Jump to content

Каракалпаки

Каракалпаки
Каракалпаклар, Каракалпаклар, قاراقلپقلر
Каракалпакские юноши забегают в Тахтакопыре
Общая численность населения
871,970 [1]
Регионы со значительной численностью населения
 Узбекистан
 Karakalpakstan
752,000 [2]
720,940
 Турция 81,700 [1]
 Иран 55,300 [1]
 Казахстан 50,000–200,000 [3]
 Туркменистан 5,600 [1]
 Россия 4,466 [ нужна ссылка ]
 Кыргызстан 1,200 [1]
 Украина 117 [4]
Языки
Каракалпакский , русский , узбекский
Религия
Суннитский ислам
Родственные этнические группы

Каракалпаки или карагалпаки ( / ˈ k ær ə k ɑː l p ɑː k s , - p æ k s / ; Каракалпаклы : Каракалпаклар, Қарақалпақлар, قاراقلپقلر ) — кипчакско-ногайская тюркская этническая группа, родом из Каракалпакстана на северо-западе Узбекистана . В течение XVIII века они расселились в низовьях Амударьи и в (бывшей) дельте Амударьи на южном берегу Аральского моря . [5] Название Каракалпак происходит от двух слов: «кара» – «черный» и «калпак» – «шапка». Каракалпаков насчитывается около 871 970 человек во всем мире, из которых около 726 000 проживают в Каракалпакской области Узбекистана . [1]

Этимология

[ редактировать ]

Слово каракалпак происходит от русского кириллического написания их имени и стало общепринятым названием этого народа на Западе. Каракалпаки эндонимически называют себя каракалпаками , а узбеки называют их каракалпоками . Это слово означает « черный калпак » и в прошлом вызывало много путаницы, поскольку историки связывали их с другими более ранними народами (такими как Черные Клобуки ), которые на славянском языке носили название «черная шляпа».

Многие источники продолжают связывать современных каракалпаков с тюркской конфедерацией, известной как Черные Клобуки XI века, название которой на русском языке также означает «черная шляпа». Черные Клобуки — наемные военные отряды Киевской Руси . Помимо того факта, что их имена имеют одинаковое значение, нет никаких археологических или исторических свидетельств, связывающих эти две группы.

Каракалпаки, узбеки и казахи считаются подгруппами одной и той же Узбекской конфедерации , возникшей в пятнадцатом веке после распада империи Чингисхана и распада Золотой Орды . Каракалпакская группа образовалась в XVII веке в результате раскола от Казахской конфедерации . [6]

Недавние археологические данные указывают на то, что каракалпаки могли образоваться как конфедерация различных племен где-то в конце 15 или 16 веках в каком-то месте вдоль Сырдарьи или ее южного устья Жаны-Дарьи , в непосредственной близости от казахов Малой Орды. . Это могло бы объяснить, почему их язык, обычаи и материальная культура так похожи на язык казахов. [7]

География

[ редактировать ]

Население Каракалпакстана в основном приурочено к центральной части Каракалпакстана , орошаемой Амударьей . Самые крупные общины проживают в Нукусе , столице Каракалпакстана, и близлежащих крупных городах, таких как Ходжейли , Шимбай , Тахиаташ , Шоманай и Кунград . Хотя их родина носит их имя, каракалпаки не являются самой многочисленной этнической группой, проживающей в Каракалпакстане. Их численность все больше превосходит узбеков, многих из которых поощряют переселяться в богатые сельскохозяйственные регионы вокруг Турткуля и Беруни .

Сельские каракалпаки в основном живут в бывших колхозах или совхозах, большинство из которых недавно были приватизированы. Многие сельские каракалпаки серьезно пострадали от высыхания Аральского моря , которое уничтожило местную рыбную промышленность, а также большую часть пастбищ и сельскохозяйственных угодий на севере дельты. Каракалпакам некуда идти. Большую часть Каракалпакстана занимает пустыня: Кызылкум на восточной стороне, бесплодное плато Устюрт на западе и ныне растущий Аралкум на севере, когда-то бывшее дном бывшего Аральского моря.

Каркас традиционной каракалпакской юрты или кара уй

Каракалпакский язык относится к кипчакско-ногайской группе тюркских языков , в которую также входят казахский и ногайский . Разговорный каракалпакский язык имеет два диалекта: северо-восточный и юго-западный. [8] В письменном каракалпакском языке используются как модифицированная форма кириллицы, так и латинский алфавит , причем первый был стандартным во времена Советского Союза , а второй создан по образцу реформы узбекского алфавита для узбекского языка . До Советского Союза каракалпакский язык писался редко, но когда это было, использовалась модифицированная форма персидско -арабского алфавита .

В силу географии и истории каракалпакского народа Каракалпакский народ находился под влиянием узбекского, монгольского, таджикского и русского языков . На каракалпакско-узбекском пиджине часто говорят те, кто владеет обоими языками.

Каракалпаки являются преимущественно последователями ханафитской школы суннитского ислама . Вероятно, они приняли ислам между 10 и 13 веками, в период, когда они впервые появились как отдельная этническая группа.

Ордена дервишей , такие как Накшбанди , Кубравия , Ясави и Каландари, довольно распространены в регионе. Религиозным орденом, установившим наиболее прочные отношения с населением региона, является Кубравия, имеющая приверженцев-шиитов .

Из 553 мечетей, зарегистрированных в 1914 году, несколько сохранились в Нокисе , Торткуле , Ходжели и Шимбае . Многие каракалпакские муллы используют свои дома для пятничных молитв .

Литература

[ редактировать ]

С древнейших времен среди каракалпаков рассказывались и передавались из поколения в поколение легенды и предания о происхождении племен и народов, населявших Хорезм , о Каюмарах , Джамшиде , Сиявуше , Рустаме , Томирисе , Искандере (Александре Македонском). , о женском царстве, горе Ток, Чингисхане , Гульдурсуне, Деде Коркуте . К легендам, очень популярными среди каракалпаков, относятся легенды об Аяз-Кале (крепости Аяз), Гульдурсуне , крепости Сорока девушек (каракалп. Кырк-гыз-кале), горе Ток (каракалп. Ток-тау). [9]

История каракалпакской национальной литературы начинается с формирования каракалпаков как народа со 2-й пол. XVI век, с тех пор, как они упоминаются в исторических летописях под названием «каракалпаки». Появился в XIV-XV вв. и в 1-й половине. В XVI веке в Золотой Орде , Белой Орде и Великом Ногайском союзе литературные памятники и творчество живших в те времена поэтов следует считать общими для современных казахских , ногайских и каракалпакских народов. Песни, сочиненные в XIV-XVI веках. в Ногайском союзе ученые называли их «ногайскими песнями». Это же название использует и Шокан Валиханов , который делит созданное народом наследие на 3 группы и называет 3-ю группу «ногайскими песнями», указывая время их появления – XIV-XVI вв. – и отметив их общность с казахским, каракалпакским, киргизским, ногайским народами. [10]

В политическом развитии каракалпаков XVIII век был самым тяжелым и трагическим временем. Многие казахские роды подчинялись калмыкам . Многие каракалпаки были вынуждены бежать в низовья Сырдарьи . С 1810 года историческая судьба каракалпаков была тесно связана с историей Хивинского ханства . Бедняков нанимали в качестве батраков богатые и чиновники, что свидетельствовало об усилении классового расслоения и противоречий между каракалпаками. В XVIII в. Наряду с богатым устным народным творчеством возникло само литературное наследие, имевшее специфические творческие особенности, авторы которого были известны. К ним относится жырау-сказитель Жыен жырау (каракалп. Jien jıraw). Были в ту эпоху и другие поэты, но ни их имен, ни созданных ими произведений до нашего времени не сохранилось. Стихи в определенных отношениях отличаются от фольклора по теме, стилю, реализму и носят характер письменной литературы.

Пробужденное классовое сознание стало для тех, кто жил в XIX веке. поэты-классики как определяющий фактор. Оно сформировало идейную суть творчества таких крупных представителей каракалпакской классической поэзии 19 века, как Ажинияз , Бердах . Они писали о тяжелой жизни и борьбе народа, его недовольстве феодальными порядками. [11] Развивалась и сатира. анекдоты Джокера Омирбека , защитника бедняков и острослова, последователя Ходжи Насреддина . Активно пересказывались [12] Присоединение Каракалпакстана к России не освободило его население от эксплуатации и угнетения.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Каракалпак» . Этнолог . Проверено 27 ноября 2023 г.
  2. ^ «Узбекистан – Всемирная книга фактов» . Центральное разведывательное управление . Проверено 9 августа 2021 г.
  3. ^ «Каракалпаки в Узбекистане» .
  4. ^ "Результаты – Национальный состав населения, языковые признаки, гражданство – Распределение населения по национальности и родному языку – Результат выбора" . ukrcensus.gov.ua (in Russian) . Retrieved 21 сентября 2023 .
  5. ^ «Каракалпакстан» . Британская энциклопедия .
  6. ^ Привет, Эвелин; Балареск, Патрисия; Джоблинг, Марк А; Кинтана-Мурси, Луис; Ше, Рафаэль; Сегурель, Лора; Алдашев, Алмаз; Хегай, Таня (1 сентября 2009 г.). «Генетическое разнообразие и возникновение этнических групп в Центральной Азии» . БМК Генетика . 10:49 . дои : 10.1186/1471-2156-10-49 . ISSN   1471-2156 . ПМЦ   2745423 . ПМИД   19723301 .
  7. ^ Уэст, Барбара А. (19 мая 2010 г.). Энциклопедия народов Азии и Океании . Издательство информационной базы. ISBN  978-1-4381-1913-7 .
  8. ^ «Глоттология 4.4 – Каракалпакский » glottologue.org . Получено 14 июля.
  9. ^ Маргулан А. (1971). Шокан Жене "Манас " Алматы
  10. ^ Муминов И. (1957). Из истории развития общественно-философской мысли в Узбекистане . Ташкент. p. 49.
  11. ^ С. П. Толстов, Т. А. Жданко, С. Камалов (1964). Очерки истории Каракалпакской АССР: С древнейших времен до 1917 г, Том 1 . Ташкент: Наука 1964. pp. 125.–431. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  12. ^ Мамедов Н.М. (2007). "Каракалпакская литература" . Мутарджим. p. 230.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c45b34c0978dd41b2ccb84c728596258__1719860040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c4/58/c45b34c0978dd41b2ccb84c728596258.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Karakalpaks - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)