Свобода религии в Узбекистане
Конституция свободу предусматривает религии и принцип отделения церкви от государства ; однако правительство продолжало ограничивать эти права на практике. Правительство разрешает деятельность тех, кого оно считает основными религиозными группами, включая одобренные мусульманские группы, еврейские группы, Русскую Православную Церковь и различные другие христианские конфессии , такие как католики , лютеране и баптисты . Узбекское общество в целом терпимо относится к христианским церквям до тех пор, пока они не пытаются привлечь новообращенных среди этнических узбеков; Закон запрещает или строго ограничивает такие виды деятельности, как прозелитизм , импорт и распространение религиозной литературы, а также предложение частного религиозного обучения .
Статус религиозной свободы оставался ограниченным, причем наблюдалось определенное снижение для некоторых пятидесятнических в течение периода подготовки настоящего отчета и других христианских групп. Ряд групп религиозных меньшинств, в том числе общины некоторых христианских конфессий, продолжали действовать без регистрации, поскольку не выполнили строгие регистрационные требования, установленные законом. Как и в предыдущие периоды, протестантские группы, состоящие из этнических узбеков, сообщали, что действуют в атмосфере притеснений и страха. Используя новые уголовные законы, принятые в 2006 году, правительство возбудило уголовные обвинения против двух пасторов. Один был приговорен к 4 годам исправительно-трудового лагеря; другой получил условный срок и испытательный срок. Сотрудники правоохранительных органов совершали рейды и преследовали некоторые незарегистрированные группы, задерживали и штрафовали их лидеров и членов. Правительство продолжило кампанию против неавторизованных исламских группировок, подозреваемых в экстремистских настроениях или деятельности, арестовывая многочисленных предполагаемых членов этих групп и приговаривая их к длительным срокам тюремного заключения. Многие из них подозревались в членстве «Хизб ут-Тахрир» (ХТ), запрещенное экстремистское исламское политическое движение, запрещенная исламская группа «Акромия» (Акромийлар) или неуказанные « ваххабитские » группы. Правительство в целом не препятствовало посещению верующими санкционированных мечетей и давало разрешения на выпуск новых исламских печатных, аудио- и видеоматериалов. Небольшое количество «подпольных» мечетей действовало под пристальным вниманием религиозных властей и служб безопасности.
Отношения между религиозными группами в целом были толерантными; однако соседи, семьи и работодатели часто продолжали оказывать давление на этнических узбеков-христиан, особенно на недавних новообращенных и жителей небольших общин. Было несколько сообщений о проповедях против миссионеров и лиц, перешедших из ислама. Дьякон-пятидесятник был жестоко избит после того, как его церковь была показана в документальном фильме на государственном телевидении, направленном против христиан-евангелистов. поступил только один отчет о лицах, обвиненных в распространении листовок ХТ, которые часто содержат резкую антисемитскую В отличие от предыдущих периодов, за период настоящего отчета риторику.
Однако с тех пор, как Шавкат Мирзиёев стал президентом, ограничений на свободу вероисповедания стало меньше. Список США недавно исключил Узбекистан из списка проблемных стран с точки зрения религиозной толерантности. [1]
Религиозная демография
[ редактировать ]Страна имеет площадь 447 400 квадратных километров (172 742 квадратных миль), а население оценивается примерно в 34 миллиона человек. Международные эксперты полагают, что за последние годы население потеряло от 2 до 3 миллионов человек из-за растущей тенденции трудовой миграции из Узбекистана в соседние страны, Россию , Южную Корею и на Ближний Восток . Примерно 80 процентов населения составляют этнические узбеки; 5,5 процента русские; 5 процентов таджики ; 3 процента казахи ; 2,5 процента каракалпаки ; и 1,5 процента татар . Официальной статистики о членстве в различных религиозных группах нет; до 90 процентов населения номинально являются мусульманами-суннитами ханафитской однако, по оценкам , школы. Мусульмане-шииты, сконцентрированные в Бухарской и Самаркандской провинциях , составляют примерно 1 процент населения. Примерно 5 процентов населения составляют русские православные, и этот процент снижается по мере того, как число этнических русских и других славян продолжает эмигрировать. Растущее число мусульман и приверженцев русской православной церкви активно исповедуют свою религию. За пределами В Ташкенте практикующие мусульмане сейчас составляют большинство. За период, охватываемый настоящим отчетом, посещаемость мечетей заметно возросла, особенно среди молодых мужчин, которые, как правило, составляют большинство верующих. Остальные 3 процента населения включают небольшие общины католиков, корейских христиан , баптистов , лютеран , адвентистов седьмого дня , евангелистов и христиан-пятидесятников , свидетелей Иеговы , зороастрийцев , буддистов , бахаи и кришнаитов , а также атеистов . Кроме того, по оценкам, в стране остается от 15 000 до 20 000 евреев-ашкенази и бухарских евреев , сконцентрированных в городах Ташкент, Бухара и Самарканд. По меньшей мере 80 000 человек эмигрировали в Израиль и США за последние два десятилетия.
Статус религиозной свободы
[ редактировать ]Правовая и политическая основа
[ редактировать ]Конституция предусматривает свободу религии; однако правительство и законы на практике ограничивали эти права. Конституция также устанавливает принцип разделения церкви и государства. Правительство запрещает религиозным группам создавать политические партии и общественные движения.
Закон о свободе совести и религиозных организациях (Закон о религии 1998 года) предусматривает свободу вероисповедания, свободу от религиозных преследований, отделение церкви от государства, а также право создавать школы и обучать духовенство; однако закон предоставляет эти права только зарегистрированным группам. Он также ограничивает религиозные права, которые считаются противоречащими национальной безопасности, запрещает прозелитизм, запрещает религиозные предметы в государственных школах, запрещает частное преподавание религиозных принципов и требует от религиозных групп получения лицензии на публикацию или распространение материалов. Комитет по делам религии (КДР), орган, подотчетный Кабинету министров, должен утверждать всю религиозную литературу.
Закон о религии 1998 года требует регистрации всех религиозных групп и общин и устанавливает строгие и обременительные критерии для их регистрации. Среди требований закона предусмотрено, что каждая группа должна представить в местное отделение Министерства юстиции (МЮ) список, состоящий не менее чем из ста граждан. Это положение позволяет правительству запретить любую группу, найдя технические основания для отклонения ее ходатайства о регистрации. CRA контролирует зарегистрированную религиозную деятельность. Новые мечети продолжали сталкиваться с трудностями при получении регистрации, как и закрытые ранее, которые подали повторную заявку.
Закон запрещает религиозным группам обучать религиозные кадры, если у них нет зарегистрированного центрального административного органа. Регистрация центрального органа требует регистрации религиозных групп в 8 из 13 провинций страны, что является невыполнимым требованием для большинства религиозных групп. Есть шесть таких организаций, которые могут на законных основаниях обучать религиозный персонал. Закон ограничивает религиозное обучение официально санкционированными религиозными школами и преподавателями, утвержденными государством. Закон не допускает частного обучения и предусматривает штрафы за нарушения. Закон запрещает преподавание религиозных предметов в государственных школах .
Статья 14 Закона о религии запрещает ношение «культовых мантий» (религиозной одежды) в общественных местах всем, кроме «служителей религиозных организаций».
Уголовный и Гражданский кодексы предусматривают жесткие наказания за нарушение Закона о религии и других законов о религиозной деятельности. Помимо запрещенной деятельности, включающей организацию незаконной религиозной группы, закон также запрещает склонять других к вступлению в такую группу и привлекать несовершеннолетних в религиозную организацию без разрешения их родителей. Любая религиозная служба, проводимая незарегистрированной религиозной организацией, является незаконной.
В Уголовном кодексе формально проводится различие между «незаконными» группами, то есть теми, которые не зарегистрированы должным образом, и «запрещенными» группами, такими как экстремистская исламистская политическая партия «Хизб ут-Тахрир» (ХТ), Джамоат Таблиг и другие группы, имеющие клеймо общий термин «ваххабит», который вообще запрещен. Кодекс квалифицирует как уголовное преступление, наказуемое лишением свободы на срок до 5 лет, организацию незаконной религиозной группы или возобновление деятельности такой группы после того, как ей было отказано в регистрации или было приказано расформироваться. Кроме того, кодекс предусматривает наказание за участие в такой группе до 3 лет лишения свободы. Кодекс также предусматривает наказание до 20 лет лишения свободы (если преступление повлекло «тяжкие последствия») за «организацию или участие» в деятельности религиозных экстремистских, фундаменталистских, сепаратистских или других запрещенных группировок. В прошлом суды часто игнорировали различие между незаконными и запрещенными группами и часто осуждали членов несанкционированных мусульманских группировок по обоим законам. За отчетный период сообщений о такой практике не поступало.
Основными законами, согласно которым власти взимают с граждан плату за религиозную деятельность, являются статья 159 (антиконституционная деятельность); статья 216 (незаконное создание общественных объединений или религиозных организаций); часть 2 статьи 216 (нарушение законодательства о религиозных организациях, в том числе прозелитизм); часть 1 статьи 244 (изготовление и распространение материалов, создающих угрозу общественной безопасности и общественному порядку); и часть 2 статьи 244 (создание, руководство или участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях) Уголовного кодекса. Гражданам, обвиняемым по этим статьям (в частности, статье 244, раздел 2), часто предъявляются обвинения в членстве в ХТ.
Поправки, внесенные в декабре 2005 года как в Уголовный кодекс (часть 2 статьи 217), так и в Административный кодекс (статья 201), увеличили штрафы за повторные нарушения закона о религиозной деятельности, увеличив их до 200–300 раз минимальной месячной заработной платы в размере 10 долларов США (12 420 долларов США). сум) по Уголовному кодексу и от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда по Административному кодексу.
Поправки к Административному кодексу, принятые в июне 2006 года, наказывают «незаконное производство, хранение, ввоз или распространение материалов религиозного содержания» штрафом в размере от 20 до 100 минимальных месячных заработных плат для физических лиц или от 50 до 100 минимальных месячных заработных плат для должностных лиц. организаций с конфискацией материалов и «соответствующих средств их производства и распространения». Статья 244-3 Уголовного кодекса касается того же правонарушения, предусматривая наказание лиц, уже осужденных по соответствующей статье Административного кодекса, штрафом от 100 до 200 минимальных размеров заработной платы или исправительными работами до 3 лет. Другие изменения, внесенные одновременно в Уголовный и Административный кодексы, предусматривают наказание за производство и распространение «литературы, пропагандирующей расовую и религиозную ненависть».
Хотя закон одинаково относится ко всем зарегистрированным религиозным конфессиям, правительство финансирует исламский университет и сохранение исламских исторических мест. В 2007 году, чтобы отметить включение Ташкента в число четырех столиц исламской культуры Исламской организацией образования, науки и культуры (ИСЕСКО), правительство профинансировало масштабное расширение офисов Управления мусульман Узбекистана (муфтиата), а также строительство большой новой мечети и библиотека в комплексе. Правительство предоставило материально-техническую поддержку 5000 избранным мусульманам для участия в хадже , что больше, чем 4200 в предыдущем году, но паломники оплатили свои расходы самостоятельно. Правительство контролирует муфтият , который, в свою очередь, контролирует исламскую иерархию, содержание проповедей имамов , а также объем и содержание публикуемых исламских материалов. Исламские святые дни Курбон Хаит и Роза Хайит отмечаются как национальные праздники.
Правительство до сих пор не выполнило ни одной из рекомендаций (БДИПЧ) Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ экспертной группы Бюро по демократическим институтам и правам человека ) 2003 года , которая рассмотрела Закон о религии 1998 года и связанные с ним законодательные акты и пришла к выводу, что они нарушение международных норм свободы вероисповедания. ОБСЕ рекомендовала снять запреты на прозелитизм и частное религиозное обучение, а также декриминализировать деятельность незарегистрированных религиозных организаций.
Ограничения свободы вероисповедания
[ редактировать ]В течение периода, охватываемого настоящим отчетом, существовали значительные правительственные ограничения на свободу вероисповедания. Правительство, продолжая отказывать в регистрации некоторым религиозным группам и отменяя регистрацию других, лишило их законного права на отправление культа. Правительство ограничило многие религиозные обряды и деятельность, наказав некоторых граждан за то, что они занимались религиозной практикой в нарушение законов о регистрации.
Правительство в некоторой степени поддерживает умеренных мусульман, но, ссылаясь на соображения национальной безопасности, запрещает исламские организации, которые оно считает экстремистскими, и криминализирует членство в них. Главными среди запрещенных организаций являются Хизб ут-Тахрир (ХТ), Исламское движение Узбекистана (ИДУ), Акромия , Джамоат Таблиг и различные группы, которые правительство широко называет ваххабитами. Правительство заявляет, что оно считает не репрессии лиц или групп, подозреваемых в экстремизме, вопросом религиозной свободы, а скорее предотвращением вооруженного сопротивления правительству.
ХТ является экстремистской исламистской политической организацией, которая пропагандирует ненависть и восхваляет террористические акты, утверждая при этом, что она привержена ненасилию. Яростно антисемитская и антизападная литература и веб-сайты партии призывают к свержению светских правительств, в том числе в Центральной Азии, и замене их всемирным исламским правительством, называемым Халифатом. Поскольку ХТ является в первую очередь политической организацией, хотя и руководствующейся религиозной идеологией, и поскольку она не осуждает террористические акты других групп, действия властей по ограничению ХТ и преследованию ее членов не являются ограничением религиозной свободы как таковой. Также нет ограничений в отношении ИДУ, группы наманганского происхождения, включенной в список международных террористических организаций США и предположительно ответственной за серию взрывов со смертельным исходом в стране в 1999 и 2004 годах. Проблемы свободы вероисповедания возникают, когда невиновные люди обвиняются в членстве. в этих группах исключительно на основании их религиозных убеждений или практики и осуждены без надлежащей правовой процедуры.
Правительство репрессирует и преследует членов «Акромии» ( «Акромийлар» ) с 1997 года. Религиозные эксперты утверждают, что «Акромия» является неформальной ассоциацией, которая продвигает бизнес в соответствии с исламскими религиозными принципами, в то время как правительство утверждает, что группа является филиалом ХТ и что она пыталась вместе вместе с ИДУ, чтобы свергнуть правительство посредством вооруженного восстания в Андижане в мае 2005 года.
Таблиг Джамоат - это исламская миссионерская группа, возникшая в Южной Азии, чьи практики поклонения, одежды и ухода за собой основаны на практиках времен Мухаммеда ; ее члены заявляют, что они исключительно религиозны и аполитичны.
В число других запрещенных групп входят предполагаемые «ваххабиты» — термин, широко используемый в стране для обозначения любых консервативных мусульман. В частности, правительство использует слово «ваххабит» для описания мусульман, которые поклоняются вне государственных учреждений, получивших образование в медресе за границей, или тех последователей либо имама Абдували Мирзаева из Андижана , который исчез в 1995 году, либо имама Абидхана Назарова из Ташкента, который предоставило ему статус беженца Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев бежал в Казахстан в 1998 году, чтобы избежать ареста, и 15 марта 2006 года .
В предыдущие отчетные периоды источники утверждали, что власти требовали от имамов зарегистрированных мечетей предоставления списков лиц в их общинах, которые могут иметь экстремистские наклонности. В отчетный период подобных сообщений не поступало, но были сообщения о том, что правительство поручило некоторым махаллинским (районным) комитетам и имамам выявлять местных жителей, которые потенциально могут быть вовлечены в экстремистскую деятельность или группы, в том числе тех, кто ежедневно молился или иным образом демонстрировал активную активность. преданность. Правительство контролирует содержание проповедей имамов, а также объем и содержание публикуемых исламских материалов.
Жесткое обращение правительства с подозреваемыми в религиозном экстремизме отбило у многих верующих желание демонстрировать внешнее выражение религиозного благочестия. После беспорядков в Андижане в мае 2005 года власти арестовали многих жителей Андижана по обвинению в религиозном экстремизме. В отчетный период также поступали заслуживающие доверия сообщения о том, что председатели махаллинских комитетов активно отговаривали жителей от совершения богослужений в мечетях. Служба новостей «Форум 18» также сообщила в ноябре 2006 года, что власти раздали имамам инструкции о нежелательности посещения детьми мечетей и что полиция иногда не позволяла детям посещать пятничные молитвы.
Многие источники сообщили, что атмосфера в мусульманской общине с тех пор улучшилась: многие мечети вышли на улицы из-за нехватки места во время пятничной молитвы. Правительство ослабило контроль над соблюдающими мусульманами, позволив людям исповедовать свою веру в контролируемой среде. Тем не менее, были сообщения о том, что сотрудники правоохранительных органов и национальной безопасности активно отслеживали и сообщали о деятельности мечетей и верующих. Поступали также сообщения о том, что местные чиновники в Ташкенте провели серию встреч с лидерами махаллей, чтобы противодействовать исламистским тенденциям. На этих встречах официальные лица якобы призывали семьи отговорить своих сыновей от посещения мечети и дочерей от ношения хиджаба , а также дали указание местным лидерам препятствовать проведению традиционных исламских свадебных церемоний . Правительство ограничило количество паломников, совершающих хадж, до 5000, или примерно 20 процентов от общего возможного числа паломников в стране (по оценкам, примерно 25 000 паломников или 1000 паломников на каждый 1 миллион населения). Потенциальные паломники, как сообщается, были одобрены местными махаллинскими комитетами, районными администрациями, Служба национальной безопасности и государственная комиссия по хаджу .
Многие в правительстве выразили подозрение в отношении Свидетелей Иеговы , рассматривая их как экстремистскую группу. В учебных документах внутренней полиции Свидетели Иеговы, наряду с ИДУ и ХТ, по-прежнему упоминаются как угрозы безопасности. Местные чиновники и представители религиозного истеблишмента продолжали выражать опасения по поводу миссионерской деятельности группы. 30 ноября и 1 декабря 2006 года государственное телевидение транслировало документальный фильм под названием «Лицемерие», в котором Свидетели Иеговы связывались с японским культом Аум Синрикё .
В некоторых мечетях по-прежнему возникали трудности с регистрацией. В 2003 году «Форум 18» сообщил, что мечеть Панджера в Намангане , где около 500 человек собирались для молитвы в праздничные дни, была закрыта властями в 1998 году и в течение нескольких лет безуспешно пыталась зарегистрироваться. Несколько мечетей на юге и востоке Ферганской долины , которые сообщали о подобных проблемах с регистрацией в последние годы, остались незарегистрированными, несмотря на то, что у них было необходимое количество прихожан для регистрации. Прихожане финансируемой местными властями мечети Туман в Ахунбабаевском районе Ферганы продолжали функционировать после регистрации по решению суда в начале 2004 года. Небольшому числу неофициальных, независимых мечетей разрешено спокойно действовать под наблюдением официальных имамов.
Свидетели Иеговы подали заявки на регистрацию на местном, региональном и национальном уровнях и получили либо отказ, либо никакой официальный ответ в течение периода, охватываемого настоящим отчетом. Другие церкви остались незарегистрированными после безуспешных попыток зарегистрироваться в прошлые годы. В их число вошли баптистская церковь «Вифания» в Мирзо-Улугбекском районе Ташкента, пятидесятническая церковь в Чирчике , христианская церковь «Великая Благодать» в Самарканде и церковь «Эммануил» в Нукусе ) (Каракалпакстан . Несмотря на ряд международных обращений и официальных судебных обращений в прошлые отчетные периоды, церковь «Мир» в Нукусе, церковь «Хушхабар» в Гулистоне, пятидесятническая церковь в Андижане и баптистская церковь в Газалкенте также остались незарегистрированными.
Ранее в Каракалпакстане действовало около 20 протестантских церквей; однако было неизвестно, сколько из них все еще активны. С 1999 года ни одна баптистская церковь не зарегистрировалась успешно. Из 11 групп Свидетелей Иеговы в стране на конец отчетного периода была зарегистрирована только одна, в Чирчике. 24 августа 2006 г. правительство аннулировало статус регистрации Ферганской общины Свидетелей Иеговы, сославшись на ряд нарушений Закона о религии, включая прозелитизм, разжигание религиозной вражды и проведение собраний в частном доме. «Свидетели Иеговы» обжаловали это решение, но на конец отчетного периода остались незарегистрированными.
По состоянию на 1 мая 2007 года правительство зарегистрировало 2227 религиозных общин и организаций – на 3 больше, чем в июле 2006 года – 2224. Мечети, мусульманские образовательные учреждения и исламские центры составили 2046 от общего числа зарегистрированных, то есть на 4 больше. Мусульманские группы представляли собой несколько шиитских общин. Число зарегистрированных христианских групп сократилось на 1. Среди 181 зарегистрированной группы религиозных меньшинств были 58 корейских христиан, 36 русских православных, 23 баптистских, 21 пятидесятническая («Полное Евангелие»), 10 адвентистов седьмого дня, 8 иудейских, 5 католических, 6 бахаи, 3 лютеранина, 4 « новоапостольских », 2 армянских апостольских , 1 Свидетель Иеговы, 1 группа сознания Кришны, 1 Храм Будды и 1 христианская церковь «Голос Бога» .
В течение отчетного периода некоторые церкви, особенно евангелические церкви, в состав которых входят этнические узбеки, не подали заявки на регистрацию, поскольку не ожидали, что местные власти их зарегистрируют. Другие группы, в том числе те, в которых слишком мало членов, сообщили, что они предпочитают не привлекать к себе внимание властей, подавая заявку на регистрацию, которая явно не соответствует требованиям законодательства. Некоторые группы также не хотели предоставлять властям список своих членов, особенно этнических узбеков, поскольку они подвергались преследованиям во время предыдущих попыток зарегистрироваться. Несколько групп принципиально отказались добиваться регистрации, поскольку они оспаривают право правительства требовать регистрации.
Для регистрации группы также должны указать в своем уставе действующий юридический адрес. В отчетный период местные чиновники отказывали в утверждении юридических адресов или не отвечали на такие запросы, тем самым препятствуя регистрации религиозных групп. Минюст также ссылался на это требование, объясняя решения местных чиновников. 11 мая 2007 года администрация Сергелийского района Ташкента отказала в утверждении юридического адреса ташкентской общины Свидетелей Иеговы. В течение отчетного периода Свидетели Иеговы в Самарканде, Кагане (Бухарская область), Джизаке и Ангрене также обращались с просьбой утвердить юридические адреса, но не получили ответа. 24 августа 2006 года Управление юстиции Ферганской области отменило регистрацию общины Свидетелей Иеговы частично из-за невозможности зарегистрировать изменение юридического адреса. Прихожане Ферганы объяснили властям, что они купили новый дом и находились в процессе регистрации нового адреса, когда их регистрацию отозвали. Членов общины также обвинили в прозелитизме. 12 июня 2007 года ферганская община вновь обратилась с просьбой утвердить юридический адрес, но ее просьба была отклонена. Некоторые группы, такие как Ташкентская международная церковь, не хотели покупать недвижимость без уверенности в том, что их регистрация будет одобрена. Другие утверждали, что местные власти произвольно отказывают в утверждении адресов, поскольку они выступают против существования христианских церквей, в которых есть этнические узбеки.
Другие проблемы, препятствующие регистрации в прошлом, включали заявления о фальсифицированных списках прихожан; проблемы с сертификацией адресов; ненадлежащая аттестация пожарных, санитарных работников и эпидемиологов; грамматические ошибки в узбекском тексте устава группы; и другие технические подробности.
Международная церковь Ташкента , протестантская внеконфессиональная церковь, которая служит исключительно международному сообществу Ташкента, не может претендовать на регистрацию, поскольку она не соответствует законодательному требованию о наличии 100 членов-граждан. Службы проводятся регулярно и беспрепятственно в официально зарегистрированной баптистской церкви.
Местные власти продолжали оказывать давление на баптистские церкви, связанные с Международным советом церквей евангельских христиан/баптистов , конфессией, которая принципиально отказывается от регистрации, с требованиями зарегистрировать их общины.
Благодаря политике правительства против прозелитизма этнические русские, евреи и иностранцы-немусульмане пользуются большей религиозной свободой выбора и изменения своей религии, чем мусульманские этнические группы, особенно этнические узбеки. Большинство христианских церквей могут действовать свободно, пока они не пытаются привлечь новообращенных среди этнических узбеков. Этнические узбеки-христиане часто скрывают свою веру и иногда не пытаются зарегистрировать свои организации из-за страха перед ограничительными репрессиями, например, наблюдением за тем, собираются ли они без регистрации, что может привести к аресту по уголовным обвинениям. Христианские общины смешанного этнического происхождения часто сталкиваются с трудностями, включая отказ в регистрации или задержки с ответом, или неохотно включают своих этнических узбеков в списки регистрации, опасаясь преследований со стороны местных властей.
Частное обучение принципам религии и преподавание религии несовершеннолетним без согласия родителей является незаконным. Только религиозные группы с зарегистрированным центральным офисом могут по закону проводить религиозное обучение.
Имеется 11 медресе (в том числе 2 женских), дающих среднее образование, включая полный спектр светских предметов. Кроме того, Исламский институт и Исламский университет в Ташкенте высшее образование дают . Кабинет Министров считает дипломы, выдаваемые медресе, приравненными к другим дипломам, что позволяет выпускникам этих учреждений продолжить образование на университетском уровне. Учебная программа в медресе и Исламском институте ориентирована на тех, кто планирует стать имамами или религиозными учителями. Иначе обстоит дело с финансируемым государством и созданным Исламским университетом, где студенты изучают религиоведение со светской точки зрения. Хотя обучение в Исламском университете не дает выпускникам права практиковать имамы, некоторые выпускники университета были назначены имамами после прохождения стандартной последовательности обучения в медресе.
Помимо очного обучения в этих учреждениях, не существует официально санкционированного религиозного обучения для лиц, заинтересованных в изучении ислама. Все большее число имамов неофициально предлагают религиозное образование; хотя технически это незаконно, местные власти редко обращались в суд. Два медресе в густонаселенной и религиозной мусульманской Ферганской долине остались закрытыми после того, как правительство превратило их в медицинские учреждения.
Правительство ограничивает шиитское исламское образование, не разрешая отдельное обучение шиитских имамов внутри страны и не признавая такое образование, полученное за пределами страны. Однако шиитские имамы получают образование в суннитских медресе, которые предлагают курсы шиитской юриспруденции. Русская Православная Церковь управляет двумя монастырями (один женский, другой мужской) и семинарией, а также предлагает воскресное образование во многих своих церквях. Другие религиозные группы предлагают религиозное образование через свои религиозные центры. У еврейской общины нет раввината, поскольку она не имеет синагог в восьми различных провинциях и, следовательно, не может соответствовать требованиям для зарегистрированного центрального офиса; Ташкента однако в еврейской школе в Яккасарайском районе преподают еврейскую культуру.
Министерство юстиции контролирует аккредитацию, необходимую для любого, кто пытается работать в неправительственной организации (НПО) в стране, и имеет возможность вытеснять без предъявления официальных обвинений тех, кто, по его мнению, занимается прозелитизмом. Закон о религии 1998 года запрещает миссионерскую деятельность любого рода.
Несколько международных религиозных организаций были вынуждены закрыться в 2006 и 2007 годах в результате волны закрытия международных НПО. 6 сентября 2006 года Ташкентский городской суд ликвидировал узбекское отделение американской неправительственной организации « Партнерство в области науки и развития » (PAD) после обвинения ее иностранных сотрудников в прозелитизме. 23 августа 2006 года Ташкентский городской суд постановил закрыть местное отделение американской благотворительной организации Crosslink Development International после того, как Министерство юстиции обвинило ее сотрудников в проведении миссионерской деятельности среди мусульман и православных верующих. Американо-еврейский объединенный распределительный комитет столкнулся с административными трудностями при регистрации местных партнерских организаций из-за их связи с религиозной организацией. Постановление Кабинета Министров 2003 года, определяющее изменение требований к регистрации НПО, ограничило деятельность религиозных организаций.
В июне 2006 года правительство вынудило закрыть международные НПО «Central Asia Free Exchange» (CAFE) и «Global Involvement Through Education» после того, как сотрудников организаций обвинили в прозелитизме, а власти обвинили обе организации в ряде других нарушений закона. Обе организации утверждали, что их деятельность носила исключительно гуманитарный характер.
Государственные служащие обычно проявляют меньшую религиозную преданность, чем граждане частного сектора. Государство проводит политику секуляризма, а государственные служащие находятся под более строгим контролем, чем другие, чтобы сохранить разделение между религией и государственными структурами.
В отличие от предыдущих лет, не было достоверных сообщений о том, что главы махаллинских комитетов угрожали новообращенным христианам, что их не похоронят на кладбище, если они не перестанут посещать церковь.
Контролируемые государством СМИ в некоторых случаях поощряли предубеждения общества против христиан-евангелистов. 30 ноября и 1 декабря 2006 г. государственное телевидение транслировало документальный фильм под названием «Лицемерие», в котором граждан предостерегали от общения с христианами-евангелистами, особенно с пятидесятниками. За телевизионной программой последовала серия статей в контролируемой государством прессе и на интернет-сайтах, подкрепляющих это послание.
Хотя правительство требует, чтобы CRA одобряло всю религиозную литературу, на практике ряд других государственных органов, включая Министерство внутренних дел (МВД), Службу национальной безопасности (СНБ), Таможенную службу и полицию, могут блокировать или конфисковывать религиозную литературу, что они не одобряют. CRA ограничил право публиковать, импортировать и распространять религиозную литературу исключительно зарегистрированными центральными офисами религиозных организаций, которых сейчас существует семь: межконфессиональное Библейское общество ; Управление мусульман Узбекистана ; два исламских центра; а также офисы русской православной церкви, полного Евангелия, баптистской и римско-католической церкви.
В отчетный период правительство ограничило количество христианской литературы на узбекском языке , которую зарегистрированные центральные религиозные организации могли ввозить в страну. Власти также конфисковали христианскую литературу на узбекском языке, которая была законно ввезена в страну. В предыдущие отчетные периоды власти сообщали руководителям церкви, что вся христианская литература на узбекском языке считается контрабандой, даже если она была ввезена легально. По историческим и культурным причинам пасторы-евангелисты обычно проповедуют на русском языке, предлагая ограниченное служение на узбекском языке — официальном национальном языке, который наиболее тесно связан с большинством мусульманского населения. За отчетный период КДР разрешил использовать некоторые материалы, например, ограниченное количество узбекских переводов некоторых книг Библии. Правительство требует, чтобы Библейское общество подавало регулярные отчеты о своей печатной, импортной и переводческой деятельности.
Правительство может конфисковать, а в некоторых случаях уничтожить незаконно ввезенную религиозную литературу. В июле 2006 года таможенная служба задержала партию из 500 библий на русском языке и другой литературы, которая была отправлена общине Свидетелей Иеговы в Чирчике, на основании заключения КДР о том, что в этой литературе нет необходимости. Литература была конфискована до конца отчетного периода, и Свидетели Иеговы должны были оплатить ее хранение, несмотря на просьбу организации перенаправить партию в Казахстан. Власти иногда сжигают литературу, в том числе Библии, конфискованную у членов незарегистрированных религиозных общин. Информационное агентство «Форум 18» сообщило, что после рейда на баптистскую церковь в Карши 27 августа 2006 года суд постановил сжечь конфискованную христианскую литературу, в том числе Библию, сборники гимнов и несколько экземпляров Книги Притчей Ветхого Завета на узбекском языке.
Международное почтовое отделение в Ташкенте тщательно проверяет все входящие посылки и отправляет образцы любых религиозных материалов в CRA для дальнейшего изучения и утверждения. В случае, если CRA запрещает материалы, оно отправляет письмо предполагаемому получателю и отправителю с объяснением отклонения комитетом. КДР запретил въезд в Узбекистан как христианским, так и мусульманским титулам.
Правительство жестко контролирует доступ к мусульманским публикациям и требует в каждом внутреннем издании (книгах, брошюрах, компакт-дисках и фильмах) указания с указанием источника его издательского авторитета. Многие книги публикуются с фразой «разрешение на эту книгу было предоставлено CRA» или «эта книга рекомендована CRA», что указывает на официальную санкцию. Как правило, эти фразы содержатся только в книгах, изданных под издательством «Моваруннахр» Управления мусульман. Другие работы, опубликованные под редакцией государственных издательств «Шарк» или «Адолат», похоже, не требуют одобрения CRA, даже если они касаются исламского права . Несколько произведений на арабском языке, привезенных из-за границы, иногда можно приобрести у книжных торговцев. Более спорная литература, если таковая имеется, не отображается, но доступна только по запросу. Владение литературой авторов, считающихся экстремистскими, или любой незаконно ввезенной или произведенной литературой может привести к аресту и судебному преследованию. Правительство категорически запрещает листовки ХТ.
Злоупотребления религиозной свободой
[ редактировать ]Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( Октябрь 2016 г. ) |
Правительство продолжало совершать серьезные нарушения свободы вероисповедания. Кампания правительства против экстремистских мусульманских группировок привела к многочисленным серьезным нарушениям прав человека за период, охватываемый настоящим отчетом. Кампания была в основном направлена против подозреваемых членов ИДУ или других террористов, а также против предполагаемых членов ХТ. Эта продолжающаяся кампания привела к аресту многих соблюдающих мусульман, не являющихся экстремистами, а также к обвинениям (десятки из них подтвердились), что сотрудники правоохранительных органов на протяжении многих лет подвергали физическому жестокому обращению или пыткам сотни, а возможно, и тысячи людей.
Власти часто жестоко обращаются с лицами, арестованными по подозрению в экстремизме, применяя пытки, избиения и особо суровые условия содержания, обычно приговаривая этих лиц к срокам от 7 до 12 лет. Некоторые обвиняемые, особенно обвиняемые также в террористической деятельности, были приговорены к лишению свободы на срок до 20 лет. Даже незначительное участие в ХТ, такое как посещение занятий по изучению Корана или хранение брошюры ХТ, может повлечь за собой наказание в виде тюремного заключения на несколько лет.
Никаких дальнейших событий не произошло в случае смерти в сентябре 2005 года исламского священнослужителя Шавката Мадумарова , который умер в заключении через три дня после того, как его приговорили к семи годам лишения свободы за членство в запрещенной исламской группе. Хотя конкретную информацию было трудно получить, правозащитники и другие наблюдатели утверждали, что заключенные часто умирают от таких заболеваний, как туберкулез, которыми они заразились во время заключения.
В 2004 году Верховный суд издал постановление, окончательно запрещающее использование доказательств, полученных под пытками или другими незаконными методами. С тех пор правительство предприняло ограниченные административные меры по искоренению пыток в местах содержания под стражей, но поступали многочисленные сообщения о том, что такое обращение остается рутинным и систематическим.
Никаких изменений в вынесенном 19 апреля 2006 года приговоре восьми мужчинам из города Янгиюль по обвинению в членстве в незарегистрированной религиозной организации после суда, на котором подсудимые показали , Ташкентской области что их избивали и пытали, не произошло. Никаких новых событий не произошло и в деле девяти человек, осужденных в апреле 2005 года и приговоренных к тюремному заключению на срок от 6 до 13 лет по обвинению в религиозном экстремизме, на фоне утверждений о том, что сотрудники правоохранительных органов пытали их, чтобы спровоцировать признательные показания.
Никаких новых событий не произошло в следующих делах: осуждение в феврале 2005 года двух мусульман -суфиев , которые утверждали, что власти подбрасывали им листовки ХТ и пытали их, 23 предполагаемых экстремиста, приговоры которых в октябре 2004 года были основаны на показаниях, полученных полицией под пытками, или октябрьском судебном разбирательстве. В 2004 году было осуждено за уголовное преступление имам Каршинской мечети (ошибочно указанной в отчетах за 2005 и 2006 годы как мечеть Навои ) и 16 членов мечети, которые признались только в том, что являются приверженцами ислама.
Антиэкстремистская кампания правительства была нацелена на последователей бывшего ташкентского имама Абидхана Назарова, девять из которых были депортированы из Казахстана в конце ноября 2005 года. Суды Узбекистана судили, признали виновными и приговорили семерых из них к тюремному заключению в среднем на шесть лет по обвинению в Исламский экстремизм. Восьмого Шоирмата Шорахметова власти поместили в колонию для душевнобольных. Девятый, бывший ташкентский имам Рухитдин Фахрутдинов , был приговорен 6 сентября 2006 года к 17 годам лишения свободы по обвинению в экстремизме и причастности к взрывам автомобилей в Ташкенте в 1999 году. Охранники суда не допустили наблюдателей на процесс. Никаких событий по поводу исчезновения в мае 2004 года старшего сына Имама Назарова, Хуснуддина Назарова , не произошло .
В тысячах случаев в предыдущие отчетные периоды власти заявляли о членстве в ХТ исключительно на основании внешнего выражения своих религиозных убеждений или делали ложные заявления о членстве в ХТ в качестве предлога для преследования лиц с умеренными религиозными убеждениями. В отчетный период власти преследовали лиц, чьи родственники уже находились в тюрьме по обвинению в экстремизме или выступали свидетелями на других судебных процессах. По оценкам надежных источников за предыдущие отчетные периоды, около 4500 из примерно 5000–5500 политических заключенных, содержащихся под стражей, были заключены в тюрьму на основании предполагаемого членства в ХТ.
За отчетный период по меньшей мере 77 человек, а возможно и больше, были осуждены за членство в ХТ. Во многих из этих случаев звучали утверждения о пытках и принуждении или о нападениях на лиц, члены семей которых находились в тюрьме или которые давали показания в качестве свидетелей защиты на других судебных процессах по делу ХТ. Обстоятельства других приговоров были неясны, поскольку наблюдатели не смогли присутствовать на многих судебных процессах.
18 апреля 2007 года Ташкентский городской уголовный суд признал Гульнору Валижонову виновной в членстве в ХТ и приговорил ее к 6 годам лишения свободы. По данным Хьюман Райтс Вотч и независимого правозащитника, наблюдавшего за судебным процессом, правительство не смогло предоставить убедительных доказательств ее членства в ХТ, и оказалось, что она стала объектом преследования, поскольку несколько членов ее семьи находились в тюрьме по обвинениям в экстремизме.
25 октября 2006 г. Самаркандский областной уголовный суд признал восемь человек членами ХТ и приговорил троих обвиняемых к тюремному заключению на срок от 5 до 8 лет; остальные обвиняемые получили условные сроки. Несколько обвиняемых утверждали, что их показания были получены под пытками, и в приговоре суда были учтены утверждения о пытках. 22 сентября 2006 года на закрытом для журналистов и правозащитников судебном заседании Ташкентский городской суд признал семерых мужчин, являющихся членами ХТ, и приговорил их к тюремному заключению на срок от 10 до 13 лет. Хотя мужчины признались в обвинениях, их адвокаты утверждали, что они признались только после угроз со стороны властей. 3 и 11 августа 2006 г. суды Ташкентской области признали в общей сложности 29 членов ХТ в двух отдельных судебных процессах и приговорили их к тюремному заключению на срок от 1 до 13 лет. Несколько обвиняемых по обоим процессам показали, что их признания были получены путем жестоких избиений. 10 августа 2006 года Ташкентский городской уголовный суд признал виновными пятерых мужчин в членстве в ХТ и приговорил их к лишению свободы на срок от 12 до 15 лет. Пятеро обвиняемых заявили на открытом суде, что их подвергали пыткам, однако эти обвинения не были расследованы судом. Родственники пятерых мужчин также рассказали правозащитникам, что им угрожали власти и приказали не рассказывать об этом деле.
Шесть андижанских женщин, арестованных 20 апреля 2006 г. по обвинению в хранении и распространении материалов ХТ, были осуждены 14 августа 2006 г. по Уголовному кодексу и приговорены каждая к лишению свободы на срок от 5 до 6 лет.
Трудно было точно оценить число людей, арестованных по ложным обвинениям в экстремизме, и трудно узнать, сколько из них находились под подозрением из-за своих религиозных обрядов. В предыдущие отчетные периоды поступали сообщения о том, что власти произвольно арестовывали значительную часть задержанных по обвинению в экстремизме. Власти, похоже, подозревали в экстремизме лиц, принадлежащих к мусульманским организациям, и мусульман, которые встречаются в частном порядке, чтобы молиться или изучать ислам.
Лица, обвиняемые в «ваххабизме», подвергались жестокому обращению, начиная от потери работы и заканчивая физическим насилием и длительным тюремным заключением. За отчетный период только в городе Ташкенте и Ташкентской области по меньшей мере 25 обвиняемых были осуждены по неконкретным обвинениям в принадлежности к «ваххабитским» группам. В апреле 2007 года в Сурхандарьинской области шестеро мужчин были признаны виновными в принадлежности к ваххабитской секте и приговорены к лишению свободы на срок от 3 до 6 лет. По данным достоверного источника, признания подсудимых были получены под пытками. 14 февраля 2007 года Ташкентский городской уголовный суд признал двух женщин виновными по обвинению в «ваххабизме» и приговорил их к штрафам. 19 декабря 2006 года Ташкентский городской уголовный суд признал Шаакмала Носирова и Фархода Муминова виновными в принадлежности к ваххабитской секте и приговорил их к лишению свободы на срок от 6 до 9 лет. Мужчины были арестованы после того, как организовали лагерь для 50 детей, в рамках которого проводились конкурсы по чтению Корана. Большинство отцов детей сидели в тюрьме по обвинению в религиозном экстремизме. На отдельном судебном заседании 12 сентября 2006 г. Ташкентский городской уголовный суд признал девять обвиняемых виновными и приговорил 8 из них к 6 годам лишения свободы; девятый обвиняемый получил 8 лет лишения свободы.
Правительство продолжало преследовать лиц, подозреваемых в причастности к исламской группировке «Акромия». По мнению религиозных экспертов, «Акромия» — религиозное движение, пропагандирующее бизнес, а не экстремизм. 28 февраля 2007 года Ташкентский областной уголовный суд признал Абдумалика Ибрагимова виновным в членстве в «Акромии» и приговорил его к 8 годам лишения свободы. 21 июля 2006 года Ташкентский городской уголовный суд признал виновными по меньшей мере восемь, а возможно, и 45 человек как группу по обвинению в членстве в «Акромии». Абдусамат Каримов был приговорен к 8 годам лишения свободы. Ильхомжон Юлдошев был приговорен к 5 годам лишения свободы. О приговорах остальным обвиняемым не сообщается.
За отчетный период власти впервые приговорили христианского пастора по уголовным обвинениям в религиозной деятельности. 21 января 2007 года власти Андижана арестовали пастора Дмитрия Шестакова , лидера зарегистрированной общины пятидесятников полного Евангелия . 9 марта 2007 года Андижанский областной уголовный суд признал Шестакова виновным и приговорил его к 4 годам колонии труда по обвинению в организации незаконной религиозной группы, разжигании религиозной розни и распространении религиозной экстремистской литературы. После нового суда 25 мая 2007 года Шестакова перевели из открытого трудового лагеря в трудовой лагерь более строгого режима в Навои.
Никакого развития событий не произошло и по делу предполагаемых членов «Акромии» Ахада Зиёдходжаева, Боходира Каримова и Абдубосида Закирова, осужденных в Ташкенте 25 июля 2005 года за участие в религиозной экстремистской группировке и других обвинений и отбывающих наказание от 15,5 до 16 лет. лет лишения свободы. Не произошло новых событий и в деле семи торговцев продуктами питания, приговоренных в марте 2005 года в Сырдарье к срокам от 8 до 9 лет лишения свободы за предполагаемое членство в «Акромии».
Правительство заклеймило исламскую миссионерскую группу «Таблих Джамоат» («Просветительское общество») как экстремистскую. Одиннадцать членов джамоата Таблиг, приговоренные в октябре 2004 года в Андижане к пяти годам лишения свободы, остались в заключении; большинство недавних дел закончились штрафами, амнистией или легкими приговорами.
Источники отметили, что в отчетный период некоторые заключенные, осужденные за религиозный экстремизм, содержались отдельно от «обычных» заключенных и подвергались более жесткому обращению со стороны тюремных надзирателей. Незадолго до ожидаемого освобождения таких заключенных также повторно судили за организацию экстремистских ячеек в тюрьме, и им продлили сроки заключения. В предыдущие отчетные периоды поступали сообщения о том, что тюремные власти не разрешали многим заключенным, подозреваемым в исламском экстремизме, свободно исповедовать свою религию и, в некоторых случаях, не разрешали им иметь Коран. Тюремные власти также часто не разрешали заключенным молиться пять раз в день или корректировать график работы и приема пищи в соответствии с постом Рамадана. Поскольку власти по-прежнему не разрешали независимым внешним наблюдателям посещать места содержания под стражей, не было надежного способа узнать, сохраняются ли эти условия, или проверить сообщения о том, что религиозные заключенные подвергались избиениям или особо жестокому обращению, например, изоляции или избиению за отказываясь подписывать покаянные письма и отказываясь от того, что власти считают религиозным экстремизмом.
Власти часто преследуют или арестовывают членов семей лиц, разыскиваемых в связи с исламской политической деятельностью или уже находящихся в тюрьме в связи с такой деятельностью. Хотя есть исключения, во многих случаях единственным преступлением родственника является объединение.
В предыдущие отчетные периоды было несколько случаев, когда власти задерживали женщин за участие или организацию демонстраций с требованием освобождения родственников-мужчин, заключенных в тюрьму по подозрению в исламском экстремизме. В отчетном периоде таких сообщений не было; однако власти, судя по всему, преследовали женщин, чьи мужья находились в тюрьме. 27 апреля 2007 года Ташкентский городской уголовный суд признал семерых из восьми женщин, арестованных за предполагаемое членство в ХТ, но освободил семерых с условными сроками. Хьюман Райтс Вотч заявила, что, хотя восемь женщин были обвинены в создании «группы» ХТ, из показаний свидетелей было ясно, что не все женщины знали друг друга. Единственным фактом, связывающим женщин, было то, что у всех у них были мужья или близкие родственники в тюрьме, и что все они давали показания в качестве свидетелей на предыдущих судебных процессах. В отличие от предыдущих лет, не было сообщений о том, что полиция оскорбляла или заставляла некоторых женщин снимать головные уборы.
В предыдущие отчетные периоды поступали сообщения о том, что полиция подбрасывала гражданам наркотики, боеприпасы и религиозные листовки, чтобы оправдать их аресты, и что полиция арестовывала многих из тех, у кого были внешние признаки соблюдения религиозных обрядов, такие как традиционная одежда или бороды. Не удалось определить, отражает ли отсутствие новых отчетов улучшение или уменьшение потока информации.
Также поступали сообщения о том, что власти пытали и избивали христиан-евангелистов или не наказывали за это членов общины. Никаких арестов в связи с нападением наемных головорезов на дьякона пятидесятнической церкви 18 декабря 2006 года произведено не было. Никаких новых событий в предполагаемых пытках христианина-пятидесятника в Ташкенте в июне 2005 года, о которых сообщалось во многих средствах массовой информации, не произошло.
Любая религиозная служба, проводимая незарегистрированной религиозной организацией, является незаконной. Время от времени полиция разгоняла собрания незарегистрированных евангелических общин и задерживала их членов. За некоторыми исключениями, власти часто налагали на задержанных административные штрафы в размере от 50 до 100 минимальных заработных плат.
Как и в предыдущие годы, поступали многочисленные сообщения о задержаниях христиан-евангелистов, зачастую на неделю и более. Надежный источник сообщил, что 7 апреля 2007 года полиция провела рейд на службу незарегистрированной Баптистской церкви Гулистона и задержала ее пастора Виктора Климова, которому предъявлено обвинение по нескольким статьям Административного кодекса. 8 февраля 2007 года самаркандская полиция арестовала пастора, гражданина Казахстана, связанного с церковью «Великая Благодать», и держала его под стражей 11 дней.
Худоер Пардаев и Игорь Ким, члены пятидесятнической церкви «Божья любовь» из Джизакской области, были приговорены 12 июня 2007 года к 10 суткам лишения свободы за «незаконное» преподавание религии Янгиабадским районным судом.
Сообщается, что 15 января 2007 года полиция Нукуса совершила рейд на службу пресвитерианской церкви, проходившую в частном доме, и арестовала 18 верующих. Власти предъявили нескольким обвинениям в нарушении Административного кодекса и оштрафовали их. Одного задержанного, Салавата Серикбаева, судили по уголовным обвинениям в незаконном преподавании религии. 10 мая 2007 года Нукусский уголовный суд признал Серикбаева виновным, но освободил его условно, приговорив к двум годам лишения свободы, в течение которых он находится на испытательном сроке, ему запрещено выезжать за границу и он обязан выплачивать государству 20 процентов своего заработка. 9 апреля 2007 года второй задержанный, пастор Григорий Тен, был оштрафован на 490 долларов (621 000 сум) за ряд нарушений Административного кодекса, что является крупной суммой для жителей Каракалпакстана.
24 августа 2006 г. полиция ворвалась в дом в селе Учкилиз (недалеко от Термеза) и задержала 17 членов Союза независимых церквей, многие из которых впоследствии были избиты. Большую часть задержанных освободили в течение суток, но пятерых из них продержали под стражей до 4 сентября 2006 года.
За отчетный период сообщалось о нескольких случаях рейдов на службы правительства и наложения штрафов за богослужение, обучение, прозелитизм или другую несанкционированную религиозную деятельность. Хотя власти терпели существование многих христианских евангелических групп, они строго соблюдали законный запрет на прозелитизм и часто преследовали, задерживали или штрафовали тех, кто открыто пытался обратить мусульман в христианство. 12 апреля 2007 года власти Бухарской области оштрафовали местного пятидесятника на 56 долларов США (70 000 сумов) по административному обвинению в преподавании религии без специальной подготовки. 16 мая 2007 года двое членов Церкви Полного Евангелия Дмитрия Шестакова в Андижане были оштрафованы примерно на 20 долларов США (25 200 сумов) за воспрепятствование осуществлению правосудия.
В период подготовки настоящего отчета правительство особенно преследовало церкви полного Евангелия (пятидесятники). Такая таргетинговая политика продолжила практику предыдущего отчетного периода. В декабре 2006 года пастор пятидесятнической церкви «Воскресенская» в Андижане, которой долгое время было отказано в регистрации, был оштрафован на 85 долларов (109 500 сумов) за проведение «незаконных» собраний. Под сильным давлением со стороны местных властей и лидеров махалли Воскресенская пятидесятническая церковь решила закрыть свою общину в июне 2007 года.
Надежный источник сообщил, что 27 декабря 2006 года Нукусский городской суд оштрафовал пастора незарегистрированной христианской церкви Максета Джаббарбергенова на 440 долларов США (540 000 сумов) за ряд нарушений Административного кодекса. 25 октября 2006 года шесть членов Отделённой баптистской церкви были оштрафованы Каршинским городским судом на сумму от 85 долларов США (108 000 сумов) до 430 долларов США (540 000 сумов) за нарушение статьи 240 Административного кодекса. Надежный источник сообщил, что 7 декабря 2006 года Каршинский городской суд отменил или уменьшил штрафы в отношении четырех членов организации.
Надежный источник сообщил, что власти сняли обвинения с трех членов Харизматической церкви Иисуса Христа в Ташкенте, которые были задержаны на несколько дней в апреле 2006 года во время гуманитарной деятельности в детской больнице.
Свидетели Иеговы также подвергались особо пристальному вниманию и иногда подвергались аресту по обвинению в обращении в свою веру. 6 июня 2007 года член Самаркандской общины Свидетелей Иеговы Дилафруз Арзиева была признана виновной в незаконном преподавании религии и приговорена к 2 годам исправительных работ. 14 мая 2007 г. другой член Самаркандской общины Свидетелей Иеговы Ирфан Хамидов также был осужден по тому же обвинению и приговорен к 2 годам лишения свободы в трудовом лагере после суда, на котором были уничтожены показания свидетелей в пользу его дела. из записи.
2 апреля 2007 года местная полиция разрушила примерно пять собраний Свидетелей Иеговы в трех городах во время ежегодных богослужений, посвященных смерти Иисуса. Поступали сообщения о том, что один верующий в Самарканде получил ранения, когда полицейский ударил его по голове. Эти нарушения были гораздо менее серьезными, чем в 2006 и 2005 годах, когда сотни Свидетелей Иеговы были взяты под стражу, некоторые, как сообщается, были избиты, а многие были подвергнуты крупным штрафам и кратковременному административному задержанию после рейдов на ежегодные поминальные службы в нескольких городах. 19 февраля 2008 г. сотрудники полиции и местные власти Самарканда ворвались в дома Свидетелей Иеговы и доставили в отделение полиции 18 членов собрания. Одной из жертв стала 17-летняя девушка, которую, как сообщается, раздел и ласкал пьяный полицейский. [ нужна ссылка ] Озоду Саидову, также 17-летнему, выдернули за волосы и несколько раз ударили по голове. Мухайё Абдулхакову, 14-летнюю девушку, допрашивали одну, ей угрожали избиением. [ нужна ссылка ] Акмарал Рахмонбердыеву арестовали, когда она была в гостях у своей подруги Яны Каримовой. Полиция обыскала квартиру Каримовой и забрала их обоих на допрос. [ нужна ссылка ]
На всех жертв оказывалось сильное давление с целью изобличить своих коллег и раскрыть личную информацию. Все они подверглись жестоким словесным оскорблениям и угрозам физического насилия. Сообщается, что некоторые офицеры, участвовавшие в этих рейдах, были пьяны, как и «очевидцы», вызванные в качестве свидетелей. Во многих случаях не было предоставлено никаких ордеров, оправдывающих рейды, и не были соблюдены юридические протоколы. Из домов обысканных лиц исчезли различные личные вещи, в том числе документы, удостоверяющие личность, и документы о трудоустройстве. Немощная 86-летняя женщина лежала беспомощно, пока полиция обыскивала дом ее сына и конфисковала их вещи. Когда полицейские не смогли найти никакой библейской литературы в квартире Юрия Хасанова, они, как сообщается, подкинули 11 журналов и брошюру на узбекском языке, а затем арестовали его под предлогом того, что эти предметы принадлежали ему.
Большинство из этих инцидентов произошло 19 февраля. Полиция и должностные лица, принимавшие в них участие, не были привлечены к ответственности за эту череду нарушений прав человека, поведение, которое указывает на неуклонное ухудшение ситуации с правами человека в Узбекистане.
За отчетный период произошло несколько случаев, когда власти депортировали из страны членов групп религиозных меньшинств, предположительно на основании их религиозной принадлежности. Форум 18 сообщил, что в середине июня 2007 года таджикский пятидесятник, проживший в стране более десяти лет, был депортирован в Таджикистан. Пятидесятник был арестован после собрания в доме члена церкви в Ташкенте в конце мая и продержался в тюрьме 22 дня, а затем был депортирован. 11 августа 2006 г. сотрудники МВД в Ташкенте депортировали в Россию Ивана Бычкова, члена баптистской церкви «Вифания», как сообщается, без объяснения причин. Бычков, гражданин России, много лет проживал в Ташкенте. 5 сентября 2006 года власти Ташкента депортировали Викторию Хрыпунову, гражданку России, жену пастора баптистской церкви «Вифания» Сергея Хрыпунова. Как и в случае с Бычковым, власти, как сообщается, не дали никаких объяснений по поводу депортации Хрыпуновой.
25 апреля 2008 года Самаркандский уголовный суд приговорил Свидетеля Иеговы Олима Тураева к четырем годам колонии за обучение другим своим религиозным убеждениям и организацию незаконной религиозной деятельности, деяния, предусмотренные статьями 229-2 и 216 УК РФ. УК Узбекистана являются наказуемыми преступлениями. [ нужна ссылка ]
Принудительное религиозное обращение
[ редактировать ]Сообщений о принудительном обращении в религию, в том числе о несовершеннолетних гражданах США, которые были похищены или незаконно вывезены из Соединенных Штатов, или об отказе разрешить возвращение таких граждан в Соединенные Штаты не поступало.
Улучшения и позитивные изменения в отношении свободы вероисповедания
[ редактировать ]С 2003 года правительство разрешило бывшему муфтию Мухаммаду Садику Мухаммаду Юсуфу широко публиковать публикации на различные религиозные темы как в печатном, так и в электронном формате. Его популярный исламский веб-сайт оставался разблокированным правительством, и он продолжал вести популярную радиопрограмму об исламе и преподавать в Исламском университете.
Власти разрешили вновь открыться небольшому количеству незарегистрированных мечетей как в городах, так и в сельской местности. Кроме того, имамы, не санкционированные государством, продолжали работать, особенно в сельской местности, под пристальным наблюдением религиозных чиновников. В сообщениях отмечалось, что атмосфера в мусульманском сообществе несколько улучшилась, поскольку соблюдающим мусульманам было разрешено исповедовать свою веру в этой контролируемой среде.
Правительство продолжало уважать военный пацифизм Свидетелей Иеговы. Призывная комиссия обычно давала исключения. 2 апреля Свидетели Иеговы по всему Узбекистану столкнулись с гораздо меньшими преследованиями, чем за последние два года, во время ежегодных поминальных служб, посвященных смерти Иисуса.
В течение периода, охватываемого настоящим отчетом, правительство продолжало мириться с использованием головных уборов мусульманками. Хиджаб часто можно было увидеть в Ташкенте, наиболее религиозно консервативных частях Ферганской долины и в других регионах. CRA занял позицию, согласно которой женщинам не следует отстранять от учебных заведений на основании их религиозной одежды, и активно помогал женщинам, которые ранее были исключены, получить повторное поступление в свои университеты. В период, охватываемый данным отчетом, на улице чаще можно было увидеть женщин в хиджабе и, гораздо реже, в парандже.
Поступали сообщения о недавних случаях, когда власти отклоняли обвинения против протестантов после того, как их адвокат опротестовал процессуальные вопросы или доказательства. Форум 18 сообщил, что в марте 2007 года прокуратура пыталась возбудить дело против Вячеслава Цхе, молодежного лидера зарегистрированной пятидесятнической церкви «Благодать» в Мирзо-Улугбекском районе Ташкента, за ряд нарушений Административного кодекса. Однако после того, как Цхе подал протест в несколько госорганов по поводу действий участвовавшего в деле полицейского, обвинения с Цхе были сняты, а полицейскому объявлен выговор. 10 февраля 2007 г. полиция ворвалась в дом в городе Газли (недалеко от Бухары) и задержала шесть членов пятидесятнической церкви. Позже обвинения с них были сняты, а производившие арест сотрудники полиции были привлечены к дисциплинарной ответственности. 5 февраля 2007 года Чиланзарский районный суд Ташкента снял обвинения с пяти членов пятидесятнической церкви, обвиненных в нарушении ряда статей Административного кодекса.
Госдепартамент США опубликовал очередной отчет о свободе вероисповедания за 2019 год, в котором дана оценка состояния свободы вероисповедания в мире. Документ публикуется ежегодно, и на его основе госсекретарь США принимает решение о том, следует ли относить то или иное государство к «стране особого беспокойства». Представляя доклад, госсекретарь Майк Помпео подчеркнул приоритетное значение вопросов свободы вероисповедания во внешнеполитической повестке дня США и дал оценку ситуации в ряде стран. Майк Помпео отдельно отметил прогресс Узбекистана в этой области. По его словам, Узбекистан предпринял серьезные шаги для улучшения ситуации со свободой вероисповедания. С отдельным обращением выступил Сэм Браунбек , посол по особым поручениям по вопросам религиозных свобод. «В связи с недавними улучшениями Судан и Узбекистан были исключены из списка стран, вызывающих особое беспокойство. Большие достижения и важные события», — сказал он.
Социальные злоупотребления и дискриминация
[ редактировать ]Узбекское общество в целом терпимо к религиозному разнообразию, но не к прозелитизму. Население сохранило давнюю традицию секуляризма и религиозной толерантности. В частности, мусульманские, русские православные, римско-католические и еврейские лидеры сообщили о высоком уровне принятия в обществе. Евангелические или пятидесятнические христианские церкви и церкви, в которых обращаются этнические узбеки, столкнулись с трудностями, связанными с дискриминацией . Постоянно поступали сообщения о том, что этнические узбеки, принявшие христианство, сталкивались с дискриминацией и притеснениями .
Контролируемые государством СМИ в некоторых случаях поощряли предубеждения общества против христиан-евангелистов. После того, как в ноябре 2006 года государственное телевидение показало двухсерийный документальный фильм, направленный против христиан-евангелистов, члены ведущей ташкентской пятидесятнической церкви сообщили о жестоких преследованиях и возрастающих угрозах со стороны местного сообщества, кульминацией которых стало нападение на церковь 18 декабря 2006 года наемных головорезов. дьякон. Некоторые статьи в контролируемой государством прессе содержали цитаты русских православных священнослужителей, критикующих евангелическую деятельность.
Не было никакой дискриминации в отношении евреев. Синагоги, образование на иврите, еврейские культурные мероприятия и издание общинной газеты происходят открыто и спокойно. Многие евреи эмигрировали в Соединенные Штаты и Израиль, скорее всего, из-за мрачных экономических перспектив и связей с семьями за границей, а не из-за антиеврейских настроений. В Ташкенте и Самарканде есть еврейские детские сады, где официально преподают еврейскую культуру. Расследование установило, что антисемитизм не был мотивом смерти в феврале 2006 года лидера ташкентской еврейской общины Авраама Ягудаева или убийства в июне 2006 года двадцатилетней секретаря известного ташкентского раввина Давида Гуревича Карины Лойфер. и ее мать.
В отличие от предыдущих лет, за период подготовки настоящего отчета поступил только один отчет о лицах, обвиненных в распространении листовок ХТ, которые часто содержат резкую антисемитскую риторику. 10 августа 2006 г. Таможенный комитет Узбекистана сообщил на государственном веб-сайте, что двое граждан Казахстана были арестованы за хранение книг, журналов и листовок ХТ.
2020-е годы
[ редактировать ]В 2020 году секретарь Госдепартамента США Майк Помпео заявил, что Судан и Узбекистан были исключены из списка особого наблюдения на основании значительного и конкретного прогресса, достигнутого их соответствующими правительствами за последний год. «Их смелые реформы своих законов и практики служат образцом для подражания другим странам», - сказал он.
В 2023 году страна получила ноль баллов из 4 по религиозной свободе; [2] Было отмечено, что президент смягчил некоторые законы с 2016 года. В том же году она заняла 21-е место в рейтинге худших христианских стран в мире. [3]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Бюро демократии, прав человека и труда США . Узбекистан: Отчет о свободе вероисповедания в мире, 2007 г. . В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Обзор свободы вероисповедания Форума 18, август 2008 г.