Хун Сюцюань
| |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Небесный Царь Великого Мира | |||||||||
Тайпин Небесный царь | |||||||||
Царствование | 11 января 1851 г. - 1 июня 1864 г. | ||||||||
Предшественник | Королевство создано | ||||||||
Преемник | Хун Тяньгуйфу | ||||||||
Рожденный | Хун Хуосю ( 红火秀 ) 1 января 1814 г. Округ Хуа , Гуандун , Цин Китай | ||||||||
Умер | 1 июня 1864 г. Тяньцзин , Тайпин Небесное Царство | (50 лет) ||||||||
Супруг | Лай Сийин ( Lai Xiying ) [2] или Лай Ляньин ( Лай Ляньин ) [3] | ||||||||
Проблема | |||||||||
| |||||||||
Дом | Хонг | ||||||||
Отец | Хун Цзинъян [3] | ||||||||
Мать | Госпожа Ван | ||||||||
Религия | Синкретизм христианского протестантизма и китайской народной религии ( Богопоклонническое общество ) |
Хун Сюцюань | |||
---|---|---|---|
китайский | 洪秀Хун Сюцюань | ||
| |||
Любезное имя | |||
китайский | 洪仁Хонг Ренкун | ||
| |||
Имя при рождении | |||
китайский | Хун Хуосю | ||
|
Хун Сюцюань [б] (1 января 1814 г. [2] - 1 июня 1864), урожденный Хун Хуосю [с] и с любезным именем Ренкун был китайским революционным и религиозным лидером , который возглавил восстание тайпинов против династии Цин . Он основал Тайпинское Небесное Царство на значительной территории южного Китая, назвав себя его « Небесным Царем ».
Хун родился в семье хакка в Гуандуне и утверждал, что испытал мистические видения после того, как провалил императорский экзамен . Он пришел к убеждению, что его небесным отцом, которого он видел в видениях, был Бог-Отец , его небесным старшим братом был Иисус Христос , и что ему было поручено избавить мир от поклонения демонам. Он отверг конфуцианство и начал пропагандировать сплав христианства, даосизма и милленаризма , который Хун представил как восстановление древней китайской веры в Шанди . [4] [5] [6] Его соратник Фэн Юньшань затем основал Общество поклонения Богу, чтобы распространять учение Хуна. К 1850 году секта Хун насчитывала более 10 000 последователей и все чаще вступала в конфликт с властями Цин.
В январе 1851 года Хун организовал повстанческую армию и разгромил силы Цин в Цзиньтяне , что положило начало Тайпинскому восстанию. Затем он объявил себя Небесным Царем Небесного Царства Мира. Тайпинские повстанцы захватили город Нанкин в марте 1853 года и объявили его Небесной столицей королевства, после чего Хун удалился в свой новый дворец и начал править посредством прокламаций. Он стал все более подозрительно относиться к Ян Сюцину , своему коллеге-лидеру тайпинов, и спланировал убийство Янга в ходе чистки 1856 года , которая переросла в дальнейшую чистку большего числа лидеров тайпинов. Королевство постепенно теряло позиции, и в июне 1864 года, перед лицом наступления Цин, Хун умер после периода болезни, и ему наследовал его сын Хун Тяньгуйфу . Нанкин пал месяц спустя.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Хун Сюцюань ( 洪秀全 ), урожденный «Хун Хуосю», был третьим и младшим сыном в семье хакка . [7] [8] Некоторые источники утверждают, что его семья была «обеспеченной». [9] Он родился в Фуюань-Спрингс (также называемом деревней Фуюаньшуй). [7] ), округ Хуа (ныне часть района Хуаду ) в Кантоне ( Гуанчжоу ), провинции Гуандун Хун Цзинъяну, фермеру и избранному старосте , и госпоже Ван. [10] [11] [12] Он и его семья переехали в деревню Гуанлубу вскоре после его рождения. [2] Женившись на своей жене Лай Сийин, Хун получил любезное имя «Рэнкун». [2] Его сестра, Хун Сюаньцзяо , стала командиром женского батальона во время Тайпинского восстания . [2]
Хун проявил интерес к стипендии в раннем возрасте, поэтому его семья пошла на финансовые жертвы, чтобы обеспечить ему формальное образование, в надежде, что однажды он сможет сдать все экзамены на государственную службу . [7] Хун начал учиться в начальной школе в своей деревне в возрасте пяти лет. [8] он смог читать Четыре книги Через пять или шесть лет . Затем он сдал вступительные экзамены на местную государственную службу Сюкай и занял первое место. [13] Несколько лет спустя он отправился в соседний город Гуанчжоу, чтобы сдать императорские экзамены. [13] Ему это не удалось, и, поскольку его родители не могли позволить себе продолжить его образование, он был вынужден вернуться к сельскохозяйственным работам. [13] В следующем году он сопровождал богатого одноклассника в другом месте на год обучения и по возвращении стал деревенским школьным учителем. [13]
В 1836 году, в возрасте 22 лет, Хун вернулся в Гуанчжоу, чтобы пересдать императорские экзамены. [13] Находясь в Гуанчжоу, Хун услышал, как Эдвин Стивенс , иностранный миссионер, и его переводчик проповедовали о христианстве. [14] От них Хун получил комплект брошюр под названием «Добрые слова для увещевания века», которые были написаны Ляном Фа , помощником Стивенса, и содержали выдержки из Библии вместе с проповедями и другими материалами, подготовленными Ляном. [15] Предположительно, Хун лишь бегло просмотрел эти брошюры и тогда не обратил на них особого внимания. [7] Неудивительно, что он снова провалил императорские экзамены, проходимость которых составила менее одного процента. [16]
Видения и иконоборчество
[ редактировать ]В 1837 году Хун в третий раз предпринял попытку и провалил императорские экзамены, что привело к нервному срыву . [17] Он несколько дней находился в бреду до такой степени, что его семья опасалась за его жизнь. [18] Выздоравливая , Хун мечтал посетить Небеса, где он обнаружил, что обладает небесной семьей , отличной от его земной семьи, в которую входили небесный отец, мать, старший брат, невестка, жена и сын. [19] Его небесный отец, одетый в черную драконью мантию и широкополую шляпу с длинной золотой бородой, посетовал на то, что люди поклоняются демонам, а не ему самому, и подарил Хонгу меч и золотую печать, чтобы он мог сразить демонов, наводнивших Небеса. [20] Более того, он сделал это с помощью своего небесного старшего брата и небесной армии. [20] Фигура отца позже сообщила Хун, что его имя нарушает табу и его необходимо изменить, предложив в качестве одного из вариантов прозвище «Хун Сюцюань», которое в конечном итоге принял Хун. [21] В более поздних приукрашиваниях Хун заявит, что он также видел, как небесный отец Хун наказал Конфуция за то, что он сбил людей с пути. [22] Его знакомые позже утверждали, что после пробуждения от снов Хун стал более осторожным, дружелюбным и открытым, его походка стала внушительной и твердой, а рост и размеры увеличились. [18] [23] Хун перестал готовиться к императорским экзаменам и стал искать работу учителем. В течение следующих нескольких лет Хун преподавал в нескольких школах своего родного города.
В 1843 году Хун провалил императорские экзамены в четвертый и последний раз. [24] И только тогда, после визита своего двоюродного брата, Хун нашел время, чтобы внимательно изучить полученные им христианские брошюры. [25] Прочитав эти брошюры, Хун пришел к убеждению, что они дали ему ключ к интерпретации его видений: его небесным отцом был Бог-Отец (которого он отождествлял с Шанди по китайской традиции), старшим братом, которого он видел, был Иисус Христос . и ему было поручено избавить мир от поклонения демонам. [26] [27] Эта интерпретация привела его к выводу, что он был буквальным сыном Бога и младшим братом Иисуса. [28] В отличие от некоторых из более поздних лидеров своего движения, Хун, похоже, искренне верил в свое восхождение на Небеса и божественную миссию. [29] Придя к такому выводу, Хун начал уничтожать идолов и с энтузиазмом проповедовать свою интерпретацию христианства. [7] В качестве символического жеста по очищению Китая от конфуцианства он и двоюродный брат попросили два гигантских меча, три чи (1 метр (3,3 фута)) в длину и девять цзинь (около 4,5 кг), называемые «мечами, убивающими демонов» ( 斬 ).妖劍 ), подделать. [30]
Хун начал с того, что сжег все конфуцианские и буддийские статуи и книги в своем доме, а затем начал проповедовать своим видениям своей общине. Некоторые из его первых новообращенных были его родственниками, которые также провалили экзамены и принадлежали к меньшинству хакка, Фэн Юньшань и Хун Ренган . [31] Он сотрудничал с ними в уничтожении святых статуй в небольших деревнях, что вызвало гнев местных жителей и чиновников. Действия Хун и его новообращенных считались кощунственными , и они подвергались преследованиям со стороны конфуцианцев, которые заставили их оставить свои должности деревенских наставников. В апреле 1844 года Хун, Фэн Юньшань и двое других родственников Хун покинули уезд Хуа, чтобы путешествовать и проповедовать. [32] Сначала они отправились в Гуанчжоу и проповедовали в отдаленных районах, а затем направились на северо-запад, в деревню Белого Тигра. [33] Там пути Хун и Фэн Юньшань разошлись, а затем отправились примерно на 400 километров (250 миль) на юго-запад в деревню Сигу, уезд Гуйпин , Гуанси , где проживали дальние родственники Хун, в том числе двое первых новообращенных, вернувшихся домой. [33] Именно в Сигу или рядом с ним Хун начинает писать «Призывы поклоняться Единому Истинному Богу», свою первую существенную работу. [34] В ноябре 1844 года, после пяти месяцев проповеди в Гуанси, Хун вернулся домой без Фэна и возобновил свою прежнюю работу деревенского учителя, продолжая при этом писать религиозные трактаты. [35]
«Богопоклонники»
[ редактировать ]В 1847 году Хун Сюцюань был приглашен членом Китайского союза учиться у американского южнобаптистского миссионера преподобного Иссахара Джейкокса Робертса . [36] Хун принял приглашение и отправился в Гуанчжоу со своим двоюродным братом Хун Ренганом. [36] Оказавшись там, Хонг изучал Карла Гюцлафа , обращенные в протестантизм. переводы Ветхого и Нового Заветов [37] и попросил Робертса крестить его. [36] Робертс отказался сделать это, возможно, из-за того, что другие новообращенные обманом заставили Хонга попросить у Робертса денежной помощи. [36] Хун покинул Гуанчжоу 12 июля 1847 года в поисках Фэн Юньшаня. [38] украли все его имущество, включая меч, убивающий демонов, что бандиты в городе Мэйзисюнь Несмотря на то , [ где? ] в конце концов он достиг горы Чертополоха 27 августа 1847 года. [39] Там он воссоединился с Фэном и обнаружил «Общество богопоклонников», которое основал Фэн. [40]
В январе 1848 года Фэн Юньшань был арестован и сослан в Гуандун , а вскоре после этого Хун Сюцюань уехал в Гуандун, чтобы снова воссоединиться с Фэном. [41] В отсутствие Фэна и Хун Ян Сюцин и Сяо Чаогуй совместно возглавили «Богопоклонников». [42] Оба утверждали, что входили в транс, который позволял им говорить как члены Троицы ; Бог-Отец в случае Яна и Иисус Христос в случае Сяо. [42] Когда Хун и Фэн вернулись летом 1849 года, они исследовали утверждения Янга и Сяо и объявили их искренними. [43] Хун служил верующим на собраниях на открытом воздухе, очень напоминающих пробуждения в баптистских палатках, свидетелем которых он был вместе с Иссахаром Робертсом. [44]
Большая часть знаний Хун Сюцюаня о Священных Писаниях была получена из книг, известных как «Добрые слова для наставления века», написанных китайским проповедником Лян Фа , а также из локализованной Библии, переведенной на китайский язык. Многие западные миссионеры завидовали Хуну и его местному служению. Эти конкурирующие миссионеры любили распространять клеветнические слухи, такие как его «отсутствие крещения». (На самом деле Хун и его двоюродный брат были крещены в соответствии с методом, предписанным в брошюре «Добрые слова в назидание веку»). [45]
В 1847 году Хун начал перевод и адаптацию Библии, которая стала известна как «Официальная тайпинская версия Библии» или « Тайпинская Библия », которую он основал на переводе Гуцлафа. Он представил своим последователям Библию как видение подлинной религии, существовавшей в древнем Китае до того, как она была уничтожена Конфуцием и имперской системой. Божество Ветхого Завета наказывало злые народы и награждало тех, кто следовал его заповедям, даже законам музыки, еды и брака. [46]
Хун внес некоторые незначительные изменения в текст, такие как исправление опечаток и улучшение стиля прозы, но адаптировал смысл в других местах, чтобы он соответствовал его собственному богословию и моральным учениям. Например, в Бытие 27:25 израильтяне не пили вино, а в Бытие 38:16–26 он опустил сексуальные отношения между отцом и вдовой его сына. [46] Хун проповедовал смесь общинного утопизма, евангелизма и восточного синкретизма. Провозглашая сексуальное равенство, секта отделяла мужчин от женщин и призывала всех своих последователей отдавать свои активы в общинную казну. [47] [48]
Когда Хун вернулся в Гуанси, он обнаружил, что у Фэн Юньшаня было около 2000 последователей. В то время Гуанси был опасным районом: в горах базировалось множество бандитских групп, а на реках - пираты. Возможно, из-за этих более насущных проблем власти в значительной степени терпимо относились к Хун и его последователям. Однако нестабильность в регионе означала, что последователи Хун неизбежно были втянуты в конфликт с другими группами, не в последнюю очередь из-за их преимущественно этнической принадлежности хакка. Имеются записи о многочисленных инцидентах, когда местные деревни и кланы, а также группы пиратов и бандитов вступали в конфликт с властями и в ответ бежали, чтобы присоединиться к движению Хун. Растущая напряженность между сектой и властями, вероятно, стала самым важным фактором, повлиявшим на окончательное решение Хун о восстании.
Бунт и Царство Небесное
[ редактировать ]К 1850 году у Хун было от 10 000 до 30 000 последователей. Власти были встревожены растущими размерами секты и приказали им разойтись. Местные силы были отправлены атаковать их, когда они отказались, но имперские войска были разбиты, а заместитель магистрата убит. Полномасштабная атака была предпринята правительственными войсками в первом месяце 1851 года в ходе так называемого Цзиньтянского восстания , названного в честь города Цзиньтянь (который стал Гуйпином , Гуанси ), где базировалась секта. Последователи Хуна одержали победу и обезглавили маньчжурского командующего правительственной армией. Хун объявил об основании «Небесного Царства трансцендентного мира» 11 января 1851 года.Несмотря на это свидетельство планирования, Хун и его последователи столкнулись с немедленными проблемами. Местная Армия Зеленого Стандарта превосходила их численностью в десять раз и заручилась помощью речных пиратов, чтобы сдержать восстание в Цзиньтяне. После месяца подготовки повстанцам удалось прорвать блокаду и с боем прорваться к городу Юнгань (отличен от места под названием Юнъань ), доставшиеся им 25 сентября 1851 года.
Хун и его войска оставались в Юнгане в течение трех месяцев, поддерживаемые местными землевладельцами, враждебно настроенными по отношению к маньчжурской династии Цин. Имперская армия перегруппировалась и предприняла новую атаку на повстанцев в Юнане. Исчерпав порох, последователи Хун пробились мечом и направились к городу Гуйлинь , который они осадили . Однако укрепления Гуйлиня оказались слишком сильными, и Хун и его последователи в конце концов сдались и двинулись на север, в сторону Хунани . Здесь они столкнулись с элитным ополчением, созданным местным дворянином специально для подавления крестьянских восстаний. Эти две силы сражались у Сойи-Форд 10 июня 1852 года; повстанцы были вынуждены отступить, и 20% их войск были убиты. Однако в марте 1853 г. войскам Хуна удалось взять Нанкин и превратить его в столицу своего движения.
После основания своей столицы в Нанкине Хун реализовал амбициозную программу реформ и модернизации. Он создал сложную гражданскую бюрократию, реформировал календарь, используемый в его королевстве, запретил употребление опиума и провел ряд реформ, направленных на то, чтобы сделать женщин более социально равными мужчинам. [7] Хун правил, делая частые прокламации из своего Небесного дворца, требуя строгого соблюдения различных моральных и религиозных правил. Большая часть торговли была подавлена, и было введено некоторое общинное землевладение. Полигамия была запрещена, мужчины и женщины были разделены, хотя Хун и другие лидеры содержали группы наложниц.
Ян Сюцин , также известный как «Восточный король», был одним из лидеров тайпинов, который руководил успешными военными кампаниями и часто утверждал, что говорит голосом Бога. Хун стал все более подозрительно относиться к амбициям Яна и его шпионской сети. В 1856 году он и другие представители тайпинской элиты убили Яна и его семью в ходе чистки , которая впоследствии вышла из-под контроля, что привело к дальнейшей чистке главного виновника Вэй Чанхуэя. [49] [50]
После неудавшейся попытки тайпинских повстанцев захватить Шанхай в 1860 году правительственные силы Цин при поддержке западных офицеров медленно продвинулись вперед.
Смерть
[ редактировать ]Весной 1864 года Тяньцзин был осаждён, и запасы продовольствия были опасны. [51] Решением Хун было приказать своим подданным есть манну , что в переводе на китайский язык означает «сладкая роса» и «лечебная трава». [52] Сам Хун собирал на территории своего дворца сорняки, которые затем ел. [53] Хун заболел в апреле 1864 года, возможно, из-за употребления в пищу сорняков, и умер 1 июня 1864 года. [53] Хотя Хун, вероятно, умер от болезни, также предполагалось самоубийство с помощью яда. [53] [54] Его похоронили в желто-шелковом саване без гроба по тайпинскому обычаю. [53] недалеко от бывшего императорского дворца Мин . Ему наследовал его сын-подросток Хун Тяньгуйфу . [53]
30 июля 1864 года силы Цин эксгумировали, обезглавили и кремировали тело Хун Сюцюаня. Цзэн Гофань приказал сделать это, чтобы подтвердить смерть Хун Сюцюаня. Пепел был выброшен из пушки, чтобы гарантировать, что его останкам не будет места пристанища, в качестве вечного наказания за восстание. [55]
Наследие
[ редактировать ]Взгляды и мнения о Хонге сильно различаются. Коммунисты . под руководством Мао Цзэдуна в целом восхищались Хуном и его восстанием как законным крестьянским восстанием, предвосхитившим их собственное [56] Сунь Ятсен был родом из того же района, что и Хун, и, как говорят, он идентифицировал себя с ним с детства. [56]
Чтобы почтить его наследие, Китайская Народная Республика в 1959 году создала небольшой музей, «Мемориальный музей бывшей резиденции Хун Сюцюаня» ( 洪秀全故居紀念館 ), на месте его рождения, где лонган он посадил дерево . Табличка музея написана известным литературным деятелем Го Моро (1892–1978). Резиденция и здание Книжной палаты были отремонтированы в 1961 году.
В академических кругах ведутся активные дебаты о том, насколько Хун похож или непохож на Фалуньгун основателя Ли Хунчжи . Ученые, которые поддерживают мнение о том, что между Ли и Хун существует большое сходство, отмечают, что оба сплотили большое количество людей по религиозным или духовным причинам, чтобы бросить вызов статус-кво . Ученые, оспаривающие тесные отношения, отмечают, что политические намерения Ли спорны. [57]
Публикации
[ редактировать ]- тайпинов ( Императорский указ 1852 г.)
- Серия «Инструкции по оригинальному пути» ( 《原道醒世訓》系列 ) (1845–1848): позже включена в императорский указ тайпинов . В 1988 году этот сериал был объявлен Департаментом национальных дел Китайской Народной Республики защищенным документом национального значения.
- оригинальному способу мир спасти Инструкции по
- Инструкции по оригинальному способу пробуждения мира ( 《原道醒世訓》 )
- Инструкции по оригинальному способу реализации мира ( 《原道覺世訓》 )
- Стихотворение Отца Небесного 1857 г. ( )
- Новый очерк по экономике и политике ( «Новая глава Цзычжэн» ) (1859 г.)
Поэзия
[ редактировать ]Следующее стихотворение под названием «Поэма о казни зла и сохранении праведников » ( 斬邪留正詩 ), написанное в 1837 году Хун Сюцюанем, иллюстрирует его религиозные взгляды и цели, которые позже привели к созданию «Небесного царства тайпинов». Обратите внимание, что в седьмой строке упоминается название тогда еще будущего царства.
«Сократи зло и оставь правильное стихотворение» | Стихотворение о казни зла и сохранении праведных |
Обладая силой убийства во вселенной, | В своей руке я владею Вселенной и силой атаковать и убивать, |
Занджару правильный ответ минкаке. | Я убиваю зло, сохраняю праведных и облегчаю страдания людей. |
Глаза могут видеть за горами и реками на северо-западе, | Мои глаза видят за пределами запада, севера, рек и гор, |
Звук вибрирует возле Солнца и Луны на юго-востоке. | Мой голос сотрясает восток, юг, Солнце и Луну. |
Меч императорской печати великолепно подарен императором, | Славный меч власти дан Господом, |
Прежде чем читать стихотворение по инструкции, | Стихи и книги – свидетельства восхваления Яхве перед Ним. |
Мир объединяет мир света, | Тайпин [Совершенный Мир] объединяет Мир Света, |
Величие и счастье на вечность. | Властный воздух будет радовать мириады тысячелетий. |
См. также
[ редактировать ]- Хун Сюаньцзяо
- Милленаризм в колониальных обществах
- Теология освобождения
- Китайско-христианское богословие
- Автотеизм
- Частное откровение
- Комплекс Мессии
- Войти в рай живым
- Обращение апостола Павла
- Небесная Мать (мормонизм)
- Христианство в Китае
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Бор, П. Ричард (2009). «Спасли ли хакка Китай? Этническая принадлежность, идентичность и статус меньшинства в современной трансформации Китая» . Верховья . 26 . Колледж Святого Бенедикта и Университет Святого Иоанна : 13.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Джен 1973 , стр. 10.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Автобиография и стихи Хун Тянь Гуйфу» (PDF) . jds.cssn.cn (на китайском языке).
- ^ Спенс (1996) , стр. 78–80.
- ^ Килкурс (2016) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Рейли (2004) , с. 4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ли 2012 , с. 165.
- ^ Перейти обратно: а б Джен 1973 , стр. 12.
- ^ Уэйкман, Фредерик младший (1975). Падение императорского Китая . Свободная пресса . ISBN 978-0029336908 .
- ^ Майкл и Чанг 1966 , стр. 21–22.
- ^ Джен 1973 , стр. 11–12.
- ^ Спенс 1996 , с. 27.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Джен 1973 , стр. 13.
- ^ Джен 1973 , стр. 14.
- ^ Джен 1973 , стр. 14–15.
- ^ Грей 1990 , с. 55.
- ^ Джен 1973 , стр. 15–18.
- ^ Перейти обратно: а б Майкл и Чанг 1966 , с. 23.
- ^ Спенс 1996 , стр. 47–48.
- ^ Перейти обратно: а б Спенс 1996 , с. 48.
- ^ Спенс 1996 , с. 49.
- ^ Майкл и Чанг 1966 , с. 28.
- ^ Хамберг, Теодор (1854). Видения Хун-Сиу-чуэна и начало восстания в Кван-си . Гонконг. п. 14.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Джен 1973 , стр. 19.
- ^ Джен 1973 , стр. 20.
- ^ Де Бари, Уильям Теодор; Луфрано, Ричард (2000). Источники китайской традиции . Том. 2. Издательство Колумбийского университета. стр. 213–215. ISBN 978-0-231-11271-0 .
- ^ Спенс 1996 , с. 64.
- ^ Спенс 1996 , с. 65.
- ^ Майкл и Чанг 1966 , с. 36.
- ^ Спенс 1996 , с. 67 «Двое мужчин обсуждают сон Хун и чувствуют, что, по крайней мере, часть его можно понять буквально. Поэтому вместе они приказали местному мастеру выковать два обоюдоострых меча – каждый меч весом девять фунтов и длиной три фута. длина – с тремя буквами, вырезанными на каждом лезвии: «Меч для истребления демонов».
- ^ Спенс 1996 , с. 67.
- ^ Спенс 1996 , с. 69.
- ^ Перейти обратно: а б Спенс 1996 , с. 71.
- ^ Спенс 1996 , с. 72.
- ^ Спенс 1996 , стр. 78–79.
- ^ Перейти обратно: а б с д Спенс 1996 , с. 93.
- ^ Китай от А до Я: все, что вам нужно знать, чтобы понять китайские обычаи и культуру . Пингвин. 25 ноября 2014 г. ISBN. 978-0142180846 .
- ^ Спенс 1996 , стр. 93–94.
- ^ Спенс 1996 , стр. 94–95.
- ^ Спенс 1996 , с. 95.
- ^ Майкл и Чанг 1966 , стр. 34–37.
- ^ Перейти обратно: а б Майкл и Чанг 1966 , с. 35.
- ^ Майкл и Чанг 1966 , с. 37.
- ^ Кроссли, Памела Кайл (2010). Шатающаяся ось: Китай с 1800 года . п. 104 .
- ^ Майкл и Чанг 1966 , с. 25.
- ^ Перейти обратно: а б Рейли 2004 , стр. 74–79.
- ^ Майкл и Чанг 1966 , с. 47.
- ^ Майкл 1966 , с. 68.
- ^ Кун 1978 .
- ^ (Издательство Кембриджского университета, 1978). Кембриджские истории в Интернете. Издательство Кембриджского университета.
- ^ Спенс 1996 , с. 324.
- ^ Спенс 1996 , стр. 324–325.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Спенс 1996 , с. 325.
- ^ Майкл и Чанг 1966 , с. 173.
- ^ Спенс 1996 , с. 371.
- ^ Перейти обратно: а б Коэн 2003 , с. 212.
- ^ Портер, Ной (2003). Фалуньгун в США: этнографическое исследование . Универсал-Издательство. стр. 89–92. ISBN 978-1-58112-190-2 .
Библиография
[ редактировать ]- Андерсон, Флавия (1959), Император-мятежник , Doubleday & Company
- Коэн, Пол А. (2003), Освобожденный Китай: развивающиеся взгляды на китайское прошлое
- Грей, Джек (1990), Восстания и революции: Китай с 1800-х по 1980-е годы , Oxford University Press, ISBN 0-19-821576-2
- Джен, Ю-Вэнь (1973), Тайпинское революционное движение , издательство Йельского университета, ISBN 978-1597407434
- Килкурс, Карл С. (2016). Тайпинское богословие: локализация христианства в Китае, 1843–1864 гг . Спрингер. ISBN 9781137537287 .
- Килкурс, Карл С. «Наставление Небесного Царя: миссия Джозефа Эдкинса по исправлению теологии Хун Сюцюаня». Журнал церковной истории (2020) 71 № 1, стр. 116–134.
- Кун, Филип А. (1978), «Восстание тайпинов», в Фэрбенке, Джон К. (редактор), Поздний Цин 1800–1911, Часть I. , Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета
- Ли, Сяобин (2012), «Хун Сюцюань» , в Ли, Сяобин (редактор), Китай в войне: энциклопедия , Санта-Барабара, Калифорния: ABC-CLIO, стр. 165–168, ISBN 978-1-59884-415-3 , получено 21 мая 2012 г.
- Майкл, Франц Х .; Чанг, Чунг-ли (1966), Тайпинское восстание: история и документы , том. I: История, Сиэтл, Вашингтон: Публикации Вашингтонского университета по Азии.
- Майкл, Франц Х. (1966), Тайпинское восстание: история и документы , том. II: Документы, Сиэтл, Вашингтон: Публикации Вашингтонского университета по Азии.
- Рейли, Томас Х. (2004), Тайпинское Небесное Царство: Восстание и богохульство Империи , Сиэтл, Вашингтон: University of Washington Press, ISBN 0295984309
- Спенс, Джонатан Д. (1996), Китайский Сын Бога: Тайпинское Небесное Царство Хун Сюцюань , WW Norton, ISBN 0-393-03844-0
- Уиллс, Джон Э. (1994), «Хун Сюцюань», Гора славы: портреты в истории Китая , Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, ISBN 0691055424
- Хаммел, Артур В. старший , изд. (1943). . Выдающиеся китайцы периода Цин . Типография правительства США .
- 1814 рождений
- 1864 смерти
- Китайские христиане
- Китайские диссиденты
- Китайские политики происхождения хакка
- Китайские революционеры
- Обращается в христианство
- Обожествленные китайские мужчины
- Преподаватели из провинции Гуандун
- Основатели новых религиозных движений
- Генералы из Гуандуна
- Хакка генералы
- Писатели хакка
- Небесные короли Тайпина
- Военные лидеры Тайпинского восстания
- Люди из района Хуаду
- Самопровозглашенные мессии
- Тайпинское восстание
- Писатели из Гуанчжоу
- Теократы
- Самопровозглашенная монархия
- Тайпин Небесное Царство
- Монархи-основатели
- Посмертные казни