Маабарот

Маабарот ( иврит : מַעְבָּרוֹת ) — лагеря по приему иммигрантов и беженцев, созданные в Израиле в 1950-х годах и представляющие собой один из крупнейших государственных проектов, запланированных государством для реализации своей социально-пространственной и жилищной политики. [ 1 ]
Маабарот предназначались для размещения большого потока еврейских беженцев и новых еврейских иммигрантов ( олим ), прибывающих в новое независимое Государство Израиль, заменяя менее пригодные для проживания иммигрантские лагеря или палаточные городки. В 1951 году насчитывалось 127 маабарот, в которых проживало 250 000 евреев, из которых 75% были евреями-мизрахи ; [ 2 ] 58% евреев-мизрахи, иммигрировавших к этому моменту, были отправлены в Маабарот по сравнению с 18% европейских евреев. [ 2 ]
Израиля К середине 1950-х годов маабарот начал пустеть, и многие из них легли в основу развивающихся городов . Последняя маабара была демонтирована в 1963 году. Маабарот стал самым устойчивым символом тяжелого положения еврейских иммигрантов из арабских стран в Израиле ; [ 2 ] по словам Далии Гавриэли-Нури, память об этих лагерях в значительной степени стерта из памяти израильтян. [ 3 ]
Этимология
[ редактировать ]Еврейское слово Маабара (единственное число) происходит от слова маавар ( иврит : מעבר , букв. «транзит»). Маабарот (множественное число) должны были стать временными общинами для вновь прибывших. Иммигрантами, поселившимися в этих общинах, были еврейские беженцы, в основном с Ближнего Востока и Северной Африки , а также пережившие Холокост из Европы . Хотя такие лагеря были созданы в начале 1950 года, в официальное употребление это слово вошло только весной того же года. [ 4 ]
История
[ редактировать ]Разработка и планирование
[ редактировать ]
По словам доктора Ирита Каца, лагеря были результатом Плана «Один миллион» 1944 года , который содержал подробные рекомендации по приему значительного притока населения, особенно евреев из арабских стран. [ а ] Доктор Рой Козловский отмечает, что предыдущее существование Плана «Один миллион» предполагает, что «концепция маабара фактически была предпосылкой, а не следствием массовой иммиграции». [ б ] Важная часть планов и рекомендаций Комитета по планированию плана «Один миллион» была реализована после создания Израиля; Помимо лагерей иммигрантов, новая страна осуществила быструю еврейскую миграцию, потребовала репараций от Германии и реализовала такие проекты, как Национальный водовоз и Национальный план действий. [ с ]
Доктор Пьера Россетто описала дебаты вокруг условий Маабарот, заявив, что, по ее мнению, «наиболее спорным вопросом в этом отношении является не результат (например, маабарот) выбора, а выбор сам по себе: привести в Израиль столько тысяч иммигрантов, следуя идее «Плана одного миллиона», обнародованного Бен-Гурионом в 1944 году». [ д ]
Первоначальная иммиграция
[ редактировать ]Первый приток евреев после создания Израиля в 1948 году в основном состоял из переживших Холокост из лагерей для перемещенных лиц в Германии, Австрии и Италии, а также британских лагерей для задержанных на Кипре. В последующие годы число евреев из Северной Африки и Ближнего Востока увеличилось. [ 5 ] Проблемы со здоровьем, особенно очевидные среди Мизрахи, вызвали значительную обеспокоенность среди израильских властей, обеспокоенных риском заражения. 20% еврейских иммигрантов из Северной Африки, прошедших проверку в Марселе, потребовали длительной и интенсивной госпитализации, а уровень заболеваемости трахомой достиг 70%. [ 6 ] Из 5000 йеменских евреев, запертых в течение многих лет в транзитном лагере Геула недалеко от Адена, у 80% были симптомы малярии. [ 7 ] Учитывая безотлагательность ситуации и неспособность иностранных больниц справиться с большим количеством пожилых и больных, от планов лечения таких групп населения перед алией или их медицинского отбора, как предлагало Еврейское агентство, отказались в пользу перевозки всех потенциальных олимов , независимо от их состояния здоровья, в Израиль, создавая критическое бремя для системы здравоохранения зарождающегося государства. [ 8 ]
Вновь прибывшие люди, как правило, помещались на карантин в лагере Шаар Хаалия (Иммиграционные ворота), где они проходили медицинский осмотр перед расселением, в то время как меньшее количество людей размещалось в жилищах для иммигрантов, состоящих из деревянных хижин, построенных по образцу военных казарм, и известный как Батей Олим . [ 9 ] [ 10 ]

В марте 1950 года Леви Эшколь , руководитель поселенческого отдела Еврейского агентства , [ и ] отреагировал на давление на бюджет Агентства из-за размера притока, выдвинув «революционное предложение».
Я предлагаю демонтировать лагеря иммигрантов и построить жилье для иммигрантов по всей стране, рядом с каждым поселением от Дана до Нир-Ама, имеющим хоть какую-то точку опоры в экономике. Мы создадим шестьдесят кварталов, вмещающих до 1000 человек. Олим . будет задействован в лесонасаждении, посадке фруктовых деревьев, мелиорации, террасировании и расчистке ландшафта Таким образом, олимы будут рассредоточены по всей стране, и широкий слой населения возьмет на себя бремя их ухода». [ 11 ]
Предложение Эшколя было направлено на то, чтобы сделать иммигрантов независимыми от Агентства, предоставить им жилье и работу, а также позиционировать их так, чтобы они могли быть интегрированы в уже существующую экономику за счет соседства проживания с израильскими городами и деревнями.
Ранний Маабара
[ редактировать ]
Первая маабара в Кесалоне построена на вершине пустой палестинской деревни Касла. [ 12 ] на Иудейских холмах , начал функционировать в мае 1950 года, когда там поселились 150 семей. [ 12 ] В июле Гиора Йосефталь приказал переселить в маабарот 70 000 иммигрантов, а в следующем году туда были переселены еще 50 000, поскольку батей олим , уже заполненный до отказа, был закрыт. [ 13 ] Планы предоставить иммигрантам работу, требующую тяжелого физического труда, а также жилье и участки сельскохозяйственной земли в отдаленных районах, в целом оказались безуспешными: многие мигрировали обратно в лагеря вблизи городов и поселков, обнаружив, что они плохо оборудованы или не готовы к этой задаче. [ 14 ] Лагеря находились под руководством двух религиозных партий: Агудат Исраэль и Мизрахи . Жестокие столкновения вспыхнули из-за вопросов принудительной секуляризации, против которых выступали йеменские евреи, и несколько человек были застрелены или умерли во время этих столкновений, по-разному в Эйн-Шемере , Бейт-Лиде и Пардес-Ханне в первой половине 1950 года. [ 15 ]
Ранний маабарот состоял из палаток, по одной на каждую семью. [ 3 ] В таких условиях младенцев отделяли от матерей и помещали в детские дома, где медицинский персонал имел практически исключительный контроль, а доступ родителей был строго ограничен. [ 16 ] Иногда этих детей переводили в больницы без ведома их семей, и родители сталкивались с большими трудностями при поездке из маабарота в эти отдаленные учреждения. Имеются случаи, когда родители приезжали в больницы только для того, чтобы узнать, что их ребенок умер, и эти случаи послужили основой для подозрений в том, что государство якобы занимается усыновлением пропавших детей бездетным парам . [ 17 ]
Со временем появились брезентовые палатки в форме хижин, а затем жестяные или деревянные лачуги. Санитарные условия были ужасающими. [ 3 ] По словам журналиста, посетившего маабару «Мигдаль Гад», «во всем лагере было по два крана на каждого. Около тысячи человек. Туалеты не имели крыши и кишели мухами». [ 18 ] Сообщалось, что в одном населенном пункте в каждом душе находилось по 350 человек, а в другом - по 56 в каждом туалете. [ 19 ] Детская смертность – догосударственный ишув достиг одного из самых низких показателей в мире. [ ж ] был высоким, достигнув 157 смертей на 1000 живорождений. Все эти факты вызвали резкую критику. [ 20 ]
Значительное количество транзитных лагерей и маабарот для иммигрантов было создано на бывших британских военных базах, переданных или проданных Израилю. Некоторые из этих баз также были переданы МАЛЬБЕНУ . В конце концов большинство этих баз было снесено. [ 21 ]
Когда план Маабарот был впервые реализован, Еврейское агентство отвечало за обеспечение таких коммунальных услуг, как вода, электричество и канализация. После того, как эта ответственность была передана местным властям, Еврейское агентство заявило, что больше не может контролировать техническое обслуживание из-за финансовых и кадровых ограничений. [ 22 ]
Условия и демография
[ редактировать ]Элиягу Добкин выразил протест против плохих условий содержания в маабароте, назвав их «священным ужасом». Давид Бен-Гурион придерживался иного подхода: «Я не приемлю такого баловства [подхода] по отношению к людям, не живущим в палатках. Мы их портим. Люди могут годами жить в палатках. Любой, кто не хочет жить в них нет нужды приходить сюда». [ 3 ] К концу 1951 года в Израиле проживало 227 000 человек, что составляло почти шестую часть населения Израиля. [ 23 ] живу в 123 [ 24 ] или 125 маабарот. [ 19 ] К следующему году 172 500 человек были зарегистрированы как проживающие в 111 брезентовых палатках, а еще 38 544 - во временных деревянных хижинах, последние к 1953 году были построены для удовлетворения жилищных потребностей 70 000 иммигрантов в 42 маабаротах. В оставшихся 69 брезентовых палатках маабарот проживало 108 850 жителей. [ 25 ]
По мнению ученых Эммы Мерфи и Клайва Джонса, «жилищная политика отдавала предпочтение -ашкенази иммигрантам , а не восточным евреям . Жилье, предназначенное для восточных евреев, часто перераспределялось среди европейских еврейских иммигрантов, обрекая восточных евреев на лишения маабарот на более длительные периоды». ." [ 26 ] 78% жителей маабарот были выходцами с Ближнего Востока, а уровень безработицы в самых худших лагерях достигал 90-96%. Те маабароты с менее плотным населением и ашкеназским большинством, такие как Кфар Виткин и Эвен Иегуда , имели лучшие возможности трудоустройства. [ 27 ] В лагерях маабарот, таких как Эмек Хефер , [ г ] В отчетах полиции Пардес-Ханна и Кесарии этническая напряженность вдоль границы между ашкенази и мизрахи описывается как взрывоопасная, но также имели место внутриобщинные разногласия, например, между иракскими курдскими евреями и иракскими арабскими евреями . [ 28 ]
Демонтаж
[ редактировать ]Бейт-Мазмил (сегодня Кирьят-ха-Йовель ), названный в честь бывшей арабской деревни на этом месте, был одним из двух крупных маабарот, основанных в Иерусалиме , и состоял из сотен асбестовых хижин, населенных новыми иммигрантами из Северной Африки и Восточной Европы. В 1960-е годы большую часть хижин разобрали и на их месте построили многоквартирные дома. Два уцелевших объекта планировалось снести в 2012 году, несмотря на протесты против сохранения их как части наследия Израиля. [ 29 ]
Сборные конструкции, использованные в маабароте, были импортированы из Канады, США, Финляндии, Швеции и Японии, что было дорогостоящим мероприятием, но правительство столкнулось с политической дилеммой: приспособить темпы иммиграции к возможностям строительной отрасли по строительству постоянных объектов. домов или ускорить иммиграцию и ликвидировать разрыв с помощью временных построек. [ 30 ]
Демография
[ редактировать ]
В первые годы после обретения Израилем независимости самая большая группа иммигрантов, прибывших в Израиль в это время — более 100 000 человек — была родом из Ирака . Остальные были выходцами из Европы, в том числе более 270 000 из разных уголков Восточной Европы. [ 31 ]
Джонатан Каплан предлагает демографический портрет маабарот: « Население, пережившее Холокост , обычно было старше и содержало меньше детей. С другой стороны, евреи из развивающихся стран Азии и Африки, как правило, имели большое количество детей, но меньшее количество детей. Пожилое население европейских иммигрантов, как правило, было более образованным. Возрастная группа 15–45 лет по сравнению с 66,8% в более ранних волнах иммиграции) и, следовательно, меньшее количество людей могло участвовать в рабочей силе нового штата. Новые иммигранты имели меньше образования: 16% людей в возрасте 15 лет и старше имели законченное среднее образование по сравнению с ними. до 34% среди первых поселенцев». [ 5 ]

Со временем маабарот превратились в израильские города или были поглощены районами городов, к которым они принадлежали, а жителям было предоставлено постоянное жилье. Число людей, проживающих в Маабароте, начало сокращаться с 1952 года.
Последние Маабарот были закрыты примерно в 1963 году. [ 19 ]
Большинство лагерей превратились в города развития , в том числе Кирьят-Шмона , Сдерот , Бейт-Шеан , Йокнеам , Ор-Йехуда и Мигдал ха-Эмек .
СМИ и популярная культура
[ редактировать ]Израильский сатирик Эфраим Кишон снял сатирический фильм о Маабарот под названием «Саллах Шабати» (1964). Фильм был номинирован на премию Оскар и считается израильской классикой. [ 32 ] [ 33 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Эти лагеря появились не просто из-за чрезвычайного положения растущего потока иммигрантов; вместо этого они были продуктом существующего детального плана, «Плана одного миллиона», консолидированного между 1942 и 1945 годами с целью принять один миллион еврейских иммигрантов за несколько лет до создания Израиля… Лагеря были неотъемлемой частью «Плана одного миллиона»… Однако, Через три года после завершения План «Один миллион» приблизился к реализации после провозглашения независимости Израиля в мае 1948 года и решения открыть ворота государства для еврейской иммиграции. Как и планировалось и предполагалось, лагерь постепенно стал центральным инструментом процесса абсорбции. До обретения статуса штата в центре страны действовало несколько небольших лагерей иммигрантов, а в соответствии с «Планом одного миллиона» на бывших британских военных объектах открылось около 30 дополнительных лагерей. ( Кац 2016 )
- ^ «Чтобы сдержать риски массовой иммиграции, Бен-Гурион поручил группе экспертов подготовить «План миллиона», который включал полный проект системы лагерей для размещения притока беженцев до тех пор, пока они не смогут быть расселены и трудоустроены. План был разработан очень подробно, включая даже расчет калорийности блюд, которые должны были готовиться на лагерных кухнях. Существование «Плана на миллион» требует от нас переосмысления истории этого события. было сказано о маабарасе , поскольку теперь оказывается, что концепция маабара на самом деле была предпосылкой, а не следствием массовой иммиграции». ( Козловский 2011 , стр. 155)
- ^ ...исследование, проведенное различными группами Комитета по планированию [Плана на миллион], позволило создать ноу-хау, которое использовалось после создания штата. Важная часть планов и рекомендаций Комитета по планированию была реализована после создания Государства Израиль. Первая рабочая предпосылка комитета - быстрая массовая миграция евреев - действительно была реализована сразу после создания Израиля, как и его рекомендации относительно создания лагерей иммигрантов и запроса компенсаций (репараций) от Германии. Работа Комитета по планированию также послужила основой для некоторых первоначальных планов и проектов развития Государства Израиль, таких как Национальный водный транспорт и первый Национальный план. ( Оана 2017 , стр. 31б)
- ↑ Можно утверждать, что Государство Израиль до и сразу после своего провозглашения переживало такие трудности, что не было других вариантов «поглотить» столько тысяч иммигрантов, прибывающих в страну, кроме как разместить их в этих нестабильных условиях. возможности хостинга. Тем не менее, я придерживаюсь мнения, что наиболее спорным вопросом в этом отношении является не результат (например, маабарот) выбора, а скорее выбор сам по себе — привезти в Израиль столько тысяч иммигрантов, следуя идее «План на миллион», представленный Бен-Гурионом в 1944 году ( Россетто, 2012 ).
- ^ По словам Яэль Аллвейл, одной из целей маабарот было утверждение суверенитета Израиля путем выведения иммиграции из-под контроля как Еврейского агентства, так и Еврейского национального фонда , органов, действующих как государство в государстве и реагирующих на мировое еврейство. ( Олвейл 2012 , стр. 52)
- ^ «Во время британского мандата ишув добился значительного прогресса в этой сфере, достигнув одного из самых низких показателей детской смертности в мире, двадцати девяти смертей на тысячу. После Великой алии эта цифра выросла до пятидесяти. два на тысячу Это не отражает уровень в лагерях иммигрантов, который был намного выше, чем среди населения в целом». ( Хакоэн 2003 , стр. 141)
- ^ Один бывший житель этой преимущественно йеменской общины вспоминал, что этот маабарот «представлял собой огороженный загон для сотен голодных людей, в то время как вокруг были фруктовые сады с апельсинами и мандаринами и поля овощей» ( Роби 2015 , стр. 101)
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Липшиц 1998 , с. 45.
- ^ Перейти обратно: а б с Свирски 2002 , стр. 114.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гавриелы-Нури 2015 .
- ^ Работы 2015 , с. 92.
- ^ Перейти обратно: а б Каплан 2015 .
- ^ Хакоэн 2003 , с. 138.
- ^ Хакоэн 2003 , с. 139.
- ^ Хакоэн 2003 , стр. 139–140.
- ^ Работы 2015 , с. 86.
- ^ Зейдельман 2012 , стр. 243–252.
- ^ Хакоэн 2003 , с. 151.
- ^ Перейти обратно: а б Олвейл 2012 , с. 60.
- ^ Роби 2015 , стр. 86–87.
- ^ Хакоэн 2003 , стр. 135–136.
- ^ Роби 2015 , стр. 88–92.
- ^ Davidovich & Shvarts 2004 , p. 166.
- ^ Davidovich & Shvarts 2004 , pp. 166–168.
- ^ Шапира 2014 , с. 226.
- ^ Перейти обратно: а б с Качански 1986 .
- ^ Davidovich & Shvarts 2004 , p. 160.
- ^ Арнон Голан, Амирам Орен, «Использование бывших британских военных баз во время и после войны 1948 года» , «Дела Израиля » , 24:2, 2018, 221-239.
- ^ Хакоэн 2003 , с. 191.
- ^ Липшиц 1998 , с. 47.
- ^ Работы 2015 , с. 87.
- ^ Роби 2015 , стр. 93–94.
- ^ Джонс и Мерфи 2004 , с. 37.
- ^ Работы 2015 , с. 94.
- ^ Работы 2015 , стр. 98.
- ^ Хассон 2012 .
- ^ Козловский 2011 , с. 14?.
- ^ Сегев 2018 , с. 96.
- ^ Палги 2017 , стр. 181–182.
- ^ Барретт 2018 , с. 42.
Источники
[ редактировать ]- Олвейл, Яэль (весна 2012 г.). «Израильское жилье и государственное строительство: заключение договора между государством и гражданином, 1948–1953 годы». Обзор традиционных жилищ и поселений . 23 (2): 51–67. JSTOR 41758895 .
- Барретт, Майкл С. (2018). Фильмы на иностранном языке и «Оскар»: номинанты и победители, 1948–2017 гг . МакФарланд и компания . ISBN 978-1-476-67420-9 .
- Давидович, Надав; Шварц, Шифра (лето 2004 г.). «Здоровье и гегемония: профилактическая медицина, иммигранты и израильский плавильный котел». Израильские исследования . 9 (2): 150–179. дои : 10.2979/ISR.2004.9.2.150 . JSTOR 30245633 . S2CID 143536692 .
- Гавриэли-Нури, Далия (18 апреля 2015 г.). «Почему транзитные лагеря для евреев-мизрахи были вычеркнуты из истории Израиля?» . Гаарец .
- Хакоэн, Двора (2003). Иммигранты в смятении: массовая иммиграция в Израиль и ее последствия в 1950-е годы и после . Издательство Сиракузского университета . ISBN 9780815629900 .
- Хассон, Нир (5 марта 2012 г.). «Последние остатки иерусалимского транзитного лагеря кусают пыль» . Гаарец .
- Джонс, Клайв; Мерфи, Эмма (2004) [Впервые опубликовано в 2002 г.]. Израиль: вызовы идентичности, демократии и государству . Рутледж . ISBN 978-0-415-27088-5 .
- Качански, Мириам (1986). «Маабарот» (на иврите). Израильский центр образовательных технологий.
- Каплан, Джонатан (27 апреля 2015 г.). «Массовая миграция в Израиль 1950-х годов» . Еврейское агентство .
- Кац, Ирит (2016). «Эволюция лагерей и создание Израиля: между «чрезвычайным положением» и «возникновением государства» » . Политическая география . 55 : 144–155. дои : 10.1016/j.polgeo.2016.09.003 .
- Козловский, Рой (2011). «Временные состояния архитектуры: массовая иммиграция и временное жилье в Израиле» . В Изенштадте Сэнди; Ризви, Кишвар (ред.). Модернизм и Ближний Восток: архитектура и политика двадцатого века . Вашингтонский университет Пресс . стр. 139–160. ISBN 978-0-295-80030-1 .
- Липшиц, Габриэль (1998). Страна в движении: Миграция в Израиль и внутри него, 1948–1995 гг . Springer Science & Business Media . ISBN 978-0-792-34850-4 .
- Оана, Дэвид (5 июня 2017 г.). Национализация иудаизма: сионизм как теологическая идеология . Лексингтонские книги. ISBN 978-1-4985-4361-3 .
- Палги, Михал (2017). Сто лет жизни кибуца: век кризисов и обновлений . Рутледж . ISBN 978-1-351-50166-8 .
- Роби, Брайан К. (2015). Эпоха восстания Мизрахи: борьба за забытые гражданские права в Израиле, 1948-1966 гг . Издательство Сиракузского университета . стр. 86–109. ISBN 978-0-815-65345-5 .
- Россетто, Пьера (ноябрь 2012 г.). Семи, Эмануэла Тревизан; Россетто, Пьера (ред.). «Пространство транзита, место памяти: Маабара и литературные пейзажи арабских евреев; в памяти и забвении евреев из арабо-мусульманских стран. Оспариваемые повествования об общем прошлом» . Квест. Проблемы современной еврейской истории. Журнал Fondazione CDEC . 4 . Архивировано из оригинала 26 сентября 2019 года . Проверено 12 октября 2019 г.
- Сегев, Том (2018) [Впервые опубликовано в 1986 году]. 1949 Первые израильтяне . Саймон и Шустер . ISBN 978-1-982-10207-4 .
- Зайдельман, Рона Д. (февраль 2012 г.). «Конфликты карантина: дело еврейских иммигрантов в еврейском государстве» . Американский журнал общественного здравоохранения . 102 (2): 243–252. дои : 10.2105/AJPH.2011.300476 . ПМК 3484001 . ПМИД 22390439 .
- Шапира, Анита (2014). Израиль: История . Вайденфельд и Николсон . ISBN 978-1-780-22739-9 .
- Свирски, Шломо (11 сентября 2002 г.). Политика и образование в Израиле: сравнение с Соединенными Штатами . Рутледж. стр. 114–. ISBN 978-1-135-58242-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Маабаротом, на Викискладе?