Джон Шрек
Часть серии о |
Общество Иисуса |
---|
История |
Иерархия |
Духовность |
Работает |
Известные иезуиты |
Портал католицизма |
Иоганн (а) Шрек , также Терренц или Террентий Констанциенсис , Дэн Юхан Ханпо 鄧玉函 , Дэн Чжэнь Лохан , (1576, Бинген, Баден-Вюртемберг или Констанция [1] — 11 мая 1630, Пекин ) — немецкий иезуит , миссионер в Китае и эрудит . Ему приписывают разработку научно-технической терминологии на китайском языке. [2]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Шрек изучал медицину начиная с 1590 года во Фрайбургском университете Альберта Людвига , в Альтдорфском университете . Известно также, что после окончания учебы он работал ассистентом математика Франсуа Вьета в Париже примерно в 1600 году. После смерти Вьета в 1603 году он переехал в Падуанский университет , где был студентом Галилео Галилея , но изучал медицину. . [3]
Шрек обладал исключительными способностями к языкам; он говорил на немецком, итальянском, португальском, французском и английском языках. Как и большинство образованных людей своего времени, он писал свои письма на латыни . Он также освоил древнегреческий, иврит и библейский арамейский языки . Позже в своей жизни он выучил китайский язык. [2]
Пребывание в Риме
[ редактировать ]Он стал очень уважаемым медиком и был членом Академии Линчеи в Риме , к которой он присоединился 3 мая 1611 года. [3] через несколько дней после Галилео Галилея . Вместе с двумя другими немецкоязычными членами Академии, Джованни Фабером и Теофилом Мюллером , он работал над энциклопедией ботаники Rerum medicarum Novae Hispaniae Thesaurus , которая была начата за несколько десятилетий до этого Франсиско Эрнандесом де Толедо и приобретена, в неполном виде, Федерико Чези . [1] Однако эта работа не заняла его надолго, так как он решил присоединиться к ордену иезуитов , приняв обет 1 ноября 1611 года. Галилей описал свое решение как « Una gran perdita » — «большую потерю».
Переход в Китай
[ редактировать ]Основатель миссии иезуитов в Китае Маттео Риччи отправил своего коллегу Николя Триго обратно в Европу для поиска новых миссионеров, которые могли бы поделиться с китайцами самыми передовыми научными идеями. [4] Триго встретил Шрека в Риме в 1614 году, когда Шрек изучал теологию, и убедил его поехать в Китай. [5] Чтобы собрать деньги и оборудование для своей миссии, они путешествовали по Европе в 1616 году, собирая пожертвования и собирая книги, механическое оборудование и научные инструменты. [6] Одним из их спонсоров был кардинал Федерико Борромео из Милана, который подарил им первый западный телескоп в Китае. [7]
В апреле 1618 года Шрек отплыл из Лиссабона с группой иезуитов, собранной Триго, включая Джакомо Ро и Иоганна Адама Шаля фон Белла . [8] После нескольких нападений пиратов и вспышек болезней Шрек прибыл в Гоа в октябре 1618 года. [9] Он продолжал свой путь, собирая образцы флоры и фауны везде, где останавливался по пути; Джулио Алени позже утверждал, что в одиночку он открыл более пятисот новых растений. Его план состоял в том, чтобы выпустить сборник под названием Plinius Indicus ( «Индийский Плиний» ), аналогичный книге Эрнандеса о Мексике. Он работал над этим проектом на протяжении всего своего пребывания в Китае и расширил его, включив в него описания более чем 8000 разновидностей растений. [10] но его ранняя смерть означала, что работа так и не была закончена. Его рукописи сохранились, возможно, до восемнадцатого века в коллекциях Португальского колледжа в Пекине, но сейчас утеряны. [11]
Ранние работы в Китае
[ редактировать ]Шрек достиг Макао 22 июля 1619 года в период ближе к концу правления императора Мин Ваньли , когда иезуиты были изгнаны из Пекина и Нанкина . [12] Поэтому он провел почти два года в Макао, изучая китайский язык, а затем в июне 1621 года отправился в Ханчжоу. Там, вероятно, в сотрудничестве с новообращенным христианином по имени Ли Чжизао, [13] он написал «Тайси реншен сюогай» ( «Очерк западных теорий человеческого тела »), основанный на «Theatrum anatomicum» Каспара Баухина . В этой работе описываются человеческое тело, чувства и язык, включая схему Маттео Риччи знаменитого дворца памяти . [14] Книгу отредактировал еще один новообращенный, Би Гунчэн, и она была опубликована после смерти Шрека. [15]
Достигнув Пекина в конце 1623 года, Шрек начал тесно сотрудничать с судьей и военным инспектором из провинции Шэньси по имени Ван Чжэн. [16] В 1627 году они вдвоем опубликовали «Юаньси Цици Тушуо Луцзуй» ( Запада ») «Схемы и пояснения чудесных машин Дальнего . [1]
Астрономия
[ редактировать ]Маттео Риччи попросил Триго вернуть миссионеров со знаниями астрономии, и, поскольку Шрек был самым способным из новичков, большая часть работы по переводу и объяснению астрономических работ легла на него. [4] За помощью в решении этой задачи Шрек обратился за советом к Иоганну Кеплеру , который ответил в 1627 году, объяснив, как можно улучшить прогнозы с помощью эллиптической модели орбиты Луны. [17] и прилагаю копию его новых «Таблиц Рудольфина» . Накануне солнечного затмения 21 июня 1629 года над Пекином Шрек и Николо Лонгобардо соревновались с китайскими астрономами в предсказании времени с наибольшей точностью. Расчеты иезуитов оказались более точными, и на этом основании император Чунчжэнь попросил их провести пересмотр китайского календаря. [18]
Шрек также разработал планы создания астрономических инструментов, которые были одобрены императором. Однако вскоре после этого он умер, и проект завершили Иоганн Адам Шалль фон Белл и Джакомо Ро . Шалл также опубликовал рукопись Шрека, содержащую большую часть его знаний в области астрономии и связанной с ней математики, под названием Цетянь юэ шуо ( 測天約說 ) ( «Краткое описание измерения небес» ). Здесь описаны основы астрономии, движения небесных тел, работа телескопа и солнечные пятна , хотя о существовании их было известно в Китае уже давно. [7] Шалл также переработал и опубликовал две работы Шрека по тригонометрии : Да це ( 大測 ) ( «Великое измерение» ) и Гэ-юань ба-сянь бяо ( 割圓八線表 ) ( «Таблица из восьми строк »), [3] последний вместе с Ро.
Смерть
[ редактировать ]Говорят, что Шрек умер в результате медицинского эксперимента над собой. Он похоронен на кладбище Жалан в Пекине. [3]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с "Китай и Европа - соединение культур - 03 Йоханнес Шрек - миссионер и ученый" . Выставки.bibliothek.htwg-konstanz.de . Проверено 19 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б "Китай и Европа - соединение культур - 03 Йоханнес Шрек - миссионер и ученый" . Выставки.bibliothek.htwg-konstanz.de . Проверено 19 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Ученый и китайский миссионер (1576-1630)» (PDF) . Выставки.bibliothek.htwg-konstanz.de . Проверено 19 ноября 2018 г. Э
- ^ Jump up to: а б Тоби Э. Хафф, Интеллектуальное любопытство и научная революция: глобальная перспектива, CUP 2010, стр. 78–9.
- ^ ЭНН-МАРИ ЛОГАН; М. БРОККИ. «Николя Триго, SJ: Портрет Питера Пауля Рубенса» (PDF) . Metmuseum.org . Проверено 19 ноября 2018 г.
Часть I. Примечание к рисунку
- ^ Стефани Шредер, Взгляд на Восток: встреча Рубенса с Азией, Getty Publications, 2013, стр.50
- ^ Jump up to: а б «Проект Архимед» . Archimedes2.mpiwg-berlin.mpg.de . Архивировано из оригинала 3 сентября 2007 года . Проверено 19 ноября 2018 г.
- ↑ Агустин Удиас, Вклад иезуитов в науку: история, Springer, 27 сентября 2014 г., стр.86
- ↑ Крис Лоуни, Героическое лидерство: лучшие практики 450-летней компании, изменившей мир, Loyola Press, 2010, стр. 256.
- ^ Рейнхард Вендт, Сбор, создание сетей, оценка: миссионеры и их вклад в изменение европейского мировоззрения, Гюнтер Нарр Верлаг, 2001, стр.32
- ↑ Стефан Тилг и Сара Найт, Оксфордский справочник по неолатыни, Oxford University Press, 2015, стр. 564.
- ^ Тито М. Тониетт, И все же это услышано: Музыкальная, многоязычная и мультикультурная история математических наук, Springer, 2014, том. 2 стр.212
- ^ Кэтрин Джами ; Жан-Пьер Дедье. «Ли Чжизао 李之藻, Цзы Чжэньчжи 振之, Хао Лянъань 涼庵 — ICCM» . Отдельные маршруты и распространение научно-технических знаний в Восточной Азии (XVI–XX вв.) . Проверено 19 ноября 2018 г.
- ^ «Очерк западных теорий человеческого тела» . Wdl.org . 19 ноября 1575 года . Проверено 19 ноября 2018 г.
- ^ Марта Чунг, Антология китайского дискурса о переводе (том 2): с конца двенадцатого века до 1800 года, Тейлор и Фрэнсис, 13 сентября 2016 г., стр. 104
- ^ «Иллюстрации и пояснения различных машин» . Wdl.org . 19 ноября 2018 года . Проверено 19 ноября 2018 г.
- ↑ Джон Дворжак, Маска Солнца: наука, история и забытые знания о затмениях, Pegasus Books, 7 марта 2017 г.
- ^ Агустин Удиас, Вклад иезуитов в науку: история, Springer, 27 сентября 2014 г., стр.87
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Клаудия фон Коллани (1995). «Иоганн Шрек». В Баутце, Трауготт (ред.). Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 9. Герцберг: Бауц. столбцы. 919-922. ISBN 3-88309-058-1 .
- «Иоганнес Шрек-Террентиус Констанциенсис. Ученый и миссионер в Китае» (HWTG Konstanz)
- Райнер К. Лангнер: Коперник в Запретном городе. Как иезуит Иоганнес Шрек принес в Китай знания о еретиках. С. Фишер Верлаг, Франкфурт, 2007 г. ISBN 978-3100439321
- Исайя Ианнакконе: L'ami de Galilée 2008 Livre de Poche ISBN 2253120111
- Цифровая версия произведения Шрека «Yuanxi Qiqi Tushuo Luzui» (1627 г.), архивировано 26 августа 2017 г. в Wayback Machine.
- Исайя Яннакконе: «Иоганнс Шрек Террентиус. Науки эпохи Возрождения и дух Академии деи Линчеи в Китае эпохи династии Мин», Неаполь, 1998, изд. Istituto Universitari Orientale, 147 стр.
- 1576 рождений
- 1630 смертей
- Жители Зигмарингена (район)
- Немецкие иезуиты 17 века
- Римско-католические миссионеры в Китае
- Выпускники Фрайбургского университета
- Выпускники Альтдорфского университета
- Иезуитские миссионеры в Китае
- Немецкие китаеведы
- Немецкие эмигранты в Китае
- Немецкие римско-католические миссионеры
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Ученые-иезуиты
- Члены Линцианской Академии