Jump to content

Операция Эзра и Неемия

С 1951 по 1952 год в рамках операции «Эзра и Неемия» было переброшено по воздуху от 120 000 до 130 000 иракских евреев . в Израиль [1] через Иран и Кипр . Массовая эмиграция иракских евреев была одним из наиболее важных событий исхода евреев из мусульманского мира .

Операция названа в честь Ездры и Неемии , которые возглавили группы евреев из изгнания в Вавилонии , чтобы вернуться в Иудею в V веке до нашей эры, как записано в книгах еврейской Библии, носящих их имена.

Большая часть стоимости операции в 4 миллиона долларов была профинансирована Американским еврейским объединенным распределительным комитетом . [2]

1940-е годы

[ редактировать ]

Изменение иракской еврейской идентичности произошло после жестокого обращения Фархуда против евреев Багдада 1–2 июня 1941 года, последовавшего за крахом пронацистского режима квадрата Золотого Рашида Али аль-Кайлани , в ходе которого было убито по меньшей мере 180 евреев. в течение двух дней погромов в поселке. По некоторым данным, Фархуд стал поворотным моментом для иракских евреев. [3] [4] [5] Другие историки, однако, видят поворотный момент для иракской еврейской общины гораздо позже, между 1948 и 1951 годами, поскольку еврейские общины процветали вместе с остальной частью страны на протяжении большей части 1940-х годов. [6] [7] [8] и многие евреи, покинувшие Ирак после Фархуда, вскоре после этого вернулись в страну, и постоянная эмиграция существенно не ускорилась до 1950–51 годов. [6] [9] В любом случае, Фархуд широко понимается как начало процесса политизации иракских евреев в 1940-х годах, прежде всего среди молодого населения, особенно в результате воздействия, которое оно оказало на надежды на долгосрочную интеграцию в иракское общество. Сразу после Фархуда многие присоединились к Коммунистической партии Ирака , чтобы защитить евреев Багдада, однако они не хотели покидать страну, а скорее стремились бороться за улучшение условий в самом Ираке. [10] В то же время иракское правительство, пришедшее к власти после Фархуда, успокоило иракскую еврейскую общину, и нормальная жизнь вскоре вернулась в Багдад, экономическое положение которого во время Второй мировой войны заметно улучшилось. [11] [12]

В первой половине 1940-х годов Моссад ЛеАлия Бет начал отправлять эмиссаров в Ирак, чтобы начать организовывать эмиграцию в Израиль, первоначально путем вербовки людей для преподавания иврита и чтения лекций по сионизму. В конце 1942 года один из эмиссаров объяснил масштабность своей задачи по обращению иракской общины в сионизм, написав, что «мы должны признать, что нет особого смысла в [организации и поощрении эмиграции]... Сегодня мы едим плод многих лет пренебрежения, и то, что мы не сделали, невозможно исправить сейчас с помощью пропаганды и создания однодневного энтузиазма». [13] Кроме того, иракский народ был настроен против сионизма пропагандистскими кампаниями в прессе, инициированными Нури аль-Саидом . [14] Иракские еврейские лидеры выражали антисионистские заявления в 1930 году, но в 1944 году они смело и яростно отклонили подобную просьбу. Они сделали это в знак протеста против обращения властей с еврейской общиной, а не потому, что изменили свое мнение о сионизме. [15] По одной из оценок, из 130 000 евреев Ирака только 1,53% (2 000) были сионистами. [16] Положение евреев воспринималось некоторыми как все более рискованное по мере приближения решения судьбы Палестины. [17]

После независимости Израиля

[ редактировать ]

С утверждением Плана раздела Палестины 1947 года и обретением независимости Израиля в 1948 году евреи начали чувствовать, что их жизни находятся в опасности. «Сразу после создания Государства Израиль иракское правительство приняло политику антиеврейской дискриминации, массовых увольнений с государственной службы и арестов». [17] Евреи, работавшие на государственных должностях, были уволены, а сотни людей были арестованы за сионистскую или коммунистическую деятельность, реальную или просто предполагаемую, преданы военным судам и получили суровые сроки тюремного заключения или крупные штрафы. [18] Нури аль-Саид признал, что иракские евреи стали жертвами плохого обращения.

23 октября 1948 года Шафик Адес , уважаемый еврейский бизнесмен, был публично повешен в Басре по обвинению в продаже оружия Израилю и Коммунистической партии Ирака, событие, которое усилило чувство незащищенности среди евреев. [19] В этот период иракская еврейская община становилась все более напуганной. [20] [21] Общее мнение еврейской общины заключалось в том, что если человек с такими хорошими связями и властью, как Шафик Адес, может быть устранен государством, другие евреи больше не смогут быть уверены в безопасности. [22]

Как и большинство государств Лиги арабских государств, Ирак первоначально запретил эмиграцию своих евреев после войны 1948 года на том основании, что разрешение им поехать в Израиль укрепит это государство; однако к 1949 году иракское сионистское подполье тайно вывозило евреев из страны в Иран со скоростью около 1000 человек в месяц, откуда их переправляли самолетами в Израиль. [23] В то время британцы считали, что сионистское подполье ведет агитацию в Ираке, чтобы помочь США в сборе средств и «компенсировать плохое впечатление, вызванное отношением евреев к арабским беженцам». [24]

Правительство Ирака приняло только 5000 из примерно 700 000 палестинцев, ставших беженцами в 1948–1949 годах, и отказалось подчиниться давлению Америки и Великобритании, требуя принять новых беженцев. [25] В январе 1949 года пробританский премьер-министр Ирака Нури аль-Саид обсудил идею депортации иракских евреев в Израиль с британскими официальными лицами, которые объяснили, что такое предложение принесет пользу Израилю и отрицательно скажется на арабских странах. [26] [27] [28] [29] По словам Меир-Глитценштайн, такие предложения «были направлены не на решение ни проблемы палестинских арабских беженцев, ни проблемы еврейского меньшинства в Ираке, а на то, чтобы сорвать планы по переселению палестинских арабских беженцев в Ирак». [30] В июле 1949 года британское правительство предложило Нури аль-Саиду обмен населением , в рамках которого Ирак согласился бы поселить 100 000 палестинских беженцев в Ираке; Нури заявил, что, если будет достигнуто справедливое соглашение, «иракское правительство разрешит добровольный переезд иракских евреев в Палестину». [31] Об иракско-британском предложении сообщалось в прессе в октябре 1949 года. [32] 14 октября 1949 года Нури аль-Саид поднял вопрос об обмене концепцией населения с помощью исследования экономической миссии. [33] На конференции по еврейским исследованиям в Мельбурне в 2002 году Филип Мендес резюмировал влияние колебаний аль-Саида на изгнание евреев следующим образом: «Кроме того, премьер-министр Ирака Нури аль-Саид предварительно обсудил, а затем отложил возможность изгнания иракских евреев, и обменивая их на такое же количество палестинских арабов». [34]

Разворот: разрешение еврейской эмиграции

[ редактировать ]

В марте 1950 года иракское правительство отменило ранее существовавший запрет на еврейскую эмиграцию в Израиль и приняло специальный закон сроком на один год, разрешающий еврейскую эмиграцию при условии, что евреи откажутся от своего иракского гражданства. По словам Аббаса Шиблака , многие ученые заявляют, что это было результатом политического давления Великобритании, Америки и Израиля на Тауфика аль-Сувайди , при этом некоторые исследования предполагают, что велись секретные переговоры. правительство [35] По словам Яна Блэка , иракское правительство руководствовалось «экономическими соображениями, главным из которых было то, что почти вся собственность уезжающих евреев возвращалась в государственную казну», а также то, что «евреи рассматривались как беспокойное и потенциально проблемное меньшинство, которое страна лучше всего было избавиться». [36] Поначалу немногие хотели зарегистрироваться, поскольку сионистское движение предлагало не делать этого до тех пор, пока не будут выяснены вопросы собственности и правового статуса. После усиления давления со стороны евреев и правительства движение уступило и согласилось на регистрацию. [37]

Сразу после принятия Закона о денатурализации в марте 1950 года эмиграционное движение столкнулось с серьезными проблемами. Первоначально местные сионистские активисты запретили иракским евреям регистрироваться для эмиграции у иракских властей, поскольку израильское правительство все еще обсуждало план поглощения. [38] Однако 8 апреля 1950 года в еврейском кафе в Багдаде взорвалась бомба. Встреча сионистского руководства позже в тот же день согласилась разрешить регистрацию, не дожидаясь решения израильского правительства. Прокламация, поощряющая регистрацию, была сделана по всему Ираку от имени Государства Израиль. [39] В то же время иммигранты также въезжали в Израиль из Польши и Румынии, стран, в которых, по оценке премьер-министра Давида Бен-Гуриона, существовал риск того, что коммунистические власти вскоре «закроют свои ворота», и поэтому Израиль задержал транспортировку иракских евреев. . [40] По словам Эстер Меир-Глиценштейн, «тысячи бедных евреев, покинувших или изгнанных из периферийных городов и уехавших в Багдад в ожидании возможности эмигрировать, находились в особенно плохом состоянии. Их размещали в общественных местах. здания и поддерживались еврейской общиной. Ситуация была невыносимой». [41] Задержка стала серьезной проблемой для иракского правительства Нури аль-Саида (сменившего Тауфика аль-Сувайди в середине сентября 1950 года), поскольку большое количество евреев «в подвешенном состоянии» создавало проблемы политически, экономически и для внутренней безопасности. «Особенно возмутило» иракское правительство тот факт, что источником проблемы было правительство Израиля. [42]

В результате этих событий аль-Саид был полон решимости как можно быстрее изгнать евреев из своей страны. [43] [44] [45] 21 августа 1950 года аль-Саид пригрозил отозвать лицензию компании, перевозившей еврейский исход, если она не выполнит свою ежедневную норму в 500 евреев. [ не удалось пройти проверку ] а в сентябре 1950 года он вызвал представителя еврейской общины и предупредил еврейскую общину Багдада, чтобы она поторопилась; в противном случае он сам вывез бы евреев к границам. [46] [47] 12 октября 1950 года Нури аль-Саид вызвал высокопоставленного чиновника транспортной компании и выступил с аналогичными угрозами, оправдывая изгнание евреев количеством палестинских арабов, бегущих из Израиля. [ нужна ссылка ]

По мнению Гата, весьма вероятно, что одним из мотивов попыток Нури ас-Саида изгнать большое количество евреев было желание усугубить экономические проблемы Израиля (о чем он заявил арабскому миру), хотя Нури прекрасно осознавал, что Поглощение этих иммигрантов было политикой, на которой Израиль основывал свое будущее. [48] Министр обороны Ирака сообщил послу США, что у него есть достоверные доказательства того, что эмигрирующие евреи были вовлечены в деятельность, наносящую ущерб государству, и находились в контакте с коммунистическими агентами. [49]

Срок действия закона об эмиграции истекал в марте 1951 года, через год после его принятия. Поначалу иракский эмиграционный закон позволял евреям продавать свою собственность и ликвидировать свой бизнес. 10 марта 1951 года 64 000 иракских евреев все еще ожидали эмиграции. Правительство приняло новый закон, который продлил период эмиграции, а также заблокировал активы евреев, отказавшихся от гражданства. [50] Выезжающим евреям разрешалось вывозить из страны не более 140 долларов и 66 фунтов багажа, а также им запрещалось брать с собой драгоценности. [51] [ нужен лучший источник ]

Взрывы в Багдаде

[ редактировать ]

С апреля 1950 года по июнь 1951 года еврейские объекты в Багдаде подвергались ударам пять раз. В послевоенные годы было много споров о том, были ли бомбы заложены Моссадом, чтобы побудить иракских евреев эмигрировать в Израиль, или же они были заложены мусульманскими экстремистами, чтобы помочь изгнать евреев. Это стало предметом судебных исков и расследований в Израиле. [52]

В конечном итоге иракские власти арестовали всех 21 члена сионистской подпольной ячейки, среди них троих членов предали суду и приговорили двоих — Шалома Салаха Шалома и Йосефа Ибрагима Басри — к смертной казни. В машине последнего были обнаружены следы тротила, идентичного тому, который использовался при некоторых взрывах. Свое признание он сделал после месяца пыток. [16] [53] Третий мужчина, Иегуда Таджар, был приговорен к 10 годам тюремного заключения. [54] В мае и июне 1951 года по показаниям Шалома Салаха Шалома и карты, найденной в доме другого подпольщика, Юсефа Хабазы, были обнаружены тайники с оружием, принадлежавшим сионистскому подполью. [55] В своих мемуарах 2023 года Ави Шлайм , историк иракско-еврейского происхождения, утверждает, что из 5 взрывов три были организованы членом сионистского подполья в Багдаде Юсефом Ибрагимом Басри, основывая свой вывод на показаниях Яакова Каркукли. Каркукли был завербован Иссером Харелем во время визита в Подмандатную Палестину в 1940-х годах. На этот счет Басри получил тротил и гранаты от Макса Биннета . Взрыв синагоги осуществил суннитский мошенник Салих аль-Хайдари, который руководствовался желанием отомстить евреям, которые сообщили о его попытке их обмануть, но которого убедил сделать это Салем аль-Курайши. капитан специального отдела управления полиции города Багдада. которого подкупили сионисты. [16] [56] Один из пяти инцидентов, произошедших в Дар-эль-Бейде, был связан с боевиками «Истикляля» под руководством Аднана ар-Рави. [16] Когда новости о повешениях дошли до перемещенной иракской еврейской общины в Израиле, это не вызвало никаких значительных воспоминаний. Скорее всего, широко распространено мнение, что их судьба была стихийным бедствием, направленным на наказание агентов иракской еврейской общины, лишивших ее владений. [57]

Воздушный транспорт

[ редактировать ]
Иммигранты из Ирака покидают аэропорт Лод по пути в Маабару , 1951 год.

В марте 1951 года правительство Израиля организовало операцию по воздушной переброске. [41] Ожидание в Багдаде было напряженным и трудным периодом. За месяц зарегистрировалось около 50 000 евреев, а через два месяца в списке было уже 90 000. Это массовое движение ошеломило иракское правительство, которое не ожидало, что число иммигрантов превысит 8000 человек, и опасалось, что административные институты, управляемые евреями, могут рухнуть. В то же время сионистское движение выпустило манифест, призывающий евреев подписаться на иммиграцию. Оно начиналось со следующих слов: «О, Сион, беги, дочь Вавилона» и заканчивалось так: «Иудеи! Израиль зовет вас — выйди из Вавилона!». [58]

Операцию провели Ближневосточная транспортная компания и израильская национальная авиакомпания Эль-Аль . Полеты начались в середине мая 1951 года, когда иракских евреев переправили по воздуху на Кипр , откуда их переправили самолетом в Израиль. Несколько месяцев спустя гигантский воздушный транспорт отправился прямо из Багдада в аэропорт Лод . Операция «Эзра и Неемия» закончилась в начале 1952 года, в результате чего в Ираке осталось всего около 6000 евреев. Большая часть 2800-летней еврейской общины иммигрировала в Израиль. [ нужна ссылка ]

Последствия

[ редактировать ]

До операции «Эзра и Неемия» в Багдаде было 28 еврейских учебных заведений, 16 из которых находились под контролем общинного комитета, а остальные находились в частном владении. Число учеников достигло 12 000, многие другие учились в иностранных и государственных школах. Около 400 студентов изучали медицину, право, экономику, фармацию и инженерное дело. В 1951 году еврейская школа для слепых была закрыта; это была единственная школа такого типа в Багдаде. У евреев Багдада было две больницы, в которых бедняки получали бесплатное лечение, а также несколько благотворительных организаций. Из шестидесяти синагог в 1950 году после 1970 года осталось только семь. Большинство общественных зданий было конфисковано правительством за ничтожную компенсацию или вообще без нее. [59] накормил, разместил и абсорбировал этих еврейских беженцев Израиль . [60]

После первоначальной эмиграции число евреев в Багдаде уменьшилось со 100 000 до 5 000. Хотя во время правления Абдула Карима Кассима они наслаждались непродолжительным периодом безопасности , более поздние режимы серьезно усилили преследования иракских евреев. [59] В 1968 году здесь проживало всего около 2000 евреев. 27 января 1969 года девять евреев были повешены по обвинению в шпионаже в пользу Израиля, в результате чего большая часть оставшейся общины бежала из страны. В 2020 году в Ираке осталось в живых всего 4 еврея. [61] [ нужен лучший источник ] В марте 2021 года в живых осталось всего трое.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Пасачофф и Литтман 2005 , с. 301
  2. ^ Шульц 1991 , с. 208c: «Авлгур информировал Шварца об этом предприятии, и «Джойнт» смог профинансировать большую часть авиаперевозки — 4 миллиона долларов — которая в конечном итоге доставила 120 000 евреев из Ирака в Израиль. Это была крупнейшая — но не последняя — иммиграционная операция «Джойнта». операция после обретения Израилем независимости».
  3. ^ Энциклопедия евреев в исламском мире («В любом случае, фархуд стал важным поворотным моментом для еврейской общины. Помимо его влияния на отношения между иракскими мусульманами и евреями, он обострил напряженность между пробританскими еврейскими деятелями и более молодые элементы общества, которые теперь обратились к Коммунистической партии и сионизму и начали подумывать об эмиграции».)
  4. ^ Саймон, Ласкиер и Регер 2003 , стр. 350
  5. ^ Меир-Глитценштайн 2004 , с. 213
  6. ^ Jump up to: а б Мэрия 2012 г.
  7. ^ Всемирная организация евреев из арабских стран (WOJAC): История и цель, 17 октября 2012 г., Хескель М. Хаддад. Архивировано 10 августа 2017 г., в Wayback Machine : «Поворотным моментом для евреев в Ираке стал не Дальний Худ, а это ошибочно предполагается».
  8. ^ Шац, Адам (6 ноября 2008 г.). «Покидая рай» . Лондонское обозрение книг . стр. 23–25. ISSN   0260-9592 . Проверено 23 июня 2017 г. Однако Сассон Сомех настаивает на том, что фархуд не был «началом конца». Более того, он утверждает, что вскоре оно было «почти стерто из коллективной еврейской памяти», смытое «процветанием, которое переживал весь город с 1941 по 1948 год». Сомех, родившийся в 1933 году, вспоминает 1940-е годы как «золотой век» «безопасности», «восстановления» и «консолидации», когда «еврейская община вновь обрела полную творческую энергию». Евреи построили новые дома, школы и больницы, демонстрируя все признаки желания остаться. Они принимали участие в политике как никогда раньше; в Бреттон-Вудсе Ирак представлял Ибрагим аль-Кабир, еврейский министр финансов. Некоторые присоединились к сионистскому подполью, но многие размахивали красным флагом. Либеральные националисты и коммунисты сплачивали людей вокруг концепции национальной идентичности, гораздо более инклюзивной, чем панарабизм Золотого квадрата, позволяя евреям объединяться в ряды с другими иракцами – даже в противовес британцам и Нури аль-Саиду, которые не терпели их неблагодарности. слегка.
  9. ^ Marqusee 2010 , с. 215
  10. ^ Башкин 2012 , стр. 141–182
  11. ^ Гат 2013 , стр. 23–24.
  12. ^ Гилель 1987
  13. ^ Меир-Глитценштайн 2004 , с. 213, в письме Серени говорилось: «Если бы мы думали до того, как пришли сюда и когда начали нашу работу, что нашей главной задачей будет организация и поощрение — сегодня мы должны признать, что ни в одном из этих видов деятельности нет особого смысла.... Мы сегодня едим плоды многолетнего пренебрежения, и то, чего мы не сделали, невозможно исправить сейчас пропагандой и созданием однодневного энтузиазма... Надо готовиться к будущему, воспитывать поколение молодых людей, подготовить молодую гвардию, которая сможет выполнять здесь нашу работу. Формирование сионистской организации, молодежного движения, авангарда — вот главные задачи часа».
  14. ^ Меир-Глитценштайн 2004 , с. 14: «В первой половине 1940-х годов иракский народ был настроен против сионизма пропагандистскими кампаниями в прессе, инициированными самим Нури аль-Саидом ».
  15. ^ Меир-Глитценштайн 2004 , с. 19, «(В 1944 году) Еврейские лидеры, выступавшие с антисионистскими заявлениями в 1930 году, теперь смело и яростно отвергли подобную просьбу. Они сделали это не потому, что изменили свое мнение о сионизме, а в знак протеста против властей. обращение с еврейской общиной».
  16. ^ Jump up to: а б с д Ави Шлайм , Три мира: Мемуары арабского еврея, Oneworld Publications ISBN   978-0-861-54464-6 2023 гл.7.
  17. ^ Jump up to: а б Гат, Моше (1998). «Иммиграция иракских евреев в Израиль, как отражено в литературе / L'immigration des Juifs Irak en Israël vue travers son reflet dans la Litérature». Revue Europeenne de Migrations Internationales (на французском языке). 14 (3): 45–60. дои : 10.3406/remi.1998.1643 . Страх перед новой вспышкой такого рода (Фархуда) угрожал общине вплоть до ее окончательного распада. Фархуд потряс общину до глубины души и, по сути, ознаменовал начало процесса, который должен был закончиться эмиграцией подавляющего большинства иракских евреев. … Положение евреев становилось все более тяжелым по мере приближения решения судьбы Палестины. Сразу после создания Государства Израиль иракское правительство приняло политику антиеврейской дискриминации, массовых увольнений с государственной службы и арестов. …. Евреи чувствовали, как земля горит у них под ногами. В конце 1949 года евреи начали бежать в Иран, а оттуда в Израиль, в таком большом количестве, что все усилия иракского правительства остановить их бегство оказались бесплодными. …Закон о денационализации от марта 1950 года…. Евреи воспользовались законом, и к концу 1952 года большинство из них эмигрировали в Израиль, практически положив конец истории общины.
  18. ^ Somekh 2007
  19. ^ Гат 2013 , с. 36
  20. ^ Роган и Шлайм 2001 , с. 142
  21. ^ Шибла 2005
  22. ^ Башкин 2012 , с. 90, «общее мнение заключалось в том, что если человек с такими хорошими связями и властью, как Адас, может быть устранен государством, другие евреи больше не будут защищены».
  23. ^ Саймон, Ласкиер и Регер 2003 , стр. 365
  24. ^ Шиблак 1986 «В конфиденциальной телеграмме, отправленной 2 ноября 1949 года, британский посол в Вашингтоне объяснил... общее мнение официальных лиц в Госдепартаменте состоит в том, что [сионистская] агитация была намеренно раздута по двум причинам: ( а) Содействовать сбору средств в Соединенных Штатах. (б) Создать благоприятные настроения в Ассамблее Организации Объединенных Наций, чтобы компенсировать плохое впечатление, вызванное отношением евреев к арабским беженцам. Они предполагают, что израильское правительство полностью осведомлено об иракских евреях. , но готов быть бессердечным по отношению к сообществу, большая часть которого, как признал доктор Илат , не желает переходить на верность Израилю».
  25. ^ Меир-Глитценштайн 2004 , с. 296: «За это время (1948–1949) Ирак принял лишь около 5000 беженцев и постоянно отказывался принимать новых, несмотря на попытки Великобритании и Америки убедить Ирак и Сирию сделать больше для решения проблемы».
  26. ^ Шенхав 1999 , с. 610: «Вскоре после того, как его правительство пришло к власти в январе 1949 года, Нури аль-Саид подумывал о депортации иракских евреев в Израиль; однако британский посол в Палестине предупредил его, что такой акт может иметь серьезные непредвиденные последствия. Израиль, Посол объяснил, что будет приветствовать прибытие дешевой еврейской рабочей силы и потребует, чтобы взамен арабские государства ассимилировали палестинских беженцев. В феврале 1949 года министерство иностранных дел поручило британскому послу в Багдаде сэру Генри Маку предостеречь Нури аль-Саида от этого. изгнание евреев, поскольку это отрицательно повлияет на положение арабских государств».
  27. ^ Гат 2013 , стр. 119, 124, 125, 127.
  28. ^ Моррис 2008 , с. 413
  29. ^ Трипп 2002 , с. 125
  30. ^ Меир-Глитценштайн 2004 , с. 297a: «Предложения Нури о принудительном обмене населением не имели целью решить ни проблему палестинских арабских беженцев, ни проблему еврейского меньшинства в Ираке, а свести на нет планы по переселению палестинских арабских беженцев в Ирак. Он знал, что Великобритания и Соединенные Штаты не одобряют депортацию иракских евреев в Израиль».
  31. ^ Шенхав 1999 , с. 613: «В июле 1949 года британцы, опасаясь падения своего влияния на Ближнем Востоке, выдвинули предложение о переселении населения и попытались убедить Нури аль-Саида расселить 100 000 палестинских беженцев в Ираке. Письмо, отправленное Министерство иностранных дел Великобритании в своих представительствах на Ближнем Востоке сообщило о «договоренности, согласно которой иракские евреи переехали в Израиль, получили компенсацию за свою собственность от израильского правительства, в то время как арабские беженцы были размещены вместе с собственностью в Ираке». В ответ Нури аль-Саид потребовал, чтобы половина палестинских беженцев была расселена на территории Палестины, а остальные — на арабской. По его словам, если бы соглашение с беженцами было действительно справедливым, иракское правительство разрешило бы добровольный переезд иракских евреев в Палестину. Согласно условиям плана, международный комитет должен был оценить стоимость имущества, оставленного палестинцами. беженцев, которые будут расселены в Ираке, и они получат реституцию из имущества иракских евреев, которые будут отправлены в Палестину... В октябре 1949 года мировая и израильская пресса сообщила об иракско-британском плане обмена населением. (например, Давар, 16 октября 1949 г.). Эта огласка поставила в неловкое положение других арабских лидеров и вызвала переполох в лагерях беженцев на Западном Берегу и в секторе Газа. В послании МИДу Генри Мак , посол Великобритании в Ираке, заявил, что палестинские беженцы не согласятся селиться в Ираке».
  32. ^ «Англо-американский раскол по политике, усугубленный предложением Ирака». Палестинская почта, Иерусалим. 19 октября 1949 года.
  33. ^ Товий 2014 , с. 163: «В октябре 1949 года ... аль-Саид поднял с ними вопрос об обмене концепциями населения (обследование их экономической миссии)».
  34. ^ Мендес, Филипп (2002). «Забытые беженцы: причины исхода евреев из арабских стран после 1948 года - пример Ирака» . 14-я конференция по еврейским исследованиям, Мельбурн . Архивировано из оригинала 13 января 2013 года.
  35. ^ Шиблак 1986 , с. 79: «Однако многие исследования, хотя и не отвергают сразу все официальные иракские оправдания, рассматривают закон как результат постоянного давления на Ирак со стороны британского, американского и израильского правительств. Некоторые исследования идут дальше в отношении Закона 1/ 1950 год как кульминация секретных переговоров между этими партиями и правительством аль-Сувайди ».
  36. ^ Блэк 1991 , с. 89
  37. ^ Меир-Глитценштайн 2004 , с. 204
  38. ^ Меир-Глитценштайн 2004 , с. 202а
  39. ^ Меир-Глитценштайн 2004 , с. 202: «В течение первых нескольких недель после принятия закона сионистские активисты запрещали регистрацию; они ждали разъяснения маршрутов алии и решения израильского правительства относительно его готовности принять евреев Ирака. Этот запрет усилил напряжение в еврейской общине. Сионистское руководство (то есть лидеры Хехалуц и Хаганы вместе с эмиссарами) собралось и обсудило вопрос регистрации ввиду давления со стороны огромного числа желающих подписать. В конце встречи руководство решило поручить людям зарегистрироваться и не ждать указаний из Тель-Авива. В тот день в еврейском кафе взорвалась бомба, ранив четырех человек, и эти два события предположительно были. связанные… Вера активистов в сионистский идеал и их рвение воплотить его в жизнь в сочетании с их уверенностью в том, что Израиль не будет игнорировать потребности иракского еврейства в алие, проложили путь к этому решению. Информировать евреев о решении, руководство. издал прокламацию... Тот факт, что прокламация была написана от имени Государства Израиль, придавал ей дополнительную силу и создавал у евреев впечатление, что Государство Израиль и израильское правительство призывают их покинуть Ирак и переехать в Израиль."
  40. ^ Меир-Глитценштайн 2004 , с. 204: «В результате к сентябрю 1950 года, когда 70 000 евреев зарегистрировались для выезда, многие из которых продали свою собственность и потеряли работу, только 10 000 покинули страну».
  41. ^ Jump up to: а б Меир-Глитценштейн 2004 , с. 203
  42. ^ Меир-Глитценштейн 2004 , с. 205
  43. ^ Меир-Глитценштайн 2004 , с. 205, «в середине сентября 1950 года Нури аль-Саид сменил... на посту премьер-министра. Нури был полон решимости изгнать евреев из своей страны как можно быстрее».
  44. ^ Башкин 2012 , с. 277 «К 1951 году Саид понял, что евреи собираются покинуть Ирак, и хотел, чтобы они ушли немедленно, независимо от палестинского вопроса. Британцы сообщают, что он просил иорданцев прекратить обманывать беженцев относительно возможности их допуска в Израилю и всем арабским странам предпринять шаги по их переселению, FO 371/91635, 15 января 1951 г., от сэра А. Киркбрайда (Амман) в министерство иностранных дел (Лондон) (отчет о визите Нури Саида в Иорданию)».
  45. ^ Киркбрайд 1976 , стр. 115–117, «Это возникло в результате решения иракского правительства принять ответные меры за изгнание арабских беженцев из Палестины, вынудив большую часть еврейской общины Ирака переехать в Израиль. Нури Саид, премьер-министр Министр Ирака, находившийся с визитом в Аммане, выступил с поразительным предложением: колонну иракских евреев следует перевезти на армейских грузовиках в сопровождении вооруженных машин, доставить к иорданско-израильской границе и заставить пересечь ее. Вопрос... проход евреев через Иорданию почти наверняка вызвал бы серьезные проблемы среди очень недовольных арабских беженцев, скопившихся в стране. Либо иракские евреи были бы убиты, либо их иракским охранникам пришлось бы расстреливать других. Арабы, чтобы защитить жизни своих подопечных... Я сразу ответил, что этот вопрос не касается правительства Его Величества, Самир отказался дать свое согласие настолько вежливо, насколько это возможно, но Нури вышел из себя из-за отказа и сказал: 'Так. ты не хочешь этого делать, не так ли?» Самир огрызнулся: «Конечно, я не хочу быть соучастником такого преступления», — тут же Нури взорвался от ярости».
  46. ^ Хакоэн 2003 , с. 124
  47. ^ Gat 2013 , стр. 123–125 «Он заявил арабскому миру, что отправка большого количества евреев была направлена ​​​​на ускорение распада молодого государства Израиль, поскольку его возможности были ограничены и не могли поглотить наводнение. Нельзя игнорировать этот аспект ситуации. Весьма вероятно, что одним из мотивов попыток Нури ас-Саида изгнать большое количество евреев было желание усугубить экономические проблемы Израиля. хорошо осведомлена о политике поглощения Израиля, а именно о его способности принимать иммигрантов, на которой она основывала свое будущее».
  48. ^ Гат 2013 , с. 119
  49. ^ Гат 2013 , с. 128
  50. ^ Меир-Глитценштайн 2004 , с. 206 № 2: «10 марта 1951 года, ровно через год после вступления в силу Закона о денатурализации, когда 64 000 человек все еще ждали возможности эмигрировать, законодательный орган Ирака принял закон, блокирующий активы евреев, отказавшихся от гражданства».
  51. ^ «Операция «Эзра и Нехемия» — переброска иракских евреев по воздуху» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 23 июня 2017 г.
  52. ^ Фишбах, Майкл Р. (осень 2008 г.). «Требования на еврейскую общинную собственность в Ираке» . Отчет по Ближнему Востоку . Архивировано из оригинала 20 июня 2010 года . Проверено 5 апреля 2010 г.
  53. ^ Меир-Глитценштайн 2004 , с. 202: «В течение первых нескольких недель после принятия закона сионистские активисты запрещали регистрацию; они ждали разъяснения маршрутов алии и решения израильского правительства относительно его готовности принять евреев Ирака. Этот запрет усилил напряжение в еврейской общине. 8 апреля 1950 года сионистское руководство (то есть лидеры Хехалуц и Хаганы вместе с эмиссарами) собралось и обсудило вопрос регистрации ввиду давления со стороны огромного числа евреев. Желавшим записаться В конце встречи руководство решило поручить людям зарегистрироваться и не ждать указаний из Тель-Авива. В тот день в еврейском кафе взорвалась бомба, ранили четырех человек. эти два события, по-видимому, были связаны... Вера активистов в сионистский идеал и их рвение воплотить его в жизнь в сочетании с их уверенностью в том, что Израиль не будет игнорировать потребности иракского еврейства в алие, проложили путь к этому решению. Информировать евреев об этом. решение, руководство издало прокламацию... Тот факт, что прокламация была написана от имени Государства Израиль, придал ей дополнительную силу и создал у евреев впечатление, что Государство Израиль и израильское правительство призывают их к покинуть Ирак и переехать в Израиль».
  54. ^ Херст 2003 , с. 400
  55. ^ Шлайм, 2023 г. , «Всего CID обнаружило двенадцать тайников, что позволило собрать значительную сумму. В приговорах, вынесенных осужденным, указано 425 гранат, 33 пистолета-пулемета, 186 револьверов, 24 647 пуль, 79 магазинов для автоматов и 32 кинжала».
  56. ^ Шлайм 2023 , Салих аль-Хайдари. Он также сказал мне, что это был акт мести евреям, которые, по его словам, обидели его. Но теперь он удивил меня, заявив, что Хайдари подговорил полицейский округа Батауин. Это не имело особого смысла, и я так и сказал. Почему офицер иракской полиции должен выполнять грязную работу для сионистского подполья, оказывая давление на евреев, чтобы те эмигрировали в Израиль? Услышав объяснение Каркукли, я чуть не упал со стула: человек, о котором идет речь, был коллаборационистом, получившим взятку от сионистского подполья. Движение хотело напугать евреев, которые все еще надеялись остаться в Ираке, поэтому они подкупили полицейского, который нанял Хайдари для совершения грязного дела».
  57. ^ Шлайм 2023 , Моше Сассон из отдела Ближнего Востока министерства иностранных дел министру иностранных дел Моше Шаретт утверждал, что многие иракские иммигранты, жители транзитных лагерей, приветствовали повешение с таким отношением: «Это Божья месть движению, которое принесло нас на такие глубины». Горечь этой реакции свидетельствует об острой степени недовольства среди вновь прибывших иракских евреев. Это говорит о том, что значительная часть из них не рассматривала свою иммиграцию как радостное возвращение в Сион, как его изображают сионистские активисты общины».
  58. ^ Мароцци, Джастин (2015). Багдад: Город мира, Город крови . Книги о пингвинах. ISBN  9780141047102 .
  59. ^ Jump up to: а б Ниссим Казаз, конец изгнания, жизнь евреев после исхода, 1951–2000 гг.
  60. ^ Голдберг, Дэвид Дж. (27 августа 2010 г.). «В доме Измаила: История евреев в мусульманских странах Мартина Гилберта» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 23 июня 2017 г. хотя уместно отметить, что с 1948 года Израиль накормил, разместил и абсорбировал 850 000 еврейских беженцев из арабских стран, в то время как 750 000 палестинских беженцев томятся в лагерях, зависящих от подачек Организации Объединенных Наций.
  61. Ситт Марсель умирает, оставив четырех евреев в Ираке.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 21c7fbdcd1bbbc1b87ae560a02a26932__1719588300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/21/32/21c7fbdcd1bbbc1b87ae560a02a26932.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Ezra and Nehemiah - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)