Свобода религии в Танзании
Свобода религии |
---|
Религиозный портал |
Свобода религии в Танзании означает, в какой степени люди в Танзании могут свободно исповедовать свои религиозные убеждения, принимая во внимание как политику правительства, так и отношение общества к религиозным группам.
Правительство Танзании и полуавтономное правительство Занзибара признают свободу вероисповедания как принцип и прилагают усилия для ее защиты. Правительство Занзибара назначает мусульманских религиозных деятелей на Занзибаре. Основной свод законов в Танзании и Занзибаре является светским , но мусульмане имеют возможность использовать религиозные суды для рассмотрения семейных дел.
Отдельные случаи насилия на религиозной почве имели место как в отношении христиан , так и мусульман. [1] Есть сообщения о том, что молодых людей на Занзибаре вербуют в такие организации, как «Аш-Шабааб» и ИГИЛ-М. [2]
Политика и идеология Уджамаа, поддерживаемая первым правительством Танзании после обретения независимости от Соединенного Королевства в 1960-х годах, подчеркивали национальное единство, а не религиозное или этническое разделение. [3] и это отражается в резкой антидискриминационной риторике в конституции Танзании, которая все еще действует по состоянию на 2019 год. Хотя Уджамаа был заброшен как государственный проект в 1985 году, и с тех пор религиозные разногласия несколько усилились, [4] Источники в академических кругах и неправительственных организациях хвалят Уджамаа за вклад в создание атмосферы религиозной свободы и относительной социальной стабильности в Танзании. [4] [5]
Демография
[ редактировать ]2010 года, По оценкам опроса Pew Forum примерно 61 процент населения составляют христиане, 35 процентов мусульмане и 4 процента других религиозных групп. [1] Опрос Pew Forum 2020 года показывает аналогичную статистику. [2] По оценкам отдельного отчета Pew Forum за 2010 год, более половины населения исповедует элементы традиционных африканских религий в своей повседневной жизни. В стране не проводятся исследования, касающиеся религиозной принадлежности. [4]
На материке крупные мусульманские общины сконцентрированы в прибрежных районах, а некоторые мусульманские меньшинства проживают внутри страны, в городских районах. Христианские группы включают католиков , протестантов (включая группы христиан- пятидесятников ), адвентистов седьмого дня , Церкви Иисуса Христа Святых последних дней и Свидетелей Иеговы . Другие группы включают буддистов , индуистов , сикхов , бахаи , анимистов и тех, кто не выражал религиозных предпочтений. По оценкам правительства США, 1,3 миллиона жителей Занзибара на 99 процентов составляют мусульмане, из которых две трети — сунниты , согласно отчету Pew Forum за 2012 год. Остальная часть состоит из нескольких шиитских групп, в основном выходцев из Азии. [1]
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Танзания состоит из двух регионов: материковой части африканского континента и архипелага Занзибар , которые были объединены в 1960-х годах. Материковый регион Танганьика был впервые определен как часть раздела Африки на Берлинской конференции в 1884 году. Напротив, история Занзибара как отдельного региона восходит к 13 веку, когда он был домом для городов-государств суахили. [4]
Точные даты появления ислама в Восточной Африке неизвестны, но первые зарегистрированные свидетельства присутствия мусульман относятся к 830 году нашей эры, а к 11 веку на Занзибаре и вдоль материкового побережья были основаны значительные исламские города-государства. Эти города-государства достигли своего апогея в 14-15 веках, после чего их состояние пришло в упадок после конфликта с Португалией в 16-17 веках. Португальский контроль над Занзибаром был недолгим, поскольку они были свергнуты Оманской империей , которая в конечном итоге перенесла свою столицу на Занзибар. В начале 19 века Занзибар стал важным узлом работорговли, которая прекратилась только в начале 20 века. Христианство пришло в Танганьику в 19 веке в виде различных европейских миссий, и примерно в то же время суфийские миссионеры распространили ислам за пределы прибрежных регионов. И христианские, и мусульманские обычаи в Танзании находятся под сильным влиянием синкретизма со старыми африканскими религиозными традициями. [4]
Во время движения за независимость и христиане, и мусульмане играли значительную роль в Африканском национальном союзе Танганьики . Однако после обретения независимости дискурс изменился, и христианская и мусульманская общины иногда представлялись как находящиеся в политическом противоречии. [4]
Ранняя независимость и Занзибарская революция (1961–1964)
[ редактировать ]В 1961 году британское правление в Танганьике закончилось , и Джулиус Ньерере стал ее первым президентом в 1962 году. [6] в то время как Занзибар продолжал оставаться британским протекторатом, управляемым арабской монархией. [7] В 1964 году Султанат Занзибар был свергнут в результате Занзибарской революции . Революция сопровождалась крайним уровнем насилия со стороны африканских революционеров против арабов и выходцев из Южной Азии, которые были преимущественно мусульманами или индуистами и отождествлялись с правящим классом Султаната Занзибар. Наследие этого события оспаривается, поскольку крайнее насилие, направленное на расовую почву, рассматривается частью общества Занзибара как возмездие за угнетение, перенесенное при Султанате, где была значительная африканская работорговля. [8] [9] Силы, совершившие насилие, возглавил Джон Окелло , христианин, который считал своим долгом освободить Занзибар от «арабов-мусульман», несмотря на то, что африканское население Занзибара и революционная Афро-Ширазийская партия (АСП) были также преимущественно мусульмане. Действия Окелло и воинствующие христианские убеждения оттолкнули других членов ASP, и вскоре он был маргинализирован, лишен звания и в конечном итоге депортирован. [10]
Объединение и социализм (1964–1985)
[ редактировать ]После революции Занзибар объединился с Танганьикой и образовал Танзанию, президентом которой стал Ньерере. [11] Правящая элита на материке, отличавшаяся религиозным разнообразием, предпочитала светское правление, тогда как Занзибар сохранял определенную степень автономии и создавал полусекулярное государство. Хотя ислам официально не был государственной религией, ему был предоставлен особый статус и привилегии. [4]
В 1967 году Танзания еще больше повернулась влево в политическом плане и начала продвигать Уджамаа , социалистическую идеологию, которая подчеркивала свободу, равенство и единство в качестве своих основных принципов. [3] Страна также приняла конституцию , которая включала резкие разделы, направленные против дискриминации, в том числе религиозной. [5] Хьюман Райтс Вотч считает, что Уджамаа является эффективной моделью национального единства, способствующей относительной стабильности и социальной гармонии Уджамаа, с оговоркой, что упор на единство также иногда затрудняет расследование нарушений прав человека. Танзания — единственная страна в Восточной Африке , которая не испытала непрерывных циклов этнического, религиозного или политического насилия с момента обретения независимости от колониального правления. [5]
Пост-Ньерере (1985 – настоящее время)
[ редактировать ]После ухода Ньерере из политики после его последнего срока в 1985 году правительство Танзании в значительной степени отказалось от Уджамаа в качестве своей идеологии. [12] хотя по состоянию на 2019 год конституция 1977 года остается в силе. С окончанием периода Уджамаа усилились разногласия между мусульманами и правительством и, в меньшей степени, между мусульманами и христианами. [4] В 1993 и 1998 годах напряженность выросла до уровня ожесточенного конфликта между мусульманами и силами государственной безопасности, причем оба инцидента привели к многочисленным жертвам. [4] Академики объясняют этот упадок религиозной гармонии распадом Уджамаа в смысле как его идеалов национального единства, так и политики социального обеспечения, а также влиянием мирового роста религиозной воинственности в конце 20-го и начале 20-го века. 21-го числа, движения религиозного возрождения внутри Танзании и переопределение политических лагерей после либерализации экономики, начавшейся в конце 1980-х годов. [4]
Колдовство было объявлено вне закона в 2015 году. Однако по состоянию на 2019 год продолжали поступать сообщения о ритуальных убийствах, связанных с колдовством, при этом полиция арестовывала подозреваемых в причастности. [13] К 2022 году количество убийств снизилось, но торговля людьми с альбинизмом стала обычным явлением. [2]
Хотя религиозное насилие встречается редко, оно все же имеет место. [5] [14] В 2017 году произошло три случая вандализма и разрушения имущества, включая поджоги, в отношении религиозных зданий и священнослужителей. [1]
Правовая база
[ редактировать ]Конституция союзного правительства Танзании и конституция полуавтономного правительства Занзибара запрещают религиозную дискриминацию и обеспечивают свободу религиозного выбора. [2] Закон запрещает создание религиозных политических партий; закон также запрещает любому лицу предпринимать какие-либо действия или делать заявления с намерением оскорбить религиозные убеждения другого человека, с возможным наказанием в виде одного года тюремного заключения. [2]
Правительство не указывает религиозную принадлежность в паспортах или записях актов гражданского состояния. В полицейских отчетах должна быть указана религиозная принадлежность, если от человека потребуется дать показания под присягой. В заявлениях на получение медицинской помощи должна быть указана религиозная принадлежность, чтобы можно было соблюдать любые конкретные религиозные обычаи. Закон требует от правительства фиксировать религиозную принадлежность каждого заключенного и предоставлять заключенным помещения для богослужений. [2]
Руководство мусульманской общины
[ редактировать ]На материке Национальный мусульманский совет Танзании выбирает муфтия . На Занзибаре президент Занзибара назначает муфтия, который является лидером мусульманской общины и государственным служащим, помогающим в делах местного самоуправления. Муфтий Занзибара номинально одобряет всю исламскую деятельность и контролирует все мечети на Занзибаре. Муфтий также одобряет религиозные лекции, посещая исламских священнослужителей, и контролирует ввоз исламской литературы из-за пределов Занзибара. [2]
Светские и религиозные суды
[ редактировать ]На материке христиане и мусульмане регулируются светскими законами как в уголовных, так и в гражданских делах. В семейных делах, связанных с наследованием, браком, разводом и усыновлением несовершеннолетних, закон также признает обычаи, которые могут включать религиозные обычаи. В таких случаях некоторые мусульмане предпочитают консультироваться с религиозными лидерами вместо того, чтобы обращаться в суд. Мусульмане на Занзибаре имеют возможность обращаться в гражданский суд или кади (исламский суд или судья) по вопросам развода, опеки над детьми, наследования и других вопросов, охватываемых исламским правом. Все дела, рассматриваемые в судах Занзибара, за исключением дел, касающихся конституционных вопросов Занзибара и шариата, могут быть обжалованы в Апелляционном суде Союза на материке. -судов Занзибара Решения кади могут быть обжалованы в специальном суде, состоящем из главного судьи Занзибара и пяти других шейхов . Президент Занзибара назначает главного кади , который наблюдает за судами кади и признается старшим исламским ученым, ответственным за толкование Корана. Нет кади -суды на материке. [2]
Образование
[ редактировать ]В государственных школах могут преподавать религию, но она не является частью официальной национальной учебной программы. Администрация школы или ассоциации родителей и учителей должны одобрить такие занятия, которые время от времени проводятся родителями или волонтерами. В регистрационных формах государственной школы должна быть указана религиозная принадлежность ребенка, чтобы администраторы могли распределить учащихся в соответствующий религиозный класс, если таковой предлагается. Студенты также могут отказаться от изучения религии. В государственных школах учащимся разрешается носить хиджаб , но не никаб . [2]
2020-е годы
[ редактировать ]По оценкам опроса Pew Forum 2020 года, примерно 63% населения идентифицируют себя как христиане, 34% как мусульмане и 5% исповедуют другие религии. [2] Большинство христиан — католики и лютеране , хотя есть также англиканцы , пятидесятники и другие группы. В 2020 году Ватикан отметил, что 30,41% населения являются католиками. [15]
В 2023 году Танзания получила 3 балла из 4 по свободе вероисповедания. [16]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Отчет о свободе вероисповедания в мире, 2017 г. Танзания , Государственный департамент США, Бюро демократии, прав человека и труда. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «Отчет Госдепартамента США по Танзании за 2022 год» .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пратт, Крэнфорд (1999). «Юлиус Ньерере: размышления о наследии его социализма». Канадский журнал африканских исследований . 33 (1): 137–52. дои : 10.2307/486390 . JSTOR 486390 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Бакари, Мохаммед А. (2012). «Религия, секуляризм и политический дискурс в Танзании: конкурирующие точки зрения религиозных организаций». Междисциплинарный журнал исследований религии . 8 : 4–13.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Гошал, Нила (18 июня 2013 г.). « Относитесь к нам как к людям» | Дискриминация секс-работников, сексуальных и гендерных меньшинств и людей, употребляющих наркотики в Танзании» . Хьюман Райтс Вотч . Проверено 03 июля 2019 г.
- ^ «Статистический обзор 2013 г., Национальное бюро статистики» (PDF) . Министерство финансов Танзании. Июль 2014 г. Архивировано из оригинала (PDF) 23 ноября 2016 г. . Проверено 23 октября 2014 г.
- ^ Шиллингтон, Кевин (2005). Энциклопедия истории Африки: A – G.. 1 . Тейлор и Фрэнсис. п. 1716. ISBN 9781579582456 .
- ^ Купер, Лео (1971). «Теории революции и расовых отношений». Сравнительные исследования в обществе и истории . 13 (1): 87–107. дои : 10.1017/S0010417500006125 . ISSN 0010-4175 . JSTOR 178199 . S2CID 145769109 .
- ^ «Обнажая незаживающие раны Занзибара» . Новости Би-би-си . 25 июля 2009 г.
- ^ Спеллер, Ян (2007). «Африканская Куба? Британия и Занзибарская революция, 1964 год» (PDF) . Журнал истории Империи и Содружества . 35 (2): 283–302. дои : 10.1080/03086530701337666 . S2CID 159656717 .
- ^ Центральное разведывательное управление . «Танзания» . Всемирная книга фактов .
- ^ Бьерк, Пол (2015). Построение мирной нации: Джулиус Ньерере и установление суверенитета в Танзании, 1960–1964 гг . Бойделл и Брюэр. п. 126. ИСБН 9781580465052 .
- ^ «Отчет о свободе вероисповедания в мире, Танзания, 2019 год» . Государственный департамент США . Проверено 1 июля 2020 г.
- ^ «Новости: Религиозные столкновения в Танзании, проблемы в правительстве [так в оригинале]» . ИнформАфрика.com . 18 октября 2012 г. Архивировано из оригинала 30 июля 2019 г. Проверено 03 июля 2019 г.
- ↑ Веб-сайт «Католики и культура», дата обращения 1 августа 2023 г.
- ↑ Веб-сайт Freedom House, дата обращения 1 августа 2023 г.