История евреев в Ливане
Ливанские евреи יהודים לבנוניםЛиванские евреи | |
---|---|
Общая численность населения | |
Ливан : 29 (2020 г.); с 27 по 20 (2022 г.) Диаспора: несколько тысяч [а] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Бейрут , Сидон , Триполи и Алей | |
Языки | |
Иврит , ливанский арабский , французский | |
Религия | |
иудаизм | |
Родственные этнические группы | |
Евреи-мизрахи , евреи-сефарды |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
История евреев в Ливане охватывает присутствие евреев на территории современного Ливана, начиная с библейских времен . Хотя евреи присутствовали в Ливане с древних времен, [1] их число сократилось в эпоху мусульманства. [2] В средние века еврейский народ часто подвергался преследованиям. [3] но сохранили свою религиозную и культурную самобытность. [4]
В начале 20-го века, в течение короткого периода времени в соответствии с французским мандатом в Ливане и Конституцией Ливана 1926 года , еврейская община находилась под конституционной защитой. Однако после 1948 года безопасность евреев оставалась хрупкой, и главная синагога Бейрута подверглась бомбардировке . в начале 1950-х годов [5] После арабо-израильской войны 1967 года произошла массовая эмиграция около 6000 ливанских евреев из Ливана в Израиль и западные страны. [6] [7] [8] [9]
, Гражданская война в Ливане начавшаяся в 1975 году, принесла огромные страдания оставшейся ливанской еврейской общине, около 200 человек были убиты в последовавших за этим антиеврейских погромах , что привело к массовому исходу более 1800 оставшихся ливанских евреев. [10] [11] [12] К 2005 году еврейский квартал Бейрута Вади Абу Джамиль был практически заброшен, и в Бейруте осталось всего около 40 евреев. [13]
История
Османский период
В период Османской империи в Дейр-эль-Камаре находилась еврейская община. Впервые это было задокументировано во время визита раввина Йозефа Соффера примерно в 1759 году. Община упоминается в литературе Респонса того же периода, что указывает на то, что у нее были такие общественные учреждения, как бейт-дин и синагога . Раввин Йозеф Шварц предоставляет дополнительный контекст, оценивая общину в 80 домовладельцев, которые в основном занимаются торговлей, а также арендуют земли для производства железа и владеют виноградниками и оливковыми плантациями. [14]
После трудностей конца XIX века еврейская община Дейр-эль-Камара рассеялась, продав свою собственность. Во время землетрясения в Цфате 1837 года евреи Дейр-эль-Камара оказали помощь евреям Цфата . В 1847 году они столкнулись с инцидентом, связанным с кровавым наветом . Упадок общины произошел во время гражданского конфликта 1860 года в Горном Ливане , что привело к их перемещению и возможной продаже синагоги в 1893 году. [14]
Начало 20 века
В 1911 году евреи из Италии, Греции, Сирии , Ирака , Турции , Египта и Ирана переехали в Бейрут, расширив тамошнюю общину более чем на 5000 дополнительных членов. Статьи 9 и 10 Конституции Ливана 1926 года гарантировали свободу религии и предоставляли каждой религиозной общине, включая еврейскую общину, право решать свои собственные гражданские вопросы, включая образование, и, таким образом, еврейская община была защищена конституцией, и этот факт не распространялось на другие еврейские общины региона. [15] Еврейская община процветала под французским мандатом и в Большом Ливане , оказывая значительное влияние на всей территории Ливана и за его пределами. Они объединились с Пьера Жмайеля ( Фалангистской партией правая маронитская , группа созданная по образцу аналогичных движений в Италии и Германии, а также фалангистского движения Франко в Испании) и сыграли важную роль в становлении Ливана как независимого государства. [ нужна ссылка ]
В период Великого Ливана были основаны две еврейские газеты: арабоязычная «Аль-Алам аль-Исраили» («Израильский мир») и французская « Le Commerce du Levant» , экономическое периодическое издание, которое продолжало выходить до июня 2021 года. [ нужна ссылка ]
Еврейская община Бейрута развивалась в три этапа. [16] До 1908 года еврейское население Бейрута росло за счет миграции из внутренних районов Сирии и из других османских городов, таких как Измир , Салоники , Стамбул и Багдад . Коммерческий рост в процветающем портовом городе, консульская защита, а также относительная безопасность и стабильность в Бейруте – все это объясняло еврейскую миграцию. Таким образом, с нескольких сотен в начале XIX века еврейская община выросла до 2500 к концу века, а к Первой мировой войне — до 3500 . Хотя число евреев значительно выросло, община оставалась в значительной степени неорганизованной. В этот период сообществу не хватало некоторых фундаментальных институтов, таких как уставы общин, выборный совет, механизмы социального обеспечения и налогообложения. В этот период самым организованным и известным еврейским учреждением в городе была, вероятно, частная школа-интернат «Тиферет Исраэль» («Слава Израиля»), основанная Заки Коэном в 1874 году. Школа привлекала еврейских студентов из зажиточных семей, таких как Шлуш ( Яффо). ), Мойал (Яффо) и Сассун (Багдад). Ее основатель, под влиянием османских реформ и местных культурных тенденций, стремился создать современную, но еврейскую школу. Он предлагал как светские, так и строго еврейские предметы, а также семь языков. Он также предлагал коммерческие темы. Школа была закрыта в начале 20 века из-за финансовых трудностей. [ нужна ссылка ]
Младотурецкая революция (1908 г.) положила начало организационному процессу. В течение шести лет бейрутская община создала генеральную ассамблею, избранный совет из двенадцати членов, разработала устав общины, назначила главного раввина и назначила комитеты по управлению налогообложением и образованием. Этот процесс включал в себя напряженность и даже конфликты внутри сообщества, но в конечном итоге совет сообщества установил свое правило и авторитет в сообществе. Главный раввин получал зарплату от общины и де-факто находился в подчинении совета. [ нужна ссылка ]
С созданием Большого Ливана (1920 г.) еврейская община Бейрута стала частью нового политического образования. Французские мандатные правители переняли местные политические традиции разделения власти и признали автономию различных религиозных общин. Таким образом, еврейская община была одной из шестнадцати общин Ливана и пользовалась значительной степенью автономии, более или менее аналогичной османской системе проса . На третьем этапе своего развития община основала два крупных учреждения: синагогу Маген Авраам (1926 г.) и обновленную общественную школу Талмуд-Тора Селима Тарраба (1927 г.). Община также поддерживала социальные службы, такие как общества Бикур-Холим , Озер-Далим и Маттан-Басстер. Финансирование всех этих учреждений осуществлялось за счет пожертвований способных членов общины, которые вносили свой вклад в еврейские праздники и торжества, посредством подписки видных членов, мероприятий по сбору средств и лотерей, организованных общиной. Фактически община была финансово независимой и не полагалась на европейскую еврейскую филантропию. [ нужна ссылка ]
Развитие еврейского ишува в Палестине повлияло на еврейское руководство, которое обычно проявляло симпатии и активную поддержку сионизма. Еврейское руководство в Бейруте в это время идеологически присоединилось к базирующейся в Америке организации Бнай Брит через ее местного доверенного лица (Ложу Арзей ха-Леванон), укомплектованную лидерами местной общины. Ложа Бнай Брит в Бейруте привлекала социальную и экономическую элиту. Оно приступило к прогрессу и возрождению сообщества посредством социальной активности, еврейской солидарности и филантропических ценностей. В отличие от Альянса , который в основном стремился расширить возможности еврейского человека посредством современного образования, Бнай Брит стремился расширить возможности как отдельного человека, так и сообщества в целом. В Бейруте, в отличие от других еврейских общин, большинство членов совета общины были также членами Бнай Брит, следовательно, между советом и ложей существовало дублирование. Конечно, школа «Альянс» пользовалась популярностью в обществе, поскольку она ориентирована на французский язык и готовит студентов к высшему образованию. Поскольку в Бейруте не было еврейской средней школы, многие еврейские студенты посещали иностранные (христианские) школы, как светские, так и религиозные. Еврейская община была одной из самых маленьких общин в стране и, следовательно, не имела права на гарантированное представительство в парламенте. Будучи исключенным из политической жизни Ливана, еврейское руководство стремилось улучшить общественный авторитет общины путем консолидации и улучшения общины в целом. В целом период французского мандата характеризовался ростом, развитием и стабильностью. [ нужна ссылка ]
В 20 веке еврейская община Ливана проявляла мало участия и интереса к политике. В целом они были традиционными, а не религиозными и не участвовали в распрях между более крупными религиозными группами в стране. Вообще говоря, они были склонны поддерживать ливанский национализм и чувствовали близость к Франции. Французские власти в то время не одобряли проявления сионизма (в котором они видели инструмент своего британского соперника), и сообщество по большей части относилось к нему безразлично. Некоторые лидеры общины, такие как Джозеф Фархи, горячо поддерживали сионистское дело, и была определенная поддержка концепции еврейского государства в Палестине. Евреи в Ливане имели хорошие контакты с евреями в Палестине, и между Бейрутом и Иерусалимом осуществлялись регулярные визиты. В отчетах Alliance Israélite Universelle , который открыл школы, которые посещало большинство еврейских детей в стране, говорилось об активном сионизме, в то время как Еврейское агентство сетовало на отсутствие национальных чувств. Всемирная сионистская организация также была разочарована отсутствием более активной поддержки, и сообщество не отправило делегацию на Всемирный сионистский конгресс . [ нужна ссылка ]
Молодой ливанский еврей по имени Джозеф Азар, который взял на себя задачу продвигать сионистское дело вместе с другими людьми в октябре 1930 года, сказал в отчете для Еврейского агентства, что: «Перед волнениями августа 1929 года евреи... Ливана проявили они очень сочувствовали сионистскому делу и активно работали на благо Палестины. Они создали ассоциации, которые собирали деньги для (так в оригинале) Керен Кайемет и (так в оригинале) Керен Хейесод ». Он сказал, что после 1929 года евреи «начали бояться (sic) всего, что имеет какое-либо отношение к сионизму, и перестали проводить собрания и собирать деньги». Он также сказал, что Еврейский общинный совет в Бейруте «старался предотвратить все, что имело еврейский национальный аспект, поскольку опасался, что это может задеть чувства мусульман». Другие источники предполагали, что такая благотворительная деятельность была мотивирована не столько сионизмом, сколько интересом помочь нуждающимся евреям. [ нужна ссылка ]
Организация «Маккаби» была официально признана властями Ливана и была активным центром еврейской культуры в Бейруте и Сайде . «Маккаби» преподавал иврит и еврейскую историю и был центром небольшого сионистского движения в стране. также присутствовал просионистский элемент . В маронитской общине Ливана [ нужна ссылка ]
После беспорядков 1929 года в Иерусалиме Великий муфтий Иерусалима был изгнан из Палестины и решил поселиться в Ливане, где продолжал мобилизовать сопротивление против притязаний сионистов на Палестину. Во время беспорядков некоторые мусульманские националисты и редакторы крупной греко-православной газеты (оба видели судьбу формирующегося ливанского государства в более широком арабском контексте) пытались спровоцировать беспорядки в Ливане, где до этого момента большинство этносов - Религиозные группы были в стороне от предстоящего конфликта в Палестине. Похоже, это также повлияло на загадочный ответ, данный министром внутренних дел Хабибом Абу Чахлой Джозефу Фархи, когда он от имени еврейской общины обратился с просьбой предоставить им место в недавно расширенном ливанском парламенте. [ нужна ссылка ]
За пределами Бейрута отношение к евреям обычно было более враждебным. В ноябре 1945 года четырнадцать евреев были убиты в ходе антиеврейских беспорядков в Триполи . Дальнейшие антиеврейские события произошли в 1948 году после арабо-израильской войны 1948 года . Продолжающаяся нестабильность в сочетании с большими возможностями, которые предлагал Бейрут, побудили большинство оставшихся евреев Триполи переехать в Бейрут. [17]
Часть серии о |
Исход евреев из мусульманского мира |
---|
Фон |
Антисемитизм в арабском мире |
Исход по странам |
Воспоминание |
Связанные темы |
1947 г. и далее
Еврейская община традиционно располагалась в Вади-Абу-Джамиле и Рас-Бейруте , а другие общины — в Шуфе , Дейр-эль-Камаре , Алей , Бхамдуне и Хасбайе . [18]
Ливан был единственной арабской страной, еврейское население которой увеличилось после провозглашения Государства Израиль в 1948 году и достигло примерно 10 000 человек. [19] Однако после ливанского кризиса 1958 года многие ливанские евреи покинули страну, особенно в Израиль , Францию , США , Канаду и Латинскую Америку (в основном в Бразилию ).
Главная синагога Бейрута подверглась бомбардировке в начале 1950-х годов, а Палата депутатов Ливана стала свидетелем жарких дебатов о статусе офицеров ливанской еврейской армии. Обсуждения завершились единогласной резолюцией об исключении их из ливанской армии . [5] Два офицера еврейской армии были уволены, но несколько евреев продолжали работать на правительство. Еврейское население Бейрута, которое в 1948 году составляло 9000 человек, к 1969 году сократилось до 2500 человек. [20]
1975-76 антиеврейские погромы в Ливане.
, Гражданская война в Ливане начавшаяся в 1975 году, была гораздо хуже для ливанской еврейской общины: около 200 человек погибли в результате погромов . Большинство из 1800 оставшихся ливанских евреев мигрировали в 1976 году, опасаясь, что растущее сирийское присутствие в Ливане ограничит их свободу эмиграции. [21] Начиная с 1975 и 1976 годов евреи начали покидать свой первоначальный район Вади Абу Джамиль и переселяться в христианские районы. В 1970-х и 1980-х годах евреи в основном жили в относительной гармонии в своей среде, хотя последний раввин, оставшийся в Ливане, покинул страну в 1977 году. [22]
В 1982 году, во время израильского вторжения в Ливан , 11 лидеров еврейской общины были схвачены и убиты исламскими экстремистами. В те дни пострадали и общественные здания. Во время наступления израильской армии на Бейрут Ясир Арафат поручил палестинским боевикам охранять синагогу Маген Авраам , важный символ общины, расположенную недалеко от парламента. Синагога подверглась бомбардировке израильских ВВС , возможно, исходя из предположения, что палестинцы использовали ее в качестве склада оружия. [23] Во время израильского вторжения некоторые ливанские евреи, эмигрировавшие в Израиль, вернулись в качестве вторгшихся войск. [24]
Евреи стали жертвами в последние годы гражданской войны в Ливане. Исаак Сассон, лидер ливанской еврейской общины, был похищен под дулом пистолета 31 марта 1985 года по пути из международного аэропорта Бейрута после поездки в Абу-Даби. Ранее похитители также схватили Эли Халлака, 60-летнего врача; Хаим Коэн, 39-летний еврей; Исаак Тарраб; Йехеда Бенешти; Салим Джаммус; и Эли Срор. Коэн, Тарраб и Срур были убиты своими похитителями, мусульманской шиитской группировкой под названием « Организация угнетенных на Земле» , которая, как полагают, была частью «Хезболлы» или имела связи с ней. Судьбы остальных остаются неизвестными, но предполагается, что они тоже были убиты. [ нужна ссылка ]
Война 1982 года с Израилем еще больше сократила количество евреев в стране. [25] [11] [26] Большая часть эмиграции была в страны с уже существующими общинами ливанской или ливанской еврейской диаспоры, такие как Бразилия , Франция , Швейцария , Канада и США . [27]
21 век
Почти все ливанские евреи покинули страну к 2005 году, а еврейский квартал Бейрута Вади Абу Джамиль был практически заброшен после убийства премьер-министра Рафика Харири , и в Бейруте осталось всего около 40 евреев, в основном пожилых людей. [13] В 2006 году в Ливане осталось всего около 40 евреев. [28]
В 2010 году начались работы по восстановлению старой синагоги в Бейруте — синагоги Маген Авраам , поскольку несколькими годами ранее синагога пришла в упадок. [29] Солидер согласилась предоставить средства на реконструкцию, поскольку политические чиновники полагали, что это будет изображать Ливан как открытое общество, терпимое к иудаизму. [30] Ни один из евреев, участвовавших в проекте, не согласился назвать свое имя. Международные средства массовой информации и даже некоторые члены еврейской общины (в Ливане и за его пределами) задавались вопросом, кто будет молиться в синагоге. [31] Самопровозглашенный глава Совета еврейской общины Исаак Арази, покинувший Ливан в 1983 году, [32] [33] в конце концов выступил вперед, но отказался показывать свое лицо на камеру в телевизионном интервью, опасаясь, что его бизнес пострадает, если клиенты узнают, что имеют дело с евреем. [34] Арази умер в 2023 году. [35]
или его окрестностях Евреи в Ливане живут в основном в Бейруте . Сообщество описывается как пожилое и встревоженное. [28] В синагогах Бейрута службы не проводятся. В 2015 году общая численность еврейского населения Сирии и Ливана вместе взятых составляла 100 человек. [36] В 2020 году в Ливане проживало всего около 29 евреев. [37] [38] [39] В 2022 году в избирательных списках было зарегистрировано 4500 евреев, но большинство из них умерло или покинуло страну. Только 27 человек были зарегистрированы как «израильтяне» - так в официальных реестрах обозначаются евреи. [22]
Из-за страха и усталости к 2022 году большинство признаков еврейской жизни в Ливане вышло из употребления: синагоги опустели, Маген Давидс был убран, еврейские кладбища заброшены. Евреи в основном скрывают свою идентичность. В Саиде, где евреи проживали с первого века до нашей эры, нет никаких признаков еврейского присутствия. [22]
В стране до сих пор есть несколько зданий, которые изначально были синагогами, например, одно расположено в Триполи, а другое — в южном городе Сидон . [40]
Известные ливанские евреи
- Джек Бенароя – филантроп и общественный деятель
- Джон Грабоу - игрок Высшей лиги бейсбола
- Адриана Бехар – олимпийский призер по пляжному волейболу
- Джозеф Сафра - бразильский банкир
- Гай Беар – французский певец и автор песен
- Эммануэль Беар – французская актриса
- Сассон Даян - бразильский банкир
- Мюриэль Телио – американская актриса
- Эдмундо Сафди – бразильский банкир
- Моше Сафди – канадский архитектор
- Братья Сафди - кинорежиссеры
- Дон Чарни – основатель American Apparel
- Майкл Нетцер - автор комиксов
- Эзра Нахмад - коллекционер произведений искусства
- Ариэль Хелвани - журналист ММА
- Нил Седака - певец
- Эдгар де Пиччиотто – банкир в Женеве
- Гад Саад - эволюционный психолог
- Джастин Гурвиц – музыкальный композитор, обладатель Оскара
- Нильс Шнайдер - актер
- Майкл Бенаройя - кинопродюсер
- Кэролайн Аарон – американская актриса
- Ифра Ниман – британский скрипач
- Юваль Ной Харари – историк и философ
- Карин Нахон - ученый
- Лолита Шамма – французская актриса
- Боб Диши - американский актер
- Эстер Мойал - писатель
- Гэд Лернер – журналист и телеведущий
- Хосе Мария Бенегас - политик
- Джоанна Хаусманн - комик
- Ана Мария Шуа – аргентинский писатель
- Мишаэль Чешин – судья Верховного суда Израиля
президенты еврейских общин
В число президентов еврейской общины входят: [41]
- Эзра Анзарут до 1910 г.
- Джозеф. Д. Фархи 1910–1924 гг.
- Джозеф Дичи-бей 1925–1927 гг.
- Джозеф Д. Фархи 1928–1930 гг.
- Селим Харари 1931–1934 гг.
- Джозеф Д. Фархи 1935–1938 гг.
- Деаб Саадия и Джозеф Дичи, 1939–1950 гг.
- Джозеф Аттия 1950–1976 гг.
- Исаак Сассон 1977–1985 гг.
- Рауль Мизрахи 1985 г.
- Джозеф Мизрахи 1986–2003 гг. [42]
- Исаак Арази 2005–2023 гг. [43]
вице-президенты еврейской общины
- Джозеф Балайла 1926–1931 (также был казначеем общины)
- Яаков (Джекс) Балайла 1931–1934 (Джекс и Джозеф Балайла были братьями)
- Эзра Коэн 1962–1975 гг.
- Семо Бешар, 2005 – настоящее время
Главные раввины
Между 1799 и 1978 годами ряд главных раввинов возглавляли ливанскую еврейскую общину. [44]
- Раввин Моис Йедид-Леви 1799–1829 гг.
- Раввин Ральф Альфандари
- Раввин Юсеф Манн
- Раввин Агарун Йедид-Леви
- Раввин Заки Коэн 1875 г.
- Раввин Менаше Эзра Саттон
- Раввин Джейкоб Букай
- Раввин Хаим Дана
- Раввин Моисей Йедид-Леви
- Раввин Нассим Афанди Данон 1908–1909 гг.
- Раввин Джейкоб Тарраб 1910–1921 гг.
- Раввин Саломон Таггер 1921–1923 гг.
- Раввин Шабтай Бахбут , 1924–1950 гг.
- Раввин Бенцион Лихтман 1932–1959 гг.
- Раввин Джейкоб Аттия 1949–1966 гг.
- Раввин Шауль Крайм 1960–1978 гг.
См. также
- Вади Абу Джамиль (еврейский квартал Бейрута)
- Синагога Дейр-эль-Камар ( Шуф , Ливан)
- Синагога Маген Авраам (Бейрут, Ливан)
- Синагога Бхамдун ( Алей , Ливан)
- Сидонская синагога (Сидон, Ливан)
- Кладбище Бет Эламен
- Заки Коэн , главный раввин Бейрута
- Еврейская миграция из Ливана после 1948 г.
- Исход евреев из арабских земель
- Конгрегация Маген Авраам (Монреаль) (Монреаль, Канада)
- Израильско-ливанские отношения
- Религия в Ливане
Примечания
Ссылки
- ^ Парфитт, Тюдор (2000). Израиль и Измаил: исследования мусульманско-еврейских отношений . п. 87.
- ^ Кирстен Шульце. "Ливан." Энциклопедия евреев в исламском мире . Исполнительный редактор Норман А. Стиллман . Брилл Онлайн, 2013.
- ^ Парфитт, Тюдор (2000). Израиль и Измаил: исследования мусульманско-еврейских отношений . п. 90.
- ^ Парфитт, Тюдор (2000). Израиль и Измаил: исследования мусульманско-еврейских отношений . п. 91.
- ^ Jump up to: а б Коллело, Томас (декабрь 1987 г.). «Евреи» . Ливан: страновое исследование (PDF) . Страноведение Библиотеки Конгресса. стр. 70–71 . Проверено 1 марта 2015 г.
- ^ Лин Джулиус (4 ноября 2016 г.). «Переписывание еврейской истории в Ливане» . Иерусалим Пост.
- ^ «Евреи Ливана — пленники ненависти, порожденной гражданской войной» . Курьер-Почта . 17 сентября 1985 года.
- ^ «Евреи Ливана взяты в заложники шиитскими похитителями» . Трибуна . 17 сентября 1985 года.
- ^ «Ливанские евреи селятся вместе с сирийскими и египетскими евреями» . Висконсинская еврейская хроника . 8 сентября 1972 года.
- ^ «Обращение с евреями в арабских или исламских странах» . Library-tercer-milenio.com (на испанском языке) . Архивировано из оригинала 8 декабря 2007 года.
- ^ Jump up to: а б «Ливанские евреи в Нью-Йорке: тоска по дому» . Аль-Ахбар английский . 16 апреля 2012. Архивировано из оригинала 28 сентября 2013 года . Проверено 18 марта 2013 г.
- ^ «Трудно иметь миньян» . Висконсинская еврейская хроника . 17 сентября 1982 года.
- ^ Jump up to: а б «Евреи Ливана: лояльность кому? Документальный фильм BBC отслеживает исчезнувшую общину» . 26 сентября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Бен-Цви, Ицхак (1967). Шеар Ишув: Статьи и главы хроник еврейской общины Израиля и изучения родины [ Шеар Ишув ] (на иврите, Тель-Авив, 1777 г.). стр. 447–452.
- ^ Шульце, Кирстен. Евреи Ливана: между сосуществованием и конфликтом , стр. 33
- ^ Томер Леви, «Формирование левантийской общины: евреи Бейрута, 1860-1939», доктор философии. дисс. (Университет Брандейса, 2010), стр. 78–133.
- ^ Кирстен Шульце. "Ливан." Энциклопедия евреев в исламском мире . Исполнительный редактор Норман А. Стиллман . Брилл Онлайн, 2013.
- ^ «Евреи Ливана» . Архивировано из оригинала 8 августа 2007 года.
- ^ Ави Бекер; Всемирный еврейский конгресс. Институт (1996). Еврейские общины мира . Институт Всемирного еврейского конгресса. п. 200. ИСБН 978-965-90052-0-8 .
- ^ «Еврейская община Бейрута» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот.
- ^ «Обращение с евреями в арабских или исламских странах» . Library-tercer-milenio.com (на испанском языке) . Архивировано из оригинала 8 декабря 2007 года.
- ^ Jump up to: а б с Хури, Стефани (16 июня 2022 г.). «Последние евреи Ливана, жизнь окутана тайной» . L'Orient сегодня . Проверено 3 июня 2024 г.
- ^ «Евреи Ливана» . Архивировано из оригинала 20 июля 2007 г.
- ^ «Евреи Ливана: лояльность кому? Документальный фильм BBC отслеживает исчезнувшую общину» . 26 сентября 2010 г.
- ^ Уильям Харрис (11 июля 2012 г.). Ливан: История, 600–2011 гг . п. 50. ISBN 9780199986583 .
- ^ «Трудно иметь миньян» . Висконсинская еврейская хроника . 17 сентября 1982 года.
- ^ «Ливанские евреи селятся вместе с сирийскими и египетскими евреями» . Висконсинская еврейская хроника . 8 сентября 1972 года.
- ^ Jump up to: а б Сефи Хендлер (19 августа 2006 г.). «Последние евреи Бейрута» . Инетньюс . Проверено 1 марта 2015 г.
- ^ Наталья Антелава (2 февраля 2010 г.). «Кто будет молиться в восстановленной синагоге Ливана?» . Новости Би-би-си . Проверено 1 марта 2015 г.
- ^ «Бейрутская синагога вернулась к славе, несмотря на напряженность в отношениях с Израилем» . Гаарец . 17 августа 2010 г. Проверено 1 марта 2015 г.
- ^ Наталья Антелава (31 января 2010 г.). «Новая синагога открывает религиозные дебаты в Ливане» . Новости Би-би-си . Проверено 1 марта 2015 г.
- ^ «Скрытая еврейская община Бейрута» . Немецкая волна . 15 ноября 2011 г.
- ^ Ливанские евреи привлекают диаспору для восстановления обстрелянной синагоги в Бейруте.
- ^ Хабиб Батта (15 декабря 2010 г.). «Возвращение в Долину евреев» . Аль Джазира . Проверено 1 марта 2010 г.
- ^ «Умер лидер крошечной еврейской общины Ливана» . Таймс Израиля . 27 декабря 2023 г.
- ^ Делла Пергола, Серджио (2015). Дашефский, Арнольд; Шескин, Ира М. (ред.). «Еврейское население мира, 2015 г.» (PDF) . Американский еврейский ежегодник . Спрингер: 75 – через еврейский банк данных Бермана.
- ^ «Евреи Ливана» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 1 июля 2021 г.
- ^ «Синагога в Бейруте отремонтирована после взрыва в порту, но вряд ли евреи там будут молиться» . Времена Израиля .
- ^ Зейдан, Наги Г. (28 января 2021 г.). Евреи Ливана: от Авраама до наших дней, история исчезнувшей общины . НАЖМИТЕ. ISBN 978-2360931019 .
- ^ «Умер лидер крошечной еврейской общины Ливана» . Таймс Израиля . 27 декабря 2023 г.
- ^ «Совет ливанской еврейской общины» . thejewsoflebanonproject.org .
- ^ «18-я секта» . mmedia.me . 7 марта 2008 г. Архивировано из оригинала 22 сентября 2013 г. Проверено 26 августа 2013 г.
- ^ «Лидер крошечной еврейской общины Ливана умирает в возрасте 80 лет» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . 28 декабря 2023 г. Проверено 28 декабря 2023 г.
- ^ История еврейской общины, Евреи Ливана
Внешние ссылки
- Официальный сайт Совета еврейской общины Ливана.
- Еврейская ливанская община в Канаде
- Ливанские евреи привлекают диаспору для восстановления обстрелянной синагоги в Бейруте. Масуд А. Дерхалли из Bloomberg News – сентябрь. 18, 2008 г.
- Восстановление синагоги в Бейруте начинается с помощью диаспоры Масуд А. Дерхалли из Bloomberg News, август. 5, 2009 г.
- Оплакивайте потерянное племя Ливана , The Daily Star (Ливан) .
- Time Blog:Евреи Ливана
- Рецензия на книгу Кирстен Шульце «Евреи Ливана».
- Библиография ливанского еврейства (на иврите и английском языке)
- Ливан – Страновые исследования Еврейской библиотеки Конгресса
- Еврейская община Бейрута сталкивается с медленным упадком AFP, 20 июля 2008 г.