Jump to content

Ливанские мусульмане-шииты

Ливанские мусульмане-шииты
Ливанские мусульмане-шииты
Распределение мусульман-шиитов в Ливане
Общая численность населения
~1,600,000 [1]
Языки
Языковой:
ливанский арабский
Религия
Ислам ( шиитский ислам )

Ливанские мусульмане-шииты ( арабский : мусульмане-шииты ), общинно и исторически известные как матавила ( арабский : Мутавалин , множественное число от мутавалин ; ливанские [2] произносится как Метуали Матавали или арабском языке на ливанском [3] ), являются ливанцами , которые являются приверженцами шиитского ислама в Ливане Ливана , который играет важную роль наряду с основными суннитскими , маронитскими и друзскими сектами . Подавляющее большинство мусульман-шиитов в Ливане исповедуют двунадесятный шиизм . [4] [5] что делает их единственной крупной шиитской общиной двунадесятников, сохранившейся в Леванте . [6]

Сегодня мусульмане-шииты составляют около 32% населения Ливана. [1] превосходя как христиан, когда-то составлявших большинство, так и суннитов. [7] По условиям неписаного соглашения, известного как Национальный пакт между различными политическими и религиозными лидерами Ливана, шииты являются единственной сектой, имеющей право на пост спикера парламента . [8] [9] [10] [11]

Происхождение

[ редактировать ]

Культурное и языковое наследие ливанского народа представляет собой смесь как коренных элементов, так и иностранных культур, которые управляли этой страной и ее народом на протяжении тысячелетий. В интервью 2013 года ведущий исследователь Пьер Заллуа отметил, что генетические вариации предшествовали религиозным вариациям и разделениям: «В Ливане уже существовали хорошо дифференцированные сообщества со своими генетическими особенностями, но не существенными различиями, а религии были слоями краски сверху. . Не существует четкой закономерности, показывающей, что в одной общине проживает значительно больше финикийцев , чем в другой». [12]

Ливан на протяжении всей своей истории был домом для многих исторических народов, населявших этот регион. Ливанское побережье веков было в основном заселено финикийскими хананеями на протяжении всего бронзового и железного , построившими города Тир , Сидон , Библос и Триполи , который был основан как центр конфедерации арадийцев , сидонцев и тирян. Дальше на восток долина Бекаа была известна как Амку в бронзовом веке и была частью аморейского королевства Катна , а затем и королевства Амурру , и имела местные города-государства, такие как Энишаси . [13]

В течение железного века в Бекаа доминировали арамейцы , которые образовали царства неподалеку в Дамаске и Хамате и основали царство Арам-Зова, где, Азаил возможно, родился , а позже также было заселено итуреанцами были арабами. , которые, вероятно, сами . Эти итурийцы населяли холмы над Тиром в Южном Ливане , исторически известные как Джебель-Амель , по крайней мере, со времен Александра Великого , который сражался с ними после того, как они заблокировали доступ его армии к запасам древесины. [13]

Во время правления римского арамейский язык стал лингва-франка всего Леванта , включая то, что сейчас известно как Ливан, заменив разговорный финикийский язык на побережье. Тем временем греческий язык использовался как язык управления, образования и торговли. Важно отметить, что большинство деревень и городов в Ливане сегодня имеют арамейские названия, отражающие это наследие. Однако Бейрут стал единственным полностью латиноязычным городом на всем Востоке. На побережье Тир процветал под властью римлян, и ему было позволено сохранить большую часть своей независимости как « civitas foederata ». [14]

С другой стороны, Джебель-Амель был населен Бану Амила , его тезкой, которая имела особое значение для ливанских шиитов в плане принятия и развития шиизма среди южного населения. Бану Амила были частью набатейских арабских федератов Римской империи и были связаны с другими доисламскими арабами, такими как Иудам и Балкайн , чье присутствие в регионе, вероятно, восходит к библейским временам, согласно Ирфану Шахиду . [15] Когда мусульманское завоевание Леванта достигло Ливана, эти арабские племена получили наибольшую власть, что побудило неарабское население принять арабский язык в качестве основного языка. [16]

Ранний исламский период

[ редактировать ]

Распространение шиитского ислама в Ливане было сложным и многогранным явлением на протяжении нескольких столетий. Ко времени исламского завоевания Джебель-Амель представлял собой этнолингвистический гибрид, включавший племена Амила и Иуда, а также эмигрантов из Хамдана . [17] [18] и неарабские общины. [19] По словам Ирфана Шахида , доисламские племена Амила и Иуда были частью набатейских федератов римлян . , присутствие которых в регионе восходит к библейским временам [15] [20] Бану Амила, согласно историку десятого века аль-Табари , также были филиалами Гасанидов, которые поставляли войска византийцам . [21]

В ранний исламский период в Джебель-Амеле и прилегающих районах, вероятно, проживало несколько недовольных групп или общин, которые были восприимчивы к шиитской доктрине двунадесятников, а позитивные и привлекательные диалектические отношения между теологической конструкцией имамизма и его социальной средой отдавали предпочтение шиитской возможности. . [19] По мнению аль-Мухаджира, начало процесса можно проследить сразу после договора Хасана и Муавии в 661 году. [17] По словам Харриса, восстание 842 года в Джебель-Амеле дало редкую возможность столкнуться с шиитским населением на окраинах Горного Ливана . [22] На холмах Кесерван к востоку от Бейрута , возможно, шиитские племена присутствовали в этом районе в период Омейядов или после восстания Мунайтры 759 года и прочно обосновались в этом районе к 940–960-м годам. [23] Муахджир противопоставляет эту точку зрения, утверждая, что шиитская община в высокогорье, вероятно, сформировалась после падения Триполи в 1109 году, после того как в городе прекратилось население его бывших шиитских жителей. [17]

Политическая карта Леванта (ок. 1090 г.) с указанием территорий Триполи и Тира.

В Сирии Алеппо , фигурирующий в схоластическом наследии Джебель Амеля, стал благодатной почвой для двунадесятного шиизма во время правления Хамданидов ( 944–991). [24] [25] [26] а культурные и материальные взаимодействия между Алеппо и Джебель-Амелем, возможно, усилили зарождающееся местное развитие двунадесятного шиизма в этом районе до прихода исмаилитов Фатимидов в Египет (969–1174). [19] [27] До Фатимида Исмаилита да'ва утвердился в Сирии, культурный обмен между учеными в Джебель-Амеле и Ираке способствовал взаимному систематическому наблюдению за школой Джафари , которое также продолжалось после кончины Фатимидов. [19]

Шииты также имели сильное присутствие в некоторых районах северной Палестины и Трансиордании , что подтверждает аль-Макдиси (ок. 966-985). [28] главным образом в Тверии , Аммане и Кадасе . [29] [17] [19] [30] [31] Путешествие через Тир и Триполи ок. В 1047 году Насир Хосров отметил в своей «Сафарнаме» , что большинство жителей двух городов были шиитами. [19] Ибн Асакир (1106–1175) во время своего десятилетнего проживания в Тире отметил сильную оппозицию его взглядам со стороны некоторых рафидов — уничижительного термина, обозначающего шиитов. [19] Триполи правил Бану Аммар с 1079 года, который вложил большие суммы в превращение города в известный центр обучения, основав «Дом знаний», привлекавший ученых, а также известную библиотеку из 100 000 томов. [32]

Мамлюкский период

[ редактировать ]

К началу 14 века Джебель-Амель стал центром шиитов-двунадесятников всего Леванта . В этот период поток ученых переехал в Джебель-Амель из Алеппо из-за захвата мамлюками , поскольку этот район служил убежищем от суннитской строгости. [16] Города Джеззин и Карак Нух заменили бывшие городские центры шиитского обучения в Леванте, а шиитские ученые пользовались защитой шиитских вождей, начиная с Хусам ад-Дина Бишара в 1187 году до кризиса 1781 года . [33] [34] Один ученый из Джеззина, Мухаммад ибн Макки , стал широко известным шиитским факихом , который выступал за развитие религиозного права посредством дебатов с учеными-суннитами. [35] [36] чья слава как знатока права распространилась до Хорасана , где правящий Сарбадар пригласил его обучать свой двор двунадесятному шиизму. [35] 30 июня 1384 года Ибн Макки был обвинен в ереси и впоследствии казнен в Цитадели Дамаска : [35]

Между 1292 и 1305 годами мамлюки провели серию карательных экспедиций против шиитского населения региона Кисраван в Горном Ливане к востоку от Бейрута , возглавляемого Аккушем аль-Афрамом . [35] По сообщению мамлюкского летописца Бадр ад-Дина аль-Айни , в 1292 году султан аль-Ашраф Халил вынудил Байдара вывести три тысячи конницы вверх по побережью из Египта , войдя в Кисраван с юга. По словам аль-Айни, защитники, которых он назвал кафарат равафид , мобилизовали 10 000 защитников, которые заманивали мамлюкские контингенты в засады . [37] Кампания провалилась, и Байдара смог вывести свои войска только после того, как преподнес подарки и освободил пленных. [37] В 1299 году горцы Кисравана атаковали бегущую армию мамлюков, в результате чего Кисраван вернулся в приоритет мамлюков, что вызвало быстрое возмездие в 1300 году. [38] Наказания оказалось недостаточно, и после смерти Ильхана Газана в 1304 году мамлюки собрали основная полевая армия мамлюков для третьей кампании. [38] В июле 1305 года, по словам аль-Макризи , аль-Айни и друзов-хрониста Салиха ибн Яхьи, 50-тысячное войско мамлюков двинулось из Дамаска , чтобы встретиться с другой армией под командованием наиба Триполи, пришедшей с юга, также вызвав своих -друзов -бухтуридов. союзников . Движение мамлюков в клешнях объединилось с повстанцами Кисравана, что привело к ожесточенным боям, которые в конечном итоге сокрушили защитников. [39] [35] [40] [41] Затем мамлюки опустошили деревни и посевы до августа 1305 года и изгнали большую часть населения, большая часть которого поселилась в Южном Ливане и долине Бекаа . [35] [42]

Под властью Османской империи

[ редактировать ]
Копия XVIII века с миниатюры с изображением шейха Бахауддина аль-Амили.

После османского завоевания примерно в 1516 году ведущие шиитские семьи в Джебель-Амиле , долине Бекаа и на горе Ливан , которые укрылись до прибытия Османской империи, были кооптированы в османскую провинциальную администрацию в качестве мукатаачи или в качестве губернаторов второстепенных санджаков с финансовыми и полицейскими функциями. ответственность за обширную часть сирийского прибрежного нагорья. [40] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] По словам Абдельнура, шиитское население в 1765 году, вероятно, составляло около 40 000 человек. [50]

Харфуши провинции Баальбека . получили концессию илтизам для Бекаа, а также звание в военной иерархии В провинции Триполи семье Хамады было предъявлено обвинение в выполнении нескольких поручений по сбору налогов во внутренних районах Горного Ливана . Дальше на юг шииты Джебель-Амеля сохраняли свои налоговые фермы вплоть до середины 18 века, получая большую выгоду от иностранного спроса на крашеный хлопок и хороших коммерческих контактов с французами, а к 1750-м годам этот район давал больше налоговых поступлений, чем Горный Ливан. . [51] [6]

В конце 18-го века традиционные шиитские феодалы и семейная система, основанная на мукате, в значительной степени стали излишними и слабыми, а влияние шиитов уменьшилось в пользу все более мощного союза маронитов и друзов, который достиг высот при суннитской (а позже и маронитской) династии Шихабов . Упадок усилился в 1781 году после смерти Насифа ан-Нассара в битве против Джаззар-паши , который подчинил Джебель Амель своему сюзеренитету, одновременно с более ранним падением шиитских мультезимов в Кисраване и Северном Ливане . [40] По словам графа де Вольне , не более 500 шиитских семей пережили неистовство Джазара во время его визита в 1785 году. [52] По словам Тамары Чалаби, эти события сохранятся в коллективной памяти шиитов Джебель-Амеля вплоть до начала 20 века. [53]

Отношения с Сефевидским Ираном

[ редактировать ]

В этот период шииты установили особенно тесные связи с Сефевидами Ирана , что внесло значительный вклад в обращение империи в шиитский ислам. [54] Тахмасп I (1524–1576) назначил Мухаккика аль-Караки из Карак Нуха заместителем Скрытого имама и предоставил ему обширную власть над садрами (великими визирями) в многословном указе 1533 года. [55] Сообщается, что Тахмасп сказал ему: «Ты настоящий король, а я всего лишь один из твоих агентов». [56] [54] Это принесло новую политическую и судебную власть исламским священнослужителям и их сетям, пересекающим Тебриз , Казвин , Исфахан , Рашт , Астарабад и Амол . [56] Другим выдающимся священнослужителем был Бахауддин аль-Амили , автор математических и астрономических трактатов, в том числе о возможности движения Земли до распространения теории Коперника . [57] и является ответственным за многие архитектурные достижения в городе Исфахан . [58] [59] [34]

Период французского мандата

[ редактировать ]

После ухода Османской империи в 1918 году французы вошли в Набатию и запретили местному населению заниматься политической деятельностью. Местные вожди отклонили это требование и вместо этого водрузили арабский флаг в нескольких деревнях. [60] Шииты участвовали в сирийском националистическом движении и Сирийском национальном конгрессе в 1919 году, а видные шииты, такие как Ахмад Рида, часто заявляли о своей поддержке сирийского единства и независимости в пределах Королевства Сирия , подчеркивая свою арабскую идентичность и одновременно защищая шиитский партикуляризм. [61] [44]

Адхам Ханджар и Садик Хамзе, два видных антифранцузских революционных деятеля.

После официального провозглашения Арабского королевства Сирии в марте 1920 года антифранцузские беспорядки и столкновения вспыхнули в преимущественно шиитских районах Джебель-Амеля и долины Бекаа . Повстанцы атаковали французские военные базы и гарнизоны в их районах, а также имели место межконфессиональные столкновения, особенно в Айн-Эбеле , из-за французского вооружения и их предполагаемого согласия с обязательным французским правлением. Французы отправили на юг экспедицию из 4000–6000 солдат во главе с полковником Нигером, чтобы умиротворить шиитских повстанцев, опустошив их деревни и разгромив шиитских повстанцев к июню 1920 года. [60] Поражение рассеяло тысячи крестьян, опасавшихся суровых репрессий, а высокие штрафы, наложенные на жителей деревни, усугубили финансовые трудности в регионе. [44]

Вооруженные усилия сопровождались движением ненасильственного сопротивления, возглавляемым Абдулом Хусейном Шарафеддином с 1919 года, который потребовал от США поддержки сирийского единства во время визита Комиссии Кинга-Крейна . Это разозлило французов, которые поддержали неудачную попытку его убийства. Шарафеддин решительно осудил межконфессиональную враждебность, поскольку она лишь дает смысл французскому военному присутствию. Во время знаменитой конференции Вади аль-Худжайр 24 апреля 1920 года он призвал к защите христиан.

Христиане (Насара) — ваши братья по стране и судьбе. Покажите им ту любовь, которую вы проявляете к себе. Защищайте их жизнь и имущество так же, как вы защищаете свою собственную. Только так вы сможете противостоять заговору и положить конец междоусобицам. [60]

Этот период беспорядков закончился в 1921 году политической амнистией, предложенной французскими мандатными властями всем шиитским повстанцам, принимавшим участие в боевых действиях, с намерением привязать шиитскую общину в Ливане к новому подмандатному государству. [44] [60] Когда Великое сирийское восстание в 1925 году вспыхнуло , в Джебель-Амеле сохранялось спокойствие. Тем не менее, многие шииты присоединились к повстанцам в Сирии и сыграли центральную роль в сражениях в горах Каламун и Акруме , где шииты, как сообщается, захватили более 400 винтовок и пятьдесят лошадей у ​​французских войск. [6] Многие христиане, покинувшие свои деревни во время восстания, были размещены шиитскими деятелями из Набатии и Бинт-Джебейля , и этот поступок был оценен местным христианским духовенством.

То, что шииты сделали для христиан на юге, будет храниться в наших сердцах до тех пор, пока существует Ливан и христиане. То, что произошло, должно быть написано золотом. Да здравствует Ливан, да здравствует ливанское единство и да здравствуют шииты. [60]

После восстания регион пережил десятилетие стабильности. Шииты стали в основном принимать Большой Ливан по сектантским и несектантским причинам, а учреждение суда Джафари еще больше укрепило межобщинные связи и подтвердило чувство партикуляризма, которое иначе отрицалось при османах. [44] Следовательно, создание шариатских судов Джафари в период французского мандата в Ливане усложнило понимание гражданства, переплетая его с религиозной идентификацией, а также усилило сектантские разногласия в юридических и политических рамках национального государства. [62] Вместо вооруженного восстания и восстаний протесты и гражданские забастовки в шиитских районах стали средством протеста против политики Франции и цен на табак . [44] [60] Позже шииты активно предоставляли боеприпасы, рабочую силу и помощь палестинским повстанцам во время восстания 1936–1939 годов в Палестине , которым совместно управлял Бинт-Джебейль . [60]

Образование

[ редактировать ]

В 19 веке в Ливане произошли драматические изменения, когда миссионеры начали открывать школы по всей стране. В то время как французы и русские в основном поощряли активное обучение маронитов и православных соответственно, наряду с американскими протестантскими миссиями в Бейруте, британцы создавали образовательные учреждения в районах друзов, а сунниты в основном получали выгоду от османских государственных учреждений. Однако шииты были единственными, кто не получил выгоды от такой деятельности. Это пренебрежение продолжалось и в первые дни французского мандата. [60]

В 1920-е и 1930-е годы образовательные учреждения стали местом, где различные религиозные общины создавали националистические и сектантские способы идентификации. [63] Шиитские лидеры и религиозное духовенство поддержали образовательные реформы, чтобы улучшить социальную и политическую маргинализацию шиитской общины и повысить их участие в жизни недавно родившегося национального государства Ливан. [64] Благотворительное исламское общество Амили ( аль-Джамия аль-Хайрия аль-Исламийя аль- Амилия ) в Бейруте и Благотворительное общество Джафари ( аль-Джамия аль-Хайрия аль-Джафарийя ) в Тире . [64] Хотя несколько шиитских учебных заведений были созданы до и в начале мандатного периода, им часто не хватало поддержки и финансирования, что приводило к их упразднению. [64]

Основным источником дискуссий по поводу образовательных реформ среди шиитских ученых был ежемесячный шиитский журнал «А л-Ирфан» , основанный в 1909 году. Чтобы довести свои требования ( муталабийя ) до сведения французских властей, были подписаны петиции, которые были представлены шиитским властям. Верховный комиссар Франции и Служба общественного просвещения. [65] Это учреждение, штаб-квартира которого находится в Бейруте с 1920 года, курировало всю образовательную политику в отношении государственных и частных школ на подмандатных территориях. [61] По словам историка Элизабет Томпсон, частные школы были частью «постоянных переговоров» между гражданами и французскими властями в Ливане, особенно относительно иерархического распределения социального капитала по религиозно-общинным линиям. [66] В ходе этих переговоров различные секты часто использовали петиции с требованием поддержки реформ. Например, средний класс преимущественно городских суннитских районов выразил свои требования реформы образования через петиции, направленные Верховному комиссару Франции и Лиге Наций . [67]

Сайид Абдул-Хусейн Шарафеддин считал, что единственный способ предотвратить иностранное политическое влияние — это создать современные школы, сохраняя при этом исламское учение. В 1938 году он на свои средства построил две школы: одну для девочек, другую для мальчиков. Однако школа для девочек просуществовала недолго из-за финансовых трудностей и традиционных взглядов, что побудило Сайида Шарафеддина перевести девочек и обучать их у себя дома. Школа для мальчиков была известна как аль-Джафарийя , и ее удалось продолжить работу, несмотря на финансовые трудности. [60]

Джафари шариатские суды

[ редактировать ]

В январе 1926 года Верховный комиссар Франции официально признал шиитскую общину «независимой религиозной общиной», которой было разрешено решать вопросы личного статуса «в соответствии с принципами обряда, известного под названием Джафари». [68] Это означало, что шиитская юриспруденция или мазхаб Джафари была юридически признана официальным мазхабом и обладала судебной и политической властью на нескольких уровнях. [69] Институционализация шиитского ислама в этот период спровоцировала дискуссии между шиитскими учеными и духовенством о том, как следует определять шиитскую ортодоксальность. Например, дискуссии о трауре по мученической кончине имама Хусейна во время Ашуры , который до 1920-х и 1930-х годов был тайным мероприятием, привели к его трансформации в публичную церемонию. [70]

С другой стороны, официальное признание правовых и религиозных шиитских институтов французскими властями усилило сектантское сознание внутри шиитского сообщества. Историк Макс Вайс подчеркивает, что «сектантские претензии все больше были связаны с институционализацией шиитских различий». [71] Поскольку на практике появились шариатские суды Джафари, шиитскую общину намеренно поощряли к ежедневной «практике сектантства».

Подгруппы

[ редактировать ]

Шиитские двунадесятники (Метуали)

[ редактировать ]
Шиитская двунадесятница (метавали) в традиционной одежде в долине Бекаа, 1950-е годы.

Шиитские двунадесятники в Ливане — это -шиитов, мусульманское сообщество двунадесятников широко представленное по всему Ливану.

Юрисдикция Османской империи в Ливане была лишь номинальной. Баальбек в 18 веке действительно находился под контролем Метавали, что также относится к шиитским двунадесятникам, особенно с территории современного Ливана. [40] Метавали, Метуали или Мутавили — это архаичный термин, использовавшийся в прошлом специально для обозначения ливанских шиитов-двунадесятников. Этот термин был способом подчеркнуть уникальность и единство сообщества. Термин «мутавили» также является именем попечителя в исламской системе вакфов .

Семь шиитских (Мутавили) деревень, которые были переданы из французского Большого Ливана под британский мандат в Палестине в соответствии с соглашением о перекройке границы 1924 года, были насильственно обезлюдены во время арабо-израильской войны 1948 года и вновь заселены евреями . [72] Семь деревень — это Кадас , Наби Юша , аль-Маликийя , Хунин , Тарбиха , Абиль аль-Камх и Салиха . [73] Жители, в свою очередь, бежали в Ливан. [72]

Кроме того, шииты-двунадесятники в Ливане имеют тесные связи с сирийскими шиитами-двунадесятниками . [74]

Большая мечеть с высоким минаретом
Алавитская мечеть Эль-Захра в Джебель-Мохсене , Ливан

Их около 50 000 [4] [75] Алавиты в Ливане , где они жили по крайней мере с 16 века. [76] Они признаны одной из 18 официальных ливанских сект, и благодаря усилиям лидера алавитов Али Эйда Таифское соглашение 1989 года предоставило им два зарезервированных места в парламенте. Ливанские алавиты живут в основном в районе Джабаль Мохсен в Триполи и в 10 деревнях в районе Аккара . [77] [78] [79] и в основном представлены Арабской демократической партией . Баб аль-Таббане, Джабаль Мохсен Столкновения между просирийскими алавитами и антисирийскими суннитами преследовали Триполи на протяжении десятилетий. [80]

Измени это

[ редактировать ]

Исмаилизм , или « севенер -шиизм», — это ветвь шиитского ислама, возникшая в 765 году в результате разногласий по поводу преемственности Мухаммеда . Исмаилиты считают, что Исмаил ибн Джафар седьмым имамом был истинным , а не Муса аль-Кадхим, как полагают двунадесятники. Исмаилитский шиизм также доктринально отличается от имамитского шиизма, имея верования и практики более эзотерические и поддерживая семь столпов веры, а не пять столпов и десять вспомогательных заповедей .

Хотя, возможно, несколько лучше обосновалась в соседней Сирии, где вера основала один из своих первых аванпостов призыва в городе Саламия (предполагаемое место упокоения имама Исмаила) в VIII веке, она присутствует и в том, что теперь Ливан на протяжении веков. Ранний ливанский исмаилизм продемонстрировал, возможно, необычную склонность к поощрению радикальных движений внутри себя, особенно в районах Вади аль-Тайм , примыкающих к долине Бекаа у подножья горы Хермон , и Джебель-Шуфа в высокогорье горы Ливан . [81]

Синкретические верования карматов , обычно классифицируемых как отколовшаяся секта исмаилитов с зороастрийским влиянием, распространились на территорию долины Бекаа и, возможно, также на Джебель-Шуф, начиная с 9 века. Вскоре группа стала широко подвергаться критике в исламском мире за свои вооруженные кампании на протяжении следующих десятилетий, которые включали в себя убийства мусульманских паломников и разграбление Мекки, Медины и Саламии. Другие мусульманские правители вскоре попытались сокрушить это мощное еретическое движение. В Леванте карматов приказал искоренить правящий Фатимид род современного низарита Ага Хана , который сам был исмаилитом и от которого, как утверждается, произошел . Карматское движение в Леванте в значительной степени угасло на рубеже тысячелетий. [81]

Полубожественная личность фатимидского халифа в исмаилизме получила дальнейшее развитие в доктринах скрытной группы, которая начала почитать халифа Хакима как воплощение божественного единства . Не добившись успеха в столице империи Каире , они начали тайный прозелитизм примерно в 1017 году среди некоторых арабских племен Леванта. Исмаилиты Вади-ат-Тайма и Джебель-Шуфа были среди тех, кто обратился в ислам до того, как движение было окончательно закрыто несколько десятилетий спустя, чтобы защититься от внешнего вмешательства со стороны основных мусульман-суннитов и шиитов, которые часто считали их доктрины ересью. Эта глубоко эзотерическая группа стала известна как друзы , которые по вере, практике и истории уже давно стали отличными от собственно исмаилитов. Друзы составляют 5,2% современного населения Ливана и по сей день имеют сильное демографическое присутствие в своих традиционных регионах внутри страны. [81]

Говорят , что из-за официальных преследований со стороны суннитской династии Зенгидов , которые спровоцировали эскалацию межконфессиональных столкновений с суннитами, многие исмаилиты в регионах Дамаска и Алеппо бежали на запад в XII веке. Некоторые поселились в горах Ливана, а другие поселились дальше на север, вдоль прибрежных хребтов Сирии . [82] где алавиты ранее нашли убежище – и где их братья-ассасины заработали устрашающую репутацию, поскольку они отражали атаки как армий крестоносцев в течение многих лет , так и суннитов.

Когда-то исмаилитское население, когда-то гораздо более многочисленное и широко распространенное во многих районах, которые сейчас являются частью Ливана, со временем в значительной степени исчезло. Было высказано предположение, что преследования во времена Османской империи могли побудить их уехать в другие части региона, хотя нет никаких записей или свидетельств какого-либо крупного исхода. [83]

Первоначально исмаилиты были включены в качестве одной из пяти официально определенных мусульманских сект в указе 1936 года, изданном французским мандатом, регулирующим религиозные дела на территории Большого Ливана , наряду с суннитами , шиитами-двунадесятниками, алавитами и друзами . Однако мусульмане коллективно отвергли отнесение к категории разделенных и в конечном итоге остались вне закона. Игнорируя принятый после обретения независимости в 1951 году закон, который определял официальными только иудаизм и христианские секты, мусульмане продолжали жить в соответствии с традиционными османскими законами, в рамках которых небольшим общинам, таким как исмаилиты и алавиты, было трудно создавать свои собственные институты. [84]

Ага Хан IV сделал короткую остановку в Бейруте 4 августа 1957 года во время мирового турне по центрам низаритов-исмаилитов, собрав около 600 сирийских и ливанских последователей этой религии в аэропорт Бейрута, чтобы приветствовать его. [85] В середине 1980-х годов считалось, что несколько сотен исмаилитов все еще живут в нескольких общинах, разбросанных по нескольким частям Ливана. [86] Хотя они номинально причисляются к 18 официально признанным сектам согласно современному ливанскому законодательству, [87] в настоящее время они не имеют представительства в государственных функциях [88] и по-прежнему не имеют законов о личном статусе для своей секты, что привело к увеличению числа обращений в устоявшиеся секты, чтобы избежать постоянных неудобств, которые это создает. [89]

Война в регионе также оказала давление на ливанских исмаилитов. Во время Ливанской войны 2006 года 19 июля израильские военные самолеты бомбили завод компании Maliban Glass в долине Бекаа. Завод был куплен в конце 1960-х годов группой Мадхвани под руководством исмаилитского предпринимателя Абдель-Хамида аль-Фила после того, как Ага Хан лично познакомил их. За следующие несколько десятилетий он превратился из больного реликта в крупнейшего производителя стекла в Леванте, где 300 местных рабочих производили около 220 000 тонн стекла в день. Аль-Фил закрыл завод 15 июля, сразу после начала войны, чтобы предотвратить гибель рабочих в случае такого нападения, но ущерб оценивался в огромные 55 миллионов долларов США, а сроки реконструкции были неопределенными из-за к нестабильности и колебаниям правительства. [90]

Географическое распространение в Ливане

[ редактировать ]

Ливанские мусульмане-шииты сконцентрированы на юге Бейрута и его южных пригородах, в северной и западной части долины Бекаа, а также в Южном Ливане. [91]

Демография

[ редактировать ]
Ливанские мусульмане-шииты [92] [93] [1]
Год Процент
1921
17.2%
1932
19.6%
1975
26.2%
1988
32.8%
2022
31.2%

Обратите внимание, что следующие проценты являются приблизительными. Однако в стране, где последняя перепись проводилась в 1932 году, трудно получить правильные оценки численности населения.

Распределение религиозных групп Ливана

По данным переписи 1921 года, численность шиитов составила 17,2% (104 947 из 609 069). По данным последней официальной переписи населения Ливана, проведенной в 1932 году, численность шиитов составляла 19,6% населения (154 208 из 785 543). [93] По данным исследования, проведенного Центральным разведывательным управлением (ЦРУ) в 1985 году, численность шиитов составляет 41% населения (919 000 из 2 228 000). [93] [94] [92] Совсем недавно, согласно Всемирной книге фактов ЦРУ, в 2022 году мусульмане-шииты составят 31,2% населения Ливана. [1]

В период с 1921 по 1988 год у шиитов был самый высокий уровень рождаемости среди всех общин, что способствовало быстрому увеличению с 17% до 32%. [95]

Процентный рост ливанского мусульманского шиита (оценки других источников) [96] [97] [92] [1] [60] [98] [94] [50] [34]
Год Шиитское население Общая численность населения Ливана Процент
1861 55,120 487,600 11.3%
1921 104,947 609,069 17.2%
1932 154,208 785,543 19.6%
1956 250,605 1,407,868 17.8%
1975 668,500 2,550,000 26.2%
1988 1,325,499 4,044,784 32.8%
2022 1,652,600 5,296,814 31.2%

Генетика

[ редактировать ]

Исследование 2020 года, опубликованное в Американском журнале генетики человека существует значительная генетическая преемственность , в котором анализировались останки древних людей из этого региона, показало, что в Леванте со времен бронзового века (3300–1200 до н.э.), прерванная тремя значительными событиями примеси во время железного века : Эллинистический и османский периоды, каждый из которых составлял 3–11% неместного происхождения в составе местного населения. Примеси были связаны с народами моря , выходцами из Южной / Центральной Азии и турками-османами соответственно. [99] Генетические исследования показали, что между ливанскими мусульманами и немусульманами нет существенных генетических различий. [100]

Генетические исследования ливанцев показали, что наиболее распространенными Y-ДНК гаплогруппами среди ливанских шиитов были J2 (26,5%), J1 (25,5%) и E1b1b (17,3%). [100] [101] Хотя гаплогруппа J1 наиболее распространена на Аравийском полуострове , исследования показали, что она присутствует в Леванте с бронзового века. [102] [103] и лишь позже распространился на Аравию . [104] Другие гаплогруппы, присутствующие среди ливанских шиитов, включают G-M201 , R1b и T-L206, встречающиеся с меньшей, но значительной частотой. [101]

Известные ливанские мусульмане-шииты

[ редактировать ]

Религиозные деятели

[ редактировать ]

Политические деятели

[ редактировать ]

академики

[ редактировать ]

Художники, певцы и журналисты

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и «Ливан: люди и общество» , cia.gov.
  2. ^ Вер, Ганс (1976). Коуэн, Дж. Милтон (ред.). Словарь современного письменного арабского языка (Третье изд.). Итака, Нью-Йорк. п. 1101. ИСБН  0-87950-001-8 . ОСЛК   2392664 . متوال mutawālin последовательный, последовательный, непрерывный, непрерывный; -- (мн. متاولة matāwila) член шиитской секты Метуалис в Сирии. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  3. ^ Массиньон, Луи. «Мутавали» . Энциклопедия ислама, первое издание (1913–1936) . дои : 10.1163/2214-871X_ei1_SIM_4996 .
  4. ^ Jump up to: а б Риад Язбек. Возвращение Розовых Пантер? . Ближневосточный монитор. Том. 3, № 2, август 2008 г.
  5. ^ Зои Константин (13 декабря 2012 г.). «Давление в Сирии влияет на алавитов в Ливане – The National» . Thenational.ae . Проверено 5 января 2013 г.
  6. ^ Jump up to: а б с Халави, Маджед (1992). Ливану бросили вызов: Муса Ас-Садр и шиитская община . Боулдер – Сан-Франциско – Оксфорд: Westview Press. п. 122. ИСБН  978-0813383187 .
  7. ^ Коэн, Сол Бернард (2015). «Глава 12: Разрушенный пояс Ближнего Востока». Геополитика: география международных отношений (3-е изд.). Лэнхэм Боулдер, Нью-Йорк, Лондон: Роуман и Литтлфилд. п. 402. ИСБН  978-1-4422-2349-3 .
  8. ^ «Ливан-религиозные секты» . Глобальная безопасность.org . Проверено 11 августа 2010 г.
  9. ^ «Марш за секуляризм; религиозные законы архаичны» . СЕЙЧАС Новости . Архивировано из оригинала 18 июля 2018 г. Проверено 11 августа 2010 г.
  10. ^ «Фадлаллах обвиняет каждую секту в Ливане, кроме своей собственной, в желании доминировать в стране» . Нахарнет . Проверено 11 августа 2010 г.
  11. ^ «Аспекты христианско-мусульманских отношений в современном Ливане» . Macdonald.hartsem.edu. Архивировано из оригинала 25 июля 2011 г. Проверено 11 августа 2010 г.
  12. ^ Марун, Хабиб (31 марта 2013 г.). «Генетик с объединяющим посланием». Природа Ближнего Востока . дои : 10.1038/nmiddleeast.2013.46 .
  13. ^ Jump up to: а б Шахид, Ирфан (1984). Рим и арабы: Пролегомен к изучению Византии и арабов . Думбартон-Оукс. ISBN  9780884021155 .
  14. ^ Э.Г. Харди, Римские законы и хартии, Нью-Джерси, 2005, стр.95.
  15. ^ Jump up to: а б Ирфан Шахид (2010). Византия и арабы в шестом веке, Том 2, Часть 2 (иллюстрированное издание). Издательство Гарвардского университета. ISBN  9780884023470 .
  16. ^ Jump up to: а б В., Харрис, Уильям (2012). Ливан: история, 600–2011 гг . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195181128 . OCLC   757935847 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  17. ^ Jump up to: а б с д Аль-Мухаджир, Джаафар (1992). Фонд истории шиитов в Ливане и Сирии (на арабском языке). Бейрут: Дар аль-Малак.
  18. ^ Хамаде, Мохаммед (2013). История шиитов в Ливане, Сирии и Джазире в средние века (на арабском языке). Баальбек: Дар Бахауддин аль-Амили.
  19. ^ Jump up to: а б с д и ж г АБИСААБ, Р. (1999). «НАЧАЛО ШОИТА И ШОЛАСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ДЖАБАЛ-АМИЛЕ В ЛИВАНЕ». Мусульманский мир . 89 : 1, 21. doi : 10.1111/j.1478-1913.1999.tb03666.x .
  20. ^ Шахид, Ирфан (1984). Рим и арабы: Пролегомен к изучению Византии и арабов . Думбартон-Оукс. ISBN  978-0-88402-115-5 .
  21. ^ Харрис 2011, с. 33
  22. ^ Харрис 2011, стр. 29-30.
  23. ^ Харрис 2011, с. 45
  24. ^ Канард, Мариус (1971). «Хамданиды» . В Льюисе, Б .; Менаж, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 126–131. OCLC   495469525 .
  25. ^ Дак, Мариус (1951). История династии Хамданидов в Джазире и Сирии (на французском языке). Алжир: Факультет литературы Алжира. OCLC   715397763 .
  26. ^ Хайдеманн, С. (2005). «Нумайрид Ракка: археологические и исторические свидетельства« диморфного государства »на бедуинских окраинах империи Фатимидов» . В Вермюлене, США; Ван Стинберген, Дж. (ред.). Египет и Сирия в эпоху Фатимидов, Айюбидов и мамлюков, Том 4 . Левен, Дадли: Издательство Peeters.
  27. ^ Шанахан, Роджер (2005). Шииты Ливана: кланы, партии и священнослужители . ИБТаурис. ISBN  9780857716781 .
  28. ^ Харрис 2011, с. 40
  29. ^ Правер, Джошуа (1985). «Социальные классы в государствах крестоносцев: «меньшинства» ». В Сеттоне, Кеннет М .; Закур, Норман П.; Хазард, Гарри В. (ред.). История крестовых походов, том V: Влияние крестовых походов на Ближний Восток . Мэдисон и Лондон: Университет Висконсина. стр. 59–115. ISBN  0-299-09140-6 .
  30. ^ Мукаддаси, Описание Сирии , 1886, с. 28
  31. ^ Бретт, Майкл (2017). Империя Фатимидов . Издательство Эдинбургского университета. ISBN  9780748640775 .
  32. ^ Маллетт, Алекс (2014). «Аммар, Бану (Сирия)» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN   1873-9830 .
  33. ^ Харрис 2011, стр. 83-84.
  34. ^ Jump up to: а б с Хамада, Садун (2008). История шиитов в Ливане, Том первый (на арабском языке). ISBN  9789781025488 .
  35. ^ Jump up to: а б с д и ж Зима, Стефан (1999). Шамс ад-Дин Мухаммад ибн Макки «аш-Шахид аль-Авваль» (ум. 1384) и шииты Сирии (PDF) . университет Чикагский . Проверено 25 сентября 2014 г.
  36. ^ Харрис, 2011 г.
  37. ^ Jump up to: а б Харрис 2011, с. 69
  38. ^ Jump up to: а б Харрис 2011, с. 70
  39. ^ Харрис 2011, с. 71
  40. ^ Jump up to: а б с д Зима, Стефан (11 марта 2010 г.). Шииты Ливана под властью Османской империи, 1516–1788 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9781139486811 .
  41. ^ Маджму Фатава Шейх аль-Ислам Ахмад ибн Таймия (Эр-Рияд, 1961–66), 5: 149–60
  42. ^ Харрис 2011, с. 72
  43. ^ Хэтэуэй, Джейн (2019). Арабские земли под властью Османской империи: 1516–1800 гг . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  9781000034257 .
  44. ^ Jump up to: а б с д и ж Вайс, Макс (2010). В тени сектантства: право, шиизм и создание современного Ливана . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. 58–59. ISBN  978-0674052987 .
  45. ^ Стефан Винтер , Кызылбаш Сирии и османский шиизм . в Кристине Вудхед (ред.), Османский мир (Лондон: Routledge, 2011). п. 171-183.
  46. ^ Абу-Хусейн, Абдул-Рахим (1985). Руководство провинций Сирии, 1575–1650 гг . Бейрут: Американский университет Бейрута. ISBN  978-0-8156-6072-9 . OCLC   242675094 .
  47. ^ Салиби, К. (2005). Дом многих особняков: новый взгляд на историю Ливана . Лондон: ИБ Таурис. ISBN  978-1-86064-912-7 .
  48. ^ Салиби, К. (1991). "Мужчина" . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VI: Махк – Мид . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 343–344. ISBN  978-90-04-08112-3 .
  49. ^ Матти, Руди (2014). «Османско-сефевидская война 986–998/1578–90 годов: мотивы и причины». В Карпате, Кемаль ; Балгамыш, Дениз (ред.). Международный журнал тюркских исследований . Том. 20, № 1 и 2.
  50. ^ Jump up to: а б Абдель Нур, Антуан (1982). Введение в городскую историю Османской Сирии (XVI-XVIII вв.) . Бейрут: Публикации Ливанского университета. п. 80.
  51. ^ Харрис 2011, с. 120
  52. ^ Шассебёф де Вольней, граф Константин Франсуа (1782). Путешествие по Сирии и Египту в 1783, 1784 и 1785 годах: с двумя географическими картами и двумя гравированными пластинами, изображающими руины Храма Солнца в Бальбеке и руины города Пальмира в сирийской пустыне, том 1. (на французском языке). п. 335.
  53. ^ Чалаби, Тамара (2006). Шииты Джебель-Амиля и Нового Ливана: сообщество и национальное государство . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN  9781403982940 .
  54. ^ Jump up to: а б Рейсинежад, Араш (2018). Шах Ирана, иракские курды и ливанские шииты . Спрингер. дои : 10.1007/978-3-319-89947-3 . ISBN  9783319899473 . S2CID   187523435 .
  55. ^ Арджоманд, Саид Амир, изд. (1988). Власть и политическая культура в шиизме . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN  9780887066382 .
  56. ^ Jump up to: а б Стрейзанд, Дуглас Э. (2019) [2011]. Исламские пороховые империи: Османы, Сефевиды и Моголы . Лондон: Рутледж. дои : 10.4324/9780429499586 . ISBN  9780429499586 .
  57. ^ Хашемипур, Беназ (2007). «Амили: Баха ад-Дин Мухаммад ибн Хусейн аль-Амили» (PDF) . В Томасе Хоккей; и др. (ред.). Биографическая энциклопедия астрономов . Нью-Йорк: Спрингер. стр. 42–3. ISBN  978-0-387-31022-0 .
  58. ^ Хейрабади Масуд (2000). Иранские города: формирование и развитие . Издательство Сиракузского университета. стр. 47.
  59. ^ Кольберг, Э. (2009). «БАХА-ЭЛ-ДАЙ АМЕЛИ». Энциклопедия Ираника, Том. III, Фаск. 4 . пп. 429–430.
  60. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Гарбие, Хусейн М. (1996). Политическое сознание шиитов в Ливане: роль Сайида Абд аль-Хусейна Шараф ад-Дина и Сайида Мусы ас-Садра (PDF) (докторская степень). Дарем: Центр ближневосточных и исламских исследований Даремского университета.
  61. ^ Jump up to: а б Чалаби, (., Тамара (2006). Шииты Джебель-Амиля и Нового Ливана: сообщество и национальное государство, 1918–1943 . Нью-Йорк: Palgrave. стр. 115–138. ISBN  978-1-4039-7028-2 .
  62. ^ САЙД, ЛИНДА (2022). «Переговоры о гражданстве» в книге «Практика сектантства» (под ред. Лары Диб, Цолин Налбантян и Нади Сбаити). Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. стр. 31–51. ISBN  9781503631090 .
  63. ^ Сбаити, Надя (2008). Уроки истории: образование и формирование национального общества в Бейруте, Ливан, 1920-1960-е годы . Джорджтаунский университет: докторская дисс. п. 2.
  64. ^ Jump up to: а б с Сайед, Линда (11 сентября 2019 г.). «Образование и преобразование ливанских мусульман-шиитов в национальное государство во время французского мандата, 1920–43» . Мир ислама . 59 (3–4): 282–312. дои : 10.1163/15700607-05934P02 . ISSN   0043-2539 . S2CID   204456533 .
  65. ^ Сбаити, Надя (2013). « Беспрецедентная резня»: педагогические округа и сообщества знаний в подмандатном Ливане». Справочник Рутледжа по истории Ближнего Востока требует . Шайег, Сайрус, Арсан, Эндрю. Лондон. п. 322. ИСБН  978-1-315-71312-0 . OCLC   910847832 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  66. ^ Томпсон, Элизабет (2000). Колониальные граждане: республиканские права, отцовские привилегии и гендер во французской Сирии и Ливане . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 1 . ISBN  9780231106610 .
  67. ^ Уотенпо, Кейт (2006). Быть современным на Ближнем Востоке: революция, национализм, колониализм и арабский средний класс . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 213. ИСБН  0691155119 .
  68. ^ Фирро, Кайс (2009). Метаморфоза нации (аль-Умма): рост арабизма и меньшинств в Сирии и Ливане, 1850–1940 гг . Портленд, Орегон: Sussex Academic Press. п. 94. ИСБН  9781845193164 .
  69. ^ Сайед, Линда (2013). Сектантские дома: создание шиитских семей и граждан под французским мандатом, 1918–1943 гг . Колумбийский университет: докторская дисс. стр. 78–81.
  70. ^ Вайс, Макс (2010). В тени сектантства . стр. 61–62.
  71. ^ Вайс, Макс (2010). В тени сектантства . п. 36.
  72. ^ Jump up to: а б Дэнни Рубинштейн (6 августа 2006 г.). «Семь затерянных деревень» . Гаарец . Архивировано из оригинала 1 октября 2007 г. Проверено 12 января 2015 г.
  73. ^ Лэмб, Франклин. Завершение задачи по изгнанию Израиля из Ливана 18 ноября 2008 г.
  74. ^ «Отчет: «Хизбалла» обучает сирийских шиитов защите деревень от повстанцев — Нахарнет» . naharnet.com . Проверено 12 января 2015 г.
  75. ^ Зои Константин (13 декабря 2012 г.). «Давление в Сирии влияет на алавитов в Ливане – The National» . Thenational.ae . Проверено 5 января 2013 г.
  76. ^ « Ливанские алавиты приветствуют вывод войск из Сирии как «необходимый» 2005 г., The Daily Star, 30 апреля» . dailystar.com.lb . Проверено 12 января 2015 г. Алавиты присутствуют на территории современного Ливана с 16 века, и сегодня их численность оценивается в 100 000 человек, в основном в Аккаре и Триполи.
  77. ^ Джексон Аллерс (22 ноября 2008 г.). «Вид из Джебель-Мохсена» . Menassat.com . Проверено 18 января 2016 г.
  78. ^ «Ливан: Перемещенные алави не находят облегчения на обедневшем севере» . Интегрированные региональные информационные сети (ИРИН). УВКБ ООН. 5 августа 2008 г. Проверено 18 января 2016 г.
  79. ^ «Ливан: Перемещенные семьи борются по обе стороны религиозного раскола» . Интегрированные региональные информационные сети (ИРИН). УВКБ ООН. 31 июля 2008 года . Проверено 18 января 2016 г.
  80. ^ Дэвид Эндерс (13 февраля 2012 г.). «Сирийское насилие находит свое эхо в Ливане» . Газеты Макклатчи . Проверено 18 января 2016 г.
  81. ^ Jump up to: а б с Салиби, Камаль С. (1990). Дом многих особняков: новый взгляд на историю Ливана . Издательство Калифорнийского университета. стр. 118–119. ISBN  0520071964 .
  82. ^ Махамид, Хатим (сентябрь 2006 г.). «Исмаилитский да'ва и политика в Фатимидском Египте» (PDF) . Туманность. п. 13 . Проверено 17 декабря 2013 г.
  83. ^ Салиби, Камаль С. (1990). Дом многих особняков: новый взгляд на историю Ливана . Издательство Калифорнийского университета. п. 137. ИСБН  0520071964 .
  84. ^ «Ливан – Религиозные секты» . GlobalSecurity.org . Проверено 17 декабря 2013 г.
  85. ^ «ПЕРВЫЙ ВИЗИТ К ПОДПИСЧИКАМ» . Исмаилиты.нет. 4 августа 1957 года . Проверено 17 декабря 2013 г.
  86. ^ Коллело, Томас (1 января 2003 г.). «Ливан: страновое исследование». У Джона К. Роллана (ред.). Ливан: текущие проблемы и предыстория . Хауппейдж, Нью-Йорк: Nova Publishers. п. 74. ИСБН  1590338715 .
  87. ^ Бюро демократии, прав человека и труда (27 июля 2012 г.). «Отчет о свободе вероисповедания в мире за 2011 год» (PDF) . Государственный департамент США . Проверено 12 января 2015 г.
  88. ^ Халаф, Мона Чемали (8 апреля 2010 г.). «Ливан» (PDF) . В Санье Келли и Джулии Бреслин (ред.). Права женщин на Ближнем Востоке и в Северной Африке: прогресс на фоне сопротивления . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Дом свободы. п. 10 . Проверено 12 января 2015 г.
  89. ^ «Ливан 2008–2009: на пути к гражданскому государству» (PDF) . Национальный отчет о человеческом развитии . Программа развития ООН. 1 июня 2009 г. с. 70 . Проверено 12 января 2015 г.
  90. ^ Орстром, Лисандра (2 августа 2007 г.). «Война с Израилем прерывает редкую историю промышленного успеха» . «Дейли Стар» (Ливан) . Проверено 17 декабря 2013 г.
  91. ^ Ливан Итнаашари Обзор шиитов Всемирный справочник меньшинств. Июнь 2008 г. Проверено 28 декабря 2013 г.
  92. ^ Jump up to: а б с «Отчет о международной религиозной свободе за 2012 год – Ливан» . Государственный департамент США . 20 мая 2013 года . Проверено 17 января 2016 г.
  93. ^ Jump up to: а б с «Современное распределение основных религиозных групп Ливана» . Центральное разведывательное управление . Проверено 15 декабря 2013 г.
  94. ^ Jump up to: а б Фавваз Трабулси, Социальные классы и политическая власть в Ливане (Бейрут: Фонд Генриха Бёлля , 2014 г.)
  95. ^ Фарха, Марк (2019). Ливан . Издательство Кембриджского университета. п. 175. ИСБН  9781108471459 .
  96. ^ Юсри Хазран (июнь 2009 г.). Шиитская община в Ливане: от маргинализации к господству (PDF) . Университет Брандейса . Проверено 17 января 2016 г.
  97. ^ Яхья, Хусам (2015). Здравоохранение и социальная защита в Ливане (1860-1963) (PDF) (Диссертация). Ницца Университет Софии Антиполис.
  98. ^ Фарентхольд, Стейси (2019). Между османами и Антантой: Первая мировая война в сирийской и ливанской диаспоре, 1908-1925 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780190872151 .
  99. ^ Хабер, Марк; Нассар, Джойс; Альмарри, Мохамед А.; Саупе, Тина; Сааг, Лехти; Гриффит, Сэмюэл Дж.; Думе-Серхаль, Клод; Шанто, Жюльен; Сагье-Бейдун, Мунтаха; Сюэ, Яли; Шейб, Кристиана Л.; Тайлер-Смит, Крис (2020). «Генетическая история Ближнего Востока на основе временного курса адДНК с выборкой восьми точек за последние 4000 лет» . Американский журнал генетики человека . 107 (1): 149–157. дои : 10.1016/j.ajhg.2020.05.008 . ПМЦ   7332655 . ПМИД   32470374 .
  100. ^ Jump up to: а б Заллуа, Пьер А., Разнообразие Y-хромосомы в Ливане структурировано недавними историческими событиями , Американский журнал генетики человека 82 , 873–882, апрель 2008 г.
  101. ^ Jump up to: а б Хабер, Марк; Платт, Дэниел Э; Бадро, Даниэль А; Сюэ, Яли; Эль-Сибай, Мирват; Бонаб, Мазиар Ашрафян; Юханна, Соня С; Сааде, Стефани; Сория-Эрнанц, Дэвид Ф. (март 2011 г.). «Влияние истории, географии и религии на генетическую структуру: марониты в Ливане» . Европейский журнал генетики человека . 19 (3): 334–340. дои : 10.1038/ejhg.2010.177 . ISSN   1018-4813 . ПМК   3062011 . ПМИД   21119711 .
  102. ^ Скуртаниоти, Эйрини; Эрдал, Йылмаз С.; Франжипан, Марселла; Балосси Рестелли, Франческа; Йенер, К. Аслихан; Пиннок, Фрэнсис; Матиае, Паоло; Озбал, Рана; Шуп, Ульф-Дитрих; Гулиев, Фархад; Ахундов, Туфан; Лионне, Бертиль; Хаммер, Эмили Л.; Ньюджент, Селин Э.; Бурри, Марта; Нойманн, Гуннар У.; Пенске, Сандра; Ингман, Тара; Акар, Мурат; Шафик, Рула; Палумби, Джулио; Эйзенманн, Стефани; д'Андреа, Марта; Рорлах, Адам Б.; Вариннер, Кристина; Чон, Чунгвон; Стокхаммер, Филипп В.; Хаак, Вольфганг; Краузе, Йоханнес (2020). «Геномная история от неолита до бронзового века в Анатолии, Северном Леванте и Южном Кавказе» . Клетка . 181 (5): 1158–1175.e28. дои : 10.1016/j.cell.2020.04.044 . hdl : 20.500.12154/1254 . ПМИД   32470401 . S2CID   219105572 .
  103. ^ Хабер, Марк; Думе-Серхаль, Клод; Шейб, Кристиана; Сюэ, Яли; Данечек, Петр; Меззавилла, Массимо; Юханна, Соня; Мартиниано, Руи; Прадо-Мартинес, Хавьер; Шпак, Михал; Матису-Смит, Элизабет; Шутковски, Хольгер; Микульски, Ричард; Заллуа, Пьер; Кивисилд, Тоомас; Тайлер-Смит, Крис (3 августа 2017 г.). «Преемственность и примесь в последних пяти тысячелетиях истории Леванта на основе последовательностей генома древнего Ханаана и современного Ливана» . Американский журнал генетики человека . 101 (2): 274–282. дои : 10.1016/j.ajhg.2017.06.013 . ISSN   0002-9297 . ПМЦ   5544389 . ПМИД   28757201 .
  104. ^ Саакян, Оганес; Маргарян, Ашот; Сааг, Лаури (2021). «Происхождение и распространение гаплогруппы J1-M267 Y-хромосомы человека» . Научный представитель . 6659 . дои : 10.1038/s41598-021-85883-2 . ПМЦ   7987999 . ПМИД   33758277 .
  105. ^ Чалаби, Тамара (2006). Шииты Джебель-Амиля и Нового Ливана: сообщество и национальное государство, 1918-1943 , стр.34
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 484f6c0445f55e6dec364d6ce9dea66c__1721608260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/48/6c/484f6c0445f55e6dec364d6ce9dea66c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lebanese Shia Muslims - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)