Свобода религии в Иордании
Конституция предусматривает свободу исповедовать права своей религии и веры в соответствии с обычаями, которые соблюдаются в королевстве, если они не нарушают общественный порядок или мораль. Государственная религия – ислам. Правительство запрещает обращение из ислама и прозелитизм мусульман.
В июне 2006 года правительство опубликовало Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП) в Официальном вестнике, что, согласно статье 93.2 Конституции, придает Пакту силу закона. Статья 18 МПГПП обеспечивает свободу религии (см. «Правовые и политические рамки»). Несмотря на это позитивное развитие событий, ограничения и некоторые злоупотребления продолжались. Члены непризнанных религиозных групп и новообращенные из ислама сталкиваются с юридической дискриминацией и бюрократическими трудностями, а также с социальной нетерпимостью; Шариатские суды имеют право преследовать прозелитистов. [1]
Религиозная демография
[ редактировать ]В 2022 году мусульмане составляли около 97,2% населения страны; [1] в стране было зарегистрировано почти 750 000 беженцев и других перемещенных лиц, в основном мусульман-суннитов из Сирии.
В том же году христиане составляли 2,1% населения страны. [1] По оценкам исследования 2015 года, в стране проживало 6500 верующих христиан мусульманского происхождения (в основном протестантов ). [2] Было также отмечено, что в стране проживает небольшое количество буддистов , индуистов , зороастрийцев и езидов . [1]
В 2022 году официально признанные христианские конфессии включают греко-православную , римско-католическую , греко-католическую ( мелькитскую ), армянскую православную , маронитско-католическую , коптскую , англиканскую , лютеранскую , , адвентистскую . объединенную пятидесятническую и сирийскую православную церкви Другие христианские группы, получившие некоторое признание, включают Свободных евангелистов , Церковь Назарянина , Ассамблею Божью , Баптистскую церковь и Христианский и Миссионерский Альянс .
проживало около 14 000 друзов В 2020 году в стране и 1000 человек, исповедовавших Веру Бахаи ; [3] Сообщалось, что еврейских граждан не было.
есть ряд халдейских , сирийских христиан Среди примерно 250 000–450 000 иракцев, проживающих в стране, и шиитов, многие из которых не имеют документов или имеют разрешения на посещение.
За немногими исключениями, здесь нет крупных географических концентраций религиозных меньшинств. Города Хусн на севере и Фухейс недалеко от Аммана преимущественно христианские. В Мадабе и Караке , расположенных к югу от Аммана, также проживает значительное христианское население. В северной части города Азрак проживает значительная часть друзов , как и в Умм аль-Джамале в провинции Мафрак . Друзы также проживают в Аммане и Зарке, а меньшее количество — в Ирбиде и Акабе . В долине реки Иордан и на юге проживает некоторое количество некоренных шиитов. Друзы зарегистрированы как « мусульмане » и, поскольку у них есть собственный суд в Аль-Азраке, они могут решать вопросы своего личного статуса.
Религиозная свобода в 2020-е годы
[ редактировать ]В 2023 году страна получила 2 балла из 4 по свободе вероисповедания. [4]
Статус религиозной свободы
[ редактировать ]Согласно отчетам Государственного департамента США по правам человека, в 2015 году юридическая и социальная дискриминация и притеснения оставались проблемой для религиозных меньшинств и новообращенных. [5]
Правовая и политическая основа
[ редактировать ]Конституция предусматривает свободу исповедовать обряды своей религии и веры в соответствии с обычаями, которые соблюдаются в королевстве, если они не нарушают общественный порядок или мораль. Согласно Конституции государственной религией является ислам, и король должен быть мусульманином. Правительство запрещает обращение из ислама и прозелитизм мусульман.
Статьи 103–106 Конституции предусматривают, что вопросы, касающиеся личного статуса мусульман, находятся в исключительной юрисдикции шариатских судов, которые применяют законы шариата в своих разбирательствах. Личный статус включает религию, брак, развод, опеку над детьми и наследование. Закон о личном статусе следует руководящим принципам ханафитской школы исламской юриспруденции, которая применяется к делам, которые прямо не урегулированы законодательством о гражданском статусе. Вопросы личного статуса немусульман, чья религия признана правительством, находятся в юрисдикции трибуналов религиозных общин в соответствии со статьей 108.
Никаких положений о гражданском браке или разводе не существует. Некоторые христиане не могут развестись в соответствии с правовой системой, поскольку на них распространяется действие религиозной судебной системы их конфессии, которая не допускает развода. Такие люди иногда переходят в другую христианскую конфессию или в ислам, чтобы законно развестись.
Глава департамента, который занимается делами шариатских судов (должность на уровне кабинета министров), назначает шариатских судей, в то время как каждая признанная немусульманская религиозная община выбирает структуру и членов своего собственного трибунала. Все кандидатуры судей утверждаются премьер-министром и официально назначаются королевским указом. Протестантские конфессии, зарегистрированные как «общества», подпадают под юрисдикцию одного из признанных протестантских церковных трибуналов. Не существует трибуналов для атеистов или приверженцев непризнанных религий, таких как вера Бахаи . Такие лица должны обратиться в один из признанных судов для рассмотрения их дел о личном статусе.
Шариат применяется во всех вопросах, касающихся семейного права, касающихся мусульман или детей отца-мусульманина, и на всех граждан, включая немусульман, распространяются положения исламского права, касающиеся наследования. Согласно закону, мусульманами считаются все несовершеннолетние дети граждан мужского пола, принявших ислам. Взрослые дети мужчины-христианина, принявшего ислам, теряют право на наследование от своего отца, если они также не примут ислам. В случаях, когда мусульманин принимает христианство, власти не признают обращение законным, и с человеком продолжают обращаться как с мусульманином в вопросах семейного и имущественного права.
Хотя христианство является признанной религией и граждане-немусульмане могут исповедовать и исповедовать христианскую веру, церкви должны получить юридическое признание посредством административных процедур, чтобы владеть землей и совершать таинства, включая брак. Церкви и другие религиозные учреждения могут получить официальное признание, обратившись в премьер-министр. Премьер-министр неофициально совещается с межконфессиональным советом духовенства, представляющим официально зарегистрированные местные церкви, по всем вопросам, касающимся христианской общины, включая регистрацию новых церквей. Правительство ссылается на следующие критерии при рассмотрении вопроса об официальном признании христианских церквей: вера не должна противоречить природе Конституции, общественной этике, обычаям или традициям; оно должно быть признано Советом церквей Ближнего Востока; вера не должна противоречить национальной религии; и группа должна включать в себя несколько сторонников-граждан. Запрещаются группы, которые, по мнению правительства, занимаются деятельностью, нарушающей закон и природу общества или угрожающей стабильности общественного порядка; однако сообщений о запрещенных религиозных группах не поступало. Правительство не вмешивается в публичные богослужения христианского меньшинства страны.
Признанные немусульманские религиозные учреждения не получают субсидий; они финансово и административно независимы от правительства и освобождены от налогов. Свободные евангелисты, Церковь Назарянина, Ассамблея Божия и Христианско-миссионерский альянс зарегистрированы в Министерстве внутренних дел как «общества», а не как церкви.
Государственные школы обеспечивают обязательное религиозное обучение для всех учащихся-мусульман. Студенты-христиане не обязаны посещать курсы по изучению ислама. Конституция предусматривает, что общины имеют право создавать школы для обучения своих общин «при условии, что они соответствуют общим положениям закона и подлежат государственному контролю в вопросах, касающихся их учебных программ и ориентации».
В июне 2006 года правительство опубликовало Международный пакт о гражданских и политических правах в Официальном вестнике. Согласно статье 93.2 Конституции, акты, опубликованные в Официальном вестнике, приобретают силу закона. Статья 18 Пакта гласит, что каждый имеет «право на свободу мысли, совести и религии», включая свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору, а также свободу «исповедовать свою религию или убеждения в богослужении, соблюдение, практика и обучение». Кроме того, в Пакте предусматривается, что никто не может подвергаться принуждению, которое ущемляло бы его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору. Страна ратифицировала МПГПП без оговорок в 1976 году. Однако статья 2, раздел 2 МПГПП гласит, что Пакт не имеет исполнительной силы сам по себе, и требует, чтобы имплементирующее законодательство придало Пакту силу. К концу отчетного периода такого законодательства предложено не было. Тем не менее, высокопоставленный чиновник Министерства иностранных дел заявил, что публикация МПГПП в Официальном вестнике означает, что правительство рассматривает Пакт в качестве источника права наряду с внутренним законодательством, включая Конституцию и шариат (исламское право). Статьи 103-106 Конституции по-прежнему предусматривают, что вопросы, касающиеся личного статуса мусульман, включая религию, находятся в исключительной юрисдикции шариатских судов, которые применяют шариат (ханафитский) в своих разбирательствах.
Спонсируемый правительством Королевский институт межконфессиональных исследований организовал несколько конференций и семинаров в поддержку своих усилий по предоставлению в арабском мире места для междисциплинарных исследований и рационального обсуждения религии и религиозных вопросов, с особым акцентом на христианство в арабском и исламском мире. общество. В их число входили международная конференция в январе 2007 года для обсуждения общего подхода к реформированию в различных религиозных традициях, семинар в феврале 2007 года, на котором рассматривалась роль религиозных традиций в контексте социальной и политической модернизации , и конференция в апреле 2007 года под названием «Универсальная в книге «Права человека: необходимое условие диалога культур».
Ид аль-Адха , Ид аль-Фитр , рождение Пророка Мухаммеда , Вознесение Пророка , исламский Новый год , Рождество и по григорианскому календарю Новый год отмечаются как национальные праздники. Христиане могут попросить отпуск на другие христианские праздники, одобренные местным Архиерейским Советом, такие как Пасха и Вербное воскресенье .
Ограничения свободы вероисповедания
[ редактировать ]Сообщений о том, что исповедование какой-либо веры было запрещено; не поступало; однако правительство официально не признает все религиозные группы. Некоторым религиозным группам, хотя им было разрешено встречаться и исповедовать свою веру, приходилось сталкиваться с социальной и официальной дискриминацией. Кроме того, не все христианские конфессии подали заявку на юридическое признание или получили его.
Правительство не признает друзов и бахаи в качестве религий, но не запрещает их исповедание. Друзы не сталкиваются с официальной дискриминацией и не жалуются на социальную дискриминацию. Бахаи сталкиваются как с официальной, так и с социальной дискриминацией. Община бахаи не имеет собственного суда для решения вопросов личного статуса, таких как наследование и другие вопросы, связанные с семьей; такие дела могут рассматриваться в шариатских судах. Супруги-бахаи сталкиваются с трудностями при получении вида на жительство для своих партнеров-неиорданцев, поскольку правительство не признает свидетельства о браке бахаи. Правительство официально не признает друзский храм в Азраке, а четыре общественных зала, принадлежащих друзам, зарегистрированы как «общества». Правительство не разрешает бахаи регистрировать школы и места отправления культа. Кладбище бахаи в Адасии зарегистрировано на имя Министерства по делам вакуфов и ислама.
Заявления о приеме на работу на государственные должности иногда содержат вопросы о религии заявителя. Христиане регулярно служат министрами кабинета министров. Из 120 мест нижней палаты парламента 9 отведено христианам. Для приверженцев других религиозных групп места не зарезервированы. Для друзов не зарезервировано мест, но им разрешено занимать должности в соответствии с их правительственной классификацией как мусульмане.
Правительство не признает Свидетелей Иеговы или Церковь Христа, но каждому разрешено беспрепятственно проводить религиозные службы.
Правительство признает иудаизм как религию; однако, как сообщается, среди граждан-евреев нет. Правительство не накладывает ограничений на евреев, и им разрешено владеть собственностью и вести бизнес в стране.
Поскольку шариат регулирует личный статус мусульман, переход из ислама в христианство и прозелитизм мусульман не допускаются. Мусульмане, перешедшие в другую религию, сталкиваются с социальной и государственной дискриминацией. Согласно шариату новообращенные считаются отступниками, и им может быть отказано в гражданских и имущественных правах. Правительство утверждает, что оно не поощряет и не запрещает отступничество. Правительство не признает обращенных из ислама лиц, подпадающих под юрисдикцию законов их новой религиозной общины в вопросах личного статуса; новообращенные по-прежнему считаются мусульманами. Обращенные в ислам подпадают под юрисдикцию шариатских судов. Теоретически шариат предусматривает смертную казнь для мусульман, отступников; однако правительство никогда не применяло такого наказания. Правительство разрешает обращение в ислам.
Не существует закона, прямо запрещающего прозелитизм мусульман; однако политика правительства требует, чтобы иностранные миссионерские группы воздерживались от публичного прозелитизма.
Иорданская евангелическая теологическая семинария (JETS), христианская школа подготовки пасторов и миссионеров, была зарегистрирована правительством и действует как культурный центр. JETS приобрела землю для строительства нового объекта в 2003 году и получила разрешения на строительство зданий в сентябре 2006 года. JETS разрешено назначать преподавателей и администрацию, но правительство отказывает в аккредитации академического учреждения. Поскольку JETS не аккредитована, ее студенты не имеют права на получение студенческой визы, но могут въезжать в страну по туристическим визам ограниченного срока действия. Программа JETS требует четырехлетнего обучения, и, как следствие, многие студенты просрочивают свои визы; при выезде из страны они и любые члены семьи, которые могли их сопровождать, обязаны заплатить два доллара за каждый день, проведенный без визы (как и другие приезжающие иностранные граждане). Правительство не разрешает JETS принимать студентов-мусульман.
По данным JETS, в течение отчетного периода правительство лишило JETS некоммерческого статуса, потребовав от организации уплаты 16-процентного налога с продаж на все приобретаемые товары. В 2006 году таможня конфисковала партию из примерно 100 книг, заказанную JETS. Министерство иностранных дел вмешалось и добилось выпуска книг.
В законе о парламентских выборах исторически недостаточно представлены городские районы, которые являются центрами поддержки исламистских кандидатов.
Закон о политических партиях запрещает использование молитвенных домов для политической деятельности. Это положение было разработано в первую очередь для того, чтобы не допустить, чтобы оппоненты правительства читали политически ориентированные проповеди в мечетях.
Министерство по делам религий и трастов («Вакуфы») управляет исламскими учреждениями и строительством мечетей. Он также назначает имамов, обеспечивает зарплату персоналу мечетей, управляет центрами подготовки исламского духовенства и субсидирует определенные виды деятельности, спонсируемые мечетями. Правительство следит за проповедями в мечетях и требует, чтобы проповедники воздерживались от политических комментариев, которые могут спровоцировать социальные или политические волнения.
Сообщается, что после войны в Ливане летом 2006 года некоторые сунниты в стране обратились в шиизм. Сообщается, что в ноябре 2006 года правительство депортировало некоторых иракских шиитов за совершение ритуалов самобичевания в шиитском храме недалеко от Аммана. Некоторые священнослужители-сунниты утверждали, что иракские шииты могли быть иранскими агентами, а некоторые источники сообщили, что предполагаемые депортации были результатом шиитского прозелитизма. Достоверность этих сообщений не была проверена. Правительство разрешает шиитам совершать богослужения, но не допускает членовредительства или пролития крови, как это может происходить во время некоторых шиитских церемоний.
В январе 2006 года Джихад Аль-Момани, бывший главный редактор еженедельной газеты «Шихан», и Хусейн Аль-Халиди из еженедельника «Аль-Михар» были арестованы за публикацию скандальных карикатур, изображающих Пророка Мухаммеда. 5 февраля 2006 г. суд примирительного суда и суд первой инстанции предъявили этим двум мужчинам обвинение в «публичной клевете на Пророков» и «оскорблении Бога». В мае 2006 года они получили минимальный тюремный срок в два месяца, но были немедленно освобождены под залог с возможностью замены приговора легким штрафом в размере 170 долларов (120 иорданских динаров) каждый.
Друзы, бахаи и члены других непризнанных религиозных групп неправильно отмечают свою религиозную принадлежность в своих национальных удостоверениях личности или «семейных книгах» (семейная книга — это национальный регистрационный документ, который выдается главе каждой семьи и служит как подтверждение гражданства). У бахаи есть «собрание», которое оформляет браки; однако Департамент гражданского состояния и паспортов (DCSP) не признает браки, заключенные собраниями бахаи, и не выдает свидетельства о рождении детям от этих браков или виды на жительство партнерам, которые не являются гражданами. DCSP выдает паспорта на основании этих браков, но без регистрации брака в официальных документах. DCSP часто записывает бахаи и друзов в документах, удостоверяющих личность, как мусульман. Атеисты должны ассоциировать себя с признанной религией в целях официальной идентификации.
Правительство традиционно резервирует некоторые должности на высших уровнях вооруженных сил для христиан (4 процента); однако все высшие командные должности занимают мусульмане. Командиры дивизий и выше обязаны в определенных случаях проводить исламскую молитву. В армии нет христианского духовенства.
Злоупотребления религиозной свободой
[ редактировать ]Сообщается, что 29 апреля 2007 года правительственные власти депортировали в Египет пастора Мажара Иззата Бишая из Свободной евангелической церкви Акабы, гражданина Египта и давнего жителя Египта. Сообщалось, что они ранее его допрашивали и не назвали никаких причин для его депортации. На конец отчетного периода достоверность этих сообщений не была проверена.
В ноябре 2006 года власти депортировали в Египет Ваджи Бешару, Ибрагима Атту, Раджу Велсона и Имада Вахиба, четырех египтян-коптов, проживающих в Акабе. Сообщалось, что перед депортацией власти допрашивали их об их принадлежности к Свободной евангелической церкви в Акабе. На конец отчетного периода достоверность этого отчета не была проверена.
20 января 2006 г. шариатский суд получил жалобу о вероотступничестве против Махмуда Абдель Рахмана Мохаммада Элекера, перешедшего из ислама в христианство. 14 апреля 2006 года заявитель, зять новообращенного, снял обвинения после того, как жена новообращенного в присутствии адвоката отказалась от любых претензий на наследство от собственных родителей. На конец отчетного периода никакой дополнительной информации по этому делу не поступало.
В сентябре 2004 года по решению шариатского суда власти арестовали человека, перешедшего из ислама в христианство, и продержали его на ночь по обвинению в вероотступничестве. В ноябре 2004 года шариатский суд признал подсудимого виновным в вероотступничестве. Решение было оставлено в силе в январе 2005 года шариатским апелляционным судом. Приговор объявил новообращенного под опекой государства, лишил его гражданских прав и аннулировал его брак. Далее было объявлено, что он не имеет никакой религиозной идентичности. В нем говорилось, что он потерял все права на наследство и не может повторно жениться на своей (теперь уже бывшей) жене, если он не вернется в ислам, и запрещалось считать его приверженцем какой-либо другой религии. Приговор подразумевает возможность того, что юридическая и физическая опека над его ребенком может быть передана кому-то другому. Новообращенный покинул страну, получил статус беженца и переселился в США.
Сообщений о религиозных заключенных или задержанных, оставшихся под стражей на конец периода, охватываемого настоящим отчетом, не поступало.
Принудительное религиозное обращение
[ редактировать ]не поступало Сообщений о принудительном обращении в религию , в том числе о гражданах США, которые были похищены или незаконно вывезены из Соединенных Штатов, или об отказе разрешить возвращение таких граждан в Соединенные Штаты .
Антисемитизм
[ редактировать ]Редакционные карикатуры, статьи и авторские статьи на антисемитские темы реже встречаются в контролируемых правительством СМИ, но более распространены и занимают более заметное место в частных еженедельных таблоидах, таких как «Аль-Сабиль» и «Аль-Рай». [6]
В 2022 году газета «Аль-Рай» напечатала несколько статей антисемитского содержания и отрицания Холокоста. [1]
Улучшения и позитивные изменения в отношении свободы вероисповедания
[ редактировать ]26 декабря 2006 года король Абдалла II созвал свою первую встречу с лидерами евангелистов. Присутствующие сообщили, что это мероприятие дало чувство надежды и прогресса на пути к продолжению межконфессионального диалога.
Баптистская церковь подала заявку на официальную регистрацию в Министерстве внутренних дел 12 декабря 2006 года. В июне 2006 года премьер-министр отклонил заявку церкви. Дополнительной информации о причине отказа на конец отчетного периода не было. Церковь «Ассамблеи Божьей» также подала заявку на официальную регистрацию в Министерстве внутренних дел 10 апреля 2007 года. Ее заявка находилась на рассмотрении в конце периода, охватываемого настоящим отчетом.
В июне 2006 года правительство опубликовало Международный пакт о гражданских и политических правах в Официальном вестнике. Статья 18 Пакта предусматривает свободу религии.
Социальные злоупотребления и дискриминация
[ редактировать ]Бахаи столкнулись с некоторой социальной дискриминацией.
Мусульмане, обращающиеся в другие религии, часто сталкиваются с социальным остракизмом, угрозами и оскорблениями со стороны своих семей и мусульманских религиозных лидеров. Согласно опросу 2010 года, проведенному Pew Global Attitudes Project, 86% опрошенных иорданцев поддержали смертную казнь для тех, кто отходит от мусульманской религии . [7]
Родители обычно настоятельно не рекомендуют молодым людям вступать в межконфессиональные романтические отношения, поскольку они могут привести к обращению. Такие отношения могут привести к остракизму и, в некоторых случаях, к насилию в отношении пары или вражде между членами семей пары. Когда возникают такие ситуации, семьи могут обратиться к местным властям за разрешением. В прошлом поступали сообщения о том, что в некоторых случаях представители местных органов власти поощряли женщин-христианок, состоящих в отношениях с мужчинами-мусульманами, принять ислам, чтобы разрядить потенциальные семейные или племенные конфликты и сохранить мир; однако за период, охватываемый настоящим отчетом, подобных случаев зарегистрировано не было.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Отчет Госдепартамента США за 2022 год
- ^ Джонстон, Патрик; Миллер, Дуэйн (2015). «Верующие во Христа мусульманского происхождения: глобальная перепись» . IJRR . 11:14 . Проверено 20 ноября 2015 г.
- ^ Веб-сайт ARDA, получено 28 августа 2023 г.
- ↑ Веб-сайт Freedom House, получено 8 августа 2023 г.
- ^ «ОТЧЕТ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА В ИОРДАНИИ ЗА 2015 ГОД» (PDF) . Государственный департамент США . Государственный департамент США . Проверено 8 марта 2017 г.
- ^ «Антисемитизм и ксенофобия сегодня/AXT – Иордания» . Архивировано из оригинала 29 сентября 2013 г. Проверено 27 мая 2015 г.
- ^ «Мусульманское общество разделилось по поводу Хамаса и Хезболлы» , Проект Global Attitudes, Исследовательский центр Pew, 2 декабря 2010 г.
- Бюро демократии, прав человека и труда США. Иордания: Отчет о свободе вероисповедания в мире, 2007 г. . В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .