт, касающийся христианства. Он был изменен в 1821 году и напечатан в 1826 году императором Даогуаном . Он приговаривал европейцев к смертной казни за распространение католического христианства среди ханьцев и маньчжуров (маньчжурского народа, родом из Северного Китая). Христиан, которые не раскаивались в своем обращении, отправляли в мусульманские города Синьцзяна, чтобы отдать в рабство мусульманским лидерам и байгам . [19] Маньчжурские христиане также будут исключены из реестров их Знамени после того, как их отдадут в рабство байгам. [20] [21] [22]
В пункте говорилось: «Люди Западного океана (европейцы или португальцы) должны пропагандировать в стране религию небесного Господа (по-китайски: 天主教, китайское название католической церкви) или тайно печатать книги, или собирать общинам, которым следует проповедовать, и тем самым обмануть многих людей, или если какие-либо татары или китайцы, в свою очередь, будут распространять учения и тайно давать имена (как при крещении), воспламеняя и вводя в заблуждение многих, если это доказано подлинными свидетельствами, глава или лидер должен быть приговорен к немедленной смерти через удушение: тот, кто пропагандирует религию, разжигая и обманывая людей, если число невелико и имена не названы, должен быть приговорен к удушению после определенного периода тюремного заключения. просто слушатели или последователи учения, если они не покаются и не откажутся, должны быть сосланы в магометанские города (в Туркестане) и отданы в рабство баигам и другим могущественным мусульманам, которые способны принудить их. (...) Все гражданские и военные офицеры, которые не смогут обнаружить европейцев, тайно проживающих в стране, находящейся под их юрисдикцией, и пропагандирующих свою религию, вводя тем самым в заблуждение массы, должны быть переданы Верховному Совету и преданы суду расследование." [ нужна ссылка ]
Некоторые надеялись, что китайское правительство будет проводить дискриминацию между протестантизмом и католицизмом, поскольку закон был направлен против католицизма, но после того, как протестантские миссионеры в 1835–1836 гг. снабжал их книгами». Иностранные миссионеры были задушены или изгнаны китайцами. [23]
Во время боксерского восстания (1899–1901) католические миссионеры и их семьи были убиты боксерскими повстанцами. [24]
Имперское правительство династии Цин разрешило французским католическим христианским миссионерам въезжать и заниматься прозелитизмом на тибетских землях, что ослабило контроль тибетских буддийских лам, которые отказывались подчиняться китайцам. Тибетские ламы были встревожены и завидовали католическим миссионерам, обращающим местных жителей в католицизм. Во время тибетского восстания 1905 года тибетская буддийская секта гелуг в желтой шляпе возглавила тибетское восстание. Ламы убили христианских миссионеров и местных жителей, принявших христианство, и осадили Батанг, сожгли миссионерскую часовню и убили двух иностранных миссионеров, отца Мюссо и отца Сули. китайского амбаня был Ямень был окружен, а китайский генерал У И-чжун застрелен в Ямене силами ламы. Китайскому амбаню Фэну и главнокомандующему Ли Цзя-цзюю удалось спастись, разбросав за собой рупии , которые тибетцы начали подбирать. Амбани достигли места коменданта Ло, но 100 тибетских солдат, служивших под командованием амбаня и вооруженных современным оружием, подняли мятеж, когда до них дошли новости о восстании. Тибетские ламы и их тибетские последователи осадили дворец китайского коменданта Ло вместе с местными новообращенными христианами. Во дворце они убили всех обращенных в христианство, как китайцев, так и тибетцев. [25]
Китайская Республика
[ редактировать ]После того, как споры об обрядах в конце 17 - начале 18 веков закончились изгнанием миссионеров из большей части Китая, доступ к народу Китая стал затруднен для католической церкви. Споры вращались вокруг нежелания Церкви признавать местные конфуцианские обычаи почитания умерших членов семьи. Для китайцев это был древний ритуал; для Ватикана это было религиозное упражнение, противоречащее католическим догмам .
В 19 веке французское правительство взяло под свой контроль католиков в Китае. [ сомнительно – обсудить ] а католическая церковь почти исключительно назначала французских священников ординариями Китая . Французы также эффективно заблокировали попытки Папы Льва XII установить прямые отношения с правительством. После революции 1911 года , которая привела к основанию Китайской Республики, реформаторски настроенные священники, такие как Винсент Леббе , и видные католические миряне, такие как Ма Сянбо и Ин Ляньчжи, протестовали Папе Бенедикту XV , что французы, составляющие 70% Духовенство и контролировавшее китайскую церковь были шовинистами и презирали Китай. Китайские священники подверглись дискриминации, и многие покинули священнослужители, как это сделал сам Ма Сянбо. Бенедикт руководил созданием Пекинского католического университета , открывшегося в 1925 году. [26]
Через несколько месяцев после своего избрания Папа Пий XII внес дальнейшие изменения в политику. 8 декабря 1939 года Священная Конгрегация по распространению веры издала — по просьбе Папы Пия — новую инструкцию, согласно которой китайские обычаи больше не считались суеверными , а вместо этого считались почетным способом уважать своих родственников и, следовательно, разрешались католическая церковь. [27] Правительство Китайской Республики установило дипломатические отношения с Ватиканом в 1943 году. Когда Церковь начала процветать, [28] Папа Пий установил местную церковную иерархию и возвел архиепископа Пекинского Томаса Тянь Кен-сина , СВД , в Священную коллегию кардиналов . [29] После Второй мировой войны около четырех миллионов китайцев были членами католической церкви. Это составляло менее одного процента населения, но их число резко возросло. В 1949 году существовало:
- 20 архиепархий
- 85 епархий
- 39 апостольских префектур
- 3080 миссионеров
- 2557 китайских священников . [30]
Китайская Народная Республика
[ редактировать ]Коммунистическая партия Китая (КПК) начала преследовать христианских миссионеров и монастыри во время гражданской войны в Китае . Даже когда протестанты начали покидать страну, Католическая церковь приказала более 3000 своим миссионерам остаться в Китае, несмотря на то, что КПК выиграла войну. После Китайской Народной Республики провозглашения КПК в 1949 году (КНР) Католической церкви первоначально было разрешено действовать независимо, но она столкнулась с растущими юридическими препятствиями и контролем. Все иностранные миссионеры были обязаны зарегистрироваться в правительстве, а китайские власти допрашивали католиков и проверяли больницы и школы. Это также вынудило многие церкви закрыться, введя непомерно высокие налоги. Китайское правительство начало массовые аресты иностранных миссионеров после вмешательства в Корейскую войну приказал католикам , но апостольский нунций Антонио Рибери остаться и оказать сопротивление. Рибери и епископ Тарчизио Мартина сами были арестованы и высланы по ложным обвинениям в участии в заговоре с целью убийства. Мао Цзэдун . Мао также приказал арестовать и казнить всех членов Легиона Марии , который, по его мнению, был военизированным подразделением. [ нужна ссылка ]
В 1950 году Святой Престол заявил, что участие в некоторых организациях, связанных с КПК, приведет к отлучению от Церкви. [31] : 33 В ответ инициативы, в том числе о. «Гуанъюаньская декларация католического самореформирования» Ван Лянцзо получила поддержку китайских католиков. [31] : 33 В свою очередь, апостольский нунций Антонио Рибери распространил письмо, осуждающее предложенные реформы, и в марте 1951 г. о. Ли Вэйгуан и группа из 783 священников, монахинь и католиков-мирян подписали декларацию, выступающую против того, что они считали вмешательством Ватикана и западного империализма. [31] : 33
Китай разорвал дипломатические отношения со Святым Престолом в 1951 году, депортировав Рибери в британский Гонконг . [31] : 33 КПК сформулировала эти действия как возвращение китайских католиков своей церкви в контексте более широкой оппозиции западному империализму. [31] : 33
К лету 1953 года католическая церковь была полностью подавлена. [32]
С тех пор католицизму, как и всем религиям, было разрешено действовать только под надзором Государственного управления по делам религий . Все законные богослужения должны были проводиться через утвержденные государством церкви, принадлежащие Католической патриотической ассоциации (CPA), которая не признавала главенство римского понтифика . Помимо надзора за соблюдением католической веры, CPA также преследовала политически ориентированные цели. Лю Байнянь , председатель CPA и Конференции епископов Католической церкви Китая (BCCCC), заявил в интервью 2011 года, что церкви нужны люди, которые «любят страну и религию: в политическом плане они должны уважать Конституцию, уважать закон и горячо любим социалистическую Родину». [33]
Духовенство, которое сопротивлялось этому развитию, подвергалось притеснениям, включая длительные тюремные заключения, как в случае с кардиналом Кунгом , а также пытки и мученическую смерть, как в случае с о. Беда Чанг , SJ Католическое духовенство подверглось усиленному надзору. Епископы и священники были вынуждены заниматься унизительной черной работой, чтобы заработать себе на жизнь. Иностранных миссионеров обвиняли в том, что они являются иностранными агентами, готовыми передать страну империалистическим силам. [34] Святой Престол отреагировал несколькими энцикликами и апостольскими письмами , в том числе Cupimus Imprimis , Ad Apostolorum principis и Ad Sinarum gentem .
Некоторые католики, признавшие власть Святого Престола, предпочли совершать богослужения тайно из-за риска преследования со стороны властей. Сообщалось, что несколько подпольных католических епископов исчезли или были заключены в тюрьму, а преследования незарегистрированных епископов и священников были обычным явлением. [35] Поступали сообщения о том, что власти заставляли католических епископов и священников присутствовать на церемониях рукоположения епископов, не получивших одобрения Ватикана. [33] Сообщается, что китайские власти также оказывали давление на католиков, чтобы те разорвали общение с Ватиканом, требуя от них отказа от основной веры в католицизм - главенства римского понтифика. Однако в прошлом власти разрешали некоторым лояльным Ватикану церквям проводить операции. [35]
Хотя статья 36 Конституции Китая предусматривает «свободу религиозных убеждений» и недискриминацию по религиозному признаку, в ней также говорится, что «никто не должен использовать религию для участия в деятельности, которая нарушает общественный порядок, наносит ущерб здоровью граждан или вмешиваться в государственную систему образования» и «[религиозные группы и религиозные дела не должны подвергаться контролю со стороны иностранных сил». [36]
Серьезным препятствием на пути восстановления отношений между Ватиканом и Пекином был вопрос о том, кто назначает епископов. В целях сохранения автономии и отказа от иностранного вмешательства официальная церковь не имела официальных контактов с Ватиканом и не признавала его власть. Однако в последующие годы CPA разрешил Ватикану неофициальное одобрение рукоположений. Хотя CPA продолжала проводить некоторые рукоположения, против которых выступал Святой Престол, большинство епископов CPA были признаны обеими властями. [37]
Еще одним признаком сближения между Ватиканом и Пекином является то, что Папа Бенедикт XVI пригласил четырех китайских епископов, в том числе двух признанных правительством епископов, одного подпольного епископа и одного подпольного епископа, недавно появившегося в зарегистрированной церкви, на Синод по Евхаристии в октябре 2005 года. [38]
27 мая 2007 года Папа Бенедикт XVI написал письмо китайским католикам, «чтобы предложить некоторые рекомендации относительно жизни Церкви и задач евангелизации в Китае». [39] В этом письме (раздел 9) Папа Бенедикт признает наличие напряженности:
Как все вы знаете, одной из самых деликатных проблем в отношениях между Святым Престолом и властями вашей страны является вопрос епископских назначений. С одной стороны, понятно, что правительственные власти внимательно относятся к выбору тех, кто будет выполнять важную роль руководства и пастырства местных католических общин, учитывая социальные последствия, которые – в Китае, как и в остальном мире – эта функция имеет как гражданскую сферу, так и духовную. С другой стороны, Святой Престол с особой тщательностью следит за назначением епископов, поскольку это затрагивает самую суть жизни Церкви, поскольку назначение епископов Папой является гарантией единства Церкви и иерархической иерархии. общение.
Джозеф Вэй Цзинъи Подпольный епископ Цицикара в июле 2007 года опубликовал двухстраничное пастырское письмо, в котором просил свою паству изучить и действовать в соответствии с письмом Папы Бенедикта XVI и назвал это письмо «новой вехой в развитии китайской церкви». [40] епископа-коадьютора Гуйянской епархии . В сентябре 2007 года Ватикан и официальная католическая церковь Китая совместно назначили [41]
Демография
[ редактировать ]Численность католиков трудно оценить из-за большого количества христиан, которые не принадлежат ни к одной из двух одобренных государством конфессий. [42] [35]
По оценкам на 2020 год, католики составляют 0,69% населения. [43]
В «Синей книге религий» 2010 года, выпущенной Институтом мировых религий Китайской академии общественных наук , исследовательским учреждением, находящимся непосредственно под государственным советом , численность католиков в Китае оценивается примерно в 5,7 миллиона человек. [44] В эту оценку правительства Китая включены только члены Католической патриотической ассоциации (CPA). В него не вошли некрещеные лица, посещающие христианские группы, несовершеннолетние дети верующих христиан или другие лица в возрасте до 18 лет, а также незарегистрированные христианские группы. [42]
Центр изучения Святого Духа в Гонконге, который отслеживает количество китайских католиков, подсчитал, что в 2012 году в обеих ветвях католической церкви насчитывалось 12 миллионов католиков. [45]
в 2017 году в провинции Хэбэй проживало самое большое христианско-католическое население в Китае: 1 миллион членов церкви. По данным местного правительства, [46] В целом католические институты доминировали в северных и центральных регионах Китая. [42]
Гонконг и Макао
[ редактировать ]Католической церкви разрешено свободно действовать в Макао и Гонконге . На самом деле Дональд Цанг , бывший глава администрации Гонконга , является католиком. Однако Папе Иоанну Павлу II было отказано в визите (который был сочтен «неуместным») в Гонконг в 1999 году тогдашним главой исполнительной власти Тунг Чи Хва , который находился у власти с 1997 по 2005 год, и многие считают, что это решение было принято под давлением. от центрального правительства КНР. Эти две территории организованы в епархию Гонконга и епархию Макао .
Дипломатические отношения с Ватиканом
[ редактировать ]Вопрос китайско- ватиканских отношений был весьма спорным и часто трудным для обеих сторон (см. ниже). Католическая патриотическая ассоциация (CPA) является подразделением Бюро по делам религии Китая и осуществляет надзор за католиками Китая. Однако, согласно по крайней мере одному источнику, католики Китая, включая его духовенство и религиозных сестер, больше не обязаны быть членами КПА. [47]
К 2007 году Ватикан неоднократно заявлял, что желает установить полные дипломатические отношения с Китаем и в случае необходимости будет готов перенести свое посольство с Тайваня на материковый Китай . [48] Главным препятствием между двумя сторонами оставалась католическая доктрина, согласно которой только Папа может назначать епископов Церкви. Епископы в КПА назначались правительством, что часто являлось отягчающим фактором в китайско-ватиканских отношениях. [ нужна ссылка ]
Некоторые, в том числе гонконгский кардинал Джозеф Дзен , видели прогресс между официальными лицами Вьетнама и Ватикана в восстановлении полноценной дипломатии как модель нормализации китайско-ватиканских отношений. [48] К концу 2004 года, еще до смерти Папы Иоанна Павла II, представители Ватикана и правительства Китая были в контакте с очевидной целью приблизиться к нормализации отношений. [49] В конце 2004 года Иоанн Павел II принял в Ватикане «квазиофициальную» китайскую делегацию. Эти инициативы продолжились и после назначения Бенедикта XVI Папой Римским. [ нужна ссылка ]
Святой Престол и китайское правительство уже давно пытаются достичь соглашения или реального компромисса, чтобы сохранить свое влияние на назначения епископов в Китае. В письме Папы Бенедикта XVI от 27 мая 2007 года епископам, священникам, посвященным в сан и мирянам Католической Церкви в Китайской Народной Республике он заявил, что назначения епископов являются «одной из самых деликатных проблем в отношениях между Святым Престолом». и [китайские] власти». [50] Святой Престол понимал, что власти штата внимательно относятся к назначениям епископов из-за социального влияния, которое церковное руководство оказывает на деятельность местных католических общин. Папа Бенедикт XVI подтвердил, что апостольский мандат на назначение епископов носит строго религиозный характер; оно не предназначено для того, чтобы бросить вызов политическому авторитету правительства путем решения внутренних дел государства. [ нужна ссылка ]
Несмотря на постоянные призывы Ватикана к Китаю предоставить полную свободу Святому Престолу при осуществлении своей духовной власти при назначении епископов, Китай сохранял жесткий контроль над руководством и мониторингом Католической церкви в Китае, поскольку считает, что «религия тесно связана с вежливостью». между различными этническими группами, социальной стабильностью, национальной безопасностью и воссоединением, а также отношениями Китая с зарубежными странами». [51] Для китайского правительства внутренние религиозные дела являются вопросом суверенитета. В публичном обращении 13 декабря 2001 года генеральный секретарь КПК Цзян Цзэминь подчеркнул важность регулирования религии из-за влияния, которое она оказывает на политический и социальный ландшафт общества. Он заявил, что религия является основным правом, которым должны пользоваться все граждане, но деятельность должна находиться в рамках Конституции и законов. [ нужна ссылка ]
Временное соглашение между Святым Престолом и Китайской Народной Республикой
[ редактировать ]22 сентября 2018 года Святой Престол и Китайская Народная Республика подписали двухлетнее «Временное соглашение между Святым Престолом и Китайской Народной Республикой о назначении епископов», срок действия которого истекает 22 октября 2020 года. Согласно В коммюнике, опубликованном пресс-службой Святого Престола , Временное соглашение направлено на создание «условий для тесного сотрудничества на двустороннем уровне». [52] Это был первый случай, когда соглашение о сотрудничестве было совместно подписано Святым Престолом и Китаем. Точные условия предварительного соглашения не были обнародованы, но люди, знакомые с соглашением, заявили, что оно позволяет Святому Престолу рассматривать кандидатов в епископы, рекомендованных санкционированной правительством Католической патриотической ассоциацией (CPA), до назначения и посвящения. [53] Временное соглашение предоставило Святому Престолу право вето при рассмотрении кандидатур епископов, выдвинутых CPA. Энтони Яо Шунь , епископ Цзинина , был первым епископом, назначенным в рамках Временного соглашения. [54] Папа Франциск повторно допустил семь епископов, назначенных правительством без папского мандата, к полному церковному общению в дополнение к новым назначениям. [55] В коммюнике, опубликованном Святым Престолом 22 октября 2020 г., [56] Святой Престол и Китай заключили вербальную ноту о продлении Временного соглашения еще на два года, которое останется в силе до 22 октября 2022 года. [57]
Хотя соглашение рассматривается Святым Престолом как возможность расширить свое присутствие в Китае, многие считают, что оно умаляет власть Святого Престола над местной церковью, поскольку он разделяет полномочия по принятию решений с авторитарным правительством. Кардинал Джозеф Зен , бывший архиепископ Гонконга, решительно выступил против сделки, заявив, что соглашение является невероятным предательством католиков в Китае. [58] В ответ на критику Папа Франциск 26 сентября 2018 года написал послание католикам Китая и Вселенской церкви, в котором представил контекст того, как рассматривать Временное соглашение. [59] Папа Франциск признал, что Временное соглашение носит экспериментальный характер и не разрешит другие конфликты между Святым Престолом и Китаем, но позволит обеим сторонам «действовать более позитивно для упорядоченного и гармоничного роста католической общины в Китае». [60] Китай, со своей стороны, также позитивно оценивает соглашение, заявляя, что он готов «еще больше укреплять взаимопонимание со стороной Ватикана и накапливать взаимное доверие, чтобы импульс активного взаимодействия между двумя сторонами продолжал двигаться вперед». [61] Несмотря на сильную оппозицию со стороны Белого дома и консервативных католиков, Святой Престол и Китай продлили Временное соглашение. [62]
В ноябре 2020 года, через месяц после продления Временного соглашения, Китай опубликовал пересмотренные «Административные меры в отношении религиозного духовенства». Новые правила вступили в силу 1 мая 2021 года. В административных мерах приоритет отдается китаизации всех религий. Религиозные деятели обязаны выполнять свои обязанности в пределах, предусмотренных законами, постановлениями и правилами правительства. [63] Новые правила не учитывают процесс сотрудничества, установленный Временным соглашением между Святым Престолом и Китаем, при назначении епископов. В статье XVI «Административных мер» католические епископы должны утверждаться и рукополагаться санкционированной правительством Конференцией католических епископов Китая . В документе не говорится, что для назначения епископов требуется сотрудничество и одобрение Святого Престола, что противоречит условиям Временного соглашения. Всего за месяц до обнародования новых правил официальный представитель МИД Чжао Лицзянь заявил, что Китай готов работать вместе с Ватиканом, «чтобы поддерживать тесное общение и консультации и способствовать улучшению двусторонних связей». [64] посредством предварительного соглашения. Назначение епископов без согласия Святого Престола нарушает Канонический закон 377.5 Католической церкви, который гласит, что «гражданским властям не предоставляются никакие права и привилегии избрания, выдвижения, представления или назначения епископов». [65]
В июле 2022 года Папа Франциск заявил, что надеется на продление Временного соглашения, назвав соглашение «движущимся хорошо». [66] По состоянию на июль 2022 года в соответствии с соглашением были назначены шесть новых епископов. [67]
По данным католической благотворительной организации Aid to the Church in Need , в какой-то момент в 2023 году под арестом находились по меньшей мере 20 священников, некоторые из которых пропали без вести уже несколько лет. [68]
См. также
[ редактировать ]- Боксеры и святые , американский графический роман о китайских католиках в эпоху боксерского восстания.
- Китайская Православная Церковь
- Конференция китайских региональных епископов Тайваня
- Христианство в Китае
- Подземная церковь
- Домашняя церковь (Китай)
- Игнатий Кунг Пин-мэй , кардинал Кунг
- Список соборов в Китае
- Список католических епархий в Китае
- Список католических миссионеров в Китае
- Святые мученики Китая
- Протестантизм в Китае
- Религия в Китае
- Католическая церковь в Сычуани
- Католическая церковь в Шэньси
- Католическая церковь на Тайване
- Три столпа китайского католицизма
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Джованни да Монтекорвино: францисканский миссионер» . Британская энциклопедия . 2022 . Проверено 21 августа 2022 г.
- ^ Тан, Эдмонд; Вейст, Жан-Поль (17 мая 2013 г.). Католическая церковь в современном Китае: перспективы . Випф и Сток. стр. 13 и далее. ISBN 978-1-625-64086-4 .
- ^ «Ватикан и Китай подписывают соглашение о назначении епископов» . Хранитель . Рейтер. 22 сентября 2018 года . Проверено 23 сентября 2018 г.
- ^ Рокка, Фрэнсис X.; Доу, Ева (14 сентября 2018 г.). «Китай и Ватикан подпишут знаковое соглашение по поводу епископов» . Уолл Стрит Джорнал . ISSN 0099-9660 . Проверено 3 октября 2018 г.
- ^ Пулелла, Филип (15 июля 2023 г.). «Папа утверждает епископа Шанхая, в то время как Ватикан упрекает Китай за отсутствие консультаций» . Рейтер . Проверено 15 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рейндерс, Эрик (2024). Чтение Толкина по-китайски: религия, фэнтези и перевод . Перспективы серии фэнтези. Лондон, Великобритания: Bloomsbury Academic. ISBN 9781350374645 .
- ^ Катинас, Паула (8 января 2021 г.). «Сложная история коммунистического Китая с католической церковью» . Планшет . Проверено 2 марта 2023 г.
- ^ «Католицизм придает смысл жизни многих китайцев» . Китайская газета . 21 июня 2004 года . Проверено 2 марта 2023 г.
- ^ Китайский репозиторий, Том 13 . Гарвардский университет. 1844. с. 474 . Проверено 8 мая 2011 г.
- ^ Китайский репозиторий, Том 13 . Напечатано для владельцев. 1844. с. 475 . Проверено 8 мая 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хабиг, Мэрион А. (1945). «Мариньолли и упадок средневековых миссий в Китае» . Францисканские исследования . 5 (1): 21–36. ISSN 0080-5459 .
- ^ Моррис Россаби (28 ноября 2014 г.). От юаня до современного Китая и Монголии: сочинения Морриса Россаби . БРИЛЛ. стр. 670–. ISBN 978-90-04-28529-3 .
- ^ Авгеринос (июнь 1998 г.). «Как христианские конфессии появились в Китае» . В июньском номере журнала The Censer за 1998 год. Восточно-православная митрополия Гонконга и Юго-Восточной Азии . Архивировано из оригинала 21 сентября 2022 года.
- ^ Руло, Фрэнсис А.. 1954. «Латинское надгробие Янчжоу как достопримечательность средневекового христианства в Китае». Гарвардский журнал азиатских исследований 17 (3/4). Гарвардский институт Йенчин: 346–65. дои: 10.2307/2718316. https://www.jstor.org/stable/2718316
- ^ Фредрик Феллман (2008). Спасение и современность: интеллектуалы и вера в современном Китае . Университетское издательство Америки. стр. 2–. ISBN 978-0-7618-4090-9 .
- ^ Парада Лопес де Корселас, Мануэль; Вела-Родриго, Альберто А. (14 декабря 2021 г.). «Культурная гибридизация в христианском Китае: искусство перегородчатой эмали на службе Богу» . Религии . 12 (12): 1103. дои : 10.3390/rel12121103 . ISSN 2077-1444 .
- ^ Чарльз Ральф Боксер. Фидальгос на Дальнем Востоке 1550–1770 гг . Издательство Оксфордского университета, 1968. Страница 164.
- ^ Клосси, Люк (2010). Спасение и глобализация в первых иезуитских миссиях . Издательство Кембриджского университета. п. 43. ИСБН 978-0-521-17326-1 . OCLC 632082284 .
- ^ Роберт Самуил Маклай (1861). Жизнь среди китайцев: с характерными зарисовками и происшествиями миссионерской деятельности и перспективами в Китае . Карлтон и Портер. п. 336 . Проверено 6 июля 2011 г.
мусульманские рабы беев.
- ^ Бриджмен, Элайджа Коулман; Уильямс, Сэмюэл Уэллс (1838). Китайский репозиторий, Том 6 . Марузен Кабусики Кайся. п. 54 . Проверено 6 июля 2011 г.
- ^ Китайский репозиторий, Том 6 . собственники. 1838. с. 54 . Проверено 6 июля 2011 г.
- ^ Китайский репозиторий, Том 6 . Перепечатка Крауса. 1838. с. 54 . Проверено 6 июля 2011 г.
- ^ Роберт Самуил Маклай (1861). Жизнь среди китайцев: с характерными зарисовками и происшествиями миссионерской деятельности и перспективами в Китае . Нью-Йорк: Карлтон и Портер. п. 337 . Проверено 6 июля 2011 г.
иностранцев душили или высылали.
(Оригинал из Нью-Йоркской публичной библиотеки) - ^ Джозеф Эшерик, Истоки восстания боксеров (1987), стр. 190–191; Пол Коэн, История в трех ключах (1997), с. 51.
- ^ Восточная Индия (Тибет): Дополнительные документы, касающиеся Тибета [В продолжение Cd 2370] . Канцелярский офис HM. 1904. с. 17 . Проверено 28 июня 2011 г.
- ^ Янг (2013) , с. 175–177.
- ^ Ян Олав Смит, Папа Пий XII, Лондон, 1951, 186–187.
- ^ Смит 188
- ^ Смит 188.
- ^ Альберто Джованнетти , Пий XII беседует с Церковью Молчания, Милан, 1959, 230.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Да, Алиса (1 июня 2023 г.). «Социальная мобильность, миграционные профессии и Китайская патриотическая католическая ассоциация» . Перспективы Китая (133): 31–41. doi : 10.4000/chinaperspectives.15216 . ISSN 2070-3449 . S2CID 259562815 .
- ^ Дикёттер, Франк (2013). Трагедия освобождения: история китайской революции, 1945–1957 (1-е изд.). Лондон: Блумсбери Пресс. стр. 115–120. ISBN 978-1-62040-347-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Исполнительная комиссия Конгресса по Китаю, Годовой отчет за 2011 год. Архивировано 13 февраля 2013 года в Wayback Machine , 10 октября 2011 года.
- ^ Джованнетти, 232.
- ^ Перейти обратно: а б с Отчет Госдепартамента США за 2022 год
- ^ «Конституция Китайской Народной Республики» . 9 июля 2022 года. Архивировано из оригинала 9 июля 2022 года . Проверено 9 июля 2022 г.
- ^ Тим Гардам, Христиане в Китае: находится ли страна в духовном кризисе? Би-би-си, 11 сентября 2011 г.
- ^ «Отсутствует перенаправление страницы» . Проверено 17 апреля 2017 г.
- ^ «Письмо епископам, священникам, монашествующим и верующим мирянам Католической Церкви в Китайской Народной Республике (27 мая 2007 г.) — БЕНЕДИКТУ XVI» . Проверено 17 апреля 2017 г.
- ^ «Подпольный» епископ призывает верующих выполнить письмо Папы, Католическое агентство новостей, июль 2007 г.
- ^ «Обнародовано одобрение Ватикана рукоположения Гуйяна в епископы» . Новости Азии . 9 октября 2007 года . Проверено 8 июля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Форум Pew по религии и общественной жизни: «Глобальное христианство: отчет о размере и распределении христианского населения в мире - Приложение C: Методология для Китая». Архивировано 17 июля 2013 г. в Wayback Machine, 19 декабря 2011 г.
- ^ Веб-сайт ARDA, получено 28 августа 2023 г.
- ^ Государственный департамент США, Отчет о международной религиозной свободе, 2013 г.: Китай.
- ^ Предполагаемая статистика для китайских католиков за 2012 г. , Центр изучения Святого Духа.
- ^ Католик. Архивировано 22 сентября 2017 года в Wayback Machine, Департамент по этническим и религиозным вопросам провинции Хэбэй.
- ^ «Сестры Шанхая - Конгрегация монахинь процветает в Китае (Содружество, 12 августа 2005 г.)» . Архивировано из оригинала 13 февраля 2006 года . Проверено 17 апреля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «BBC NEWS - Азиатско-Тихоокеанский регион - План переговоров Ватикана и Китая» . 6 марта 2007 года . Проверено 17 апреля 2017 г.
- ^ Розенталь, Элизабет (22 мая 2005 г.). «Китай и Ватикан намекают на возобновление официальных связей» . Проверено 17 апреля 2017 г. - через NYTimes.com.
- ^ «Письмо епископам, священникам, монашествующим и верующим мирянам Католической Церкви в Китайской Народной Республике» . www.vatican.va . Ватикан. 27 мая 2007 г. Архивировано из оригинала 27 ноября 2019 г.
- ^ «Президент Цзян подчеркивает важность политики в отношении религии» . www.china-embassy.org . Посольство Китайской Народной Республики в Соединенных Штатах Америки. 13 декабря 2001 г. Архивировано из оригинала 7 ноября 2003 г.
- ^ «Коммюнике о подписании Временного соглашения между Святым Престолом и Китайской Народной Республикой о назначении епископов» . press.vatican.va . Пресс-служба Святого Престола. 22 сентября 2018 г. Архивировано из оригинала 30 сентября 2018 г.
- ^ Рокка, Фрэнсис X.; Доу, Ева (22 сентября 2018 г.). «Ватикан и Китай подписали соглашение о епископах, предоставив Папе право вето» . Уолл Стрит Джорнал . ISSN 0099-9660 .
- ^ Доннини, Дебора (28 августа 2019 г.). «Китай, хиротония первого епископа после Временного соглашения - Новости Ватикана» . www.vaticannews.va . Архивировано из оригинала 29 августа 2019 года.
- ^ «Информационная записка о католической церкви в Китае» . press.vatican.va . Пресс-служба Святого Престола. 22 сентября 2018 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2018 г.
- ^ «Коммюнике о продлении Временного соглашения между Святым Престолом и Китайской Народной Республикой о назначении епископов, 22 октября 2020 г.» . press.vatican.va . Пресс-служба Святого Престола. 22 октября 2020 г. Архивировано из оригинала 23 октября 2020 г.
- ^ «Святой Престол и Китай продлевают временное соглашение сроком на 2 года – Новости Ватикана» . www.vaticannews.va . 22 октября 2020 г. Архивировано из оригинала 29 октября 2020 г.
- ^ Шервуд, Харриет (22 сентября 2018 г.). «Ватикан подписывает историческое соглашение с Китаем, но критики осуждают предательство» . Хранитель . Архивировано из оригинала 22 сентября 2018 года.
- ^ Горовиц, Джейсон; Джонсон, Ян (22 сентября 2018 г.). «Китай и Ватикан достигли соглашения о назначении епископов» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 17 апреля 2021 г.
- ^ «Послание Святейшего Отца католикам Китая и Вселенской Церкви» . www.vatican.va . Ватикан. 26 сентября 2018 г. Архивировано из оригинала 4 декабря 2019 г.
- ^ «Ван И встречается с министром иностранных дел Ватикана Полом Галлахером по просьбе» . www.fmprc.gov.cn . Министерство иностранных дел Китайской Народной Республики. 15 февраля 2020 г. Архивировано из оригинала 20 марта 2020 г.
- ^ Уинфилд, Николь (22 октября 2020 г.). «Ватикан и Китай продлевают епископское соглашение, несмотря на оппозицию США» . АП НОВОСТИ . Архивировано из оригинала 23 октября 2020 года.
- ^ «Меры по управлению религиозными деятелями (проект запроса комментариев)» . Перевод китайского права . 18 ноября 2020 г. Архивировано из оригинала 4 декабря 2020 г.
- ^ «Очередная пресс-конференция официального представителя Министерства иностранных дел Чжао Лицзяня 22 октября 2020 года» . www.fmprc.gov.cn . Министерство иностранных дел Китайской Народной Республики. 22 октября 2020 г. Архивировано из оригинала 24 октября 2020 г.
- ^ «Свод канонического права – Книга II – Народ Божий – Часть II. (Канн. 368–430)» . www.vatican.va . Архивировано из оригинала 8 апреля 2019 года.
- ^ «Папа надеется, что соглашение с Китаем о назначениях епископов будет вскоре возобновлено | South China Morning Post» . 9 июля 2022 года. Архивировано из оригинала 9 июля 2022 года . Проверено 9 июля 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ «Папа надеется, что соглашение с Китаем о назначениях епископов будет вскоре возобновлено | South China Morning Post» . 9 июля 2022 года. Архивировано из оригинала 9 июля 2022 года . Проверено 9 июля 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ АКС (9 января 2024 г.). «Десятки священников арестованы в 2023 году, когда авторитарные режимы расправились с Церковью» . АКС Интернешнл . Проверено 26 апреля 2024 г.
Источники
[ редактировать ]Пожалуйста, смотрите отдельные статьи для конкретных работ.
- Общий
- Кларк, Энтони Э. (2013). Добровольное изгнание: китайское христианство и культурное слияние с 1552 года . Издательство Университета Лихай. ISBN 9781611461480 .
- Мэдсен, Ричард (2002). «За пределами православия: католицизм как китайская народная религия» . В Ухалли, Стивен; Ву, Сяосинь (ред.). Китай и христианство: обремененное прошлое, обнадеживающее будущее . Армонк, Нью-Йорк: М. Е. Шарп. стр. 233–249. ISBN 0765606615 .
- Тан, Эдмонд; Вист, Жан-Поль (1993). Католическая церковь в современном Китае: перспективы . Мэрикнолл, Нью-Йорк: Orbis Books. ISBN 0883448343 .
- Ухалли, Стивен; Ву, Сяосинь (2001). Китай и христианство: обремененное прошлое, обнадеживающее будущее . Армонк, Нью-Йорк: М. Е. Шарп. ISBN 0765606615 .
- Католические миссии и местное христианство до 1950 г.
- Броки, Лиам Мэтью (2008). Путешествие на Восток иезуитской миссии в Китай, 1579-1724 гг . Кембридж, Массачусетс: Belknap Press издательства Гарвардского университета. ISBN 9780674028814 .
- Кларк, Энтони Э (2011). Святые Китая: католическое мученичество во времена Цин (1644-1911) . Вифлеем, Пенсильвания; Лэнхэм, Мэриленд: Издательство Университета Лихай; Роуман и Литтлфилд. ISBN 9781611460162 .
- Менегон, Эудженио (2009). Предки, девственники и монахи: христианство как местная религия в позднеимперском Китае . Кембридж, Массачусетс: Азиатский центр Гарвардского университета Гарвардского института Йенчин: Распространяется издательством Гарвардского университета. ISBN 9780674035966 .
- Харрисон, Генриетта (2013). Проклятие миссионера и другие истории китайской католической деревни . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520273115 .
- Лосада, Эриберто П. (2001). Бог над землей: католическая церковь, постсоциалистическое государство и транснациональные процессы в китайской деревне . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0804740976 .
- Янг, Эрнест П. (2013). Церковная колония: Католическая церковь Китая и французский религиозный протекторат . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199924622 .
- После 1949 г.
- Чу, Синди Йик-И (2012). Католическая церковь в Китае с 1978 года по настоящее время . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 9781137075659 .
- Люнг, Беатрис (1992). Китайско-ватиканские отношения: проблемы конфликта властей, 1976–1986 гг . Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521381738 .
- —— (2002). «Католическая церковь в Гонконге после 1997 года». В Ухалли, Стивен; Сяосинь Ву (ред.). Китай и христианство: обремененное прошлое, обнадеживающее будущее . Армонк, Нью-Йорк: М. Е. Шарп. стр. 301–343. ISBN 0765606615 .
- Мэдсен, Ричард (1998). Католики Китая: трагедия и надежда в формирующемся гражданском обществе . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0520213262 .
- —— (2002). «За пределами православия: католицизм как китайская народная религия» . В Ухалли, Стивен; Сяосинь Ву (ред.). Китай и христианство: обремененное прошлое, обнадеживающее будущее . Армонк, Нью-Йорк: М. Е. Шарп. стр. 233–249. ISBN 0765606615 . в Ухалли, Ву, изд. (2001).
- Мариани, Пол Филип (2011). Воинствующий церковный епископ Кунг и католическое сопротивление в коммунистическом Шанхае . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674063174 .