Свобода религии в Ливане
Эту статью необходимо обновить . ( ноябрь 2015 г. ) |
Согласно статье 9 Конституции Ливана , все религии и вероисповедания должны быть защищены, а осуществление свободы религии должно быть гарантировано при условии, что общественный порядок не будет нарушен. Конституция провозглашает равенство прав и обязанностей всех граждан без дискриминации и предпочтений . Тем не менее, власть распределена между различными религиозными и сектантскими группами. Позиция президента зарезервирована за христианином-маронитом; роль президента парламента для мусульманина-шиита; и роль премьер-министра для мусульманина-суннита. [1] Правительство ; в целом уважало эти права однако соглашение о Национальном пакте 1943 года ограничило конституционные положения о распределении политических должностей в зависимости от религиозной принадлежности. Периодически поступали сообщения о напряженности между религиозными группами, вызванной конкуренцией за политическую власть, а граждане продолжают бороться с наследием гражданской войны , которая велась по религиозному принципу. Несмотря на межконфессиональную напряженность, вызванную конкуренцией за политическую власть , ливанцы продолжают сосуществовать.
В 2023 году некоммерческая организация Freedom House поставила стране 3 балла из 4 за свободу вероисповедания. [2]
Религиозная демография
[ редактировать ]Ливан , основанный как современное государство в 1943 году, имеет население более 5 миллионов человек. [3] Поскольку паритет между конфессиональными группами остается деликатным вопросом, национальная перепись населения не проводилась с 1932 года. Однако самое последнее демографическое исследование, проведенное в 2012 году Статистическим управлением Ливана, исследовательской фирмой из Бейрута, оценило население Ливана примерно в 54% мусульман ( 27% шииты ; 27% сунниты ), 5,6% друзы и 40,4% христиане (21% марониты , 8% греко-православные , 5% мелькиты , 1% протестанты , 4% армяне , 1% другие христиане). [4] Друзы не считают себя мусульманами, но в соответствии с политическим разделением Ливана (распределение мест в парламенте Ливана) община определяется как одна из пяти ливанских мусульманских общин (сунниты, шииты, друзы, алави и исмаилиты). [5] Наконец, в значительно меньшем количестве есть евреи , бахаи , мормоны , буддисты и индуисты .
Из восемнадцати официально признанных религиозных групп четыре мусульманские, двенадцать христианские, одна друзская и одна еврейская. Основными ветвями ислама являются шииты и сунниты. Самые маленькие мусульманские общины откололись от шиизма, такие как алавиты и шиитский орден исмаилитов («Севенер»). Маронитская община, безусловно , самая крупная христианская группа, на протяжении веков была связана с Римско-католической церковью , но имеет своего патриарха , литургию и церковные обычаи. Второй по величине христианской группой является Греческая православная церковь , которая проводит литургию на греческом языке . Другие ливанские христиане — католики-мелькиты ; Христианам-протестантам нравятся евангелисты (включая протестантские группы, такие как баптисты и адвентисты седьмого дня ); и латиняне ( римско-католические ). Другие христианские группы, не являющиеся коренными жителями Ливана, разделены на армянских православных (григорианцев); Армянские католики ; Сирийские православные ( якобиты ); сирийские католики ; ассирийцы ( Ассирийская церковь Востока ); Халдейский ; и копты . Ливанские друзы , называющие себя аль-Муваххидин (араб. الموحدين), или «верующие в единого Бога», сконцентрированы в сельских горных районах, расположенных к востоку и югу от Бейрута. Разногласия и соперничество между различными группами насчитывают много веков, и хотя отношения между религиозными приверженцами разных конфессий в целом были дружескими, групповая идентичность имела большое значение в большинстве аспектов культурного взаимодействия.
Иностранные миссионеры, присутствовавшие в стране, проводили свои миссии в школах, больницах и местах отправления культа.
Многие люди, спасающиеся от жестокого обращения и дискриминации на религиозной почве в соседних государствах, иммигрировали в Ливан. В число этих людей входят курды , шииты и ассирийцы/халдеи из Ирака , а также копты из Египта , Судана и Ливии . Точные цифры были недоступны из-за отсутствия данных переписи населения и ассимиляции этих групп в общество.
Правовая и политическая основа
[ редактировать ]В Ливане свобода религии и религиозного выбора являются проявлениями современного государства. [6] Конституция Ливана предусматривает свободу религии и свободу отправлять все религиозные обряды при условии, что общественный порядок не нарушается. Конституция требует, чтобы государство уважало все религии и конфессии и гарантировало уважение личного статуса и религиозных интересов лиц каждой религиозной секты. Конституция провозглашает равенство прав и обязанностей для всех граждан без дискриминации или предпочтений, но предусматривает баланс сил, распределенных между основными религиозными группами. Правительство в целом соблюдало эти права на практике; однако существовали некоторые ограничения, а конституционное положение о распределении политических должностей в зависимости от религиозной принадлежности можно рассматривать как дискриминационное по своей сути.
Правительство разрешает признанным религиозным группам осуществлять власть в вопросах, касающихся личного статуса, таких как брак , развод , опека над детьми и наследование . «Двенадцати» шиитские, суннитские, христианские и друзские конфессии имеют назначенные государством и субсидируемые государством церковные суды, которые управляют законами о семейном и личном статусе.
Конституция предусматривает, что ливанские христиане и ливанские мусульмане будут одинаково представлены в парламенте , кабинете министров и на высших должностях государственной службы, включая министерские ранги генерального секретаря и генерального директора. Он также предусматривает, что эти должности будут пропорционально распределены между признанными религиозными группами. Конституционное положение о распределении политической власти и должностей по принципу религиозного представительства призвано не допустить завоевания доминирующего положения какой-либо одной конфессиональной группой. Национальный пакт 1943 года предусматривает, что президентом, премьер-министром и спикером парламента должны быть христиане-марониты, мусульмане-сунниты и мусульмане-шииты соответственно. Такое распределение политической власти действует как на национальном, так и на местном уровнях власти.
1989 года Таифское соглашение , положившее конец 15-летней гражданской войне в стране, подтвердило эту договоренность, но, что немаловажно, предписывало увеличить представительство мусульман в парламенте, чтобы оно было равно представительству христианской общины, и уменьшило власть президентства христианских маронитов. Кроме того, Таифское соглашение, завершившее 15-летнюю гражданскую войну в стране, подтвердило конституционное положение о назначении большинства высокопоставленных государственных чиновников в соответствии с религиозной принадлежностью. Такая практика действует во всех трех ветвях власти. Таифское соглашение также предусматривало создание кабинета министров, в котором власть поровну распределялась между мусульманами и христианами. Политический истеблишмент неохотно менял эту «конфессиональную» систему, поскольку граждане считают ее критически важной для стабильности страны.
Официальное признание со стороны правительства является юридическим требованием для религиозных групп для осуществления большинства видов религиозной деятельности. Группа, стремящаяся к официальному признанию, должна представить заявление о своей доктрине и моральных принципах на рассмотрение правительства, чтобы гарантировать, что такие принципы не противоречат народным ценностям или Конституции. Группа должна гарантировать, что число ее приверженцев будет достаточным для поддержания ее преемственности.
Альтернативно, религиозные группы могут подать заявку на признание через признанные религиозные группы. Официальное признание дает определенные преимущества, такие как освобождение от налогов и право применять религиозные кодексы к вопросам личного статуса.
Некоторые религиозные группы не пользуются официальным признанием, например, бахаи , буддисты , индуисты и незарегистрированные протестантские христианские группы. По закону они находятся в невыгодном положении, поскольку их члены не имеют права занимать определенные государственные должности, но им разрешено свободно совершать свои религиозные обряды. Например, последователь веры бахаи не может баллотироваться в парламент в качестве кандидата бахаи, поскольку для исповедания не выделено места, и такой человек не может занимать руководящие должности в правительстве, поскольку они также распределяются на конфессиональной основе. Однако ряд членов незарегистрированных религиозных групп записаны в число признанных религий. Например, большинство бахаи зарегистрированы в шиитской секте. Таким образом, член общины бахаи может баллотироваться на должность и занять место, отведенное шиитской секте. Точно так же мормоны зарегистрированы в рамках греческой православной веры. Решения правительства об официальном признании религиозных групп не кажутся произвольными.
Правительство разрешает публикацию на разных языках религиозных материалов каждой зарегистрированной религии.
Правительство признает следующие святые дни национальными праздниками: Армянское Рождество, Курбан-байрам , День Святого Маруна , Исламский Новый год , Ашура , Страстная пятница , Пасха (как западного, так и восточного обрядов), Рождение Пророка Мухаммеда, Всех День святых , праздник Успения , Ид аль-Фитр и Рождество . работников госсектора Армении Правительство также освобождает от работы в День Святого Вардана .
Конверсия
[ редактировать ]Человек может сменить религию, если глава религиозной группы, к которой он желает присоединиться, одобряет это изменение. На практике отказов не наблюдается. Религия закодирована в национальных удостоверениях личности и в документах ихраадж каид (официального реестра), и правительство выполняет просьбы граждан об изменении своих записей актов гражданского состояния, чтобы отразить их новый религиозный статус.
В Ливане прозелитизм (или обращение людей в другую религию) не карается законом. Как показывает Майя Микдаши в своем анализе религиозного обращения в Ливане, смена религии была практикой, внедренной и поддерживаемой светским государством. [6]
Религиозное обращение не всегда подразумевает изменение убеждений. Во многих случаях люди рассматривали религиозное обращение как способ выйти за рамки бюрократических категорий или использовать законы. [6] Например, можно преобразоваться, чтобы защитить свое наследство.
Ограничения свободы вероисповедания
[ редактировать ]Таифское соглашение 1989 года призывало к окончательной ликвидации политического сектантства в пользу «опыта и компетентности». Однако в этом отношении достигнут незначительный прогресс.
Непризнанные группы, такие как бахаи , буддисты , индуисты и некоторые евангелические конфессии, могут владеть собственностью и собираться для богослужений без вмешательства правительства. Однако по закону они находятся в невыгодном положении, поскольку по закону они не могут вступать в брак, разводиться или наследовать имущество в стране. Протестантские евангелические церкви обязаны зарегистрироваться в Евангелическом Синоде, неправительственной консультативной группе, которая представляет эти церкви в правительстве. Он обладает самоуправлением и курирует религиозные вопросы протестантских общин. Представители некоторых церквей жаловались, что Синод отказывается принимать в свои члены новые протестантские группы с 1975 года, тем самым ограничивая способность их духовенства служить членам этих общин.Во многих семьях есть родственники, принадлежащие к разным религиозным общинам, и смешанные браки не являются редкостью; однако на практике смешанные браки между членами некоторых групп трудно заключить. Шариат, который применяется к вопросам личного статуса мусульман, запрещает брак мужчины-немусульманина с мусульманкой. Религиозные лидеры друзов будут заключать браки только с друзскими парами. Нет никаких процедур для гражданский брак ; однако правительство признает церемонии гражданского бракосочетания, проводимые за пределами страны.
Правительство не требует указания религиозной принадлежности граждан в паспортах; однако религиозная принадлежность кодируется в национальных удостоверениях личности и указывается в документах ихраадж каид (арабский: إخراج قيد). Ихрадж каид, гражданский документ, в котором указывается информация о личном статусе, может быть предъявлен гражданами вместо удостоверения личности при подаче заявления в различных целях, например, при приеме на государственную работу или при поступлении или трудоустройстве в университете.
В большинстве случаев религиозные группы применяют свои собственные законы о семейном и личном статусе. Многие из этих законов дискриминируют женщин. Например, суннитский закон о наследовании предусматривает для сына вдвое больше наследства, чем для дочери. Хотя мужчины-мусульмане могут легко развестись, женщины-мусульманки могут сделать это только с согласия своих мужей.
Статья 473 Уголовного кодекса Ливана предусматривает максимальный срок тюремного заключения в 1 год для лиц, осужденных за «публичное хуление Бога». За отчетный период сообщений о судебных преследованиях по этому закону не поступало.
Студенты и преподаватели, работающие по туристическим визам, считаются нарушившими свой визовый статус и, следовательно, депортируются. Такая же санкция применяется к религиозным работникам, не работающим под эгидой зарегистрированной государством религиозной организации.
Сообщений о религиозных заключенных или задержанных в стране не поступало.
Межрелигиозные и пересекающиеся браки
[ редактировать ]Как описано выше в разделе «Религиозная демография», в Ливане существует множество сект и религиозных групп. Секты в Ливане основаны на нескольких факторах, включая религию и этническую принадлежность . Кроме того, разные секты связаны с разным социально-экономическим положением. Сочетание всех этих факторов приводит к тому, что - хотя в зависимости от региона Ливана или района города (особенно Бейрута ) - ливанцы в определенной степени живут изолированно от других групп. Тем не менее, в повседневной жизни наблюдается разного рода взаимодействие между различными сектами, особенно в таких районах, как Рас-Бейрут . Демонстрация того, что сектантские границы не являются фиксированными и их невозможно пересечь, а скорее воспроизводятся и оспариваются посредством повседневных действий. Тем не менее, браки могут столкнуться с трудностями в получении поддержки или принятия со стороны семьи.
Примут ли семьи межрелигиозный (или пересекающийся) брак, зависит от нескольких факторов, которые определяются близостью или сходством чувств (что, как считается, ведет к гармоничному браку и, следовательно, к благополучию людей, что является важным фактором для согласия родителей). Контакт людей с различными сектами и религиями; и осведомленность о будущих родственниках мужа, а также общность, которую они испытывают по отношению к (семье) партнера, указывают на их подход к межрелигиозным бракам. В некоторых случаях возраст невесты, экономический статус жениха и степень религиозности семьи также могут играть роль в принятии или отклонении межрелигиозного или пересекающегося брака. Эти факторы не гарантируют принятия или терпимости, но они имеют влияние. [7]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Как управляется Ливан?» . Аль-Джазира Нет (на арабском языке) . Проверено 29 февраля 2024 г.
- ↑ Веб-сайт Freedom House, получено 8 августа 2023 г.
- ^ «Население Ливана на 2024 год (в реальном времени)» . worldpopulationreview.com . Проверено 21 февраля 2024 г.
- ^ «Исследовательская фирма Статистического управления Ливана, базирующаяся в Бейруте» .
- ^ Путеводитель по Ливану, том 1. Стратегическая информация и события . 10 января 2017 г. ISBN 9781438774824 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Микдаши, Майя (2022). «Регулирование конверсии: суверенитет, бюрократия и банальность религии». Секстарианство: суверенитет, секуляризм и государство в Ливане . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 9781503631564 .
- ^ Диб, Лара; Налбантян, Цолин; Сбаити, Надя (2022). «8 Когда воздействия недостаточно». Практикующие сектантство: архивные и этнографические вмешательства в Ливан . Редвуд-Сити: Издательство Стэнфордского университета. стр. 157–179. ISBN 9781503631090 .
- Бюро демократии, прав человека и труда США. Ливан: Отчет о свободе вероисповедания в мире, 2007 г. . В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Отчет Госдепартамента США за 2022 год
- Роллан, Джон К. (1 января 2003 г.). Ливан: текущие проблемы и предыстория . Хауппож, Нью-Йорк : Издательство Nova Science . стр. 213–216. ISBN 978-1-59033-871-1 .
- Графтон, Дэвид (2003). Христиане Ливана: политические права в исламском праве . ИБ Таурис . ISBN 978-1-86064-944-8 .