Конституция Беларуси
Конституция Республики Беларусь ( белорусский : Республіковано беларусь ; русский : Конституция Республики Беларусь ) является высшим законом Беларуси Канституция . [1] Конституция состоит из преамбулы и девяти разделов, разделенных на 146 статей. [2]
Принятый в 1994 году, через три года после того, как страна провозгласила свою независимость от Советского Союза , этот официальный документ устанавливает основы белорусского государства и правительства и перечисляет права и свободы ее граждан. Однако Организация Объединенных Наций и различные наблюдатели оспаривают соблюдение верховенства закона и независимость судебной власти в Беларуси, подчеркивая консолидацию власти нынешним президентом. [3] [4] [5]
Конституция была разработана Верховным Советом Беларуси , бывшим законодательным органом страны, и находится под сильным влиянием западных конституций. В конституцию трижды вносились поправки при спорных обстоятельствах с момента ее первоначального принятия: в 1996, 2004 и 2022 годах. Два референдума , которые оспаривались независимыми наблюдателями и лидерами правительственной оппозиции, увеличили власть президента над правительством и отменили ограничения на срок полномочий президентство.
История
[ редактировать ]Белорусский портал |
Белорусская Демократическая Республика приняла свою первую временную конституцию через несколько месяцев после провозглашения независимости от Российской империи , 11 октября 1918 года. [6] В 1919 году, после оккупации страны русскими большевиками, Белоруссия стала Советской Республикой (СССР) , и была принята новая конституция. [7] Беларусь продолжала использовать эту конституцию до тех пор, пока она – вместе с Россией, Украиной и Закавказьем – не подписала договор об образовании Советского Союза . [8] Ныне Белорусская Советская Социалистическая Республика (Белорусская ССР), страна приняла свою первую конституцию советской эпохи в 1927 году, дополнив недавно принятую Советскую Конституцию . [7] После повторного принятия в 1937 году Белорусская ССР приняла свою последнюю конституцию советской эпохи в 1978 году. [7] главным образом для отражения изменений, внесенных в Советскую Конституцию 1977 года. [9]
Современная конституция
[ редактировать ]Когда Беларусь стала независимой от Советского Союза в 1991 году, Верховный Совет Беларуси принял Декларацию о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики , провозгласив законы Белорусской ССР юридическим приоритетом над законами СССР (согласно статье 7 Декларации, но это положение было включено в Конституцию 1978 года только в августе 1991 года) и официально положило начало конституционному процессу в республике. [7] [10]
Вскоре после этого правительство создало Конституционную комиссию для содействия принятию постсоветской конституции. В ноябре 1991 года комиссия направила в Верховный Совет первый из трех проектов. После одобрения Верховным Советом первый проект был опубликован в декабре 1991 года, чтобы население Беларуси могло внести свои замечания и предложения. [11] Профессора Гэри М. Шоу из колледжа Туро , Нью-Йорк, и Рассел Л. Уивер из Университета Луисвилля в 1993 году провели время в Беларуси, консультируя по разработке конституции от имени Правовой инициативы Центральной и Восточной Европы (CEELI), проекта Американской Коллегия адвокатов . [12] [13] Комиссия внесла третий и окончательный проект в Верховный совет, где он был подписан 15 марта 1994 года спикером Верховного совета и главой государства Мечиславом Грибом .
Пятнадцать дней спустя газета «Звезда» официально опубликовала Конституцию. [14] Верховный Совет принял второй закон вместе с Конституцией, названный «Закон об утверждении», признающий недействительными Конституцию Белорусской ССР 1978 года и Декларацию государственного суверенитета Белорусской Советской Социалистической Республики, за некоторыми исключениями. Закон, принятый на тринадцатой сессии Верховного Совета, также предусматривал переходные этапы для формирования должностных лиц и государственных органов в течение двух лет. [15] Ежегодно, начиная с 1994 года, 15 марта отмечается в Беларуси как День Конституции , национальный праздник. [16]
Конституция вводит разделение властей . Согласно белорусскому законодательству, каждый офис является отдельным, но должен работать вместе, чтобы служить людям. [7] Конституция также делает Беларусь президентской демократией , значительно сокращая роль премьер-министра. [17] Из пятнадцати бывших советских республик Беларусь была одной из последних, кто создал и принял новую конституцию после распада СССР . Задержка произошла из-за дебатов среди депутатов Верховного Совета, которые также пытались помешать оппозиции и демократическим силам, желающим навсегда закрыть Верховный Совет. [18] Борьба за власть за определение отношений между новой исполнительной властью и законодательной властью вызвала большую часть дебатов в 1992 и 1993 годах. [11] Бывший председатель Верховного Совета Станислав Шушкевич раскритиковал ранние проекты из-за объема полномочий, предоставленных президенту. Оппозиционный Белорусский народный фронт раскритиковал окончательные проекты из-за отсутствия баланса между двумя партиями и за то, что Вячеслав Кебич позволил себе баллотироваться на президентских выборах в июне того же года, несмотря на то, что он занимал одну и ту же роль с ССР. [11]
При разработке Конституции Беларуси депутаты Верховного Совета руководствовались конституциями различных стран, в том числе Австрии , Бельгии , Дании , Франции , Германии , Италии , Швеции , США . Внутри страны на Конституцию повлиял период советского господства и желание вернуть традиции, отброшенные советским правительством. [19] Структура Конституции аналогична Российской Федерации : например, должность Президента имеет полномочия, аналогичные тем, которые предоставлены Президенту России . [18] В целом, Конституция была направлена на то, чтобы защитить государственность Беларуси от пророссийских движений за единство, обеспечить сильного главу государства, который мог бы вылечить недуги, с которыми Беларусь столкнется в постсоветскую эпоху, и заложить компромисс между политическими фракциями в Беларуси. . [11]
Содержание
[ редактировать ]Конституция делится следующим образом.
Преамбула
[ редактировать ]В преамбуле Конституции Беларусь берет на себя ответственность за свою судьбу как члена международного сообщества. Для выполнения этой обязанности правительство обязуется проявлять "приверженность общечеловеческим ценностям, опираясь на наше неотъемлемое право на самоопределение", которое "подкреплено многовековой историей развития белорусской государственности". Беларусь также обязуется уважать права и свободы своих граждан и поддерживать стабильное правительство, управляемое народом и основанное на верховенстве закона . [20]
Раздел первый: Основы конституционного строя
[ редактировать ]Первый раздел состоит из статей с 1 по 20. Они предписывают суверенную , многопартийную представительную демократию, управляемую народом Беларуси и формирующую свою собственную внешнюю политику. Раздел первый также устанавливает, что государство защищает права и свободы своих граждан, но содержит оговорку, что гражданин Беларуси "несет ответственность перед государством за неукоснительное выполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией". [1]
Само правительство имеет систему сдержек и противовесов для каждой ветви власти, но все ветви должны быть независимы от влияния других ветвей. Правительство уполномочено принимать законы, соответствующие положениям Конституции, которые оно должно соблюдать. Если законы не соответствуют Конституции, то они могут быть признаны недействительными. Сами законы подчиняются международному праву, и Беларусь готова «признать верховенство общепризнанных принципов международного права и обеспечить соответствие своих законов таким принципам». [1]
Территория Беларуси разделена на отдельные регионы , называемые областями . Области делятся на районы, которые, в свою очередь, подразделяются на города. Конституция также допускает создание специальных регионов, которые должны контролироваться законодательством. Гражданам Беларуси также обещают защиту и спонсорство, независимо от того, находятся ли они внутри белорусских границ или в чужой стране. За некоторыми исключениями, лицам, не имеющим гражданства , и иностранцам, согласно Конституции, предоставлен тот же статус и права, что и гражданам Беларуси. Беларусь также имеет право предоставить убежище тем, кто подвергся преследованиям по причине своего этнического происхождения, политической идеологии или религиозной принадлежности. [1]
Конституция также устанавливает белорусский и русский языки как официальные языки страны, обещает нейтралитет и нераспространение ядерного оружия , принимает национальные символы и устанавливает Минск в качестве столицы (ранее Минск был столицей Белорусской Советской Социалистической Республики ). [1]
Раздел второй: Человек, общество и государство
[ редактировать ]Во втором разделе описываются права, которые правительство предоставляет гражданам. Согласно документу, обеспечение и защита этих основных прав, включающих «право на достойный уровень жизни, включая соответствующее питание, одежду, жилье, а также постоянное улучшение необходимых условий жизни», является главным приоритетом правительства. Эти права предоставлены всем гражданам Беларуси, и согласно белорусскому законодательству к каждому белорусу должно относиться одинаково. Однако эти права могут быть лишены по соображениям национальной безопасности или если в Беларуси введено чрезвычайное положение . Никому не позволено «пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону». [1] Чрезвычайное положение, которое может быть введено Президентом Беларуси согласно статье 84, должно быть одобрено Советом Республики в течение трех дней со дня его объявления, согласно статье 98. [1]
Конституция предусматривает, что жизнь – это право и что правительство будет защищать жизнь своих граждан от других граждан, которые хотят причинить вред им или их собственности. Конституция также допускает смертной казни применение за тяжкие преступления, но только в соответствии с национальным законодательством. Если граждане арестованы, им предоставляется надлежащая правовая процедура, и они не обязаны давать показания против себя или членов своей семьи. Гражданам также предоставлено право голоса, жилье, компенсация за их долю труда, возможность передвигаться куда угодно внутри Беларуси, а также право протестовать против правительства. [1]
Раздел третий: Избирательная система. референдум
[ редактировать ]Третий раздел разделен на две главы, посвященные организации и проведению выборов. Первая глава посвящена белорусской избирательной системе, а вторая глава подробно описывает организацию национальных референдумов . [1]
В Беларуси право голоса на выборах и плебисцитах распространяется на лиц старше восемнадцати лет. Во время выборов и плебисцитов гражданин может голосовать или не голосовать без каких-либо последствий со стороны правительства. Конституция описывает два способа воспрепятствовать голосованию гражданина. Во-первых, суд может вынести постановление о том, что гражданин не обладает умственной способностью понимать и голосовать. Во-вторых, человек, находящийся под стражей или в тюрьме во время выборов, не может голосовать. В Конституции ничего не говорится об избирательных правах тех, кто отбыл тюремные сроки, и не указано, как эти граждане возвращают свои права. [1]
Национальные референдумы, или плебисциты, представляют собой выборы, на которых граждане могут определить, может ли конкретный юридический текст стать официальным законом или нет. Для того чтобы это произошло, должно быть выполнено одно из следующих условий: президент желает провести одно собрание, обе палаты Национального собрания требуют его проведения или граждане ходатайствуют об этом. Если Национальное собрание призовет к плебисциту, для того, чтобы он был официальным, необходимо большинство в обеих палатах. Если граждане потребуют проведения плебисцита, они должны собрать 430 000 подписей от имеющих право голоса избирателей по всей стране. Кроме того, петицию должны подписать более 30 тысяч человек из каждого региона, включая столицу Минск. Как только любое из условий будет выполнено, президент должен издать указ, устанавливающий дату национального плебисцита. Плебисцит должен состояться не позднее, чем через три месяца после подписания указа. Местные города могут проводить собственные плебисциты, если об этом попросят десять процентов местного населения. [1]
Раздел четвертый: Президент, Парламент, Правительство, суды.
[ редактировать ]В четвертом разделе, который разделен на четыре главы, изложены функции Правительства Республики Беларусь , главным образом Президента Республики Беларусь, Совета Министров , Парламента Беларуси и судов. Несмотря на то, что президент избирается белорусским народом, он не должен быть членом политической партии, когда вступит в должность. В Конституции также перечислены должностные обязанности на различных должностях, например, президент является главнокомандующим Вооруженными Силами Беларуси . В разделе также описаны процедуры для ситуаций, когда президент не может продолжать исполнение своих обязанностей или если президент умирает при исполнении служебных обязанностей. [1]
В главе четвертой перечислены полномочия и обязанности Парламента Беларуси, который называется Национальным собранием . Само Национальное собрание разделено на две палаты: нижнюю Палату представителей и верхний Совет Республики . Хотя каждая палата имеет свои собственные правила, регулирующие избрание членов, члены принимают решения по различным законопроектам, которые могут стать белорусскими законами, и одобряют кандидатуры глав кабинета, которых выбирает президент. [1]
Совет Министров Республики Беларусь , возглавляемый Премьер-министром , — орган должностных лиц, возглавляющих различные министерства белорусского правительства. Президент назначает каждого члена совета, но Национальное собрание также должно утвердить каждого члена. Члены совета остаются в должности до тех пор, пока не истечет срок их полномочий на посту министра или не будет заменен президент. [1]
Конституционный Суд Республики Беларусь является высшей судебной инстанцией Республики Беларусь. В то время как другие суды рассматривают гражданские и уголовные дела, Конституционный суд занимается вопросами, касающимися Конституции и законности некоторых законов, принятых правительством. Суд имеет право объявить любой закон неконституционным. С апреля по май 2007 г. Конституционный суд рассмотрел 101 закон и постановление; они считались конституционными. [21] Судом, рассматривающим дела уголовного права, является Верховный суд Беларуси . [1]
Раздел пятый: Местное управление и самоуправление
[ редактировать ]Раздел пятый разрешает формирование местных органов власти. Местные органы власти избираются местным населением и имеют право управлять местными делами, такими как бюджеты, социальные услуги и экономическое развитие. Они также имеют право собирать налоги. Президент может назначать и освобождать от должности глав местных органов власти с одобрения соответствующего местного Совета депутатов. [1]
Раздел шестой: Прокуратура. Комитет государственного надзора
[ редактировать ]В разделе шестом перечислены должности и обязанности генерального прокурора (в официальном переводе - генерального прокурора) и Комитета государственного надзора. Генеральному прокурору и назначенным им помощникам прокурора поручено обеспечить сбалансированное выполнение национальных, региональных и местных законов во всех секторах правительства и общественного общества. Генеральный прокурор назначается президентом с разрешения Совета Республики. [1]
Комитету государственного надзора поручено контролировать государственный бюджет, реализовывать экономическую политику президента и регулировать использование государственного имущества. Как и генерального прокурора, Комитет государственного надзора назначается президентом. [1]
Раздел седьмой. Финансово-кредитная система Республики Беларусь.
[ редактировать ]В седьмом разделе определяются финансовые обязательства Беларуси. Должен быть создан национальный бюджет, а также бюджеты местных регионов и городов. Деньги, используемые в национальном бюджете, поступают из национальных налогов и штрафов, а также платежей, выплачиваемых Беларуси иностранными правительствами. В конце финансового года Национальное собрание должно рассмотреть бюджет на следующий финансовый год в течение пяти месяцев. После рассмотрения и принятия национального бюджета он публикуется для всеобщего обозрения. Местные бюджеты следуют тем же процедурам. Национальный банк Республики Беларусь является государственным банком Беларуси и отвечает за выпуск национальной валюты — белорусского рубля . [1]
Раздел восьмой: Применение Конституции
[ редактировать ]В восьмом разделе описываются процессы обеспечения соблюдения и внесения поправок в Конституцию. Конституция является высшим законом страны, поэтому другие законы и указы не могут ей противоречить. В случае возникновения конфликта применяется Конституция. Если Конституция не противоречит, а есть закон и указ, то закон будет исполняться. [1]
сможет рассмотреть эту меру, должно произойти одно из двух Чтобы внести поправки в Конституцию, прежде чем Национальное собрание : президент должен предложить изменение, или 150 000 избирателей, имеющих право голоса, должны отправить петицию в Национальное собрание. Обе палаты Национального собрания должны обсуждать предложенные поправки в течение как минимум трех месяцев. Два условия могут помешать проведению обсуждения: либо действует чрезвычайное положение, либо срок полномочий Палаты представителей составляет менее шести месяцев. Чтобы поправка вступила в силу, она должна быть одобрена либо двумя третями обеих палат Национального собрания, либо простым большинством голосующего населения Беларуси на всенародном референдуме. Единственное ограничение состоит в том, что первый, второй, четвертый и восьмой разделы могут быть изменены только путем национального референдума. [1] Правила проведения всенародного референдума перечислены в главах 22–25 Избирательного кодекса Республики Беларусь. [22] С момента первоначального принятия Конституции в 1994 году в нее дважды вносились поправки; один раз в 1996 году и один раз в 2004 году. [23] [24]
Раздел девятый: Заключительные и переходные положения
[ редактировать ]Девятый и последний раздел Конституции был добавлен после принятия редакции Конституции 1996 года и касается законов, принятых до 1996 года. Если законы, принятые до принятия Конституции, не противоречат Конституции, они по-прежнему применяются. Все изменения в Конституции вступают в силу с момента их официального опубликования президентом, если не указано иное. С принятием в 1996 г. редакции Конституции закон 1994 г. «О порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь» перестал действовать. В качестве переходной меры в разделе девятом говорится, что нынешнее (по состоянию на ноябрь 1996 г.) руководство Беларуси может продолжать исполнять свои обязанности до истечения срока своих полномочий. Когда Конституция применяется, национальному правительству разрешается выполнять возложенные на него обязанности. Если иное не указано в части 3 статьи 143, национальное руководство должно сформировать органы государственной власти через два месяца после вступления Конституции в силу. [1]
Поправки
[ редактировать ]После того как Лукашенко занял пост президента в 1994 году, он заявил о своем намерении внести поправки в недавно принятую Конституцию. Поправки, по мнению Лукашенко, расширят полномочия его ведомства, что станет поворотным моментом в политике постсоветской эпохи в Беларуси. [11] стал Национальный референдум в мае 1995 года первым шагом в процессе внесения поправок. Из четырех вопросов один спрашивал, может ли президент распустить парламент, если его члены нарушат национальное законодательство. [25] Голосование, против которого протестовали несколько депутатов Верховного Совета, [11] в результате 77% высказались в пользу положения об роспуске законодательного органа президентом. Другие вопросы в избирательном бюллетене, такие как государственный флаг и государственный герб , не затрагивали Конституцию в целом, но их статус определялся Конституцией. [26] Два года спустя Лукашенко запланировал первый референдум, который потенциально мог бы изменить Конституцию. Последний референдум по Конституции состоялся в 2022 году, его тоже назначил Лукашенко.
1996
[ редактировать ]Еще больше призывов к конституционной реформе прозвучало в 1996 году. [7] Президент Лукашенко в одностороннем порядке учредил референдум после того, как Верховный совет отказался поддержать эти меры или назначить дату голосования. [27] Более ранняя попытка Верховного совета провести собственный референдум в сентябре 1996 года была отклонена Конституционным судом как «несовместимая с Конституцией». [28] Референдум внес поправки в Конституцию главным образом для усиления власти президента. [29] Среди внесенных изменений были следующие:
1- Верховный Совет , однопалатный парламент Беларуси, был упразднен. Верховный совет был заменен Национальным собранием , двухпалатным парламентом; [23]
2. Срок полномочий президента Александра Лукашенко был продлен с 1999 по 2001 год. [23]
В ходе референдума 84% из примерно 7,5 миллионов избирателей одобрили поправки. [30] 28 ноября того же года президент Лукашенко подписал изменения в закон. [1] Среди других результатов, не связанных напрямую с голосованием, - расширение роли Совета Министров, что позволило ему решать вопросы, связанные с развитием экономической, социальной и политической сфер внутри Беларуси. [7] Однако референдум 1996 года не был первым призывом к роспуску Верховного Совета. В 1991 и 1992 годах, после августовского переворота в Москве, совершенного высшими чиновниками КПСС , демократические силы в правительстве хотели распустить Верховный Совет навсегда. Члены БНФ настаивали на проведении референдума, и, несмотря на то, что на тот момент было собрано необходимое по закону количество подписей, Верховный Совет отменил эту меру. [17]
Результаты референдума 1996 года привели к исключению оппозиционных партий из нового парламента. Из-за проблем, связанных с прозрачностью и вбросами бюллетеней , Европейский Союз, США и ряд других стран не признают результаты голосования. [27]
2004
[ редактировать ]Помимо выбора депутатов Национального собрания, белорусским избирателям был предложен референдум об ограничении президентских сроков. До голосования президенту Александру Лукашенко было разрешено исполнять свои обязанности всего два срока, прежде чем Конституция потребовала от него уйти в отставку. [31] Явка избирателей на референдуме составила почти 90%, при этом 77,3% избирателей согласились отменить ограничение сроков полномочий. [24] Изменения были внесены 17 октября 2004 года. [32] Как и на референдуме 1996 года, действительность голосования была поставлена под сомнение. По данным Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), многие избирательные участки остались без независимых наблюдателей. В ОБСЕ считали, что стандарты голосования не соответствуют требованиям ОБСЕ к «свободным и честным выборам». Данные других неправительственных организаций (НПО) указывают на то, что 50% избирателей не участвовали в референдуме, поэтому они утверждают, что результаты, представленные правительством, ошибочны. [33] Два года спустя Лукашенко баллотировался на выборах 2006 года и набрал 83% голосов в первом туре голосования. [34] Не имея ограничений по срокам, Лукашенко заявляет, что, в зависимости от его здоровья, он не уйдет из политики и может баллотироваться на переизбрание в 2011 году. [35]
2022
[ редактировать ]Критика конституционных изменений
[ редактировать ]Оба референдума подверглись резкой критике со стороны политической оппозиции внутри Беларуси, а также со стороны международных наблюдателей, таких как ОБСЕ. Наблюдатели заявляют, что оба референдума были непрозрачными и реальные результаты не были опубликованы. Наблюдателям не разрешили увидеть процесс подсчета бюллетеней. [36] В частности, демократическая оппозиция президенту Лукашенко решила бойкотировать референдум 1996 года по Конституции. Во время тех же выборов международные наблюдатели обнаружили проблемы с процессом голосования или обнаружили проправительственную рекламу или объявления на избирательных участках. [30] Оппозиционные партии утверждают, что голосование за роспуск Верховного Совета в 1996 году уничтожило последний демократически избранный парламент Беларуси и установило парламент, тщательно подобранный Лукашенко. [37] Несмотря на утверждения о манипулировании выборами и самой Конституцией, некоторые части действующей конституции одобрены ключевыми лидерами белорусской демократической оппозиции.
Судебный пересмотр
[ редактировать ]В журнале 1998 года юридический факультет Нью-Йоркского университета отметил, что белорусские ученые-юристы разработали новую теорию, касающуюся юриспруденции. Законы являются конституционными, если они следуют воле президента Лукашенко и народа; неконституционно, если это не нравится президенту и народу. Законы, попадающие в последнюю категорию, ученые-юристы считают «игнорируемыми». [3] В июне 1999 года специальный докладчик ООН по вопросу независимости судей и адвокатов посетил Беларусь и отметил несоответствие между национальными законами, указами и Конституцией. ООН Докладчик Дато Парам Кумарасвами особо отметил, что временные указы, изданные национальными властями, все еще остаются в силе, даже если их срок истек или они противоречат Конституции. [38]
Проект Конституции от Офиса Светланы Тихановской
[ редактировать ]В 2021 году Гражданская конституционная комиссия, назначенная представителем Светланы Тихановской по конституционной реформе, подготовила проект «Конституции новой Беларуси». Как сообщает официальный сайт Светланы Тихановской, "Конституция Новой Беларуси - это современная европейская конституция, которая обеспечит переход от авторитарной к демократической, парламентской форме правления". [39]
Двадцать восемь международных консультантов предоставили экспертную помощь при разработке конституции. [40]
Проект конституции был опубликован 14 июля 2022 года на сайте kanstytucyja.online. [41]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г.* и 17 октября 2004 г.) , Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь , дата обращения 08.06.2021
- ^ БелТА . 15 марта - День Конституции Республики Беларусь. Архивировано 7 июня 2007 г. в Wayback Machine . Опубликовано 13 марта 2007 г. Проверено 11 июля 2007 г. (на русском языке).
- ^ Jump up to: а б Лукашук, Александр (1998). «Вчера как завтра: почему это работает в Беларуси» . Конституционный обзор Восточной Европы . 7 (3). Архивировано из оригинала 18 мая 2008 г. Проверено 16 марта 2008 г.
- ^ Буркхардт Ф. (2016). «Беларусь». У Фрусторфера А.; Хейн М. (ред.). Конституционная политика в Центральной и Восточной Европе . Сравнительная политика. Найт против. стр. 463–493. дои : 10.1007/978-3-658-13762-5_19 . ISBN 978-3-658-13761-8 .
- ^ Кумарасвами, Дато Парам (2001). Доклад Специального докладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов Дато Парама Кумарасвами, представленный в соответствии с резолюцией 2000/42 Комиссии (Доклад). Объединенные Нации.
- ^ «12 фактов о БНР» . Архивировано из оригинала 26 мая 2018 г. Проверено 19 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Палата представителей Республики Беларусь История конституционализма в Беларуси . Архивировано 3 апреля 2007 г. в Wayback Machine . Проверено 25 марта 2007 г. (на русском языке).
- ^ Хронология Британской радиовещательной корпорации в Советском Союзе . Опубликовано в марте 2006 г. Проверено 5 июня 2007 г.
- ^ Кремль.ru Конституционный процесс в России. Архивировано 10 августа 2007 г. в Wayback Machine . Проверено 5 июня 2007 г.
- ^ Согласно статье 12 Декларации , ее положения «осуществляются Верховным Советом Белорусской ССР путем принятия новой Конституции (Основного закона) Белорусской ССР, законов Белорусской ССР», аналогичное положение существовало и в других декларации, такие как российские (ст. 15: «Настоящая Декларация является основой для разработки новой Конституции РСФСР, заключения Союзного договора и совершенствования национального законодательства») и украинские («Декларация должна быть Основу новой конституции и законов Украины, а также определить позицию республики относительно заключения международных договоров.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гененч, Левент (18 июня 2002 г.). Перспективы конституционализма в посткоммунистических странах . Турция: Мартинус Нийхофф. стр. 190–191. ISBN 90-411-1836-5 .
- ^ Шоу, генеральный директор (1995). «Конституция Беларуси: хороший первый шаг к верховенству закона» . Обзор международного права Туро . 6 : 125–152.
- ^ Уивер, РЛ; Кнехтле, Дж. К. (1993). «Разработка конституций в бывшем СССР: конституции Кыргызстана и Беларуси» . Висконсинский журнал международного права . 12 (1): 29–57.
- ^ Belconstitution.narod.ru Конституция 1994 года . Проверено 25 марта 2007 г. (на белорусском языке).
- ^ Республики Беларусь Действующий Закон . Принят 15 марта 1994 г. Проверено 10 июля 2007 г.
- ^ Посольство Республики Беларусь в Мексике и национальные праздники США . Проверено 25 марта 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Страноведение Библиотеки Конгресса США: Беларусь – прелюдия к независимости . Библиотека Конгресса. Проверено 21 марта 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Виртуальный гид по Беларуси. Политика Беларуси. Архивировано 5 ноября 2017 г. в Wayback Machine . Проверено 11 июля 2007 г.
- ^ Белорусское телеграфное агентство . Сегодня отмечается День Конституции Беларуси. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine . Опубликовано 15 марта 2007 г. Проверено 28 марта 2007 г.
- ^ Преамбула Конституции . Опубликовано в 1994 г., исправлено в 1996 г.
- ↑ Конституционного Суда Республики Беларусь Общие положения и история . Архивировано 16 июля 2007 г. в Wayback Machine . Опубликовано 21 мая 2007 г. Проверено 24 июля 2007 г.
- ↑ Закон Республики Беларусь Избирательный кодекс Республики Беларусь. Архивировано 27 декабря 2010 года, на Wayback Machine . Принят в 2000 г., с поправками в 2006 г. Проверено 14 июля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Президент CNN в Беларуси созывает новый парламент. Архивировано 24 января 2005 г. в Wayback Machine . Опубликовано 26 ноября 1996 г. Проверено 7 июня 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Британской радиовещательной корпорации Наблюдатели сожалеют о голосовании в Беларуси . Опубликовано 18 октября 2004 г. Проверено 28 марта 2007 г.
- ^ «Народный референдум Республики Беларусь - Официальный перечень вопросов» (на русском языке). Центральная избирательная комиссия Республики Беларусь. 14 мая 1995 г. Архивировано из оригинала 5 апреля 2008 г. Проверено 12 марта 2008 г.
- ^ «Народный референдум Республики Беларусь – Официальные итоги» (на русском языке). Центральная избирательная комиссия Республики Беларусь. 14 мая 1995 г. Архивировано из оригинала 16 октября 2007 г. Проверено 12 марта 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «Республика Беларусь - Предыстория» . Всемирный доклад 1999 года . Хьюман Райтс Вотч. 1999 . Проверено 12 марта 2008 г.
- ^ «Постановление Конституционного суда г. Минск № Ж-43/96» . Конституционный Суд Республики Беларусь. 04.11.1996. Архивировано из оригинала 30 декабря 2005 года . Проверено 21 марта 2008 г.
- ^ Хьюман Райтс Вотч Республика Беларусь - Краткая информация . Опубликовано в 1999 году. Проверено 7 июня 2007 года.
- ^ Jump up to: а б Президент CNN в Беларуси готов к победе в переписывании конституции. Архивировано 16 февраля 2007 г. в Wayback Machine . Опубликовано 24 ноября 1996 г. Проверено 28 марта 2007 г.
- ^ Конституция Беларуси (1994 г.) . Опубликовано в 1994 году. Проверено 5 июня 2007 года.
- ^ Правовой портал Республики Беларусь. 2004 г. Текст Конституции Беларуси. Архивировано 6 июня 2009 г. на Wayback Machine . Опубликовано в 2004 г. Проверено 13 июля 2007 г.
- ^ «Беларусь» (PDF) . Страновой отчет . Дом Свободы. 2006. Архивировано из оригинала (PDF) 14 июля 2007 г. Проверено 12 марта 2008 г.
- ↑ Синьхуа Лукашенко подтвержден как победитель президентских выборов в Беларуси. Архивировано 13 октября 2012 г. в Wayback Machine . Опубликовано 23 марта 2006 г.
- ^ МосНьюс. Группа правых выдвигает белорусского диктатора Лукашенко в качестве кандидата в президенты России . Опубликовано 28 февраля 2007 г. Проверено 11 июля 2007 г.
- ^ «ОБЩАЯ ПОЗИЦИЯ СОВЕТА 2004/848/CFSP» (PDF) . Официальный журнал Европейского Союза. 13 декабря 2004 г. Архивировано из оригинала (PDF) 16 февраля 2008 г. Проверено 13 февраля 2008 г.
- ^ Бальмаседа, Маргарита Мерседес; Кевин Рознер (2006). Беларусь: нефть, газ, транзитные трубопроводы и внешняя энергетическая политика России . GMB Publishing Ltd. с. 4. ISBN 1-905050-83-6 .
- ^ «Наблюдение за Конституцией» (PDF) . Конституционный обзор Восточной Европы . Юридический факультет Нью-Йоркского университета. 2000. с. 6. Архивировано из оригинала (PDF) 25 февраля 2009 г. Проверено 21 марта 2008 г.
- ^ «Почему Беларуси все еще нужна конституционная реформа? / Официальный сайт Светланы Тихановской» . tsikhanowsky.org . Проверено 10 мая 2023 г.
- ^ "Эксперты" . kanstytucyja.online (in Russian) . Retrieved 2023-05-10 .
- ^ "КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ" . kanstytucyja.online (in Russian) . Retrieved 2023-05-10 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- старая ссылка. Архивировано 4 марта 2020 г. на Wayback Machine.
- Английский
- Русский
- Текст 1994 г. (на русском языке)
- «Текст 1996 года» . Архивировано из оригинала 12 октября 2003 года . Проверено 4 ноября 2010 г.
- Текст 2004 г. (на русском языке)
- белорусский
- Текст 1994 года (на белорусском языке)
- Текст 1996 г. (на белорусском языке)
- Текст 2004 г. (на белорусском языке)