Христианство в Малайзии
( Малайский: малайзийские христиане) | |
---|---|
Общая численность населения | |
2 941 049 (перепись 2020 г.) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Сабах · Саравак · Полуостров Малайзия | |
Языки | |
малайский · английский Борнейские языки · Китайский · Индийский | |
Религия | |
Католицизм (50%) · Протестантизм (40%) · Восточное православие · Восточное православие |
Христианство по странам |
---|
Христианский портал |
Христианство является религией меньшинства в Малайзии . По данным переписи 2020 года, 9,1% населения Малайзии назвали себя христианами . [1] Около двух третей христианского населения Малайзии проживает в Восточной Малайзии , в штатах Сабах и Саравак . Приверженцы христианства составляют большинство (50,1%) населения Саравака , Малайзии крупнейшего по площади штата . Христианство является одной из четырех основных религий, включая ислам , индуизм и буддизм , свобода которых защищена законом в Малайзии на основе закона о многообразии, особенно в Восточной Малайзии . [2]
В 2020 году половина малазийских христиан были католиками , 40% — протестантами и 10% принадлежали к другим конфессиям. [3]
В 2008 году основные христианские конфессии в стране включали католиков , англиканцев (представленных Церковью провинции Юго-Восточной Азии , которая также охватывает англикан в Сингапуре и Брунее ), баптистов , Братьев , внеконфессиональные церкви , независимые харизматические церкви. , лютеране , методисты , пресвитериане и Сиданг Инджил Борнео . [4]
История
[ редактировать ]Раннее христианское присутствие на Малайском архипелаге можно отнести к арабским торговцам-христианам с Аравийского полуострова, которые услышали Евангелие от апостола Петра в Иерусалиме (Деяния 2:11), а также к тем, кто был евангелизирован служением Павла в Аравии (Галатам 1:17). ) и евангелизирующее служение святого Фомы ранним арабам и несторианам еще в VII веке. [5] и ранним арабским христианам, персидским и несторианским торговцам в Малакке до португальского завоевания в 1511 году. [6] Британцы приобрели Пенанг в 1786 году, а в 1795 году захватили Малакку, завоеванную голландцами в 1641 году. Католические священники из Таиланда основали Большую семинарию на Пенанге в 1810 году. С 1815 года LMS базировалась в Малакке и Пенанге, но большинство Протестантские миссии прекратили свое существование после 1842 года, когда стало возможным въезд в Китай. Католическое руководство осталось, но было разделено между португальцами и французами. Открытое служение братьев датируется 1860 годом, а методистское - 1885 годом. Пресвитерианство росло через китайские церкви в Джохоре и общины экспатриантов в Пенанге, Ипохе и Куала-Лумпуре . Миссия среди коренного населения сэнгои началась в 1932 году. Пятидесятничество приобрело большее влияние благодаря Харизматическому движению 1970-х годов, но пятидесятнической миссии Северной Америки и Цейлона миссионеры ( Пятидесятническая церковь Малайзии ) действовали с 1935 года. [7]
Англиканство и католицизм пришли на Северное Борнео в 1882 году после основания Британского Северного Борнео . [8] хотя были и более ранние попытки, такие как католическая миссия под руководством испанского моряка, ставшего священником, Карлоса Куартерони в 1857 году в Лабуане , со станциями, основанными в Брунее и Лоок-Порине (ныне Кота-Кинабалу ), однако с меньшим успехом. [9] Более широкое миссионерское движение, например, римско-католические миссионеры Милл-Хилл, возникшее в 1882 году, было сосредоточено в основном на китайцах и коренных общинах, таких как народ Кадазан-Дусун . [10] [11] Миграция также была важным фактором распространения христианства. Базельская миссия также работала в Сабахе в 1882 году среди мигрантов- китайцев хакка , многие из которых были христианами. Среди тамильских мигрантов в Малайю были католики, лютеране, англиканцы и методисты. Миграция увеличилась после боксерского восстания , особенно в Ситиаван и Сибу , все еще сильные китайские методистские центры. Мар Тома и сирийская православная церковь были основаны в 1930-х годах после миграции с побережья Кералы в Индии.
В Сараваке правление Раджи Брука включало поддержку англиканского служения с 1847 года, а позже были приняты католики. [12] В 1928 году Австралийская евангелическая миссия Борнео. [13] начал работу со скромными ресурсами, в результате чего, тем не менее, возникла крупнейшая сегодня местная церковь в Малайзии - Сиданг Инджил Борнео ( Евангелическая церковь Борнео ).
Вторая мировая война привела к устранению руководства иностранцев и более четкому определению пути к местной церкви. Малайский христианский совет (MCC), основанный в 1948 году, координировал миссионерские группы во время чрезвычайной ситуации в Малайзии. Китайцев, переселившихся в «Новые деревни», обслуживали миссионеры , иногда бывшие китайцы, которые работали вместе с местными христианами в социальной и медицинской работе. Однако после обретения независимости в 1957 году многие церкви стали чрезмерно зависеть от экспатриантов. В 1970-х годах церкви создали структуры, независимые от Сингапура, а также от зарубежной поддержки. Недавний рост числа независимых церквей является еще одним признаком желания утвердить христианскую идентичность Малайзии. [7]
Христианская приверженность образованию сильна в англиканских, католических и методистских школах, которые теперь являются частью государственной системы образования. Социальная озабоченность выражается через медицинскую работу и такие организации, как Malaysian CARE. Армия Спасения и YMCA /YWCA вносят особый вклад.
С 1983 года Национальное евангелическое христианское братство (NECF) привлекает внимание евангелических и независимых общин. Христианская федерация Малайзии, включающая Христианский совет Малайзии (ранее MCC), католиков и NECF, была образована в 1986 году. Совет церквей Сабаха и Ассоциация церквей Саравака выполняют аналогичные функции в Восточной Малайзии.
Малайзия представляет собой многоконфессиональную среду, где западные богословские взгляды не всегда актуальны. Мирское лидерство сильно развилось в большинстве церквей. Хотя существует множество проблем, связанных с изменением политических и экономических обстоятельств, как, например, в самой Малайзии, церкви начинают понимать, что они могут внести свой вклад на более широкой сцене. [14]
Церковные здания
[ редактировать ]В Малайзии разрешено строительство церквей, хотя существуют ограничения на строительство новых церквей в соответствии с дискриминационными законами о зонировании. Ни одна из ранее существовавших церквей не была закрыта правительством, и ни одна постоянная община не была расформирована. Однако строить новые церкви сложно. потребовалось более двадцати лет Например, местному совету в Шах-Аламе , чтобы разрешить строительство там церкви с дополнительным условием, что церковь должна выглядеть как фабрика, а не как более традиционный церковный вид. Тем не менее, создание новых церквей разрешено и их легко осваивать на новых землях в Восточной Малайзии , поскольку 67,9% людей, живущих в Восточной Малайзии, являются христианами ( на основании закона о разнообразии и гармонии в Восточной Малайзии ). В большинстве случаев новые церкви открываются тайно, как обычный бизнес в магазинах, особенно в крупных городах, таких как Куала-Лумпур .
Некоторые из известных нынешних церквей Малайзии включают собор Св. Иоанна в Куала-Лумпуре , собор Св. Иосифа в Кучинге , собор Святого Сердца в Кота-Кинабалу , церковь Св. Михаила в Пенампанге и церковь Христа в городе Малакка .
Евангелизация
[ редактировать ]Свобода исповедовать и пропагандировать религию гарантируется статьей 11 Конституции Малайзии и в целом соблюдается. Однако Конституция допускает ограничение распространения религий, отличных от ислама, среди мусульманской общины, и двусмысленность этих положений привела к некоторым проблемам. [15] [16]
Церковь в Малайзии обычно не занимается активным обращением в веру мусульманской общины. По закону христианская литература должна иметь надпись «только для немусульман». Статья 11(4) Федеральной конституции Малайзии позволяет штатам запрещать распространение других религий среди мусульман, и большинство штатов (за исключением Пенанга, Сабаха, Саравака и Федеральных территорий) сделали это. Не существует хорошо изученного согласия относительно фактического количества малайзийских мусульман, принявших христианство в Малайзии. [17] Согласно последней переписи населения, опубликованной Статистическим департаментом Малайзии, их нет, по данным Устаза Ридуана Ти, их 135, а по данным Тан Шри доктора Харусани Закарии , их 260 000. [17] См. также Статус религиозной свободы в Малайзии .
Однако бывают случаи, когда мусульманин принимает христианскую веру, не заявляя открыто о своем отступничестве (в глазах исламских властей). По сути, они практикующие христиане, но юридически мусульмане. [15] [18] [19]
Мусульман, проявляющих интерес к христианской вере или другим религиозным практикам, не считающимся ортодоксальными государственными религиозными властями, обычно отправляют либо полиция, либо члены их семей в финансируемые государством центры реабилитации веры ( малайский : Пусат Пемулихан Акида ), где им советуют сохранять верность. В исламе и некоторых штатах предусмотрены наказания в соответствии с шариатским законодательством за отступничество от ислама. [16] [20]
Перевод Библии и литература
[ редактировать ]Части Библии были переведены на малайский язык еще в 1612 году и опубликованы в Нидерландах в 1629 году. Малайский язык был одним из первых восточноазиатских языков, на которых была переведена Библия. [21] Из-за языкового и культурного сходства Малайзии и Индонезии многие ранние языковые и литературные произведения были общими для обеих территорий, и это наследие сохраняется и сегодня. [22]
В стране с мусульманским большинством мнения о том, следует ли запретить Библию на индонезийском языке и Библию на малайском языке, известные под названием Алкитаб , поляризованы. [23] Слово, переведенное как «Господь» в английском переводе, на малайском языке звучит как «Тухан», а слово «Бог» на английском языке переводится как «Аллах». Утверждалось, что более точного перевода с оригинального иврита не существует, поскольку и арабское, и еврейское слово «Бог» происходят от одного и того же семитского корня, а арабоязычные христиане и мальтийскоязычные христиане также используют слово «Аллах» для обозначения Бога.
По аналогичной причине в разное время запрещались и другие христианские материалы на малайском языке. Однако в апреле 2005 года премьер-министр пояснил, что запрета на Библии, переведенные на малайский язык, не существует, хотя на них требуется штамп с надписью «Не для мусульман». [24]
против подала иск Римско -католическая архиепископия Куала-Лумпура правительства Малайзии в Высокий суд Малайи с требованием декларативного освобождения от того, что архиепископская газета The Herald имела право использовать слово «Аллах» и что это слово не должно исключать в ислам.
Библия Ибана под названием Буп Кудус также была запрещена за использование термина «Аллах Таала» для обозначения Бога. В конце концов правительству объяснили, что в Ибане нет другого сопоставимого термина. Таким образом, запрет в дальнейшем не применялся, хотя официально он и не был отменен. Позже после протестов различных христианских лидеров запрет был снят только для использования народом Ибан.
Образование
[ редактировать ]Христианские миссионерские школы сегодня являются частью системы образования в Малайзии и находятся в ведении Министерства образования с небольшим вмешательством со стороны церквей, к которым они принадлежат. Миссионерские школы частично финансируются государством, а учителя и административный персонал предоставляются государством. Большинство миссионерских школ были построены до образования Малайзии. Христианские религиозные символы, такие как распятия, можно увидеть во многих христианских миссионерских школах. Однако демонстрация распятий в немиссионерских школах обычно не допускается.
Официальных школьных предметов для учеников-христиан не существует. Тем не менее, учащимся-христианам и другим немусульманам разрешается изучать предмет «Библейские знания», единственный предмет, связанный с христианством, в SPM (Sijil Pelajaran Malaysia или Свидетельство об образовании Малайзии) для средней школы. Существуют различные неофициальные христианские школьные предметы, но в основном они предназначены для христиан и немусульман.
Музыка
[ редактировать ]В Малайзии много христианских авторов песен, но рынок еще свеж и не широко распространен. Сеть под названием Малазийская сеть христианских авторов песен . [25] был создан для продвижения христианской музыкальной сцены Малайзии.
Фильмы
[ редактировать ]Фильм Мела Гибсона 2004 года «Страсти Христовы» был выпущен ограниченным тиражом в Малайзии. Официально фильм был открыт только для христиан. Посещаемость не поощрялась, поскольку билеты не продавались в обычных кассах. Христианские группы, такие как Национальное евангелическое христианское братство, организовали групповое бронирование билетов в кинотеатры и распространили билеты в различные церкви. Первоначальный двухмесячный тираж был продлен, из-за чего возникли сомнения в том, что фильм смотрели только христиане.
Дочери Святого Павла , также известные как Семья Полины , христианская община, основанная блаженным Джеймсом Альберионе , а в настоящее время рекламодатель христианских фильмов, инвестируют в Малайзию. Их известная рекламная работа включает в себя «Страсти Христовы» и фильм «Мария Горетти» , оба фильма доступны только на CD/DVD в Малайзии и наиболее популярны в Сабахе и Сараваке . Филиалы « Дочерей Святого Павла» в Малайзии расположены в Петалинг-Джая , Куала-Лумпуре , Кота-Кинабалу и Кучинге . Им разрешено рекламировать христианские новости, фильмы и музыку, поскольку они также вносят вклад в экономику штата. Однако в Западной Малайзии , даже если общине разрешено рекламировать свою работу, у них все еще есть ограничения на выполнение своей работы, а в Восточной Малайзии у них нет ограничений из-за Камня Клятвы Кенингау , а также Разнообразия и Гармонии , которые защищены законом Сабах и штаты Саравак .
Деятельность
[ редактировать ]Фактические формы богослужения, такие как литургия и проповеди, не подвергаются активной цензуре и контролю со стороны правительства. Время от времени тайные сотрудники действительно наблюдают за богослужениями.
Сообщалось, что несколько государственных средних школ и университетов неофициально запретили христианскую деятельность на территории кампуса, такую как христианское братство (CF). [26]
Праздники
[ редактировать ]Рождество
[ редактировать ]Рождество — государственный праздник в Малайзии, хотя большая часть празднования носит коммерческий характер и не имеет явного религиозного подтекста. Иногда христиане покупают рекламу в газетах на Рождество или Пасху, но в основном это разрешено только в англоязычных газетах, и разрешение дается не каждый год. Сами рекламные объявления обычно представляют собой косвенные утверждения.
В 2004 году правительство организовало празднование Рождества на национальном уровне, но, как утверждается, наложило неофициальный запрет на все христианские религиозные символы и гимны, в которых конкретно упоминается Иисус Христос . [27] Мероприятие было организовано совместно Министерством искусств, культуры и наследия, правительством штата Селангор и Христианской федерацией Малайзии (CFM). Заранее сообщалось, что на мероприятии будут присутствовать премьер-министр, султан Селангора и его супруга, а также различные члены кабинета министров, и что мероприятие будет транслироваться по телевидению.
О.К. Лим, бывший юрист, ставший священником- иезуитом и директор Католического исследовательского центра (также помощник приходского священника церкви Святого Франциска Ксаверия ), подал официальную жалобу. Он также заявил, что «исключать (такие) гимны и использовать (Рождество) для политической выгоды - это возмутительно, скандально и кощунственно». Он также сказал: «Назвать это культурным событием (как это рационализируют христианские политики, которые скорее политики, чем христиане) — значит принижать Иисуса до культурного мудреца, такого как Конфуций ».
Генеральный секретарь CFM преподобный д-р Хермен Шастри заявил, что правительство не желает «ничего оскорбительного для ислама» во время дня открытых дверей.
Министр искусства, культуры и наследия д-р Раис Ятим позже отрицал, что какой-либо такой запрет был «официально или неофициально». Он также добавил, что «нет ничего плохого в пении таких песен, как « Silent Night » и « Merry Christmas », поскольку это «радостные песни для фестиваля».
Ли Мин Чун, юрисконсульт CFM и Национального евангелистско-христианского сообщества, опубликовал заявление, в котором говорится: «Это означает, что церкви могут праздновать Рождество так, как они это делали все время. В противном случае сам смысл этого события будет потерян». «Теперь каждый должен поверить правительству на слово и праздновать Рождество так, как они обычно празднуют и выражают свою религиозную веру».
Страстная пятница
[ редактировать ]Страстная пятница не является федеральным государственным праздником, но является государственным праздником в Сабахе , а также в Сараваке , где христианство является крупнейшей религией; обоим штатам была предоставлена некоторая степень большей автономии, чем другим штатам Федерации, поскольку они считались государством наравне с Малайей , когда они объединились с ней и Сингапуром, чтобы сформировать Малайзию. большинством) это школьные каникулы Но в некоторых школах (или, в частности, в школах с немусульманским .
Однако нет никаких доказательств того, что это богословское возражение играет какую-либо роль в исключении Страстной пятницы в качестве праздника. Напротив, Страстная пятница, вероятно, не является государственным праздником, поскольку, согласно переписи 2010 года, в целом по федерации христиане составляют 9,2% населения. Два других значительных религиозных меньшинства в Малайзии, буддисты и индуисты , также отмечают только один федеральный государственный праздник – День Весак и Дипавали соответственно. Однако Дипавали не является федеральным праздником в штате Саравак.
Пост в День независимости/День Малайзии
[ редактировать ]Малазийские христиане иногда соблюдают посты, заканчивающиеся Днем независимости или Днем Малайзии, и молятся за мусульман. Этому был дан ряд объяснений, включая желание продемонстрировать патриотизм, содействие религиозной гармонии и прославление свободы религии. С 2000 года Национальное евангелическое христианское братство, объединяющее 2800 церквей-членов, организовало эти посты, и с 2010 года они продолжаются. Все предыдущие посты заканчивались в День независимости, но за постом 2010 года последовал День Малайзии и, таким образом, впервые совпало. с Рамаданом. [28]
Распределение христиан
[ редактировать ]Согласно переписи 2020 года, 2 941 049 человек считали себя христианами (что составляет 9,1% от общей численности населения Малайзии). [29]
По полу
[ редактировать ]В отчете переписи населения и жилищного фонда 2020 года приводятся следующие статистические данные: [29]
Мужской | Женский |
---|---|
1,491,696 | 1,449,353 |
% от общего количества мужчин | % от общего числа женщин |
8.8% | 9.4% |
По этнической группе
[ редактировать ]Бумипутра | китайский | Индийский | Другие национальности | Немалазийские граждане |
---|---|---|---|---|
1,549,193 (59.2%) | 706,479 (26.9%) | 114,281 (4.4%) | 22,870 (0.8%) | 224,336 (8.6%) |
% от общего количества Бумипутры | % от общего числа китайских | % от общего числа индийских | % от общего числа представителей других национальностей | % от общего числа немалайзийских граждан |
8.8% | 11.0% | 6.0% | 12.1% | 9.7% |
По штату или федеральной территории
[ редактировать ]Год | Поп. | ±% |
---|---|---|
1970 | 549,654 | — |
1980 | 842,990 | +53.4% |
1991 | 1,412,180 | +67.5% |
2000 | 2,023,504 | +43.3% |
2010 | 2,542,254 | +25.6% |
2020 | 2,941,049 | +15.7% |
В отчете переписи населения и жилищного фонда Малайзии за период с 1970 года по недавнюю перепись 2020 года приведены следующие статистические данные, показывающие количество христиан в каждом штате и их процент от общей численности населения каждого штата. [30]
Состояние | 1970 | 1980 | 1991 | 2000 | 2010 | 2020 | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | |
Джохор | 25,437 | 2.0% | 22,169 | 1.4% | 34,074 | 1.7% | 51,153 | 2.0% | 107,204 | 3.3% | 121,466 | 3.0% |
Кедах | 7,986 | 0.8% | 7,289 | 0.7% | 9,546 | 0.7% | 11,885 | 0.8% | 14,693 | 0.8% | 16,273 | 0.8% |
Келантан | 1,912 | 0.3% | 2,009 | 0.2% | 2,917 | 0.2% | 2,203 | 0.2% | 4,212 | 0.3% | 6,850 | 0.4% |
Малакка | 16,093 | 4.0% | 16,376 | 3.7% | 18,391 | 3.7% | 22,268 | 3.7% | 23,878 | 3.0% | 26,282 | 2.6% |
Негери Сембилан | 12,189 | 2.5% | 12,198 | 2.2% | 17,322 | 2.5% | 22,709 | 2.7% | 23,736 | 2.4% | 31,323 | 2.6% |
Паханг | 5,094 | 1.0% | 6,127 | 0.8% | 9,289 | 0.9% | 14,147 | 1.2% | 26,938 | 1.9% | 24,164 | 1.5% |
серебро | 45,088 | 2.9% | 43,984 | 2.5% | 54,927 | 2.9% | 60,324 | 3.1% | 98,848 | 4.3% | 75,586 | 3.0% |
Перлис | 453 | 0.4% | 665 | 0.5% | 1,041 | 0.6% | 1,017 | 0.5% | 1,345 | 0.6% | 1,670 | 0.6% |
Пенанг | 35,146 | 4.5% | 31,645 | 3.5% | 36,279 | 3.4% | 44,584 | 3.6% | 78,089 | 5.1% | 75,345 | 4.3% |
утро | 157,422 | 24.2% | 258,606 | 27.2% | 470,371 | 27.6% | 690,455 | 28.0% | 831,451 | 26.7% | 843,734 | 24.7% |
Саравак | 171,335 | 19.3% | 351,361 | 28.5% | 598,940 | 36.6% | 853,165 | 42.4% | 1,020,390 | 42.5% | 1,229,653 | 50.1% |
Селангор | 70,216 | 4.3% | 47,880 | 3.4% | 90,600 | 3.9% | 166,443 | 4.2% | 206,008 | 3.9% | 344,082 | 4.9% |
Теренггану | 1,283 | 0.3% | 1,531 | 0.3% | 4,528 | 0.6% | 2,483 | 0.3% | 2,206 | 0.2% | 2,928 | 0.3% |
ФТ Куала-Лумпур | – | – | 41,150 | 4.5% | 57,360 | 5.1% | 71,757 | 5.5% | 92,242 | 5.8% | 127,695 | 6.4% |
ФТ Лабуан | – | – | – | – | 6,595 | 12.3% | 8,911 | 12.6% | 10,426 | 12.4% | 13,118 | 13.8% |
ФТ Путраджайя | – | – | – | – | – | – | – | – | 588 | 0.9% | 880 | 0.8% |
Общая численность населения Малайзии | 549,654 | 5.3% | 842,990 | 6.4% | 1,412,180 | 8.1% | 2,023,504 | 9.1% | 2,542,254 | 9.2% | 2,941,049 | 9.1% |
По городско-сельским слоям
[ редактировать ]Отчет переписи населения и жилищного фонда 2000 года показывает, что примерно 11,5% сельского населения и 7,6% городского населения являются приверженцами христианства, что делает христиан второй по величине и четвертой по величине религиозной общиной в соответствующих слоях населения. [31]
Свобода религии
[ редактировать ]Свобода религии в отношении христианства и других религий в Малайзии была записана на Клятвенном камне Кенингау ( защищенном правительством Малайзии на Борнео ), однако это упоминается и подтверждается только обоими штатами Малайзии на Борнео . [32]
В 2023 году страна заняла 43-е место в мире среди худших стран для христиан, но это было зарегистрировано только в Западной Малайзии ( из-за политического вмешательства в религию ), в то время как в Восточной Малайзии все еще не самая худшая страна для христианства ( не включен в ранг ) из-за традиции разнообразия и гармонии, охраняемой правительствами Сабаха и Саравака , что также записано в Клятвенном камне Кенингау . [33] [34]
См. также
[ редактировать ]- Религия в Малайзии
- Римский католицизм в Малайзии
- Национальное евангелическое христианское товарищество
- Статус религиозной свободы в Малайзии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Рабочая тетрадь: 1202» . Tableau.dosm.gov.my. 4 апреля 2021 г. Проверено 21 августа 2022 г.
- ^ «Христиане Малайзии молятся за мир, равенство и свободу – Новости UCA» .
- ^ База данных мировых религий на веб-сайте ARDA, получено 8 августа 2023 г.
- ^ «Операция Мир: Малайзия» . Операция «Мир» . ВЭК Интернешнл . Проверено 26 июля 2008 г.
- ^ Хермен Шастри (2005). «Христианство» . У М. Камаля Хасана; Газали бин Басри (ред.). Энциклопедия Малайзии . Том. 10 (1-е изд.). Куала-Лумпур: Издания Дидье Милле. Архивировано из оригинала 6 января 2009 года . Проверено 26 июля 2008 г.
- ^ Брайан Э., Коллесс (1969–1970). «Торговцы жемчугом. Торговая и миссионерская деятельность персидских и армянских христиан в Юго-Восточной Азии». Абр-Нахрайн . IX : 102–121.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хант, Роберт; Ли Кам Хинг; Роксборо, Джон (1992). Христианство в Малайзии – конфессиональная история . Куала-Лумпур: Публикации Пеландука. ISBN 978-967-978-407-7 .
- ^ Уинфри-Кеппинг, Элизабет (30 сентября 2017 г.). Еда, друзья и похороны: о живой религии . ЛИТ Верлаг Мюнстер. ISBN 9783825811105 – через Google Книги.
- ^ «Часть 6: Миссия Борнео - Миссионеры Милл-Хилл» . www.millhillmissionaries.co.uk . Архивировано из оригинала 10 июня 2018 года . Проверено 7 июня 2018 г.
- ^ «Миссионеры Милл-Хилл - Миссионерское общество Св. Иосифа» . Архивировано из оригинала 11 июля 2016 года . Проверено 11 июля 2016 г.
- ^ «Оценка кадазанцев в Малайзии» . Архивировано из оригинала 22 июня 2012 года.
- ^ Сондерс, Грэм (1991). Епископы и Бруксы: англиканская миссия и Радж Брук в Сараваке, 1848–1941 гг . Мельбурн, Виктория: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-588566-8 .
- ^ Лиз, Ширли, «Пьяный перед рассветом», OMF, ISBN 0-85363-128-X
- ^ Дэниел, Хо (1996). "Малайзия". В Сапфир П., Атиал (ред.). Церковь в Азии сегодня: вызовы и возможности . Азиатский Лозаннский комитет по всемирной евангелизации. стр. 266–298.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Малайцы, принявшие христианство, «не могут отказаться от ислама» » . АзияНьюс . AsiaNews CF, 11 сентября 2005 г. Проверено 16 декабря 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Поступать правильно: Практическое руководство по правовым вопросам для церквей Малайзии (PDF) . Петалинг Джая: Исследовательский центр Кайрос. 2004. стр. 35–46, Приложение 1, Приложение 2. ISBN. 978-983-9506-06-8 . Архивировано из оригинала (PDF) 3 октября 2008 года . Проверено 26 июля 2008 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б АХМАД ФАРУК МУСА; МОХД РАДЗИК ДЖАЛАЛУДДИН; АХМАД ФУАД РАХМАТ; ЭДРИ ФАЙЗАЛ ЭДДИ ЮСУФ (22 октября 2011 г.). «Что такое Химпун?» . Звезда . Архивировано из оригинала 24 октября 2011 года . Проверено 16 декабря 2011 г.
- ^ «Ютуб» . www.youtube.com . Архивировано из оригинала 22 декабря 2021 года.
- ^ VoiceOfTheMartyrsUSA (31 января 2012 г.). «Малайзия: христиане, подвергшиеся пыткам за свою веру» – через YouTube. [ мертвая ссылка на YouTube ]
- ^ «Акида: еретические учения» . Примечание уровня 5 (на малайском языке). Департамент главного министра правительства штата Сабах . Проверено 26 июля 2008 г.
- ^ Соэсило, Дауд (2001). Познакомьтесь со своей Библией [ Know Your Bible ] (на индонезийском языке). Джакарта, Индонезия: Индонезийский библейский институт. ISBN 978-979-463-372-4 .
- ^ Хант, Роберт (июнь 1989 г.). «История перевода Библии на малайский язык» (PDF) . Журнал малайского отделения Королевского азиатского общества . 52 (1): 35–56 . Проверено 20 апреля 2019 г.
- ^ AsiaNews.it. «МАЛАЙЗИЯ Нет Библии на местных языках» . www.asianews.it .
- ^ Библия Бахаса Малайзия не для мусульман | Spero News. Архивировано 2 апреля 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ "Дом" . m-csn.com .
- ^ «Закрытие религиозных клубов в школах нервирует Малайзию» . Открытые двери США .
- ^ «Преподобный Лим: Исключение гимнов с именем Иисуса является скандальным» . Mkini Dotcom Sdn Bhd., 11 декабря 2004 г. Проверено 28 июня 2008 г.
- ^ Христиане постятся в этот Рамадан «ради страны», Бу Су-Лин, Malaysian Insider, 20 августа 2010 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Распределение населения и основные демографические характеристики» . Департамент статистики Малайзии . Проверено 25 апреля 2020 г.
- ^ «Рабочая тетрадь: 1202» . Tableau.dosm.gov.my. 4 апреля 2021 г. Проверено 21 августа 2022 г.
- ^ Департамент статистики Малайзии (2005 г.). Общий отчет переписи населения и жилищного фонда 2000 года . Путраджайя: Департамент статистики, Малайзия. ISBN 983-9044-26-5 .
- ^ Богатая история Oath Stone
- ↑ Веб-сайт Open Doors, получено 8 августа 2023 г.
- ^ Богатая история Oath Stone