Милость
Ягмы китайский ( , : 樣磨 ), или Ягмы , — средневековое племя тюркских народов вышедшее на передний план истории после распада Западно-Тюркского каганата . Они были одним из компонентов конфедерации, состоявшей из ягм, карлуков , чигилов и других племен, основавших Кара-Ханидское ханство . С седьмого века до периода Караханидов Ягма упоминалась в арабских , персидских и китайских источниках как выдающееся и мощное политическое образование в Таримской котловине , Джунгарии и Джети-су . Сегодня современные уйгуры Кашгарского, Атушского и Кульджинского регионов считаются потомками ягмов.
История
[ редактировать ]Ягмы, по-видимому, имеют токуз-огузское происхождение или тесно связаны с ними. [ 1 ] По словам Худуда аль-Алама , «их царь из рода царей токуз-огузов». [ 2 ]
Согласно персидскому труду «Муджмал ат-Таварих ва-'л-Кисас» , Ягма «падшах» носил титул Богра-хана. [ 3 ] Ягминский титул Богра-хана позволил В.Бартольду предположить, что караханидские Иль-ханы были из племени Ягма.
Махмуд аль-Кашгари упомянул племена ягма и тухси с кланом чигилов , проживающих по реке Или . [ 4 ] жило племя ягма . В Х веке в Кашгаре [ 5 ] области и далее на северо-запад. Аль Гардези , использовавший источники, составленные в восьмом веке, писал, что Ягма объединяла многочисленные племена между уйгурами и карлуками на большей части восточного Тянь-Шаня , включая город и округ Кашгар. Гардези назвал Ягму «богатым народом с большими табунами лошадей» в стране «месячного путешествия». Ягмы постоянно конфликтовали с карлуками и кимаками и находились в зависимости от западнотюркских каганов до их кончины.
Этимология
[ редактировать ]По мнению Юрия Зуева , смысловое значение слова ягма в древнетюркском языке — «нападение, натиск». [ 6 ] Однако, по мнению Питера Голдена , это слово, возможно, произошло от тюркского глагольного корня yağ- «лить, дождь». [ 3 ] но отметим, что форма с -ma необычна. Он также отметил персидское слово yaġmâ, означающее «добыча, грабеж, добыча, трофеи», и что неясно, имеет ли оно какое-либо отношение к Ягме. [ 7 ]
Исторические отчеты
[ редактировать ]Следующее описание страны Ягма и ее городов дано в тексте десятого века « Худуд аль-Алам» :
Восток страны Токуз-Огуз; к югу от него протекает река Хуланд-гун, впадающая в реку Куча , к западу от нее — граница Карлука. В этой стране мало сельского хозяйства, (однако) она производит много мехов и водится много дичи.
Их богатство — лошади и овцы. Люди выносливы, сильны, воинственны и имеют много оружия. Их царь — из рода царей Токуз-Огузов. У этих ягм множество племен; некоторые говорят, что среди них насчитывается 1700 известных племен. И простые люди, и знать среди них почитают своего короля... и в их регионе есть несколько деревень.
1. Кашгар принадлежит Китаю, но расположен на границе между Ягмой, Тибетом, Киргизами и Китаем. Вожди Кашгара в древние времена были выходцами из карлуков или ягм...
- Худуд аль-Алам [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Золотой, Питер. Б. (1990), «Караханиды и ранний ислам», Синор, Денис (ред.), Кембриджская история ранней Внутренней Азии , Cambridge University Press, стр. 355–357, ISBN. 0-521-2-4304-1
- ^ Перейти обратно: а б Скотт Кэмерон Леви; Рон Села, ред. (2010). «Худуд аль-Алам: границы мусульманского мира в десятом веке» . Исламская Центральная Азия: Антология исторических источников . Издательство Университета Индианы. п. 30. ISBN 978-0-253-35385-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Питер Б. Голден (1992). Введение в историю тюркских народов: этногенез и государственное формирование в средневековой и ранней современной Евразии и на Ближнем Востоке . О. Харрасовиц. п. 201. ИСБН 978-3447032742 .
- ^ 1, 85
- ^ Хендрик Бешотен; Хайди Штайн (2007). Единство и разнообразие в тюркском мире: Материалы 5-й немецкой тюркологической конференции, Университет Майнца, 4-7. Октябрь 2002 года . Отто Харрасовиц Верлаг. стр. 9–. ISBN 978-3-447-05476-8 .
- ^ Ю. Зуев, «Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии», Алматы, Дайк-Пресс, 2002, с. 227, ISBN 9985-4-4152-9
- ^ Фрэнсис Стейнгасс (1992). Полный персидско-английский словарь . Азиатские образовательные услуги. п. 1582. ISBN 9788120606708 .