Иоганн Адам Шалль фон Белл
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Март 2014 г. ) |
Иоганн Адам Шалль фон Белл | |||
---|---|---|---|
![]() | |||
Рожденный | Кёльн или Люфтельберг, Священная Римская империя | 1 мая 1591 г. ||
Умер | 15 августа 1666 г. | (75 лет) ||
Альма-матер | Немецкий колледж , Григорианский | ||
Научная карьера | |||
Поля | Астрономия , религия | ||
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | 湯Нозоми Ювака | ||
Упрощенный китайский | 汤Тан Жуован | ||
| |||
Маньчжурское имя | |||
маньчжурский сценарий | ᡨᠠᠩ ᡰ᠊ᠣ᠋ ᠸᠠᠩ | ||
Романизация | Тан Цзо Ван |
Иоганн Адам Шалль фон Белл (1 мая 1591 — 15 августа 1666) — немецкий иезуит , астроном и приборостроитель. Большую часть своей жизни он провел в качестве миссионера в Китае (где его помнят как «Тан Руован») и стал советником императора Шуньчжи династии Цин .
Жизнь
[ редактировать ]
Шаль фон Белл родился в семье знатных родителей в Кельне. [1] или близлежащий Люфтельберг (сегодня часть Меккенхайма ) в Священной Римской империи . После окончания иезуитской гимназии в Кельне он переехал в Рим и изучал такие предметы, как математика и астрономия , в Collegium Germanicum . В 1611 году он вступил в Общество Иисуса. [1] и продолжил образование в Григориануме .
В 1618 году он отправился в Китай на португальском корабле с группой миссионеров под руководством Николя Триго . В следующем году группа достигла португальского торгового порта Макао , где Шалль фон Белл провел некоторое время, изучая китайский язык . Он начал миссионерскую деятельность внутри Китая в 1622 году, но, как утверждается, его успех был ограниченным. В том же году он участвовал в защите Макао от голландского вторжения и лично взял в плен голландского капитана в том победоносном сражении. [2]
Шаль фон Белл и Джакомо Ро были отправлены в Пекин в 1630 году для продолжения работы покойного Иоганна Шрека по реформе китайского календаря . Вместе с Сюй Гуанци он участвовал в изменении китайского календаря и составлении так называемого календаря Чунчжэнь . Названный в честь императора Чунчжэня , последнего императора династии Мин , модифицированный календарь обеспечивал более точные предсказания затмений солнечных и лунных . После кончины Сюя он провел панихиду в его честь и курировал процесс доставки тела обратно своим родственникам в Шанхай . [3] Мин воспользовался услугами литейного завода отца фон Белла в Пекине, который, как говорят, произвел около пятисот пушек. [4]
После перехода Мин-Цин в 1644 году Шаль фон Белл получил доступ к недавно назначенному императору Шуньчжи и стал одним из его доверенных советников. Он был пожалован мандарином и занимал важный пост, связанный с математической школой: директор Императорской обсерватории и Математического трибунала .
Его положение позволило ему добиться от императора разрешения иезуитам строить церкви и проповедовать по всей стране. Таким образом, Шалю фон Беллу косвенно приписывают 500 000 китайцев, которые, как говорят, были крещены миссионерами-иезуитами в течение четырнадцати лет, что делает его успешным миссионером.
Император Шунжи умер в 1661 году, и положение Шаля фон Белла начало ухудшаться. В 1664 году ему бросил вызов Ян Гуансян. [5] и мусульманские астрономы , [ нужна ссылка ] который обвинил его в планировании восстания и в умышленном просчете времени и места похорон и тем самым способствовал смерти консорта Донго . Шаль фон Белл и другие иезуиты, включая Фердинанда Вербиста , были заключены в тюрьму. В тюрьме у Шаля фон Белла случился инсульт. На суде Вербист выступил в свою защиту, но всех приговорили к смертной казни. Однако после землетрясения иезуиты были помилованы и казнены только пять китайских христиан, работавших в астрономической конторе. Иезуиты были сосланы в Макао . Шаль фон Белл умер через год после освобождения. [1] Похоронен на иезуитском кладбище Жалан в Пекине.
Ян Гуансян стал главным астрономом при дворе. Однако четыре года спустя молодой император Канси заменил его Вербиестом, и почести фон Белла были полностью восстановлены.
Коллекция рукописей Шаля фон Белла была передана на хранение в Библиотеку Ватикана .
Спор
[ редактировать ]
В 1758 году было обнародовано обвинение, которое оспаривается большинством иезуитов и католических историков. Секретарь монсеньора Шарля-Тома Майяра Де Турнона сообщал, что в последние годы своей жизни Шаль фон Белл жил «отдельно от других миссионеров и отстранён от повиновения своему начальству, в доме, подаренном ему императором, с женщиной, которую он относился как к своей жене и которая родила ему двоих детей».
Никаких доказательств предоставлено не было, а обвинения опровергаются даже свидетелями того времени и официальными китайскими документами. Утверждается, что если бы эта история была правдой, то об этой истории почти наверняка сообщили бы другие, стремившиеся дискредитировать Шаля фон Белла и других иезуитов. Кроме того, структура иезуитов, скорее всего, сообщила бы об этом властям на более высоких уровнях ордена.
1912 года Католическая энциклопедия предполагает, что источником слухов, скорее всего, стало усыновление Шаллом фон Беллом сына бывшего китайского слуги.
Встреча с принцем Сохён
[ редактировать ]Наследный принц Сохён , первый сын короля Индзё из корейской династии Чосон , был заложником в Шеньяне , а затем в Пекине. Он очень интересовался западными науками и посетил Шаля фон Белла. [6]
Шаль фон Белл подарил ему книги по западным наукам, а также по католической вере, которые заинтересовали наследного принца. Принц Сохён внезапно умер, когда он въехал в Корею в 1645 году, что рассеяло надежды Шаля фон Белла распространить миссионерскую работу иезуита на Корею. [6]
Сохраняющаяся культурная значимость в Китае
[ редактировать ]В 1992 году Тайвань выпустил памятную марку к 400-летию со дня рождения Шаля фон Белла, отметив, что «несмотря на все его достижения, его место в истории Китая надежно». [7]
В 2013 году китайское телевидение CCTV опубликовало документальный фильм о Шале фон Белле в рамках серии «Биографии». В самом конце фильма комментатор отметил, что календарь Чунчжэня под редакцией Шаля фон Белла используется до сих пор. [8] В основной биографической серии Китайского международного коммуникационного центра о шести жителях Запада, живущих в досовременном Китае, также фигурирует Шалль фон Белл. [9] Его также можно увидеть в китайских мыльных операх, отчасти потому, что он был близок к императору Шуньчжи , а дворцовая драма — самый популярный жанр на китайском телевидении.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 24 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 312.
- ^ Гудрич, Л. Кэррингтон ; Фанг, Чаоин, ред. (1976). Биографический словарь Мин, 1368–1644 гг . Издательство Колумбийского университета. п. 1136. ИСБН 0-231-03801-1 .
- ^ Синий (2001) , стр. 42–43.
- ^ Кей, Джон (2009). Китай: История . Лондон: ХарперПресс. п. 430. ИСБН 9780007221783 .
- ^ Джами, Кэтрин (2015). «Возвращаясь к календарю (1664–1669): наука, религия и политика в раннем цинском Пекине». Корейский журнал истории науки .
- ^ Jump up to: а б Кан, Джэ Ын (2006). Страна ученых: две тысячи лет корейского конфуцианства . перевод Ли, Сюзанны. Книги Хомы и Секи. стр. 338 и далее. ISBN 1-931907-37-4 . Проверено 20 сентября 2011 г.
- ^ «Глобальная информационная сеть Post» , Chunghwa 13 января 2016 г.
- ^ «Персонажи» 20130724 Тан Руован . tv.cctv.com »
- ^ Запада на Восток Юдзё Ван» . v.youku.com «С Запада на Восток. Эпизод 6. С
Библиография
[ редактировать ]- Блу, Грегори (2001), «Сюй Гуанци на Западе: ранние иезуитские источники и построение идентичности» , Управление государством и интеллектуальное обновление в Китае позднего Мин: межкультурный синтез Сюй Гуанци (1562–1633) , Sinica Leidensia , Том. 50, Лейден: Брилл, стр. 19–71 , ISBN. 9004120580 .
- Юань Цзин Шуо, Объяснение телескопа, 1626 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Иоганном Адамом Шаллем фон Беллом, на Викискладе?