Свобода религии в Болгарии
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2011 г. ) |
Свобода религии |
---|
Религиозный портал |
Конституция Болгарии гласит, что свобода совести и выбора религии (или отсутствия религии) неприкосновенны и запрещает религиозную дискриминацию; однако конституция определяет восточное православие как «традиционную» религию страны. [1]
Религиозная демография
[ редактировать ]Страна имеет площадь 110 990 квадратных километров (42 855 квадратных миль) и население почти 7 миллионов человек. Перепись 2021 года (последняя) показала, что 69,5% населения идентифицируют себя как православные . [1] Православное христианство, ханафитский суннитский ислам, иудаизм и католицизм обычно считаются занимающими историческое место в культуре страны; Мусульмане составляют самое крупное меньшинство, которое оценивается в 10,7%; Протестанты составляют 1,4%, католики – 0,7%, а атеисты и агностики составляют почти 10% населения страны. [1]
Свобода религии в 2020-е годы
[ редактировать ]В 2023 году страна получила 3 балла из 4 по свободе вероисповедания; [2] некоторые местные власти запретили прозелитизм со стороны групп меньшинств.
В школах разрешено преподавать любую зарегистрированную религию в качестве факультативного предмета; зарегистрированные группы также могут управлять своими собственными школами. [1]
This article is informed by the US State Dept 2010 report on religion freedom. More recent reports are available.[1]
Некоторые религиозные меньшинства сконцентрированы географически. Родопские горы (вдоль южной границы страны с Грецией) являются домом для многих мусульман, в том числе этнических турок, цыган и « помаков » (потомков славянских болгар, принявших ислам под властью Османской империи). Этнические турки и мусульмане-цыгане также в большом количестве проживают на северо-востоке страны и вдоль побережья Черного моря. Более половины католиков страны проживают в окрестностях Пловдива. Большая часть небольшой еврейской общины страны проживает в Софии , Русе и на побережье Черного моря. Протестанты более широко рассредоточены по всей стране. В районах с большим населением рома, как правило, наблюдается один из самых высоких процентов протестантов.
Согласно отчету Болгарской академии наук за 2005 год , только 50 процентов из шести миллионов граждан, считающих себя православными христианами, участвуют в официальных религиозных службах. То же исследование показало, что 90 процентов из примерно 70 000 католиков страны регулярно участвуют в публичных богослужениях. Примерно 30 процентов католиков принадлежат к униатской церкви восточного обряда. Большинство мусульман, численность которых оценивается в 750 000 человек, являются суннитами; 50 000 относятся к шиитам. Еврейская община оценивается в 3500 человек, а протестанты-евангелисты - в 50 000 человек. В докладе также отмечается, что более 100 тысяч граждан исповедуют «нетрадиционные» убеждения. (Православное христианство, ханафитский суннитский ислам, иудаизм и католицизм обычно считаются «традиционными» религиями.) По оценкам, сорок процентов этих «нетрадиционных» практиков являются цыганами.
Статистические данные, предоставленные Управлением религиозных конфессий Совета министров, сообщают несколько иные цифры: в них насчитывается почти 1 миллион мусульман и 150 000 протестантов-евангелистов, а также от 20 000 до 30 000 армянских христиан и примерно 3 000 евреев.
Статус религиозной свободы
[ редактировать ]Правовая и политическая основа
[ редактировать ]Конституция обеспечивает свободу религии, а другие законы и политика способствуют в целом свободному исповеданию религии. Правительство обычно обеспечивает соблюдение этих положений, и граждане имеют право подать в суд на правительство за нарушение свободы вероисповедания.
Закон о конфессиях 2002 года разрешает частное религиозное отправление, если на нем присутствуют только члены религиозной общины, а также публичное религиозное отправление, если оно также открыто для лиц, не принадлежащих к соответствующей религиозной общине.
Конституция предусматривает, что восточное православие, представленное БПЦ, является традиционной религией. Закон о конфессиях 2002 года назначает митрополита Софийского патриархом БПЦ и устанавливает БПЦ в качестве юридического лица, освобождая ее от судебной регистрации, обязательной для всех других религиозных групп, желающих получить национальное юридическое признание. Государственный бюджет выделил 1,8 миллиона долларов (три миллиона левов) на зарегистрированные религиозные группы. Из общей суммы 1,4 миллиона долларов (2,3 миллиона левов) было выделено БПЦ, 113 000 долларов (180 000 левов) - мусульманской общине, 25 000 долларов (40 000 левов) - Армянской апостольской церкви, 18 000 долларов (30 000 левов) - еврейской общине и 25 000 долларов США (40 000 левов) для других зарегистрированных номиналов.
Чтобы получить национальное юридическое признание, конфессии подали заявку на официальную регистрацию в суде, которая, как правило, была удовлетворена. Управление религиозных конфессий Совета министров, ранее отвечавшее за регистрацию религиозных групп, предоставляет «экспертные заключения» по вопросам регистрации по запросу суда. Все заявители имеют право обжаловать отрицательное решение о регистрации в апелляционном суде. Закон о конфессиях 2002 года не требует официальной регистрации конфессий на местном уровне, хотя в прошлом некоторые местные власти настаивали на том, чтобы филиалы регистрировались на местном уровне. Некоторые опасения по-прежнему связаны с тем, что в законе не определены должным образом последствия отказа в регистрации.
Правительство отмечает следующие религиозные праздники как национальные праздники: православное Рождество, Страстную пятницу и Пасху. Кроме того, правительство уважает праздники неправославных религиозных групп, таких как мусульмане, католики, иудеи, евангелисты и бахаи, и предоставляет их членам нерабочие дни.
Конституция запрещает создание политических партий по религиозному признаку, но существуют опасения, что некоторые партии используют религиозные проблемы в политических целях.
Закон разрешает публикацию религиозных средств массовой информации и распространение религиозной литературы. Однако некоторые муниципальные постановления требуют местных разрешений на распространение литературы в общественных местах.
Государственные школы предлагают дополнительный курс религиозного образования, охватывающий христианство и ислам. Курс рассматривает исторические, философские и культурные аспекты религии и знакомит студентов с моральными ценностями различных религиозных групп. Все официально зарегистрированные религиозные группы могут попросить включить их религиозные убеждения в учебную программу курса. [ нужна ссылка ]
Правительство не разрешает использовать религиозные головные уборы на официальных фотографиях для документов, удостоверяющих личность.
Ограничения свободы вероисповедания
[ редактировать ]На практике правительство в целом уважало свободу вероисповедания; однако оно не применяло последовательно существующие законы по вопросам религии.
В отчетный период продолжался давний спор по поводу руководства мусульманской общины. Мусульманская конференция 2008 года избрала Мустафу Алиша Хаджи главным муфтием. Конкурирующий исламский лидер Недим Генджев подал апелляцию на конференцию 2008 года, утверждая, что Хаджи подделал устав конфессий для ее созыва. В августе 2009 года апелляционный суд Софии вынес решение в пользу Генджева и аннулировал результаты конференции 2008 года. 12 мая 2010 года Верховный кассационный суд отклонил апелляционную жалобу Хаджи, подтвердив тем самым решение 2009 года об аннулировании его регистрации в качестве главного муфтия. Майским решением Верховный суд восстановил в должности Генджева, последняя действующая юридическая регистрация которого датируется 1996 годом. Ранее суд аннулировал мусульманские конференции, проведенные в 1997, 2000 и 2005 годах. В октябре 2009 года другая мусульманская конференция переизбрала Хаджи на пост главного муфтия. Решение суда по ходатайству Хаджи о регистрации конференции 2009 года было приостановлено в ожидании решения Верховного суда и ожидалось на конец отчетного периода. Хаджи и его сторонники устроили протесты против Генджева, который, по их утверждениям, украл 500 000 долларов (800 000 левов), когда суд временно восстановил его в должности главного муфтия в 2006 году.
В течение отчетного периода Еврейский центр Хабад Любавич подал новое заявление о судебной регистрации, которое находится на рассмотрении. Суд отклонил свой предыдущий запрос в январе 2009 года, заявив, что группа нарушила статью 27 Закона о конфессиях, управляя синагогой и детским садом без согласия зарегистрированной еврейской религиозной организации и, таким образом, нарушив закон. Статья 27 требует, чтобы все некоммерческие юридические лица, стремящиеся продвигать уже зарегистрированную конфессию, получили согласие этой конфессии.
Некоторые «нетрадиционные» группы продолжали сталкиваться с дискриминацией и предубеждениями со стороны местных властей в определенных населенных пунктах, несмотря на получение национальной регистрации в Софийском городском суде. Статья 19 Закона о конфессиях 2002 года гласит, что зарегистрированные на национальном уровне религиозные группы могут иметь местные отделения. Закон требует уведомления, хотя некоторые муниципалитеты утверждают, что он требует официальной местной регистрации. 3 ноября 2009 г. сотрудники полиции сорвали собрание Свидетелей Иеговы в Сандански и потребовали подтверждение местной регистрации со стороны муниципалитета.
Некоторые муниципальные постановления ограничивали определенные формы прозелитизма и запрещали распространение религиозной литературы группами, не зарегистрированными на местном уровне. Продолжали поступать сообщения о применении этих правил в Бургасе, Габрово, Добриче, Хасково, Варне, Пловдиве и Плевене. Свидетели Иеговы выразили обеспокоенность по поводу растущего числа случаев, когда сотрудники полиции или муниципальные охранники останавливали и штрафовали миссионеров за вовлечение людей в религиозные беседы. 24 апреля 2010 г. полиция оштрафовала члена организации «Свидетели Иеговы» в Добриче за организацию публичного религиозного собрания без разрешения. 30 марта 2010 г. сотрудники полиции вынесли предупреждение трем Свидетелям Иеговы в Пловдиве, запрещая им проповедовать по домам. 16 марта 2010 г. полиция оштрафовала члена организации «Свидетели Иеговы» в Варне за распространение пропагандистских материалов без разрешения муниципалитета.
И Свидетели Иеговы, и мусульманская община продолжали сообщать о проблемах с получением разрешений на строительство новых молитвенных домов и мечетей. Строительство мечети в Бургасе все еще было приостановлено на конец отчетного периода с марта 2009 года, когда местные власти потребовали отдельное разрешение на минарет мечети. 4 декабря 2009 года административный суд Варны отменил внесенные в 2001 году изменения в план зонирования, разрешавшие строительство религиозного здания, тем самым аннулировав разрешение на строительство, выданное Свидетелями Иеговы в 2005 году. На конец отчетного периода апелляция Свидетелей Иеговы на это решение в Высшем административном суде находилась на рассмотрении. Также на рассмотрении находится их ходатайство о переоформлении разрешения на строительство молельного дома в Габрово. Местные власти остановили строительство молитвенного дома в феврале 2009 года, заявив, что Свидетели Иеговы незаконно возвели на этом месте бетонный забор. Свидетели Иеговы снесли забор в марте 2009 года и заплатили штраф, однако их просьба возобновить строительство на конец отчетного периода осталась без ответа.
Не было никаких признаков того, что правительство дискриминировало членов какой-либо религиозной группы при возвращении национализированной собственности коммунистического периода. Однако БПЦ, Католическая церковь, мусульманская и еврейская общины, а также несколько протестантских конфессий жаловались, что часть их конфискованной собственности не была возвращена.
Несмотря на решение суда десятилетней давности в ее пользу, еврейская община не смогла вернуть себе государственную больницу в центре Софии до мая 2009 года, когда Министерство здравоохранения предоставило помещение и больница была переведена в другое здание. Перед переездом руководство больницы оспорило в суде право собственности еврейской общины на здание. 5 марта 2009 года суд прекратил дело на основании письма Минздрава, подтверждающего переезд, но на конец отчетного периода апелляция руководства больницы на решение суда находилась на рассмотрении. Это открыло возможность еврейской общине получить физическое владение зданием, хотя право собственности на него оставалось оспариваемым. Продолжающееся судебное дело затруднило им выгодное использование этого имущества.
Злоупотребления религиозной свободой
[ редактировать ]решение по делу, касающемуся Альтернативного Православного Синода На конец отчетного периода не было принято и насильственного изгнания его членов из их приходов в 2004 году. В январе 2009 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) постановил, что правительство нарушило религиозные права членов Альтернативного Синода, и посоветовал сторонам договориться о взаимоприемлемой компенсации ущерба. Правительство обжаловало это решение, поскольку руководство БПЦ отказалось вести переговоры с истцами, которых призвали принести извинения за то, что БПЦ считала незаконным захватом церковной собственности и ложным представлением конфессии. 5 июня 2009 года Большая палата ЕСПЧ отклонила апелляцию правительства и оставила на решение суда вопрос о компенсации, который на конец отчетного периода находился на рассмотрении.
Сообщений о религиозных заключенных или задержанных в стране не поступало.
Сообщений о принудительном обращении в религию не поступало.
Антисемитизм
[ редактировать ]Димитар Стоянов, член экстремистской политической партии «Атака» и новый член Европейского парламента с 1 января 2007 года, заявил, что он выступает против «еврейского истеблишмента», и был процитирован: «Есть много влиятельных евреев, с много денег, которые платят средствам массовой информации за формирование социального сознания людей. Они также играют на экономических кризисах в таких странах, как Болгария, и богатеют».
Социальные злоупотребления и дискриминация
[ редактировать ]Поступало все больше сообщений о социальных злоупотреблениях или дискриминации на основе религиозной принадлежности, убеждений или обычаев.
Отношения между религиозными группами в целом оставались гражданскими и терпимыми; однако дискриминация, преследование и общественная нетерпимость к некоторым религиозным группам оставались периодической проблемой. Продолжали поступать сообщения о социальной дискриминации «нетрадиционных» религиозных групп, а также негативные и уничижительные статьи в СМИ о таких группах. Свидетели Иеговы продолжали публиковать многочисленные статьи в печатных и радиовещательных СМИ с негативной, уничижительной, а иногда и клеветнической информацией об их деятельности и убеждениях. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней выразила обеспокоенность по поводу нежелания средств массовой информации освещать их благотворительную деятельность и положительный вклад в жизнь общества. Некоторые протестантские группы, хотя и реже, чем в предыдущие годы, продолжали сообщать о враждебности и словесных нападках со стороны местного населения в районах с преобладанием мусульманского населения.
Еврейская община сообщила об увеличении числа антисемитских инцидентов. В одном случае памятник российским воинам был расписан свастиками как накануне 9 мая 2010 года, так и в канун 65-й годовщины окончания Холокоста. Другие инциденты включают осквернение стен еврейских школ в Софии 21 марта 2010 г., а также два случая вандализма в Бургасе 13 июля 2009 г., когда вандалы бросили несколько бутылок с зажигательной смесью в синагогу и местный еврейский общинный центр.
Мусульманская община продолжала сообщать о многочисленных случаях осквернения мечетей. 21 апреля 2010 года стены мечети в Благоевграде были расписаны свастиками после того, как несколькими днями ранее в ней были разбиты окна. Эта же мечеть была подожжена 5 октября 2009 года и была отремонтирована при финансовой поддержке правительства. Мечеть в Карлово подожгли 17 апреля 2010 года, а мечеть в Никополе сгорела дотла 7 октября 2009 года. 4 апреля 2010 года шестеро молодых людей осквернили мечеть в Варне. Окна мечети в Казанлыке были разбиты 3 ноября 2009 г., а мечети в Хасково - 12 июля 2009 г. Три мечети в Пловдиве были разрисованы свастиками в ноябре и декабре 2009 г. Сообщений о преследованиях по этим инцидентам не поступало. В мае 2010 года Министерство внутренних дел пообещало общине подробный отчет обо всех антимусульманских инцидентах за последние три года и рекомендации по улучшению сотрудничества между полицией и общиной на местном уровне.
Свидетели Иеговы жаловались на постоянную нетерпимость со стороны националистической политической партии Внутренняя македонская революционная организация (ВМРО) и, в частности, ее отделений в Варне, Враце, Руссе и Добриче, где сторонники ВМРО устраивали протесты против поминальных торжеств и собраний Свидетелей Иеговы.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Бюро демократии, прав человека и труда США. Отчет о свободе вероисповедания в мире за 2010 год: Болгария . В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .