Jump to content

Католическая церковь в Косово


Католическая церковь в Косово
Католическая церковь Косово
Церковь Летницы
Тип Национальное устройство
Классификация католик
Ориентация латинский
Писание Библия
Теология Католическое богословие
Политика епископальный
Папа Римский Фрэнсис
Область Косово
Язык Албанский , Латынь
Штаб-квартира Приштина, Косово
Количество подписчиков 65,000
Католицизм в Косово, перепись 2011 года.

в Католической церкви Население Косово составляет около 65 000 человек в регионе с населением около 2 миллионов человек. [ 1 ]

Еще 60 000 косовских католиков находятся за пределами региона, в основном в поисках работы. [ 2 ] В основном это этнические албанцы и несколько хорватов .

( Призренско-Приштинская епархия до 5 сентября 2018 года — Призренская апостольская администрация) — церковный округ Католической церкви в Косово . Его центр находится в городе Призрен . Епископ Доде Джерджи является епархиальным епископом с 2019 года. . As of 2019, Святой Престол не признает Косово как суверенное государство (см. также реакцию Святого Престола на декларацию независимости Косово в 2008 году ).

Однако, как заявил епископ Доде Джерджи , косовский прелат Призренско-Приштинской епархии , в интервью RTV Дукаджини 12 декабря 2020 года, «Ватикан состоит из двух сегментов: Ватикан как резиденция Католической церкви и как государство. Папа Франциск возвысил нашу церковь из Церкви Косово в Церковь Призрена-Приштины, как и епископы во всем мире. Поэтому с религиозной точки зрения у нас все в порядке. Государственный аспект – это дипломатический аспект». [ 3 ]

Апостольский делегат

[ редактировать ]

Архиепископ Юлиуш Януш , 66 лет, первоначально священник Краковской архиепископии ( Польша) , является апостольским нунцием в Словении и апостольским делегатом в Косово ; ранее он занимал должность апостольского нунция в Венгрии , а до этого — апостольского нунция в Мозамбике и Руанде . Он был делегатом с 10 февраля 2011 г. по 21 сентября 2018 г.

Титулярный архиепископ Сульчи является Жан-Мари Спейх апостольским нунцием в Словении и апостольским делегатом в Косово с 19 марта 2019 года.

Средний возраст

[ редактировать ]

В 535 году император Юстиниан I создал архиепископство Юстиниана Прима с центром в родном городе императора Юстиниана Прима , недалеко от современного Ливана в Сербии. Архиепископство имело церковную юрисдикцию над всеми провинциями Дакийской епархии . [ 4 ] К началу VII века византийский провинциальный и церковный порядок в регионе был разрушен вторжением авар и славян . После Великого раскола между Востоком и Западом албанцы, имевшие связи с Римской церковью, начали переходить в католицизм. Северные албанцы начали массово переходить в католичество в XII и XIII веках, включая албанцев, живущих в Косово. [ 5 ] В конце XII века Косово было полностью завоевано Стефаном Неманией , что привело к появлению сербского православия среди местных влахов , болгар и албанцев-католиков. Об албанцах в Косово сообщает Стефан Урош I , а также об албанских топонимах в долине Дреницы и на равнинах Дукаджина (1246-1255) и в Ругово (1292). [ 6 ] Большинство этих албанцев были католиками. [ 7 ]

Когда Стефан Дечанский основал монастырь Высоки Дечани в 1327 году, он упомянул «деревни и катуны валахов и албанцев» в районе Белого Дрина . [ 8 ] Король Стефан Дечанский пожаловал монастырю Высоки Дечани пастбища, а также католические валахские и албанские катуны вокруг рек Дрин и Лим, которые должны были возить соль и обеспечивать монастырь крепостной рабочей силой. [ 9 ] Хризовул . сербского царя Стефана Душана , подаренный монастырю Святых Михаила и Гаврила в Призрене в 1348–1353 годах, свидетельствует о присутствии албанцев -католиков на равнинах Дукаджина, в окрестностях Призрена и в деревнях Дреница . упоминается всего 9 албанских деревень В 1348 году в окрестностях Призрена . [ 8 ] [ 6 ] Албанские католические общины жили в Ново-Брдо и Яньево вместе с саксонскими горняками и рагузскими торговцами . [ 10 ] В документах Рагузы начала XIV века упоминаются 150 глав албанских католиков, живших в Ново-Брдо со своими семьями. Они также упоминают албанские общины в Трепче и Призрене . [ 11 ] Албанское присутствие также упоминается в Приштине 14 и 15 веков . [ 12 ]

Папа Иоанн XXII пытался настроить албанцев-католиков против сербского правления , но это ему не удалось. [ 13 ] В 1332 году анонимный священник-доминиканец призвал помочь освободить «католических латинян и албанцев, ненавидящих славянское правление» из Королевства Раша (Сербия). [ 14 ] При правлении царя Стефана Душана албанцы-католики подвергались преследованиям и были насильственно обращены в сербское православие, в результате чего их имена были изменены на славянские православные имена. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] После битвы за Косово в 1389 году сербское правление в Косово начало ослабевать, и османский ислам впервые был представлен в Косово, при этом первые мечети были построены в Приштине, Вуштри и Призрене. В 1455 году Косово было полностью завоевано османами, а Ново-Брдо пало 27 июня 1441 года. [ 18 ] Призрен и 21 июня 1455 г. [ 19 ] и Звечан в 1455 году, [ 20 ] тем самым положив конец 157-летнему сербскому правлению в Косово. [ 21 ]

Косово было (1997-1999)

[ редактировать ]

Во время войны в Косово произошел вандализм в косовских албанских католических церквях. [ 22 ] Католическая церковь Святого Антония , расположенная в Гьякове, серьезно пострадала от югославских сербских солдат. [ 23 ] В Приштине югославские сербские офицеры выгнали монахинь и священника из католической церкви Св. Антония и установили самолетный радар на шпиле . [ 22 ]

Современный период

[ редактировать ]

Важной католической благотворительной организацией является Каритас Косово , которая присутствует по всей стране, в том числе в районах, где доминируют сербы.

26 ноября 2019 года в Албании произошло землетрясение . Католическая церковь в Косово провела 1 декабря мессу по всей стране и собрала благотворительные пожертвования от прихожан для жертв землетрясения и их семей. [ 24 ] [ 25 ]

Одной из старейших католических церквей Косово является католическая церковь Винарк в Митровице . [ 26 ] [ 27 ] Это оспаривается Сербской Православной Церковью. [ 28 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Отчет Госдепартамента США за 2022 год.
  2. ^ «В Косово целые семьи возвращаются к католической вере». Архивировано 11 февраля 2009 г. в Библиотеки Конгресса веб-архивах catholicnews.com, 9 февраля 2009 г. Ссылка доступна 21 марта 2010 г.
  3. ^ «Дон Луш Джерджи: В религиозном аспекте Ватикан признал Косово, в политическом аспекте виновата дипломатия». Архивировано 30 декабря 2020 г. на Wayback Machine telegrafi.com, 26 декабря 2020 г. Ссылка доступна 17 марта, 2023.
  4. ^ Курта 2001 , с. 77.
  5. ^ Ставрианос, Лефтен Ставрос (2000). Балканы с 1453 года . Лондон: Херст. ISBN  1-85065-550-2 . OCLC   59436364 . Религиозные разногласия существовали и до прихода турок. Первоначально все албанцы принадлежали к Восточной Православной Церкви... Затем геги на Севере приняли ее, чтобы лучше противостоять давлению православных сербов.
  6. ^ Jump up to: а б Исени, Башким (2008). Национальный вопрос в Юго-Восточной Европе: генезис, возникновение и развитие албанской национальной идентичности в Косово и Македонии (на французском языке). Берн: П. Ланг. ISBN  978-3-03911-320-0 . ОСЛК   269329200 .
  7. ^ Гай Брюне (2004). Меньшинства . Питер Лэнг. п. 147.
  8. ^ Jump up to: а б Малькольм, Ноэль (1998). Косово: Краткая история . Макмиллиан. п. 54. ИСБН  9780810874831 . "А в хризобулле Душана 1348 года для монастыря Святых Архангелов в Призрене упоминается всего девять албанских катунов." (Монастырь Дечани находится не в Призрене, о котором идет речь в этой цитате)
  9. ^ Уилкинсон, Генри Роберт (1955). «Югославское Косово: эволюция приграничной провинции и ее ландшафта». Сделки и статьи (Институт британских географов) (21): 171–193. дои : 10.2307/621279 . JSTOR   621279 . Монастырь в Дечани стоит на террасе, откуда открывается вид на перевалы в Высокую Албанию. Когда Стефан Урос III основал его в 1330 году, он подарил ему множество деревень на равнине и катунов валахов и албанцев между Лимом и Бели-Дримом. Валахам и албанцам приходилось возить соль для монастыря и обеспечивать его крепостной работой.
  10. ^ Гений, Гаспер. Епископство Скопье-Призрен на протяжении веков (PDF) . Скопье-Призренская епархия. п. 81.
  11. ^ Хитчинс, Кейт (1991). «Феодальная собственность в албанских землях (XV-XVI ВЕК). Селами Пулаха. Тирана: Академия наук РПО Албании, 1988. 518 с. - Bŭlgarskata Narodnost Prez XVII век. Елена Грозданова. София: Наука и искусство, 1989. 725 с. Таблицы» . Славянское обозрение . 50 (3): 714–715. дои : 10.2307/2499895 . ISSN   0037-6779 . JSTOR   2499895 .
  12. ^ Рекша, Ильяз (2016). Регистрация поселений и албанского населения на Косово. Приштина: Институт истории «Али Хадри». п. 513.
  13. ^ Мильян, М. Гогич (2018). БЕЛГРАДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ Мильян М. Гогич ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОТОРА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XII-XIII ВЕКОВ (докторская диссертация) Белград, 2018 (PDF) (Противники Милютина Филипп Тарецкий и папа Иоанн XXII пытались настроить против него албанскую знать. В 1319 г. он направил местным феодалам несколько писем, призывая их свергнуть власть сербского короля. Судя по записям преемника Милютина Стефана в тех краях, в начале его правления, похоже, эти планы не дали результатов. (Противники Стефана Милютина Филипп Тарецкий и папа Иоанн XXII стремились настроить против него албанскую знать. С этой целью папа в июне 1319 года направил местным феодалам несколько писем, призывая их свергнуть власть сербского короля Судя по упоминанию преемника Стефана Милютина в тех краях, в начале его правления эти планы, похоже, не сработали.) Проверено 17 апреля 2020 года.
  14. ^ Элси, Роберт. Тексты и документы по истории Албании . ... его населяют два народа, то есть албанцы и латиняне, которые в своих верованиях, обрядах и послушании подчиняются Римско-католической церкви ... У латинян есть шесть городов с епископами: во-первых, Антибарум (Бар ), резиденция архиепископа, затем Chatarensis (Котор), Dulcedinensis (Ульцинь), Suacinensis (Шас) (2), Scutarensis (Шкодра) и Drivascensis (Дришт) (3), которые населены одними латинянами. За пределами городских стен албанцы составляют население всей епархии. Есть четыре албанских города: Полатум Майус (Большой Пульт) (4), Полатум Минус (Малый Пульт), Сабатенсис (Сапа) (5) и Альбаненсис (Альбанополис) (6), которые вместе с городами латинян составляют юридически подчиняется архиепископу Барскому и его церкви как своему митрополиту. У албанцев действительно есть язык, совершенно отличный от латыни. Однако во всех своих книгах они используют латинские буквы (7). Таким образом, власть латинян ограничивается пределами их городов. За пределами городов у них есть виноградники и поля, но нет укреплений или деревень, где действительно жили бы латиняне. Со своей стороны, албанцы, более крупный из двух народов, могли собрать для войны более пятнадцати тысяч всадников в соответствии с обычаями и обычаями страны, которые были бы отважными и трудолюбивыми воинами. Поскольку упомянутые латиняне и албанцы страдают под невыносимым игом и крайне тяжелым рабством своих ненавистных им ненавистных славянских вождей – народ мучается, духовенство унижается и притесняется, архиереев и аббатов часто держат в цепях, дворяне лишаются наследства и становятся заложниками , епископские и другие церкви распущены и лишены прав, а монастыри в упадке и разорении – все они поверили бы, что освящают свои руки в крови вышеупомянутых славян, если бы появился французский принц... С помощью вышеупомянутых албанцев и латинян тысяча французских рыцарей и пять или шесть тысяч пехотинцев могли бы, без сомнения, легко завоевать все вдоль и поперёк это королевство.
  15. ^ Александру Маджеру; Мартин Гордон (2008). Войны на Балканском полуострове: их средневековые истоки. Пугало Пресс. п. 86.
  16. ^ Инес Анжели Мурзаку (2015). Монашество в Восточной Европе и республиках бывшего СССР. Рутледж. п. 249.
  17. ^ Джоан Мервин Хасси (1966). Кембриджская средневековая история: Византийская империя, т. 2. Издательство Кембриджского университета. п. 540.
  18. ^ Сеттон, Кеннет М.; Хазард, Гарри В.; Закур, Норман П. (1 июня 1990 г.). История крестовых походов: влияние крестовых походов на Европу. Университет Висконсин Пресс. п. 267. ISBN   978-0-299-10744-4 . Османское завоевание Ново-Брдо, центра производства серебра, произошло 27 июня 1441 года; см. Джиресек, История сербов, II, 178.
  19. ^ Малькольм, Н. (1999). Косово: Краткая история. п. 91. ISBN   978-0-06-097775-7 .
  20. Урошевич, Атанасие (20 апреля 1957 г.). Бюллетень Сербской академии наук. Секция социальных наук . Сербская академия наук и искусств. п. 34.
  21. ^ Малькольм 1998, стр. 81–92. ISBN   0-333-66612-7
  22. ^ Jump up to: а б Шварц, Стивен (2000). Косово: предыстория войны . Лондон: Гимн Пресс. п. 161. ИСБН  9781898855569 . Шварц 2000 , с. 161. «Албанские католические церкви также подверглись вандализму. Ридлмайер узнал, что сербские офицеры установили зенитный радар на шпиле католической церкви Св. Антония в Приштине после изгнания священника и монахинь; бомбардировка НАТО радара, а следовательно, и церкви и окружающие дома, были бы названы злодеянием».
  23. ^ Беван, Роберт (2007). Уничтожение памяти: архитектура на войне . Книги о реакциях. п. 85. ИСБН  9781861896384 . «Серьезный ущерб римско-католической церкви Святого Антония в Гьякове, которая, как сообщается, подверглась бомбардировке НАТО, на самом деле был нанесен сербскими солдатами».
  24. ^ «Католическая церковь в Косово организует мессу и сбор денег для пострадавших от землетрясения в Албании» (на албанском языке). Новый век. 27 ноября 2019 года . Проверено 29 ноября 2019 г.
  25. ^ «Католическая церковь Косово вспоминает жертв землетрясения в Албании» . Новости Ватикана. 2 декабря 2019 года . Проверено 2 декабря 2019 г.
  26. ^ «База данных культурного наследия Косово» . Архивировано из оригинала 25 сентября 2018 г. Проверено 23 февраля 2017 г.
  27. ^ «Католическая церковь Винарк» . Путеводитель по Митровице . 17 июня 2022 г.
  28. ^ Рашко-Призренская епархия, Коссев (25 декабря 2023 г.). «Епархия: власти Косово реконструируют нашу церковь в Винарче в католическую церковь без нашего согласия, международное сообщество должно отреагировать» .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c0cd9540c063e50975950b6cef0d5796__1722703080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c0/96/c0cd9540c063e50975950b6cef0d5796.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Catholic Church in Kosovo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)