Jump to content

Христианство в Малайзии

Малазийские христиане
( Малайский: малайзийские христиане)
Церковь Святого Павла Малакка , Малайзия (рукоположен в 1521 г.)
(Статус: в руинах)
Общая численность населения
2 941 049 (перепись 2020 г.)
Регионы со значительной численностью населения
Сабах   · Саравак   · Полуостров Малайзия
Языки
малайский   · английский
Борнейские языки   · Китайский   · Индийский
Религия
Католицизм (50%) · Протестантизм (40%) · Восточное православие   · Восточное православие
Процент христианского населения в Малайзии по данным переписи 2020 года.

Христианство является религией меньшинства в Малайзии . По данным переписи 2020 года, 9,1% населения Малайзии назвали себя христианами . [1] Около двух третей христианского населения Малайзии проживает в Восточной Малайзии , в штатах Сабах и Саравак . Приверженцы христианства составляют большинство (50,1%) населения Саравака , Малайзии крупнейшего по площади штата . Христианство является одной из четырех основных религий, включая ислам , индуизм и буддизм , свобода которых защищена законом в Малайзии на основе закона о многообразии, особенно в Восточной Малайзии . [2]

В 2020 году половина малазийских христиан были католиками , 40% — протестантами и 10% принадлежали к другим конфессиям. [3]

В 2008 году основные христианские конфессии в стране включали католиков , англиканцев (представленных Церковью провинции Юго-Восточной Азии , которая также охватывает англикан в Сингапуре и Брунее ), баптистов , Братьев , внеконфессиональные церкви , независимые харизматические церкви. , лютеране , методисты , пресвитериане и Сиданг Инджил Борнео . [4]

Раннее христианское присутствие на Малайском архипелаге можно отнести к арабским торговцам-христианам с Аравийского полуострова, которые услышали Евангелие от апостола Петра в Иерусалиме (Деяния 2:11), а также к тем, кто был евангелизирован служением Павла в Аравии (Галатам 1:17). ) и евангелизирующее служение святого Фомы ранним арабам и несторианам еще в VII веке. [5] и ранним арабским христианам, персидским и несторианским торговцам в Малакке до португальского завоевания в 1511 году. [6] Британцы приобрели Пенанг в 1786 году, а в 1795 году захватили Малакку, завоеванную голландцами в 1641 году. Католические священники из Таиланда основали Большую семинарию на Пенанге в 1810 году. С 1815 года LMS базировалась в Малакке и Пенанге, но большинство Протестантские миссии прекратили свое существование после 1842 года, когда стало возможным въезд в Китай. Католическое руководство осталось, но было разделено между португальцами и французами. Открытое служение братьев датируется 1860 годом, а методистское - 1885 годом. Пресвитерианство росло через китайские церкви в Джохоре и общины экспатриантов в Пенанге, Ипохе и Куала-Лумпуре . Миссия среди коренного населения сэнгои началась в 1932 году. Пятидесятничество приобрело большее влияние благодаря Харизматическому движению 1970-х годов, но пятидесятнической миссии Северной Америки и Цейлона миссионеры ( Пятидесятническая церковь Малайзии ) действовали с 1935 года. [7]

Англиканство и католицизм пришли на Северное Борнео в 1882 году после основания Британского Северного Борнео . [8] хотя были и более ранние попытки, такие как католическая миссия под руководством испанского моряка, ставшего священником, Карлоса Куартерони в 1857 году в Лабуане , со станциями, основанными в Брунее и Лоок-Порине (ныне Кота-Кинабалу ), однако с меньшим успехом. [9] Более широкое миссионерское движение, например, римско-католические миссионеры Милл-Хилл, возникшее в 1882 году, было сосредоточено в основном на китайцах и коренных общинах, таких как народ Кадазан-Дусун . [10] [11] Миграция также была важным фактором распространения христианства. Базельская миссия также работала в Сабахе в 1882 году среди мигрантов- китайцев хакка , многие из которых были христианами. Среди тамильских мигрантов в Малайю были католики, лютеране, англиканцы и методисты. Миграция увеличилась после боксерского восстания , особенно в Ситиаван и Сибу , все еще сильные китайские методистские центры. Мар Тома и сирийская православная церковь были основаны в 1930-х годах после миграции с побережья Кералы в Индии.

В Сараваке правление Раджи Брука включало поддержку англиканского служения с 1847 года, а позже были приняты католики. [12] В 1928 году Австралийская евангелическая миссия Борнео. [13] начал работу со скромными ресурсами, в результате чего, тем не менее, возникла крупнейшая сегодня местная церковь в Малайзии - Сиданг Инджил Борнео ( Евангелическая церковь Борнео ).

Евангелическо-лютеранская Сионская церковь в Брикфилдсе , Куала-Лумпур , основанная в 1924 году.

Вторая мировая война привела к устранению руководства иностранцев и более четкому определению пути к местной церкви. Малайский христианский совет (MCC), основанный в 1948 году, координировал миссионерские группы во время чрезвычайной ситуации в Малайзии. Китайцев, переселившихся в «Новые деревни», обслуживали миссионеры , иногда бывшие китайцы, которые работали вместе с местными христианами в социальной и медицинской работе. Однако после обретения независимости в 1957 году многие церкви стали чрезмерно зависеть от экспатриантов. В 1970-х годах церкви создали структуры, независимые от Сингапура, а также от зарубежной поддержки. Недавний рост числа независимых церквей является еще одним признаком желания утвердить христианскую идентичность Малайзии. [7]

Христианская приверженность образованию сильна в англиканских, католических и методистских школах, которые теперь являются частью государственной системы образования. Социальная озабоченность выражается через медицинскую работу и такие организации, как Malaysian CARE. Армия Спасения и YMCA /YWCA вносят особый вклад.

С 1983 года Национальное евангелическое христианское братство (NECF) привлекает внимание евангелических и независимых общин. Христианская федерация Малайзии, включающая Христианский совет Малайзии (ранее MCC), католиков и NECF, была образована в 1986 году. Совет церквей Сабаха и Ассоциация церквей Саравака выполняют аналогичные функции в Восточной Малайзии.

Малайзия представляет собой многоконфессиональную среду, где западные богословские взгляды не всегда актуальны. Мирское лидерство сильно развилось в большинстве церквей. Хотя существует множество проблем, связанных с изменением политических и экономических обстоятельств, как, например, в самой Малайзии, церкви начинают понимать, что они могут внести свой вклад на более широкой сцене. [14]

Церковные здания

[ редактировать ]
Собор Святого Иоанна в Куала-Лумпуре
Церковь Божественного Милосердия в Шах Аламе . Церковь построена в промышленной зоне.

В Малайзии разрешено строительство церквей, хотя существуют ограничения на строительство новых церквей в соответствии с дискриминационными законами о зонировании. Ни одна из ранее существовавших церквей не была закрыта правительством, и ни одна постоянная община не была расформирована. Однако строить новые церкви сложно. потребовалось более двадцати лет Например, местному совету в Шах-Аламе , чтобы разрешить строительство там церкви с дополнительным условием, что церковь должна выглядеть как фабрика, а не как более традиционный церковный вид. Тем не менее, создание новых церквей разрешено и их легко осваивать на новых землях в Восточной Малайзии , поскольку 67,9% людей, живущих в Восточной Малайзии, являются христианами ( на основании закона о разнообразии и гармонии в Восточной Малайзии ). В большинстве случаев новые церкви открываются тайно, как обычный бизнес в магазинах, особенно в крупных городах, таких как Куала-Лумпур .

Некоторые из известных нынешних церквей Малайзии включают собор Св. Иоанна в Куала-Лумпуре , собор Св. Иосифа в Кучинге , собор Святого Сердца в Кота-Кинабалу , церковь Св. Михаила в Пенампанге и церковь Христа в городе Малакка .

Евангелизация

[ редактировать ]
Собор Святого Сердца в Кота-Кинабалу , Сабах .
Св. Церковь Анны в Букит Мертаджам , Пенанг .

Свобода исповедовать и пропагандировать религию гарантируется статьей 11 Конституции Малайзии и в целом соблюдается. Однако Конституция допускает ограничение распространения религий, отличных от ислама, среди мусульманской общины, и двусмысленность этих положений привела к некоторым проблемам. [15] [16]

Церковь в Малайзии обычно не занимается активным обращением в веру мусульманской общины. По закону христианская литература должна иметь надпись «только для немусульман». Статья 11(4) Федеральной конституции Малайзии позволяет штатам запрещать распространение других религий среди мусульман, и большинство штатов (за исключением Пенанга, Сабаха, Саравака и Федеральных территорий) сделали это. Не существует хорошо изученного согласия относительно фактического количества малайзийских мусульман, принявших христианство в Малайзии. [17] Согласно последней переписи населения, опубликованной Статистическим департаментом Малайзии, их нет, по данным Устаза Ридуана Ти, их 135, а по данным Тан Шри доктора Харусани Закарии , их 260 000. [17] См. также Статус религиозной свободы в Малайзии .

Однако бывают случаи, когда мусульманин принимает христианскую веру, не заявляя открыто о своем отступничестве (в глазах исламских властей). По сути, они практикующие христиане, но юридически мусульмане. [15] [18] [19]

Мусульман, проявляющих интерес к христианской вере или другим религиозным практикам, не считающимся ортодоксальными государственными религиозными властями, обычно отправляют либо полиция, либо члены их семей в финансируемые государством центры реабилитации веры ( малайский : Пусат Пемулихан Акида ), где им советуют сохранять верность. В исламе и некоторых штатах предусмотрены наказания в соответствии с шариатским законодательством за отступничество от ислама. [16] [20]

Перевод Библии и литература

[ редактировать ]

Части Библии были переведены на малайский язык еще в 1612 году и опубликованы в Нидерландах в 1629 году. Малайский язык был одним из первых восточноазиатских языков, на которых была переведена Библия. [21] Из-за языкового и культурного сходства Малайзии и Индонезии многие ранние языковые и литературные произведения были общими для обеих территорий, и это наследие сохраняется и сегодня. [22]

В стране с мусульманским большинством мнения о том, следует ли запретить Библию на индонезийском языке и Библию на малайском языке, известные под названием Алкитаб , поляризованы. [23] Слово, переведенное как «Господь» в английском переводе, на малайском языке звучит как «Тухан», а слово «Бог» на английском языке переводится как «Аллах». Утверждалось, что более точного перевода с оригинального иврита не существует, поскольку и арабское, и еврейское слово «Бог» происходят от одного и того же семитского корня, а арабоязычные христиане и мальтийскоязычные христиане также используют слово «Аллах» для обозначения Бога.

По аналогичной причине в разное время запрещались и другие христианские материалы на малайском языке. Однако в апреле 2005 года премьер-министр пояснил, что запрета на Библии, переведенные на малайский язык, не существует, хотя на них требуется штамп с надписью «Не для мусульман». [24]

против подала иск Римско -католическая архиепископия Куала-Лумпура правительства Малайзии в Высокий суд Малайи с требованием декларативного освобождения от того, что архиепископская газета The Herald имела право использовать слово «Аллах» и что это слово не должно исключать в ислам.

Библия Ибана под названием Буп Кудус также была запрещена за использование термина «Аллах Таала» для обозначения Бога. В конце концов правительству объяснили, что в Ибане нет другого сопоставимого термина. Таким образом, запрет в дальнейшем не применялся, хотя официально он и не был отменен. Позже после протестов различных христианских лидеров запрет был снят только для использования народом Ибан.

Образование

[ редактировать ]

Христианские миссионерские школы сегодня являются частью системы образования в Малайзии и находятся в ведении Министерства образования с небольшим вмешательством со стороны церквей, к которым они принадлежат. Миссионерские школы частично финансируются государством, а учителя и административный персонал предоставляются государством. Большинство миссионерских школ были построены до образования Малайзии. Христианские религиозные символы, такие как распятия, можно увидеть во многих христианских миссионерских школах. Однако демонстрация распятий в немиссионерских школах обычно не допускается.

Официальных школьных предметов для учеников-христиан не существует. Тем не менее, учащимся-христианам и другим немусульманам разрешается изучать предмет «Библейские знания», единственный предмет, связанный с христианством, в SPM (Sijil Pelajaran Malaysia или Свидетельство об образовании Малайзии) для средней школы. Существуют различные неофициальные христианские школьные предметы, но в основном они предназначены для христиан и немусульман.

В Малайзии много христианских авторов песен, но рынок еще свеж и не широко распространен. Сеть под названием Малазийская сеть христианских авторов песен . [25] был создан для продвижения христианской музыкальной сцены Малайзии.

Фильм Мела Гибсона 2004 года «Страсти Христовы» был выпущен ограниченным тиражом в Малайзии. Официально фильм был открыт только для христиан. Посещаемость не поощрялась, поскольку билеты не продавались в обычных кассах. Христианские группы, такие как Национальное евангелическое христианское братство, организовали групповое бронирование билетов в кинотеатры и распространили билеты в различные церкви. Первоначальный двухмесячный тираж был продлен, из-за чего возникли сомнения в том, что фильм смотрели только христиане.

Дочери Святого Павла , также известные как Семья Полины , христианская община, основанная блаженным Джеймсом Альберионе , а в настоящее время рекламодатель христианских фильмов, инвестируют в Малайзию. Их известная рекламная работа включает в себя «Страсти Христовы» и фильм «Мария Горетти» , оба фильма доступны только на CD/DVD в Малайзии и наиболее популярны в Сабахе и Сараваке . Филиалы « Дочерей Святого Павла» в Малайзии расположены в Петалинг-Джая , Куала-Лумпуре , Кота-Кинабалу и Кучинге . Им разрешено рекламировать христианские новости, фильмы и музыку, поскольку они также вносят вклад в экономику штата. Однако в Западной Малайзии , даже если общине разрешено рекламировать свою работу, у них все еще есть ограничения на выполнение своей работы, а в Восточной Малайзии у них нет ограничений из-за Камня Клятвы Кенингау , а также Разнообразия и Гармонии , которые защищены законом Сабах и штаты Саравак .

Деятельность

[ редактировать ]
Праздничное богослужение в католической церкви Посещения в Серембане .

Фактические формы богослужения, такие как литургия и проповеди, не подвергаются активной цензуре и контролю со стороны правительства. Время от времени тайные сотрудники действительно наблюдают за богослужениями.

Сообщалось, что несколько государственных средних школ и университетов неофициально запретили христианскую деятельность на территории кампуса, такую ​​как христианское братство (CF). [26]

Праздники

[ редактировать ]

Рождество

[ редактировать ]

Рождество — государственный праздник в Малайзии, хотя большая часть празднования носит коммерческий характер и не имеет явного религиозного подтекста. Иногда христиане покупают рекламу в газетах на Рождество или Пасху, но в основном это разрешено только в англоязычных газетах, и разрешение дается не каждый год. Сами рекламные объявления обычно представляют собой косвенные утверждения.

В 2004 году правительство организовало празднование Рождества на национальном уровне, но, как утверждается, наложило неофициальный запрет на все христианские религиозные символы и гимны, в которых конкретно упоминается Иисус Христос . [27] Мероприятие было организовано совместно Министерством искусств, культуры и наследия, правительством штата Селангор и Христианской федерацией Малайзии (CFM). Заранее сообщалось, что на мероприятии будут присутствовать премьер-министр, султан Селангора и его супруга, а также различные члены кабинета министров, и что мероприятие будет транслироваться по телевидению.

О.К. Лим, бывший юрист, ставший священником- иезуитом и директор Католического исследовательского центра (также помощник приходского священника церкви Святого Франциска Ксаверия ), подал официальную жалобу. Он также заявил, что «исключать (такие) гимны и использовать (Рождество) для политической выгоды - это возмутительно, скандально и кощунственно». Он также сказал: «Назвать это культурным событием (как это рационализируют христианские политики, которые скорее политики, чем христиане) — значит принижать Иисуса до культурного мудреца, такого как Конфуций ».

Генеральный секретарь CFM преподобный д-р Хермен Шастри заявил, что правительство не желает «ничего оскорбительного для ислама» во время дня открытых дверей.

Министр искусства, культуры и наследия д-р Раис Ятим позже отрицал, что какой-либо такой запрет был «официально или неофициально». Он также добавил, что «нет ничего плохого в пении таких песен, как « Silent Night » и « Merry Christmas », поскольку это «радостные песни для фестиваля».

Ли Мин Чун, юрисконсульт CFM и Национального евангелистско-христианского сообщества, опубликовал заявление, в котором говорится: «Это означает, что церкви могут праздновать Рождество так, как они это делали все время. В противном случае сам смысл этого события будет потерян». «Теперь каждый должен поверить правительству на слово и праздновать Рождество так, как они обычно празднуют и выражают свою религиозную веру».

Страстная пятница

[ редактировать ]

Страстная пятница не является федеральным государственным праздником, но является государственным праздником в Сабахе , а также в Сараваке , где христианство является крупнейшей религией; обоим штатам была предоставлена ​​​​некоторая степень большей автономии, чем другим штатам Федерации, поскольку они считались государством наравне с Малайей , когда они объединились с ней и Сингапуром, чтобы сформировать Малайзию. большинством) это школьные каникулы Но в некоторых школах (или, в частности, в школах с немусульманским .

Однако нет никаких доказательств того, что это богословское возражение играет какую-либо роль в исключении Страстной пятницы в качестве праздника. Напротив, Страстная пятница, вероятно, не является государственным праздником, поскольку, согласно переписи 2010 года, в целом по федерации христиане составляют 9,2% населения. Два других значительных религиозных меньшинства в Малайзии, буддисты и индуисты , также отмечают только один федеральный государственный праздник – День Весак и Дипавали соответственно. Однако Дипавали не является федеральным праздником в штате Саравак.

Пост в День независимости/День Малайзии

[ редактировать ]

Малазийские христиане иногда соблюдают посты, заканчивающиеся Днем независимости или Днем Малайзии, и молятся за мусульман. Этому был дан ряд объяснений, включая желание продемонстрировать патриотизм, содействие религиозной гармонии и прославление свободы религии. С 2000 года Национальное евангелическое христианское братство, объединяющее 2800 церквей-членов, организовало эти посты, и с 2010 года они продолжаются. Все предыдущие посты заканчивались в День независимости, но за постом 2010 года последовал День Малайзии и, таким образом, впервые совпало. с Рамаданом. [28]

Распределение христиан

[ редактировать ]

Распределение малазийцев-христиан по этническим группам (перепись 2010 г.)

  Другая этническая группа (1,8%)
  Негражданин (8,6%)

Согласно переписи 2020 года, 2 941 049 человек считали себя христианами (что составляет 9,1% от общей численности населения Малайзии). [29]

В отчете переписи населения и жилищного фонда 2020 года приводятся следующие статистические данные: [29]

Мужской Женский
1,491,696 1,449,353
% от общего количества мужчин % от общего числа женщин
8.8% 9.4%

По этнической группе

[ редактировать ]
Бумипутра китайский Индийский Другие национальности Немалазийские граждане
1,549,193 (59.2%) 706,479 (26.9%) 114,281 (4.4%) 22,870 (0.8%) 224,336 (8.6%)
% от общего количества Бумипутры % от общего числа китайских % от общего числа индийских % от общего числа представителей других национальностей % от общего числа немалайзийских граждан
8.8% 11.0% 6.0% 12.1% 9.7%

По штату или федеральной территории

[ редактировать ]
Исторический рост христианского населения в Малайзии
Год Поп. ±%
1970 549,654 —    
1980 842,990 +53.4%
1991 1,412,180 +67.5%
2000 2,023,504 +43.3%
2010 2,542,254 +25.6%
2020 2,941,049 +15.7%

В отчете переписи населения и жилищного фонда Малайзии за период с 1970 года по недавнюю перепись 2020 года приведены следующие статистические данные, показывающие количество христиан в каждом штате и их процент от общей численности населения каждого штата. [30]

Состояние 1970 1980 1991 2000 2010 2020
Число % Число % Число % Число % Число % Число %
Джохор 25,437 2.0% 22,169 1.4% 34,074 1.7% 51,153 2.0% 107,204 3.3% 121,466 3.0%
Кедах 7,986 0.8% 7,289 0.7% 9,546 0.7% 11,885 0.8% 14,693 0.8% 16,273 0.8%
Келантан 1,912 0.3% 2,009 0.2% 2,917 0.2% 2,203 0.2% 4,212 0.3% 6,850 0.4%
Малакка 16,093 4.0% 16,376 3.7% 18,391 3.7% 22,268 3.7% 23,878 3.0% 26,282 2.6%
Негери Сембилан 12,189 2.5% 12,198 2.2% 17,322 2.5% 22,709 2.7% 23,736 2.4% 31,323 2.6%
Паханг 5,094 1.0% 6,127 0.8% 9,289 0.9% 14,147 1.2% 26,938 1.9% 24,164 1.5%
серебро 45,088 2.9% 43,984 2.5% 54,927 2.9% 60,324 3.1% 98,848 4.3% 75,586 3.0%
Перлис 453 0.4% 665 0.5% 1,041 0.6% 1,017 0.5% 1,345 0.6% 1,670 0.6%
Пенанг 35,146 4.5% 31,645 3.5% 36,279 3.4% 44,584 3.6% 78,089 5.1% 75,345 4.3%
утро 157,422 24.2% 258,606 27.2% 470,371 27.6% 690,455 28.0% 831,451 26.7% 843,734 24.7%
Саравак 171,335 19.3% 351,361 28.5% 598,940 36.6% 853,165 42.4% 1,020,390 42.5% 1,229,653 50.1%
Селангор 70,216 4.3% 47,880 3.4% 90,600 3.9% 166,443 4.2% 206,008 3.9% 344,082 4.9%
Теренггану 1,283 0.3% 1,531 0.3% 4,528 0.6% 2,483 0.3% 2,206 0.2% 2,928 0.3%
ФТ Куала-Лумпур 41,150 4.5% 57,360 5.1% 71,757 5.5% 92,242 5.8% 127,695 6.4%
ФТ Лабуан 6,595 12.3% 8,911 12.6% 10,426 12.4% 13,118 13.8%
ФТ Путраджайя 588 0.9% 880 0.8%
Общая численность населения Малайзии 549,654 5.3% 842,990 6.4% 1,412,180 8.1% 2,023,504 9.1% 2,542,254 9.2% 2,941,049 9.1%

По городско-сельским слоям

[ редактировать ]

Отчет переписи населения и жилищного фонда 2000 года показывает, что примерно 11,5% сельского населения и 7,6% городского населения являются приверженцами христианства, что делает христиан второй по величине и четвертой по величине религиозной общиной в соответствующих слоях населения. [31]

Свобода религии

[ редактировать ]

Свобода религии в отношении христианства и других религий в Малайзии была записана на Клятвенном камне Кенингау ( защищенном правительством Малайзии на Борнео ), однако это упоминается и подтверждается только обоими штатами Малайзии на Борнео . [32]

В 2023 году страна заняла 43-е место в мире среди худших стран для христиан, но это было зарегистрировано только в Западной Малайзии ( из-за политического вмешательства в религию ), в то время как в Восточной Малайзии все еще не самая худшая страна для христианства ( не включен в ранг ) из-за традиции разнообразия и гармонии, охраняемой правительствами Сабаха и Саравака , что также записано в Клятвенном камне Кенингау . [33] [34]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Рабочая тетрадь: 1202» . Tableau.dosm.gov.my. 4 апреля 2021 г. Проверено 21 августа 2022 г.
  2. ^ «Христиане Малайзии молятся за мир, равенство и свободу – Новости UCA» .
  3. ^ База данных мировых религий на веб-сайте ARDA, получено 8 августа 2023 г.
  4. ^ «Операция Мир: Малайзия» . Операция «Мир» . ВЭК Интернешнл . Проверено 26 июля 2008 г.
  5. ^ Хермен Шастри (2005). «Христианство» . У М. Камаля Хасана; Газали бин Басри (ред.). Энциклопедия Малайзии . Том. 10 (1-е изд.). Куала-Лумпур: Издания Дидье Милле. Архивировано из оригинала 6 января 2009 года . Проверено 26 июля 2008 г.
  6. ^ Брайан Э., Коллесс (1969–1970). «Торговцы жемчугом. Торговая и миссионерская деятельность персидских и армянских христиан в Юго-Восточной Азии». Абр-Нахрайн . IX : 102–121.
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хант, Роберт; Ли Кам Хинг; Роксборо, Джон (1992). Христианство в Малайзии – конфессиональная история . Куала-Лумпур: Публикации Пеландука. ISBN  978-967-978-407-7 .
  8. ^ Уинфри-Кеппинг, Элизабет (30 сентября 2017 г.). Еда, друзья и похороны: о живой религии . ЛИТ Верлаг Мюнстер. ISBN  9783825811105 – через Google Книги.
  9. ^ «Часть 6: Миссия Борнео - Миссионеры Милл-Хилл» . www.millhillmissionaries.co.uk . Архивировано из оригинала 10 июня 2018 года . Проверено 7 июня 2018 г.
  10. ^ «Миссионеры Милл-Хилл - Миссионерское общество Св. Иосифа» . Архивировано из оригинала 11 июля 2016 года . Проверено 11 июля 2016 г.
  11. ^ «Оценка кадазанцев в Малайзии» . Архивировано из оригинала 22 июня 2012 года.
  12. ^ Сондерс, Грэм (1991). Епископы и Бруксы: англиканская миссия и Радж Брук в Сараваке, 1848–1941 гг . Мельбурн, Виктория: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-588566-8 .
  13. ^ Лиз, Ширли, «Пьяный перед рассветом», OMF, ISBN   0-85363-128-X
  14. ^ Дэниел, Хо (1996). "Малайзия". В Сапфир П., Атиал (ред.). Церковь в Азии сегодня: вызовы и возможности . Азиатский Лозаннский комитет по всемирной евангелизации. стр. 266–298.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Малайцы, принявшие христианство, «не могут отказаться от ислама» » . АзияНьюс . AsiaNews CF, 11 сентября 2005 г. Проверено 16 декабря 2011 г.
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Поступать правильно: Практическое руководство по правовым вопросам для церквей Малайзии (PDF) . Петалинг Джая: Исследовательский центр Кайрос. 2004. стр. 35–46, Приложение 1, Приложение 2. ISBN.  978-983-9506-06-8 . Архивировано из оригинала (PDF) 3 октября 2008 года . Проверено 26 июля 2008 г.
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б АХМАД ФАРУК МУСА; МОХД РАДЗИК ДЖАЛАЛУДДИН; АХМАД ФУАД РАХМАТ; ЭДРИ ФАЙЗАЛ ЭДДИ ЮСУФ (22 октября 2011 г.). «Что такое Химпун?» . Звезда . Архивировано из оригинала 24 октября 2011 года . Проверено 16 декабря 2011 г.
  18. ^ «Ютуб» . www.youtube.com . Архивировано из оригинала 22 декабря 2021 года.
  19. ^ VoiceOfTheMartyrsUSA (31 января 2012 г.). «Малайзия: христиане, подвергшиеся пыткам за свою веру» – через YouTube. [ мертвая ссылка на YouTube ]
  20. ^ «Акида: еретические учения» . Примечание уровня 5 (на малайском языке). Департамент главного министра правительства штата Сабах . Проверено 26 июля 2008 г.
  21. ^ Соэсило, Дауд (2001). Познакомьтесь со своей Библией [ Know Your Bible ] (на индонезийском языке). Джакарта, Индонезия: Индонезийский библейский институт. ISBN  978-979-463-372-4 .
  22. ^ Хант, Роберт (июнь 1989 г.). «История перевода Библии на малайский язык» (PDF) . Журнал малайского отделения Королевского азиатского общества . 52 (1): 35–56 . Проверено 20 апреля 2019 г.
  23. ^ AsiaNews.it. «МАЛАЙЗИЯ Нет Библии на местных языках» . www.asianews.it .
  24. ^ Библия Бахаса Малайзия не для мусульман | Spero News. Архивировано 2 апреля 2008 г. в Wayback Machine.
  25. ^ "Дом" . m-csn.com .
  26. ^ «Закрытие религиозных клубов в школах нервирует Малайзию» . Открытые двери США .
  27. ^ «Преподобный Лим: Исключение гимнов с именем Иисуса является скандальным» . Mkini Dotcom Sdn Bhd., 11 декабря 2004 г. Проверено 28 июня 2008 г.
  28. ^ Христиане постятся в этот Рамадан «ради страны», Бу Су-Лин, Malaysian Insider, 20 августа 2010 г.
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Распределение населения и основные демографические характеристики» . Департамент статистики Малайзии . Проверено 25 апреля 2020 г.
  30. ^ «Рабочая тетрадь: 1202» . Tableau.dosm.gov.my. 4 апреля 2021 г. Проверено 21 августа 2022 г.
  31. ^ Департамент статистики Малайзии (2005 г.). Общий отчет переписи населения и жилищного фонда 2000 года . Путраджайя: Департамент статистики, Малайзия. ISBN  983-9044-26-5 .
  32. ^ Богатая история Oath Stone
  33. Веб-сайт Open Doors, получено 8 августа 2023 г.
  34. ^ Богатая история Oath Stone
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 10d43714176e1885032b9895b8112445__1720325760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/10/45/10d43714176e1885032b9895b8112445.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Christianity in Malaysia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)