Прозелитизм
Прозелитизм ( / ˈ p r ɒ s əl ɪ t ɪ z əm / ) — это политика попыток преобразовать религиозные или политические убеждения людей . [1] [2] [3] Осуществление попыток привить убеждения можно назвать прозелитизмом . [4]
Салли Следж рассматривает религиозный прозелитизм как маркетинг религиозных посланий. [5] В некоторых странах прозелитизм является незаконным. [6] Некоторые проводят различие между евангелизмом (или призывом в исламской терминологии) и прозелитизмом, считая прозелитизм принудительным или принудительным; эти два термина также можно понимать как просто синонимы . [7] [8] [9]
Этимология
[ редактировать ]Английское слово «прозелитизировать» происходит от греческого префикса προσ- ( pros- , «в сторону») и глагола ἔρχομαι ( érchomai , «я прихожу») в форме προσήλυτος ( prosélytos , «новичок»). [10] Исторически в греческой Септуагинте койне и Новом Завете слово «прозелит» обозначало язычника , который подумывал о переходе в иудаизм . [ нужна ссылка ] Хотя слово «прозелитизм» первоначально относилось к обращению в иудаизм. [11] (и ранее относившееся к язычникам, таким как богобоязненные ), теперь оно подразумевает попытку любой религии или религиозных людей обратить людей в свою веру. [ нужна ссылка ]
Артур Дж. Серрателли , католический епископ Патерсона, штат Нью-Джерси , заметил, что значение слова «прозелитизм» со временем изменилось.
[O] Первоначально греческий перевод Ветхого Завета Септуагинтой передал слово «прозелит» в современные языки с нейтральным значением. Это просто означало новообращенного, человека, который изменил свое мнение или религию. И прозелитизм означал попытку убедить кого-то внести такие изменения. Но сегодня прозелитизм почти повсеместно рассматривается как зловещая деятельность, когда дело касается религиозных убеждений. [12]
Всемирный совет церквей указал, что при уничижительном использовании прозелитизм относится к попыткам обращения «несправедливыми средствами, нарушающими совесть человека», например, путем принуждения или подкупа. [13] [ нужен лучший источник ]
Пределы
[ редактировать ]Право менять религию и исповедовать религию защищено статьей 18 Декларации прав человека ООН. [14] Ограничения и правила прозелитизма некоторые считают посягательством на свободу религии и свободу слова . [15]
Некоторые страны, такие как Греция [16] запретил любой прозелитизм до 1994 года, когда Свидетели Иеговы были юридически признаны религией и им разрешили проповедовать. Некоторые страны, такие как Марокко, запрещают это, за исключением ислама. [ нужна ссылка ] Некоторые ограничивают это различными способами, например, запрещая попытки обратить детей в другую веру. [ нужна ссылка ] или запретить предлагать физические блага новообращенным. [ нужна ссылка ]
Религиозные группы также проводят границы между тем, что они готовы делать или не делать для обращения людей. Например, католическая церковь в Ad gentes заявляет, что «Церковь строго запрещает принуждать кого-либо принять Веру, а также заманивать или соблазнять людей тревожными уловками ». [17]
Всемирный совет церквей в борьбе с прозелитизмом и призывом к общему свидетельству [18] заявляет следующее:
19. Прозелитизм, описанный в этом документе, противостоит всем экуменическим усилиям . Оно включает в себя определенные действия, которые часто направлены на то, чтобы люди изменили свою церковную принадлежность и которых, по нашему мнению, следует избегать, например:
- несправедливые или немилосердные ссылки на верования и практики других церквей и даже высмеивание их;
- сравнение двух христианских общин, подчеркивая достижения и идеалы одной, а также слабости и практические проблемы другой;
- применение любого вида физического насилия, морального принуждения и психологического давления, например, использование определенных рекламных приемов в средствах массовой информации, которые могут оказать неоправданное давление на читателей/зрителей;
- использование политической, социальной и экономической власти как средства привлечения новых членов в собственную церковь;
- распространение явных или неявных предложений образования, здравоохранения или материальных поощрений или использование финансовых ресурсов с целью обращения в верующих;
- манипулятивные подходы и практики, которые эксплуатируют потребности, слабости или недостаток образования людей, особенно в ситуациях бедствия, и не уважают их свободу и человеческое достоинство.
Верой
[ редактировать ]Религии мира делятся на две группы: те, которые активно ищут новых последователей (миссионерские религии, такие как христианство), и те, которые этого не делают (немиссионерские религии). Эта классификация восходит к лекции Макса Мюллера, прочитанной в 1873 году, и основана на том, стремится ли религия привлечь новых верующих. Три основные религии, классифицируемые как миссионерские, — это буддизм , христианство и ислам , а к немуссионерским религиям относятся иудаизм , зороастризм и индуизм . Другие религии, такие как первичные религии, конфуцианство и даосизм , также могут считаться немиссионерскими религиями. [19]
Вера Бахаи
[ редактировать ]В трудах особое Веры Бахаи внимание уделяется стремлению привлечь людей к религии. [20] Процесс привлечения людей к религии называется обучением. [20] Термину «прозелитизм» придается значение агрессивного обучения религии других - как таковой прозелитизм бахаи запрещен. [21]
Каждый бахаи обязан преподавать свою религию, поскольку она рассматривается как путь к установлению мира и справедливости в мире. [22] Некоторые бахаи становятся пионерами , переезжая в страны или города, где проживает небольшое количество бахаи, с целью помочь распространению религии. [20] Некоторые другие бахаи переезжают с места на место в процессе, называемом обучением в путешествиях. [20] Переезжая или путешествуя в другие страны, бахаи поощряются к интеграции в новое общество и применению принципов бахаи в жизни и работе со своими соседями. Однако в целом лишь незначительное меньшинство бахаи напрямую обучает своей религии других. [21] Несмотря на это, по состоянию на 2010 год религия росла «как минимум в два раза быстрее, чем население почти каждого региона ООН» за предыдущие 100 лет. [23]
Бахаулла , основатель Веры Бахаи, писал, что те, кто будет преподавать его религию, должны подчеркивать важность этики и мудрости, и советовал бахаи быть безудержными и доверять Богу. В то же время он заявил, что бахаи должны проявлять умеренность, такт и мудрость и не быть слишком агрессивными в своем обучении. [22] Делясь своей верой с другими, бахаи должны быть уверены, что человек, которого они собираются учить, открыт для того, чтобы услышать то, что они говорят. В большинстве стран стать бахаи — это просто заполнить карточку с декларацией веры. Это включает в себя признание Бахауллы посланником Бога для этого века, осознание и принятие его учения, а также намерение подчиняться установленным им институтам и законам. Это не предполагает отрицания своих предыдущих убеждений из-за веры бахаи в прогрессивное откровение .
христианство
[ редактировать ]Многие христиане считают своей обязанностью следовать тому, что часто называют Великим Поручением в заключительных стихах Евангелия от Матфея : «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа: уча их соблюдать все, что Я повелел вам: и вот, Я с вами во все дни, даже до скончания века». [24] В Деяниях Апостолов и других источниках содержится несколько рассказов о том, как ранние христиане следовали этому указанию, участвуя в индивидуальных беседах и массовых проповедях для распространения Благой Вести .
Большинство самопровозглашенных христианских групп имеют организации, занимающиеся миссионерской работой, которая полностью или частично включает прозелитизм нерелигиозных людей и людей других вероисповеданий (включая иногда другие варианты христианства). Свидетели Иеговы [25] и Церковь Иисуса Христа Святых последних дней [26] известны, в частности, своим доктринальным упором на прозелитизм.
Московский Патриархат неоднократно резко осуждал то, что он называет католическим прозелитизмом православных христиан в России, и поэтому выступал против проекта католического строительства в районе России, где католическая община невелика. Католическая церковь утверждает, что поддерживает существующую католическую общину в России и не занимается прозелитизмом. [27] [28] [29] В 1993 году Баламандская декларация между Римско-католической церковью и православными церквями была принята о прозелитизме.
Магглетонцы
[ редактировать ]Магглетонианцы , основанные Джоном Ривом и Лодовиком Магглтоном в Лондоне в середине 17 века, считали, что если человек ознакомится со всеми догматами своей веры и отвергнет ее, он будет безвозвратно проклят. Этот риск сдерживал прозелитизм: они не решались подвергнуть людей потере спасения, что может объяснить их низкую численность. В середине XIX века два богатых магглетонца, Джозеф и Исаак Фросты, отказались от этого осторожного подхода и опубликовали несколько книг о вере. [30]
Индийские религии
[ редактировать ]Прозелитизм редко встречается в таких индийских религиях, как индуизм , буддизм , джайнизм и сикхизм , особенно потому, что они плюралистичны . Вместо выбора религии справедливость рассматривается как определяемая такими понятиями, как карма и перерождение. Таким образом, прозелитизм считается бесполезным для стремления к садхане (духовной практике) и самскарам (внутренним качествам). [ нужна ссылка ]
буддизм
[ редактировать ]В буддизме нет общепринятой или сильной традиции прозелитизма, поскольку Будда учил своих последователей уважать другие религии и духовенство. [31] Однако император Ашока отправил имперских миссионеров в различные королевства и отправил своих сына и дочь в качестве миссионеров в Шри-Ланку после его обращения в буддизм. В основных буддийских школах не поощряется агрессивный прозелитизм, и буддисты не занимаются практикой прозелитизма. [31]
Некоторые приверженцы буддизма Нитирэн обращаются в свою веру в процессе, называемом сякубуку .
Далай -лама критиковал прозелитизм и некоторые виды обращения, считая, что эти практики противоречат фундаментальным идеям религиозной гармонии и духовной практики. [ нужна ссылка ] Он заявил: «Очень важно, чтобы наши религиозные традиции жили в гармонии друг с другом, и я не думаю, что прозелитизм способствует этому. Точно так же, как драки и убийства во имя религии очень печальны, неуместно использовать религию в качестве основание или средство для победы над другими». В частности, он раскритиковал христианские подходы к обращению в веру в Азии, заявив, что «сталкивался с ситуациями, когда служение людям является прикрытием для прозелитизма». [ нужна ссылка ] Далай-лама назвал подобные практики противоречащими «посланию Христа» и подчеркнул, что такие люди «практикуют обращение как своего рода войну против народов и культур». [32] В обращении к индуистским религиозным лидерам он заявил, что выступает против «обращения в другую религиозную традицию с использованием различных методов соблазнения». [33]
индуизм
[ редактировать ]В индуизме есть традиция прозелитизма. Классический индуизм представляет собой разнообразие взглядов и богословия. Его последователи могут свободно следовать любой теистической, нетеистической или другой традиции индуизма. Последователи могут выбирать или менять любую философию или веру, которые им нравятся, и поклоняться любому личному богу или богине так, как они считают нужным, учитывая невысказанное, но громкое понимание того, что все пути одинаково действительны в их самой чистой форме. В современную эпоху религиозное обращение из индуизма и в него стало спорным вопросом. Многие заявляют, что концепция миссионерской деятельности и прозелитизма является анафемой для заповедей индуизма. [34]
Хотя прозелитизм не был частью индуистской традиции, религиозное обращение в различные традиции индуизма, такие как вайшнавизм , шиваизм и шактизм , и между ними , имеет долгую историю. Однако эти традиции обращения не имели ничего общего с идеей, которая была более объективно обоснованной, или потенциальными последствиями ложных идей в загробной жизни, но которые больше способствовали пониманию непознаваемого Брахмана , а также продвижению праведности во всем обществе. [35] [36] [37]
Дебаты о прозелитизме и религиозном обращении между христианством, исламом и индуизмом возникли совсем недавно и начались в 19 веке. [38] [39] Религиозные лидеры некоторых индуистских реформаторских движений, таких как Арья Самадж, запустили движение Шуддхи с целью обращения в свою веру и обращения мусульман и христиан обратно в индуизм. [40] [41] в то время как такие организации, как Брахмо Самадж, предлагали индуизм быть немиссионерской религией. [34] Все эти секты индуизма приветствовали новых членов в своей группе, в то время как другие лидеры различных школ индуизма заявили, что, учитывая интенсивную деятельность по прозелитизму со стороны миссионерского ислама и христианства, точка зрения «в индуизме не существует такого понятия, как прозелитизм» -осмотрен. [34] [40] [42]
Движение Харе Кришна
[ редактировать ]Одной из групп, которая принимает добровольных новообращенных в индуизме, является Международное общество сознания Кришны (ИСККОН), также известное как кришнаиты. У преданных нет систематизированных ритуалов обращения, но они поощряют повторение мантры Харе Кришна как средство достижения зрелой стадии любви к Богу. Приверженцы ИСККОН рассматривают Кришну как верховное божество, которому поклоняются представители других религиозных традиций. [43] Среди преданных общепринято мнение, что ИСККОН позволяет признать главенство верховного божества Кришны в практиках и традициях других религий. ИСККОН продвигает концепцию Санатана-Дхармы (индуизма), «вечного закона», который могут раскрыть другие религии. [44]
Джайнизм
[ редактировать ]Махавира (599–527 до н.э.), 24-й Тиртханкара джайнизма как , разработал раннюю философию относительно релятивизма и субъективизма, известную Анекантавада . В результате принятия альтернативных религиозных практик явление прозелитизма в этих религиях практически отсутствует, но не является неизвестным. Обращенные приветствуются в джайнской вере.
сикхизм
[ редактировать ]Сикхизм не является религией, обращающей в свою веру, и прозелитизм в значительной степени не поощряется «с помощью силы или побуждения» из-за убеждения, что каждый человек имеет фундаментальное право свободно исповедовать свою религию. [45]
ислам
[ редактировать ]В исламе приглашение людей в религию является похвальным занятием. В Коране говорится,
В религии нет принуждения. Истина отличается от ошибок. Тот, кто отвергает ложь и верит в Аллаха, ухватился за крепкую руку, которая никогда не сломается, ибо Аллах слышит и знает (все сущее). Аль-Бакара («Корова», 2:256)
Действующая фраза /ла икраха фи д-дини/ буквально переводится как «внутри религии нет разжигания ненависти», что затрудняет соотнесение этого аята с темой прозелитизма. Мусульманские ученые считают, что этот отрывок означает, что нельзя применять силу для обращения кого-либо в ислам. Мусульмане считают привлечение других в ислам миссией, первоначально выполняемой пророками Аллаха , а теперь коллективным долгом мусульман. В Коране говорится,
Приглашайте (других) на путь вашего Господа мудростью и прекрасными проповедями и рассуждайте с ними наилучшим образом. Твой Господь лучше всех знает, кто сбивается с Его пути и кого ведут (к нему). Аль-Нахль («Пчелы», 16:125)
Здесь ключевая фраза /udʿu ilà sabīli rabbika/ «Пригласи (приказ одного субъекта мужского пола) на путь твоего Господа» выражает элемент направления /ilà/ «к», который отсутствует в «Корове», 2:256.
иудаизм
[ редактировать ]Важным принципом иудаизма является то, что Божья воля состоит в том, чтобы люди проявляли свободу воли. Таким образом, прозелитизм в иудаизме обычно считается оскорбительным. Следовательно, иудаизм обычно не обращает в свою веру неевреев. Вместо этого неевреям рекомендуется следовать Закону Ноя , гарантируя им место в будущем мире . В древние времена эти соблюдающие неевреи могли стать гейрим тошвим — термин, который до сих пор иногда неофициально используется для обозначения тех, кто стремится следовать этим законам и кто присоединится к еврейскому народу в будущем мире. Нееврей, который следует закону Ноя, считается верующим в Ноахидизм ; с этой целью ортодоксальные еврейские организации проводят небольшую работу.
Обычно евреи ожидают, что любой обращенный в иудаизм придет по собственному желанию. Обычным источником новообращенных являются те, кто женился на еврее, хотя есть также много людей, которые вступают в брак по духовным или другим личным причинам; этих людей называют «евреями по выбору». [46] Раввины часто отговаривают новых членов присоединяться, хотя они могут давать рекомендации посредством семинаров или личных встреч тем, кто действительно заинтересован. Ортодоксальный иудаизм теоретически не поощряет и не препятствует обращению. Стандарты обращения могут быть очень сложными, но раввины соглашаются на настойчивые и искренние просьбы об обращении. Большое внимание уделяется обретению еврейской идентичности . [47]
Хотя большинство еврейских организаций не занимаются прозелитизмом, Хабад практикует ортодоксальный иудаизм, охватывая несоблюдающих . галахические евреи
Унаследованное членство
[ редактировать ]Секты некоторых религий, такие как друзы , езиды и ярсаны , вообще не принимают новообращенных. [48] [49] [50]
См. также
[ редактировать ]Ссылки и источники
[ редактировать ]- Ссылки
- ^ «Определение прозелитизма» . Бесплатный словарь . Проверено 11 июля 2020 г.
прозелитизм [...]
1. действие или факт обращения в прозелит; конверсия.
2. состояние прозелита. - ^ «прозелитизм» . Dictionary.com Полный (онлайн). нд . Проверено 25 ноября 2013 г. - «прозелитизм [...]
1. действие или факт обращения в прозелит; конверсия.
2. состояние прозелита.
3. практика обращения в прозелитов». - ^ «Определение слова «прозелитизм | Dictionary.com»» . www.dictionary.com . Проверено 26 марта 2022 г.
обратиться или попытаться обратиться в качестве прозелита; вербовать в религию или другую систему убеждений.
- ^ «прозелитизм» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство в участвующей организации .) - «прозелитизм... Действие или практика привлечения или стремления обратить в свою веру или обращенных; работа по обращению в свою веру».
- ^ Сани, Салли (2022). «Религиозное разнообразие и целевой маркетинг». В Бродовски, Глен Х.; Шустер, Камилла П.; Перрен, Ребека (ред.). Справочник по исследованиям этнического и внутрикультурного маркетинга . Серия «Исследовательские справочники по бизнесу и менеджменту». Челтнем: Издательство Эдварда Элгара. п. 196. ИСБН 9781800880054 . Проверено 28 декабря 2022 г.
С институциональной точки зрения можно было бы изучить, как религиозные организации – особенно те, которые имеют императив прозелитизма – передают и продают свои послания своим приверженцам, а также новым членам. ... Действительно, прозелитизм сам по себе можно рассматривать как маркетинговую функцию... .
- ^ Галина Линдквист, Дон Хандельман (2012). Религия, политика и глобализация: антропологические подходы , с. 224.
- ^ «Евангелизация против прозелитизма» . Божественное Милосердие . 27 февраля 2017 г. Проверено 7 августа 2021 г.
Подводя итог высказываниям Святого Отца, можно сказать, что евангелизация – это доверие, а прозелитизм – это страх.
- ^ Брат Андре Мари (28 ноября 2016 г.). «В чем разница между «евангелизмом» и «прозелитизмом»? Серьезный вопрос» . Сайт католицизма.org . Проверено 26 июня 2019 г.
Евангелизация этого слова – или «прозелитизм», если использовать другое слово – была делом Церкви с момента ее основания. В последние годы мы услышали, что «прозелитизм» — это плохо.
- ^ «Христиане поколения Z более открыты для того, чтобы делиться своей верой, чем миллениалы – Baptist News Global» . Баптистские новости глобальные . 5 августа 2021 г. Проверено 7 августа 2021 г.
«Распространение Евангелия сегодня затруднено, чем когда-либо за последнее время, из-за общего культурного сопротивления разговорам, подчеркивающим различия между людьми», — сказал Барна. «Сегодняшнее общество также бросает негативный свет на прозелитизм, который многие пожилые христиане не до конца осознают».
- ^ προσήλυτος . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей»
- ↑ Богословский словарь Нового Завета, издание Бромили, VI, стр. 742.
- ^ Уоллес, Джозеф. «Разница между прозелитизмом и обращением», Камденская епархия.
- ^ Грос, Джеффри; Мейер, Хардинг; Раш, Уильям Г. (2000). Рост соглашения II: отчеты и согласованные заявления об экуменических беседах на мировом уровне, 1982–1998 гг . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 9782825413296 .
- ^ https://www.un.org/en/udhrbook/pdf/udhr_booklet_en_web.pdf . [ пустой URL PDF ]
- ^ Гарнетт, Ричард В. (2005). «Изменение взглядов: прозелитизм, свобода и Первая поправка» . 2 Юридический журнал Университета Сент-Томаса 453 .
- ^ «Английский перевод конституции Греции – статья 13.2» .
- ^ «Объявление рода» . www.vatican.va . Проверено 7 июля 2022 г.
- ^ Рост в Соглашении II , с. 895
- ^ Рэмбо, Льюис Р.; Фархадиан, Чарльз Э. (6 марта 2014 г.). Оксфордский справочник по религиозному обращению . Издательство Оксфордского университета. п. 429. ИСБН 978-0-19-971354-7 .
- ^ Jump up to: а б с д Смит, П. (2000). Краткая энциклопедия веры Бахаи . Оксфорд, Великобритания: Публикации Oneworld. стр. 334–335 . ISBN 978-1-85168-184-6 .
- ^ Jump up to: а б Хэтчер, штат Вашингтон; Мартин, доктор юридических наук (1998). Вера Бахаи: новая глобальная религия . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Харпер и Роу. п. 220. ИСБН 978-0-06-065441-2 .
- ^ Jump up to: а б Смит, Питер (2008). Введение в веру Бахаи . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 198–199. ISBN 978-0-521-86251-6 .
- ^ Джонсон, Тодд М.; Брайан Дж. Грим (26 марта 2013 г.). «Религиозное население мира, 1910–2010 гг.» . Религии мира в цифрах: введение в международную религиозную демографию . Джон Уайли и сыновья. стр. 59–62. дои : 10.1002/9781118555767.ch1 . ISBN 9781118555767 .
- ^ Матфея 28: 19–20.
- ^ Роджерсон, Алан (1969). Миллионы ныне живущих никогда не умрут: исследование Свидетелей Иеговы . Констебль и компания, Лондон. п. 1. ISBN 978-0094559400 .
- ^ Уолч, Тэд (26 июня 2007 г.), «1 миллион миссионеров Церкви СПД - на данный момент» , Deseret Morning News , получено 27 ноября 2012 г.
- ^ Кондрусевич, архиепископ Тадеуш (15 февраля 2002 г.). «Католический архиепископ Москвы ответил на обвинения Алексия II» . Innovative Media, Inc. Архивировано из оригинала 7 марта 2002 года . Проверено 29 сентября 2007 г.
- ^ Фэган, Джеральдин (3 августа 2005 г.). «Алтайские чиновники предпочитают католикам глазные капли и скотину» . Служба новостей Форума 18 . Проверено 29 сентября 2007 г.
- ^ "Российский патриарх возобновляет жалобы на католический "прозелитизм" " . Направления в православие. 5 июня 2005 г. Архивировано из оригинала 16 октября 2007 г. Проверено 29 сентября 2007 г.
- ^ Ламонт, В., Последние свидетели: магглетонская история 1652–1979 , Ashgate Publishing, 2006, стр. xiii, с. 174
- ^ Jump up to: а б О'Брайен, Барбара (6 марта 2017 г.). «Прозелитизм и буддизм» . www. Thoughtco.com . МысльКо . Проверено 18 января 2018 г.
- ^ «Далай-лама выступает против модного в Европе буддизма» . www2.kenyon.edu . Проверено 8 июля 2021 г.
- ^ «ИНДИЯ: КУМБХ МЕЛА: ДАЛАИ-ЛАМА | Архив AP» . Ассошиэйтед Пресс Архив . Проверено 2 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Арвинд Шарма (2011), Индуизм как миссионерская религия , State University of New York Press, ISBN 978-1438432113 , страницы 31–53.
- ^ Ян Гонда , Индийские религии в доисламской Индонезии и их выживание на Бали, в Справочнике по востоковедению. Раздел 3: Юго-Восточная Азия, Религии в Google Книгах , страницы 1–47.
- ^ Ричадиана Картакусама (2006), Археология: индонезийская перспектива (редакторы: Трумэн Симанджунтак и др.), Индонезийский фонд Обор, ISBN 979-2624996 , стр. 406–419
- ^ Рейтер, Томас (сентябрь 2004 г.). на Яве Возрождение . индуизма Индуизм сегодня.
- ^ Рафиуддин Ахмед (1992), Мусульманско-христианская полемика, в книге «Религиозные противоречия в Британской Индии: диалоги на языках Южной Азии» (редактор: Кеннет Джонс), State University of New York Press, ISBN 978-0791408278 , страницы 93–120.
- ^ Аиша Джалал (2010), Сторонники Аллаха: Джихад в Южной Азии , издательство Гарвардского университета, ISBN 978-0674047365 , страницы 117–146.
- ^ Jump up to: а б К.С. Адкок (2014), Пределы толерантности: индийский секуляризм и политика религиозной свободы , Oxford University Press, ISBN 978-0199995448 , страницы 1–35, 115–168.
- ^ Гарольд Кауард (1987), Современные индийские ответы на религиозный плюрализм, State University of New York Press, ISBN 978-0887065729 , страницы 49–60.
- ^ Гаури Вишванатан (1998), За пределами: обращение, современность и вера , Princeton University Press, ISBN 978-0691058993 , страницы 153–176.
- ^ «Философия» . Международное общество сознания Кришны . iskcon.org. Архивировано из оригинала 20 сентября 2012 года . Проверено 24 сентября 2012 г.
- ^ Себастьян, Родни; Пармесваран (апрель 2008 г.). «Харе Кришна в Сингапуре: Агентство, государство и индуизм». Пребывание: Журнал социальных проблем Юго-Восточной Азии . 23 (1): 81.
- ^ Ахалували, Джасабира Сингха (1983). Суверенитет сикхской доктрины: сикхизм в перспективе современной мысли . Бахри. п. 47.
- ^ Эрнест Крауш ; Гитта Тулеа. Выживание евреев: проблема идентичности в конце двадцатого века . Издатели транзакций. п. 97. ИСБН 978-1-4128-2689-1 .
- ^ Мосс, Арон. «Почему раввины препятствуют обращению в веру? – Еврейская идентичность» . Хабад.орг . Проверено 6 августа 2012 г.
- ^ Друзы не допускают обращения ни в другую религию, ни в другую. получено 29 марта 2015 г.
- ^ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ VII. Современные зороастрийцы расходятся во мнениях относительно того, разрешено ли посторонним проникать в их религию. получено 29 марта 2015 г.
- ^ «Какаис - Мужчины с большими усами » . www.pukmedia.com .
- Источники
- К. Дэвис (1996). «Присоединение к культу: религиозный выбор или психологическое отклонение?» . Журнал права и здоровья Кливленда-Маршалла . 11 .
- «Русская каноническая территория» .
- «Права человека без границ» . Окончательные решения Европейского суда по вопросам свободы вероисповедания, 1964–2001 гг . Архивировано из оригинала 20 июня 2006 года.
- Ван Биема, Дэвид (3 октября 2008 г.). «YouTube обретает религию» . Время.com. Архивировано из оригинала 8 октября 2008 года.
- «Еврейская просветительская организация раввина Ашера Мезы» . BeJewish.org.
- Яхия Эмерик. «Священный Коран на современном английском языке», ISBN 978-1451506914