Туки Кинг

Король Туци ( китайский : 屠耆王 ; пиньинь : Túqí wáng ; Уэйд-Джайлс : T'u-ch'i wang ) был высокой должностью сюнну , титул, также известный китайцам как «достойный / мудрый принц / король". [1] [2] В VI-VIII веках китайские летописцы использовали выражение 贤王 Сянь ван только применительно к Восточно-Тюркскому каганату . [3]
Левый король Туци обычно считался преемником шаньюя . Было присвоено два титула, каждый из которых был главнокомандующим, черпавшим свою власть на восточных и западных территориях соответственно. Они служили двумя крыльями рядом с главными владениями шаньюя. Китайское летописное объяснение гласит: «Достойный принц левого (востока)» и «достойный принц правого (запада)». [1] [2] Такая организация государства была традиционной для кочевых государств Евразии от гуннов до тюркских ханств.
Этимология
[ редактировать ]Ученые, используя произношение династии Цин , фонетизировали 屠耆 как чжуки ( русский : Чжуки ), что является прямым переводом тюркского (j)ükü «мудрый», что делает его буквальным переводом китайского летописного выражения «мудрый князь». ". [4] периода Западной Хань Однако Анна Дыбо восстановила древнекитайское произношение 屠耆 как dā-grjəj , которое традиционные филологи интерпретируют с некоторыми оговорками как транскрипцию тюркского тегина «принц». Филологи также отметили близкое фонетическое сходство с другим древнетюркским титулом, тогрул , гомофонным тюркскому слову тогрул «сокол». [5] Другие филологи интерпретируют dā-grjəj как древнетюркское toğ(u)ru , toğrï (< toğur- ), турецкое , азербайджанское , туркменское , гагаузское doğru , тувинское доора и т. д., что означает «откровенный, честный, справедливый». Эта интерпретация первоначально была предложена Фридрихом фон Шлегелем (1772–1829) как прямое семантическое и фонетическое соответствие. [6] [7]
Социальная функция
[ редактировать ]Левый Мудрый Принц принадлежал к клану Чаньюй и в соответствии с порядком бокового наследования был прямым наследником правящего Чаньюя; после смерти правящего Чаньюя он был возведен на престол, и каждый член иерархии левого крыла продвинулся на одну ступень вверх. В отличие от левого крыла, представители правого крыла принадлежали к хатунскому клану Хуян или позже Сюбу , традиционно не имели права на престол и могли быть возведены на престол только в результате судебного переворота. Соответственно, Левый Мудрый Князь командовал более крупным контингентом армии, а во время военных действий в отсутствие Чаньюя занимал пост Верховного Главнокомандующего. В отличие от правого Мудрого Князя, который занимал должность, подобную Верховному Судье и Премьер-министру, и участвовал в повседневном управлении страной, Левый Мудрый Князь был отстранен от повседневных операций и своей основной функции во время войны и мира. было управление армией. Будучи Луанти по рождению и матерью Суйби Хатун, Левый Мудрый Принц всегда был главной мишенью для своих младших братьев и сестер с той же родословной. И левые, и правые Мудрые Князья были достаточно автономны в своих действиях, имели право назначать своих подчиненных по своему желанию, были свободны вести собственные локальные войны и ответные набеги и руководили различными племенами, закрепленными за их соответствующими Крыльями. Два династических клана образовывали постоянный династический союз государства, обеспечивая его стабильность и являясь объектом политических игр со стороны своего южного соседа. Предложение о создании короля Туки со стороны правителя хунну в настоящее время неизвестно. По предположениям, за этим можно было бы внимательно следить. Племя Дунху за попытку вернуть себе свою землю или восстание после подчинения Чаньюю и того, что оно стало его вассалом на более чем восемь десятилетий после поражения в битве во время хаоса в Китае . Пока Хо Цюбин не победил достойного кочевого принца востока Сяньбэя , преемник народа Дунху смог вернуть себе свою землю и отделиться от сюнну, чтобы создать свою собственную конфедерацию и объявить независимость.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Чен (1999), с. 237–277
- ^ Перейти обратно: а б В (2005), с. 397–411
- ^ Зуев Ю.А., "Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии" , Алматы, Дайк-Пресс, 2002, с. 239, ISBN 9985-4-4152-9 (на русском языке)
- ^ Бичурин Н.Я., "Сборник сведений о народах Средней Азии в древности" , вып. 1, с. 14
- ^ Дыбо А.В. , "Языковые контакты ранних тюрков. Лексический фонд: Дотюркский период" Москва, 2007, с. 103, ISBN 978-5-02-036320-5
- ^ Ширатори К., "Китаеведческие вклады в историю тюркских народов. II. О языке племен хунну и тунху" //Известия Императорской Академии наук, 1902, сентябрь, Том XVII, № 2, Примечание 04
- ^ Дыбо А.В., Там же, с. 103
Ссылки
[ редактировать ]- Чен, Лянькай (1999). Очерки этнической принадлежности Китая . Пекин: Китайское финансово-экономическое издательство. ISBN 7-5005-4301-8 .
- Ма, Лицинг (2005). Оригинальный сюнну, археологическое исследование истории и культуры сюнну . Хух-Хото: Издательство Университета Внутренней Монголии. ISBN 7-81074-796-7 .