Джованни да Пьян дель Карпине
Джованни да Пиан дель Карпине OFM (или Карпини ; латынь : Иоанн де Плано Карпини, [1] англизированный как Джон Плано Карпини ; [1] в. 1185 – 1 августа 1252 г. [2] ) — средневековый итальянский дипломат, католический архиепископ, исследователь и один из первых европейцев, поступивших ко двору Великого хана Монгольской империи . [3] Он был автором самого раннего важного западного отчета о Северной и Центральной Азии , Руси и других регионах монгольского владычества. [4] Он занимал пост примаса Сербии , базирующегося в Антивари , с 1247 по 1252 год. [5]
Жизнь до путешествия
[ редактировать ]Джованни, судя по всему, был уроженцем Умбрии , в центральной Италии . Его фамилия произошла от Пиан-дель-Карпине (буквально « Грабовая равнина»), области, известной позже как Маджоне , между Перуджей и Кортоной . Он был одним из товарищей и учеников своего современника и соотечественника святого Франциска Ассизского . [4]
Пользуясь большим уважением в ордене францисканцев , Джованни сыграл видную роль в распространении его учения в Северной Европе , занимая поочередно должности смотрителя ( custos ) в Саксонии и провинциального ( министра ) Германии . Он, возможно, также занимал должности в Барбари и Кельне , а также был провинциалом Испании . [5]
Предыстория его путешествий
[ редактировать ]Джованни был провинциалом Германии во время великого монгольского вторжения в Восточную Европу и битвы при Легнице (современное Легницкое Поле ) 9 апреля 1241 года. [5] Поражение европейских войск при Легнице почти привело к тому, что Угедей , хан Монгольской империи , стал контролировать большую часть Восточной Европы. [5]
В Европе страх перед « татарами » (монголами) все еще был широко распространен четыре года спустя, когда Папа Иннокентий IV решил отправить к монголам первую официальную католическую миссию. Миссионеры были отправлены частично в знак протеста против монгольского вторжения в христианский мир , а частично для того, чтобы получить информацию о намерениях хана и военной мощи. [5]
Путешествия
[ редактировать ]Папа Иннокентий IV выбрал Джованни главой миссии и, очевидно, отвечал почти за все в миссии. Будучи папским легатом , он принес письмо Папы Великому Хану « Cum non solum» . «В возрасте шестидесяти трех лет Карпини отбыл из Лиона ». [6] где тогда проживал Папа, в день Пасхи (16 апреля 1245 г.) в сопровождении другого монаха, Стефана Богемского , который сломался в Каневе под Киевом и остался позади. Посоветовавшись со своим старым другом, Вацлавом , королем Богемии присоединился , к Джованни во Вроцлаве другой францисканец, Бенедикт Полак , который был назначен переводчиком. [5]
Путь проходил мимо Киева, заходил на татарские посты у Канева и затем пролегал через Непере к Дону и Волге . Джованни — первый житель Запада, давший этим рекам современные названия. На Волге стоял Орду, или лагерь Батыя , знаменитого завоевателя Восточной Европы и верховного монгольского полководца на западных границах империи. Он был одним из самых старших принцев дома Чингисхана . Там послы со своими подарками должны были пройти между двух огней, чтобы удалить возможные вредные мысли и яды, [7] перед представлением князю (начало апреля 1246 г.). [5]
Батый приказал им проследовать ко двору верховного хана Монголии . В день Пасхи (8 апреля 1246 г.) они отправились во вторую и самую трудную часть своего путешествия. Они были «настолько больны», писал легат, «что мы едва могли сидеть на лошади; и в течение всего Великого поста нашей пищей было только просо с солью и водой и только снег, растопленный в котле для питья». Их тела были туго забинтованы, чтобы они могли выдержать чрезмерную усталость от огромной поездки, которая привела их через Яец, или реку Урал , и к северу от Каспийского моря и Арала к Яксарту или Сырдарье ( quidam fluvius magnus cujus nomen ignoramus). , «большая река, названия которой мы не знаем») и мусульманские города, стоявшие на ее берегах. Затем они пошли вдоль берегов озер Джунгарии , пока в праздник Святой Марии Магдалины (22 июля) не достигли императорского лагеря под названием Сира Орда (Желтый павильон), близ Каракорума и реки Орхон . Джованни и его товарищи проехали около 3000 миль за 106 дней. [5]
После смерти Угедея-хана имперская власть находилась в междуцарствии, и на трон был назначен Гуюк , старший сын Угедея. Его официальное избрание на великий Курултай , или сейм племен, состоялось, когда монахи находились в Сира-Орде, что повлекло за собой сбор от 3000 до 4000 послов и депутатов со всех частей Азии и Восточной Европы, приносящих почтение, дань и подарки. . 24 августа они стали свидетелями формальной интронизации в другом лагере поблизости, под названием Золотой Орду, а затем были представлены новому императору. [5]
Великий хан Гуюк отказался от приглашения стать христианином и вместо этого потребовал, чтобы Папа и правители Европы пришли к нему и присягнули ему на верность, требование, записанное в письме Гуюк-хана Папе Иннокентию IV . Хан распустил экспедицию только в ноябре. Он передал им письмо Папе, написанное на монгольском, арабском и латыни, в котором кратко и властно утверждалось, что должность хана является бичом Божьим. Они начали долгий зимний путь домой. Нередко им приходилось лежать на голом снегу или на очищенной от снега земле ногой. Они достигли Киева 10 июня 1247 года. Там и на дальнейшем пути славянские христиане встречали их как воскресших из мертвых с праздничным гостеприимством. Переправившись через Рейн в Кельне , они нашли Папу все еще в Лионе и доставили свой отчет и письмо хана. [5]
Вскоре после этого Джованни был награжден архиепископством примаса Сербии в Антивари в Далмации и был отправлен легатом к Людовику IX во Франции . Он прожил всего пять лет после тягот своего путешествия. Согласно францисканскому мартирологу и другим авторитетным источникам, он умер 1 августа 1252 года. [5]
Книги
[ редактировать ]« История Монгалорум» — это отчет Карпина о его поездке в Монгольскую империю . Написанное в 1240-х годах, это старейшее европейское повествование о монголах. Карпин был первым европейцем, попытавшимся вести хронику истории монголов. Известно, что существуют две версии «Истории Монгалорум» : собственная версия Карпина и другая, обычно называемая « Татарской связью» .
Эрик Хильдингер перевел книгу Джованни на английский язык. [8]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Островский 1993 , с.98.
- ^ Шелльс, ПКА «Иоганнес де Плано Карпини» . Средневековый лексикон (на немецком языке) . Проверено 4 апреля 2021 г.
около 1185
- ^ Монтальбано, Кэтрин А. (2015). «Непонимание монголов: межкультурная коммуникация в трех францисканских отчетах о путешествиях тринадцатого века». Информация и культура . 50 (4): 588–610. дои : 10.7560/IC50406 . S2CID 146580919 .
- ^ Jump up to: а б Юл и Бизли, 1911 , с. 397.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Юл и Бизли, 1911 , с. 398.
- ^ Монтальбано, стр.593.
- ↑ Фиованни «История Монгалорум» , раздел X.
- ^ Карпини, Джованни; Хильдингер, Эрик (27 апреля 2014 г.). История монголов: кого мы называем татарами (2-е изд.). Книги Брэндена. ISBN 978-0828320177 .
- свободном доступе : Юл, Генри ; Бизли, Чарльз Рэймонд (1911). « Карпини, Иоанн Плано ». В Чисхолме, Хью (ред.). энциклопедия Британская Том. 5 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 100-1 397–399. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Островский, Дональд (1993). «Почему митрополит переехал из Киева во Владимир в тринадцатом веке». Христианство и восточные славяне. Том I: Славянские культуры в средние века . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 83–101. ISBN 9780520360198 . Проверено 16 мая 2023 г. дои : 10.1525/9780520313606-009
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бизли, К. Рэймонд , изд. (1903). Тексты и версии Джона де Плано Карпини и Уильяма де Рубруки, впервые напечатанные Хаклюйтом в 1598 году, вместе с некоторыми более короткими отрывками (на латыни и английском языке). Лондон: Общество Хаклюта.
- Джованни (да Пьян дель Карпине, архиепископ Антивари) (1996). История монголов, которых мы называем татарами Издательская компания Брэндон. ISBN 978-0-8283-2017-7 .
- Гонсалвес, Рафаэль А. (2013). Путешествия нищенствующих монахов в XIII и XIV веках . Сан-Паулу: Editora da Unesp. стр. http://editoraunesp.com.br/catalogo/9788539304820 , cristaos-nas-terras-do-ca. ISBN 9788539304820 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- Письмо Великого хана Гуюка Папе Иннокентию IV в Wayback Machine (архивировано 2 февраля 2007 г.), вручено Джованни да Пиан дель Карпине.
- 1180-е рождения
- 1252 смерти
- Исследователи 13 века
- Римско-католические архиепископы XIII века в Сербии
- Архиепископы Антивари
- Дипломаты Святого Престола
- Исследователи Азии
- Итальянские исследователи
- Итальянские монахи Младшие
- Римско-католические миссионеры в Монголии
- Римско-католические миссионеры в Тибете
- Итальянские писатели XIII века.
- Писатели XIII века на латыни