Свобода религии в Йемене
![]() | Эту статью необходимо обновить . ( март 2016 г. ) |
Конституция ; Йемена в целом предусматривает свободу религии , и правительство соблюдало это право на практике однако существовали некоторые ограничения. Конституция провозглашает, что ислам является государственной религией и что шариат (исламский закон) является источником всего законодательства. Политика правительства продолжала способствовать в целом свободному исповеданию религии; однако существовали некоторые ограничения. Мусульмане и последователи других религиозных групп, отличных от ислама, могут свободно отправлять религиозные обряды в соответствии со своими убеждениями, но правительство запрещает обращение из ислама и прозелитизм мусульман. Хотя отношения между религиозными группами продолжали способствовать свободе вероисповедания, поступали некоторые сообщения о социальных злоупотреблениях и дискриминации на основе религиозных убеждений или обычаев. Были отдельные нападения на евреев , и некоторые видные мусульмане- зайдиты почувствовали, что их преследуют государственные структуры из-за их религиозной принадлежности. Возобновление правительственных военных действий в провинции Саада привело к возобновлению политической, межплеменной и религиозной напряженности в январе 2007 года после третьего военного столкновения с повстанцами, связанными с Семья аль-хуситов , которые придерживаются зайдитской школы шиитского ислама .
В 2023 году страна получила 1 балл из 4 по свободе вероисповедания. [1] В том же году страна заняла 3-е место среди худших христианских стран в мире. [2]
Религиозная демография
[ редактировать ]В 2008 году практически все граждане являются мусульманами, принадлежащими либо к зайдитскому ордену шиитского ислама (45–50%), либо к шафаитскому ордену суннитского ислама (55–50%). [3] Из-за беспорядков и массового движения граждан точных цифр на 2020-е годы нет; однако большинство источников сходятся во мнении, что страна на 99% населена мусульманами, причем по крайней мере треть из них исповедуют зайдизм . [4]
Евреи являются старейшим религиозным меньшинством. Почти все некогда значительное еврейское население страны эмигрировало, и в стране осталось менее 10 евреев. [4]
Крупнейшим религиозным меньшинством является индуизм . [4]
В 2023 году христиане как группа составляют 0,06% населения страны. Многие из них являются временными иностранными рабочими или беженцами. [5]
This article is informed by the US State Dept 2007 report on religious freedom in Yemen. Later reports are available.[4]
Статус религиозной свободы
[ редактировать ]Правовая и политическая основа
[ редактировать ]Конституция предусматривает свободу религии, и правительство в целом соблюдало это право на практике; однако существовали некоторые ограничения. Конституция провозглашает, что ислам является государственной религией и что шариат является источником всего законодательства. Последователи других религиозных групп, отличных от ислама, могут свободно отправлять религиозные обряды в соответствии со своими убеждениями и носить религиозно отличительные украшения или одежду; однако шариат запрещает обращение и запрещает немусульманам заниматься прозелитизмом, и правительство обеспечивает соблюдение этого запрета. Правительство требует разрешения на строительство новых культовых сооружений и запрещает немусульманам занимать выборные должности.
Правительство выдает священникам визы на жительство, чтобы они могли обеспечивать религиозные нужды своей общины. Христианское духовенство, служившее иностранному сообществу, было занято в преподавании, социальных услугах и здравоохранении.
Страна поддерживает регулярные дипломатические отношения с Ватиканом .
Правительство не ведет учет религиозной принадлежности человека, и не существует закона, требующего от религиозных групп регистрации в государстве; однако Генеральный избирательный комитет принял политику, запрещающую всем немусульманам баллотироваться в парламент. В главе 2 статьи 106 Конституции далее отмечается, что президент республики должен «исполнять свои исламские обязанности».
В государственных школах преподавание ведется по исламу, но не по другим религиям; однако граждане-мусульмане могут посещать частные школы, в которых не преподают ислам. Почти все студенты-немусульмане в стране являются иностранцами и посещают частные школы.
Мусульманские святые дни Курбан-Байрам , Курбан-байрам и Курбан-байрам являются государственными праздниками.
В государственных школах преподают ислам, но не другие религии, хотя гражданам-мусульманам разрешено посещать частные школы, в которых не преподают ислам. Стремясь обуздать идеологический и религиозный экстремизм в школах, правительство не разрешает преподавание каких-либо курсов, выходящих за рамки официально утвержденной учебной программы, в частных и национальных школах. Поскольку правительство обеспокоено тем, что нелицензированные религиозные школы отклоняются от формальных образовательных требований и пропагандируют воинственную идеологию, оно закрыло более 4500 таких учреждений и депортировало обучающихся в них иностранных студентов. [3]
Ограничения свободы вероисповедания
[ редактировать ]Политика и практика правительства способствовали в целом свободному исповеданию религии; однако существовали некоторые ограничения.
В течение отчетного периода правительство предприняло усилия по ослаблению религиозной напряженности между ним и некоторыми членами зайди-шиитского истеблишмента; однако общественная напряженность возобновилась в январе 2007 года, особенно в средствах массовой информации, в результате действий правительства против вооруженного восстания группировки аль-Хуси. Правительство утверждает, что аль-хуситы являются приверженцами двунадесятного шиизма , варианта шиизма, который отличается от преобладающего в стране зайди-шиита. Аль-Хуси и Шабаб следуют учениям покойного повстанческого священнослужителя Хусейна Бадра Эддина аль-Хуси , который был убит во время десятинедельного восстания, которое он возглавил в июне 2004 года против правительства в Сааде. Некоторые зайдиты сообщили о преследованиях и дискриминации со стороны правительства, поскольку их подозревали в симпатиях к хуситам. Однако похоже, что действия правительства против группы, вероятно, были мотивированы политическими, а не религиозными причинами.
Действия правительства по противодействию росту политического насилия в Сааде ограничили некоторые религиозные обряды. В январе 2007 года, уже третий год подряд, правительство запретило празднование шиитского священного дня Ид аль-Гадир в некоторых частях провинции Саада. Сообщается, что в течение отчетного периода правительство также активизировало свои усилия по прекращению роста популярности хуситов путем ограничения часов, в течение которых мечетям было разрешено быть открытыми для публики. Правительство закрыло то, что оно называло экстремистскими шиитскими религиозными институтами, переназначило имамов, которые, как считалось, придерживались радикальной доктрины, и усилило наблюдение за проповедями в мечетях. В марте 2007 года правительство упразднило связанную с Зайди политическую партию «Аль-Хак», как сообщается, за несоблюдение требований закона о политических партиях. Однако многие члены партии считали, что партия была распущена необоснованно из-за ее связей с движениями «Аль-Хуси» и «Шабаб».
Правительство запрещает прозелитизм мусульман. В течение периода, охватываемого настоящим отчетом, поступали сообщения о лицах, временно задержанных за хранение религиозных материалов с целью обращения в свою веру.
Согласно шариату, применяемому в стране, переход мусульманина в другую религию считается отступничеством, что правительство интерпретирует как преступление, караемое смертью. За период, охватываемый настоящим отчетом, не было зарегистрировано случаев, когда бы люди были обвинены в вероотступничестве или привлечены к ответственности за это со стороны государственных органов.
Правительство не разрешало строительство новых общественных мест отправления культа без предварительного разрешения. Должностные лица римско-католической церкви на конец отчетного периода, как и в прошлом году, все еще ждали решения правительства о том, разрешит ли оно строительство официально признанного римско-католического учреждения в Сане. Церковные чиновники не объясняют бездействие правительства дискриминацией.
Еженедельные службы для католиков , протестантов и эфиопских православных христиан проводились в Сане, Адене и других городах без вмешательства правительства. По всей стране христианские и еврейские службы регулярно проводились в частных домах или учреждениях, таких как школы, без притеснений, и такие помещения оказались достаточными для размещения небольшого числа участников.
Правящий Всеобщий народный конгресс (ВНК) и оппозиционная партия « Ислах» в своих программах использовали ислам как основу закона. Правящий GPC не исключил из своего состава представителей какой-либо религии. Ислах требовал, чтобы член был «привержен» исламскому учению. Существовали и другие второстепенные политические партии, которые, как утверждается, были исламскими по своей природе, хотя неясно, ограничивали ли они свое членство мусульманами.
В течение отчетного периода правительство продолжало предпринимать усилия по предотвращению политизации мечетей и школ, а также по пресечению экстремизма и повышению толерантности. Усилия правительства были сосредоточены на мониторинге мечетей на предмет проповедей, призывающих к насилию, или других политических заявлений, которые оно считало вредными для общественной безопасности. Частные исламские организации могли бы поддерживать связи с международными исламскими организациями; однако правительство время от времени контролировало их деятельность через полицию и разведывательные органы.
В течение отчетного периода правительство также продолжало предпринимать усилия по закрытию нелицензированных школ и религиозных центров. К концу периода, охватываемого данным отчетом, было закрыто более 4500 нелицензированных религиозных школ и учреждений. Правительство выразило обеспокоенность тем, что эти школы отклоняются от формальных образовательных требований и пропагандируют воинственную идеологию. Правительство также депортировало некоторых иностранных студентов, обучающихся в нелицензированных религиозных школах. Правительство запретило частным и национальным школам преподавать курсы, выходящие за рамки официально утвержденной учебной программы. Целью этих действий было пресечение идеологического и религиозного экстремизма в школах.
Поступали сообщения о том, что как Министерство культуры, так и Управление политической безопасности (УПБ) отслеживали и иногда удаляли с полок магазинов книги, в которых исповедовалась зайдито-шиитская исламская доктрина, после публикации. Были также заслуживающие доверия сообщения от зайдитских ученых и политиков о том, что власти запретили публикацию некоторых материалов, пропагандирующих зайдито-шиитский ислам. Правительство отрицало, что средства массовой информации подвергались цензуре со стороны каких-либо органов безопасности.
Политика правительства не запрещает и не предусматривает наказания за хранение неисламской религиозной литературы; однако иногда поступали достоверные сообщения о том, что люди подвергались преследованиям со стороны членов ПСО, организации, подчиняющейся непосредственно президентской администрации, а также со стороны полиции за хранение такой литературы. Также поступали сообщения о том, что некоторые члены PSO отслеживали, преследовали и иногда подвергали цензуре почту миссионерских групп и лиц, связанных с ними, якобы для предотвращения прозелитизма.
После объединения Северного и Южного Йемена в 1990 году владельцам собственности, экспроприированной коммунистическим правительством бывшей Народно-Демократической Республики Йемен, было предложено добиваться реституции своей собственности; однако реализация была крайне ограниченной, и очень немногие объекты недвижимости были возвращены предыдущим владельцам. В обмен на конфискованное имущество Католическая церковь запросила у правительства небольшой участок земли в Сане, на котором можно было бы построить католическое учреждение. Церковь ожидала решения по запросу на конец периода, охватываемого настоящим отчетом.
Конституция провозглашает, что исламский шариат является источником всего законодательства. Некоторые местные обычаи, которые считаются частью шариата, практикуемого в стране, кодифицированы в различных законах и правилах. Некоторые из этих законов дискриминируют женщин и представителей других религиозных групп.
Согласно толкованию шариата правительством, мусульманкам не разрешается вступать в брак за пределами ислама. В соответствии с Законом о личном статусе № 20 1992 года мужчинам разрешается жениться до четырех жен, хотя очень немногие делают это. Закон также запрещает мужчинам вступать в брак с немусульманами (кроме иудеев и христиан) или отступниками (тех, кто отказался от ислама).
Злоупотребления религиозной свободой
[ редактировать ]В течение отчетного периода сотрудники служб безопасности произвольно арестовали и заключили под стражу некоторых лиц, подозреваемых в прозелитизме и поисках Х.А.Лутфа Альшаби. [ нужна ссылка ] по той же причине. Была также заслуживающая доверия газетная статья, в которой утверждалось, что сотрудники службы безопасности преследовали и задержали мусульманина, перевозившего миссионерские публикации в Таизе . По неподтвержденным данным, подобные инциденты были приписаны последователям консервативной салафитской исламской доктрины в аппарате безопасности.
С 2001 года правительство задержало несколько сотен исламистов, вернувшихся в Йемен из Афганистана и/или Ирака «для допроса». Хотя большинство людей были освобождены в течение нескольких дней, некоторые, как сообщается, продолжали удерживаться под стражей сверх максимального срока содержания под стражей по подозрению в терроризме или безопасности.
В мае 2006 года президент Али Абдулла Салех помиловал двух имамов : Яхию Хусейна ад-Дайлами, приговоренного к смертной казни, и Мухаммеда Ахмада Мифтаха, приговоренного к 8 годам тюремного заключения. Первоначально оба были осуждены за установление контактов с Ираном с целью нанесения вреда стране. Эти двое мужчин публично выступили против действий правительства в Сааде и сформировали Молодежную организацию Саны, религиозную группу Зайди, которая поддерживала аль-Хуситов. Оба мужчины утверждали, что они всего лишь выступали за мирное инакомыслие против действий правительства в Сааде.
В том же месяце правительство освободило по амнистии более 200 задержанных повстанцев-хуситов. Неясно, сколько из задержанных участвовало в возобновившемся в марте 2005 года восстании против правительства. Хотя некоторые из задержанных были задержаны за поддержку религиозных учений аль-Хуситов, аресты, судя по всему, были мотивированы скорее политическими, чем религиозными мотивами.
Принудительное религиозное обращение
[ редактировать ]Не было никаких сообщений о принудительном обращении в религию , в том числе о несовершеннолетних гражданах США, которые были похищены или незаконно вывезены из Соединенных Штатов, или об отказе разрешить возвращение таких детей в Соединенные Штаты.
Улучшения и позитивные изменения в отношении свободы вероисповедания
[ редактировать ]В рамках своей кампании против религиозного экстремизма правительство также приняло меры по улучшению условий, которые повлияли на отношение общества к свободе вероисповедания. В мае 2006 года Министерство пожертвований и религиозной ориентации провело шестидневный курс обучения для 500 имамов с целью пропаганды принципов умеренности и религиозной толерантности. Правительство продолжало поддерживать эту кампанию и планировало реализовать аналогичные программы в будущем под эгидой Министерства пожертвований и религиозной ориентации.
Социальные злоупотребления и дискриминация
[ редактировать ]Поступали некоторые сообщения о социальных злоупотреблениях и дискриминации на основе религиозных убеждений или обычаев, но общее ощущение религиозной свободы сохранялось. Религиозные меньшинства в целом жили в гармонии со своими мусульманскими соседями.
Отдельные нападения антиеврейских экстремистов в последние годы убедили большинство евреев страны переехать в город Райда в целях безопасности и поддержания своей общины. Еврейская община Саада была перемещена в результате боевых действий за Сану.
Не было зарегистрировано ни одного случая насилия или дискриминации между приверженцами зайдитского и шафаитского ислама, двух основных направлений ислама, исповедуемых в стране.
В 2023 году Йемен получил «высокий» рейтинг по шкале государственной дискриминации религиозных меньшинств. [5] и сообщается, что религиозные меньшинства часто подвергаются дискриминации при попытке получить доступ к гуманитарной помощи. [4]
В течение отчетного периода поступали спорадические сообщения о насилии, инициированном салафитскими элементами, пытавшимися взять под контроль умеренные и суфийские мечети по всей стране. Также поступали неподтвержденные сообщения о том, что последователи исмаилитского исламского учения время от времени подвергались преследованиям и запрету входа в мечети, связанные с последователями салафитов.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Бюро демократии, прав человека и труда США. Йемен: Отчет о свободе вероисповедания в мире, 2007 г. . В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ↑ Веб-сайт Freedom House, получено 8 августа 2023 г.
- ↑ Веб-сайт Open Doors, получено 8 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Профиль страны: Йемен . Библиотеки Конгресса США Отдел федеральных исследований (август 2008 г.).
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Отчет Госдепартамента США за 2022 год
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Веб-сайт Ассоциации архивов религиозных данных (ARDA), дата обращения 5 июля 2023 г.