Jump to content

Взрывы в Багдаде 1950–1951 гг.

Статья с расширенной защитой

Взрывы в Багдаде 1950–1951 гг.
Расположение Багдад , Королевство Ирак
Дата Апрель 1950 г. - июнь 1951 г.
Цель Иракские евреи
Тип атаки
Взрывы
Летальные исходы 3–4 иракских еврея убиты.
Раненый десятки раненых
Преступники Предполагаемое:

Взрывы в Багдаде 1950–1951 годов — серия взрывов еврейских объектов в Багдаде , Ирак, в период с апреля 1950 года по июнь 1951 года.

Вокруг истинной личности и целей виновников взрывов ведутся споры, и этот вопрос остается нерешенным. [ по мнению кого? ]

Два активиста иракского сионистского подполья были признаны иракским судом виновными в ряде взрывов и приговорены к смертной казни. Еще один был приговорен к пожизненному заключению, а еще семнадцать получили длительные сроки тюремного заключения. [ 2 ] Обвинения против израильских агентов нашли «широкий консенсус» среди иракских евреев в Израиле . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Многие иракские евреи в Израиле, жившие в плохих условиях, винили в своих бедах и неудачах израильских сионистских эмиссаров или иракское сионистское подпольное движение. [ 8 ] Теория о том, что «некоторые евреи» совершили нападения «для того, чтобы привлечь внимание правительства Израиля к тяжелому положению евреев», рассматривалась Министерством иностранных дел Великобритании как «более правдоподобная, чем большинство». [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 7 ] [ 4 ] Телеграммы между агентами Моссада в Багдаде и их начальством в Тель-Авиве создают впечатление, что ни одна из группировок не знала, кто несет ответственность за нападение. [ 10 ]

Израильское правительство последовательно отрицало причастность Израиля, в том числе в ходе внутреннего расследования, проведенного Моссадом. [ 12 ] даже после признания в 2005 году дела Лавона . [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]

Те, кто возлагает ответственность за взрывы на израильское или иракское сионистское подпольное движение, предполагают, что мотивом было побуждение евреев иммигрировать иракских в Израиль . [ 14 ] [ 18 ] [ 19 ] в рамках продолжающейся операции «Эзра и Неемия» . Те историки, которые поднимали вопросы относительно вины осужденных иракских сионистских агентов в связи с взрывами, отмечают, что к 13 января 1951 года почти 86 000 евреев уже зарегистрировались для иммиграции, а 23 000 уже уехали в Израиль. [ 7 ] что британцы, внимательно следившие за еврейской улицей, даже не упомянули о бомбах в апреле и июне 1950 года, и они не были упомянуты в ходе иракских процессов, то есть это были незначительные события. [ 7 ] Они назвали других возможных виновников, таких как националистический офицер иракской христианской армии, [ 20 ] а те, кто выразил сомнение относительно участия Израиля, утверждали, что весьма маловероятно, что израильтяне приняли бы такие меры для ускорения еврейской эвакуации, учитывая, что они уже изо всех сил пытались справиться с существующим уровнем еврейской иммиграции. [ 21 ] В 2023 году Ави Шлайм , историк еврейско-иракского происхождения, на основании отчета иракской полиции и воспоминаний одного из первых участников иракского сионистского подполья, доверившегося ему в 2017 году, пришел к выводу, что сионисты действительно несут ответственность как минимум за три из пяти взрывов. [ 22 ]

Фон

До исхода евреев в Израиль здесь проживало около 140 000 иракских евреев. Большинство из них проживало в Багдаде , где евреи составляли шестую часть населения города. Высокое еврейское население также существовало в городах Басра и Мосул . [ 23 ]

Иракские евреи составляют одну из старейших и наиболее исторически значимых еврейских общин в мире. К 1936 году среди евреев Ирака возросло чувство незащищенности. В 1941 году, после поражения пронацистского правительства Рашида Али , его солдаты и полицейские при поддержке арабской мафии начали Фархуд («насильственное лишение собственности»). [ 24 ] Позже правительственная комиссия сообщила, что по меньшей мере 180 евреев были убиты и 240 ранены, 586 еврейских предприятий разграблены и 99 еврейских домов сожжены. [ 25 ] Еврейские источники утверждали, что жертв было гораздо больше.

Летом 1948 года, после провозглашения Государства Израиль , иракское правительство объявило сионизм преступлением, караемым смертной казнью, и уволило евреев с государственных должностей. [ 26 ] В своей автобиографии Сассон Сомех , багдадский еврей, писал:

Эмиграция до 1946 или 1947 годов была нечастой, несмотря на растущее среди иракских евреев ощущение, что их дни в Стране Двуречья сочтены. К моменту начала войны в Палестине в 1948 году многие государственные служащие были уволены со своих государственных должностей. Торговля значительно пришла в упадок, и память о Фархуде, которая тем временем угасла, вернулась. [ 27 ]

В это время, пишет он, «сотни евреев... были приговорены военными судами к длительным срокам тюремного заключения за сионистскую и коммунистическую деятельность, как реальную, так и воображаемую. Некоторые из багдадских евреев, которые поддерживали сионистское движение, начали воровать через границу. в Иран, откуда их переправили в Израиль». [ 28 ]

Эли Кедури пишет, что после показательного суда 1948 года над Шафиком Адесом , уважаемым еврейским бизнесменом, публично повешенным в Басре, [ 28 ] Иракские евреи осознали, что они больше не находятся под защитой закона, и между мафией и иракским судом было мало различий. [ 29 ]

Эмиграция в Израиль была запрещена в 1948 году. [ 30 ] а к 1949 году иракское сионистское подполье контрабандой вывозило из страны иракских евреев со скоростью 1000 человек в месяц. [ 31 ] В марте 1950 года Ирак принял закон, который временно разрешал эмиграцию в Израиль, сроком только на один год, и лишал эмигрировавших евреев иракского гражданства. [ 32 ] [ 33 ] Закон был мотивирован экономическими соображениями (имущество уезжающих евреев возвращалось в государственную казну) и ощущением, что евреи являются потенциально проблемным меньшинством, без которого стране было бы лучше. [ 34 ] Поначалу немногие хотели зарегистрироваться, поскольку сионистское движение предлагало не делать этого до тех пор, пока не будут прояснены вопросы собственности. После усиления давления со стороны евреев и правительства движение уступило и согласилось на регистрацию. [ 35 ] Первоначально Израиль не хотел принимать такое количество иммигрантов (Гилель, 1987), но в марте 1951 г. [ нужна ссылка ] организовал операцию «Эзра и Неемия» , переброску по воздуху в Израиль, и отправил эмиссаров, чтобы побудить евреев покинуть страну.

В апреле 1950 года активист Моссада ЛеАлия Бет Шломо Гилель под псевдонимом Ричард Армстронг вылетел из Амстердама в Багдад в качестве представителя американской чартерной компании Near East Air Transport, чтобы организовать переброску иракских евреев в Израиль через Кипр . Ранее Гилель обучал сионистских боевиков в Багдаде под псевдонимом Фуад Салах. [ 36 ] Компания Near East Air Transport принадлежала Еврейскому агентству . [ 26 ] Первый рейс «Ближневосточных авиалиний» с иммигрантами из Ирака евреями прибыл в Израиль 20 мая 1950 года, когда 46 000 евреев уже зарегистрировались в соответствии с Законом о денатурализации. [ 37 ]

Израиль не смог справиться с таким количеством иммигрантов и ограничил количество рейсов из Ирака . к началу января 1951 года число евреев, зарегистрировавшихся для выезда, достигло 86 000, из которых уехало только около 23 000. [ 38 ] [ 39 ]

По словам Адама Шаца, Моссад пропагандировал еврейскую эмиграцию с 1941 года и использовал истории о жестоком обращении с евреями, чтобы побудить евреев уехать. [ 26 ] Нури аль-Саид предупредил еврейскую общину Багдада, чтобы она ускорила бегство из страны, иначе он сам отвезет евреев к границам. [ 40 ] Угрозы Нури аль-Саида побудили иракских чиновников издеваться над улетающими евреями до того, как они сели на самолет, и уничтожать их багаж. [ 41 ]

Инциденты с бомбардировками

По словам багдадской полиции, давшей показания на суде, в качестве оружия использовалась ручная граната времен Второй мировой войны британского производства « № 36 ». [ 42 ] произошло несколько взрывов В период с апреля 1950 г. по июнь 1951 г. в Багдаде : [ 43 ] [ 44 ]

  • В апреле 1950 года в кофейню «Эль-Дар Эль-Байда» в Багдаде была брошена бомба. В результате взрыва пострадали четверо евреев. [ 45 ]
  • 10 мая 1950 года в здание автомобильной компании «Бейт-Лави», принадлежащей евреям, была брошена граната. [ нужна ссылка ]
  • 3 июня 1950 года в Эль-Батавине, тогда еврейском районе Багдада, взорвалась граната, жертв не было. [ нужна ссылка ]
  • 14 января 1951 года граната повредила высоковольтный кабель возле синагоги Масуда Шем-Тов. Три, [ 45 ] или четыре [ 10 ] Евреи были убиты, в том числе 12-летний мальчик, десять получили ранения. [ 10 ]
  • 14 марта 1951 года в Американском культурном центре и библиотеке взорвалась бомба, ранив некоторых еврейских интеллектуалов, пользовавшихся этими помещениями. [ 46 ]
  • 5 июня 1951 года рядом с еврейским автосалоном Стэнли Сашуа на улице Эль-Расджид взорвалась бомба. [ 46 ] Никто не пострадал. [ нужна ссылка ]
  • 19 марта 1951 года на информационный офис посольства США было совершено нападение. [ 45 ] [ 47 ]
  • В мае 1951 года было совершено нападение на еврейский дом. [ 45 ]

Пробный

Прозападное иракское правительство Фейсала II и Нури аль-Саида привлекло к ответственности предполагаемых еврейских преступников в суде в ходе судебного разбирательства, которое началось в октябре 1951 года. Два подтвержденных активиста сионистского подполья, Шалом Салах Шалом, 19-летний Эксперт и Йосеф Ибрагим Басри, адвокат, занимавшийся сбором разведывательных материалов, были казнены после того, как были признаны виновными во взрывах. Хотя их причастность к подпольному движению и хранению тайников с оружием не оспаривалась, оба отрицали свою причастность к взрывам. [ 48 ] Показания Салаха под пытками косвенно позволили иракской полиции обнаружить большие тайники с оружием сионистского подполья в трех синагогах (Масуда Шемтов, Хахам Хаскал и Меир Тувейк) и в частных домах, в том числе 436 ручных гранат, 33 пулемета, 97 пулеметные патроны, 186 пистолетов. [ 49 ] Шломо Гилель , который также когда-то был членом иракского сионистского подполья, отметил, что последними словами казненных подсудимых были: «Да здравствует Государство Израиль». [ 50 ] Министерство иностранных дел Великобритании отметило в записке «Суд над евреями в Багдаде, 20 декабря 1951 года», что у них «нет оснований предполагать, что судебные процессы проводились иначе, чем обычным образом». [ 51 ]

Офицеры полиции Багдада, давшие показания на суде, судя по всему, были убеждены, что преступления были совершены еврейскими агентами, заявляя, что «любой, кто внимательно изучает это дело, увидит, что преступник не намеревался вызвать гибель евреев» и что каждая граната была «брошена не в центральные места, и не было намерения убить или ранить определенного человека». [ 52 ] [ 53 ]

Историк Эстер Меир-Глиценштейн в своей книге « Сионизм в арабской стране: евреи в Ираке в 1940-х годах » утверждает, что обвинения в иракском процессе были «безосновательны по нескольким причинам», поскольку многие тысячи иракских евреев уже зарегистрировались, чтобы покинуть страну. время последующих взрывов, и обвинения касались только этих более поздних взрывов. [ 54 ]

Ответственность за взрывы

Были споры о том, были ли бомбы на самом деле заложены Моссадом или иракским сионистским подпольем, чтобы побудить иракских евреев иммигрировать в недавно созданное государство Израиль , или же они были работой арабских антиеврейских экстремистов в Ираке. Этот вопрос стал предметом судебных исков и расследований в Израиле. [ 55 ]

Истинная личность и цели виновников взрывов были предметом споров. Секретное израильское расследование в 1960 году не обнаружило никаких доказательств того, что им приказал Израиль, или каких-либо мотивов, которые могли бы объяснить нападение, хотя выяснилось, что большинство свидетелей считали, что ответственность за взрывы несут евреи. [ 56 ] Проблема остается нерешенной: иракские активисты до сих пор регулярно заявляют, что Израиль применил насилие для организации исхода, в то время как израильские официальные лица того времени категорически отрицают это. [ 57 ] Историк Моше Гат сообщает, что «веру в то, что бомбы были брошены сионистскими агентами, разделяли те иракские евреи, которые только что добрались до Израиля». [ 58 ] Социолог Филип Мендес поддерживает утверждения Гата и далее считает, что обвинения были созданы под влиянием и искажены чувством дискриминации. [ 21 ]

Заявления об участии Израиля или иракских сионистов

Историк Аббас Шиблак , иракский еврей Наим Гилади и ЦРУ агент Уилбур Крейн Ивланд [ 19 ] утверждали, что к взрывам были причастны евреи.

В 1949 году сионистский эмиссар Юдка Рабинович пожаловался, что самоуспокоенность иракских евреев «препятствует нашему существованию», и предложил Моссаду « бросить несколько ручных гранат для запугивания в кафе с преимущественно еврейской клиентурой, а также листовки с угрозами евреям и требуя их изгнания из Бермана», используя кодовое название Ирака. [ 59 ] Моссад запретил ему вести переговоры или осуществлять какие-либо террористические акты - приказ, который, как он сообщил, он «подтвердил и принял». [ 59 ]

По словам Моше Гата, а также Меир-Глиценштейна, [ 60 ] Сэмюэл Клаузнер, [ 3 ] Райан Аль-Шаваф [ 61 ] и Йеуда Шенхав, «среди иракских евреев существует широкое согласие в том, что эмиссары бросали бомбы, чтобы ускорить выезд евреев из Ирака». [ 5 ] [ 62 ] Шенхав отметил меморандум Министерства иностранных дел Израиля , в котором говорилось, что иракские евреи отреагировали на повешение Салаха и Басри следующим образом: «Это месть Бога движению, которое довело нас до таких глубин». [ 63 ]

Посольство Великобритании в Багдаде оценило, что взрывы были осуществлены сионистскими активистами, пытавшимися подчеркнуть опасность для иракских евреев, чтобы повлиять на Государство Израиль и ускорить темпы еврейской эмиграции. Другое возможное объяснение, предложенное посольством, заключалось в том, что бомбы были предназначены для того, чтобы изменить мнение состоятельных евреев, которые хотели остаться в Ираке. [ 9 ] [ 10 ]

В ходе операции израильской военной разведки 1954 года, известной как « Дело Лавона» в честь министра обороны Пинхаса Лавона , группа египетских евреев- сионистов попыталась заложить бомбы в библиотеке Информационной службы США, а также на ряде американских объектов в Каире и Александрии. По словам Тевета, они надеялись, что в их действиях будут обвинены « Братья-мусульмане» , коммунисты, «неустановленные недовольные» или «местные националисты». [ 64 ] и это подорвет доверие Запада к существующему египетскому режиму, порождая общественную нестабильность и действия, направленные на аресты, демонстрации и акты мести, при этом полностью скрывая израильский фактор. Операция провалилась, преступники были арестованы египетской полицией и привлечены к ответственности, двое приговорены к смертной казни, несколько - к длительным срокам тюремного заключения.

Правительство Израиля отрицает какую-либо связь со взрывами в Багдаде и обвиняет иракских националистов в нападениях на иракских евреев. Однако, по словам Шалома Коэна , когда в Израиле разразилось дело Лавона , Лавон заметил: «Этот метод действий не был изобретен для Египта. Раньше он был опробован в Ираке». [ 65 ]

Иракский еврей-антисионист [ 66 ] Автор Наим Гилади утверждает, что взрывы были «совершены сионистскими агентами, чтобы вызвать страх среди евреев и тем самым способствовать их исходу в Израиль». [ 67 ] Эту теорию разделяет Ури Авнери , [ 68 ] который написал в книге «Мой друг, враг» , что «после раскрытия дела Лавона... багдадское дело стало более правдоподобным» [ 14 ] и Мэрион Вольфсон. [ 68 ]

Палестинский историк Аббас Шиблак считает, что нападения были совершены сионистскими активистами и что эти нападения стали основной причиной последующего исхода иракских евреев в Израиль. [ 18 ] Шиблак также утверждает, что эти нападения были попыткой испортить иракско-американские отношения, заявив, что «нападение на Информационный центр США в марте 1951 года, вероятно, было попыткой изобразить иракцев как антиамериканских и заручиться большей поддержкой сионистского дела в Ираке». США». [ 23 ]

Моше Гат утверждает, что Авнери писал «не проверяя факты», что сочинение Вулфсона служит «искажению дат взрывов» и что эти работы «послужили основой для аргументов палестинского автора Аббаса Шиблака». [ 68 ]

Гилади утверждает, что его также поддерживает Уилбур Крейн Ивланд, бывший старший офицер Центрального разведывательного управления (ЦРУ), в своей книге « Верёвки из песка» . [ 19 ] По словам Ивленда, чья информация предположительно была основана на официальном иракском расследовании, которым было передано посольство США, [ 45 ] «Пытаясь изобразить иракцев антиамериканцами и терроризировать евреев, сионисты заложили бомбы в библиотеке Информационной службы США и в синагогах. Вскоре начали появляться листовки, призывающие евреев бежать в Израиль... Мир поверил сообщениям о том, что арабский терроризм мотивировал бегство иракских евреев, которых сионисты «спасли», на самом деле только для того, чтобы увеличить еврейское население Израиля». [ 19 ]

Шимон Мендес написал в «Гаарец »: «Кто-то должен был действовать, и он предпринял соответствующие действия в нужное время. Ибо только такое действие, как взрывы, привело бы их в Израиль. Любой, кто понимал политику и события в Израиле, давно был осознавая это». [ 69 ]

Иегуда Таджар, который провел десять лет в иракской тюрьме за предполагаемое участие во взрывах, дал интервью Артуру Неслену в книге 2006 года «Оккупированные умы». По словам Таджара, вдова одного из еврейских активистов Йосефа Бейт-Халахми намекала на то, что он организовал нападения после того, как его коллеги были арестованы за взрыв в синагоге Масуда Шемтова, чтобы доказать, что преступниками не были те, кто предстал перед судом. [ 10 ]

Заявления об отсутствии причастности Израиля

Анализ Еврейского телеграфного агентства

В сообщении Еврейского телеграфного агентства того времени говорится, что террористам были предъявлены обвинения как во взрыве синагоги 14 января 1951 года, так и во взрыве гранаты 19 марта. [ 70 ]

Анализ Моше Гата

По словам историка Моше Гата , « израильские эмиссары не только не заложили бомбы в местах, упомянутых в иракском заявлении, но и в том, что на самом деле не было необходимости предпринимать столь решительные действия, чтобы убедить евреев покинуть Ирак и отправиться в Израиль». ". [ 71 ]

  • Гат касается предполагаемой мотивации Израиля ускорить регистрацию евреев для выезда из Ирака: «К 8 марта зарегистрировалось чуть более 105 000 евреев, из которых почти 40 000 покинули страну. Еще около 15 000 уехали нелегально до и после принятия закона. число евреев, проживавших в Ираке до начала эмиграции, оценивается в 125 000, это означает, что осталось около 5 000 евреев, которые предпочли остаться в Ираке. Ирак. Зачем тогда кому-то в Израиле хотелось бросать бомбы, кого они хотели запугать?» [ 72 ]
  • Гат писал, что безумная регистрация евреев для денатурализации и выезда была вызвана знанием того, что срок действия закона о денатурализации должен был истечь в марте 1951 года. Он также отметил влияние дальнейшего давления, включая закон о замораживании собственности, и продолжающихся антиеврейских волнений, которые подняли страх перед масштабными погромами . [ 73 ] По мнению Мендеса, маловероятно, чтобы израильтяне приняли такие меры для ускорения еврейской эвакуации, учитывая, что они уже изо всех сил пытались справиться с существующим уровнем еврейской иммиграции. [ 21 ]
  • Гат также поднял ряд вопросов о судебном процессе и виновности предполагаемых евреев, бросавших бомбы:
    • Офицер иракской армии, известный своими антиеврейскими взглядами, первоначально был арестован за эти правонарушения, но ему так и не было предъявлено обвинение после того, как в его доме были обнаружены взрывные устройства, аналогичные тем, которые использовались при нападении на еврейскую синагогу. [ нужна ссылка ]
    • Взрывы 1950–1951 годов последовали за долгой историей антиеврейских инцидентов в Ираке, и обвинение не смогло представить ни одного очевидца. [ нужна ссылка ]
    • Шалом Салах сообщил суду, что он признался после жестоких пыток. [ 74 ] Других доказательств, прямо связывающих обвиняемых со взрывом, не было, а были лишь косвенные доказательства обнаружения взрывных устройств и оружия. [ 75 ]
    • Инцидент с взрывом 8 апреля 1950 года, в результате которого были ранены 4 еврея, не был включен в обвинительное заключение против членов подполья, хотя он фигурировал в заявлении правительства. [ 76 ] Прокурор заявил, что злоумышленники планировали причинить телесные повреждения, но не привести к гибели людей. Граната, однако, унесла пять жизней в синагоге (или четыре, согласно обвинению) и ранила более 20 человек. Это не помешало прокурор в своем заключительном слове не включил это происшествие в список обвинений против подпольщика, хотя это противоречило показаниям двух свидетелей». [ 75 ] Тем не менее, их не обвинили во взрыве синагоги.

Гат предполагает, что преступники могли быть членами антиеврейской партии « Истикляль » . [ 21 ] [ 23 ] [ 77 ] Иегуда Таджар, один из предполагаемых террористов, заявил, что взрыв был осуществлен «Братьями -мусульманами» . [ 10 ]

По словам Гата, « британское министерство иностранных дел, которое вряд ли можно заподозрить в просионистских тенденциях, никогда прямо не заявляло, что именно обвиняемые бросили бомбы» и « сообщения посольства США также вызывают серьезные сомнения относительно того, были ли двое осужденных мужчин фактически виновен в бросании бомб» . [ 78 ]

Другие заявления об отсутствии причастности Израиля

Мордехай Бен Порат , основатель и председатель Центра вавилонского еврейского наследия, который в то время координировал еврейскую эмиграцию, был обвинен в организации бомбардировок с целью ускорить исход евреев из Ирака израильским журналистом Барухом Наделем в 1977 году. Бен Порат подал в суд на журналиста за клевету, закончившуюся внесудебным компромиссом, в ходе которого Надель отказался от всех обвинений в адрес израильских эмиссаров и извинился [ 79 ] [ 55 ]

В своей книге 1996 года «В Багдад и обратно» Бен-Порат опубликовал полный отчет следственной комиссии 1960 года, назначенной Давидом Бен-Гурионом , которая «не нашла никаких фактических доказательств того, что бомбы были брошены какой-либо еврейской организацией или частным лицом». и был «убежден, что ни одно лицо в Израиле не отдавало приказ совершать подобные диверсии». [ 12 ]

Влияние на иракскую еврейскую эмиграцию

Перемещенные иракские евреи прибывают в Израиль, 1951 год.

В марте 1950 года правительство Ирака приняло Закон о денатурализации, который позволял евреям эмигрировать, если они отказались от иракского гражданства. [ 80 ] Премьер-министр Ирака Тауфик аль-Сувайди ожидал, что 7 000–10 000 евреев из 125 000 еврейского населения Ирака уедут. [ 26 ] Несколько тысяч евреев зарегистрировались на это предложение еще до того, как произошел первый взрыв. [ 23 ] Первый взрыв произошел в последний день Песаха, 8 апреля 1950 года. Последовала паника в еврейской общине, и многие другие евреи зарегистрировались, чтобы покинуть Ирак. Срок действия закона истек в марте 1951 года, но был продлен после того, как иракское правительство заморозило активы уезжающих евреев, включая тех, кто уже уехал. Между первым и последним взрывом почти вся еврейская община, за исключением нескольких тысяч человек, зарегистрировалась для выезда из страны. [ 23 ] [ 26 ] Эмиграция евреев была также связана с ухудшением статуса евреев в Ираке после арабо-израильской войны 1948 года , поскольку их подозревали в нелояльности Ираку. К ним относились с угрозами, подозрениями и физическими нападениями, а средства массовой информации изображали их как пятую колонну . [ 26 ] К 1953 году почти все евреи покинули страну. [ 26 ] В своих мемуарах о еврейской жизни в Багдаде Сассон Сомех пишет: «Темпы регистрации для отказа от гражданства вначале были медленными, но они увеличивались по мере роста напряженности между евреями и их соседями и после террористических актов, совершенных против еврейских предприятий и учреждения - особенно синагога Масуда Шем-Тов... Это было место, куда эмигрирующие граждане должны были явиться со своим багажом перед отъездом в Израиль». [ 81 ]

См. также

Ссылки

  1. ^ Гат, 2013, с. 174
  2. ^ Моррис и Блэк, 1992, с. 91
  3. ^ Jump up to: а б Клаузнер, Сэмюэл (1998), «Исход евреев из Ирака 1948–1951», Современное еврейство , 19 (1): 180–185, doi : 10.1007/BF02963432 , JSTOR   23455343 , Большинство из 120 000 иракских евреев, перевезенных в Израиль через Операция Эзра и Немехия в 1950-1951 годах считал, что их заставил бежать израильский Моссад. Многие до сих пор полагают, что, когда регистрация для эмиграции замедлилась, члены сионистского подполья бросали ручные гранаты в еврейские учреждения. Это подозрение способствовало отчуждению иракских иммигрантов от сменявших друг друга лейбористских правительств.
  4. ^ Jump up to: а б Аль-Шаваф 2006 , с. 72а.
  5. ^ Jump up to: а б Гат 1997 , с. 177: «Верность в том, что бомбы были брошены сионистскими агентами, разделяли те иракские евреи, которые только что прибыли в Израиль. Эти евреи были убеждены, что бомбы были брошены для того, чтобы ускорить их отъезд. Если бы инциденты не произошли, они могли бы оставаться в целости и сохранности в своих комфортабельных домах в Багдаде. Трудности, с которыми они столкнулись в Израиле в начале 1952 года, были прямым следствием этого поступка, когда иммигранты узнали о повешении двух осужденных евреев. бросая бомбы, многие отреагировали, заявив, что это было божественное возмездие против подпольного движения, которое привело их в Израиль... (Сноска) Среди иракских евреев существует широкое мнение, что эмиссары бросали бомбы, чтобы ускорить отъезд евреев. из Ирака"
  6. ^ Шенхав 1999 , с. 605а.
  7. ^ Jump up to: а б с д Меир-Глитценштейн 2004 , с. 257.
  8. ^ Ян Блэк (1991). Тайные войны Израиля: история разведывательных служб Израиля . Гроув Пресс. стр. 92–. ISBN  978-0-8021-3286-4 . Что касается Салаха и Басри, то многие иракские еврейские иммигранты в Израиле, подолгу жившие в ветхих палаточных лагерях с плохим обслуживанием, выражали либо безразличие, либо удовольствие от своей судьбы. Это Божья месть движению, которое привело нас сюда», — говорили некоторые. Многие продолжали верить, что Салах и Басри бросили бомбы «чтобы стимулировать эмиграцию из Ирака».
  9. ^ Jump up to: а б Посольство Великобритании в Багдаде, FO371, EQ1571, от Багдада до FO, 27 июня 1951 г., «одна теория, которая более правдоподобна, чем большинство других, заключается в том, что некоторые евреи пытались, бросая бомбы в определенные здания, сосредоточить внимание правительства Израиля на тяжелое положение евреев в Ираке, чтобы они могли быстро продвигать воздушные перевозки и, возможно, в качестве второй цели, побудить тех зажиточных евреев, которые решили остаться в Ираке, чтобы передумать и эмигрировать в Израиль».
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г Сегев, Том (4 июня 2006 г.). «Теперь это можно сказать» . Гаарец . Архивировано из оригинала 4 мая 2008 года . Проверено 5 апреля 2010 г.
  11. ^ Шибла 1986 , с. 153.
  12. ^ Jump up to: а б В Багдад и обратно. Архивировано 14 марта 2009 г. в Wayback Machine.
  13. ^ Гат 1997 , с. 186: «В разгар общественных дебатов в Израиле о так называемом «происшествии» (Эсек Биш) – бросании бомб евреями в Египет в 1954 году – был также поднят вопрос о взрывах в Багдаде в 1950–51 годах. ."
  14. ^ Jump up to: а б с Авнери, Ури (1986), Мой друг-враг , Л. Хилл, стр. 135–6, ISBN  9780882082127 « Потом произошло что-то загадочное. Бомбы начали взрываться в синагогах и других местах, часто посещаемых евреями, возникла паника, и число желающих уехать выросло за одну ночь... После раскрытия дела Лавона... багдадское дело стало более правдоподобным.
  15. ^ Аль-Шаваф 2006 , с. 73.
  16. ^ Шибла 1986 , с. 159
  17. ^ Коэн, стр. 111
  18. ^ Jump up to: а б Шиблак, Аббас (июль 1986 г.). Соблазн Сиона: случай иракских евреев . Аль Саки. стр. 123–4 и 196. ISBN.  978-0-86356-033-0 . Проверено 5 апреля 2010 г. Понятно, что взрывы произошли в критический момент, когда другие факторы кажутся недостаточными для обеспечения массовой эмиграции. . . Всякий раз, когда страхи утихали, новый взрыв разрушал чувство безопасности, и шансы остаться в Ираке казались все более мрачными.
  19. ^ Jump up to: а б с д Ивленд, Уилбур Крейн (1980). Веревки из песка, провал Америки на Ближнем Востоке . WW Norton & Co Inc. с. 48. Пытаясь изобразить иракцев как антиамериканцев и терроризировать евреев, сионисты заложили бомбы в библиотеке Информационной службы США и в синагогах. Вскоре стали появляться листовки, призывающие евреев бежать в Израиль. Позднее иракская полиция предоставила нашему посольству доказательства того, что взрывы в синагогах и библиотеках, а также кампании антиеврейских и антиамериканских листовок были делом рук подпольной сионистской организации. Большая часть мира верила сообщениям, что арабы терроризм стал причиной бегства иракских евреев, которых сионисты «спасли» на самом деле только для того, чтобы увеличить еврейское население Израиля.
  20. ^ Гат 1997 , с. 180: «В этом контексте следует отметить, что еврейская ежедневная газета «Давар» написала 28 января, через две недели после инцидента, что майор Джамиль Мамо, христианский офицер иракской армии, был арестован по подозрению в совершении преступления в Синагога Масуда Шемтова. При обыске его дома были обнаружены три подобных взрывных устройства, брошенных в синагогу. Офицер, согласно слухам, распространявшимся в то время в иракской общине Израиля, был членом синагоги. Партия Истикляль..."
  21. ^ Jump up to: а б с д Мендес, Филип. Забытые беженцы: причины исхода евреев из арабских стран после 1948 года. Архивировано 22 октября 2012 года в Wayback Machine , представлено на 14-й конференции по еврейским исследованиям в Мельбурне, март 2002 года. Получено 12 июня 2007 года. «Историк Моше Гат утверждает, что было мало прямую связь между взрывами и исходом Он демонстрирует, что это безумный и массовый исход. Регистрация евреев для денатурализации и выезда была обусловлена ​​осознанием того, что срок действия закона о денатурализации должен был истечь в марте 1951 года. Он также отмечает влияние дальнейшего давления, включая закон о замораживании собственности, и продолжающихся антиеврейских волнений, которые вызвали страх перед крупными еврейскими волнениями. Кроме того, маловероятно, что израильтяне пошли бы на такие меры для ускорения еврейской эвакуации, учитывая, что они уже с трудом справлялись с существующим уровнем еврейской иммиграции. Гат также вызывает серьезные сомнения в виновности. предполагаемых евреев, бросавших бомбы. Во-первых, офицер-христианин иракской армии, известный своими антиеврейскими взглядами, был арестован, но, судя по всему, ему не было предъявлено обвинение в совершении этих преступлений. В его доме было обнаружено несколько взрывных устройств, аналогичных тем, которые использовались при нападении на еврейскую синагогу. Кроме того, в Ираке уже давно имели место антиеврейские инциденты с забрасыванием бомб. Во-вторых, обвинение не смогло представить ни одного свидетеля, видевшего брошенные бомбы. В-третьих, подсудимый-еврей Шалом Салах заявил в суде, что его жестоко пытали с целью добиться признания. Таким образом, вопрос о том, кто несет ответственность за взрывы, остается открытым, хотя Гат предполагает, что наиболее вероятными виновниками были члены антиеврейской партии «Истикляль». Конечно, воспоминания и интерпретации событий еще больше подверглись влиянию и искажению прискорбной дискриминации, которой подверглись многие иракские евреи по прибытии в Израиль».
  22. ^ Ави Шлайм , Три мира: Мемуары арабского еврея, Oneworld Publications. ISBN   978-0-861-54464-6 2023 гл.7.
  23. ^ Jump up to: а б с д и Аль-Шаваф 2006 .
  24. Террор, стоящий за исходом евреев из Ирака. Архивировано 9 августа 2018 г. в Wayback Machine, Джулия Магнит ( The Telegraph , 16 апреля 2003 г.).
  25. ^ Блэк, Эдвин (зима 2004 г.). «Обделенные: как 2600-летняя еврейская община Ирака была уничтожена за одно десятилетие» . Том 23 . Реформирующий иудаизм онлайн. Архивировано из оригинала 11 марта 2012 года . Проверено 10 апреля 2010 г.
  26. ^ Jump up to: а б с д и ж г Шац, Адам (6 ноября 2008 г.), «Покидая рай» , London Review of Books , 30 (21), заархивировано из оригинала 29 июля 2019 г. , получено 5 апреля 2010 г. , 15 мая 1948 г., через три месяца после Ватбы, было провозглашено государство Израиль, арабские армии вторглись, и аль-Саид ввел военное положение. Неделю спустя иракские газеты призывали к бойкоту еврейских магазинов, чтобы «освободить» иракцев от «экономического рабства и доминирования, навязанного еврейским меньшинством». Эта подозрительность к евреям поощрялась слабым и порицаемым правительством, для которого арабский национализм был грубым, но эффективным оружием, отвлекающим внимание от его колониальной покорности и от его плохих военных действий в Палестине. Замораживание палестинских активов израильским правительством и прибытие в Ирак восьми тысяч палестинских беженцев летом 1948 года никоим образом не успокоили ситуацию. В ответ на волну народного гнева иракское правительство объявило сионизм преступлением, караемым смертной казнью, уволило евреев с правительственных должностей и, ссылаясь на поддержку Сталиным раздела, нашло еще один предлог для облавы на коммунистов всех сект.
  27. ^ Багдад, Вчера: Становление арабского еврея, Сассон Сомех, Ibis, 2003, стр. 150
  28. ^ Jump up to: а б Багдад, Вчера: Становление арабского еврея, Сассон Сомех, Ибис, 2003, с. 152
  29. ^ «Террор, стоящий за исходом евреев из Ирака, Джулия Магнит ( The Telegraph , 16 апреля 2003 г.)» . Архивировано из оригинала 9 августа 2018 года . Проверено 3 апреля 2018 г.
  30. ^ Гат 2013, стр. 55.
  31. ^ Р.С. Саймон, С. Регер, М. Ласкиер, Евреи Ближнего Востока и Северной Африки в наше время ( Columbia University Press , 2003), стр. 365
  32. ^ Гат, 2013, с. 183
  33. ^ Мэтью Эллиот (15 августа 1996 г.). Независимый Ирак: британское влияние в 1941–1958 гг . ИБТаурис. стр. 81–. ISBN  978-1-85043-729-1 . Иракские евреи. Им не разрешили покинуть страну в период военного положения, из-за чего другим иракцам было трудно отличить (если бы они захотели) между лояльными евреями и теми, кто симпатизировал Израилю. Посредством законопроекта Ирак мог бы ответить на международную критику его ограничений на еврейскую эмиграцию и в то же время дать тем, кто решил остаться, возможность продемонстрировать свою лояльность.
  34. ^ Ян Блэк (1991). Тайные войны Израиля: история разведывательных служб Израиля . Гроув Пресс. п. 89. ИСБН  978-0-8021-3286-4 . иракское правительство руководствовалось «экономическими соображениями, главным из которых было то, что почти вся собственность уезжающих евреев вернулась в государственную казну», а также то, что «евреи рассматривались как беспокойное и потенциально проблемное меньшинство, от которого стране лучше всего было избавиться». ."
  35. ^ Меир-Глитценштайн 2004 , с. 204: «Как указывалось выше, эта ситуация была следствием израильской политики иммиграции и абсорбции. На протяжении всего этого периода Израиль отказывался давать указания своим эмиссарам в Багдаде ограничить регистрацию для эмиграции и вместо этого выражал готовность принять всех иракских евреев, которые хотели Но в то время иммигранты также наводнили Израиль из Польши и особенно из Румынии, где выездные ворота неожиданно были вновь открыты, и Израиль также не хотел ограничивать алию из этой страны. первоначальное поглощение такого большого количества иммигрантов и поэтому установило квоты, основанные на приоритетах, а Польше и Румынии был предоставлен приоритет перед Ираком ... Причиной предоставления приоритета иммиграции из Восточной Европы была обеспокоенность тем, что коммунистические режимы там закроют свои страны. ворота и положить конец исходу… Бен-Гурион утверждал, что иракские лидеры были полны решимости избавиться от евреев, подписавшихся на эмиграцию, и полагал, что отсрочка их отъезда не положит конец этому процессу. Напротив, он опасался, что алия из Румынии будет внезапно прекращена по приказу сверху, а алия из Польши должна была прекратиться в начале 1951 года».
  36. ^ Шломо Гилель (20 октября 1987 г.). Операция Вавилон . Даблдэй. стр. 16–17 . ISBN  978-0-385-23597-6 .
  37. ^ «ИРАКСКИЕ ЕВРЕИ СОВЕРШАЮТ ИСХОД НА «КОВЕРЕ-ЛЕТЕНЕ» » . Чикагская трибуна. 22 мая 1950 года. Архивировано из оригинала 19 декабря 2015 года . Проверено 16 октября 2014 г. ИРАКСКИЕ ЕВРЕИ СОВЕРШАЮТ СВОЙ ИСХОД НА «КОВЕРЕ-ЛЕТЕНЕ» ... На этот раз иракские евреи путешествуют на четырехмоторных самолетах Skymasters [C-54sl авиакомпании Near East Airlines]
  38. ^ Меир-Глитценштейн 2004 , с. 203: «Изменения начались в результате иммиграционной политики израильского правительства: темпы алии сильно отставали от регистрации и лишения гражданства зарегистрировавшихся.
    К сентябрю 1950 года уехало всего 10 000 евреев; 60 000 из 70 000 зарегистрировавшихся все еще находились в Ираке. Проблема становилась все хуже. К середине ноября из 83 000 зарегистрировавшихся покинуло только 18 000. К началу января 1951 года дела не улучшились: число зарегистрировавшихся достигло 86 000, из которых уехало лишь около 23 000. Более 60 000 евреев все еще ждали возможности покинуть страну! По закону евреи, потерявшие гражданство, должны были покинуть Ирак в течение 15 дней. Хотя теоретически только 12 000 евреев, все еще находящихся в Ираке, завершили процесс регистрации и были лишены гражданства, позиция остальных не сильно отличалась: иракское правительство не спешило лишать их гражданства только потому, что уровень отъезда уже был отставала от лишения гражданства и не хотела усугублять проблему.
    Тем временем тысячи евреев были уволены с работы, продали свою собственность и ждали израильских самолетов, тем временем тратя свои скудные средства. В особенно тяжелом положении находились тысячи бедных евреев, покинувших или изгнанных из периферийных городов и отправившихся в Багдад в ожидании возможности эмигрировать. Они размещались в общественных зданиях и получали поддержку еврейской общины. Ситуация была невыносимой».
  39. ^ Эстер Меир-Глитценштайн (2 августа 2004 г.). Сионизм в арабской стране: евреи в Ираке в 1940-е годы . Рутледж. п. 205. ИСБН  978-1-135-76862-1 . в середине сентября 1950 года Нури аль-Саид сменил... на посту премьер-министра. Нури был полон решимости изгнать евреев из своей страны как можно скорее...
  40. ^ Девора Хакоэн (2003). Иммигранты в смятении: массовая иммиграция в Израиль и ее последствия в 1950-е годы и после . Издательство Сиракузского университета. п. 124. ИСБН  978-0-8156-2990-0 . Саид предупредил еврейскую общину Багдада, чтобы она поторопилась; в противном случае он бы сам отвез евреев к границам
  41. ^ Глитценштейн, 2004, с. 206
  42. Цитируется по Gat, 1997: «Было ясно, что в каждом случае использовалась ручная граната осколочно-фугасного типа № 36: в Ираке они доступны только вооруженным силам».
  43. ^ Гат, 2013, стр. 172.
  44. ^ Ян Блэк, 1991, с. 91
  45. ^ Jump up to: а б с д и Блэк и Моррис, 1992, с. 91
  46. ^ Jump up to: а б Меир-Глитценштейн 2004 , с. 212: ссылка на Шиблака, «Приманка Сиона» , стр. 119–120.
  47. ^ Гат, 2013, с. 179
  48. Один из подсудимых признал ответственность под пытками, хотя в суде отказался от этого признания.
  49. ^ Гат 1997 , с. 172: «Басри, адвокат, активно занимался сбором разведывательных материалов... Шалом Салах был сапожником и экспертом по оружию. Он был занят подготовкой тайников с оружием... В результате [Салах выдал подробности тайника в Хабазе дома], тайники были обнаружены в трех синагогах – Масуда Шемтова, Хахама Хаскала и Меира Тувейка, а также в нескольких домах. По данным полиции, было обнаружено 436 единиц оружия. ручных гранат, 33 пулемета, 97 пулеметных патронов, 186 пистолетов и т. д.».
  50. Шенхав 1999 «Согласно рассказу Шломо Гиллеля, бывшего израильского кабинета министров и сионистского активиста в Ираке, их последними словами, когда они стояли на виселице, были: «Да здравствует Государство Израиль».
  51. ^ Бейтулла Дестани, изд. (2005), Меньшинства на Ближнем Востоке, Еврейские общины в арабских странах 1841–1974 гг ., Издательство Кембриджского университета, стр. 563
  52. Абдул Рахман аль-Самрай, полиция Багдада, показания на суде, цитируются в «Гат, Исход из Ирака»: «Мне было ясно, что эти преступления были совершены против евреев, но любой, кто внимательно изучает это дело, увидит, что преступник не намеревался вызвать гибель евреев; у нас не сложилось впечатление, что преступник испытывал какое-либо негодование или ненависть к евреям. Были также признаки того, что преступления были совершены. в пользу евреев или их учреждений в Палестине. Каждый инцидент порождал слухи и волну пропаганды, исходившую от евреев, с целью продемонстрировать, что иракское правительство и народ преследовали евреев и что взрывы были проявлением. Слухи и пропаганда распространялись также и за пределами Ирака, чтобы показать, что в Ираке евреев преследуют».
  53. Салем Джасем аль-Кирьяти, полиция Багдада, показания на суде, цитируются в «Гат, Исход из Ирака»: «Нам с самого начала в принципе было ясно, что три взрыва были произведены в местах и ​​в то время, когда Во-вторых, было видно, что в каждом случае использовалась ручная фугасная граната № 36: они имеются в Ираке только в вооруженных силах. преступления совершались аналогичными методами, материалы бросались в нецентральные места, и не было намерения убить или ранить определенного человека. В-четвертых, каждый инцидент вызывал волнения и панику среди евреев и волну пропаганды, признающей их преследование со стороны правительства. В-пятых, события повторились после принятия Закона о денатурализации. Из всего этого мы пришли к выводу, что преступления были совершены одними и теми же людьми и с той же целью.
  54. ^ Меир-Глитценштайн 2004 , с. 208-209: «Когда операция алии, официально названная «Операция Эзра и Неемия», подошла к концу, несколько активистов «Хехалуц» и «Хаганы», израильских эмиссаров и иракцев-мусульман предстали перед судом в Ираке. Дело началось в середине мая 1951 года, когда Иракцам удалось захватить двух израильских эмиссаров – эмиссара алии Мордехая Бен-Пората и эмиссара разведки Иегуду Таджера Сун. впоследствии были арестованы десятки членов «Халуц» и «Хаганы», а также сотрудников разведки. В ходе серии судебных процессов, состоявшихся в конце 1951 года, двое задержанных: Йосеф Басри, адвокат, возглавлявший израильскую разведывательную сеть в Ираке, и Салех Шалом, который ранее был арестован. ответственные за тайник с оружием Хаганы, были обвинены в броске гранаты в синагогу Масуда Шемтова в январе 1951 года и в нескольких последующих взрывах бомб в евреев и другие центры, чтобы посеять панику и подтолкнуть евреев к переезду в Израиль, Басри и Шалом были казнены в январе 1952 года, Таджер был приговорен к пожизненному заключению, другие были приговорены к различным срокам тюремного заключения, но Бен-Порату удалось бежать из тюрьмы. Обвинения были беспочвенными по нескольким причинам.
    Во-первых, к 13 января 1951 года зарегистрировалось около 86 000 евреев, из которых около 23 000 уехали в Израиль. Следовательно, ни инцидент в синагоге в январе 1951 года, ни другие взрывы в 1951 году не ускорили выезд евреев. Террористические акты, которые, вероятно, побудили большое количество евреев эмигрировать, произошли в апреле и июне 1950 года. На протяжении всего этого периода британцы тщательно следили за событиями на еврейских улицах и сообщали о настроениях, но они не упомянули две апрельские бомбы. и вообще июнь 1950 г. Трудно поверить, что британцы не упомянули бы об этих инцидентах, если бы им приписывали такое серьезное влияние на регистрацию для выезда из Ирака. правительство же. Обвинения касались инцидента в синагоге Масуда Шемтова».
  55. ^ Jump up to: а б Фишбах, Майкл Р. (осень 2008 г.). «Требования на еврейскую общинную собственность в Ираке» . Отчет по Ближнему Востоку . Архивировано из оригинала 20 июня 2010 года . Проверено 5 апреля 2010 г.
  56. ^ Моррис и Блэк, с. 93; Гат, с. 186–187.
  57. ^ Моррис и Блэк; Гат; пассим
  58. ^ Гат, стр. 177.
  59. ^ Jump up to: а б Гат 1997 , с. 64, цитата из переписки в архивах Хаганы , заархивированной 19 мая 2019 года в Wayback Machine : «Один из сионистских эмиссаров Юдка Рабиновиц пожаловался в апреле 1949 года, что «самоуспокоенность среди евреев Бермана невероятна»... Поэтому он сделал предложение Моссаду «Бросать несколько ручных гранат для запугивания в кафе с преимущественно еврейской клиентурой, а также в виде листовок с угрозами евреям и требованием их изгнания из Бермана. Это просто и легко осуществить из-за размера места. По моему мнению, нет лучшего способа убедить евреев Бермана стать евреями, чем такие действия». "
  60. ^ Меир-Глитценштайн 2004 , с. 257-8: «Многие иракские евреи, горько разочарованные условиями, ожидавшими их в Израиле, нашли в деле о бомбах объяснение своей алии и возложили ответственность, а возможно даже и вину, на израильское правительство и сионистскую активисты».
  61. ^ Аль-Шаваф 2006 , с. 72: «Как уже упоминалось, большинство иракских евреев верили, что за взрывами стояли сионистские эмиссары. Это убеждение хорошо известно и подтверждено как Шиблаком, так и Гатом».
  62. ^ Меир-Глитценштайн 2004 , с. 207.
  63. ^ Шенхав 1999 , с. 605 «Было вполне естественно, что иракские евреи в Израиле с возмущением отреагировали на известие о повешении. Но, напротив, траурные собрания, организованные лидерами общины в различных израильских городах, не смогли пробудить широкую солидарность с двумя Иракские сионисты Как раз наоборот: в секретном документе Моше Сассона из ближневосточного отдела министерства иностранных дел Моше Шаретту утверждается, что многие иракские иммигранты, жители транзитных лагерей, приветствовал повешение словами: «Это Божья месть движению, которое завело нас на такие глубины». Горечь этой реакции свидетельствует об острой степени недовольства среди вновь прибывших иракских евреев. Это предполагает, что среди них немало. Они не рассматривали свою иммиграцию как радостное возвращение в Сион, изображенное сионистскими активистами общины. Скорее, они не только обвиняли иракское правительство, но и обвиняли сионистское движение в том, что оно привело их в Израиль по причинам, которые не включали в себя самые лучшие. интересы самих иммигрантов».
  64. ^ С. Тевет , шпион Бен-Гуриона: история политического скандала, сформировавшего современный Израиль . Издательство Колумбийского университета, 1996, ISBN   0-231-10464-2 , с. 81.
  65. ^ Шалом Коэн (22 февраля 1978 г.). «Отдайте нам тела евреев и сохраните их имущество». Молодая Африка (894): 74–77. Когда несколько лет спустя в Израиле разразился скандал по делу Лавона, связанный с деятельностью сети, заложившей бомбы в Александрии и Каире, сам министр обороны Израиля заметил: изобретено для Египта. Сначала мы попробовали это в Ираке».
  66. ^ «Умер антисионистский писатель Наим Гилади» Queens Chronicle . 11 марта 2010 г. Zwire.com [ постоянная мертвая ссылка ] , Проверено 20 октября 2010 г.
  67. ^ Гилади, Наим (апрель – май 1998 г.), Евреи Ирака (PDF) , Американцы за понимание Ближнего Востока , заархивировано из оригинала (PDF) 10 декабря 2006 г. , получено 5 апреля 2010 г.
  68. ^ Jump up to: а б с Гат 1997 , с. 178
  69. ^ «Иммиграция из Ирака и правительство Израиля», «Гаарец» , 22 мая 1966 г., «То ли они не знали, что делать, или не хотели рисковать какой-либо инициативой, лидеры общин хранили молчание. Кто-то должен был это сделать. и он предпринял соответствующие действия в нужное время, ибо только такой акт, как взрывы, привел бы их в Израиль. Любой, кто разбирался в политике и событиях в Израиле, давно знал об этом. Но не все считают это несчастьем. и те, кто назвал это так, несправедливо относятся к Давиду Бен-Гуриону и к памяти Шалома Салаха и Йосефа Басри, чьи имена следует помнить наряду с теми, кто отдал свои жизни за страну». Цитируется по Gat, стр. 179, сноска 64.
  70. ^ «Бюллетень ежедневных новостей - 8 ноября 1951 г.» (PDF) . Еврейское телеграфное агентство . Проверено 17 апреля 2024 г.
  71. ^ Моше Гат, Ближневосточные исследования, Том. 24, № 3, июль 1988 г., стр. 312–329, Связь между взрывом в Багдаде и эмиграцией евреев из Ирака: 1950–51, [1] Архивировано 6 октября 2018 г. в Wayback Machine : " Однако в свете документов, которые были предоставлены Национальным архивом в Вашингтоне, Британским государственным архивом, Архивом Хаганы, Государством Израиль Из архива и документов из личных архивов Мордехая Бен-Пората, отвечавшего за еврейскую эмиграцию в Ираке, мы увидим, что израильские эмиссары не только не заложили бомбы в местах, упомянутых в иракском заявлении, но и что там на самом деле не было необходимости предпринимать такие решительные действия, чтобы убедить евреев покинуть Ирак и отправиться в Израиль».
  72. ^ Гат 1997 , с. 185: «62 000 евреев все еще ждали в Ираке, и было неясно, сколько времени потребуется, чтобы их спасти. Эмиссары Моссада в Ираке находились под сильным давлением со стороны этих потенциальных иммигрантов, и за несколько месяцев до инцидента с бросанием бомб их в сообщениях подчеркивалось их разочарование в связи с неспособностью облегчить свое тяжелое положение. Как писал Бен-Порат: «Все, что мы построили, было разрушено... Эмиссары никогда не предполагали, что такое большое количество евреев решит отречься». свое гражданство и покинуть страну... ни израильские власти, ни эмиссары не были заинтересованы в регистрации такого масштаба, вызванной главным образом осознанием самими евреями того, что важно сделать это до истечения срока действия закона. Как указано выше, к 8 марта зарегистрировалось чуть более 105 000 евреев, из которых почти 40 000 покинули страну.87 Еще около 15 000 уехали нелегально до и после принятия закона. в Ираке до начала эмиграции оценивалось в 125 000 человек. Это означает, что осталось около 5 000 евреев, которые предпочли остаться в Ираке.88 Почему же тогда кто-то в Израиле хотел бросать бомбы? Кого они хотели запугать?»
  73. ^ Гат 2013, с. 186
  74. ^ Эмиль Мурад (1998). Болото . ООО Издательство «Фройнд», стр. 182–183. ISBN  978-965-294-132-9 . Архивировано из оригинала 6 августа 2020 года . Проверено 21 сентября 2016 г.
  75. ^ Jump up to: а б Гат 2013, с. 180
  76. ^ Гат, 2013, стр.183.
  77. ^ Гат 1997 , с. 224
  78. ^ Гат, 2013, с. 181
  79. ^ Гат 1997 , с. 187: «В апреле 1977 года в периодическом издании Бамаараха (журнал сефардской общины) было опубликовано интервью с Барухом Наделем. В интервью Надель обвинил израильских эмиссаров в установке бомб с целью ускорить выезд евреев. из Ирака Бен-Порат подал на него в суд за клевету. В ходе мирового соглашения между сторонами Надель отказался от всех своих обвинений в адрес израильских эмиссаров и извинился за несправедливость. Публикация. Гражданское дело 8/63, 3.11.81, Мировой суд, Герцлия».
  80. ^ Говард Адельман; Элазар Баркан (13 августа 2013 г.). Нет возврата, нет убежища: обряды и права при репатриации меньшинств . Издательство Колумбийского университета. стр. 237–. ISBN  978-0-231-52690-6 .
  81. ^ Багдад, Вчера: Становление арабского еврея, Сассон Сомех, Ibis, 2003, стр. 153

Библиография

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e37a9a3cc831cc3a60215311742dd86f__1723478280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e3/6f/e37a9a3cc831cc3a60215311742dd86f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1950–1951 Baghdad bombings - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)