Свобода религии в Хорватии
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Ноябрь 2010 г. ) |
Свобода религии |
---|
Религиозный портал |
Конституция предусматривает свободу религии. [1]
В 2023 году страна получила 3 балла из 4 по свободе вероисповедания; [2] Это произошло главным образом из-за преследования сербской православной общины и отрицания Холокоста .
Религиозная демография
[ редактировать ]Правительство провело перепись 2021 года, которая показала, что 79% населения — католики , 5% — атеисты или агностики , 3,3% — сербские православные и 1,3% — мусульмане ; Оставшуюся часть составили евреи, протестанты и другие христиане. [1]
This article is informed by the US State Dept 2007 report. Later reports are available.[1]
Статистика религиозной принадлежности тесно коррелирует с этническим составом страны. Сербские православные, преимущественно этнические сербы, связанные с СПК, живут преимущественно в городах и районах, граничащих с Боснией и Герцеговиной и Сербией. Большинство членов других групп религиозных меньшинств проживают в городских районах.
Статус религиозной свободы
[ редактировать ]Правовая и политическая основа
[ редактировать ]Конституция предусматривает свободу религии и свободное публичное исповедание религиозных убеждений, и правительство в целом соблюдало эти права на практике.
Официальной государственной религии не существует; однако Римско-католическая церковь получает финансовую государственную поддержку и другие льготы, установленные в конкордатах между правительством и Ватиканом. Конкордаты и другие правительственные соглашения с некатолическими религиозными общинами допускают государственное финансирование некоторых зарплат и пенсий религиозных деятелей через государственные пенсионные и медицинские фонды. Официально признаются браки, заключенные религиозными общинами, имеющими договор с государством, что устраняет необходимость регистрации браков в органах ЗАГС. Конкордаты также регулируют катехизисы государственных школ и военных капелланов.
В соответствии с конкордатами, подписанными с Римско-католической церковью, и в целях дальнейшего определения их прав и привилегий в рамках правовой базы правительство подписало дополнительные соглашения со следующими 14 религиозными общинами: СПК и Исламской общиной Хорватии в 2002 году; и Евангелическая церковь, Реформатская христианская церковь, Пятидесятническая церковь, Союз пятидесятнических церквей Христа, Христианская адвентистская церковь, Союз баптистских церквей, Церковь Бога, Церковь Христа, Реформаторское движение адвентистов седьмого дня, Болгарская православная церковь, Македонская православная церковь Церковь и Хорватская старокатолическая церковь в 2003 году.
И Еврейская община Загреба (ЗОЗ), и недавно сформированная община «Бет Исраэль» стремились заключить аналогичное соглашение с государством, и между правительством и двумя еврейскими общинами велись переговоры. Ранее ЗОЗ отказался от предложенного соглашения из-за отсутствия прогресса в вопросе реституции имущества. Продолжающийся юридический спор между двумя общинами задержал подписание соглашения, предложенного правительством в декабре 2006 года. Спор возник из-за регистрации в июне 2006 года общины Бет Исраэль, которая вышла из ЗОЗ в 2005 году. ЗОЗ оспорила решение правительства зарегистрировала «Бет Исраэль» как религиозную группу на том основании, что она не отвечает необходимым юридическим требованиям, и подала иск об аннулировании регистрации. Впоследствии «Бет Исраэль» подала встречный иск, оспаривая квалификацию ZOZ как религиозной организации. По состоянию на конец периода, охватываемого настоящим отчетом, оба иска находились на рассмотрении в Муниципальном суде Загреба.
Дело в декабре 2005 года, в котором три религиозные группы — Церковь Полного Евангелия, Альянс церквей «Слово жизни» и Протестантская реформатская христианская церковь — оспорили отказ правительства заключить соглашения о предоставлении им льгот, аналогичных тем, которые предусмотрены соглашениями с дела римско-католической, сербской православной, исламской и других общин оставались на рассмотрении Конституционного суда на конец периода, охватываемого настоящим отчетом.
Закон широко определяет правовые позиции религиозных общин и охватывает такие вопросы, как государственное финансирование, налоговые льготы и религиозное образование в школах. Другие важные вопросы, такие как пенсии для духовенства, религиозная служба в армии, пенитенциарных учреждениях и полиции, а также признание религиозных браков, оставлены на усмотрение каждой религиозной общины для обсуждения отдельно с правительством.
Регистрация религиозных групп не является обязательной; однако зарегистрированным группам предоставляется статус «юридического лица» и они пользуются налоговыми и другими льготами. Закон предусматривает, что для того, чтобы иметь право на регистрацию, религиозная группа должна иметь не менее 500 верующих и быть зарегистрированной как объединение в течение 5 лет. Все религиозные группы в стране до принятия закона в 2003 году регистрировались без каких-либо условий; религиозные группы, впервые появившиеся в стране после принятия закона, должны соответствовать требованиям минимального количества верующих и времени существования ассоциации. По состоянию на конец периода, охватываемого настоящим отчетом, было зарегистрировано 42 религиозные группы, и еще 13 подали заявки на регистрацию. Религиозные группы, базирующиеся за рубежом, должны предоставить письменное разрешение на регистрацию в стране своего происхождения. Для иностранных миссионеров не требуется специального лицензирования.
Реституция всего национализированного или конфискованного имущества регулируется Законом 1996 года о реституции имущества, экспроприированного во время югославского коммунистического правления, с поправками, внесенными в 2002 году. По состоянию на середину 2007 года только лица, получившие гражданство до октября 1996 года, могут подавать иски в соответствии с законом. Что касается периода, охватываемого законом, правительственные чиновники заявили, что решение Конституционного суда 1999 года позволяет рассматривать иски, касающиеся конфискации в ранее исключенный период Второй мировой войны, в соответствии с положениями закона. Неграждане, в том числе те, кто покинул страну и потерял гражданство, не имеют права подавать иски в соответствии с законом и соответствующими правилами. По состоянию на конец периода, охватываемого настоящим отчетом, попытка внесения поправок в законодательство не была одобрена.
Ограничения свободы вероисповедания
[ редактировать ]Политика и практика правительства способствовали в целом свободному исповеданию религии. Правительство не налагало официальных ограничений на религиозные группы, и все религиозные общины могли свободно осуществлять общественные услуги, а также открывать и управлять социальными и благотворительными учреждениями.
Представители СНП сообщили, что у них есть доступ к больницам и тюрьмам для оказания пастырской помощи, но жаловались, что столкнулись с трудностями при оценке уровня потребности в сербской православной религиозной помощи как в военных, так и в полицейских структурах. В апреле 2007 года Министерство обороны предложило СНП контракт на назначение сербского православного священника исключительно в армию; На конец отчетного периода ожидался ответ Министерства внутренних дел.
Содействие возвращению беженцев (в первую очередь этнических сербов) оставалось проблемой для правительства, которое, тем не менее, добилось прогресса в ряде областей, связанных с возвращением. Однако некоторые этнические сербы, пожелавшие вернуться в страну, в том числе сербское православное духовенство, продолжали сталкиваться с трудностями или задержками в решении различных административных вопросов. Должностные лица СНП сообщили, что число сербских православных священнослужителей, сократившееся до 30 после войны 1991-95 годов, постепенно росло и оставалось стабильным на уровне примерно 130 человек в период, охватываемый настоящим отчетом. Рост был наиболее заметен в Далматинской и Карловацкой епархиях, откуда возвращение беженцев было наиболее интенсивным. Источники SPC продолжали жаловаться на то, что новым священникам, особенно в Книне, приходилось продлевать свои временные разрешения на работу и статус проживания через относительно короткие промежутки времени. Отсутствие более постоянного статуса лишило их и членов их семей медицинских пособий и пенсий. SPC поднял проблему перед правительством в декабре 2006 года; однако правительство продолжало настаивать на применении стандартной процедуры выдачи разрешений на работу и документов на жительство и отказывалось предоставить священникам преференциальный статус.
Правительство требует, чтобы религиозное обучение проводилось в государственных школах, хотя его посещение не является обязательным. Поскольку 85 процентов населения являются католиками, римско-католический катехизис является преобладающим религиозным учением, предлагаемым в государственных школах. Школы, которые выполнили необходимую квоту в семь учеников, принадлежащих к религиозному меньшинству, разрешили учащимся отдельные занятия по религии. Отмечая прогресс в Книне в отношении доступности религиозного образования в школах, представители SPC жаловались, что запросы об изменении соглашения и снижении минимального количества семи учеников в школе были отклонены.
Чиновники СНП продолжали сообщать, что многие школьники и их родители, особенно в городах, где сербские православные верующие не живут компактными общинами, по-прежнему неохотно идентифицируют себя как сербские православные, чтобы избежать выделения.
Реституция собственности, национализированной или конфискованной югославским коммунистическим режимом, оставалась проблемой. Многие религиозные общины назвали возвращение собственности своим главным приоритетом и жаловались на отсутствие прогресса. SPC в целом был удовлетворен тем фактом, что он провел три встречи с представителями правительства в совместной государственно-церковной комиссии и подкомиссиях в течение периода, охватываемого настоящим отчетом, но жаловался, что эти встречи имели лишь ограниченные результаты. В СПК отметили, что темпы реституции имущества по-прежнему остаются минимальными. В начале 2007 года митрополит Йован Павлович обратился к Верховному комиссару ООН по делам беженцев и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе с просьбой провести анализ и предложить изменения к закону о реституции собственности 1996 года. По данным SPC, закон фактически отменил предыдущее законодательство и открыл возможность правительству перепродавать ранее национализированную собственность новым частным владельцам, что затруднило реституцию.
Чиновники SPC были особенно обеспокоены отсутствием прогресса в возвращении нескольких ценных деловых и жилых зданий в центре Загреба, в первую очередь здания Zagreb Cinema. Спор обострился в январе 2007 года после того, как частный застройщик, купивший кинотеатр в марте 2006 года, объявил о планах снести здание и построить на его месте новое здание. SPC обвинил городских властей Загреба в тайной поддержке продажи застройщику и срыве переговоров о его покупке. В феврале 2007 года ГПК подала иск в Верховный суд по поводу чрезмерно длительных судебных процедур, главным образом потому, что ее предыдущий иск против предполагаемой незаконной приватизации имущества кинотеатра находился на рассмотрении Административного суда в течение 3 лет. SPC также продолжил судебные иски, инициированные в 2004 году против владельцев 40 квартир, ранее принадлежавших SPC (а позже национализированных) в Загребе, чтобы предотвратить дальнейшую продажу квартир. SPC также претендовала на землю на севере Загреба. За отчетный период в этой области не было достигнуто никакого прогресса, а также в возвращении собственности, принадлежавшей монастырям, такой как пахотные земли и леса.
Продолжалась реконструкция ряда сербских православных церквей, и около 50 сербских православных церквей и других религиозных зданий получили деньги из государственного бюджета на проекты реконструкции. В частности, Министерство реконструкции почти полностью профинансировало реконструкцию знаменитой церкви Св. Николая в центре Карловаца, которая была разрушена во время войны 1991-95 годов. Чиновники SPC высоко оценили этот прогресс, но отметили, что за исключением Карловаца, это были в основном небольшие инвестиции, и выделенное финансирование было недостаточным для более дорогостоящей реконструкции некоторых капитальных объектов из списка приоритетов, представленного правительству 2 года назад.
В течение отчетного периода Римско-католическая церковь добилась значительных успехов в получении возвращенного имущества. Во второй половине 2006 года представители церкви сообщили, что орден монахинь получил недвижимость для использования в качестве дома в Копривнице; Правительство также вернуло часть монастыря в Макарске, здание кинотеатра в Риеке и монастырь на острове Бадия. В сентябре 2006 года римско-католическая группа получила собственность, которая будет использоваться в качестве дома для детей с умственными недостатками. Правительство вернуло Сестрам Святого Креста собственность на Мали Лошине и здание на острове Паг бенедиктинскому ордену. Также осенью 2006 года Дьяковская епархия получила заброшенное здание больницы в обмен на неопределенную собственность, расположенную в другом месте. Переговоры, начавшиеся 4 года назад, временно застопорились из-за предложения правительства о предоставлении 25 процентов акций хорватской страховой компании Osiguranje в качестве компенсации за невозвращенное имущество.
Несколько еврейских объектов недвижимости, в том числе некоторые здания в Загребе, не были возвращены в течение отчетного периода. Еврейская община заявила, что процесс возвращения национализированной собственности в Загребе, остановленный в 2005 году, не продвинулся. В апреле 2007 года еврейская община Осиека сообщила об успешном возвращении одного коммерческого объекта. Остальные иски остались в суде.
Исламское сообщество не имело никаких имущественных претензий. После нескольких лет задержек в марте 2007 года был принят план зонирования строительства мечети в Риеке. Существовали планы построить мечеть в Осиеке, но административные процедуры по изменению зонирования земли задержали строительство.
Сообщений о религиозных заключенных или задержанных в стране или о принудительном обращении в религию не поступало. Поступали сообщения о спорадических актах вандализма, особенно в пострадавших от войны районах, направленных против собственности Сербской православной церкви (СПЦ).
Антисемитизм
[ редактировать ]Акты антисемитизма в Хорватии редки. В феврале 2007 года сахарная компания в Пожеге произвела и распространила на местном уровне пакеты сахара с изображением Адольфа Гитлера и оскорбительными шутками о жертвах Холокоста. [3] В Генпрокуратуре сообщили, что дело находится в стадии расследования.
была подготовлена и опубликована брошюра с анализом учебников истории для начальной и средней школы В сентябре 2006 года организацией «Еврейская община Загреба» в сотрудничестве с Яд Вашем и Фондом визуальной истории . Авторы – несколько видных историков – раскритиковали отсутствие информации о еврейской этнической идентичности и культуре, а также о происхождении антисемитизма. Историки заявили, что существующие учебники подразумевают, что применение расистских законов не имело корней в Независимом государстве Хорватии времен Второй мировой войны , а происходило исключительно под влиянием режима, связанного с нацистами. [ нужна ссылка ]
В июле 2006 года частный веб-сайт Пожеско-Славонского уезда опубликовал антисемитскую сатиру с участием руководителя Центра Симона Визенталя перед его визитом в страну. В тексте также высмеиваются планы мэра Пожеги реконструировать еврейское кладбище и просьбы правительства ускорить экстрадицию из Австрии усташского командира, ранее действовавшего в Пожеге . [ нужна ссылка ]
Социальные злоупотребления и дискриминация
[ редактировать ]Религия и этническая принадлежность были тесно связаны в обществе, и исторически религия часто использовалась для идентификации нехорватов и выделения их для дискриминационной практики. Эта связь способствовала этническим конфликтам 1990-х годов, а также совершению насилия и запугивания в отношении религиозных лиц, учреждений и символов всех религиозных групп. Подобные инциденты происходили спорадически, а их частота и серьезность продолжали снижаться.
Правозащитные неправительственные организации и религиозные лидеры отметили, что в целом этнические и религиозные отношения остаются стабильными. Исключением были отдельные инциденты, в основном связанные с осквернением и вандализмом собственности SPC, которые оставались наиболее заметными во внутренних районах Далмации и в районе Книна. В феврале 2007 года башня Свято-Архангельского монастыря в Кистандже подверглась жестокому вандализму сразу после ее возвращения СПК. В то же время в монастырь пришло письмо с угрозами, содержащее оскорбительные высказывания в адрес этнических сербов. В том же месяце была снесена ограда сербского православного кладбища в Биляне-Донье, к северу от Задара. Неизвестные разожгли костры и с помощью бульдозера сложили обломки двух могил, подготовленных для будущих могил. В Копривнице в январе 2007 года вандалы ворвались в церковь Святой Троицы, вынесли мощи из алтаря и повредили ценный молитвенник. В Задаре в декабре 2006 года неизвестные нарисовали усташскую символику и оскорбительные граффити с изображением сербского православного святого на ограде церкви Св. Илии. Источники СНП также сообщили, что неизвестный злоумышленник поджег пожар перед зданием Сербской православной епархии. Полиция провела расследование, но не установила виновных в этих случаях.
Церковь Св. Георгия недалеко от Книна дважды подверглась вандализму: один раз в октябре 2006 г. и еще раз в декабре 2006 г. В августе 2006 г. полиция расследовала кражу церковных колоколов из церкви Св. Димитрия Мученика в Беловаре и из другой церкви в деревне Торанья возле Пожеги, но виновных не установлено. В Шибенике пятеро подростков ворвались в Свято-Успенскую церковь во время мессы и безуспешно попытались бросить в церковь легковоспламеняющийся предмет.
В отличие от предыдущего отчета, Исламское сообщество сообщило об отсутствии насилия или притеснений в отношении религиозных лиц или объектов в течение отчетного периода.
Мемориальный музей и образовательный центр Ясеноваца открылись в ноябре 2006 года. В мероприятии приняли участие многочисленные правительственные чиновники, в том числе президент, премьер-министр и спикер парламента, а также академические, религиозные и дипломатические лидеры. Представители Центра Симона Визенталя и несколько представителей еврейской общины заявили, что новые экспонаты не отражают должным образом ни ужасы, произошедшие в лагере, ни этнический состав жертв, преимущественно сербов. Президент Месич и член парламента, этнический серб Милорад Пуповац отметили, что центр находится в стадии разработки и в будущем будут внесены изменения. Приехавшие американские эксперты из Мемориального музея Холокоста США высоко оценили новую постоянную экспозицию.
В марте 2007 года епископ Пожеги Антун Скворчевич стал первым римско-католическим епископом, посетившим Ясеновац, когда он возглавил делегацию из 90 священников и дьяконов из этого района, чтобы посетить новую выставку и отдать дань уважения жертвам. Позже Скворчевич объявил о планах начать проводить в Ясеноваце экуменические молитвы с представителями других религиозных общин.
В апреле 2007 года президент Месич выступил на ежегодной поминальной церемонии в концентрационном лагере Ясеновац. На церемонии присутствовали представители парламента, правительства и национальных меньшинств, а также представители сербской православной, еврейской, исламской и римско-католической конфессий.
В мае 2007 года кардинал Божанич выступил на ежегодном мероприятии в Блайбурге, Австрия, посвященном казни югославскими коммунистами в 1945 году подозреваемых в пособничестве усташам и ряда хорватских гражданских лиц. Этот шаг был потенциально спорным, поскольку лидеры Римско-католической церкви на этом уровне ранее не присутствовали на поминках жертв усташей в Ясеноваце. Призвав правительство расследовать коммунистические преступления и выявить виновных, Божанич впервые публично осудил Ясеновац как «место преступлений усташей», «ужасное место казней и место бесчеловечности». Одна из ведущих ежедневных газет похвалила Бозанича за ответственные действия и за то, что он «прямо продемонстрировал, что все массовые преступления одинаково жестоки и не могут быть оправданы». Член Хельсинкского комитета от Хорватии Жарко Пуховски также приветствовал слова Божанича, но добавил, что баланс будет достигнут только в том случае, если кардинал посетит очередное поминовение жертв Холокоста в Ясеноваце.
Задарский архиепископ Иван Пренджа поддержал примирение между этническими хорватами и сербами в районе Задара. В проповеди в августе 2006 года на открытии реконструированного францисканского монастыря в деревне Карин Пренджа выразил надежду, что монастырь станет местом сосуществования римско-католических и сербских православных верующих.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Бюро демократии, прав человека и труда США. Хорватия: Отчет о свободе вероисповедания в мире, 2007 г. . В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .