Jump to content

Дипломатия

(Перенаправлено из Дипломатические отношения )

Уинстон Черчилль ( премьер-министр Соединенного Королевства ), Франклин Д. Рузвельт (президент США) и Иосиф Сталин ( генеральный секретарь Советского Союза ) на Ялтинской конференции , 1945 год.

Дипломатия включает в себя устное или письменное общение представителей государственных , межправительственных или неправительственных учреждений с целью повлиять на события в международной системе. [1] [2]

Дипломатия является основным инструментом внешней политики , который представляет собой более широкие цели и стратегии, которые определяют взаимодействие государства с остальным миром. Международные договоры , соглашения , союзы и другие проявления международных отношений обычно являются результатом дипломатических переговоров и процессов. Дипломаты также могут помочь в формировании государства, консультируя правительственных чиновников .

Современные дипломатические методы, практика и принципы зародились во многом из европейских обычаев 17 века. С начала 20 века дипломатия стала профессиональной; 1961 года Венская конвенция о дипломатических сношениях , ратифицированная большинством суверенных государств мира, обеспечивает основу для дипломатических процедур, методов и поведения. Большая часть дипломатии сейчас проводится аккредитованными должностными лицами , такими как посланники и послы, через специальный отдел иностранных дел . Дипломаты действуют через дипломатические миссии , чаще всего консульства и посольства, и полагаются на ряд вспомогательного персонала; Таким образом, термин «дипломат» иногда широко применяется к дипломатическому и консульскому персоналу, а также к должностным лицам министерств иностранных дел. [3]

Этимология

[ редактировать ]

Термин «дипломатия» происходит от французского термина « дипломат» XVIII века («дипломат» или «дипломатист»), основанного на древнегреческом «диплома» , что примерно означает «предмет, сложенный пополам». [4] Это отражало практику государей предоставлять сложенный документ для предоставления некоторых официальных привилегий; До изобретения конверта складывание документа служило защитой конфиденциальности его содержимого. Позже этот термин стал применяться ко всем официальным документам, например, к документам, содержащим соглашения между правительствами, и, таким образом, стал отождествляться с международными отношениями. Эта устоявшаяся история в последние годы подвергалась критике со стороны ученых, указывающих на то, как этот термин возник в политическом контексте Французской революции . [5] [6] [ необходимы дополнительные ссылки ]

Гер ван Элк, Симметрия дипломатии , 1975, Гронингерский музей.
Египетско -хеттский мирный договор между Новым царством Древнего Египта и Хеттской империей Анатолии .

Западная Азия

[ редактировать ]

Одними из самых ранних известных дипломатических записей являются письма Амарны, написанные между фараонами восемнадцатой династии Египта и Амурру правителями Ханаана в 14 веке до нашей эры. Мирные договоры были заключены между месопотамскими городами-государствами Лагашем и Уммой примерно в 2100 г. до н.э. После битвы при Кадеше в 1274 году до нашей эры во времена девятнадцатой династии фараон Египта и правитель Хеттской империи заключил один из первых известных международных мирных договоров, который сохранился во фрагментах каменных табличек и теперь обычно называется египетско-хеттским мирным договором. . [ нужна ссылка ]

Древнегреческие города-государства в некоторых случаях отправляли послов для переговоров по конкретным вопросам, таким как война и мир или торговые отношения, но не имели дипломатических представителей, регулярно размещавшихся на территории друг друга. Однако часть функций, возложенных на современных дипломатических представителей, выполнял проксенос — гражданин города пребывания, имевший дружеские отношения с другим городом, зачастую через родственные связи. В мирное время дипломатия велась даже с неэллинистическими соперниками, такими как Персидская империя Ахеменидов , которая в конечном итоге была завоевана Александром Македонским . Александр также был знатоком дипломатии, понимая, что завоевание иностранных культур будет лучше достигнуто, если его македонские и греческие подданные смешаются и вступят в брак с коренным населением. Например, Александр взял в жены согдийку из Бактрии Роксану после осады Согдийской скалы , чтобы успокоить восставшее население. Дипломатия оставалась необходимым инструментом управления государством для великих Эллинистические государства , пришедшие на смену империи Александра, такие как Королевство Птолемеев и Империя Селевкидов , которые вели несколько войн на Ближнем Востоке и часто заключали мирные договоры посредством брачных союзов . [ нужна ссылка ]

Османская империя

[ редактировать ]
Французский посол в османском платье, картина Антуана де Фавре, 1766 год, Музей Пера , Стамбул.

Отношения с Османской империей были особенно важны для итальянских государств, для которых османское правительство было известно как Блистательная Порта . [7] Морские республики Генуя все меньше и меньше зависели от своих морских возможностей и все и Венеция больше и больше от сохранения хороших отношений с османами. [7] Взаимодействие между различными купцами, дипломатами и священнослужителями, выходцами из Итальянской и Османской империй, помогло открыть и создать новые формы дипломатии и государственного управления . Со временем основная цель дипломата, который изначально был переговорщиком, превратилась в личность, которая представляла автономное государство во всех аспектах политических дел. Стало очевидным, что все другие государи почувствовали необходимость приспособиться дипломатически в связи с появлением мощной политической среды Османской империи. [7] Можно прийти к выводу, что атмосфера дипломатии в период раннего Нового времени вращалась вокруг соответствия османской культуре. [ нужна ссылка ]

Восточная Азия

[ редактировать ]

Одним из первых реалистов в теории международных отношений был военный стратег VI века до н. э. Сунь Цзы (ум. 496 до н. э.), автор книги «Искусство войны» . Он жил в то время, когда соперничающие государства начали уделять меньше внимания традиционным правилам опеки над номинальными монархами династии Чжоу (ок. 1050–256 до н. э.), в то время как каждый из них боролся за власть и полное завоевание. Однако каждому воюющему государству требовалась большая дипломатия при установлении союзников, обмене землями и подписании мирных договоров, и развивалась идеализированная роль «убеждателя / дипломата». [8]

От битвы при Байдэне (200 г. до н. э.) до битвы при Майи (133 г. до н. э.) династия Хань была вынуждена поддерживать брачный союз и платить непомерную дань (шёлком, тканью, зерном и другими продуктами питания) могущественные северные кочевники хунну , объединенные Моду Шаньюем . После того, как хунну сообщили императору Хань Вэню (годы правления 180–157) о том, что они контролируют территории, простирающиеся от Маньчжурии до городов-государств-оазисов Таримской котловины , в 162 г. до н. э. был составлен договор, провозглашавший, что все к северу от Великой стены принадлежит земли кочевников, а все к югу от него будет зарезервировано за ханьскими китайцами . Договор продлевался не менее девяти раз, но не удерживал некоторых хунну туки от набегов на границы Хань. Так было до тех пор, пока обширные кампании императора У Хань (годы правления 141–87 до н. э.), которые разрушили единство хунну и позволили Хань завоевать западные регионы ; при У, в 104 г. до н.э. ханьские армии отважились дойти до Ферганы в Центральной Азии, чтобы сразиться с юэчжи, завоевавшими Эллинистические территории Греции . [ нужна ссылка ]

«Портреты периодических подношений» — китайская картина VI века, изображающая различных эмиссаров; изображенные на картине послы варьируются от эфталитов , Персии до Лангкасуки , Пэкче ( часть современной Кореи), Цючи и Во (Япония).

Корейцы и японцы во времена китайской династии Тан (618–907 гг. Н.э.) смотрели на китайскую столицу Чанъань как на центр цивилизации и подражали ее центральной бюрократии как модели управления. В этот период японцы часто отправляли посольства в Китай, но прекратили эти поездки в 894 году, когда Тан, казалось, был на грани краха. После разрушительного восстания Ань Ши с 755 по 763 год династия Тан была не в состоянии отвоевать Среднюю Азию и бассейн Тарима . После нескольких конфликтов с Тибетской империей , продолжавшихся несколько десятилетий, Тан наконец заключил перемирие и подписал с ними мирный договор в 841 году. [ нужна ссылка ]

В XI веке, во времена династии Сун (960–1279), были проницательные послы, такие как Шэнь Го и Су Сун, которые добились дипломатического успеха с династией Ляо , часто враждебным соседом- киданем на севере. Оба дипломата обеспечили законные границы династии Сун благодаря знаниям картографии и раскопкам старых придворных архивов. ) существовала также триада войн и дипломатии Между этими двумя государствами и тангутской династией Западная Ся к северо-западу от Китая Сун (с центром в современной Шэньси . После войны с династией Ли во Вьетнаме с 1075 по 1077 год Сун и Ли заключили мирное соглашение в 1082 году об обмене соответствующими землями, которые они захватили друг у друга во время войны. [ нужна ссылка ]

Задолго до династий Тан и Сун китайцы отправляли послов в Среднюю Азию, Индию и Персию , начиная с Чжан Цяня во 2 веке до нашей эры. миссия китайского посольства Чжоу Дагуаня в Кхмерскую империю Камбоджа Еще одним заметным событием в китайской дипломатии стала в 13 веке. Китайская дипломатия была необходимостью в особенный период китайских исследований . Со времен династии Тан (618–907 гг. н. э.) китайцы также стали активно вкладывать средства в отправку дипломатических посланников за границу с морскими миссиями в Индийский океан, в Индию, Персию, Аравию , Восточную Африку и Египет. Морская деятельность Китая резко возросла в период коммерциализации династии Сун, благодаря появлению новых морских технологий, увеличению количества частных судовладельцев и увеличению количества экономических инвесторов в зарубежные предприятия. [ нужна ссылка ]

Во времена Монгольской империи (1206–1294 гг.) монголы создали нечто похожее на сегодняшний дипломатический паспорт под названием пайза . Пайза была трех разных типов (золотая, серебряная и медная) в зависимости от уровня важности посланника. С появлением пайзы посланник мог без проблем запросить еду, транспорт и место для проживания в любом городе, деревне или клане империи. [ нужна ссылка ]

В 17 веке династия Цин заключила ряд договоров с царской Россией, начиная с Нерчинского договора 1689 года. За ним последовали Айгунский договор и Пекинская конвенция в середине 19 века. [ нужна ссылка ]

По мере распространения европейской власти по всему миру в XVIII и XIX веках распространялась и ее дипломатическая модель, а азиатские страны приняли синкретическую или европейскую дипломатическую систему. Например, в рамках дипломатических переговоров с Западом о контроле над землей и торговлей в Китае в XIX веке после Первой опиумной войны китайский дипломат Циин подарил свои интимные портреты представителям Италии, Англии, США и Китая. Франция. [9]

Древняя Индия

[ редактировать ]
Дипломатический персонал Индии

Древняя Индия с ее королевствами и династиями имела давнюю дипломатическую традицию. Древнейший трактат о государственном управлении и дипломатии, «Артхашастра» , приписывается Каутилье (также известному как Чанакья ), который был главным советником Чандрагупты Маурья , основателя династии Маурьев , правившей в III веке до нашей эры. Он включает в себя теорию дипломатии о том, как в ситуации взаимно конкурирующих королевств мудрый король создает союзы и пытается поставить мат своим противникам. Посланники, посланные в то время ко дворам других королевств, как правило, проживали в течение длительных периодов времени, и Артхашастра содержит советы по поведению посланника, включая резкое предложение о том, что «он должен спать один». Высшая мораль для короля состоит в том, чтобы его королевство процветало. [10]

Новый анализ Арташастры показывает, что внутри 6000 афоризмов прозы (сутр) скрыты новаторские политические и философские концепции. Он охватывает внутреннюю и внешнюю сферы государственного управления, политики и управления. Нормативным элементом является политическое объединение геополитического и культурного субконтинента Индии. Эта работа всесторонне изучает государственное управление; он призывает к непричинению вреда живым существам или злому умыслу, а также к состраданию, терпению, правдивости и прямоте. Он представляет собой раджмандалу (группу государств), модель, которая помещает родное государство в окружение двенадцати конкурирующих субъектов, которые могут быть либо потенциальными противниками, либо скрытыми союзниками, в зависимости от того, как выстраиваются отношения с ними. В этом суть реальной политики. Он также предлагает четыре упайи (политических подхода): примирение, дары, разрыв или разногласия и сила. Он советует, что война – это последнее средство, поскольку ее исход всегда неопределенен. Это первое выражение доктрины raison d'etat, а также гуманитарного права; что с побежденными людьми нужно обращаться справедливо и ассимилировать. [ нужна ссылка ]

Византийская империя

[ редактировать ]

Ключевой задачей Византийской империи было поддержание ряда отношений между ней и ее различными соседями, включая грузин , иберов , германских народов , булгар , славян , армян , гуннов , аваров , франков , Лангобарды и арабы , которые воплощали и таким образом поддерживали его имперский статус. У всех этих соседей не было ключевого ресурса, который Византия переняла у Рима, а именно официальной правовой структуры. Когда они приступили к созданию официальных политических институтов, они зависели от империи. В то время как классические писатели любили проводить резкое различие между миром и войной, для византийской дипломатии была форма войны другими средствами. Имея регулярную армию численностью 120 000–140 000 человек после потерь VII века, [11] [12] безопасность империи зависела от активистской дипломатии. [ нужна ссылка ]

Омуртаг , правитель Болгарии , отправляет делегацию к византийскому императору Михаилу II (Мадрид Скилицес, Национальная библиотека Испании, Мадрид).

Византийское « Бюро варваров » было первым агентством внешней разведки, собиравшим информацию о соперниках империи из всех мыслимых источников. [13] Хотя на первый взгляд это был протокольный отдел (его основная обязанность заключалась в том, чтобы обеспечить должный уход за иностранными посланниками и получение достаточных государственных средств на их содержание, а также содержать всех официальных переводчиков), он явно выполнял также и функцию безопасности. В «Стратегии » VI века даются советы относительно иностранных посольств: «[Послов], которых посылают к нам, следует принимать с честью и щедро, ибо все уважают посланников. им от получения какой-либо информации, задавая вопросы нашим людям». [14]

Средневековая и ранняя современная Европа

[ редактировать ]

В Европе истоки ранней современной дипломатии часто восходят к государствам Северной Италии в эпоху раннего Возрождения , где первые посольства были открыты в 13 веке. [15] Милан играл ведущую роль, особенно при Франческо Сфорца , который открыл постоянные посольства в других городах-государствах Северной Италии. Тоскана и Венеция также были процветающими центрами дипломатии, начиная с 14 века. Именно на итальянском полуострове зародились многие традиции современной дипломатии, такие как вручение верительных грамот посла главе государства . [ нужна ссылка ]

Современность

[ редактировать ]
Французский дипломат Шарль Морис де Талейран-Перигор считается одним из самых опытных дипломатов всех времен.

Из Италии эта практика распространилась по всей Европе. Милан был первым, кто отправил представителя ко двору Франции в 1455 году. Однако Милан отказался принять французских представителей, опасаясь, что они будут заниматься шпионажем и вмешательством в его внутренние дела. Поскольку иностранные державы, такие как Франция и Испания, все активнее вовлекались в итальянскую политику, была признана необходимость принимать эмиссаров. Вскоре крупнейшие европейские державы обменялись представителями. Испания была первой, приславшей постоянного представителя; он назначил посла при дворе Сент-Джеймса (т.е. в Англии) в 1487 году. К концу 16 века постоянные представительства стали обычным явлением. не Однако император Священной Римской империи отправлял постоянных легатов регулярно, поскольку они не могли представлять интересы всех немецких князей (которые теоретически все подчинялись императору, но на практике каждый был независим).

Между 1500 и 1700 годами правила современной дипломатии получили дальнейшее развитие. [16] Французский язык заменил латынь примерно с 1715 года. Высшим рангом представителей был посол. В то время послом был дворянин, присвояемый дворянский ранг менялся в зависимости от престижа страны, в которую он был делегирован. Для послов разработаны строгие стандарты, требующие, чтобы они имели большие резиденции, устраивали роскошные вечеринки и играли важную роль в придворной жизни принимающей страны. В Риме, самой ценной должности для католического посла, представители Франции и Испании будут иметь свиту численностью до сотни человек. Даже на небольших постах послы стоили очень дорого. Меньшие государства отправляли и принимали посланников , которые были ступенькой ниже посла. Где-то посередине была должность полномочного министра .

Дипломатия была делом сложным, даже более сложным, чем сейчас. Послы каждого государства были ранжированы по сложному уровню старшинства, который вызывал много споров. Государства обычно ранжировались по титулу суверена; для католических народов первостепенное значение имел эмиссар Ватикана , затем эмиссаров королевств , затем эмиссаров герцогств и княжеств . Представители республик занимали самые низкие места (что часто возмущало лидеров многочисленных немецких, скандинавских и итальянских республик). Определение приоритета между двумя королевствами зависело от ряда факторов, которые часто менялись, что приводило к почти постоянным ссорам.

Первая Женевская конвенция (1864 г.). Женева ( Швейцария ) – город, в котором расположено наибольшее количество международных организаций в мире. [17]

Послами часто были дворяне с небольшим зарубежным опытом и не рассчитывавшие на дипломатическую карьеру. Их поддержали сотрудники посольства. Этих специалистов будут отправлять на более длительные задания, и они будут гораздо лучше осведомлены о принимающей стране, чем высокопоставленные чиновники. В штат посольства будет входить широкий круг сотрудников, в том числе те, кто занимается шпионажем. Потребность в квалифицированных кадрах для укомплектования посольств была удовлетворена за счет выпускников университетов, и это привело к значительному увеличению изучения международного права , французского языка и истории в университетах по всей Европе.

Фронтиспис Актов Венского конгресса

В то же время почти во всех европейских государствах стали создаваться постоянные министерства иностранных дел для координации деятельности посольств и их сотрудников. Эти министерства были еще далеки от своей современной формы, и многие из них имели посторонние внутренние обязанности. До 1782 года в Британии было два департамента, полномочия которых часто пересекались. Кроме того, они были намного меньше, чем сейчас. Во Франции, которая могла похвастаться крупнейшим министерством иностранных дел, в 1780-х годах работало всего около 70 штатных сотрудников.

Элементы современной дипломатии медленно распространились в Восточную Европу и Россию, прибыв к началу 18 века. Все здание было бы сильно разрушено Французской революцией и последующими годами войны. Революция приведет к тому, что простолюдины возьмут на себя дипломатию французского государства и тех стран, которые завоеваны революционными армиями. Ранги старшинства были упразднены. Наполеон также отказался признать дипломатический иммунитет, заключив в тюрьму нескольких британских дипломатов, обвиненных в заговоре против Франции.

После падения Наполеона Венский конгресс 1815 года установил международную систему дипломатических рангов . Споры о старшинстве между нациями (и, следовательно, об использовании соответствующих дипломатических рангов) впервые были рассмотрены на Конгрессе в Экс-ла-Шапель в 1818 году, но продолжались более века до окончания Второй мировой войны , когда ранг посла стал нормой. В это время такие деятели, как канцлер Германии Отто фон Бисмарк, были известны международной дипломатией.

Дипломаты и историки часто называют министерство иностранных дел по его адресу: Ballhausplatz (Вена), Quai d'Orsay (Париж), Wilhelmstrasse (Берлин), Itamaraty (Бразилиа) и Foggy Bottom (Вашингтон, округ Колумбия). Для российского министерства иностранных дел до 1917 года это был Мост хористов (Санкт-Петербург), а «Консулта» — министерство иностранных дел Италии, располагавшееся в Палаццо делла Консульта (Рим) с 1874 по 1922 год. [18] [19]

Иммунитет

[ редактировать ]

Святость дипломатов уже давно соблюдается, что лежит в основе современной концепции дипломатического иммунитета . Хотя был ряд случаев убийства дипломатов, обычно это рассматривается как серьезное нарушение чести. Чингисхан и монголы были хорошо известны тем, что решительно настаивали на правах дипломатов, и они часто жестоко мстили любому государству, которое нарушало эти права.

Дипломатические права были установлены в середине 17 века в Европе и распространились по всему миру. Эти права были официально закреплены Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года , которая защищает дипломатов от преследований или преследования во время пребывания в дипломатической миссии. Если дипломат совершит тяжкое преступление, находясь в стране пребывания, он или она может быть объявлен персоной нон грата (нежелательным лицом). Таких дипломатов потом часто судят за преступления у себя на родине.

Дипломатические коммуникации также считаются священными, и дипломатам уже давно разрешено провозить документы через границы без досмотра. Механизмом этого является так называемая « дипломатическая почта » (или, в некоторых странах, «дипломатическая почта»). Хотя радио и цифровая связь стали более стандартными для посольств, дипломатическая почта по-прежнему довольно распространена, и некоторые страны, включая Соединенные Штаты, объявляют целые транспортные контейнеры дипломатической почтой для доставки в страну чувствительных материалов (часто строительных материалов). [20]

Во времена враждебности дипломатов часто отзывают по соображениям личной безопасности, а также в некоторых случаях, когда принимающая страна дружелюбна, но существует предполагаемая угроза со стороны внутренних диссидентов. Послы и другие дипломаты иногда временно отзываются странами их происхождения, чтобы выразить недовольство принимающей страной. В обоих случаях сотрудники более низкого уровня по-прежнему остаются, чтобы фактически заниматься дипломатическим бизнесом.

Дипломатия тесно связана со шпионажем или сбором разведданных. Посольства являются базами как для дипломатов, так и для шпионов, а некоторые дипломаты, по сути, являются открыто признанными шпионами. Например, работа военных атташе включает в себя изучение как можно большего о вооруженных силах страны, в которую они назначены. Они не пытаются скрыть эту роль и поэтому приглашаются только на мероприятия, разрешенные их хозяевами, такие как военные парады или авиашоу . Во многих посольствах также работают шпионы под глубоким прикрытием. Этим лицам предоставляются фиктивные должности в посольстве, но их основная задача — незаконный сбор разведданных, обычно путем координации шпионских группировок местных жителей или других шпионов. По большей части шпионы, действующие на базе посольств, сами собирают мало разведывательной информации, и их личности, как правило, известны оппозиции. В случае обнаружения этих дипломатов могут выдворить из посольства, но по большей части контрразведывательные органы предпочитают держать этих агентов на местах и ​​под пристальным наблюдением.

Информация, собираемая шпионами, играет все более важную роль в дипломатии. Договоры о контроле над вооружениями были бы невозможны без возможности разведывательных спутников и агентов для контроля за их соблюдением. Информация, полученная в результате шпионажа, полезна практически во всех формах дипломатии, от торговых соглашений до пограничных споров.

Решение проблем

[ редактировать ]

С течением времени развивались различные процессы и процедуры решения дипломатических вопросов и споров.

Арбитраж и посредничество

[ редактировать ]
Президент Бразилии Пруденте де Мораиш пожимает руку королю Португалии Карлушу I во время восстановления дипломатических отношений между Бразилией и Португалией после переговоров при посредничестве королевы Соединенного Королевства Виктории , 16 марта 1895 года.

Страны иногда прибегают к международному арбитражу , когда сталкиваются с конкретным вопросом или спорным вопросом, требующим разрешения. На протяжении большей части истории не существовало официальных или формальных процедур для таких разбирательств. Было общепринято соблюдать общие принципы и протоколы, касающиеся международного права и правосудия. [ нужна ссылка ]

Иногда они принимали форму официальных арбитражей и посредничества. В таких случаях может быть созвана комиссия дипломатов, чтобы выслушать все стороны вопроса и вынести какое-то решение, основанное на международном праве.

В современную эпоху большая часть этой работы часто выполняется Международным судом в Гааге или другими официальными комиссиями, агентствами и трибуналами, работающими под эгидой Организации Объединенных Наций. Ниже приведены некоторые примеры.

Конференции

[ редактировать ]
Антон фон Вернер , Берлинский конгресс (1881 г.): заключительное заседание в рейхсканцелярии 13 июля 1878 г.

В других случаях решения искали путем созыва международных конференций. В таких случаях существует меньше основных правил и меньше официальных применений международного права. Однако ожидается, что участники будут руководствоваться принципами международной справедливости, логики и протокола. [21]

Вот некоторые примеры таких официальных конференций:

  • Венский конгресс (1815 г.) – После поражения Наполеона возникло множество дипломатических вопросов, требующих решения. Это включало форму политической карты Европы, рассмотрение политических и националистических претензий различных этнических групп и национальностей, желающих иметь некоторую политическую автономию, а также разрешение различных претензий различных европейских держав.
  • ( Берлинский конгресс 13 июня – 13 июля 1878 г.) — встреча ведущих государственных деятелей великих европейских держав и Османской империи в Берлине в 1878 г. После русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Целью встречи было реорганизовать ситуацию на Балканах.

Переговоры

[ редактировать ]
Празднование подписания Кэмп-Дэвидских соглашений: Менахем Бегин , Джимми Картер , Анвар Эль Садат

Иногда страны созывают официальные переговорные процессы для урегулирования конкретного спора или конкретного вопроса между несколькими странами, которые являются сторонами спора. Они аналогичны упомянутым выше конференциям, поскольку технически не имеют установленных правил или процедур. Однако существуют общие принципы и прецеденты, которые помогают определить ход такого разбирательства. [21]

Некоторые примеры:

Малые государства

[ редактировать ]
Посольство Чехии (первоначально чехословацкое) в Берлине

Дипломатии малых государств уделяется все больше внимания в дипломатических исследованиях и международных отношениях . Малые государства особенно страдают от событий, которые происходят за пределами их границ, таких как изменение климата , водная безопасность и сдвиги в глобальной экономике . Дипломатия является основным средством, с помощью которого малые государства могут обеспечить достижение своих целей на глобальной арене. Эти факторы означают, что у малых государств есть сильные стимулы для поддержки международного сотрудничества. Но учитывая ограниченность ресурсов в их распоряжении, проведение эффективной дипломатии ставит перед малыми государствами уникальные проблемы. [22] [23]

Существует множество дипломатических категорий и дипломатических стратегий, используемых организациями и правительствами для достижения своих целей, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки.

Умиротворение

[ редактировать ]

Умиротворение – это политика уступок агрессору во избежание конфронтации; из-за своей неспособности предотвратить Вторую мировую войну политика умиротворения не считается законным инструментом современной дипломатии. [ нужна ссылка ]

Меры по подавлению восстания

[ редактировать ]

Противоповстанческая дипломатия, или экспедиционная дипломатия, разработанная дипломатами, задействованными в усилиях по военно-гражданской стабилизации в Ираке и Афганистане, использует дипломатов на тактическом и оперативном уровнях, за пределами традиционных посольств и часто вместе с военными или миротворческими силами. Противоповстанческая дипломатия может давать рекомендации по политической ситуации местным командирам, взаимодействовать с местными лидерами и облегчать управленческие усилия, функции и влияние принимающего правительства. [24]

Долговая ловушка

[ редактировать ]

Дипломатия долговой ловушки осуществляется в двусторонних отношениях, когда мощная страна-кредитор стремится обременить страну-заемщика огромным долгом, чтобы увеличить свое влияние на нее. [ нужна ссылка ]

Экономический

[ редактировать ]

Экономическая дипломатия — это использование помощи или других видов экономической политики как средства достижения дипломатической повестки дня. [ нужна ссылка ]

Канонерская лодка

[ редактировать ]

Дипломатия канонерок – это использование явной демонстрации военной мощи как средства запугивания с целью влияния на других. Поскольку оно по своей сути носит принудительный характер, оно обычно находится на грани между миром и войной и обычно применяется в контексте империализма или гегемонии. [25] Ярким примером является инцидент на Дон-Пасифико в 1850 году, когда Соединенное Королевство заблокировало греческий порт Пирей в отместку за причинение вреда британскому подданному и неспособность греческого правительства предоставить ему реституцию.

Заложник

[ редактировать ]

Дипломатия заложников — это захват заложников государством или квазигосударственным субъектом для достижения дипломатических целей. Это тип асимметричной дипломатии, часто используемый более слабыми государствами для давления на более сильные. Дипломатия заложников практиковалась с доисторических времен до наших дней. [26] [27]

Гуманитарный

[ редактировать ]

Гуманитарная дипломатия — это набор действий, предпринимаемых различными субъектами совместно с правительствами, (полу)военными организациями или личностями с целью вмешательства или продвижения интервенции в контексте, где человечество находится в опасности. [28] По словам Антонио Де Лаури, профессора-исследователя Chr. Михельсена, гуманитарная дипломатия «расширяется от переговоров о присутствии гуманитарных организаций до переговоров о доступе к гражданскому населению, нуждающемуся в защите. Она включает в себя мониторинг программ помощи, содействие уважению международного права и участие в пропагандистской деятельности в поддержку более широких гуманитарных целей». [29]

Миграция

[ редактировать ]

Миграционная дипломатия – это использование миграции людей во внешней политике государства. [30] Американский политолог Майрон Вайнер утверждал, что международная миграция неразрывно связана с международными отношениями государств. [31] Совсем недавно Келли Гринхилл определила, как государства могут использовать « оружие массовой миграции » против целевых государств в своих международных отношениях. [32] Миграционная дипломатия может включать в себя использование беженцев , [33] [34] трудовые мигранты , [35] [36] или диаспоры [37] в стремлении государств к достижению целей международной дипломатии. В контексте гражданской войны в Сирии сирийские беженцы использовались в контексте миграционной дипломатии Иордании, Ливана и Турции. [38] [27]

Министры иностранных дел США, Великобритании, России, Германии, Франции, Китая, Европейского Союза и Ирана переговоры ведут в Лозанне по Всеобъемлющему соглашению по иранской ядерной программе (30 марта 2015 г.)

Ядерная дипломатия – это область дипломатии, связанная с предотвращением распространения ядерного оружия и ядерной войны . Одна из самых известных (и самых противоречивых) философий ядерной дипломатии — это взаимно гарантированное уничтожение (MAD). [39] [40]

Профилактический

[ редактировать ]

Превентивная дипломатия осуществляется тихими средствами (в отличие от «дипломатии канонерок», подкрепляемой угрозой применения силы, или «народной дипломатии», использующей гласность). Также понимается, что могут существовать обстоятельства, при которых согласованное применение силы (особенно превентивное развертывание) может приветствоваться сторонами в конфликте с целью достижения стабилизации, необходимой для продолжения дипломатии и связанных с ней политических процессов. Это следует отличать от использования «убеждения», «убеждения», «влияния» и других непринудительных подходов, которые рассматриваются ниже.

Превентивная дипломатия, по мнению одного эксперта, представляет собой «набор подходов к мирному разрешению споров, упомянутых в статье 33 Устава ООН [о мирном разрешении споров], когда они применяются до того, как спор перейдет порог вооруженного конфликта». Оно может принимать различные формы и использовать разные средства. Одной из форм дипломатии, которую можно использовать для предотвращения насильственного конфликта (или предотвращения его повторения), является «тихая дипломатия». Когда говорят о практике тихой дипломатии, ясность определений практически отсутствует. Частично это связано с отсутствием какой-либо комплексной оценки того, какие именно виды взаимодействия соответствуют критериям и как такие задания выполняются. С одной стороны, обзор литературы не выявляет четкого понимания или терминологии по этому вопросу. С другой стороны, на практике концепции не являются ни ясными, ни дискретными. Теоретики часто используют несколько определений одновременно, а сами виды деятельности на практике часто смешиваются и перекрываются. [41]

Общественный

[ редактировать ]

Публичная дипломатия — это осуществление влияния посредством общения с широкой общественностью другой страны, а не попытка напрямую повлиять на правительство страны. Это общение может принимать форму пропаганды или более мягких форм, таких как гражданская дипломатия , индивидуальное взаимодействие между обычными гражданами двух или более стран. Технологические достижения и появление цифровой дипломатии теперь позволяют мгновенно общаться с иностранными гражданами, а такие методы, как дипломатия Facebook и дипломатия Twitter, все чаще используются мировыми лидерами и дипломатами. [23]

Тихая дипломатия, также известная как подход «мягко-мягко», представляет собой попытку повлиять на поведение другого государства посредством тайных переговоров или воздержания от конкретных действий. [42] Этот метод часто используется государствами, у которых нет альтернативных средств воздействия на правительство-объект или которые стремятся избежать определенных результатов. Например, Южная Африка описывается как ведущая тихую дипломатию с соседней Зимбабве, чтобы не показаться «запугивающей» и впоследствии вызвать враждебную реакцию. Этот подход также может быть использован более могущественными государствами: неявка президента США Джорджа Буша на Всемирный саммит по устойчивому развитию 2002 года представляла собой форму тихой дипломатии в ответ на отсутствие поддержки ООН предложенного США вторжения в Ирак . [ нужна ссылка ]

Научная дипломатия [43] – это использование научного сотрудничества между странами для решения общих проблем и построения конструктивного международного партнерства. Многие эксперты и группы используют различные определения научной дипломатии. Однако научная дипломатия стала общим термином для описания ряда формальных или неформальных технических, научно-исследовательских, академических или инженерных обменов, яркими примерами которых являются ЦЕРН , Международная космическая станция и ИТЭР .

Мягкая сила

[ редактировать ]

Мягкая сила, иногда называемая «дипломатией сердец и умов», по определению Джозефа Ная , — это развитие отношений, уважения или даже восхищения со стороны других с целью получения влияния, в отличие от более принудительных подходов. Под «мягкой силой», которую часто ошибочно путают с практикой официальной дипломатии, понимают негосударственные, культурно привлекательные факторы, которые могут предрасполагать людей к симпатии к иностранной культуре, основанной на близости к ее продуктам, таким как американская индустрия развлечений, школы и музыка. [44] Мягкая сила страны может исходить из трех ресурсов: ее культуры (там, где она привлекательна для других), ее политических ценностей (когда она соответствует им внутри страны и за рубежом) и ее внешней политики (когда она рассматривается как легитимная). и обладание моральным авторитетом). [ нужна ссылка ] Конкретным примером мягкой силы является использование Китаем гигантских панд в качестве дипломатического подарка – практика, известная как пандидипломатия .

Городская дипломатия относится к городам, использующим институты и процессы для налаживания отношений с другими игроками на международной арене с целью представления себя и своих интересов друг перед другом. [45] Особенно сегодня городские администрации и сети проявляют все большую активность в сфере транснациональных вопросов и проблем, начиная от климатического кризиса и заканчивая миграцией и продвижением интеллектуальных технологий. Таким образом, города и городские сети могут стремиться решать и изменять национальные и субнациональные конфликты, поддерживать своих коллег в достижении устойчивого развития и достигать определенного уровня региональной интеграции и солидарности друг с другом. [46] В то время как дипломатия, проводимая национальными государствами, часто считается оторванной от граждан, городская дипломатия фундаментально опирается на свою близость к последнему и стремится использовать эти связи «для построения международных стратегий, интегрирующих как их ценности, так и интересы». [47]

Обучение

[ редактировать ]
Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации по адресу: г. Москва, улица Остоженка, дом 53/2.

Большинство стран обеспечивают профессиональную подготовку своих дипломатов и содержат учреждения, специально предназначенные для этой цели. Существуют также частные учреждения, а также учреждения, связанные с такими организациями, как Европейский Союз и Организация Объединенных Наций.

См. также

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ Трагер, Роберт Ф. (2016). «Дипломатия войны и мира» . Ежегодный обзор политической науки . 19 (1): 205–228. doi : 10.1146/annurev-polisci-051214-100534 . ISSN   1094-2939 .
  2. ^ Рональд Питер Барстон, Современная дипломатия , Pearson Education, 2006, стр. 1
  3. ^ «Дипломаты» Джея Уинтера, изд. Кембриджская история Первой мировой войны: Том II: Государство (2014), том 2, стр. 68.
  4. ^ «Дипломатия | Природа, цель, история и практика» . Британская энциклопедия . Проверено 25 июня 2020 г.
  5. ^ Лейра, Халвард. «Концептуальная история дипломатии», в «Справочнике дипломатии SAGE», под ред. Костас М. Константину, Полин Керр и Пол Шарп (Лондон: SAGE Publications Ltd, 2016).
  6. ^ Стагнелл, Александр (2020). Дипломатия и идеология: от Французской революции до цифровой эпохи . Лондон: Рутледж. ISBN  9780367897796 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с Гоффман, Дэниел. «Переговоры с государством Возрождения: Османская империя и новая дипломатия». В книге «Османы раннего Нового времени: изменение карты империи». Ред. Вирджиния Аксан и Дэниел Гоффман. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 61–74.
  8. ^ Лоу, Майкл ; Шонесси, Эдвард Л. , ред. (1999). Кембриджская история Древнего Китая: от истоков цивилизации до 221 г. до н.э. Издательство Кембриджского университета. п. 587. ИСБН  978-0-521-47030-8 . Проверено 1 сентября 2011 г. В сочинениях, хранящих информацию о политической истории периода [Воюющих царств], [...] определяется набор идеализированных ролей, составляющих политическое устройство Воюющих царств: монарх, министр-реформатор, военачальник, убеждающий/дипломат, и ученый.
  9. ^ Кун, Йиван (2012). «Лицо дипломатии в Китае XIX века: портретные дары Циин» . В Джонсоне, Кендалл (ред.). Нарративы о свободной торговле: коммерческая культура ранних американо-китайских отношений . Издательство Гонконгского университета. стр. 131–148. ISBN  978-9888083541 .
  10. ^ См. Кристиан Виолатти, «Арташастра» (2014).
  11. ^ Габриэль, Ричард А. (2002). Великие армии древности . Вестпорт, Коннектикут: Издательская группа Greenwood. п. 281. ИСБН  978-0-275-97809-9 .
  12. ^ Хэлдон, Джон (1999). Война, государство и общество в византийском мире, 565–1204 гг . Лондон: UCL Press. п. 101. ИСБН  1-85728-495-Х .
  13. ^ Антонуччи, Майкл (февраль 1993 г.). «Война другими средствами: наследие Византии» . История сегодня . 43 (2): 11–13.
  14. ^ Деннис 1985 , Аноним, Византийский военный трактат о стратегии , параграф. 43, с. 125
  15. ^ Исторический разрыв между дипломатической практикой древнего и средневекового мира и современной дипломатией был поставлен под сомнение; см., например, Пьер Шапле , Английская дипломатическая практика в средние века (Continuum International Publishing Group, 2003), с. 1 онлайн.
  16. ^ Гастон Зеллер, «Французская дипломатия и внешняя политика в их европейском контексте». в Новой Кембриджской современной истории (1961) 5: 198–221
  17. ^ (на французском языке) Франсуа Моду, «Швейцария выделит 300 миллионов на реконструкцию Дворца Наций», Le Temps , пятница, 28 июня 2013 г., стр. 9.
  18. ^ Дэвид Стд Стивенсон, «Дипломаты» в книге Джея Уинтера, изд. Кембриджская история Первой мировой войны: Том II: Государство (2014), том 2, стр. 68.
  19. Презентация Итамарати (на португальском языке), дата обращения 8 ноября 2021 г.
  20. ^ «Дипломатическая почта» . www.state.gov . Проверено 12 декабря 2017 г.
  21. ^ Перейти обратно: а б Фахим Юнус, Мохаммед (2010). Дипломатия – единственный законный способ ведения международных отношений . Лулу. стр. 45–47. ISBN  9781446697061 .
  22. ^ Корган, Майкл (12 августа 2008 г.). «Малая государственная дипломатия» . Электронные международные отношения .
  23. ^ Перейти обратно: а б Татт, А. (23 мая 2014 г.). Возможности электронной дипломатии в ЕС-27: малые государства и социальные сети . Проверено 17 сентября 2015 г. - через www.grin.com.
  24. ^ Грин, Дэн. « Дипломатия против повстанцев: политические советники на оперативном и тактическом уровнях », Military Review , май – июнь 2007 г. Архивировано 14 июля 2014 г. в Wayback Machine.
  25. ^ Роулендс, К. (2012). «Определенное превосходство на море»: военно-морская дипломатия в стратегической мысли. Обзор военно-морского колледжа, 65 (4), 5–5.
  26. ^ Марк, Чи-Кван (2009). «Дипломатия заложников: Великобритания, Китай и политика переговоров, 1967–1969». Дипломатия и государственное управление . 20 (3): 473–493. дои : 10.1080/09592290903293803 . S2CID   154979218 .
  27. ^ Перейти обратно: а б Резайан, Джейсон. «Иранская фабрика заложников» . Вашингтон Пост . Проверено 16 декабря 2019 г.
  28. ^ Руссо, Элиза; Соммо Пенде, Ахилле (2020). Гуманитарная дипломатия . Пэлгрейв Макмиллан.
  29. ^ Лаури, Антонио Де (2018). «Гуманитарная дипломатия: новая программа исследований» . CMI Краткое описание . 2018 (4).
  30. ^ Цурапас, Герасимос (2017). «Миграционная дипломатия на Глобальном Юге: сотрудничество, принуждение и увязка проблем в Ливии Каддафи» . Ежеквартальный журнал третьего мира . 38 (10): 2367–2385. дои : 10.1080/01436597.2017.1350102 . S2CID   158073635 .
  31. ^ Вайнер, Майрон (1985). «О международной миграции и международных отношениях». Обзор народонаселения и развития . 11 (3): 441–455. дои : 10.2307/1973247 . JSTOR   1973247 .
  32. ^ Гринхилл, Келли М. (2010). Оружие массовой миграции: принудительное перемещение, принуждение и внешняя политика . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN  9780801458668 . OCLC   726824355 .
  33. ^ Тейтельбаум, Майкл С. (1984). «Иммиграция, беженцы и внешняя политика». Международная организация . 38 (3): 429–450. дои : 10.1017/S0020818300026801 . ISSN   1531-5088 . ПМИД   12266111 . S2CID   2601576 .
  34. ^ Гринхилл, Келли М. (сентябрь 2002 г.). «Инженерная миграция и использование беженцев в качестве политического оружия: пример кубинского кризиса Бальсероса 1994 года». Международная миграция . 40 (4): 39–74. дои : 10.1111/1468-2435.00205 . ISSN   0020-7985 .
  35. ^ Цурапас, Герасимос (июнь 2018 г.). «Трудовые мигранты как политический рычаг: миграционная взаимозависимость и принуждение в Средиземноморье» . Ежеквартальный журнал международных исследований . 62 (2): 383–395. дои : 10.1093/isq/sqx088 .
  36. ^ Норман, Келси П. (6 января 2020 г.). «Миграционная дипломатия и либерализация политики в Марокко и Турции». Обзор международной миграции . 54 (4): 1158–1183. дои : 10.1177/0197918319895271 . ISSN   0197-9183 . S2CID   212810467 .
  37. ^ Шайн, Йоси (1994). «Этнические диаспоры и внешняя политика США». Политология ежеквартально . 109 (5): 811–841. дои : 10.2307/2152533 . JSTOR   2152533 .
  38. ^ Цурапас, Герасимос (2019). «Кризис сирийских беженцев и принятие внешнеполитических решений в Иордании, Ливане и Турции» . Журнал исследований глобальной безопасности . 4 (4): 464–481. дои : 10.1093/jogss/ogz016 .
  39. Гарантированное взаимное уничтожение. Архивировано 3 января 2018 г. в Wayback Machine ; Полковник Алан Дж. Паррингтон, ВВС США, Возвращение к взаимному уничтожению, Стратегическая доктрина под вопросом. Архивировано 20 июня 2015 г. в Wayback Machine , Airpower Journal, зима 1997 г.
  40. ^ Джервис, Роберт (2002). «Гарантированное взаимное уничтожение» . Внешняя политика (133): 40–42. дои : 10.2307/3183553 . ISSN   0015-7228 . JSTOR   3183553 .
  41. ^ Коллинз, Крейг; Пакер, Джон (2006). «Варианты и методы тихой дипломатии» (PDF) . Эдита Стокгольм : 10.
  42. ^ Кусени Дламини, «Является ли тихая дипломатия эффективной стратегией разрешения конфликтов?», Ежегодник SA по международным делам , 2002/03, стр. 171–72.
  43. ^ «Дипломатия» . www.diplomacy.edu . Проверено 2 февраля 2023 г.
  44. ^ Най, Джозеф (2006). «Подумайте еще раз: мягкая сила» . Внешняя политика . Проверено 7 августа 2018 г.
  45. ^ «Городская дипломатия: растущая роль городской дипломатии в международной политике» (PDF) .
  46. ^ Муш, А. (2008). Городская дипломатия: роль местного самоуправления в предотвращении конфликтов, миростроительстве, постконфликтном восстановлении . ВНГ Интернешнл. ISBN  978-90-804757-4-8 . OCLC   1012533034 .
  47. ^ Кильгрен Гранди, Лоренцо (2020). Городская дипломатия . Спрингер. ISBN  978-3-030-60717-3 . OCLC   1226702196 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Блэк, Джереми. История дипломатии (U. of Chicago Press, 2010) ISBN   978-1-86189-696-4
  • Берридж, Дипломатия GR: теория и практика , 3-е издание, Пэлгрейв, Бейзингсток, 2005 г., ISBN   9783030859305
  • Франсуа де Кальер, Искусство дипломатии (редактор Карл В. Швейцер и М. Кинс-Сопер), 1983 г.
  • Каннингем, Джордж. Путешествие к дипломату: с руководством по карьере в мировых делах FPA Global Vision Books 2005, ISBN   0-87124-212-5
  • Деннис, Джордж Т. (1985). Три византийских военных трактата (Том 9) . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс, исследовательская библиотека и коллекция. ISBN  9780884021407 .
  • Дорман, Шон, изд. Внутри посольства США: как дипломатическая служба работает для Америки, Американская ассоциация дипломатической службы, второе издание, февраль 2003 г., ISBN   0-9649488-2-6
  • Хейн, М.Б. Министерство иностранных дел Франции и истоки Первой мировой войны, 1898–1914 (1993);
  • Хилл, Генри Бертрам. Политическое завещание кардинала Ришелье: важные главы и вспомогательные выборки (1964)
  • Холмс, Маркус. 2018. Дипломатия лицом к лицу: социальная нейронаука и международные отношения . Издательство Кембриджского университета.
  • Джексон, Питер «Традиции и адаптация: социальная вселенная Министерства иностранных дел Франции в эпоху Первой мировой войны», French History , 24 (2010), 164–96;
  • Киссинджер, Генри. Восстановленный мир: Меттерних, Каслри и проблема мира: 1812–1822 (1999)
  • Генри Киссинджер . Дипломатия (1999)
  • Йован Курбалия и Валентин Катранджиев, Дипломатия с участием многих заинтересованных сторон: вызовы и возможности . ISBN   978-99932-53-16-7
  • Курбалия Дж. и Славик Х. ред. Диплопроекты по языку и дипломатии , Средиземноморская академия дипломатических исследований, Мальта, 2001 г., ISBN   99909-55-15-8 ; доклады экспертов.
  • Макалистер-Смит Питер, Швицке, Иоахим, изд., Дипломатические конференции и конгрессы. Библиографический сборник государственной практики с 1642 по 1919 год. В. Нойгебауэр, Грац, Фельдкирх, 2017 г. ISBN   978-3-85376-325-4
  • Макмиллан, Маргарет. Париж 1919 года: шесть месяцев, которые изменили мир (2003).
  • Гаррет Маттингли , Renaissance Diplomacy Dover Publications, ISBN   978-0-486-25570-5
  • Маулуччи-младший, Министерство иностранных дел Томаса В. Аденауэра: дипломатия Западной Германии в тени Третьего рейха (2012).
  • Николсон, сэр Гарольд Джордж. Дипломатия (1988)
  • Николсон, сэр Гарольд Джордж. Венский конгресс: исследование союзного единства: 1812–1822 (2001)
  • Николсон, сэр Гарольд Джордж. Эволюция дипломатического метода (1977)
  • Отте, Томас Г. Разум министерства иностранных дел: создание британской внешней политики, 1865–1914 (2011).
  • Филлипс, Уолтер Элисон (1911). «Дипломатия» . Британская энциклопедия . Том. 8 (11-е изд.). стр. 294–300.
  • Рана, Кишан С. и Йован Курбалия, ред. Министерства иностранных дел: управление дипломатическими сетями и оптимизация ценности DiploFoundation, 2007 г., ISBN   978-99932-53-16-7
  • Рана, Кишан С. Посол 21 века: полномочный представитель генерального директора DiploFoundation, 2004 г., ISBN   99909-55-18-2
  • Ривер де Карль, Натали, и Дюкло, Натали, Формы дипломатии (16–21 вв.) , Тулуза, Presses Universitaires du Midi, 2015. ISBN   978-2-8107-0424-8 . Исследование альтернативных форм дипломатии и эссе о культурной дипломатии Люсьена Бели и др.
  • Эрнест Сатоу . «Руководство по дипломатической практике», составленное Лонгмансом, Грином и компанией. Лондон и Нью-Йорк, 1917 г. Стандартный справочный справочник, используемый во многих посольствах по всему миру (но не в британских). В пятом издании (1998 г.) ISBN   0-582-50109-1
  • Селдон, Энтони. Министерство иностранных дел (2000 г.), история британского министерства и здания его штаб-квартиры.
  • Штайнер, Зара С. Министерство иностранных дел и внешняя политика, 1898–1914 (1969) о Великобритании.
  • Стивенсон, Дэвид. «Дипломаты» в книге Джея Уинтера, изд. Кембриджская история Первой мировой войны: Том II: Государство (2014), том 2, глава 3, стр. 66–90.
  • Трагер, Р. (2017). Дипломатия: коммуникация и истоки международного порядка . Издательство Кембриджского университета.
  • Фредрик Весслау , Справочник политического советника (2013), ISBN   978-91-979688-7-4
  • Викфор, Авраам де . Посол и его функции (1716 г.), английское издание
  • Райт, Джонатан . Послы: от Древней Греции к национальному государству (2006), ISBN   978-00-071734-3-3
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6fbc21e9602efee124c87ae9506b67a7__1722651000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6f/a7/6fbc21e9602efee124c87ae9506b67a7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Diplomacy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)