Еврейская миграция из Ливана после 1948 г.
Часть серии о |
Исход евреев из мусульманского мира |
---|
![]() |
Фон |
Антисемитизм в арабском мире |
Исход по странам |
Воспоминание |
Связанные темы |
Часть серии о |
Алия |
---|
![]() |
Концепции |
Досовременная алия |
Алия в наше время |
Поглощение |
Организации |
Связанные темы |
Миграция ливанских евреев в Израиль включала тысячи евреев, переехавших в Израиль. [1] подобно тому, как в 1948 году произошла эмиграция сотен тысяч евреев из арабских стран . Тем не менее, «в отличие от еврейских общин во многих других арабских государствах, еврейские общины в Ливане выросли после 1948 года, и только после окончания гражданской войны 1975 года община начала эмигрировать». [2] Это «ливанское различие» проистекает из двух компонентов: более позитивных отношений Ливана с европейскими властями во время французского мандата , чем в других арабских государствах, что приводит к более плюралистическому мировоззрению в Ливане, чем у его соседей; некоторые элементы маронитской христианской общины, терпимые к сионизму.
Фон
[ редактировать ]Обязательное правило
[ редактировать ]Тюдор Парфитт пишет: «Беспорядки, которые незадолго до этого были совершенно немыслимы, были первым серьезным признаком недовольства британским правлением в истории колонии». [3] Глядя на несколько примеров, таких как Аден, Ливия и Ирак, становится ясно, что отвращение к колониальному правлению и недовольство сионистским движением находили отклик в мусульманских общинах арабского мира. Эти настроения привели к нескольким актам насилия против евреев во всем арабском мире. Результатом стал страх и недоверие внутри еврейских общин, что привело к эмиграции сотен тысяч людей в Израиль. «Однако нет никаких сомнений в том, что беспорядки, отделенные от массовой иммиграции примерно четырьмя годами, были центральным фактором, вызвавшим ее». [4] Только в 1949 году Израиль стал свидетелем иммиграции почти двухсот тридцати пяти тысяч евреев. [5] К 1954 году число иммигрантов в Израиль с момента основания еврейского государства достигло 725 000 (половина населения) и распределялось следующим образом: [6]
Как и многие другие арабские государства, ливанцы испытывали глубокое недовольство отсутствием у них автономии. Однако, в отличие от многих других арабских государств, Ливан не испытывал такого же уровня недовольства своими европейскими колонизаторами.
Евреи присутствовали в Ливане с библейских времен и были фундаментальной частью ливанского общества. [8] «В двенадцатом веке… евреи жили на той же территории, что и друзы , с которыми они торговали и занимались ремеслами. Они были хорошо интегрированы в свою среду, и большинство из них были арабизированы». [9] Однако эту арабизацию не следует ошибочно истолковывать как ассимиляцию. Ливанские евреи не ассимилировались с мусульманской культурой, а скорее интегрировались. Здесь необходимо провести различие между ассимиляцией и интеграцией. В данном контексте ассимиляция подразумевает принятие большинства обычаев другой культуры. Вместо этого интеграция описывает отношения двух отдельных групп, которые собираются вместе, но сохраняют свою индивидуальность. Хотя евреи Ливана составляют фундаментальную часть ливанского общества, они сохранили свою религиозную и культурную самобытность. Одним из ключевых способов, с помощью которого ливанские евреи смогли сохранить свою культурную самобытность, была Конституция Ливана . В соответствии с французским мандатом французы помогли Ливану создать конституцию, которая «положила начало новому и неоднородному государству». [10] Таким образом, Ливан создал страну интеграции, а не ассимиляции, страну, в которой уважаются различные культуры и религии. «Права ливанской еврейской общины были признаны в гражданской конституции 1911 года. Это сделало их одним из наиболее прогрессивных меньшинств». [11] Более того, правительства не просто заявляли или писали о том, что они будут уважать меньшинства, но и делали это на практике. В обращении к представителям французского мандата и правительства Ливана Селим Харари заявил:
Мы обращаемся к правительству Ливанской Республики с чувством глубокой благодарности… за защиту наших прав и интересов как религиозного меньшинства; мы лояльные и искренние граждане. [12]
Сионизм в Ливане
[ редактировать ]В случае Ливана еврейское население никогда не воспринимало сионизм в такой степени, чтобы оправдать серьезные беспорядки или антиеврейское насилие. В письме полковнику Фредерику Кишу председатель Сионистской исполнительной власти написал, что до 1929 года все ливанские общины, включая евреев, «не проявляли интереса к палестинскому вопросу». [13] Даже после беспорядков 1929 года интерес евреев к Палестине возрос, но лишь незначительно. [14] Вместо того, чтобы считать себя евреями, ливанские евреи в первую очередь считали себя ливанскими гражданами . Даже Джозеф Фархи, назвавший себя ливанским сионистом, имел девиз «быть одновременно хорошим евреем и хорошим ливанским гражданином». [15] Среди ливанского еврейства иудаизм, как пишет Кирстен Шульце, «расценивался как религия, а не как национальность или идеология». [16] Национальная идентичность ливанских евреев оказалась намного сильнее, чем их готовность поддержать дело сионизма или, по крайней мере, их готовность эмигрировать. [ нужна ссылка ] Однако этот факт, идея нежелания евреев покидать свои дома не была уникальной для Ливана. На самом деле многие евреи арабских стран испытывали сильные чувства национализма по отношению к своим родным странам и веками мирно жили со своими братьями-мусульманами и христианами. [ нужна ссылка ] Уникальность Ливана заключалась в том, что ливанское правительство считало ливанских евреев антисионистами и эффективно защищало их от антиеврейского насилия. [ нужна ссылка ]
Сионизм и ливанская маронитская христианская община
[ редактировать ]Сионисты воспринимали Ливан как уникальное государство в арабском мире. [ нужна ссылка ] Лаура Айзенберг подтверждает эту уникальность большой католической общины маронитов в Ливане. [17] То, что эта маронитская община предоставила ливанским евреям, было обычным меньшинством, или, скорее, то, что ливанская еврейская община предоставила маронитам, было обычным меньшинством в арабском мире. Марониты стремились создать «альянс меньшинств» против мусульманского большинства . Марониты нашли этого союзника в лице сионистов. Обсуждая это, Шульце пишет: «возник просионистский подход со стороны сегментов маронитской общины, которые стремились к союзу с еврейской Палестиной, чтобы предотвратить «опасность ислама»». [18] Кроме того, Айзенберг обсуждает маронитскую поговорку «После субботы, воскресенья» - пословицу, призванную передать идею, «что как только мусульмане покончат с евреями, они обратятся против христиан». [19] Другими словами, католики-марониты нашли в лице сионистов сильного союзника против угрозы ислама. Точно так же сионисты стремились проложить дороги внутри арабских государств и нашли Ливан с его маронитской общиной идеальным местом для начала арабских отношений. «Фактически, маронитская католическая община в Ливане и догосударственная еврейская община в Палестине поддерживали интенсивные, длившиеся десятилетия отношения, которые поочередно характеризовались периодами затишья приятных обменов и судорожными попытками создать политически эффективный альянс». [20] Таким образом, с самого начала сионизма уже были установлены положительные отношения с ливанской маронитской общиной.
Эти позитивные отношения между сионистской и маронитской общинами вскоре распространились на ливанское правительство в целом, поскольку президентство в Ливане перешло к маронитам . [21] Более того, в это время в Ливане существовала сильная маронитская община. Фактически, согласно переписи 1932 года, марониты составляли большинство религиозной группы в Ливане. [22] Таким образом, благодаря сильной маронитской общине и маронитам на ключевых государственных постах, прочные маронитско-сионистские отношения превратились в прочные ливанско-сионистские отношения. Таким образом, поскольку другие арабские страны видели в сионизме угрозу своим народам и неправомерно обвиняли евреев в том, что они сионисты, и, в свою очередь, нападали на самих евреев, у Ливана были прочно установившиеся мирные отношения с сионизмом. Эти мирные и взаимопонимающие отношения, возникшие в результате десятилетий совместной работы, позволили ливанскому правительству понять сионизм и отреагировать соответствующим образом, в то время как многие другие арабские государства, которые не развивали такие отношения, видели в сионизме угрозу.
Насилие в арабских странах
[ редактировать ]По мере того как сионистское движение росло, росли и антиеврейские настроения в арабских странах. Тюдор Парфитт описывает ситуацию в Адене в письме:
«Обеспокоенность арабов проблемой Палестины трансформировалась в глубокую местную неприязнь к евреям под действием ряда факторов. конечно, очень заметный поток еврейских беженцев в Аден из Йемена, направляющихся в Палестину, в совокупности создал совершенно новую атмосферу». [23]
Традиционно евреи и мусульмане сосуществовали в Адене в относительном мире, но теперь Аден стал местом растущей напряженности, кульминацией которой стали несколько беспорядков. Опасения по поводу раздела Палестины на еврейское и арабское государство привели к небольшим арабским забастовкам в октябре 1947 года в Адене. [24] Аналогичным образом, 30 ноября напряженность, вызванная антисионистскими настроениями, переросла в насилие по всему Ближнему Востоку. «После предложения ООН о разделе Палестины 30 ноября страсти вскипели во всем арабском мире , и еврейская кровь пролилась в Палестине, Дамаске, Алеппо, Бейруте и Багдаде». [25] В преддверии и даже после создания Израиля в 1948 году антиеврейское насилие распространилось по всему арабскому миру .
Беспорядки в Триполи, Ливия, 4 ноября 1945 года последовали примеру беспорядков в Адене. «Беспорядки, включавшие грабежи магазинов, поджоги и физические нападения, усилились». [26] В сообщениях различных информаторов во время беспорядков говорится, что «в беспорядках участвовали в основном более бедные мусульмане всех возрастов, в то время как более богатые знатные люди стояли в стороне и наблюдали. Женщины также принимали участие, подбадривая бунтовщиков пронзительными криками». [27] Подобно Адену и Триполи, Ливия, Ирак, Сирия, Марокко и Египет, и это лишь некоторые из них, испытали антиеврейское насилие. Это насилие произошло не только как реакция на подъем сионизма и государства Израиль, но и как символ недовольства иностранным правлением.
Эмиграция из стран Ближнего Востока, кроме Ливана
[ редактировать ]С 1948 по 1975 год в Израиль иммигрировало 1 570 000 евреев. [28] Из них 751 000 прибыли из исламских стран, это почти 48% всех эмигрировавших евреев. [29] К 1954 году из 725 000 еврейских эмигрантов 326 000 прибыли из мусульманских стран, включая Ирак , Йемен , Иран и Аден . [30] Похоже, что арабо-еврейская напряженность по поводу создания Израиля создала неприветливые условия для евреев Ближнего Востока, включая антиеврейские беспорядки, взрывы и уголовные обвинения. Эти условия возникли в результате многолетнего растущего недовольства европейской колонизацией и сионизмом со стороны мусульман в арабских странах.
«На протяжении 1947 года комиссар полиции Адена отмечал неуклонное ухудшение отношений между евреями и мусульманами, которое сопровождалось ростом мелких нападений на евреев… Обеспокоенность арабов проблемой Палестины трансформировалась в глубокую местную неприязнь к евреям». [31] Мусульмане, веками жившие с евреями, начали возмущаться сионистской идеологией. Мусульмане рассматривали сионизм как предательство чувства общности, возникшего между сожителями. Хаим Саадун, ссылаясь на статью, написанную Мохаммедом Холти в 1934 году, пишет: «Они (евреи) предали мусульман, потому что их лояльность должна была быть предана Шерифской империи, гостеприимство которой было хорошо известно на протяжении веков». [32] Многих евреев называли сионистами, и по мере того, как росло отвращение мусульман к сионизму, росла и неприязнь мусульман к евреям в целом. Это недовольство переросло в активные формы насилия, вынудив многих евреев эмигрировать.
Гражданская война и антиеврейское насилие в Ливане
[ редактировать ]Шульце пишет, что, хотя антиеврейское насилие не было чем-то необычным в Ливане, «в контексте общего отношения ливанцев к своим еврейским гражданам, Ливан далек от «антисемитской [так в оригинале]» страны». [33] Вместо этого Шульце приводит несколько случаев антиеврейского насилия в качестве доказательства своего утверждения. Она пишет: «Несколько антиеврейских инцидентов заслуживают более пристального внимания не из-за самих инцидентов, а из-за того, что реакция Ливана на них, по сути, была защитной по отношению к евреям». [34]
Один случай ненависти к евреям в Ливане произошел, как и многие другие антиеврейские инциденты в арабском мире, во время арабо-израильских войн. В это время арабские националисты угрожали насилием против ливанских евреев. В результате правительство Ливана быстро направило в еврейский квартал военных и военизированных формирований, в том числе многих солдат-мусульман. Однако самым поразительным в этом случае и свидетельством хороших еврейско-мусульманских отношений в Ливане стало заявление президента еврейской общины Джозефа Аттие. Аттие заявил, что еврейская община «чувствовала себя в одинаковой безопасности как с мусульманскими, так и с христианскими вооруженными силами и полицией». [35]
Второй инцидент произошел в 1975 году и служит продвижению идеи прочных и позитивных еврейско-мусульманских отношений в Ливане. В 1975 году Организация освобождения Палестины (ООП) и Ливанское националистическое движение (ЛНД) переселились в Вади Абу Джамиль. Во время оккупации обе группы снабжали евреев едой и водой. Более того, ООП разместила у синагоги охрану, чтобы предотвратить вандализм. Как утверждает Шульце: «Действительно, пока ливанские христиане и мусульмане убивали друг друга, ливанские евреи поддерживали хорошие отношения с обеими сторонами». [36]
Таким образом, очевидно, что настроения в Ливане в целом были в пользу защиты ливанского еврейского населения. Ливанская община рассматривала свое еврейское население как неотъемлемую часть своей общины, они считали их ливанскими гражданами, а не евреями. Похоже, что во многом это доверие и товарищество возникли благодаря благоприятному ливанско-сионистскому взаимодействию, хотя ливанские евреи не были готовы иммигрировать в Израиль. Эти благоприятные отношения с сионизмом не существовали во многих арабских странах и привели к антиеврейским беспорядкам. [ нужна ссылка ]
Тем не менее, в последние годы гражданской войны евреи стали мишенью. Исаак Сассон, лидер ливанской еврейской общины, который был похищен под дулом пистолета 31 марта 1985 года по пути из международного аэропорта Бейрута после поездки в Абу-Даби. Ранее похитители также схватили Эли Халлака, 60-летнего врача; Хаим Коэн, 39-летний еврей; Исаак Тарраб; Йехеда Бенешти; Салим Джаммус; и Эли Срор. Коэн, Тарраб и Срур были убиты своими похитителями, мусульманской шиитской группой под названием «Организация угнетенных на Земле», которая, как полагают, была частью «Хезболлы» или имела связи с ней. Судьбы остальных остаются неизвестными, но предполагается, что они тоже были убиты. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Статистика Израиля, иммигранты по периоду иммиграции и стране рождения.
- ^ Парфитт, Тюдор, изд. (2000). Израиль и Измаил: исследования мусульманско-еврейских отношений (1-е издание в Соединенных Штатах Америки, изд.). Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. стр. 87 . ISBN 0-312-22228-9 .
- ^ Парфитт, Тюдор. Дорога к искуплению: евреи Йемена 1900-1950 гг . п. 167.
- ^ Голдберг, Харви. Еврейская жизнь в мусульманской Ливии: соперники и родственники . п. 122.
- ^ Н. Рогель, В. З. Лакер и. «Американский еврейский ежегодник» (PDF) . Архив Американского еврейского комитета . Проверено 6 декабря 2012 г.
- ^ Гилади, Г.Н. Раздор в Сионе: конфликт между евреями-ашкенази и сефардами в Израиле . п. 77.
- ^ Гилади, Г.Н. Раздор в Сионе: конфликт между евреями-ашкенази и сефардами в Израиле . п. 77.
- ^ Парфитт, Тюдор (2000). Израиль и Измаил: исследования мусульманско-еврейских отношений . п. 87.
- ^ Парфитт, Тюдор (2000). Израиль и Измаил: исследования мусульманско-еврейских отношений . п. 87.
- ^ Лонгригг, Хемсли (1972). Сирия и Ливан под французским мандатом . п. 125.
- ^ Парфитт, Тюдор (2000). Израиль и Измаил: исследования мусульманско-еврейских отношений . п. 91.
- ^ Парфитт, Тюдор (2000). Израиль и Измаил: исследования мусульманско-еврейских отношений . п. 92.
- ^ Парфитт, Тюдор (2000). Израиль и Измаил: исследования мусульманско-еврейских отношений . п. 96.
- ^ Парфитт, Тюдор (2000). Израиль и Измаил: исследования мусульманско-еврейских отношений . п. 96.
- ^ Парфитт, Тюдор (2000). Израиль и Измаил: исследования мусульманско-еврейских отношений . п. 96.
- ^ Парфитт, Тюдор (2000). Израиль и Измаил: исследования мусульманско-еврейских отношений . п. 97.
- ^ Айзенберг, Лаура (1994). Враг моего врага: Ливан в раннем сионистском воображении, 1900-1948 гг . п. 13.
- ^ Парфитт, Тюдор (2000). Израиль и Измаил: исследования мусульманско-еврейских отношений . п. 96.
- ^ Айзенберг, Лаура (1994). Враг моего врага: Ливан в раннем сионистском воображении, 1900-1948 гг . п. 13.
- ^ Айзенберг, Лаура (1994). Враг моего врага: Ливан в раннем сионистском воображении, 1900-1948 гг . п. 13.
- ^ Парфитт, Тюдор (2000). Израиль и Измаил: исследования мусульманско-еврейских отношений . п. 90.
- ^ Мактаби, Рания. «Возвращение к переписи населения Ливана 1932 года. Кто такие ливанцы» (PDF) . Проверено 6 декабря 2012 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Парфитт, Тюдор. Дорога к искуплению: евреи Йемена 1900-1950 гг . п. 165.
- ^ Парфитт, Тюдор. Дорога к искуплению: евреи Йемена 1900-1950 гг . п. 165.
- ^ Парфитт, Тюдор. Дорога к искуплению: евреи Йемена 1900-1950 гг . п. 166.
- ^ Голдберг, Харви. Еврейская жизнь в мусульманской Ливии: соперники и родственники . п. 111.
- ^ Голдберг, Харви. Еврейская жизнь в мусульманской Ливии: соперники и родственники . стр. 111–112.
- ^ Гилади, Г.Н. Раздор в Сионе: конфликт между евреями-ашкенази и сефардами в Израиле . п. 77.
- ^ Гилади, Г.Н. Раздор в Сионе: конфликт между евреями-ашкенази и сефардами в Израиле . п. 77.
- ^ Гилади, Г.Н. Раздор в Сионе: конфликт между евреями-ашкенази и сефардами в Израиле . п. 77.
- ^ Парфитт, Тюдор. Дорога к искуплению: евреи Йемена 1900-1950 гг . п. 165.
- ^ Парфитт, Тюдор, изд. (2000). Израиль и Измаил: исследования мусульманско-еврейских отношений (1-е издание в Соединенных Штатах Америки, изд.). Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. стр. 106 . ISBN 0-312-22228-9 .
- ^ Парфитт, Тюдор (2000). Израиль и Измаил: исследования мусульманско-еврейских отношений . п. 97.
- ^ Парфитт, Тюдор (2000). Израиль и Измаил: исследования мусульманско-еврейских отношений . п. 97.
- ^ Парфитт, Тюдор (2000). Израиль и Измаил: исследования мусульманско-еврейских отношений . п. 97.
- ^ Парфитт, Тюдор (2000). Израиль и Измаил: исследования мусульманско-еврейских отношений . п. 98.