Католическая церковь в Косово
Католическая церковь в Косово | |
---|---|
Католическая церковь Косово | |
Тип | Национальное устройство |
Классификация | католик |
Ориентация | латинский |
Писание | Библия |
Теология | Католическое богословие |
Политика | епископальный |
Папа Римский | Фрэнсис |
Область | Косово |
Язык | Албанский , Латынь |
Штаб-квартира | Приштина, Косово |
Количество подписчиков | 65,000 |
Часть серии о |
Католическая церковь по странам |
---|
Портал католицизма |
в Католической церкви Население Косово составляет около 65 000 человек в регионе с населением около 2 миллионов человек. [ 1 ]
Еще 60 000 косовских католиков находятся за пределами региона, в основном в поисках работы. [ 2 ] В основном это этнические албанцы и несколько хорватов .
( Призренско-Приштинская епархия до 5 сентября 2018 года — Призренская апостольская администрация) — церковный округ Католической церкви в Косово . Его центр находится в городе Призрен . Епископ Доде Джерджи является епархиальным епископом с 2019 года. [update]. As of 2019[update], Святой Престол не признает Косово как суверенное государство (см. также реакцию Святого Престола на декларацию независимости Косово в 2008 году ).
Однако, как заявил епископ Доде Джерджи , косовский прелат Призренско-Приштинской епархии , в интервью RTV Дукаджини 12 декабря 2020 года, «Ватикан состоит из двух сегментов: Ватикан как резиденция Католической церкви и как государство. Папа Франциск возвысил нашу церковь из Церкви Косово в Церковь Призрена-Приштины, как и епископы во всем мире. Поэтому с религиозной точки зрения у нас все в порядке. Государственный аспект – это дипломатический аспект». [ 3 ]
Апостольский делегат
[ редактировать ]Архиепископ Юлиуш Януш , 66 лет, первоначально священник Краковской архиепископии ( Польша) , является апостольским нунцием в Словении и апостольским делегатом в Косово ; ранее он занимал должность апостольского нунция в Венгрии , а до этого — апостольского нунция в Мозамбике и Руанде . Он был делегатом с 10 февраля 2011 г. по 21 сентября 2018 г.
Титулярный архиепископ Сульчи является Жан-Мари Спейх апостольским нунцием в Словении и апостольским делегатом в Косово с 19 марта 2019 года.
История
[ редактировать ]Средний возраст
[ редактировать ]В 535 году император Юстиниан I создал архиепископство Юстиниана Прима с центром в родном городе императора Юстиниана Прима , недалеко от современного Ливана в Сербии. Архиепископство имело церковную юрисдикцию над всеми провинциями Дакийской епархии . [ 4 ] К началу VII века византийский провинциальный и церковный порядок в регионе был разрушен вторжением авар и славян . После Великого раскола между Востоком и Западом албанцы, имевшие связи с Римской церковью, начали переходить в католицизм. Северные албанцы начали массово переходить в католичество в XII и XIII веках, включая албанцев, живущих в Косово. [ 5 ] В конце XII века Косово было полностью завоевано Стефаном Неманией , что привело к появлению сербского православия среди местных влахов , болгар и албанцев-католиков. Об албанцах в Косово сообщает Стефан Урош I , а также об албанских топонимах в долине Дреницы и на равнинах Дукаджина (1246-1255) и в Ругово (1292). [ 6 ] Большинство этих албанцев были католиками. [ 7 ]
Когда Стефан Дечанский основал монастырь Высоки Дечани в 1327 году, он упомянул «деревни и катуны валахов и албанцев» в районе Белого Дрина . [ 8 ] Король Стефан Дечанский пожаловал монастырю Высоки Дечани пастбища, а также католические валахские и албанские катуны вокруг рек Дрин и Лим, которые должны были возить соль и обеспечивать монастырь крепостной рабочей силой. [ 9 ] Хризовул . сербского царя Стефана Душана , подаренный монастырю Святых Михаила и Гаврила в Призрене в 1348–1353 годах, свидетельствует о присутствии албанцев -католиков на равнинах Дукаджина, в окрестностях Призрена и в деревнях Дреница . упоминается всего 9 албанских деревень В 1348 году в окрестностях Призрена . [ 8 ] [ 6 ] Албанские католические общины жили в Ново-Брдо и Яньево вместе с саксонскими горняками и рагузскими торговцами . [ 10 ] В документах Рагузы начала XIV века упоминаются 150 глав албанских католиков, живших в Ново-Брдо со своими семьями. Они также упоминают албанские общины в Трепче и Призрене . [ 11 ] Албанское присутствие также упоминается в Приштине 14 и 15 веков . [ 12 ]
Папа Иоанн XXII пытался настроить албанцев-католиков против сербского правления , но это ему не удалось. [ 13 ] В 1332 году анонимный священник-доминиканец призвал помочь освободить «католических латинян и албанцев, ненавидящих славянское правление» из Королевства Раша (Сербия). [ 14 ] При правлении царя Стефана Душана албанцы-католики подвергались преследованиям и были насильственно обращены в сербское православие, в результате чего их имена были изменены на славянские православные имена. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] После битвы за Косово в 1389 году сербское правление в Косово начало ослабевать, и османский ислам впервые был представлен в Косово, при этом первые мечети были построены в Приштине, Вуштри и Призрене. В 1455 году Косово было полностью завоевано османами, а Ново-Брдо пало 27 июня 1441 года. [ 18 ] Призрен и 21 июня 1455 г. [ 19 ] и Звечан в 1455 году, [ 20 ] тем самым положив конец 157-летнему сербскому правлению в Косово. [ 21 ]
Косово было (1997-1999)
[ редактировать ]Во время войны в Косово произошел вандализм в косовских албанских католических церквях. [ 22 ] Католическая церковь Святого Антония , расположенная в Гьякове, серьезно пострадала от югославских сербских солдат. [ 23 ] В Приштине югославские сербские офицеры выгнали монахинь и священника из католической церкви Св. Антония и установили самолетный радар на шпиле . [ 22 ]
Современный период
[ редактировать ]Важной католической благотворительной организацией является Каритас Косово , которая присутствует по всей стране, в том числе в районах, где доминируют сербы.
26 ноября 2019 года в Албании произошло землетрясение . Католическая церковь в Косово провела 1 декабря мессу по всей стране и собрала благотворительные пожертвования от прихожан для жертв землетрясения и их семей. [ 24 ] [ 25 ]
Одной из старейших католических церквей Косово является католическая церковь Винарк в Митровице . [ 26 ] [ 27 ] Это оспаривается Сербской Православной Церковью. [ 28 ]
Церкви
[ редактировать ]-
Церковь Лентница
-
Интерьер
-
Церковь Стублы
-
Интерьер
-
Потолок церквей Моравы и Бинсеса.
-
Витражное изображение католицизма и католической жизни в Косово, собор Святой Матери Терезы в Приштине.
-
Церковь Святой Екатерины в Пеже
См. также
[ редактировать ]- Религия в Косово
- Христианство в Косово
- Ларамансы , историческая община криптокатоликов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Отчет Госдепартамента США за 2022 год.
- ^ «В Косово целые семьи возвращаются к католической вере». Архивировано 11 февраля 2009 г. в Библиотеки Конгресса веб-архивах catholicnews.com, 9 февраля 2009 г. Ссылка доступна 21 марта 2010 г.
- ^ «Дон Луш Джерджи: В религиозном аспекте Ватикан признал Косово, в политическом аспекте виновата дипломатия». Архивировано 30 декабря 2020 г. на Wayback Machine telegrafi.com, 26 декабря 2020 г. Ссылка доступна 17 марта, 2023.
- ^ Курта 2001 , с. 77.
- ^ Ставрианос, Лефтен Ставрос (2000). Балканы с 1453 года . Лондон: Херст. ISBN 1-85065-550-2 . OCLC 59436364 .
Религиозные разногласия существовали и до прихода турок. Первоначально все албанцы принадлежали к Восточной Православной Церкви... Затем геги на Севере приняли ее, чтобы лучше противостоять давлению православных сербов.
- ^ Jump up to: а б Исени, Башким (2008). Национальный вопрос в Юго-Восточной Европе: генезис, возникновение и развитие албанской национальной идентичности в Косово и Македонии (на французском языке). Берн: П. Ланг. ISBN 978-3-03911-320-0 . ОСЛК 269329200 .
- ^ Гай Брюне (2004). Меньшинства . Питер Лэнг. п. 147.
- ^ Jump up to: а б Малькольм, Ноэль (1998). Косово: Краткая история . Макмиллиан. п. 54. ИСБН 9780810874831 .
"А в хризобулле Душана 1348 года для монастыря Святых Архангелов в Призрене упоминается всего девять албанских катунов." (Монастырь Дечани находится не в Призрене, о котором идет речь в этой цитате)
- ^ Уилкинсон, Генри Роберт (1955). «Югославское Косово: эволюция приграничной провинции и ее ландшафта». Сделки и статьи (Институт британских географов) (21): 171–193. дои : 10.2307/621279 . JSTOR 621279 .
Монастырь в Дечани стоит на террасе, откуда открывается вид на перевалы в Высокую Албанию. Когда Стефан Урос III основал его в 1330 году, он подарил ему множество деревень на равнине и катунов валахов и албанцев между Лимом и Бели-Дримом. Валахам и албанцам приходилось возить соль для монастыря и обеспечивать его крепостной работой.
- ^ Гений, Гаспер. Епископство Скопье-Призрен на протяжении веков (PDF) . Скопье-Призренская епархия. п. 81.
- ^ Хитчинс, Кейт (1991). «Феодальная собственность в албанских землях (XV-XVI ВЕК). Селами Пулаха. Тирана: Академия наук РПО Албании, 1988. 518 с. - Bŭlgarskata Narodnost Prez XVII век. Елена Грозданова. София: Наука и искусство, 1989. 725 с. Таблицы» . Славянское обозрение . 50 (3): 714–715. дои : 10.2307/2499895 . ISSN 0037-6779 . JSTOR 2499895 .
- ^ Рекша, Ильяз (2016). Регистрация поселений и албанского населения на Косово. Приштина: Институт истории «Али Хадри». п. 513.
- ^ Мильян, М. Гогич (2018). БЕЛГРАДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ Мильян М. Гогич ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОТОРА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XII-XIII ВЕКОВ (докторская диссертация) Белград, 2018 (PDF) (Противники Милютина Филипп Тарецкий и папа Иоанн XXII пытались настроить против него албанскую знать. В 1319 г. он направил местным феодалам несколько писем, призывая их свергнуть власть сербского короля. Судя по записям преемника Милютина Стефана в тех краях, в начале его правления, похоже, эти планы не дали результатов. (Противники Стефана Милютина Филипп Тарецкий и папа Иоанн XXII стремились настроить против него албанскую знать. С этой целью папа в июне 1319 года направил местным феодалам несколько писем, призывая их свергнуть власть сербского короля Судя по упоминанию преемника Стефана Милютина в тех краях, в начале его правления эти планы, похоже, не сработали.) Проверено 17 апреля 2020 года.
- ^ Элси, Роберт. Тексты и документы по истории Албании .
... его населяют два народа, то есть албанцы и латиняне, которые в своих верованиях, обрядах и послушании подчиняются Римско-католической церкви ... У латинян есть шесть городов с епископами: во-первых, Антибарум (Бар ), резиденция архиепископа, затем Chatarensis (Котор), Dulcedinensis (Ульцинь), Suacinensis (Шас) (2), Scutarensis (Шкодра) и Drivascensis (Дришт) (3), которые населены одними латинянами. За пределами городских стен албанцы составляют население всей епархии. Есть четыре албанских города: Полатум Майус (Большой Пульт) (4), Полатум Минус (Малый Пульт), Сабатенсис (Сапа) (5) и Альбаненсис (Альбанополис) (6), которые вместе с городами латинян составляют юридически подчиняется архиепископу Барскому и его церкви как своему митрополиту. У албанцев действительно есть язык, совершенно отличный от латыни. Однако во всех своих книгах они используют латинские буквы (7). Таким образом, власть латинян ограничивается пределами их городов. За пределами городов у них есть виноградники и поля, но нет укреплений или деревень, где действительно жили бы латиняне. Со своей стороны, албанцы, более крупный из двух народов, могли собрать для войны более пятнадцати тысяч всадников в соответствии с обычаями и обычаями страны, которые были бы отважными и трудолюбивыми воинами. Поскольку упомянутые латиняне и албанцы страдают под невыносимым игом и крайне тяжелым рабством своих ненавистных им ненавистных славянских вождей – народ мучается, духовенство унижается и притесняется, архиереев и аббатов часто держат в цепях, дворяне лишаются наследства и становятся заложниками , епископские и другие церкви распущены и лишены прав, а монастыри в упадке и разорении – все они поверили бы, что освящают свои руки в крови вышеупомянутых славян, если бы появился французский принц... С помощью вышеупомянутых албанцев и латинян тысяча французских рыцарей и пять или шесть тысяч пехотинцев могли бы, без сомнения, легко завоевать все вдоль и поперёк это королевство.
- ^ Александру Маджеру; Мартин Гордон (2008). Войны на Балканском полуострове: их средневековые истоки. Пугало Пресс. п. 86.
- ^ Инес Анжели Мурзаку (2015). Монашество в Восточной Европе и республиках бывшего СССР. Рутледж. п. 249.
- ^ Джоан Мервин Хасси (1966). Кембриджская средневековая история: Византийская империя, т. 2. Издательство Кембриджского университета. п. 540.
- ^ Сеттон, Кеннет М.; Хазард, Гарри В.; Закур, Норман П. (1 июня 1990 г.). История крестовых походов: влияние крестовых походов на Европу. Университет Висконсин Пресс. п. 267. ISBN 978-0-299-10744-4 . Османское завоевание Ново-Брдо, центра производства серебра, произошло 27 июня 1441 года; см. Джиресек, История сербов, II, 178.
- ^ Малькольм, Н. (1999). Косово: Краткая история. п. 91. ISBN 978-0-06-097775-7 .
- ↑ Урошевич, Атанасие (20 апреля 1957 г.). Бюллетень Сербской академии наук. Секция социальных наук . Сербская академия наук и искусств. п. 34.
- ^ Малькольм 1998, стр. 81–92. ISBN 0-333-66612-7
- ^ Jump up to: а б Шварц, Стивен (2000). Косово: предыстория войны . Лондон: Гимн Пресс. п. 161. ИСБН 9781898855569 . Шварц 2000 , с. 161. «Албанские католические церкви также подверглись вандализму. Ридлмайер узнал, что сербские офицеры установили зенитный радар на шпиле католической церкви Св. Антония в Приштине после изгнания священника и монахинь; бомбардировка НАТО радара, а следовательно, и церкви и окружающие дома, были бы названы злодеянием».
- ^ Беван, Роберт (2007). Уничтожение памяти: архитектура на войне . Книги о реакциях. п. 85. ИСБН 9781861896384 . «Серьезный ущерб римско-католической церкви Святого Антония в Гьякове, которая, как сообщается, подверглась бомбардировке НАТО, на самом деле был нанесен сербскими солдатами».
- ^ «Католическая церковь в Косово организует мессу и сбор денег для пострадавших от землетрясения в Албании» (на албанском языке). Новый век. 27 ноября 2019 года . Проверено 29 ноября 2019 г.
- ^ «Католическая церковь Косово вспоминает жертв землетрясения в Албании» . Новости Ватикана. 2 декабря 2019 года . Проверено 2 декабря 2019 г.
- ^ «База данных культурного наследия Косово» . Архивировано из оригинала 25 сентября 2018 г. Проверено 23 февраля 2017 г.
- ^ «Католическая церковь Винарк» . Путеводитель по Митровице . 17 июня 2022 г.
- ^ Рашко-Призренская епархия, Коссев (25 декабря 2023 г.). «Епархия: власти Косово реконструируют нашу церковь в Винарче в католическую церковь без нашего согласия, международное сообщество должно отреагировать» .