Оружейный грузовик

– Артиллерийский грузовик это бронированный автомобиль с одно или несколько орудий, обслуживаемых экипажем , обычно на базе коммерческого автомобиля. Грузовики с огнестрельным оружием часто имеют импровизированную броню транспортного средства , такую как металлолом, бетон, гравий или мешки с песком , которая добавляется к тяжелому грузовику.
Вторая мировая война
[ редактировать ]
Когда перспектива немецкого вторжения в Британию казалась вероятной, британская армия спроектировала и построила импровизированный бронетранспортер Bedford OXA . Он был основан на полуторатонном грузовике OXD, был модернизирован броневыми листами и вооружен противотанковым ружьем 55-го калибра и пистолетом Брена . К 1941 году было построено чуть меньше тысячи, и они использовались британским ополчением .
Другими британскими образцами периода страха перед вторжением были боевая бронированная машина Armadillo и бетонные бронированные грузовики Bison . Оба были обычными грузовиками, оснащенными импровизированной броней, в случае с «Бизоном» имелось бетонное боевое отделение, по сути представляющее собой мобильный дот . В «Броненосце» использовались две деревянные стены, пространство между которыми было заполнено гравием. Обе машины имели плохую подвижность и использовались для обороны аэродромов Королевскими ВВС . [1] [2] В случае внезапного нападения с воздуха «Бизоны» развернутся на небольшом расстоянии от ключевых точек аэродрома и, вероятно, будут вести бой со статических позиций. [1] позиции, на которых зачастую невозможно построить стационарную оборону, поскольку они будут препятствовать движению самолетов во время повседневных операций. Мобильность «Армадилла», хотя и была плохой, но была лучше, чем у «Бизона», и предполагалось, что он возьмет на себя мобильную роль, аналогичную обычной бронетехнике. [2]
Во время войны в Северной Африке все претенденты широко использовали переносные и артиллерийские грузовики. В частности, итальянцы адаптировали и использовали в 1941-1942 годах семь артиллерийских грузовиков на базе тяжелых грузовиков Fiat 634 и оснащенных 102/35 Су Fiat 634N зенитной установкой ; изначально предназначавшиеся для противокорабельной и противовоздушной обороны, они оказались весьма эффективными против британских танков. Еще шестнадцать артиллерийских грузовиков, созданных еще в период с 1941 по 1942 год, были основаны на тяжелых грузовиках Lancia 3Ro с колесной формулой 100/17 с полным поворотом сзади. В 1942 году на вооружение поступила модель 90/53 на Lancia 3Ro, все еще основанная на том же грузовике, что и предыдущая, но оснащенная превосходной Cannone da 90/53 высокоскоростной пушкой двойного назначения ; 30 были произведены в 1942 году, еще 90 были построены на другом шасси, например, 90/53 на Breda 52. Вместо этого в конце 1920-х годов уже производились 75/27 CK на Ceirano 50 CMA для обеспечения зенитной поддержки дивизий, но к 1939 году он полностью устарел как по подвижности, так и по огневой мощи. [3] В целом эти артиллерийские грузовики оказались быстрее на позиции и открыли огонь, чем обычная артиллерия, и они были эффективны, если были хорошо скрыты и защищены, но чрезмерная высота и посредственная мобильность всегда оставались основными ограничениями.Многочисленные обычные грузовики, такие как SPA Dovunque 35 , Fiat-SPA 38R и SPA AS.37, оснащались автопушкой Breda 20/65 мод.35 для защиты автоколонн. Аналогично, таким же орудием были оснащены многие трофейные машины противника, например Ford F15A . Другая английская машина, легкий грузовик Morris CS8 , была оснащена гаубицей 65/17 , всего было установлено около 30 штук. [4] Тогда существовало множество машин, оснащенных пушкой 47/32 : разведывательные машины SPA-Viberti AS.42 , Fiat-SPA AS43 и легкий грузовик SPA AS.37. [5]
Вьетнамская война
[ редактировать ]Во время войны во Вьетнаме задача Транспортного корпуса армии США заключалась в переправке грузов из прибрежных портов Куинён и залива Камрань на внутренние базы, расположенные в Бонгшоне , Анкхе , Плейку , Далате и Буонметхуоте . Логистические потребности MACV были огромными, и колонны из 200 грузовиков не были редкостью. Эти конвои были заманчивой целью для Вьетконга партизан (ВК), которые часто устраивали засады в отдаленных районах.
Одним из подразделений, которое часто становилось жертвой таких нападений, была 8-я транспортная группа, базирующаяся в Куинёне. Два опасных участка шоссе 19 между Куинхоном и Плейку стали любимыми зонами боевых действий ВК: «Шпилька дьявола» на перевале Ан Кхе и « Аллея засад » под перевалом Манг Янг, поскольку инциденты происходили там почти ежедневно. [6]
Обеспечение безопасности автоколонн оказалось практически невозможным, поскольку подразделения военной полиции, в задачу которых входило это задание, не имели ни сил, ни техники для охраны всей автомагистрали. Другие боевые подразделения контролировали только участок дороги в пределах назначенных им контрольно-пропускных пунктов и могли выступать в качестве сил реагирования; поэтому на протяжении большей части пути транспортным подразделениям приходилось обеспечивать свою непосредственную безопасность. Сначала они делали это с помощью вооруженных джипов , но они быстро оказались неадекватными перед лицом улучшенного ВК и Северо-Вьетнамской народной армии Вьетнама вооружения и тактики .

2 сентября 1967 года в результате особенно разрушительного нападения семь водителей погибли, 17 были ранены и уничтожены или повреждены 30 грузовиков. Чтобы исправить очевидную уязвимость конвоев с припасами, была реализована концепция «усиленных конвоев», защищенных новым типом транспортных средств безопасности. Этот артиллерийский грузовик, как стало известно, был создан на базе двух с половиной тонного грузового автомобиля , защищенного барьером из мешков с песком и вооруженного двумя пулеметами М60 . Укрепленные конвои были меньше, чем раньше, и состояли всего из 100 грузовиков, а их охрана была усилена до тех пор, пока на каждые 10 транспортных грузовиков не приходился один артиллерийский грузовик.
В случае засады их роль заключалась в том, чтобы въехать в зону поражения в течение первых нескольких минут атаки и насытить нападающих своей огневой мощью . Ранние конструкции оказались ошибочными, поскольку от частых дождей защита из мешков с песком быстро заболачивалась, утяжеляя весь автомобиль. Позже они были заменены специальной стальной броней , собранной со свалок металлолома. Экипаж состоял из водителя, двух наводчиков, унтер-офицера (NCOIC), а иногда и гренадера, вооруженного гранатометом М79 . В октябре 1968 года на замену грузовикам с мешками с песком и лесострелками прибыли комплекты для закалки заводского изготовления. [7]
24 ноября 1967 года в ходе боя на «Аллее засад» группе артиллерийских грузовиков удалось сорвать засаду. Конвой потерял шесть транспортных грузовиков и четыре артиллерийских грузовика, поврежденных или уничтоженных, несколько водителей были убиты и ранены, но ВК потерял 41 убитым и был вынужден отступить. Это была первая засада против артиллерийских грузовиков. [6]
Несмотря на усиление безопасности, транспортные подразделения по-прежнему подвергались нападениям, что вынуждало подразделения артиллерийских грузовиков совершенствовать конструкцию своих машин. Грузовики массой две с половиной тонны были недостаточно мощными, а добавление брони и вооружения замедлило их движение, что привело к их замене на 5-тонные грузовики серии M39 с колесной формулой 6×6 , которые легли в основу более крупных артиллерийских грузовиков. Импровизированный характер этих транспортных средств означал, что они значительно различались по внешнему виду. Им давали красочные прозвища, такие как «Пиковый туз», «Двойная двойка», «Холодный пот», «Железная бабочка» или «Пандемониум», которые часто писались по бокам большими буквами.
Их вооружение состояло из различных комбинаций оружия, включая M60, пулеметы 50-го калибра и миниганы XM 134 . Зенитное оружие, такое как счетверенная установка калибра .50. пулеметы также использовались до 1969 года, когда в каждой грузовой роте было от трех до шести артиллерийских грузовиков. [8]

Конструкция артиллерийского грузовика развивалась с четырехсторонним орудийным ящиком, прикрепленным болтами к внешней стороне кузова грузовика, затем была добавлена внутренняя стальная стенка с пространством между каждым слоем для обеспечения защиты от противотанковых ракет . Из-за нехватки стальных комплектов корпуса бронетранспортеров М113 монтировались на кузове пятитонного грузовика, что обеспечивало всестороннюю защиту экипажа. В последней конструкции оружейного ящика стальная стенка была установлена внутри кузова грузовика, а не снаружи. [9] Несмотря на агрессивные названия, артиллерийские грузовики были исключительно оборонительным оружием и использовались только для сопровождения конвоев и защиты периметра.
Артиллерийские грузовики имели ряд недостатков. Дополнительный вес брони, вооружения и боеприпасов увеличил расход топлива, а также создал проблемы с обслуживанием и снизил долговечность рам грузовиков. Кроме того, персонал, назначенный в состав экипажей автомобилей безопасности, больше не был доступен для выполнения транспортных обязанностей, что привело к снижению грузоподъемности каждого подразделения. Несмотря на это, их в целом считали успешными. [10]
Всего таким образом было переоборудовано от 300 до 400 грузовиков. [10] Старшие офицеры рассматривали 5-тонный артиллерийский грузовик как временное решение, пока не В-100 прибудет достаточное количество броневиков . Однако к 1970 году всем, кроме военной полиции, стало очевидно, что V-100 станет смертельной ловушкой, если броня будет пробита. Кроме того, у В-100 были проблемы с силовой установкой. Таким образом, артиллерийские грузовики продолжали служить до тех пор, пока в 1972 году в Южном Вьетнаме не была ликвидирована последняя американская грузовая компания. С окончанием войны во Вьетнаме потребность в таких машинах отпала, и большинство из них были либо списаны, либо возвращены для перевозки грузов. Один грузовик, M54, названный его экипажем « Канун разрушения », был возвращен в целости и сохранности и выставлен в Музее армейского транспорта в Форт-Юстисе , штат Вирджиния .
Иракская война
[ редактировать ]

Во время войны в Ираке уязвимость американских конвоев с припасами стала очевидной уже в марте 2003 года, когда подразделение технического обслуживания попало в засаду в Насирии , в результате чего одиннадцать солдат были убиты и пятеро взяты в плен, включая Pfc. Джессика Линч . [11] Лишь в июне 2003 года, на после вторжения этапе войны , иракские повстанцы начали регулярно атаковать конвои, что привело к новому изобретению артиллерийского грузовика. Первоначально грузовики использовали мешки с песком и фанеру, как указано в FM 55-30, но столкнулись с теми же проблемами, что и во Вьетнаме.
По определению артиллерийский грузовик представлял собой любое колесное транспортное средство с вооружением, обслуживаемым экипажем, независимо от того, имело оно броню или нет. Первоначально водители грузовиков устанавливали броню и пулеметы на любую колесную технику, имевшуюся в их арсенале, но остановились на двух основных платформах: M939 пятитонном грузовике и HMMWV . Системы загрузки на поддонах также были преобразованы в артиллерийские грузовики, поскольку полностью загруженные грузом они не могли идти в ногу с другими грузовиками. Минимальное требование для сопровождения артиллерийских грузовиков составляло два артиллерийских грузовика, и каждое подразделение экспериментировало с разными конструкциями и процедурами артиллерийских грузовиков. [12]
5 апреля 2004 года священнослужитель Муктада аль-Шадр призвал к джихаду против коалиционных сил, и, начиная с вечера четверга, 8 апреля, его ополчение Махди разрушило восемь мостов и эстакад вокруг Центра поддержки конвоев Скания, последней стоянки грузовиков перед въездом в Суннитский треугольник, таким образом, перерезал линию снабжения с юга, а затем начал крупномасштабные засады. До той ночи в засадах участвовало не более семи засад с зоной поражения не более 100 метров. На следующий день ополченцы устроили засаду на любую колонну, направлявшуюся в международный аэропорт Багдада или из него , с зонами поражения длиной в несколько сотен метров. В самой страшной засаде погибли восемь водителей КБР и три водителя 724-й транспортной роты армии США. Кейт Мэтью Мопин числился единственным американским солдатом, пропавшим без вести в течение нескольких лет, пока его тело не было наконец обнаружено. После этого бригадный генерал Джеймс Чемберс, командующий командованием поддержки 13-го корпуса , стандартизировал соотношение артиллерийских грузовиков на конвой, и количество автоколонн не должно превышать 30 машин. [13]
В апреле 2004 года руководители 375-й транспортной группы резерва армии США и 812-го транспортного батальона сформировали специальное временное подразделение - 518-ю транспортную роту под названием «Gun Truck Company». Эта компания, базирующаяся в Кэмп-Навистар (расположенном на кувейтской стороне границы недалеко от Сафвана в Ираке), приобрела 35 автомобилей «Хамви» и пять М939 пятитонных грузовиков , а также модифицировала их импровизированной броней и пулеметами 50-го калибра. Поскольку многие подразделения боевых подразделений резерва и Национальной гвардии уже переоборудовались и выполняли услуги по сопровождению конвоев во время их дислокации в Ираке, когда компании прибыли для выполнения миссии по обеспечению безопасности конвоев, 7-я транспортная группа расформировала это подразделение в апреле 2005 года. [14]
Использование импровизированных боевых машин, защищенных так называемой « Деревенской броней », быстро превратилось в политическую проблему, а администрацию Буша подвергли критике за то, что она отправила американскую армию воевать без соответствующего оборудования. [15] Идея производства стандартизированного артиллерийского грузовика была инициирована представителем Дунканом Хантером ( республиканец от Калифорнии ), председателем комитета Палаты представителей по вооруженным силам , несмотря на сопротивление некоторых высших армейских офицеров.
Разработанный с помощью ветеранов Вьетнама Ливерморской национальной лабораторией имени Лоуренса получившийся в результате бронекороб (получивший название «Охотничий ящик») предназначался для использования на пятитонных грузовиках. [16] Их броневая защита состояла из пластин из высококачественной стали, стекловолокна и баллистического стекла , а вооружение состояло из двух-четырех крупнокалиберных пулеметов. [16]
Первый прототип был завершен в марте 2004 года и отправлен в Ирак в июле 2004 года, после чего производство началось медленными темпами: к июлю 2005 года в эксплуатации находилось 35 единиц. По состоянию на сентябрь 2007 года для Ирака было произведено в общей сложности 100 комплектов. и 18 для использования в Афганистане . [17] «Ящики Хантера», очевидно, пользовались популярностью в войсках США, но были раскритикованы старшими офицерами за отсутствие защиты над головой и за слишком тяжелый верх. Однако существует несколько случаев, подтверждающих их сомнения в этом оборудовании. [18]
полностью бронированных M1114 и заводских комплектов дополнительной брони для Humvee легких внедорожников К концу 2004 года поступило большое количество комплекты брони кабины для парка 5-тонных грузовиков, тягачей M915 и транспортных систем тяжелого оборудования. , а также начались прибытие в следующем году. Приоритет M1114 отдавался базирующимся в Ираке подразделениям сопровождения, в то время как базирующиеся в Кувейте грузовые компании, которым приходилось ездить по всему Ираку, получали комплекты дополнительной брони до тех пор, пока не прибыли новые M1114. Солдаты оценили столь необходимую броневую защиту, но дополнительный вес комплектов дополнительной брони существенно снизил ускорение и скорость Хамви. Подвеска и силовая передача быстро изнашивались. Медлительность модифицированной более тяжелой машины не могла сравниться с маневренностью машин повстанцев. К моменту засады в Вербное воскресенье (см. Ли Энн Хестер ) 20 марта 2005 года все транспортные средства на дороге имели ту или иную форму брони, будь то импровизированную или заводскую. Понеся большие потери во время этой засады и не убив ни одного американца, повстанцы обратились к СВУ в качестве основного оружия выбора. [19]
Появление взрывчатого снаряда потребовало установки на M1114 дополнительной фрагментарной брони, что привело к перегрузке их силовых агрегатов и систем подвески. Усовершенствованный M1151 Up-armored HMMWV стал предпочтительной платформой сопровождения наряду с 5-тонными артиллерийскими грузовиками, пока в 2008 году их не начали заменять MRAP . Транспортер тяжелого оборудования оказался самой живучей машиной на дороге из-за своей высоты, поэтому Подразделения, базирующиеся в Кувейте, начали отправлять их впереди конвоя на поиски СВУ.
В Музее армейского транспорта сохранилось несколько образцов артиллерийских грузовиков Ирака и Афганистана. В его состав входит 5-тонный артиллерийский грузовик Hill Billy из Ирака, HMMWV с прототипом комплекта дополнительной брони, M1114, переживший взрыв СВУ в Афганистане, 5-тонный артиллерийский грузовик LLNL «Пиковый туз» из Ирака, два MRAP. , M915 и Heavy Equipment Transporter с комплектами брони кабины из Ирака, а также комплектом брони кабины «Франкенштейн» для 5-тонного грузовика M939. В Музее наследия летчиков также сохранился 5-тонный артиллерийский грузовик Hill Billy из Ирака. В 1-й кавалерийский музей вернулся последний MRAP последнего конвоя, пересекшего границу с Ираком.
Колумбия
[ редактировать ]Колумбийская армия имеет несколько артиллерийских грузовиков на базе грузового грузовика M35 грузоподъемностью 2,5 тонны , местного названия «Meteoro», которые представляют собой грузовики с местной броней и двумя крупнокалиберными пулеметами M2 . Другие модели грузовиков модифицированы по аналогичной спецификации. Эти артиллерийские грузовики используются для охраны конвоев и блокпостов от партизан. [ нужна ссылка ]
Похожие автомобили
[ редактировать ]
- Во время Пасхального восстания 1916 года британская армия использовала грузовик с бронированным кузовом. Он был построен из дымовых коробов нескольких паровозов. оружейные прорези В теле были прорезаны , позволяющие солдатам вести огонь. Чтобы сбить с толку снайперов, также использовались фиктивные прорези, окрашенные в черный цвет.
- Во время советско-афганской войны советские конвои часто попадали в засады афганских моджахедов . Группы повстанцев часто размещали свои засадные группы на окружающих высотах, выше максимальной высоты основного вооружения танков и БТР , используемых для сопровождения конвоев. В качестве временного решения этой проблемы Советы установили ЗУ-23-2 двухствольные 23-мм зенитные орудия на грузовики КамАЗ с тентами для маскировки вооружения. Эти машины обладали чрезвычайной огневой мощью, но им не хватало брони, а экипаж подвергался огню из пулеметов и стрелкового оружия. [20]
См. также
[ редактировать ]- Импровизированная броня автомобиля
- Импровизированная боевая машина
- Технический
- Моторизованная пехота
- Объем
- Ларри Г. Даль , член экипажа вьетнамского артиллерийского грузовика, награжденный Почетной медалью.
- Лагерь
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Бронированный грузовик с бетоном Thornycroft Bison» . Бовингтонский танковый музей. Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года . Проверено 6 февраля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Национальный архив : AIR 2/7212 Броненосцы: улучшенные боевые машины для аэродромной обороны.
- ^ Каппеллано, Филиппо (декабрь 2005 г.). «Автопушки и переноски в Северной Африке». Военная история (147): 4–9.
- ^ Каппеллано, Филиппо (декабрь 2005 г.). «Автопушки и переноски в Северной Африке». Военная история (147): 10–13.
- ^ Каппеллано, Филиппо (декабрь 2005 г.). «Автопушки и переноски в Северной Африке». Военная история (147): 10–11.
- ^ Jump up to: а б Баллард, Ларри А. « Грузовики с засадной аллеи » . Академический веб-сервер Скрэнтонского университета . Архивировано из оригинала 8 октября 2007 г. Проверено 12 октября 2007 г.
- ^ Ричард Э. Киллблейн, «Кругите фургоны»; История безопасности конвоев США, Институт боевых исследований, 2006 г.
- ^ Ричард Э. Киллблейн , Тематические исследования по засаде на конвой, том. Я, Корея и Вьетнам, Транспортная школа армии США, 2014 г.
- ^ Killblane, Тематические исследования засады на конвой, том. я
- ^ Jump up to: а б Гардинер, Пол С. (июль – август 2003 г.). «Грузовики с оружием: подлинные примеры американской изобретательности» . Армейский логист. Архивировано из оригинала 2 ноября 2007 г. Проверено 12 октября 2007 г.
- ^ «Оружейные грузовики» . GlobalSecurity.org. 27 апреля 2005 г. Проверено 13 октября 2007 г.
- ↑ Killblane, Вокруг повозок
- ^ Ричард Э. Киллблейн, Осуществление победы, Северная Америка, Emerald Publishing, 2020, стр. 266
- ^ Трапп, Брайан (18 мая 2005 г.). «518-й расформируется через год» (PDF) . Голос пустыни . Архивировано из оригинала (PDF) 11 июня 2007 г. Проверено 14 октября 2007 г.
- ^ «Михан призывает к усилению бронирования транспортных средств», Архивировано 3 мая 2007 г., конгрессменом Wayback Machine Мартином Т. Миханом (MA05), пресс-релиз, 10 декабря 2004 г.
- ^ Jump up to: а б «Комплекты брони для артиллерийских грузовиков обеспечивают защиту американских войск в Ираке» . Ливерморская национальная лаборатория Лоуренса . 21 июля 2005. Архивировано из оригинала 17 октября 2011 года . Проверено 25 января 2011 г.
- ^ Аткинсон, Рик (30 сентября 2007 г.). «Проблема с СВУ выходит из-под контроля. Мы должны остановить кровотечение» . Вашингтон Пост . Проверено 14 октября 2007 г.
- ^ Эрвин, Сандра (октябрь 2005 г.). «Армия расширит парк бронетехники в Ираке» . Журнал национальной обороны. Архивировано из оригинала 11 октября 2007 г. Проверено 14 октября 2007 г.
- ^ «Примеры засады на конвой; Том II, Ирак и Афганистан» (PDF) . Транспортная школа армии США. 2015. С. 266–271.
- ^ Турбивилль, Грэм (январь 1988 г.). « Засада! Дорожная война в Афганистане » . Отделение иностранных военных исследований . Архивировано из оригинала 24 июня 2007 г. Проверено 12 октября 2007 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Охотник за дорогами в стране между реками , Джеймс Э. Левандовски. Мемуары солдата артиллерийского грузовика о войне в Ираке. ISBN 978-1-4196-7062-6 .
- Колеса в огне, Мой год вождения (и выживания) в Ираке , Мишель Заремба и Кристина Сима, Hellgate Press, 2008 г.
- Заговор конвоя , Роберт П. Шох-младший, Авторский дом, 2012 г.
- «Тяжелая поездка», «Вьетнамские огнестрельные грузовики» , Джеймс Лайлс, Planet Art, 2002, ISBN 971-93037-1-9
- Тяжелая поездка; Vietnam Gun Trucks , Джеймс Лайлс, Gallant Warrior Press, 2003, ISBN 971-93037-2-7
- «Жесткая поездка», Вьетнамские грузовики с оружием; Часть вторая , Джеймс Лайлс, 2011 г.
- Грузовики с огнестрельным оружием во Вьетнаме, есть оружие - будут путешествовать , Джеймс Лайлс, издательство Rhame House, 2012 г.
- Вокруг фургонов, История безопасности конвоев армии США , Ричард Э. Киллблейн , Институт боевых исследований, 2006 г.
- Примеры засады на конвой, том. Я, Корея и Вьетнам, Ричард Э. Киллблейн, Транспортная школа армии США, 2014 г.
- Примеры засады на конвой, том. II, Ирак и Афганистан Ричард Э. Киллблейн, Транспортная школа армии США, 2015 г.
- Vietnam Gun Trucks , Гордон Л. Роттман, Osprey Publishing, 2011 г.
- Руководитель отдела логистики, История транспортного корпуса армии США, Бенджамин Кинг, Ричард К. Биггс и Эрик Р. Крайнер, Транспортный центр армии США, 2001 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Артиллерийские грузовики вьетнамской эпохи имеют особое значение для MTMCer. Архивировано 22 марта 2007 г. в Wayback Machine.
- Грузовики с артиллерией ВВС доставляют товары в archive.today (архивировано 12 декабря 2012 г.)
- «Автомобильно-транспортный корпус» . Музей транспорта армии США. Архивировано из оригинала 15 ноября 2007 г. Проверено 13 октября 2007 г.
- Гилмор, Джерри Дж. (5 мая 2005 г.). «Бронированные «артиллерийские грузовики» спасают жизни военнослужащих в Ираке» . Министерство обороны США . Проверено 13 октября 2007 г.
- Хейнац, Стефани (26 сентября 2004 г.). « Грузовики с оружием» обеспечивают безопасность на смертоносных маршрутах» . Dailypress.com . Проверено 13 октября 2007 г.
- «Иракские артиллерийские грузовики» . Классический военный автомобиль. 16 декабря 2003 г. Архивировано из оригинала 12 января 2008 г. Проверено 13 октября 2007 г.
- Статьи о Gun Truck на GlobalSecurity.org
- Guntrucks of Ambush Alley армии США. — артиллерийские грузовики вьетнамской эпохи из 8-й транспортной группы
- Реплики артиллерийских грузовиков вьетнамской эпохи в честь ветеранов Вьетнама