Небесный король
Небесный Царь или Тянь Ван ( китайский : 天王 ; пиньинь : Тянь Ван ; Уэйд-Джайлз : Тянь 1 -ван 2 ), также переводится как Небесный принц , — это китайский титул различных религиозных божеств и божественных лидеров на протяжении всей истории, а также альтернативная форма термина « Сын Неба» , относящегося к императору . [ 1 ] Китайский термин, обозначающий Небесного Царя, состоит из двух китайских иероглифов: 天 ( tiān ), означающего «небо» или «небо» , и 王 ( wáng ), который может означать либо «король», либо «принц» в зависимости от контекста. Этот термин чаще всего использовался в самом последнем смысле как титул царей Тайпинского Небесного Царства , но также используется и в религиозном (особенно буддийском ) контексте.
Историческое использование
[ редактировать ]Весенний и осенний период
[ редактировать ]В период весны и осени термин « Небесный царь» использовался, по крайней мере, в некоторой степени, для обозначения королей различных китайских государств того времени. На второй странице первого текста « Весенних и осенних летописей » термин « Небесный царь» используется в описании того, как король Чжоу помог оплатить расходы на похороны умершего сына герцога:
Осенью, на седьмом месяце, Царь Небесный послал Цзайюэ вернуться на трон герцога Хуэя и Чжунцзы. |
Осенью, на седьмом месяце, Небесный Царь был доведен до слез и внес вклад в погребальные расходы сына герцога Чжуна. |
—Строка 7, Книга 1 Весенних и Осенних Анналов. [ 2 ] |
Использование слова Небесный Царь в этом тексте аналогично термину Сын Неба .
Период шестнадцати королевств
[ редактировать ]В период Шестнадцати Королевств термин « Небесный Царь» был особенно распространен для обозначения лидеров китайских государств. Некоторые примечательные примеры государств, короли которых использовали этот термин, включают:
- Хань-Чжао : Цзинь Чжунь , родственник-супруга, захвативший правительство Хань в результате переворота, провозгласил себя Небесным королем Хань в 318 году.
- Позже Чжао : Ши Лэ провозгласил себя Небесным королем в 330 году, в то время как его дальний родственник Ши Ху провозгласил себя регентом Небесного короля ( китайский : 攝政天王 ; пиньинь : shèzhèng tiānwáng ) в 334 году, прежде чем возвыситься до Небесного короля в 337 году. [ 3 ]
- Ран Вэй : Ран Минь провозгласил себя императором Ран Вэй, государства, которое он создал в 350 году. Однако посмертно он был удостоен звания Небесного Короля Бывшим Яном . [ 4 ]
- Бывший Цинь : Фу Цзянь , третий император бывшего Цинь, провозгласил себя Небесным королем во время своего правления, а его жена стала «Небесной госпожой». [ 5 ]
- Чжай Вэй : Чжай Ляо , основатель Чжай Вэй, использовал титул Небесного Короля. Сын Чжая, Чжай Чжао, также использовал этот титул до распада своего государства.
- Позже Лян : Люй Гуан провозгласил себя Небесным королем после создания государства Поздний Лян в 396 году. Его сын Люй Шао использовал этот термин во время своего недолгого правления в 400 году, а также Лю Цзуань , старший сын Люй Гуана и претендент на трон. который захватил власть в качестве последнего лидера государства до 401 года. [ 6 ]
- Позже Цинь : В 399 году Яо Син изменил свой титул с Императора на Небесного Короля. Однако его отец Яо Чан и его сын Яо Хун не использовали этот термин. [ 7 ]
- Позже Ян : Муронг Шэн провозгласил себя простым Небесным королем ( китайский : 庶人天王 ; пиньинь : shùrén tiānwáng ). Тем временем Муронг Си использовал титул Небесного Короля. [ 8 ]
- Северный Янь : Гао Юнь , Фэн Ба и Фэн Хун провозгласили себя Небесными королями во время своего правления в качестве королей Северного Янь. [ 9 ]
- Хелиан Ся : Хелиан Бобо провозгласил себя Небесным королем, когда основал свое государство Ся в 407 году.
Династия Южная Сун
[ редактировать ]Во время династии Южная Сун на титул Небесного Короля претендовал Ян Яо ( упрощенный китайский : 杨幺 ; традиционный китайский : 楊幺 ; пиньинь : Ян Яо ), лидер повстанцев, сражавшихся против правительства Сун в провинции Хунань . Карьера Яна как антиправительственного лидера началась во время восстания Чжун Сяна в 1130 году, когда он служил крестьянским солдатом под руководством Чжун Сяна. Ян вместе с примерно 80 000 другими солдатами помог оккупировать район озера Дунтин в современной провинции Хунань до прибытия войск Сун. После четырех последовательных атак Сун на силы оппозиции в 1132 году Яо был назначен главным лидером оппозиции, в то время как бывший лидер Чжун Сян сохранил власть в меньшей роли. Как лидер оппозиционных сил, Ян провозгласил себя «Великим Мудрецом Небесного Царя» ( упрощенный китайский : 大圣天王 ; традиционный китайский : 大聖天王 ; пиньинь : dàshèng tiānwáng ). Однако пребывание Яна на посту Великого Мудреца Небесного Короля было недолгим, всего три года. После седьмого наступления Сун в 1135 году оборона повстанцев вокруг озера Дунтин была прорвана, что привело к разрушению «королевства» Ян Яо и его собственной смерти. [ 10 ]

Тайпин Небесное Царство
[ редактировать ]Самое недавнее историческое, а также наиболее известное использование титула Небесного Короля относится к периоду правления Хун Сюцюаня во время Тайпинского Небесного Царства . В отличие от предыдущих лидеров, например, в период Шестнадцати Королевств, причина провозглашения себя «небесным» королем совершенно иная. Истоки Тайпинского Небесного Царства были глубоко укоренены в квазинационализме и религиозном рвении, при этом Хун заявил, что он получил прямой приказ от Бога стать королем. Эта причина стать королем привела к тому, что Хун поверил, что он был назначен стать небесным королем, то есть королем, назначенным непосредственно небесами внутри непосредственно назначенного небесного царства. [ 11 ]
Хотя титул Небесного Короля в рамках Тайпинского Небесного Царства будет передан сыну Хун Сюцюаня, Хун Тяньгуйфу , после его смерти; Хун Тяньгуйфу был казнен вскоре после того, как стал королем в подростковом возрасте, что положило конец использованию этого титула в рамках Небесного царства тайпинов. [ 12 ]
Религиозное использование
[ редактировать ]Термин «Небесный Царь» даже сегодня используется в ограниченном объеме в китайском буддизме , имея гораздо более религиозное значение, чем большинство его использований в качестве титула. Пример его использования – Четыре Небесных Короля . Четыре Небесных Короля — это четыре буддийских бога, каждый из которых представляет одно из основных направлений. Это Вайшравана ( китайский : 多闻天王 ; пиньинь : Дувен Тяньванг ), Вирудхака ( китайский : 增長天王 ; пиньинь : Цзэнчан Тяньванг ), Дхритараштра ( китайский : 持国天王 ; пиньинь : Чигуо Тяньванг ) и Вирупакша ( китайский : 广目天王 ; пиньинь : Гунгму Тяньванг ). [ 13 ]
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Хранитель Севера, Вайшравана. | Хранитель Востока, Дхритараштра. | Хранитель Юга, Вирудхака | Хранитель Запада, Вирупакша |
Использование в других странах
[ редактировать ]За пределами Китая термин «Небесный царь» иногда использовался как титул для обозначения правящего царя или божественной сущности. Две страны, которые сделали это, включают Корею и Вьетнам , обе из которых находятся в китайской культурной сфере влияния , особенно исторически. В Корее этот термин используется как титул Хванунга , легендарного основателя Кочосона . [ 14 ] в то время как во Вьетнаме это слово используется для обозначения мифического народного героя Тхань Гёнга . [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «天王» [Небесный Царь]. Полный онлайн-словарь Синьхуа . Проверено 5 октября 2019 г.
- ^ «隱公元年» [Первый год Иньгун]. (на среднекитайском языке ). Весенние и осенние летописи . Проверено 5 октября 2019 г.
- ^ Фанг, Сюаньлин . Wikisource ( на среднекитайском языке ) . Проверено 5 октября 2019 г.
- ^ Зыжи Тунцзянь , т. 99 .
- ^ Груссе, Рене (1970). Империя Степи . Издательство Университета Рутгерса. стр. 59 . ISBN 0-8135-1304-9 .
- ^ Зыжи Тунцзянь , т. 111 .
- ^ Зыжи Тунцзянь , т. 117 .
- ^ Зыжи Тунцзянь , т. 105 .
- ^ Зыжи Тунцзянь , т. 115 .
- ^ Ченг, Ваньцзюнь (2017). Прогресс: 30 кровавых историй ( в исторических китайско-международных отношениях на китайском языке). Издательство Университета Цинхуа, стр. 145–147 . 9787302461807 .
- ^ Фейерверкер, Альберт (1975). Восстание в Китае девятнадцатого века . Мичиганский университет. п. 20.
- ^ . «Как повел себя сын Хун Сюфу, Хун Тяньгуй Фу, после ареста цинской армией?» [Как вел себя сын Хун Сюфу, Хун Тяньгуй Фу, после ареста цинской армией ] ? Октябрь 2010 г. Проверено 5 октября 2019 г.
- ^ Шумахер, Марк. «Шитенно — Четыре Небесных Царя (Дэва) буддизма, охраняющие четыре стороны света» . Цифровой словарь буддизма в Японии .
- ^ «환웅(桓雄)» [Хванунг (桓雄)]. Энциклопедия корейской культуры (на корейском языке) . Проверено 6 октября 2019 г.
- ^ Динь, Хонг Хай. «СИМВОЛ СВЯТОГО: ОТ ЛЕГЕНДЫ К ПИСЬМЕННОЙ ИСТОРИИ» [Символ Св. Гионг: от мифа к историческому тексту во Вьетнаме. Академические круги (на вьетнамском языке) . Проверено 6 октября 2019 г.