Ливанские мусульмане-сунниты
Языки | |
---|---|
Языковой: ливанский арабский | |
Религия | |
Ислам ( суннитский ислам ) |
Часть серии статей о |
Ливанский народ |
---|
Портал Ливана |
Ливанские мусульмане-сунниты ( араб . المسلمون السنة اللبنانيين ) относятся к ливанцам, которые являются приверженцами суннитской ветви ислама в Ливане , которая является одной из крупнейших деноминаций в Ливане, связанной с шиитами . Суннитский ислам в Ливане имеет более чем тысячелетнюю историю. Согласно исследованию ЦРУ , проведенному в 2018 году, ливанские мусульмане-сунниты составляют примерно 30,6% населения Ливана . [1]
Ливанские мусульмане-сунниты сконцентрированы в столице Ливана – Бейруте (Западный Бейрут/или Бейрут II), а также в Триполи , Сидоне , Западной Бекаа и в сельской местности Аккара , Арсале . Они также имеют заметное присутствие в Захле , Южном Ливане , Маржаюне и Шебаа . [2]
В соответствии с условиями неписаного соглашения, известного как Национальный пакт между различными политическими и религиозными лидерами Ливана, известные суннитские деятели традиционно вместе удерживали власть в ливанском государстве, и они до сих пор являются единственными, кто имеет право на пост премьер-министра . [3]
История
[ редактировать ]Османское правление
[ редактировать ]Исторически сунниты в Ливане жили лучше под властью Османской империи, чем другие религиозные группы Ливана. Хотя османы правили свободно, суннитам в прибрежных городах был предоставлен определенный привилегированный статус. Однако это закончилось французским мандатом. [4]
Французский мандат
[ редактировать ]В 1920 году Франция юридически расширила границы Большого Ливана , включив в него все территории нынешнего Ливана. Это усилило позиции маронитов , население которых превышало численность мусульман-суннитов в новых округах. [5] Это изменило демографию Ливана, поскольку на добавленных территориях преобладали мусульманские районы. В результате ливанские христиане составляют чуть более 50% населения, тогда как численность суннитов увеличилась в восемь раз. Суннитов это возмущало, поскольку раньше они были частью большинства в Османской империи , но теперь стали меньшинством во французском мандате, где доминировали марониты. По переписи населения Ливана 1932 года 175 925 человек, что составляет 22% от общей численности населения в 785 543 человека, были мусульманами-суннитами. [6]
Ливанские мусульмане-сунниты не хотели отделяться от своих братьев-мусульман-суннитов в Сирии , тогда как ливанские христиане хотели, чтобы Ливан, ориентированный на Францию или Европу, обеспечивал экономическую жизнеспособность, отделенную от Сирии. [7] Суннитское сообщество рассматривало Большой Ливан как искусственное образование и неоднократно настаивало на воссоединении с Великой Сирией и остальной арабской родиной . [8]
Гражданская война в Ливане
[ редактировать ]В 1975 году гражданская война в Ливане вспыхнула между маронитскими силами и ливанской армией с одной стороны и суннитскими ополченцами Ливанского национального движения (ЛНД) и Организации освобождения Палестины (ООП) с другой. Панарабизм и левые взгляды привлекли наибольшее количество последователей среди суннитской общины Ливана. [4] После резни в Сабре и Шатиле в 1982 году Мурабитун предпринял серию атак на Армию обороны Израиля . Таифское соглашение в октябре 1989 года положило конец гражданской войне. Он обеспечил равное представительство христиан и мусульман в расширенной палате депутатов, сократил полномочия президента-маронита и расширил полномочия премьер-министра-суннита. При поддержке Саудовской Аравии сунниты достигли власти, непропорциональной их численности и влиянию. [9]
Отношения
[ редактировать ]С Саудовской Аравией
[ редактировать ]Сунниты Ливана имеют тесные связи с Саудовской Аравией , которая поддерживает их финансово. [10] [11] Более того, Триполи, оплот ливанских суннитов, также является родиной ливанского салафитского движения . [12]
С ливанскими алавитами и Сирией
[ редактировать ]Ливанские мусульмане-сунниты изначально выступали против создания ливанского государства, отделенного от Сирии, где большинство населения также составляли мусульмане-сунниты, и хотели, чтобы территория современного Ливана была включена в состав так называемой Великой Сирии . [13]
Мусульмане-сунниты и алавиты враждуют друг с другом на протяжении веков. Алавиты Леванта подвергались угнетению со стороны суннитской Османской империи , но получили власть и влияние, когда французы вербовали алавитов в качестве солдат во время французского мандата в Сирии . [14] [15] [16] После обретения независимости от Франции их единоверцы, семья Асада , пришли к власти в Сирии в 1970 году. [17]
происходили многочисленные столкновения между общинами суннитов и алавитов На протяжении многих лет в Триполи , особенно за последние 14 месяцев с момента начала восстания в Сирии в рамках «арабской весны» , начавшейся в Тунисе . Самая кровопролитная перестрелка произошла в июне прошлого года, когда семь человек были убиты и более 60 ранены после того, как мусульмане-сунниты устроили акцию протеста против сирийского правительства.
В лучшие времена сунниты считали алавитов еретиками; в периоды напряженности, когда в Сирии убивают тысячи суннитов, их считают врагами. А когда популярный суннитский деятель странным образом похищается и арестовывается Службой общей безопасности Ливана – организацией, связанной с ополчением Хезболлы, которое, в свою очередь, связано с сирийским правительством – алавиты становятся мальчиками для битья. [18]
Географическое распространение в Ливане
[ редактировать ]Ливанские мусульмане-сунниты сконцентрированы в городах западного Бейрута , Триполи , Сидона и на севере Ливана в округах Аккар и Минние-Динние, средней и Западной Бекаа, округе Шуф и Лаклуке в Горном Ливане, округе Хасбая и северо-восточной долине Бекаа, главным образом внутри и вокруг него. город Арсал . [19]
Демография
[ редактировать ]Обратите внимание, что следующие проценты являются приблизительными. Однако в стране, где последняя перепись проводилась в 1932 году, трудно получить правильные оценки численности населения.
По данным последней переписи населения Ливана 1932 года, численность суннитов составляла 22% населения (178 100 из 791 700). [21] По данным исследования, проведенного Центральным разведывательным управлением (ЦРУ) в 1985 году, численность суннитов составляет 27% населения (595 000 из 2 228 000). [21] мусульмане-сунниты составляют 27% населения Ливана . По оценкам 2012 года, [20] А совсем недавно, в 2023 году, согласно Всемирной книге фактов ЦРУ, мусульмане-сунниты составляют 31,9% населения Ливана. [22]
Год | Суннитское население | Общая численность населения Ливана | Процент |
---|---|---|---|
1861 | 76,565 | 487,600 | 15.7% |
1921 | 124,786 | 609,069 | 20.5% |
1932 | 175,925 | 785,543 | 22.4% |
1956 | 285,698 | 1,407,858 | 20.3% |
1975 | 663,500 | 2,550,000 | 26% |
1988 | 861,046 | 4,044,784 | 21.3% |
Генетика
[ редактировать ]Генеалогическое ДНК-тестирование показало, что 27,7% ливанских мусульман (недрузов ) принадлежат к гаплогруппе Y-ДНК J1 . Хотя существуют общие предковые корни, эти исследования показывают, что между мусульманами и немусульманами в Ливане обнаружена некоторая разница, из которых только 17,1% имеют этот гаплотип. Поскольку гаплогруппа J1 предположительно возникла на Аравийском полуострове , это, вероятно, означает, что эта линия была введена арабами во время мусульманского завоевания Леванта в VII веке и с тех пор сохраняется среди мусульманского населения. С другой стороны, только 4,7% всех ливанских мусульман относятся к гаплогруппе R1b по сравнению с 9,6% ливанских христиан . Таким образом, современные мусульмане в Ливане, похоже, не имеют значительного генетического влияния крестоносцев , которые, вероятно, привнесли этот общий западноевропейский признак в существующее христианское население Леванта , когда они действовали в регионе с 1096 года примерно до начала 14-го века. век. Гаплогруппа J2 также является важным маркером по всему Ливану (27%). Этот маркер встречается у многих жителей Ливана, независимо от вероисповедания, сигнализирует о доарабских потомках, в том числе и у финикийцев. Эти генетические исследования показывают, что между мусульманами и немусульманами Ливана нет существенных различий. [28]
Известные ливанские мусульмане-сунниты
[ редактировать ]Активисты и журналисты
[ редактировать ]- Анбара Салам Халиди , феминистка, переводчица и писательница, внесшая значительный вклад в эмансипацию арабских женщин.
- Нахла Чахал , писательница, журналист, исследователь и активистка
Художники
[ редактировать ]- Ранда Чахал Сабаг , кинорежиссер, продюсер и сценарист
- Сюзанна Тамим , покойная певица
- Фадл Шейкер , певец
- Валид Туфик , певец
- Ваэль Джассар , певец
Политики, дипломаты и государственные служащие
[ редактировать ]- Мохамад Рассул
- Салим Али Салам , бывший депутат от Бейрута в парламенте Османской империи, бывший президент муниципалитета Бейрута и бывший президент Мусульманского общества доброжелательных намерений (аль-Макассед)
- Саиб Салам , политик, шесть раз занимавший пост премьер-министра с 1952 по 1973 год.
- Мохамад Армуш , почетный консул Белиза в Ливане
- Риад Аль Солх , первый премьер-министр Ливана (1943–1945), после обретения страной независимости.
- Эмир Халед Чехаб , бывший премьер-министр Ливана и спикер парламента Ливана .
- Рафик Харири , убит бывший премьер-министр Ливана.
- Саад Харири , бывший премьер-министр Ливана
- Фуад Синьора , бывший премьер-министр Ливана
- Абдул Хамид Карами , бывший премьер-министр Ливана
- Омар Карами , бывший премьер-министр Ливана
- Рашид Карами , бывший премьер-министр Ливана
- Наджиб Микати , премьер-министр Ливана
- Таммам Салам , политик и бывший премьер-министр Ливана
- Мохамад Чата , убитый ливанский экономист и дипломат
- Ашраф Рифи , бывший генерал-майор и директор ливанских сил внутренней безопасности и нынешний министр юстиции
- Хасан Диаб , бывший премьер-министр Ливана
- Салам Ямут , нынешний президент политической партии Ливанского национального блока
- Наваф Салам , дипломат, юрист и академик. Он исполнял обязанности судьи Международного Суда на срок 2018–2027 годов.
- Виссам аль-Хасан , убитый бригадный генерал Ливанских сил внутренней безопасности (ИСБ)
- Али Аль Хадж , бывший генерал-майор и директор ливанских сил внутренней безопасности
Религиозные деятели
[ редактировать ]- Хасан Халед , покойный бывший лидер мусульманской общины Ливана-суннита
Бизнесмены
[ редактировать ]- Аль-Валид бин Талал , саудовско-ливанский бизнесмен и внук Риада Аль Солха, первого премьер-министра Ливана.
Спортсмен
[ редактировать ]- Хазем Эль-Масри , ливано-австралийский профессиональный игрок лиги регби.
См. также
[ редактировать ]- Религия в Ливане
- Ливанские мусульмане-шииты
- Ливанские друзы
- Ливанские христиане-марониты
- Ливанские христиане-мелькиты
- Ливанские греческие православные христиане
- Ливанские христиане-протестанты
- Конфликт Баб ат-Таббане и Джебель Мохсен
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Ливан: люди и общество»
- ^ Обзор Ливана Всемирный справочник меньшинств. Июнь 2008 г. Проверено 28 декабря 2013 г.
- ^ Отчет о международной религиозной свободе за 2008 год, Государственный департамент США. Проверено 28 декабря 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Макки, Сандра (17 июля 2006 г.). Ливан: разделенный дом . WW Нортон и компания. п. 67. ИСБН 978-0-393-35276-4 .
- ^ Беженцы, Верховный комиссар ООН. «Refworld | Хронология суннитов в Ливане» . Рефмир . Проверено 03 декабря 2023 г.
- ^ Саламей, Имад (15 октября 2013 г.). Правительство и политика Ливана . Рутледж. п. 24. ISBN 978-1-135-01133-8 .
- ^ Варади, Коррин (21 июня 2017 г.). Внешняя политика США и многонациональные силы в Ливане: энергичная самооборона . Спрингер. п. 26. ISBN 978-3-319-53973-7 .
- ^ Бутеншон, Нильс А.; Дэвис, Ури; Хасассиан, Мануэль (01 мая 2000 г.). Гражданство и государство на Ближнем Востоке: подходы и приложения . Издательство Сиракузского университета. п. 159. ИСБН 978-0-8156-2829-3 .
- ^ Япп, Малькольм (17 октября 2014 г.). Ближний Восток после Первой мировой войны: история до 1995 года . Рутледж. п. 464. ИСБН 978-1-317-89054-6 .
- ^ Люси Филдер (23–29 июня 2011 г.). «Испытание огнем правительства Ливана» . Еженедельник Аль-Ахрам (1053 г.) . Проверено 28 декабря 2013 г.
- ^ «Триполи» . Хью Маклауд. Архивировано из оригинала 2 августа 2010 года . Проверено 4 июля 2010 г.
- ^ Гарретт Нада (10 мая 2013 г.). «Шейхи Ливана бросают вызов Асаду и Хезболле» . Центр Вильсона . Архивировано из оригинала 30 декабря 2013 года . Проверено 28 декабря 2013 г.
- ^ Великая Сирия Дэниела Пайпса
- ^ Мордехай Нисан. Меньшинства на Ближнем Востоке: история борьбы и самовыражения . МакФарланд, 2002. ISBN 0-7864-1375-1 , ISBN 978-0-7864-1375-1
- ↑ Рева Бхалла (5 мая 2011 г.). Осмысление сирийского кризиса Stratfor. Проверено 28 декабря 2013 г.
- ^ Сил, Патрик. Асад Сирии: Борьба за Ближний Восток / Патрик Сил с помощью Морин МакКонвилл. Сил, Патрик. Беркли: Издательство Калифорнийского университета, 1989, c1988.
- ^ Роберт Каплан (февраль 1993 г.). «Сирия: кризис идентичности» . Атлантика .
Но переворот 1970 года, который привел к власти офицера ВВС-алави Хафеза Асада, окончательно положил конец нестабильности, царившей в Сирии с момента обретения независимости.
- ↑ Патрик Мартин (14 мая 2012 г.). Война в Сирии разжигает межрелигиозную рознь в Ливане The Global and Mail . Проверено 28 декабря 2013 г.
- ^ Обзор суннитов Ливана. Архивировано 16 января 2015 г. в Wayback Machine Всемирном справочнике меньшинств . Июнь 2008 г. Проверено 28 декабря 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Отчет о международной религиозной свободе за 2012 год – Ливан» . Государственный департамент США . 20 мая 2013 года . Проверено 17 января 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Современное распределение основных религиозных групп Ливана» . Центральное разведывательное управление . Проверено 15 декабря 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Ливан: Люди и общество» . Апрель 2023 г. Архивировано из оригинала 26 апреля 2023 г.
- ^ Яхья, Хусам (2015). Здравоохранение и социальная защита в Ливане (1860-1963) (PDF) (Диссертация). Ницца Университет Софии Антиполис.
- ^ Гарбие, Хусейн М. (1996). Политическое сознание шиитов в Ливане: роль Сайида Абд аль-Хусейна Шараф ад-Дина и Сайида Мусы ас-Садра (PDF) (докторская степень). Дарем: Центр ближневосточных и исламских исследований Даремского университета.
- ^ Фарентхольд, Стейси (2019). Между османами и Антантой: Первая мировая война в сирийской и ливанской диаспоре, 1908-1925 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780190872151 .
- ^ Фавваз Трабулси, Социальные классы и политическая власть в Ливане (Бейрут: Heinrich Böll Stiftung , 2014)
- ^ Абдель-Нур, Антуан (1982). Введение в городскую историю Османской Сирии (16-18 века) . Ливанский университет.
- ^ Заллуа, Пьер А., Y-хромосомное разнообразие в Ливане структурировано недавними историческими событиями , Американский журнал генетики человека 82 , 873–882, апрель 2008 г.