Каракалпаки
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( январь 2014 г. ) |
Каракалпаклар, Каракалпаклар, قاراقلپقلر | |
---|---|
![]() Flag of Karakalpakstan | |
![]() Каракалпакские юноши забегают в Тахтакопыре | |
Общая численность населения | |
871,970 [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 752,000 [2] |
![]() | 81,700 [1] |
![]() | 55,300 [1] |
![]() | 50,000–200,000 [3] |
![]() | 5,600 [1] |
![]() | 4,466 [ нужна ссылка ] |
![]() | 1,200 [1] |
![]() | 117 [4] |
Языки | |
Каракалпакский , русский , узбекский | |
Религия | |
Суннитский ислам | |
Родственные этнические группы | |
Каракалпаки или карагалпаки ( / ˈ k ær ə k ɑː l p ɑː k s , - p æ k s / ; Каракалпаклы : Каракалпаклар, Қарақалпақлар, قاراقلپقلر ) — кипчакско-ногайская тюркская этническая группа, родом из Каракалпакстана на северо-западе Узбекистана . В течение XVIII века они расселились в низовьях Амударьи и в (бывшей) дельте Амударьи на южном берегу Аральского моря . [5] Название Каракалпак происходит от двух слов: «кара» – «черный» и «калпак» – «шапка». Каракалпаков насчитывается около 871 970 человек во всем мире, из которых около 726 000 проживают в Каракалпакской области Узбекистана . [1]
Этимология
[ редактировать ]Слово каракалпак происходит от русского кириллического написания их имени и стало общепринятым названием этого народа на Западе. Каракалпаки эндонимически называют себя каракалпаками , а узбеки называют их каракалпоками . Это слово означает « черный калпак » и в прошлом вызывало много путаницы, поскольку историки связывали их с другими более ранними народами (такими как Черные Клобуки ), которые на славянском языке носили название «черная шляпа».
История
[ редактировать ]Многие источники продолжают связывать современных каракалпаков с тюркской конфедерацией, известной как Черные Клобуки XI века, название которой на русском языке также означает «черная шляпа». Черные Клобуки — наемные военные отряды Киевской Руси . Помимо того факта, что их имена имеют одинаковое значение, нет никаких археологических или исторических свидетельств, связывающих эти две группы.
Каракалпаки, узбеки и казахи считаются подгруппами одной и той же Узбекской конфедерации , возникшей в пятнадцатом веке после распада империи Чингисхана и распада Золотой Орды . Каракалпакская группа образовалась в XVII веке в результате раскола от Казахской конфедерации . [6]
Недавние археологические данные указывают на то, что каракалпаки могли образоваться как конфедерация различных племен где-то в конце 15 или 16 веках в каком-то месте вдоль Сырдарьи или ее южного устья Жаны-Дарьи , в непосредственной близости от казахов Малой Орды. . Это могло бы объяснить, почему их язык, обычаи и материальная культура так похожи на язык казахов. [7]
География
[ редактировать ]Население Каракалпакстана в основном приурочено к центральной части Каракалпакстана , орошаемой Амударьей . Самые крупные общины проживают в Нукусе , столице Каракалпакстана, и близлежащих крупных городах, таких как Ходжейли , Шимбай , Тахиаташ , Шоманай и Кунград . Хотя их родина носит их имя, каракалпаки не являются самой многочисленной этнической группой, проживающей в Каракалпакстане. Их численность все больше превосходит узбеков, многих из которых поощряют переселяться в богатые сельскохозяйственные регионы вокруг Турткуля и Беруни .
Сельские каракалпаки в основном живут в бывших колхозах или совхозах, большинство из которых недавно были приватизированы. Многие сельские каракалпаки серьезно пострадали от высыхания Аральского моря , которое уничтожило местную рыбную промышленность, а также большую часть пастбищ и сельскохозяйственных угодий на севере дельты. Каракалпакам некуда идти. Большую часть Каракалпакстана занимает пустыня: Кызылкум на восточной стороне, бесплодное плато Устюрт на западе и ныне растущий Аралкум на севере, когда-то бывшее дном бывшего Аральского моря.
Язык
[ редактировать ]
Каракалпакский язык относится к кипчакско-ногайской группе тюркских языков , в которую также входят казахский и ногайский . Разговорный каракалпакский язык имеет два диалекта: северо-восточный и юго-западный. [8] В письменном каракалпакском языке используются как модифицированная форма кириллицы, так и латинский алфавит , причем первый был стандартным во времена Советского Союза , а второй создан по образцу реформы узбекского алфавита для узбекского языка . До Советского Союза каракалпакский язык писался редко, но когда это было, использовалась модифицированная форма персидско -арабского алфавита .
В силу географии и истории каракалпакского народа Каракалпакский народ находился под влиянием узбекского, монгольского, таджикского и русского языков . На каракалпакско-узбекском пиджине часто говорят те, кто владеет обоими языками.
Религия
[ редактировать ]Каракалпаки являются преимущественно последователями ханафитской школы суннитского ислама . Вероятно, они приняли ислам между 10 и 13 веками, в период, когда они впервые появились как отдельная этническая группа.
Ордена дервишей , такие как Накшбанди , Кубравия , Ясави и Каландари, довольно распространены в регионе. Религиозным орденом, установившим наиболее прочные отношения с населением региона, является Кубравия, имеющая приверженцев-шиитов .
Из 553 мечетей, зарегистрированных в 1914 году, несколько сохранились в Нокисе , Торткуле , Ходжели и Шимбае . Многие каракалпакские муллы используют свои дома для пятничных молитв .
Литература
[ редактировать ]С древнейших времен среди каракалпаков рассказывались и передавались из поколения в поколение легенды и предания о происхождении племен и народов, населявших Хорезм , о Каюмарах , Джамшиде , Сиявуше , Рустаме , Томирисе , Искандере (Александре Македонском). , о женском царстве, горе Ток, Чингисхане , Гульдурсуне, Деде Коркуте . К легендам, очень популярными среди каракалпаков, относятся легенды об Аяз-Кале (крепости Аяз), Гульдурсуне , крепости Сорока девушек (каракалп. Кырк-гыз-кале), горе Ток (каракалп. Ток-тау). [9]
История каракалпакской национальной литературы начинается с формирования каракалпаков как народа со 2-й пол. XVI век, с тех пор, как они упоминаются в исторических летописях под названием «каракалпаки». Появился в XIV-XV вв. и в 1-й половине. В XVI веке в Золотой Орде , Белой Орде и Великом Ногайском союзе литературные памятники и творчество живших в те времена поэтов следует считать общими для современных казахских , ногайских и каракалпакских народов. Песни, сочиненные в XIV-XVI веках. в Ногайском союзе ученые называли их «ногайскими песнями». Это же название использует и Шокан Валиханов , который делит созданное народом наследие на 3 группы и называет 3-ю группу «ногайскими песнями», указывая время их появления – XIV-XVI вв. – и отметив их общность с казахским, каракалпакским, киргизским, ногайским народами. [10]
В политическом развитии каракалпаков XVIII век был самым тяжелым и трагическим временем. Многие казахские роды подчинялись калмыкам . Многие каракалпаки были вынуждены бежать в низовья Сырдарьи . С 1810 года историческая судьба каракалпаков была тесно связана с историей Хивинского ханства . Бедняков нанимали в качестве батраков богатые и чиновники, что свидетельствовало об усилении классового расслоения и противоречий между каракалпаками. В XVIII в. Наряду с богатым устным народным творчеством возникло само литературное наследие, имевшее специфические творческие особенности, авторы которого были известны. К ним относится жырау-сказитель Жыен жырау (каракалп. Jien jıraw). Были в ту эпоху и другие поэты, но ни их имен, ни созданных ими произведений до нашего времени не сохранилось. Стихи в определенных отношениях отличаются от фольклора по теме, стилю, реализму и носят характер письменной литературы.
Пробужденное классовое сознание стало для тех, кто жил в XIX веке. поэты-классики как определяющий фактор. Оно сформировало идейную суть творчества таких крупных представителей каракалпакской классической поэзии 19 века, как Ажинияз , Бердах . Они писали о тяжелой жизни и борьбе народа, его недовольстве феодальными порядками. [11] Развивалась и сатира. анекдоты Джокера Омирбека , защитника бедняков и острослова, последователя Ходжи Насреддина . Активно пересказывались [12] Присоединение Каракалпакстана к России не освободило его население от эксплуатации и угнетения.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Каракалпак» . Этнолог . Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ «Узбекистан – Всемирная книга фактов» . Центральное разведывательное управление . Проверено 9 августа 2021 г.
- ^ «Каракалпаки в Узбекистане» .
- ^ "Результаты – Национальный состав населения, языковые признаки, гражданство – Распределение населения по национальности и родному языку – Результат выбора" . ukrcensus.gov.ua (in Russian) . Retrieved 21 сентября 2023 .
- ^ «Каракалпакстан» . Британская энциклопедия .
- ^ Привет, Эвелин; Балареск, Патрисия; Джоблинг, Марк А; Кинтана-Мурси, Луис; Ше, Рафаэль; Сегурель, Лора; Алдашев, Алмаз; Хегай, Таня (1 сентября 2009 г.). «Генетическое разнообразие и возникновение этнических групп в Центральной Азии» . БМК Генетика . 10:49 . дои : 10.1186/1471-2156-10-49 . ISSN 1471-2156 . ПМЦ 2745423 . ПМИД 19723301 .
- ^ Уэст, Барбара А. (19 мая 2010 г.). Энциклопедия народов Азии и Океании . Издательство информационной базы. ISBN 978-1-4381-1913-7 .
- ^ «Глоттология 4.4 – Каракалпакский » glottologue.org . Получено 14 июля.
- ^ Маргулан А. (1971). Шокан Жене "Манас " Алматы
- ^ Муминов И. (1957). Из истории развития общественно-философской мысли в Узбекистане . Ташкент. p. 49.
- ^ С. П. Толстов, Т. А. Жданко, С. Камалов (1964). Очерки истории Каракалпакской АССР: С древнейших времен до 1917 г, Том 1 . Ташкент: Наука 1964. pp. 125.–431.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Мамедов Н.М. (2007). "Каракалпакская литература" . Мутарджим. p. 230.
Ссылки
[ редактировать ]- Ричардсон, Дэвид; Ричардсон, Сью (2012), Каракалпаки дельты Аральского моря , Престель Верлаг, ISBN 978-3-7913-4738-7 . Проверено 27 июля 2012 г.
- МэриЛи Ноултон: Узбекистан . Маршалл Кавендиш 2005, ISBN 0-7614-2016-9 , стр. 54–58 ( онлайн-копия , стр. 54, в Google Книгах )
- Ширин Акинер: Исламские народы Советского Союза , Тейлор и Фрэнсис, 1983, ISBN 0-7103-0025-5 , стр. 338–345 ( онлайн-копия , стр. 338, в Google Книгах )
- Джеймс Стюарт Олсон, Николас Чарльз Паппас: Этноисторический словарь Российской и Советской империй . Издательская группа Гринвуд, 1994 г., ISBN 0-313-27497-5 , стр. 343–345 ( онлайн-копия , стр. 345, в Google Книгах )
- Дэвид Дж. Филлипс: Народы в движении: представляем кочевников мира . Библиотека Уильяма Кэри, 2001 г., ISBN 0-87808-352-9 , с. 304 ( онлайн-копия , стр. 304, в Google Книгах )
- Уильямс, Виктория Р. (24 февраля 2020 г.). Коренные народы [4 тома]: Энциклопедия культуры, истории и угроз выживанию [4 тома] . Издательство Блумсбери США. ISBN 978-1-4408-6118-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Британская энциклопедия (11-е изд.). 1911. »
- Каракалпаки
- Karakalpakstan