Тайпин Небесное Царство
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2022 г. ) |
Небесное Царство Великого Мира Тайпин Небесное Царство | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1851–1864 | |||||||||
Тюлень | |||||||||
Капитал | Тяньцзин (ныне Нанкин ) | ||||||||
Религия | |||||||||
Правительство | Теократическая монархия | ||||||||
Тайпин Небесный царь | |||||||||
• 1851–1864 | Хун Сюцюань | ||||||||
• 1864 | Хун Тяньгуйфу | ||||||||
Короли/Принц | |||||||||
• 1851–1852 | Фэн Юньшань | ||||||||
• 1851–1856 | Ян Сюцин | ||||||||
• 1851–1852 | Сяо Чаогуй | ||||||||
• 1851–1856 | Вэй Чанхуэй | ||||||||
• 1851–1863 | это ты | ||||||||
• 1859–1864 | Хун Ренган | ||||||||
Историческая эпоха | Поздний современный период | ||||||||
11 января 1851 г. | |||||||||
19 марта 1853 г. | |||||||||
1856 | |||||||||
19 июля 1864 г. | |||||||||
• Захват Хун Тяньгуйфу | 25 октября 1864 г. | ||||||||
Валюта | Шэнбао ( наличные ) | ||||||||
|
Тайпин Небесное Царство | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | 太平天Тайпин Небесное Царство | ||
Упрощенный китайский | Тайпинский рай | ||
Буквальный смысл |
| ||
|
Тайпинское Небесное Царство , официально — Небесное Царство Великого Мира (1851–1864), было теократической монархией, стремившейся свергнуть династию Цин . Царство Небесное , или Небесная Династия , [1] [а] возглавил Хун Сюцюань . Ее столица находилась в Тяньцзине (современный Нанкин) . Неудачная война, которую он вёл против Цин, известна как Тайпинское восстание .
Самопровозглашенный младший брат Иисуса Христа [3] Приняв протестантское христианство , Хун Сюцюань возглавил армию, которая контролировала значительную часть южного Китая в середине 19-го века, в конечном итоге увеличившись до численности почти 30 миллионов человек. Мятежное королевство объявило о социальных реформах и замене буддизма , конфуцианства , китайской народной религии и ислама своей формой христианства, утверждая, что он был вторым сыном Бога и младшим братом Иисуса. Районы тайпинов были осаждены войсками Цин на протяжении большей части восстания. Правительство Цин победило восстание с возможной помощью французских и британских войск.
Фон
[ редактировать ]В XIX веке территории Цин пережили серию голода, стихийных бедствий, экономических проблем и поражений от иностранных держав; эти события стали известны как век унижения Китая . [5] Фермеры были обложены чрезмерными налогами, арендная плата резко выросла, а крестьяне начали массово покидать свои земли. Военные силы Цин недавно потерпели катастрофическое поражение в Первой опиумной войне , в то время как китайская экономика серьезно пострадала от торгового дисбаланса, вызванного крупномасштабным и незаконным импортом опиума. Бандитизм стал более распространенным, сформировались многочисленные тайные общества и отряды самообороны, что привело к увеличению мелкомасштабных войн.
Протестантские миссии в Китае начали работать из португальских Макао , Пачжоу и Гуанчжоу . Их домашний персонал и нанятые ими типографы исправляли и адаптировали послания миссионеров для того, чтобы они дошли до китайцев, и они стали особенно часто посещать в префектурах и провинциях экзамены , где местные ученые боролись за шанс прийти к власти на имперской государственной службе. Один из местных трактатов, 500-страничный том Лян Фа из девяти частей под названием « Добрые слова, чтобы наставить век» , попал в руки Хун Сюцюаня в середине 1830-х годов. Хун сначала пролистал его без интереса. Однако после нескольких неудач на экзаменах и нервного срыва Хун рассказал друзьям и семье о сне, в котором его встретили золотоволосый бородатый мужчина и молодой человек, к которому он обратился как к «Старшему брату». [6] Он также заявлял, что видел, Конфуция за то, что он сбил людей с пути. как небесный отец Хун наказал [7] Хун проработал еще шесть лет репетитором, прежде чем брат убедил его, что трактат Ляна заслуживает изучения. Когда он прочитал брошюру, он увидел свою давнюю мечту с точки зрения христианского символизма: он был младшим братом Иисуса и встретил Бога-Отца Шанди . Теперь он чувствовал, что его долг восстановить веру в местную религию Хань и свергнуть Цин. К нему присоединился Ян Сюцин , бывший продавец древесного угля и дров из Гуанси , который утверждал, что действует как голос Верховного Императора. [8]
Фэн Юньшань основал Общество поклонения Богу в Гуанси после миссионерской поездки туда в 1844 году с целью распространения идей Хуна. [9] В 1847 году Хун стал лидером тайного общества. [10] Вера тайпинов, вдохновленная миссионерским христианством, по словам одного историка, «развилась в динамичную новую китайскую религию... тайпинское христианство». Хун представил эту религию как возрождение и восстановление древней классической веры Шанди. [11] Власть секты выросла в конце 1840-х годов, первоначально она подавляла группы бандитов и пиратов, но преследования со стороны властей Цин подстегнули движение к партизанской деятельности, а затем к гражданской войне .
В некоторых марксистских историографиях Тайпинское восстание рассматривается как протокоммунистическое восстание. [12]
История и предыстория
[ редактировать ]Ранние заведения
[ редактировать ]Цзиньтянское восстание началось в 1850 году в Гуанси. 11 января 1851 года (11-й день первого лунного месяца), в день рождения Хун Сюцюаня, Хун объявил себя « Небесным королем » новой династии, «Небесного Царства Великого Мира». [13] После небольших столкновений насилие переросло в восстание в феврале 1851 года, в ходе которого 10-тысячная армия повстанцев разбила и разбила меньшие силы Цин. Фэн Юшань должен был быть стратегом восстания и администратором королевства в первые дни его существования, вплоть до своей смерти в 1852 году. [14] [ нужна страница ]
В 1853 году тайпины захватили Нанкин, сделав его своей столицей и переименовав его в Тяньцзин («небесная столица»). Хун превратил офис наместника Лянцзяна в свой Дворец Небесного Царя . Поскольку Хун утверждал, что во сне ему было приказано истребить всех маньчжурских «демонов», повстанцы намеревались убить все маньчжурское население. Когда Нанкин был оккупирован, тайпинские повстанцы неистовствовали, сожгли заживо 40 000 маньчжуров в городе. [15] Сначала они убили всех маньчжурских мужчин, а затем сожгли дотла маньчжурских женщин и маньчжурских детей. [16]
В период своего расцвета Царство Небесное контролировало Южный Китай, центр которого располагался в плодородной долине реки Янцзы . Контроль над рекой означал, что тайпины могли легко снабжать свою столицу. Оттуда тайпинские повстанцы направили армии на запад, в верховья Янцзы, и на север, чтобы захватить Пекин , столицу династии Цин. Попытка взять Пекин провалилась.
Внутренний конфликт
[ редактировать ]В 1853 году Хун отказался от активного контроля над политикой и администрацией, управляя исключительно посредством письменных прокламаций, часто на религиозном языке. Хун не соглашался с Яном в некоторых вопросах политики и становился все более подозрительным к амбициям Яна, его обширной сети шпионов и его заявлениям, когда он «говорил как Бог». Ян и его семья были казнены последователями Хун в 1856 году, после чего были убиты войска, верные Яну, в ходе события, известного как Тяньцзинский инцидент . Внутренний раскол значительно ослабил силы тайпинов. [17] [18]
Поскольку своего лидера практически не было в поле зрения, делегаты тайпинов попытались расширить свою народную поддержку со стороны китайского среднего класса и заключить союзы с европейскими державами, но потерпели неудачу по обоим пунктам. Европейцы решили оставаться нейтральными. Внутри Китая восстание столкнулось с сопротивлением со стороны традиционалистского среднего класса из-за его враждебности к китайским обычаям и конфуцианским ценностям. Высший класс землевладельцев, обеспокоенный крестьянскими манерами тайпинских повстанцев и их политикой строгого разделения полов, даже для супружеских пар, встал на сторону сил Цин и их западных союзников. [ нужна ссылка ]
В 1859 году Хун Ренган , двоюродный брат Хун, присоединился к тайпинскому восстанию в Нанкине и получил от Хун значительную власть. Он разработал амбициозный план по расширению границ королевства. В 1860 году повстанцам тайпинам удалось захватить Ханчжоу и Сучжоу на востоке, но не удалось взять Шанхай, что положило начало упадку Королевства.
Падать
[ редактировать ]Попытка взять Шанхай в августе 1860 года сначала была успешной, но в конце концов была отражена силами китайских войск и европейских офицеров под командованием Фредерика Таунсенда Уорда . [14] Эта армия позже стала « Вечно-победоносной армией », возглавляемой Чарльзом «Китайцем» Гордоном , и сыграла важную роль в разгроме повстанцев тайпинов. Имперские силы были реорганизованы под командованием Цзэн Гофаня и Ли Хунчжана , и повторное завоевание, предпринятое правительством Цин, началось всерьез. К началу 1864 года контроль Цин на большинстве территорий был прочно установлен.
Когда силы Цин начали атаку на Нанкин, Хун заявил, что Бог защитит город, но в июне 1864 года, когда войска Цин приближались, он умер от пищевого отравления в результате употребления в пищу диких овощей, поскольку в городе начала заканчиваться еда. Он болел двадцать дней, прежде чем войска Цин смогли взять город. Хотя Хун, вероятно, умер от болезни, также предполагалось самоубийство с помощью яда. [19] Всего через несколько дней после его смерти силы Цин взяли под свой контроль Нанкин. Его тело было похоронено, а позже было эксгумировано Цзэном для подтверждения его смерти и кремировано. Прах Хонга позже был выброшен из пушки, чтобы гарантировать, что его останкам не будет места упокоения в качестве вечного наказания за восстание. [20]
За четыре месяца до падения Тайпинского Небесного царства Хун Сюцюань отрекся от престола в пользу Хун Тяньгуйфу , своего старшего сына, которому тогда было 14 лет. Хун Тяньгуйфу не смог ничего сделать для восстановления королевства, поэтому королевство было быстро разрушено, когда в июле 1864 года Нанкин пал перед войсками Цин после ожесточенных уличных боев. Большинство так называемых принцев были казнены цинскими чиновниками в городе Цзиньлин ( 金陵城 ) в Нанкине.
Хотя падение Нанкина в 1864 году ознаменовало разрушение Тайпинского Небесного Царства, несколько тысяч тайпинских повстанцев продолжали сопротивляться силам Цин. Потребовалось семь лет, чтобы окончательно подавить все остатки тайпинского восстания. [21] В августе 1871 года последняя повстанческая армия тайпинов, возглавляемая командиром Ши Дакая Ли Фучжуном ( 李福忠 ), была полностью уничтожена войсками Цин в приграничном районе Хунань , Гуйчжоу и Гуанси.
Административное деление
[ редактировать ]В источниках Тайпинского Небесного Царства упоминается 25 провинций: [22]
- Провинция Цзяннань провинции или провинция Небесная столица – современный северный район Цзянсу.
- Провинция Аньхой – современный Аньхой.
- Провинция Цзянси – современный Цзянси.
- Провинция Хубэй – современный Хубэй.
- Провинция Тяньпу ( 天浦省 ) — современный район Пукоу , Нанкин.
- Провинция Суфу - ныне юг Цзянсу.
- Провинция Гуйфу – не ясно
- провинция Небесная Чжэцзян - современный Чжэцзян.
Короли, принцы и знатные звания
[ редактировать ]Царь Небесный был высшим положением в Царстве Небесном. Единственными людьми, занимавшими эту должность, были Хун Сюцюань и его сын Хун Тяньгуйфу:
Личное имя | Период правления |
---|---|
Хун Сюцюань ( Hong Xiuquan ) | Август 1851 г. - май 1864 г. |
Хун Тяньгуйфу ( 红天guifu ) | Май 1864 г. - август 1864 г. |
стоявшая ниже «Царя Небес» Хун Сюцюаня, Территория, была разделена между правителями провинций, называемыми королями или принцами; изначально их было пятеро – Короли Четырех кардинальных направлений и Король флангов. [ нужна ссылка ] ). Из первоначальных правителей Западный король и Южный король были убиты в бою в 1852 году. Восточный король был убит Северным королем во время переворота в 1856 году, а сам Северный король впоследствии был убит. Имена королей были:
- Южный король ( 南王 ), Фэн Юньшань (умер в 1852 г.)
- Восточный король ( 東王 ), Ян Сюцин (умер в 1856 г.)
- Западный король ( 西王 ), Сяо Чаогуй (умер в 1852 г.)
- Северный король ( 北王 ), Вэй Чанхуэй (умер в 1856 г.)
- Король фланга ( 翼王 ), Ши Дакай (захвачен и казнен войсками Цин в 1863 году)
Более поздними лидерами движения были «принцы»:
- Принц Чжун ( 忠王 ), Ли Сючэн (1823–1864, захвачен и казнен войсками Цин)
- Инский принц ( король Англии ), Чэнь Юйчэн (1837–1862)
- Ганский принц , Хун Ренган (1822–1864; двоюродный брат Хун Сюцюаня, казнен)
- Джун Принс ) , Лай Венквок (1827–1868
- Принц Фу ( 福王 ), Хун Рэнда ( 红仁达 ; второй старший брат Хун Сюцюаня; казнен войсками Цин в 1864 году)
- Тянь Гуй ( 田貴 ; казнен в 1864 г.)
Среди других принцев:
- Принц , Хун Жэньфа , старший брат Хун Сюцюаня.
- Юн Принц Хун Ренгуй ,
- Фу Принц Хун Ренфу ,
Лидеры одновременных восстаний также получили титул короля, например Лань Чаочжу, лидер восстания Ли Юнхэ в Сычуани. [23]
В последние годы Тайпинского восстания территория была разделена между многими, какое-то время на десятки провинциальных правителей, называемых принцами, в зависимости от прихотей Хун.
Политика
[ редактировать ]На территории, которую она контролировала, Тайпинская Небесная Армия установила тоталитарное, теократическое и в высшей степени милитаризованное правление. [24]
- Предмет изучения на экзаменах для чиновников изменился с конфуцианской классики на Библию.
- Частная собственность была отменена, и вся земля принадлежала и распределялась государством. [25]
- календарь календарю пришел солнечный На смену лунному .
- Связывание ног было запрещено. ( Люди Хакка никогда не следовали этой традиции, и, следовательно, женщины Хакка всегда могли работать в поле. [26] )
- Общество было объявлено бесклассовым , а полы признаны равными. В какой-то момент впервые в истории Китая экзамены на государственную службу были проведены для женщин. Некоторые источники [ который? ] запись о том, что Фу Шаньсян , образованная женщина из Нанкина, прошла их и стала чиновником при дворе восточного короля. [ нужна ссылка ]
- Несколько женщин служили военными офицерами и командирами при Тайпине, Хун Сюаньцзяо (сестра лидера тайпинов), Су Саннян и Цю Эрсао являются примерами женщин, которые активно действовали в качестве лидеров во время восстания тайпинов.
- Полы были строго разделены. [25] Существовали отдельные армейские части, состоявшие только из женщин; до 1855 года даже супружеским парам не разрешалось жить вместе или вступать в сексуальные отношения. [27]
- От прически-косы, продиктованной Цин, отказались в пользу длинных волос.
- Были обнародованы и другие новые законы, включая запрет опиума, азартных игр, табака, алкоголя, полигамии и сожительства, рабства и проституции. Все они предусматривали смертную казнь. [ нужна ссылка ]
Предлагаемые реформы Хун Ренгана
[ редактировать ]В 1859 году принц Ган Хун Ренган с одобрения своего двоюродного брата, Небесного Короля, выступил за несколько новых политик, в том числе: [28]
- Содействие освоению железных дорог путем выдачи патентов на внедрение локомотивов; Для каждой из 21 провинции планировалось построить 21 железную дорогу.
- Содействие использованию пароходов для торговли и обороны.
- Создание частных банков-эмитентов валюты.
- Выдача патентов на внедрение новых изобретений сроком на 10 лет, на второстепенные изделия сроком на 5 лет.
- Создание Национальной почтовой службы.
- Содействие разведке полезных ископаемых путем предоставления контроля и двадцати процентов доходов первооткрывателям месторождений.
- Представление государственных следователей.
- Введение независимых беспристрастных представителей государственных СМИ для освещения и распространения новостей.
- Учреждение окружных казначейств и кассиров для управления финансами.
Военные закупки
[ редактировать ]Хотя повстанцы-тайпины не пользовались поддержкой западных правительств, они были относительно модернизированы с точки зрения вооружения. Постоянно растущее число западных торговцев оружием и торговцев черным рынком продавало повстанцам западное оружие, такое как современные мушкеты, винтовки и пушки. Еще в 1853 году солдаты Тайпин Тяньго использовали оружие и боеприпасы, продаваемые жителями Запада. Винтовки и порох контрабандой ввозились в Китай английскими и американскими торговцами под названием «нюхательный табак и зонтики». Частично они были укомплектованы излишками техники, проданной различными западными компаниями, и складами воинских частей, как стрелкового оружия, так и артиллерии. Одна партия оружия от американского дилера в апреле 1862 года, уже «хорошо известного своими отношениями с повстанцами», включала 2783 мушкета (каспельных), 66 карабинов, 4 винтовки и 895 орудий полевой артиллерии, а также паспорта, подписанные Верный король. Почти два месяца спустя был остановлен корабль с 48 ящиками мушкетов и еще один корабль с 5000 мушкетами. Наемники с Запада также присоединились к силам тайпинов, хотя большинство из них были мотивированы возможностью грабежа во время восстания, а не присоединением по идеологическим причинам. Войска тайпинов построили чугунолитейные заводы, где производили тяжелые пушки, которые, по мнению жителей Запада, значительно превосходили пушки Цин. [29] Незадолго до своей казни верный тайпинский король Ли Сючэн сообщил своим врагам, что приближается война с западными державами и что Цин должен купить лучшие западные пушки и лафеты, а также научить лучших китайских мастеров строить точные копии, обучая этому других мастеров. хорошо. [30]
Религиозные дела
[ редактировать ]Первоначально последователей Хун Сюцюаня называли богопоклонниками. Вера Хун была вдохновлена видениями, о которых он рассказал, в которых Шанди, Верховный Император или «Иегова», приветствовал его на Небесах. Ранее Хун общался с протестантскими миссионерами и читал Библию. Тайпинское Небесное Царство было основано на синкретизме Хун Сюцюаня с христианством , которое отличалось от основных христианских молитв, ритуалов и праздников. [31] Библиотеки буддийских монастырей были разрушены, а в дельте Янцзы почти полностью. [32] Храмы даосизма , конфуцианства и других традиционных верований часто превращались в церкви, школы или больницы или искажались. [33]
В письмах миссионеру Джозефу Эдкинсу Хонг отверг Никейский символ веры и заявил, что Арий был прав. [34]
Международные отношения
[ редактировать ]Небесное Царство поддерживало концепцию даннической системы императорского Китая, обязывая все «десять тысяч стран мира» подчиняться и совершать ежегодные миссии дани Небесному двору. [35] Небесный Царь объявил, что намерен основать новую династию Китая. [36]
Валюта
[ редактировать ]В первый год своего существования Тайпинское Небесное Царство чеканило монеты диаметром 23 × 26 мм (0,91 × 1,02 дюйма) и весом около 4,1 г (0,14 унции). Название королевства было написано на аверсе, а «Святое сокровище» ( китайский : 聖寶 ) на реверсе; королевство также выпускало бумажные банкноты. [37]
Последующая резня хакка
[ редактировать ]С распадом Тайпинского Небесного Царства династия Цин начала волну резни против хакка, убивая 30 000 хакка каждый день по всему Китаю в разгар резни хакка. [38] Подобные чистки были проведены при разгроме восстания красных повязок (1854–1856) . В Гуандуне губернатор Е Минчен курировал казнь 70 000 человек в Гуанчжоу , в конечном итоге один миллион человек был убит по всему центральному Гуандуну. [39] [40] Еще одним серьезным последствием стали кровавые войны кланов Пунти-Хакка (1855 и 1867 гг.), которые привели к гибели миллиона человек. Кантонская опера была полностью очищена. [41]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Тайпин Небесное Царство, позже сокращенное до Царство или и Небесная Династия . Тайпин Другими официальными названиями этого царства были: Небесное Царство Небесной Истинной Воли Тайпин Небесное Небесное Царство Небесного Отца , Небесный Отец, Небесный) . Брат, Небесного Брата и Небесного Царя ( Царь Небесный, Тайпин Небесное Царство ). [2]
- ↑ По словам П. Рихарда Бора, это гравюра на дереве с изображением неопознанного лидера тайпинов. [4]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Спенс (1996) , Глава 22: «Хун Сюцюань приказал своим войскам и последователям отказаться от имени Тайпин и вместо этого использовать одно слово «Небесный», чтобы отдать должное Богу-Отцу. Как позже Ли выражает свое беспокойство: Небесный Царь всегда употреблял небесные слова, чтобы вразумлять людей. Мы, его чиновники, не смели бросить ему вызов, а позволили ему назвать те имена, которые он хотел, называя их «Небесная Династия, Небесная Армия, Небесные Чиновники, Небесные Люди, Небесные Полководцы, Небесные солдаты и королевские войска""
- ^ Принципы сословного состава Тайпинского Поднебесной и его основные характеристики.
- ^ Майкл, Франц Х.; Чанг, Чунг-ли (1966), Тайпинское восстание: история и документы , I: «История», Сиэтл: Публикации Вашингтонского университета по Азии. п. 35 [ ISBN отсутствует ]
- ^ Бор, П. Ричард (2009). «Спасли ли хакка Китай? Этническая принадлежность, идентичность и статус меньшинства в современной трансформации Китая» . Верховья . 26 . Колледж Святого Бенедикта и Университет Святого Иоанна : 13.
- ^ Шено, Жан. Крестьянские восстания в Китае, 1840–1949 гг . Перевод CA Curwen. Нью-Йорк: WW Norton, 1973. стр. 23–24.
- ^ Спенс (1996) , стр. 47–49.
- ^ Майкл, Франц Х .; Чанг, Чунг-ли (1966). Тайпинское восстание: история и документы . Том. Я: История. Сиэтл: Вашингтонский университет Press. п. 28.
- ^ Спенс (1990) , с. 171 .
- ^ «Фэн Юньшань (лидер китайских повстанцев)» . Британская энциклопедия . Проверено 8 марта 2013 г.
- ^ «Тайпинское восстание (Китайская история)» . Британская энциклопедия . 28 июня 2024 г.
- ^ Рейли (2004) , с. 4 .
- ^ Литтл, Дэниел Маркс и тайпины (2009)
- ^ Китай: Новая история , Джон Кинг Фэрбенк и Мерл Голдман. Гарвард, 2006.
- ^ Перейти обратно: а б Спенс (1996)
- ^ Уайт, Мэтью (2011). Зверства: 100 самых смертоносных эпизодов в истории человечества . WW Нортон. п. 289. ИСБН 978-0-393-08192-3 .
- ^ Рейли (2004) , с. 139 .
- ^ Джонатан Д. Спенс, Китайский Сын Бога 244 (1996)
- ^ Спенс (1996) , с. 243.
- ^ Спенс (1996) , с. 325.
- ^ «Китайский сын Божий: Тайпинское Небесное царство Хун Сюцюань» . 9 декабря 1996 г.
- ^ «Китайский сын Божий: Тайпинское Небесное царство Хун Сюцюань» . 9 декабря 1996 г.
- ^ Хуацян, «География Тайпинского Небесного царства», Народное издательство Гуанси, 1991 г.
- ^ Ван, Синьлун Ван Синьлун (2013). Династия Цин 4 Дата-центр Зеленого Яблока.
- ^ Франц Х. Майкл , Восстание тайпинов: История 190–91 (1966)
- ^ Перейти обратно: а б Памела Кайл Кроссли, Шатающаяся ось: Китай с 1800 года 105 (2010)
- ^ Спенс (1996) , с. 25.
- ^ Спенс (1996) , с. 234.
- ^ Дэн, Ссу-юй; Фэрбанк, Джон Кинг (1979). Ответ Китая Западу: документальный обзор 1839–1923 гг . Издательство Гарвардского университета. стр. 57–59. ISBN 0-674-12025-6 .
- ^ Спенс (1996) , стр. 237–238 , 300, 311.
- ^ Спенс (1996) , Глава 22
- ^ Гао, Джеймс З. (2009). Исторический словарь современного Китая (1800–1949) . Пугало. п. 136 . ISBN 978-0-810-86308-8 .
- ^ Тарокко, Франческа (2007), Культурные практики современного китайского буддизма: настройка на Дхарму , Лондон: Routledge, стр. 48 , ISBN 978-1-136-75439-5 .
- ^ Платт, Стивен Р. (2012). Осень в Царстве Небесном: Китай, Запад и эпическая история тайпинской гражданской войны . Нью-Йорк: Кнопф. ISBN 978-0-307-27173-0 .
- ^ Смаларц, Мэтью. «Хун Сюцюань и подрыв христианства» . Истории . 2 (2). Статья 6.
- ^ Спенс (1996) , Глава 14: «Наш Суверен, Тянь Ван [Небесный Король], является истинным Сувереном тайпинов десяти тысяч народов мира. Поэтому все народы под небом должны почитать Небеса и следовать Государь, зная, от кого они зависят. Мы особенно опасаемся, что вы не понимаете природы Неба, и считаете, что существуют различия между тем и другим народом, не зная неделимости истинного учения. Поэтому посылаем эту особую обязательную депешу. Если ты сможешь почитать Небо и признать Государя, то наш Небесный Суд, рассматривая всех под небом как одну семью и объединяя все народы в одно тело, непременно вспомнит о твоем верном намерении и позволит тебе год за годом приносить дань и приходить. ко двору ежегодно, чтобы вы могли стать министрами и людьми Царства Небесного, вечно греясь в милости и благосклонности Династии Небесной, мирно проживая в своих землях и тихо наслаждаясь великой славой. Это то, чем мы, великие служители, занимаемся. искренне желаю. Вы должны трепетно подчиняться; не обходите эти инструкции"
- ^ Спенс (1996) , с. 116 .
- ^ «Деньги Царства Небесного мира» . Коллекционер валюты . Проверено 24 марта 2016 г.
- ^ Одиссея хакка и их родина Тайвань с. 120, Клайд Кианг (1992) [ ISBN отсутствует ]
- ^ Нин, Цянь (2012). Китайские студенты знакомятся с Америкой . Вашингтонский университет Пресс. п. 206. ИСБН 978-0-295-80354-8 .
- ^ Сюй, Мэдлин Ю. (2000). Мечтая о золоте, мечтая о доме: транснационализм и миграция между Соединенными Штатами и Южным Китаем, 1882–1943 гг . Издательство Стэнфордского университета. п. 26. ISBN 978-0-804-74687-8 .
- ^ Марк Энтони Чанг, Войны кланов Хакка – Пойнтс, Гуандун, Китай, 1855–1867 гг. Гени
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Рейли, Томас Х. (2004). Тайпинское Небесное Царство: Бунт и Богохульство Империи . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. ISBN 0-295-98430-9 .
- Спенс, Джонатан (1996). Китайский Сын Божий: Тайпинское Небесное царство Хун Сюцюань . Нью-Йорк: Нортон. ISBN 0-393-03844-0 .
- ——— (1990). В поисках современного Китая . Нью-Йорк: Нортон.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Платт, Стивен Р. (2012). Осень в Царстве Небесном: Китай, Запад и эпическая история тайпинской гражданской войны . Нью-Йорк: Кнопф. ISBN 978-0-307-27173-0 . Повествовательная история с акцентом на военные аспекты.
- Кун, Филип А. (1970), «Восстание тайпинов», в Фэрбанке, Джон К. (редактор), Кембриджская история Китая , Cambridge University Press, стр. 264–350 .
- Майкл, Франц Х. (1966). Тайпинское восстание: история и документы . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. ISBN 0-295-73959-2 .
- Тайпин Небесное Царство
- Бывшие страны в истории Китая
- Штаты и территории, основанные в 1851 году.
- Штаты и территории упразднены в 1864 году.
- 19 век в Китае
- Восстания 19 века
- Восстания в династии Цин
- Тайпинское восстание
- Христианство в Китае
- Бывшие теократии
- Крестьянские восстания
- Гражданские войны с участием государств и народов Азии
- Гражданские войны 19 века.
- 1851 заведений в Китае
- Закрытие 1864 года в Китае
- Милленаризм
- Монархизм в Китае
- Бывшие монархии Азии
- Бывшие королевства