Фу Шаньсян
Фу Шаньсян | |
---|---|
Фу Шаньсян | |
Канцлерша Восточного царства Тайпинского Поднебесной | |
В офисе 1851–1864 | |
Монарх | Ян Сюцин (Восточный король) |
Предшественник | Офис создан |
Преемник | Офис упразднен |
Личные данные | |
Рожденный | 1833 Нанкин , Цзянсу , Китай |
Умер | 1864 Нанкин , Цзянсу , Китай |
Фу Шаньсян ( кит .: 傅善祥 ; 1833–1864) был китайским ученым из Нанкина , который стал канцлером Тайпинского Небесного Царства , мятежного китайского государства, выступавшего против династии Цин в 1850-х годах. Фу известна как первая (и последняя) женщина Чжуаньюань в истории Китая (хотя ее экзамены проходили во времена Тайпинского Небесного Царства , а не династии Цин ). [1]
Карьера
[ редактировать ]Исторические сведения о Фу Шаньсяне кратки и неясны, но ученые сходятся во мнении в общих чертах. Она была дочерью учёного Фу Цичжэна, уроженца Нанкина , осиротевшего в раннем возрасте. Повстанческие армии Тайпинского Небесного Царства взяли под свой контроль город в 1853 году и провозгласили революционную социальную политику, включая равенство женщин. Они устроили первые экзамены в истории Китая для женщин. Экзамен проводился 13 января 1853 года, в день рождения Тайпинского Небесного царя Хун Сюцюаня . Фу набрала наивысший балл, что принесло ей титул Чжуанъюань , первый и единственный раз в истории Китая, когда эта честь была (разрешена) и заработана женщиной. После ее успеха экзамены для женщин больше не проводились. [1] [2] [3]
Фу была назначена канцлершей при дворе Ян Сюцина , восточного короля (Дун Ван) , где она занималась перепиской и официальными бумагами. Поскольку Ян был неграмотным, осиротевшим в раннем возрасте и не получившим образования, Фу Шаньсян читал ему документы вслух. От имени Яна она помиловала многих, кто нарушил законы против опиума и алкоголя. [4]
Однако в какой-то момент она поговорила с Яном неуважительно и, возможно, курила табак или употребляла алкоголь, что само по себе каралось смертной казнью по пуританским кодексам тайпинов. По просьбе Яна Небесный король Хун Сюцюань издал «Указ, осуждающий канцлершу», в котором отмечалось, что в пьяном виде Фу оскорбил Восточного короля и проявил крайнее неуважение. Алкоголь был запрещен в Королевстве Тайпин, поэтому наказанием ей должно было стать немедленное обезглавливание. Но Хун учел ее хорошую службу и то, что она находилась под воздействием алкоголя, когда потеряла контроль над своими словами (характер слов не указывается). Хун постановила, что «будет дано самое легкое наказание», а именно, что Фу должна носить кангу семь субботних дней, после чего она сможет восстановить свой пост и искупить свою вину. [5]
Затем Фу написала покаянное письмо, которое она назвала «чрезвычайным страхом перед своим непростительным преступлением». Она поблагодарила Янга, Восточного короля, за его роль в том, чтобы добиться для нее такого легкого наказания:
- По пьяной неосторожности, оговоркой я обидел Восточного короля. Если бы восточный король даровал смерть этой служанке, как бы она могла завидовать ему своей смертью? Но теперь, из-за чрезмерного проявления милосердия, казнь не была назначена; вместо этого меня заставили носить кангу только в знак легкого наказания... Однако жизнь муравья небезопасна ни днем, ни ночью. Со своей стороны, как женщине, мне повезло: я получила административную власть над женщинами и достигла высот в женском мире. Мне уже невероятно повезло, какие сожаления я буду иметь после смерти? ... С сожалением я оглядываюсь на ваше доброе отношение, без которого я больше не могу поддерживать себя в этом мире... Пару золотых браслетов, которые Ваше Величество любезно подарило мне, я, на пороге смерти, возвращаю с гонцом. вам, завернутый в красную марлю, которую носил я сам... Если ваше высочество однажды подумает о моем скромном служении, когда вы увидите это, это будет все равно, что увидеть меня, вашу служанку. («Письмо канцлерки Тунг Вану (Донг Вану)» (nd) [6] )
Фу возобновила свою службу, взяв на себя особые обязанности по женским общежитиям. [4]
В марте 1854 года Ян, произнеся свои указы как слово Божие, заявил, что героев китайского прошлого следует уважать и поддерживать определенные основные ценности. Его приказы были ответом на беспокойство многих людей на недавно оккупированных территориях, которые не были согласны с радикальной программой Хун Сюцюаня по нападкам на традиции. Между Яном и Хун начался раскол. [7] Уважая ее знание классики, Ян приказал Фу написать указ, объясняющий, почему на самом деле следует почитать героев прежних времен. Она заслужила похвалу Яна, когда написала
- Герои — это те, кто по благодати Небесного Отца [то есть Иеговы] были вдохновлены духом и поэтому рождаются разумными, а с возрастом становятся благоразумными и порядочными. Они чтят сыновнюю почтительность дома и проявляют лояльность и патриотизм, когда находятся в обществе... когда они умрут, их героические подвиги будут переданы в историю. Они наслаждаются вечной славой, поскольку их достойные достижения и деяния записаны в книгах, которые, по повелению Небесного Отца, никогда не должны быть уничтожены. [4]
Ян Сюцин был убит в сентябре 1856 года, предположительно по приказу Хуна, и тысячи его последователей были убиты. [8] Фу не был убит в этой резне, но покончил жизнь самоубийством в 1864 году от яда, когда войска императора начали отвоевывать Нанкин . [9]
В популярной культуре
[ редактировать ]Фу Шаньсян привлек внимание более поздних драматургов и писателей. В пьесе Тяньго чунцю « Ян Ханьшэна » 1943 года она представлена как имеющая роман с Ян Сюцином, приведший к трагическому финалу из-за ревности к Хун Сюаньцзяо , сестре Хун Сюцюань . [10] [11] Этот инцидент также появляется в CCTV сериале 2000 года «Небесное царство тайпинов» , а ее судьба изображена в отрывке из романа Сюй Сяобина 1998 года «Юй шэ» , переведенного как «Пернатый змей» . [12]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Мао (1998) , с. 43.
- ^ Чин (2001) , с. 557 .
- ^ Майкл (1971) , с. 508.
- ^ Jump up to: а б с Мао (1998) , стр. 43–44.
- ^ Майкл (1971) , с. 472.
- ^ Майкл (1971) , стр. 507–509.
- ^ Спенс (1996) , стр. 225–227.
- ^ Тэн Ссу-ю (1943). Хаммеле, Артур В. старший (ред.). Выдающиеся китайцы периода Цин . Типография правительства США . стр. 887–888. . В
- ^ Мао (1998) , с. 43-44.
- ^ Эберштейн (1990) , стр. 294–297 .
- ^ «Ханьшэн и Летопись Царства Небесного» . Архивировано из оригинала 26 августа 2014 г. Проверено 22 августа 2014 г.
- ^ Сюй, Сяобин (2009). Пернатый змей Фу Шаньсян: Роман . Перевод Джона Ховарда-Гиббона и Джоан Ванг. Нью-Йорк: Атриа Интернэшнл. ISBN 9781416583806 .
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мао, Цзяци (Грейс Чор И Вонг тр.) (1998), «Фу Шаньсян» , в Хо Кларе Вин-чуг (редактор), Биографический словарь китайских женщин , Армонк, Нью-Йорк: Шарп, стр. 43–45, ISBN 0765600439
- Чин, Шуншин, перевод Джошуа А. Фогеля (2001). Тайпинское восстание . Армонк, Нью-Йорк: М. Е. Шарп. ISBN 0765601001 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Эберштейн, Бернд (1990). Выборочный путеводитель по китайской литературе, 1900–1949 гг., том 4 . Страдать; Нью-Йорк: Э. Дж. Брилл. ISBN 9004090983 .
- Майкл, Франц Х. (1971). Тайпинское восстание; История и документы, том II . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. ISBN 0295739592 .
- Спенс, Джонатан Д. (1996). Китайский Сын Божий: Тайпинское Небесное царство Хун Сюцюань . Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN 0393038440 .
- Ян, Ханьшэн Ян Ханьшэн (1946). 天国春秋: [Историческая драма в пяти действиях] Тянь Го Чунь Цю: [У Му Ли Ши Цзюй] Шанхай: Цюньи чубанше.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 太平之花 傅善祥 (Тайпин чжи хуа: Фу Сяншань; Цветок Тайпина: Фу Сяншань). Архивировано 26 августа 2014 г. на Wayback Machine. Видео (на китайском языке) с отрывками и обсуждением оперы.
- 1833 рождения
- 1864 смерти
- Христиане XIX века
- Женщины-политики XIX века
- Китайские писательницы XIX века.
- Китайские писатели XIX века.
- Китайские христиане
- Китайские писатели-публицисты
- Китайские политики, покончившие жизнь самоубийством
- Китайские революционеры
- Самоубийства с помощью яда
- Участники восстания тайпинов
- Политики из Нанкина
- Писатели из Нанкина
- Самоубийства 1860-х годов