Свобода религии в Беларуси
Свобода религии |
---|
Религиозный портал |
Конституция Беларуси предусматривает свободу религии; однако правительство на практике ограничило это право.
Правительство отмечает, что «продолжается работа по защите различных белорусских религиозных групп и белорусских церквей, а также по защите от влияния религиозных сект». [1]
Обзор в 2023 году
[ редактировать ]В 2023 году в Беларуси проживает 9,2 миллиона человек. В стране зарегистрировано 25 религиозных конфессий и конфессий, включающих 3375 религиозных общин и 175 религиозных объединений, монастырей, миссий, братств, сестричеств и школ.
- В Белорусской Православной Церкви насчитывается 1698 религиозных общин.
- Протестантские религиозные организации 14 конфессий насчитывают 1037 религиозных общин.
- Римско -католическая церковь насчитывает 499 общин.
- У старообрядцев зарегистрировано 34 общины.
- Существует 24 мусульманские религиозные общины (23 суннитские и 1 шиитская).
- Существуют три еврейские религиозные объединения — православные, Хабад-Любавич и реформистский иудаизм. [2]
Исследования 2018 года показали, что 27% белорусов были «высоко религиозными». [3]
Исследования 2017 года показали, что 73% белорусов принадлежат к православной церкви, 12% — католики и 3% — мусульмане. [4]
Опрос, проведенный в 2023 году, показал, что религиозные группы (вместе с другими группами) сталкиваются с ограничениями, включая обязательную государственную регистрацию, обязательную поддержку государственного режима, ограничения на планирование зданий и мероприятий, цензуру литературы и средств массовой информации, государственный надзор и отказ или отмену посещения религиозных посетителей. визы. [5] В исследовании также были отмечены отдельные случаи арестов религиозных деятелей и запретов на религиозную литературу для религиозных заключенных. Во многом это является продолжением предыдущих сообщений о правительственном подавлении.
В 2023 году Freedom House оценил свободу вероисповедания в Беларуси на 1 из 4. [6]
Предыстория начала 21 века
[ редактировать ]Much of the following is informed by the US State Dept 2009 report on International Religious Freedom.[7] A more recent report is available.[8]
Уважение к свободе вероисповедания в последнее время ухудшилось. Правительство продолжало ограничивать свободу вероисповедания в соответствии с положениями закона о религии 2002 года и конкордата 2003 года с Белорусской Православной Церковью (БПЦ), филиалом Русской Православной Церкви (РПЦ) и единственной официально признанной православной конфессией. Хотя государственной религии нет, конкордат предоставляет БПЦ привилегированный статус. Протестанты, в частности, привлекли негативное внимание, предположительно из-за их предполагаемых связей с Соединенными Штатами. Многочисленные антисемитские действия и нападения на религиозные памятники, здания и кладбища произошли без заметной реакции со стороны правительства. Власти заставили многие религиозные общины ждать решения о регистрации или реституции собственности в течение нескольких лет. Власти также преследовали и штрафовали членов определенных религиозных групп, особенно тех, которые власти, по всей видимости, считали носителями иностранного культурного влияния или имеющими политическую программу. Иностранные миссионеры, духовенство и гуманитарные работники, связанные с церквями, столкнулись со многими препятствиями, навязанными правительством, включая депортацию и отказ или аннулирование виз.
Хотя некоторые члены общества предприняли позитивные действия по продвижению свободы вероисповедания, имели место случаи социальных злоупотреблений и дискриминации , включая многочисленные акты вандализма и поджоги религиозных объектов, зданий и мемориалов.
Религиозная демография
[ редактировать ]Страна имеет площадь 207 600 квадратных километров (80 200 квадратных миль), а на 1 января 2016 года ее население составляло 9 498 400 человек. [9] Исторически это была территория как взаимодействия, так и конфликта между белорусским православием и католицизмом, хотя отношения между двумя группами улучшились за период, охватываемый настоящим отчетом. По данным Управления полномочного представителя по делам религий и национальностей (ОПРНА) за январь 2007 года, около 50% белорусов считают себя религиозными. Правительство заявило, что среди лиц, исповедующих религию, примерно 80% принадлежат к БПЦ, 14% идентифицируют себя с католической церковью, 4% являются членами восточных религиозных групп (включая мусульман, кришнаитов и бахаи), и 2% - протестанты (включая адвентистов седьмого дня, старообрядцев, свидетелей Иеговы, апостольских христиан и лютеран). Из тех, кто идентифицирует себя как белорусский православный или католик, только 18% и 50% соответственно регулярно посещают религиозные службы. Есть также приверженцы Греко-католической церкви и других православных групп, помимо БПЦ. Еврейские группы заявили, что от 50 000 до 70 000 человек считают себя евреями. Большинство евреев не были религиозно активными.
В январе 2007 года ОПРНА сообщило о 3103 религиозных организациях 25 религиозных конфессий и конфессий в стране, в том числе о 2953 зарегистрированных религиозных общинах и 150 национальных и конфессиональных организациях (монастырях, братствах, миссионерских и т.д.). В их число входили 1399 белорусских православных, 493 христианина-евангелиста, 440 католиков, 267 христиан-евангелистов-баптистов, 74 адвентиста седьмого дня, 54 христианина полного Евангелия, 33 старообрядца, 29 евреев, 27 лютеран, 26 свидетелей Иеговы, 24 мусульманина, 21 новоапостольский. Церковь, 17 прогрессивных иудаистов, 13 греко-католиков, 9 апостольских христиан, 6 кришнаитов, 5 бахаи, 5 Церковь Христа, 4 мормона, 2 мессианского, 1 реформистская церковь, 1 пресвитерианская, 1 армянская апостольская, 1 латино-католическая и 1 Общины церкви Св. Йогана.
Иностранное духовенство и миссионеры пытались действовать в стране, но были подвергнуты депортации и отказу или аннулированию виз.
Статус религиозной свободы
[ редактировать ]Правовая и политическая основа
[ редактировать ]Конституция предусматривает свободу религии; однако на практике правительство ограничило это право. Хотя измененная в 1996 году Конституция подтверждает равенство религий и конфессий перед законом, она также содержит ограничительные формулировки, предусматривающие, что сотрудничество между государством и религиозными организациями «регулируется с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусский народ». OPRRNA регулирует все религиозные вопросы.
В 2002 году президент Лукашенко подписал закон о религии, несмотря на протесты правозащитных организаций, Европейского Союза и отечественных религиозных групп. Закон признает «определяющую роль Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа», а также историческое значение католицизма, иудаизма, ислама и евангелического лютеранства, групп, обычно называемых к «традиционным верованиям». Однако традиционные конфессии, упомянутые в законе, не включают религиозные группы, такие как клаванистская церковь, которая была распространена среди дворянства с 16 века. [10] и беспоповские старообрядцы, имеющие исторические корни в стране, относящиеся к 17 веку.
Несмотря на гарантированную законом свободу вероисповедания, он содержит ряд ограничительных элементов, усиливающих контроль государства над деятельностью религиозных групп. Закон требует, чтобы все религиозные группы получали предварительное разрешение правительства на ввоз и распространение литературы, запрещает иностранцам руководить религиозными организациями и лишает религиозные общины права создавать школы для подготовки собственного духовенства. Кроме того, закон ограничивает деятельность религиозных общин территориями, где они зарегистрированы, и устанавливает сложные регистрационные требования, выполнить которые некоторым общинам, как «традиционным», так и «нетрадиционным», сложно. Закон также требует, чтобы все ранее зарегистрированные группы перерегистрировались к 2004 году, и запрещает любую религиозную деятельность незарегистрированных групп.
Закон о религии устанавливает три уровня религиозных групп: религиозные общины, религиозные объединения и республиканские религиозные объединения. Религиозные общины или местные отдельные религиозные организации должны включать в себя не менее 20 человек старше 18 лет, проживающих в соседних районах. Религиозные объединения должны включать не менее 10 религиозных общин, одна из которых должна действовать в стране не менее 20 лет, и могут быть образованы только религиозным объединением республиканского (национального уровня). Республиканские религиозные объединения могут быть сформированы только при наличии действующих религиозных общин в большинстве из шести регионов страны.
Религиозная община должна представить список имен своих основателей, мест жительства, гражданства и подписей, а также копии учредительного устава, протокола учредительного собрания и разрешение региональных властей, подтверждающее право общины занимать или использовать любое имущество, указанное в его учредительном уставе. Все заявления о регистрации рассматриваются облисполкомами (для групп за пределами Минска) или Мингорисполкомом. Для общины, исповедующей религию, которая ранее не была «известна» правительству, также должна быть представлена информация о вере. Никаких ранее «неизвестных» религиозных общин в отчетном периоде зарегистрировано не было.
Религиозное объединение обязано предоставить список членов руководящего органа с биографическими данными, подтверждение разрешения на пребывание объединения в установленном месте, а также протоколы его учредительного съезда. Религиозные объединения имеют исключительное право создавать религиозные образовательные учреждения, приглашать иностранцев к работе с религиозными группами, организовывать монастырские и монашеские общины. Все заявки на создание ассоциаций и республиканских объединений должны быть поданы в OPRRNA. За отчетный период Правительство зарегистрировало пять республиканских религиозных организаций. Местные религиозные группы продолжали призывать к отмене хотя бы части закона 2002 года. Христианские общины утверждали, что закон жестко ограничивает их деятельность, подавляет свободу вероисповедания и узаконивает уголовное преследование отдельных лиц за их религиозные убеждения.
Конкордат 2003 года между БПЦ и правительством гарантирует БПЦ автономию во внутренних делах, свободу совершать религиозные обряды и другую деятельность, а также особые отношения с государством. В конкордате признается «влияние БПЦ на формирование духовных, культурных и национальных традиций белорусского народа». Он призывает правительство и Банк Канады сотрудничать в реализации политики в различных областях, включая образование, развитие и защиту культурного наследия, а также безопасность. Хотя в нем говорится, что соглашение не будет ограничивать религиозные свободы других религиозных групп, конкордат призывает правительство и БПЦ бороться с неназванными «псевдоррелигиозными структурами, которые представляют опасность для отдельных лиц и общества». Кроме того, БПЦ обладает эксклюзивным правом использовать слово «Православная» в своем названии и использовать в качестве своего символа изображение Креста Евфросинии, покровительницы страны.
8 января 2007 года президент Лукашенко наградил нескольких членов БПЦ наградами «За духовное возрождение» в знак признания их усилий по развитию «моральных традиций, которые способствуют духовным ценностям… между различными национальностями и религиями». На встрече с епископами БПЦ 21 декабря 2006 года президент Лукашенко высоко оценил сотрудничество между правительством и БПЦ и подчеркнул их общие цели - гражданское согласие и национальное единство. Президент также отметил помощь правительства Банку Канады: в 2006 году правительство профинансировало проекты Банка Канады на сумму 3 миллиона долларов (6,4 миллиарда рублей).
Ограничения свободы вероисповедания
[ редактировать ]Правительство ограничивало свободу вероисповедания как активно, так и косвенно. Правительство ввело законы, ограничивающие свободу вероисповедания, слова и собраний. Правительство иногда несло ответственность за акты религиозной нечувствительности или нетерпимости, но регулярно не осуждало их. Правительство часто называло группы, которые оно не считало традиционными, «нетрадиционными», а правительственные чиновники и государственные средства массовой информации широко использовали термин «секта» при упоминании таких групп, хотя это и не является официальным обозначением. Иностранные миссионеры, духовенство и работники благотворительных организаций столкнулись с увеличением препятствий со стороны правительства, включая депортацию и отказ или аннулирование виз. Независимо от официальной регистрации или без нее, некоторые религиозные группы столкнулись с трудностями при аренде или покупке недвижимости для создания мест отправления культа, строительства церквей или повторного приобретения контролируемой государством религиозной собственности. . В Беларуси запрещена Ахмадийская мусульманская община [11]
Форум 18 сообщил, что БПЦ и правительственные чиновники оказывали давление на прихожан незарегистрированной Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), которая отделилась от БПЦ в 1927 году, чтобы те отозвали свои имена из заявки РПЦЗ на регистрацию. Если хотя бы один из 20 подписавших заявление отзовет свое имя, РПЦЗ будет вынуждена начать процесс заново. РПЦЗ заявила, что с августа по октябрь 2006 года два священника Московского Патриархата угрожали лишить прихожан таинств, если они продолжат поддерживать «незаконную и неканоническую секту». РПЦЗ заявила, что имена прихожан оба священника получили от местных властей.
14 сентября 2006 года пастор Сергей Хайль, председатель незарегистрированной Независимой евангелическо-лютеранской церкви в Республике Беларусь, сообщил, что правительство отказалось зарегистрировать ее как общереспубликанское объединение. С октября 2004 года Церковь пыталась зарегистрироваться как объединение и провела четыре учредительных собрания в Бобруйске, чтобы выполнить регистрационные требования. OPRRNA заявила, что в ее заявке были «технические ошибки».
Многие «традиционные» и «нетрадиционные» религиозные группы продолжали сталкиваться с проблемами при получении или регистрации собственности, особенно при попытках переоборудовать жилую недвижимость для религиозного использования. По данным правительства, закон разрешает использовать жилую недвижимость для религиозных служб только после того, как она будет переоборудована из жилого помещения. Жилищный кодекс допускает использование такого имущества в нежилых целях с разрешения местных исполнительных и распорядительных органов. В результате несколько протестантских церквей и «нетрадиционных» групп оказались в тупике: им было отказано в разрешении на преобразование их собственности для религиозного использования, поскольку они не были зарегистрированы, но они не смогли зарегистрироваться из-за отсутствия юридического адреса. Такие группы часто были вынуждены собираться нелегально или в домах отдельных членов.
22 марта 2007 года Высший хозяйственный суд отложил на неопределенный срок рассмотрение дела в отношении церкви «Новая жизнь» в Минске. Церкви «Новая жизнь» грозило закрытие, поскольку власти отказались зарегистрировать ее в коровнике, которым она владела и хотела использовать для богослужений; незарегистрированный статус делал всю ее деятельность незаконной. В знак протеста против постановления Минского городского хозяйственного суда от 24 июля 2006 года продать здание церкви городу по цене, намного ниже рыночной, и освободить помещение к 8 октября 2006 года, члены церкви «Новая жизнь» и сочувствующие им начали акцию протеста. -дневная голодовка, что побудило власти пересмотреть свое решение. С разрешения местных властей Минска около 700 прихожан и сторонников церкви «Новая жизнь» собрались 21 октября 2006 года на площади Бангалора в знак протеста против принудительной продажи. На конец отчетного периода дело оставалось на рассмотрении.
6 декабря 2006 года власти Гродно разрешили римско-католической общине Пресвятой Богородицы Матери Милосердия построить храм для своего 8-тысячного прихода, который раньше проводил богослужения в небольшом деревянном доме, вмещавшем всего 300 человек. Двенадцать членов церкви объявили голодовку 1 декабря 2006 года и продолжали ее до тех пор, пока власти не удовлетворили их просьбу. Впервые община обратилась за разрешением на строительство церкви в 1998 году.
4 декабря 2006 года Минская община сознания Кришны (кришнаиты) была вынуждена покинуть свой офис на автосервисе после проверки органов санитарного и чрезвычайного надзора. Однако инспекторы разрешили всем остальным арендаторам остаться. Минская и Бобруйская общины кришнаитов искали юридический адрес после того, как в 2004 году им было отказано в регистрации. Они попытались зарегистрироваться на автосервисе, но в ноябре 2006 года власти отказали в их просьбе.
15 июля 2006 года Верховный суд отклонил апелляцию пастора Георгия Вязовского на закрытие его реформаторской баптистской церкви «Завет Христа». Минский городской суд закрыл церковь в мае 2006 года, поскольку прихожане попытались зарегистрироваться в жилом доме в нарушение закона, согласно которому все религиозные группы должны регистрироваться по «юридическому» адресу.
Постановлением правительства определены меры по обеспечению общественного порядка и безопасности во время массовых собраний. Некоторые представители зала для собраний назвали указ основанием для отмены или отказа в продлении соглашений с религиозными группами об использовании их помещений. В отчетный период по-прежнему было сложно, особенно для незарегистрированных групп, арендовать государственное помещение. Протестантские общины больше всего пострадали от этого указа, поскольку у них было меньше шансов владеть собственной собственностью и им приходилось арендовать общественные места, когда их члены были слишком многочисленны, чтобы собираться в частных домах.
25 июня 2007 года Центральный район Минска уведомил Иоанно-Предтеченскую церковь о том, что не может арендовать помещения в государственном Доме профсоюзов якобы из-за несоответствия графиков.
С февраля 2006 года и до конца отчетного периода харизматическая церковь «Живое слово» в Гродно по меньшей мере семь раз пыталась арендовать помещения для собраний, но государственные собственники отказывались от каждой попытки.
28 декабря 2006 года государственный идеолог Олег Бобрик без объяснения причин прервал семинар по семейным отношениям, который проводил протестантский проповедник в Воложинском дворце культуры. В тот же день воложинские власти уволили 15 сотрудников Дворца культуры. Пастор евангельской христианской баптистской церкви «Вефил» Сергей Яску заявил, что увольнения были попыткой государственных чиновников «исключить всякое сотрудничество христиан-евангелистов с общественными организациями».
В течение отчетного периода правительство ограничивало мирные собрания в целях религиозной деятельности. 4 июня 2007 года Мингорисполком отказал незарегистрированной партии «Белорусская христианская демократия» (БХД) в разрешении провести 8 июня митинг протеста против подавления властями свободы совести на площади Свободы. В апреле 2007 года власти аналогичным образом отказали БХД в разрешении на проведение митинга в поддержку свободы вероисповедания.
Поступали заслуживающие доверия сообщения о том, что местные власти и учителя пытались выяснить, какие дети посещают баптистскую воскресную школу. По данным «Форума 18», баптистский пастор Геннадий Бруцкий утверждал, что детям, которые, как выяснилось, посещали баптистскую воскресную школу, угрожал директор школы. Точно так же пастор Яску заявил, что государственный идеолог Бобрик потребовал от учителей узнать, посещают ли их ученики протестантскую воскресную школу. Если дети посещали такую школу, учителям приходилось «поговаривать» с их родителями.
В течение отчетного периода правительство осуществляло мониторинг мирных групп религиозных меньшинств, особенно тех, которые воспринимались как «иностранные» или «культы». Достоверные источники сообщили, что сотрудники госбезопасности часто посещали протестантские службы для ведения наблюдения.
Разрешение на посещение иностранных религиозных деятелей часто представляло собой длительный бюрократический процесс. Закон требует однолетних многократных виз для «духовной деятельности» для иностранных миссионеров и священнослужителей. Организация, приглашающая иностранных священнослужителей, должна направить в OPRRNA письменный запрос, указав предполагаемые даты и причину запрашиваемого визита. Даже если визит совершается в нерелигиозных целях, таких как благотворительная деятельность, представители должны получить визу и разрешение OPRRNA. У OPRRNA есть 20 дней на то, чтобы дать ответ, и обжалование его решения не предусмотрено.
Наблюдатели выразили обеспокоенность тем, что отсутствие единых правительственных указаний по реализации изменений в визовом законодательстве, внесенных в феврале 2006 года, повлияло на возможность миссионеров жить и работать в стране. Власти часто допрашивали иностранных миссионеров и гуманитарных работников, а также местных граждан, которые работали с ними, об источниках и использовании их финансирования. Также поступали заслуживающие доверия сообщения о том, что за этими иностранными рабочими следили и наблюдали сотрудники службы безопасности.
По данным «Форума 18», в сентябре 2006 года власти отказали гражданину Израиля раввину Боруху Ламдану в разрешении на ведение религиозной деятельности из-за его предполагаемой «незаконной коммерческой деятельности», хотя ему было разрешено остаться в стране. Раввин Ламдан отверг обвинения, заявив, что отказ был вызван задержкой уплаты налогов на благотворительные пожертвования, которые были отправлены ему лично. Ламдан покинул страну в июне 2007 года после того, как правительство не продлило его религиозную визу.
В июле 2006 года власти отказали незарегистрированному Союзу полного Евангелия в разрешении пригласить нигерийского пастора Ансельма Мадубуко проповедовать в трех церквях-членах «Нового поколения». Власти заявили, что у группы «нет оснований» приглашать его, поскольку она не зарегистрирована, и отметили, что считают визит Мадубуко «нецелесообразным», учитывая предполагаемое «нарушение» белорусского законодательства со стороны «Нового поколения».
Правительство не разрешает иностранным миссионерам заниматься религиозной деятельностью за пределами принимающих их учреждений. Для перевода между религиозными организациями, включая приходы, требуется предварительное разрешение государства. Например, 13 октября 2006 года власти оштрафовали гражданина Польши и католического священника Антония Кочко на 29 долларов (62 000 рублей) за проведение «несанкционированной» религиозной службы в Минске, поскольку он был прикомандирован к церкви в Слуцке.
Органы внутренних дел могут принудить к выезду иностранных священнослужителей путем отказа в регистрации и разрешении на пребывание. Органы власти могут действовать независимо или на основе рекомендаций других государственных органов.
Весной 2007 года основатель/пастор минской церкви «Новый Завет» и пастор ее мессианской еврейской общины, гражданин США, проработавший в стране 10 лет, был вынужден покинуть страну. Власти отказались продлить ему разрешение на работу весной 2006 года. В октябре 2006 года власти отказались продлить визы 12 польским католическим монахиням и священникам из Гродненской области, которые работали в стране более 10 лет, сославшись на необходимость предоставления местных выпускники католических семинарий с работой. Несмотря на голодовки, петиции и протесты католической общины, священникам и монахиням было приказано покинуть страну к 31 декабря 2006 года.
Законодательство запрещает "подрывную деятельность" иностранных организаций и создание представительств иностранных организаций, деятельность которых разжигает "национальную, религиозную и расовую вражду" или может "оказать негативное воздействие на физическое и психическое здоровье людей". 30 мая 2007 года власти оштрафовали гражданина Польши Ярослава Лукасика, неофициального пастора Иоанно-Предтеченской церкви, на 15 долларов (31 000 рублей) за проведение несанкционированных богослужений в доме коллеги-пастора 27 мая. При этом ему выдали документов о депортации за «неоднократные нарушения режима пребывания иностранцев», обязал его покинуть страну до 7 июня и запретил ему повторный въезд в течение пяти лет. Лукасик отверг обвинения, заявив, что 27 мая он посещал, а не проводил религиозные службы. 8 мая 2007 года власти аннулировали вид на жительство Лукасика из-за его предполагаемого участия в «деятельности, направленной на причинение ущерба национальной безопасности». Лукасик обжаловал штраф и постановление о депортации в местный суд, но суд отклонил апелляции 20 и 27 июня соответственно. Лукасик женат на местном гражданине и имеет троих детей, являющихся местными гражданами. Независимые СМИ сообщили, что его семья также обратилась в высший суд Минска; однако власти утверждали, что документы, относящиеся к делу, были «утеряны» и не могли быть найдены до истечения срока давности по апелляции.
Иностранным гражданам, официально находящимся в стране для нерелигиозной деятельности, может быть объявлен выговор или выдворена, если они участвуют в религиозной деятельности.
21 июня 2007 года судья Могилева отменил штрафы в отношении семи граждан США из-за технических ошибок и отправил дело на новое рассмотрение. 16 февраля 2007 г. правительство депортировало семерых человек и запретило им въезд в страну на два года по двум отдельным пунктам обвинения в незаконном обучении и незаконной религиозной деятельности. 13 февраля полиция предъявила группе обвинение в нарушении статьи 185 КоАП "Нарушение правил пребывания иностранных граждан в Беларуси" и оштрафовала их на 15 долларов (32 000 рублей) каждого за занятие деятельностью, несовместимой с условиями их виз. ; по данным правительства, семеро не получили предварительного разрешения Министерства образования, прежде чем начали преподавать английский язык в молитвенном доме в Могилеве. Обвинения были связаны с полицейским рейдом 9 февраля на здание церкви; на конец отчетного периода результаты повторного судебного разбирательства еще не были получены.
14 марта 2007 г. власти аннулировали вид на жительство протестантского сотрудника гуманитарной помощи США и депортировали его. Власти заявили, что он был причастен к деятельности, «направленной на причинение ущерба национальной безопасности», не объяснив предполагаемую угрозу. Мужчина занимался благотворительностью и посещал протестантскую церковь в Минске.
Представитель Союза баптистов Геннадий Бруцкий сообщил, что власти допросили гражданина США, имевшего визу для гуманитарной работы, после того, как он выступил на церемонии выпуска Библейского колледжа в мае 2006 года. В марте 2007 года власти отказались продлить визу этого человека, вынудив его покинуть страну.
По закону гражданам не запрещено заниматься прозелитизмом, и они могут свободно говорить о своих религиозных убеждениях; однако на практике власти часто вмешивались или наказывали некоторых лиц, которые занимались прозелитизмом от имени зарегистрированных или незарегистрированных религиозных групп. Власти регулировали каждый аспект прозелитизма и распространения литературы.
Правительство продолжало преследовать и штрафовать кришнаитов за незаконное распространение религиозной литературы. В январе 2007 года власти конфисковали 14 книг у кришнаитов и оштрафовали этого человека на 15 долларов (32 000 рублей) за незаконное распространение религиозных материалов.
12 июня 2007 г. полиция сняла с моста в центре Минска табличку с надписью «Я имею право на веру» через 90 минут после ее установки активистами оппозиции.
Правительство продолжало использовать учебники, пропагандирующие религиозную нетерпимость, особенно по отношению к «нетрадиционным» конфессиям. Лидеры протестантских общин раскритиковали формулировки учебника «Основы домашней и личной безопасности» как дискриминационные по отношению к протестантам, особенно главу, озаглавленную «Остерегайтесь сект». Глава включает абзац, информирующий студентов о таких «сектах», как адвентисты седьмого дня, Церковь Марии, Белое Братство и Свидетели Иеговы. Министерство образования продолжало использовать учебник «Человек, общество и государство», в котором протестантов и кришнаитов называют «сектами», даже после протестов религиозных групп. Власти пообещали изменить язык в следующем издании книг; к концу периода, охватываемого настоящим отчетом, ни одна книга не была переиздана.
В течение отчетного периода правительство предприняло шаги, чтобы «предупредить» общественность о «новых» группах и препятствовать их росту. 15 июня 2007 года государственная газета «Республика» опубликовала статью под названием «Новые крестоносцы», в которой сравнила современную католическую миссионерскую деятельность с крестовыми походами и охарактеризовала участие Папы Иоанна Павла II в падении коммунизма как «дьявольское предприятие», обвиняя в сотрудничестве с ЦРУ. Польская община страны осудила статью и потребовала возбудить уголовное дело против ее автора и редактора газеты. Позже «Республика» принесла извинения. 12 декабря 2006 года «Республика» призвала власти относиться к «новым» религиям с особой осторожностью, поскольку они могут привести к трагедии и создать угрозу обществу. Автор утверждал, что новые религии, в том числе саентология, каббала и буддизм, являются синкретическими и не учат своих последователей "ничему хорошему".
21 мая 2007 года главный пастор «Божьей благодати» Сергей Хомич получил письмо от государственного телеканала «Лад», отрицающее какие-либо правонарушения в передаче от 12 мая, в которой телеведущий назвал общину «Божья благодать» «тоталитарной и деструктивной сектой». " Ведущий Артём Махакеев, транслируя кадры молебна «Божья благодать» и конференции, обвинил целителей в выманивании денег у больных людей и предупредил, что богатые «часто становятся объектом внимания сектантов».
8 декабря 2006 г. правительство проинформировало церковь «Новая жизнь», что не будет возбуждать дело против контролируемого государством «Капитал ТВ» (СТВ). 14 и 15 октября 2006 г. телеканал СТВ выступил с клеветническими обвинениями в адрес незарегистрированной протестантской группы в репортаже под названием «Странные поклонники не менее странной религии». Когда СТВ не отказалось от своих обвинений, церковь «Новая жизнь» обратилась к властям с просьбой возбудить против СТВ уголовное дело и опровергнуть обвинения телеканала. Правительство отказало на том основании, что «в их действиях не было никаких признаков преступления».
Несмотря на привилегированный статус Банка Канады, правительство также предупредило о «чрезмерном влиянии» Банка Канады. Президент Лукашенко встретился с высокопоставленными епископами БПЦ 21 декабря 2006 года, чтобы объяснить свой «прагматичный» подход к БПЦ после того, как она пожаловалась на статью в государственной газете, написанную сотрудником президентской администрации, которая предостерегала граждан от влияния БПЦ и утверждала, что она ослабляет Влияние государственной идеологии.
Поступали заслуживающие доверия сообщения о вмешательстве правительства в религиозные поездки. Белорусский Христианский Дом прав человека сообщил, что 3 января 2007 г. власти остановили и обыскали автобус, в котором находилось около 40 молодых католиков и протестантов, на границе Беларуси и Польши в течение примерно 5 часов. Группа возвращалась в Беларусь после паломничества в Хорватию.
9 августа 2006 г. пограничники задержали и перевезли в Минск 47 детей и взрослых баптистов, которые находились на религиозном ретрите в частной усадьбе на западе Гродненской области по подозрению в нарушениях правил охраны труда и техники безопасности. Накануне местные власти приказали собравшимся разойтись и пригрозили отвезти детей в полицейский участок для несовершеннолетних правонарушителей и брошенных детей. После их освобождения высокопоставленный минский чиновник по делам религии публично признал, что ретрит был законным, поскольку мероприятие организовали частные лица. По данным «Форума 18», различные ведомства ежедневно проводили до четырех проверок в баптистском летнем молодежном лагере в Брестской области.
В течение отчетного периода произошла ограниченная реституция религиозного имущества. Правовой основы для реституции имущества, захваченного во время советской и нацистской оккупации, не существует, а закон ограничивает реституцию имущества, используемого в культурных или образовательных целях. Правительство не возвращало здания, если им некуда было переселить нынешних жильцов. Например, большинство прошлых запросов еврейской общины о возвращении минских синагог, которые использовались как театры, музеи, спортивные комплексы и пивные, были отклонены. Однако в течение отчетного периода еврейские общины не требовали возврата зданий или другой недвижимости.
28 ноября 2006 г. местные власти Воложина пригрозили лишить еврейскую общину права владеть возвращенным зданием ешивы из-за отсутствия ремонтных работ. Еврейская община начала ремонтные работы в ешиве, которая была возвращена общине в 1990-х годах, но до завершения работ у них закончились средства. Власти в конечном итоге не конфисковали 200-летнее здание после того, как в мае 2007 года базирующийся в США комитет пообещал собрать средства для финансирования реконструкции.
В конце отчетного периода католическая община Св. Иосифа в Минске продолжала добиваться от правительства возвращения бывших зданий бернардинского костела и монастыря, где размещались государственные архивы и которые планируется переоборудовать в гостиницу и развлекательный центр. Община проводила на этом месте регулярные молитвенные службы с тех пор, как в 2004 году впервые узнала о планах реконструкции, но в марте 2007 года правительство объявило о новых планах преобразования, после чего община начала кампанию по сбору петиций. По состоянию на 4 июня 2007 г. под петицией было подписано более 10 000 человек. Ранее председатель ОПРНА заявил, что, поскольку у правительства нет средств на строительство новых зданий архива, церковь и монастырь не могут быть возвращены. 7 июня власти не позволили общине собраться для молитвы, заявив, что им нужно разрешение на собрание, но не задержали ни одного верующего. 16 июня около 90 человек собрались возле церкви и зажгли свечи под наблюдением полиции.
По данным Госдепартамента США , активисты Белорусского международного общества сознания Кришны (ИСККОН) боятся регистрировать свои общины из-за возможного мошенничества и мести со стороны властей. [12]
В 2016 году активист ИСККОН в Гомеле был оштрафован за религиозную деятельность на открытом воздухе. [13] По данным Хьюман Райтс Вотч , аресты активистов ИСККОН и других индуистов происходят регулярно. [14]
В июле 2021 года белорусские власти начали атаку на неправительственные организации, а среди принудительно закрытых Минюстом НПО оказалась «Веданта вада» ( рус . Веданта вада ) — индуистская культурно-просветительская организация. [15] «Веданта вада» базировалась в Могилеве и активно пропагандировала индийскую культуру и религию. [16]
Злоупотребления религиозной свободой
[ редактировать ]Правительство продолжало нарушать свободу вероисповедания нескольких религиозных групп. Как и в прошлом, наиболее распространенным обвинением против религиозных лидеров была организация или проведение несанкционированного собрания. Это обвинение вытекает из закона, ограничивающего свободу собраний .
Закон позволяет людям собираться для молитвы в частных домах; однако он накладывает ограничения на проведение ритуалов, обрядов или церемоний в таких местах и требует предварительного разрешения местных властей. В течение отчетного периода протестантские и православные общины, не входящие в БПЦ, были оштрафованы или предупреждены за незаконное проведение религиозных служб, проведение несанкционированной религиозной деятельности или незаконные собрания без предварительного разрешения правительства.
26 июня 2007 года Центральный районный суд Минска отклонил жалобу пастора зарегистрированной церкви Иоанна Предтечи Антония Бокуна на то, что полиция жестоко обращалась с ним после его ареста в начале месяца. 4 июня 2007 года судья Минского районного суда приговорил Бокуна к трем суткам ареста за организацию несанкционированной религиозной службы в его доме 3 июня. В тот день 10 чиновников ворвались в дом Бокуна во время церковной службы и забрали его и польского протестантского пастора. Ярослав Лукасик в отделение полиции. Полиция отпустила Лукасика через несколько часов, но Бокуна задержала на ночь, несмотря на его сердечно-сосудистое заболевание. Он заболел и нуждался в медицинской помощи. 27 и 20 июня 2007 г. соответственно Минский городской суд отклонил апелляции Бокуна на тюремное заключение и штраф, вытекающие из отдельного инцидента. 28 мая суд признал Бокуна виновным в проведении незаконного богослужения и оштрафовал его на 290 долларов (620 000 рублей). Полицейские арестовали Бокуна 27 мая после того, как они вошли в его дом и сняли службу на видео.
8 мая 2007 года полиция задержала и предупредила молодежного активиста Ивана Шутко, что его участие в кампании по предотвращению превращения римско-католического монастыря в Минске в гостиницу и казино может обернуться «большими проблемами».
11 апреля 2007 года власти вынесли официальное предупреждение Сергею Нестеровичу из незарегистрированного «Братства Преображения Господня» за регулярное проведение незаконных религиозных собраний в его квартире и сбор денежных средств. В марте 2007 года тайная полиция КГБ провела трехчасовой обыск в квартире Нестеровича во время молитвенного собрания. Полиция обыскала квартиру, конфисковала письменные материалы, допросила и сфотографировала участников. Нестерович обжаловал предупреждение, но власти отклонили апелляцию.
В декабре 2006 года власти вынесли пастору церкви «Благодать Иисуса» в селе Крупки Николаю Боричевскому письменное предупреждение за нарушение правил получения вида на жительство; он проигнорировал предупреждение и остался в Крупках. Когда Боричевский спросил, что послужило основанием для предъявления обвинения, чиновники ответили, что его неоднократная критика режима привлекла их внимание.
30 августа 2006 года пастор Церкви Спасения Союза евангельских христиан (УЦСК) Сергей Познякович был оштрафован на 2170 долларов (4,65 миллиона рублей) за совершение обряда крещения в близлежащем озере. В июле 2006 года епископ УЕЦСС Николай Куркаев был оштрафован на 75 долларов (160 000 рублей) за проведение несанкционированного богослужения. 28 июля 2006 г. власти оштрафовали пастора церкви «Новая жизнь» Вячеслава Гончаренко на 470 долларов (1 миллион рублей) за проведение несанкционированной религиозной службы ранее в том же месяце. За предыдущий отчетный период было зарегистрировано как минимум 13 случаев, когда правительство налагало штрафы в размере от 13 до 2600 долларов США (от 26 000 до 5,3 миллиона рублей) за незаконную религиозную деятельность.
Сообщений о принудительном обращении в религию не поступало.
Антисемитизм
[ редактировать ]За отчетный период увеличилось число отдельных антисемитских инцидентов. Государство терпимо относится к антисемитизму. Антисемитские действия расследовались лишь спорадически, и правительство разрешило государственным предприятиям свободно печатать и распространять антисемитские материалы.
В отличие от предыдущих отчетных периодов, государственные периодические издания не нападали на еврейские религиозные группы; однако продажа и распространение антисемитской литературы через государственных распространителей прессы, правительственные учреждения и магазины, связанные с БПЦ, продолжались. В отчетный период антисемитские и российские ультранационалистические газеты и литература, DVD-диски и видеокассеты продолжали продаваться в магазине «Православная книга», где продается православная литература и религиозная атрибутика. Магазин входил в компанию «Христианская инициатива», генеральный директор которой часто писал ксенофобские статьи. В магазине продолжали распространяться антисемитская и ксенофобская газета «Русский вестник», несмотря на распоряжение Генпрокуратуры и Министерства информации от 2003 года об изъятии экземпляров из магазина. Официальный сайт БПЦ чтит Гаврила Белостокского, маленького ребенка, предположительно убитого евреями под Гродно в 1690 году, как одного из ее святых и мучеников. В поминальной молитве, которая будет произнесена в годовщину его смерти, утверждается, что "мученик и мужественный" Гаврила "разоблачил еврейскую нечестность". В «Православной книге» также можно было найти книгу исследователя Национальной академии наук Беларуси (БНАН) Валерия Зеленевского «Демоны на русской земле: глобализм как порождение зла». Изданная в Минске в конце 2006 года книга содержит многочисленные антисемитские высказывания, например, о том, что «евреи до сих пор придерживаются взглядов, выступающих за рабство». Поскольку государственное БНАС одобрило публикацию книги, еврейские лидеры и правозащитники сочли ее отражением определенных сегментов идеологии режима.
За отчетный период несколько еврейских религиозных объектов подверглись вандализму.
28 июня 2007 г. местные еврейские лидеры сообщили, что четыре надгробия на еврейском кладбище были снесены вандалами в Могилеве ранее на этой неделе. В полицию обратились родственники похороненных в могилах, один из которых предположил, что тяжелые надгробия могли быть снесены ураганом, несмотря на то, что сильных штормов во время инцидента не было.
9 мая 2007 года вандалы подожгли цветы, возложенные к памятнику жертвам Брестского еврейского гетто. Полиция возбудила уголовное дело, но не нашла подозреваемых. Это был восьмой акт вандализма в отношении памятника с момента его установки в 1992 году и третий за отчетный период. В феврале 2007 года памятник осквернили вандалы, однако подозреваемые не были установлены. 29 ноября 2006 года у того же памятника произошел взрыв. Взрыв нанес незначительный ущерб мемориалу. Еврейская община выразила протест против отказа местных властей возбудить уголовное дело по ноябрьскому инциденту, который полиция назвала мелким хулиганством. По словам лидера местной еврейской общины, на конец отчетного периода полиция все еще расследовала февральский инцидент.
4 мая 2007 года вандалы нарисовали изображение Звезды Давида, висящей на виселице на фундаменте моста в Бресте. Граффити было удалено вскоре после того, как оно появилось, и местная еврейская община не подала заявление в полицию.
1 марта 2007 года независимые СМИ сообщили, что вандалы сняли часть металлической мемориальной доски, прикрепленной к памятнику, построенному на месте старого еврейского кладбища в память об убийстве бременских евреев Минского гетто. Также в начале марта 2007 года исчезла бронзовая мемориальная доска на жилом доме в центре Минска, установленная в память об убийстве бременских евреев. Неизвестный мужчина заявил, что нашел мемориальную доску и вернул ее еврейской общине после объявления о том, что посол Германии выплатит вознаграждение в размере 1350 долларов (2,9 миллиона рублей) за возвращение мемориальной доски. В конце февраля 2007 года вандалы повредили Звезду Давида на мемориальной доске в Куропатах в честь евреев-жертв сталинизма.
3 мая 2007 года полиция Борисова возбудила уголовное дело по факту вандализма на еврейском кладбище. В конце апреля вандалы снесли и повредили 16 надгробий. На конец отчетного периода дело оставалось открытым; подозреваемые не установлены.
В конце февраля 2007 года активисты-неонацисты напали на Ларису Шукайло, главу могилевского отделения Белорусской ассоциации жертв политических репрессий. Двое молодых людей бросили в Шукайло бутылку с криками «Уйди в свой Израиль!» Шукайло подал жалобу властям, однако к концу отчетного периода подозреваемые не были выявлены.
12 ноября 2006 года вандалы осквернили мемориал Холокоста «Яма» в центре Минска белой краской и свастиками. Несмотря на обнаружение на месте происшествия ряда неонацистских антисемитских листовок, подписанных «Фронтом арийского сопротивления Белой Руси», власти сочли инцидент проявлением подросткового хулиганства. В тот же день свастики и «Бей евреев!» граффити были нарисованы на Израильском информационном и культурном центре. В репортажах о нападениях вандалов на контролируемом государством канале СТВ еврейская культура называлась «чужой для Беларуси». Несмотря на обещания чиновников привлечь к ответственности правонарушителей, 16 марта 2007 г. полиция закрыла уголовные дела, сославшись на отсутствие подозреваемых.
В начале октября 2006 г. неизвестные вандалы повредили бетонный забор вокруг еврейского кладбища и разрушили 10 надгробий в городе Орша на севере страны; На христианском кладбище подверглись вандализму 17 надгробий. Полиция отказалась возбуждать уголовные дела, назвав действия мелкими гражданскими правонарушениями.
В сентябре 2006 года вандалы повредили пять могил на старом еврейском кладбище в восточном селе Свержан. Полиция начала расследование, но к концу отчетного периода подозреваемые не были выявлены.
Еврейская община продолжала выражать обеспокоенность по поводу концепции «великого славянского союза», популярной среди националистических организаций, действующих в стране, в том числе Русского национального союза (РНЕ), который все еще существовал, несмотря на официальное роспуск в 2000 году. На протяжении отчетного периода Еврейские лидеры обратились к властям с просьбой расследовать деятельность неонацистов, ссылаясь на продолжающийся вандализм, антисемитские граффити и угрозы гражданскому обществу и религиозным общинам. Власти ответили сочувственными письмами, но не возбудили никаких уголовных дел в связи с этими жалобами.
10 августа 2006 г. независимая газета «Витебский курьер» получила письмо от неонацистской группировки РНЕ с угрозами закрыть газету, если она продолжит публиковать статьи, дискредитирующие белорусского президента и его политику, направленную на то, чтобы сделать «славянские нации превосходящими по сравнению с евреями». На бланке был лозунг «Очистить Россию!» и фотография солдата, держащего задушенного мужчину со звездой Давида на груди и долларами США в кармане. Правоохранительные органы не стали расследовать угрозу, заявив, что, поскольку РНЕ не зарегистрировано в регионе, выследить авторов письма невозможно.
Улучшения и позитивные изменения в отношении свободы вероисповедания
[ редактировать ]Произошли некоторые положительные сдвиги в отношении свободы вероисповедания.
Власти предоставили католической общине Святого Иоанна Предтечи разрешение на строительство церкви в Минске и выделили общине земельный участок под строительство. Строительство началось 15 июня 2007 года. Это был первый католический костел, построенный в Минске после революции 1917 года.
В 2007 году власти вернули в Гродно здание Свято-Покровского православного собора.
В августе 2006 года активистам гражданского общества в Орше удалось спасти остатки церкви XVIII века. Активисты направили письма и петиции местным властям с протестом против строительства на этом месте следственного изолятора. В начале августа строительство было приостановлено, а 31 августа чиновники согласились изменить проект, чтобы не допустить повреждения фундамента церкви.
20 июля 2006 года по ее апелляции прокуратура отменила предупреждение воспитательнице дошкольного учреждения Людмиле Изаксон-Болотовской за «незаконное и преднамеренное распространение религиозных догм среди детей младшего возраста». В апреле 2006 года власти вынесли Изаксон-Болотовской официальное предупреждение после того, как по местному телевидению показали, как она и ее детская еврейская музыкальная группа отмечают еврейский праздник в государственном детском саду. Власти заявили, что она нарушила закон, проведя религиозное торжество в правительственном здании и незаконно пропагандируя иудаизм. Изаксон-Болотовская утверждала, что это было культурное мероприятие нерелигиозно-просветительского характера. Власти заставили Изаксон-Болотовскую убрать из класса «еврейские символы» и пригрозили ей будущим преследованием, если она продолжит подобную деятельность. Группа вновь собралась в сентябре 2006 года, чтобы продолжить изучение еврейской истории и традиций.
5 июля 2006 года президент Лукашенко издал распоряжение о возврате церкви Святой Троицы (костела Св. Роха) в Минске и имущества внутри Римско-католической церкви. Предыдущие 15 лет церковь использовалась как музыкальный зал Белорусской государственной филармонии.
За отчетный период было открыто несколько религиозных памятников. Хотя большинство из них финансировалось из частных источников, в большинстве церемоний открытия участвовали представители местных органов власти.
Социальные злоупотребления и дискриминация
[ редактировать ]Хотя некоторые члены общества пытались продвигать свободу вероисповедания, имели место социальные злоупотребления и дискриминация на основе религиозных убеждений, а антисемитизм и негативное отношение к группам религиозных меньшинств сохранялись.
Как и в предыдущие годы, неизвестные вандалы разрушили кресты, как православные, так и инославные, установленные в Куропатах - месте, где в 1930-е годы НКВД убило более 300 тысяч человек. В апреле 2007 года вандалы напали на мемориал сталинской резни в Куропатах, опрокинув и сломав шесть крестов. На конец отчетного периода уголовное расследование не проводилось.
30 мая 2007 года неизвестные грабители ворвались в Георгиевскую церковь в Вардомичах и похитили пять икон. Это было последнее из череды нераскрытых церковных краж со взломом, в результате которых в 2007 году было украдено 16 икон из трех разных церквей. Полиция не сообщила о каких-либо прорывах в расследовании этих преступлений, которые они приписывают группе опытных преступников.
За отчетный период произошло несколько случаев поджогов. 27 марта 2007 года вандалы подожгли римско-католическую Михайловскую церковь в Мозыре и нарисовали сатанинские граффити на наружных стенах. Десятью днями ранее вандалы разбили скульптуру, кресты и окно в церкви. 28 марта полиция арестовала четырех членов сатанинской группы «Кровавая луна»; подозреваемые оставались в тюрьме, и на конец отчетного периода расследование продолжалось.
25 декабря 2006 года вандалы подожгли православную Георгиевскую церковь в Мозыре, полностью разрушив ее крышу и внутренние стены. Остальные внешние стены были покрыты граффити. Это был второй поджог церкви за 6 недель; 13 ноября вандалы нарисовали на внешней стороне церкви сатанинские символы и подожгли ее. Четверо членов сатанинской группировки «Кровавая луна», задержанных за вандализм в Михайловском храме в Мозыре, признали себя виновными в поджоге Георгиевского храма. На конец отчетного периода они оставались под стражей в полиции, и расследование продолжалось.
13 июля 2006 г. произошел подозрительный пожар в римско-католическом храме Святого Франциска Ксавьера (Фарного) в Гродно. Огонь уничтожил часть главного алтаря и четыре скульптуры XVIII века. Полиция возбудила уголовное дело, но на конец отчетного периода никакой дополнительной информации не поступало.
В течение отчетного периода несколько кладбищ и могильников подверглись нападениям или были повреждены. 27 апреля 2007 г. полиция предъявила мужчине обвинение в нанесении ущерба историческому имуществу после того, как 10 и 16 марта 2007 г. в Заславле были подвергнуты вандализму пять курганов X и XI веков. На конец отчетного периода никакой дополнительной информации не было.
13 февраля 2007 г. полиция приостановила уголовное расследование совершенного 15 января 2007 г. нападения на мусульманское кладбище в Слониме, где находятся могилы российских солдат-мусульман, погибших в Первой мировой войне, из-за неспособности найти подозреваемых. Вандалы опрокинули шесть надгробий, разрушив два. Это было третье нападение на кладбище с 1996 года.
Независимые СМИ сообщили, что 20 ноября 2006 г. неизвестные вандалы нарисовали надпись «Не верьте сектам!». на рекламном щите в Барановичах, направляющем людей в Церковь «Спасение», филиал Союза христиан веры евангельской в Республике Беларусь. Власти и СМИ высказали мнение, что вандалами могли быть пьяные подростки. В церкви заявили, что это была организованная акция.
17 ноября 2006 г. церковь «Новая жизнь» сообщила, что полиция отказалась возбудить уголовное дело в связи с осквернением их церкви в ночь на 31 октября 2006 г. Предполагаемые члены Национал-большевистской партии, российской экстремистской группировки, забрызгали черным Нарисуйте церковь и нарисуйте красным «Нет тоталитарным сектам!» и символ партии.
В течение отчетного периода частными субъектами были предприняты некоторые позитивные действия по поощрению большего уважения и терпимости между различными религиями, а также по поощрению свободы вероисповедания.
18 июня 2007 г. генеральные секретари конференций католических епископов Европы завершили четырехдневный форум, прошедший в Минске. Впервые в новейшей истории страны секретари собрались в Минске. Они обсудили миграцию, экуменизм, пастырское попечение, отношения с мусульманскими общинами, а также проблемы, стоящие перед римско-католическими общинами в стране, включая трудности со строительством новых церквей. 15 июня состоялась успешная встреча секретарей с предстоятелем БПЦ митрополитом Филаретом.
28 мая 2007 года Глава БПЦ митрополит Филарет выразил поддержку общественному оргкомитету памяти жертв сталинских репрессий.
В феврале 2007 года цыганские и баптистские общины работали вместе, чтобы бесплатно предоставить цыганскому населению Евангелие на цыганском языке.
19 апреля 2007 г. НПО «Христианский Дом прав человека» в сотрудничестве с БХД опубликовал «Мониторинг нарушений прав христиан в Беларуси», в котором зафиксирована хроника репрессий против христиан в 2006 г. Летом был создан Христианский Дом прав человека. 2006 года для мониторинга нарушений свободы вероисповедания и работы по смягчению репрессий на свободу совести в стране.
17 июня 2007 года более 500 протестантских общин по всей стране собрались в церквях, чтобы провести молебны, призывая к изменениям в законе о религии, который они считают дискриминационным по отношению к протестантским общинам. 22 апреля христианские общины, в том числе протестанты и католики, некоторые отдельные православные священники и БХД начали кампанию по сбору 50 000 подписей под петицией, призывающей к отмене закона 2002 года о религиях и религиозных организациях. 8 мая Белорусский экзархат РПЦ призвал верующих не подписывать петицию, утверждая, что закон способствует сохранению мира между религиозными общинами и стабильности в стране. По данным кампании, к концу отчетного периода были собраны тысячи подписей.
4 июня 2007 г. независимые новостные службы сообщили, что около 5000 протестантов собрались в церкви Благодати в Минске, чтобы помолиться за преследуемых религиозных активистов и за свободу вероисповедания, включая право молиться в частных домах. Толпа приняла обращение к президенту Лукашенко с просьбой пересмотреть закон о религии 2002 года и положить конец арестам министров.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Веб-сайт правительства Беларуси, дата обращения 25 апреля 2023 г.
- ↑ Веб-сайт правительства Беларуси, дата обращения 25 апреля 2023 г.
- ^ Pew Research, опрос 2018 г., дата обращения 25 апреля 2023 г.
- ^ Pew Research, опрос 2017 г., дата обращения 25 апреля 2023 г.
- ^ Веб-сайт Форума 18, Беларусь: Исследование свободы вероисповедания, январь 2023 г.
- ↑ Freedom House, дата обращения 25 апреля 2023 г.
- ^ Отчет Госдепартамента США о международной религиозной свободе за 2009 г.
- ^ Отчет Госдепартамента США о международной религиозной свободе за 2022 год: Беларусь
- ^ «Основные факты о Беларуси» . © BELARUS.BY, 2009 - 2017 . Проверено 23 февраля 2017 г.
- ^ https://www.evangelical-times.org/john-calvins-500th-anniversary-in-belarus/
- ^ «Беларусь: Мусульмане-ахмадийцы среди запрещенных религиозных организаций» . 4 ноября 2003 года . Проверено 2 мая 2014 г.
- ^ В России, РБ, на Донбасе продолжаются преследования верующих
- ^ Гомель: кришнаита судили за религиозные песнопения на улице
- ^ РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
- ^ За полдня Минюст ликвидировал более 40 общественных организаций. Среди них «Бизнес-школа ИПМ», Пресс-клуб Беларусь, «Язык Нанова».
- ^ "Веданта Вада". Харе Кришна в Могилёве
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Отчет Госдепартамента США о свободе вероисповедания в мире за 2022 год: Беларусь
- * Форум 18, Беларусь: Исследование свободы вероисповедания, январь 2023 г.
- Бюро демократии, прав человека и труда США. Беларусь: Отчет о свободе вероисповедания в мире, 2007 г. . В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Обзор свободы вероисповедания Форума 18, июнь 2009 г.
- Веб-сайт CNE News, статья 2023 г.