Ливанские мусульмане-шииты
Общая численность населения | |
---|---|
~1,600,000 [1] | |
Языки | |
Языковой: ливанский арабский | |
Религия | |
Ислам ( шиитский ислам ) |
Часть серии статей о |
Ливанский народ |
---|
Портал Ливана |
Ливанские мусульмане-шииты ( арабский : мусульмане-шииты ), общинно и исторически известные как матавила ( арабский : Мутавалин , множественное число от мутавалин ; ливанские [2] произносится как Метуали Матавали или арабском языке на ливанском [3] ), являются ливанцами , которые являются приверженцами шиитского ислама в Ливане Ливана , который играет важную роль наряду с основными суннитскими , маронитскими и друзскими сектами . Подавляющее большинство мусульман-шиитов в Ливане исповедуют двунадесятный шиизм . [4] [5] что делает их единственной крупной шиитской общиной двунадесятников, сохранившейся в Леванте . [6]
Сегодня мусульмане-шииты составляют около 32% населения Ливана. [1] превосходя как христиан, когда-то составлявших большинство, так и суннитов. [7] По условиям неписаного соглашения, известного как Национальный пакт между различными политическими и религиозными лидерами Ливана, шииты являются единственной сектой, имеющей право на пост спикера парламента . [8] [9] [10] [11]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Культурное и языковое наследие ливанского народа представляет собой смесь как коренных элементов, так и иностранных культур, которые управляли этой страной и ее народом на протяжении тысячелетий. В интервью 2013 года ведущий исследователь Пьер Заллуа отметил, что генетические вариации предшествовали религиозным вариациям и разделениям: «В Ливане уже существовали хорошо дифференцированные сообщества со своими генетическими особенностями, но не существенными различиями, а религии были слоями краски сверху. . Не существует четкой закономерности, показывающей, что в одной общине проживает значительно больше финикийцев , чем в другой». [12]
Ливан на протяжении всей своей истории был домом для многих исторических народов, населявших этот регион. Ливанское побережье веков было в основном заселено финикийскими хананеями на протяжении всего бронзового и железного , построившими города Тир , Сидон , Библос и Триполи , который был основан как центр конфедерации арадийцев , сидонцев и тирян. Дальше на восток долина Бекаа была известна как Амку в бронзовом веке и была частью аморейского королевства Катна , а затем и королевства Амурру , и имела местные города-государства, такие как Энишаси . [13]
В течение железного века в Бекаа доминировали арамейцы , которые образовали царства неподалеку в Дамаске и Хамате и основали царство Арам-Зова, где, Азаил возможно, родился , а позже также было заселено итуреанцами были арабами. , которые, вероятно, сами . Эти итурийцы населяли холмы над Тиром в Южном Ливане , исторически известные как Джебель-Амель , по крайней мере, со времен Александра Великого , который сражался с ними после того, как они заблокировали доступ его армии к запасам древесины. [13]
Во время правления римского арамейский язык стал лингва-франка всего Леванта , включая то, что сейчас известно как Ливан, заменив разговорный финикийский язык на побережье. Тем временем греческий язык использовался как язык управления, образования и торговли. Важно отметить, что большинство деревень и городов в Ливане сегодня имеют арамейские названия, отражающие это наследие. Однако Бейрут стал единственным полностью латиноязычным городом на всем Востоке. На побережье Тир процветал под властью римлян, и ему было позволено сохранить большую часть своей независимости как « civitas foederata ». [14]
С другой стороны, Джебель-Амель был населен Бану Амила , его тезкой, которая имела особое значение для ливанских шиитов в плане принятия и развития шиизма среди южного населения. Бану Амила были частью набатейских арабских федератов Римской империи и были связаны с другими доисламскими арабами, такими как Иудам и Балкайн , чье присутствие в регионе, вероятно, восходит к библейским временам, согласно Ирфану Шахиду . [15] Когда мусульманское завоевание Леванта достигло Ливана, эти арабские племена получили наибольшую власть, что побудило неарабское население принять арабский язык в качестве основного языка. [16]
Ранний исламский период
[ редактировать ]Распространение шиитского ислама в Ливане было сложным и многогранным явлением на протяжении нескольких столетий. Ко времени исламского завоевания Джебель-Амель представлял собой этнолингвистический гибрид, включавший племена Амила и Иуда, а также эмигрантов из Хамдана . [17] [18] и неарабские общины. [19] По словам Ирфана Шахида , доисламские племена Амила и Иуда были частью набатейских федератов римлян . , присутствие которых в регионе восходит к библейским временам [15] [20] Бану Амила, согласно историку десятого века аль-Табари , также были филиалами Гасанидов, которые поставляли войска византийцам . [21]
В ранний исламский период в Джебель-Амеле и прилегающих районах, вероятно, проживало несколько недовольных групп или общин, которые были восприимчивы к шиитской доктрине двунадесятников, а позитивные и привлекательные диалектические отношения между теологической конструкцией имамизма и его социальной средой отдавали предпочтение шиитской возможности. . [19] По мнению аль-Мухаджира, начало процесса можно проследить сразу после договора Хасана и Муавии в 661 году. [17] По словам Харриса, восстание 842 года в Джебель-Амеле дало редкую возможность столкнуться с шиитским населением на окраинах Горного Ливана . [22] На холмах Кесерван к востоку от Бейрута , возможно, шиитские племена присутствовали в этом районе в период Омейядов или после восстания Мунайтры 759 года и прочно обосновались в этом районе к 940–960-м годам. [23] Муахджир противопоставляет эту точку зрения, утверждая, что шиитская община в высокогорье, вероятно, сформировалась после падения Триполи в 1109 году, после того как в городе прекратилось население его бывших шиитских жителей. [17]
В Сирии Алеппо , фигурирующий в схоластическом наследии Джебель Амеля, стал благодатной почвой для двунадесятного шиизма во время правления Хамданидов ( 944–991). [24] [25] [26] а культурные и материальные взаимодействия между Алеппо и Джебель-Амелем, возможно, усилили зарождающееся местное развитие двунадесятного шиизма в этом районе до прихода исмаилитов Фатимидов в Египет (969–1174). [19] [27] До Фатимида Исмаилита да'ва утвердился в Сирии, культурный обмен между учеными в Джебель-Амеле и Ираке способствовал взаимному систематическому наблюдению за школой Джафари , которое также продолжалось после кончины Фатимидов. [19]
Шииты также имели сильное присутствие в некоторых районах северной Палестины и Трансиордании , что подтверждает аль-Макдиси (ок. 966-985). [28] главным образом в Тверии , Аммане и Кадасе . [29] [17] [19] [30] [31] Путешествие через Тир и Триполи ок. В 1047 году Насир Хосров отметил в своей «Сафарнаме» , что большинство жителей двух городов были шиитами. [19] Ибн Асакир (1106–1175) во время своего десятилетнего проживания в Тире отметил сильную оппозицию его взглядам со стороны некоторых рафидов — уничижительного термина, обозначающего шиитов. [19] Триполи правил Бану Аммар с 1079 года, который вложил большие суммы в превращение города в известный центр обучения, основав «Дом знаний», привлекавший ученых, а также известную библиотеку из 100 000 томов. [32]
Мамлюкский период
[ редактировать ]К началу 14 века Джебель-Амель стал центром шиитов-двунадесятников всего Леванта . В этот период поток ученых переехал в Джебель-Амель из Алеппо из-за захвата мамлюками , поскольку этот район служил убежищем от суннитской строгости. [16] Города Джеззин и Карак Нух заменили бывшие городские центры шиитского обучения в Леванте, а шиитские ученые пользовались защитой шиитских вождей, начиная с Хусам ад-Дина Бишара в 1187 году до кризиса 1781 года . [33] [34] Один ученый из Джеззина, Мухаммад ибн Макки , стал широко известным шиитским факихом , который выступал за развитие религиозного права посредством дебатов с учеными-суннитами. [35] [36] чья слава как знатока права распространилась до Хорасана , где правящий Сарбадар пригласил его обучать свой двор двунадесятному шиизму. [35] 30 июня 1384 года Ибн Макки был обвинен в ереси и впоследствии казнен в Цитадели Дамаска : [35]
Между 1292 и 1305 годами мамлюки провели серию карательных экспедиций против шиитского населения региона Кисраван в Горном Ливане к востоку от Бейрута , возглавляемого Аккушем аль-Афрамом . [35] По сообщению мамлюкского летописца Бадр ад-Дина аль-Айни , в 1292 году султан аль-Ашраф Халил вынудил Байдара вывести три тысячи конницы вверх по побережью из Египта , войдя в Кисраван с юга. По словам аль-Айни, защитники, которых он назвал кафарат равафид , мобилизовали 10 000 защитников, которые заманивали мамлюкские контингенты в засады . [37] Кампания провалилась, и Байдара смог вывести свои войска только после того, как преподнес подарки и освободил пленных. [37] В 1299 году горцы Кисравана атаковали бегущую армию мамлюков, в результате чего Кисраван вернулся в приоритет мамлюков, что вызвало быстрое возмездие в 1300 году. [38] Наказания оказалось недостаточно, и после смерти Ильхана Газана в 1304 году мамлюки собрали основная полевая армия мамлюков для третьей кампании. [38] В июле 1305 года, по словам аль-Макризи , аль-Айни и друзов-хрониста Салиха ибн Яхьи, 50-тысячное войско мамлюков двинулось из Дамаска , чтобы встретиться с другой армией под командованием наиба Триполи, пришедшей с юга, также вызвав своих -друзов -бухтуридов. союзников . Движение мамлюков в клешнях объединилось с повстанцами Кисравана, что привело к ожесточенным боям, которые в конечном итоге сокрушили защитников. [39] [35] [40] [41] Затем мамлюки опустошили деревни и посевы до августа 1305 года и изгнали большую часть населения, большая часть которого поселилась в Южном Ливане и долине Бекаа . [35] [42]
Под властью Османской империи
[ редактировать ]После османского завоевания примерно в 1516 году ведущие шиитские семьи в Джебель-Амиле , долине Бекаа и на горе Ливан , которые укрылись до прибытия Османской империи, были кооптированы в османскую провинциальную администрацию в качестве мукатаачи или в качестве губернаторов второстепенных санджаков с финансовыми и полицейскими функциями. ответственность за обширную часть сирийского прибрежного нагорья. [40] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] По словам Абдельнура, шиитское население в 1765 году, вероятно, составляло около 40 000 человек. [50]
Харфуши провинции Баальбека . получили концессию илтизам для Бекаа, а также звание в военной иерархии В провинции Триполи семье Хамады было предъявлено обвинение в выполнении нескольких поручений по сбору налогов во внутренних районах Горного Ливана . Дальше на юг шииты Джебель-Амеля сохраняли свои налоговые фермы вплоть до середины 18 века, получая большую выгоду от иностранного спроса на крашеный хлопок и хороших коммерческих контактов с французами, а к 1750-м годам этот район давал больше налоговых поступлений, чем Горный Ливан. . [51] [6]
В конце 18-го века традиционные шиитские феодалы и семейная система, основанная на мукате, в значительной степени стали излишними и слабыми, а влияние шиитов уменьшилось в пользу все более мощного союза маронитов и друзов, который достиг высот при суннитской (а позже и маронитской) династии Шихабов . Упадок усилился в 1781 году после смерти Насифа ан-Нассара в битве против Джаззар-паши , который подчинил Джебель Амель своему сюзеренитету, одновременно с более ранним падением шиитских мультезимов в Кисраване и Северном Ливане . [40] По словам графа де Вольне , не более 500 шиитских семей пережили неистовство Джазара во время его визита в 1785 году. [52] По словам Тамары Чалаби, эти события сохранятся в коллективной памяти шиитов Джебель-Амеля вплоть до начала 20 века. [53]
Отношения с Сефевидским Ираном
[ редактировать ]В этот период шииты установили особенно тесные связи с Сефевидами Ирана , что внесло значительный вклад в обращение империи в шиитский ислам. [54] Тахмасп I (1524–1576) назначил Мухаккика аль-Караки из Карак Нуха заместителем Скрытого имама и предоставил ему обширную власть над садрами (великими визирями) в многословном указе 1533 года. [55] Сообщается, что Тахмасп сказал ему: «Ты настоящий король, а я всего лишь один из твоих агентов». [56] [54] Это принесло новую политическую и судебную власть исламским священнослужителям и их сетям, пересекающим Тебриз , Казвин , Исфахан , Рашт , Астарабад и Амол . [56] Другим выдающимся священнослужителем был Бахауддин аль-Амили , автор математических и астрономических трактатов, в том числе о возможности движения Земли до распространения теории Коперника . [57] и является ответственным за многие архитектурные достижения в городе Исфахан . [58] [59] [34]
Период французского мандата
[ редактировать ]После ухода Османской империи в 1918 году французы вошли в Набатию и запретили местному населению заниматься политической деятельностью. Местные вожди отклонили это требование и вместо этого водрузили арабский флаг в нескольких деревнях. [60] Шииты участвовали в сирийском националистическом движении и Сирийском национальном конгрессе в 1919 году, а видные шииты, такие как Ахмад Рида, часто заявляли о своей поддержке сирийского единства и независимости в пределах Королевства Сирия , подчеркивая свою арабскую идентичность и одновременно защищая шиитский партикуляризм. [61] [44]
После официального провозглашения Арабского королевства Сирии в марте 1920 года антифранцузские беспорядки и столкновения вспыхнули в преимущественно шиитских районах Джебель-Амеля и долины Бекаа . Повстанцы атаковали французские военные базы и гарнизоны в их районах, а также имели место межконфессиональные столкновения, особенно в Айн-Эбеле , из-за французского вооружения и их предполагаемого согласия с обязательным французским правлением. Французы отправили на юг экспедицию из 4000–6000 солдат во главе с полковником Нигером, чтобы умиротворить шиитских повстанцев, опустошив их деревни и разгромив шиитских повстанцев к июню 1920 года. [60] Поражение рассеяло тысячи крестьян, опасавшихся суровых репрессий, а высокие штрафы, наложенные на жителей деревни, усугубили финансовые трудности в регионе. [44]
Вооруженные усилия сопровождались движением ненасильственного сопротивления, возглавляемым Абдулом Хусейном Шарафеддином с 1919 года, который потребовал от США поддержки сирийского единства во время визита Комиссии Кинга-Крейна . Это разозлило французов, которые поддержали неудачную попытку его убийства. Шарафеддин решительно осудил межконфессиональную враждебность, поскольку она лишь дает смысл французскому военному присутствию. Во время знаменитой конференции Вади аль-Худжайр 24 апреля 1920 года он призвал к защите христиан.
Христиане (Насара) — ваши братья по стране и судьбе. Покажите им ту любовь, которую вы проявляете к себе. Защищайте их жизнь и имущество так же, как вы защищаете свою собственную. Только так вы сможете противостоять заговору и положить конец междоусобицам. [60]
Этот период беспорядков закончился в 1921 году политической амнистией, предложенной французскими мандатными властями всем шиитским повстанцам, принимавшим участие в боевых действиях, с намерением привязать шиитскую общину в Ливане к новому подмандатному государству. [44] [60] Когда Великое сирийское восстание в 1925 году вспыхнуло , в Джебель-Амеле сохранялось спокойствие. Тем не менее, многие шииты присоединились к повстанцам в Сирии и сыграли центральную роль в сражениях в горах Каламун и Акруме , где шииты, как сообщается, захватили более 400 винтовок и пятьдесят лошадей у французских войск. [6] Многие христиане, покинувшие свои деревни во время восстания, были размещены шиитскими деятелями из Набатии и Бинт-Джебейля , и этот поступок был оценен местным христианским духовенством.
То, что шииты сделали для христиан на юге, будет храниться в наших сердцах до тех пор, пока существует Ливан и христиане. То, что произошло, должно быть написано золотом. Да здравствует Ливан, да здравствует ливанское единство и да здравствуют шииты. [60]
После восстания регион пережил десятилетие стабильности. Шииты стали в основном принимать Большой Ливан по сектантским и несектантским причинам, а учреждение суда Джафари еще больше укрепило межобщинные связи и подтвердило чувство партикуляризма, которое иначе отрицалось при османах. [44] Следовательно, создание шариатских судов Джафари в период французского мандата в Ливане усложнило понимание гражданства, переплетая его с религиозной идентификацией, а также усилило сектантские разногласия в юридических и политических рамках национального государства. [62] Вместо вооруженного восстания и восстаний протесты и гражданские забастовки в шиитских районах стали средством протеста против политики Франции и цен на табак . [44] [60] Позже шииты активно предоставляли боеприпасы, рабочую силу и помощь палестинским повстанцам во время восстания 1936–1939 годов в Палестине , которым совместно управлял Бинт-Джебейль . [60]
Образование
[ редактировать ]В 19 веке в Ливане произошли драматические изменения, когда миссионеры начали открывать школы по всей стране. В то время как французы и русские в основном поощряли активное обучение маронитов и православных соответственно, наряду с американскими протестантскими миссиями в Бейруте, британцы создавали образовательные учреждения в районах друзов, а сунниты в основном получали выгоду от османских государственных учреждений. Однако шииты были единственными, кто не получил выгоды от такой деятельности. Это пренебрежение продолжалось и в первые дни французского мандата. [60]
В 1920-е и 1930-е годы образовательные учреждения стали местом, где различные религиозные общины создавали националистические и сектантские способы идентификации. [63] Шиитские лидеры и религиозное духовенство поддержали образовательные реформы, чтобы улучшить социальную и политическую маргинализацию шиитской общины и повысить их участие в жизни недавно родившегося национального государства Ливан. [64] Благотворительное исламское общество Амили ( аль-Джамия аль-Хайрия аль-Исламийя аль- Амилия ) в Бейруте и Благотворительное общество Джафари ( аль-Джамия аль-Хайрия аль-Джафарийя ) в Тире . [64] Хотя несколько шиитских учебных заведений были созданы до и в начале мандатного периода, им часто не хватало поддержки и финансирования, что приводило к их упразднению. [64]
Основным источником дискуссий по поводу образовательных реформ среди шиитских ученых был ежемесячный шиитский журнал «А л-Ирфан» , основанный в 1909 году. Чтобы довести свои требования ( муталабийя ) до сведения французских властей, были подписаны петиции, которые были представлены шиитским властям. Верховный комиссар Франции и Служба общественного просвещения. [65] Это учреждение, штаб-квартира которого находится в Бейруте с 1920 года, курировало всю образовательную политику в отношении государственных и частных школ на подмандатных территориях. [61] По словам историка Элизабет Томпсон, частные школы были частью «постоянных переговоров» между гражданами и французскими властями в Ливане, особенно относительно иерархического распределения социального капитала по религиозно-общинным линиям. [66] В ходе этих переговоров различные секты часто использовали петиции с требованием поддержки реформ. Например, средний класс преимущественно городских суннитских районов выразил свои требования реформы образования через петиции, направленные Верховному комиссару Франции и Лиге Наций . [67]
Сайид Абдул-Хусейн Шарафеддин считал, что единственный способ предотвратить иностранное политическое влияние — это создать современные школы, сохраняя при этом исламское учение. В 1938 году он на свои средства построил две школы: одну для девочек, другую для мальчиков. Однако школа для девочек просуществовала недолго из-за финансовых трудностей и традиционных взглядов, что побудило Сайида Шарафеддина перевести девочек и обучать их у себя дома. Школа для мальчиков была известна как аль-Джафарийя , и ее удалось продолжить работу, несмотря на финансовые трудности. [60]
Джафари шариатские суды
[ редактировать ]В январе 1926 года Верховный комиссар Франции официально признал шиитскую общину «независимой религиозной общиной», которой было разрешено решать вопросы личного статуса «в соответствии с принципами обряда, известного под названием Джафари». [68] Это означало, что шиитская юриспруденция или мазхаб Джафари была юридически признана официальным мазхабом и обладала судебной и политической властью на нескольких уровнях. [69] Институционализация шиитского ислама в этот период спровоцировала дискуссии между шиитскими учеными и духовенством о том, как следует определять шиитскую ортодоксальность. Например, дискуссии о трауре по мученической кончине имама Хусейна во время Ашуры , который до 1920-х и 1930-х годов был тайным мероприятием, привели к его трансформации в публичную церемонию. [70]
С другой стороны, официальное признание правовых и религиозных шиитских институтов французскими властями усилило сектантское сознание внутри шиитского сообщества. Историк Макс Вайс подчеркивает, что «сектантские претензии все больше были связаны с институционализацией шиитских различий». [71] Поскольку на практике появились шариатские суды Джафари, шиитскую общину намеренно поощряли к ежедневной «практике сектантства».
Подгруппы
[ редактировать ]Шиитские двунадесятники (Метуали)
[ редактировать ]Шиитские двунадесятники в Ливане — это -шиитов, мусульманское сообщество двунадесятников широко представленное по всему Ливану.
Юрисдикция Османской империи в Ливане была лишь номинальной. Баальбек в 18 веке действительно находился под контролем Метавали, что также относится к шиитским двунадесятникам, особенно с территории современного Ливана. [40] Метавали, Метуали или Мутавили — это архаичный термин, использовавшийся в прошлом специально для обозначения ливанских шиитов-двунадесятников. Этот термин был способом подчеркнуть уникальность и единство сообщества. Термин «мутавили» также является именем попечителя в исламской системе вакфов .
Семь шиитских (Мутавили) деревень, которые были переданы из французского Большого Ливана под британский мандат в Палестине в соответствии с соглашением о перекройке границы 1924 года, были насильственно обезлюдены во время арабо-израильской войны 1948 года и вновь заселены евреями . [72] Семь деревень — это Кадас , Наби Юша , аль-Маликийя , Хунин , Тарбиха , Абиль аль-Камх и Салиха . [73] Жители, в свою очередь, бежали в Ливан. [72]
Кроме того, шииты-двунадесятники в Ливане имеют тесные связи с сирийскими шиитами-двунадесятниками . [74]
Алавиты
[ редактировать ]Их около 50 000 [4] [75] Алавиты в Ливане , где они жили по крайней мере с 16 века. [76] Они признаны одной из 18 официальных ливанских сект, и благодаря усилиям лидера алавитов Али Эйда Таифское соглашение 1989 года предоставило им два зарезервированных места в парламенте. Ливанские алавиты живут в основном в районе Джабаль Мохсен в Триполи и в 10 деревнях в районе Аккара . [77] [78] [79] и в основном представлены Арабской демократической партией . Баб аль-Таббане, Джабаль Мохсен Столкновения между просирийскими алавитами и антисирийскими суннитами преследовали Триполи на протяжении десятилетий. [80]
Измени это
[ редактировать ]Исмаилизм , или « севенер -шиизм», — это ветвь шиитского ислама, возникшая в 765 году в результате разногласий по поводу преемственности Мухаммеда . Исмаилиты считают, что Исмаил ибн Джафар седьмым имамом был истинным , а не Муса аль-Кадхим, как полагают двунадесятники. Исмаилитский шиизм также доктринально отличается от имамитского шиизма, имея верования и практики более эзотерические и поддерживая семь столпов веры, а не пять столпов и десять вспомогательных заповедей .
Хотя, возможно, несколько лучше обосновалась в соседней Сирии, где вера основала один из своих первых аванпостов призыва в городе Саламия (предполагаемое место упокоения имама Исмаила) в VIII веке, она присутствует и в том, что теперь Ливан на протяжении веков. Ранний ливанский исмаилизм продемонстрировал, возможно, необычную склонность к поощрению радикальных движений внутри себя, особенно в районах Вади аль-Тайм , примыкающих к долине Бекаа у подножья горы Хермон , и Джебель-Шуфа в высокогорье горы Ливан . [81]
Синкретические верования карматов , обычно классифицируемых как отколовшаяся секта исмаилитов с зороастрийским влиянием, распространились на территорию долины Бекаа и, возможно, также на Джебель-Шуф, начиная с 9 века. Вскоре группа стала широко подвергаться критике в исламском мире за свои вооруженные кампании на протяжении следующих десятилетий, которые включали в себя убийства мусульманских паломников и разграбление Мекки, Медины и Саламии. Другие мусульманские правители вскоре попытались сокрушить это мощное еретическое движение. В Леванте карматов приказал искоренить правящий Фатимид род современного низарита Ага Хана , который сам был исмаилитом и от которого, как утверждается, произошел . Карматское движение в Леванте в значительной степени угасло на рубеже тысячелетий. [81]
Полубожественная личность фатимидского халифа в исмаилизме получила дальнейшее развитие в доктринах скрытной группы, которая начала почитать халифа Хакима как воплощение божественного единства . Не добившись успеха в столице империи Каире , они начали тайный прозелитизм примерно в 1017 году среди некоторых арабских племен Леванта. Исмаилиты Вади-ат-Тайма и Джебель-Шуфа были среди тех, кто обратился в ислам до того, как движение было окончательно закрыто несколько десятилетий спустя, чтобы защититься от внешнего вмешательства со стороны основных мусульман-суннитов и шиитов, которые часто считали их доктрины ересью. Эта глубоко эзотерическая группа стала известна как друзы , которые по вере, практике и истории уже давно стали отличными от собственно исмаилитов. Друзы составляют 5,2% современного населения Ливана и по сей день имеют сильное демографическое присутствие в своих традиционных регионах внутри страны. [81]
Говорят , что из-за официальных преследований со стороны суннитской династии Зенгидов , которые спровоцировали эскалацию межконфессиональных столкновений с суннитами, многие исмаилиты в регионах Дамаска и Алеппо бежали на запад в XII веке. Некоторые поселились в горах Ливана, а другие поселились дальше на север, вдоль прибрежных хребтов Сирии . [82] где алавиты ранее нашли убежище – и где их братья-ассасины заработали устрашающую репутацию, поскольку они отражали атаки как армий крестоносцев в течение многих лет , так и суннитов.
Когда-то исмаилитское население, когда-то гораздо более многочисленное и широко распространенное во многих районах, которые сейчас являются частью Ливана, со временем в значительной степени исчезло. Было высказано предположение, что преследования во времена Османской империи могли побудить их уехать в другие части региона, хотя нет никаких записей или свидетельств какого-либо крупного исхода. [83]
Первоначально исмаилиты были включены в качестве одной из пяти официально определенных мусульманских сект в указе 1936 года, изданном французским мандатом, регулирующим религиозные дела на территории Большого Ливана , наряду с суннитами , шиитами-двунадесятниками, алавитами и друзами . Однако мусульмане коллективно отвергли отнесение к категории разделенных и в конечном итоге остались вне закона. Игнорируя принятый после обретения независимости в 1951 году закон, который определял официальными только иудаизм и христианские секты, мусульмане продолжали жить в соответствии с традиционными османскими законами, в рамках которых небольшим общинам, таким как исмаилиты и алавиты, было трудно создавать свои собственные институты. [84]
Ага Хан IV сделал короткую остановку в Бейруте 4 августа 1957 года во время мирового турне по центрам низаритов-исмаилитов, собрав около 600 сирийских и ливанских последователей этой религии в аэропорт Бейрута, чтобы приветствовать его. [85] В середине 1980-х годов считалось, что несколько сотен исмаилитов все еще живут в нескольких общинах, разбросанных по нескольким частям Ливана. [86] Хотя они номинально причисляются к 18 официально признанным сектам согласно современному ливанскому законодательству, [87] в настоящее время они не имеют представительства в государственных функциях [88] и по-прежнему не имеют законов о личном статусе для своей секты, что привело к увеличению числа обращений в устоявшиеся секты, чтобы избежать постоянных неудобств, которые это создает. [89]
Война в регионе также оказала давление на ливанских исмаилитов. Во время Ливанской войны 2006 года 19 июля израильские военные самолеты бомбили завод компании Maliban Glass в долине Бекаа. Завод был куплен в конце 1960-х годов группой Мадхвани под руководством исмаилитского предпринимателя Абдель-Хамида аль-Фила после того, как Ага Хан лично познакомил их. За следующие несколько десятилетий он превратился из больного реликта в крупнейшего производителя стекла в Леванте, где 300 местных рабочих производили около 220 000 тонн стекла в день. Аль-Фил закрыл завод 15 июля, сразу после начала войны, чтобы предотвратить гибель рабочих в случае такого нападения, но ущерб оценивался в огромные 55 миллионов долларов США, а сроки реконструкции были неопределенными из-за к нестабильности и колебаниям правительства. [90]
Географическое распространение в Ливане
[ редактировать ]Ливанские мусульмане-шииты сконцентрированы на юге Бейрута и его южных пригородах, в северной и западной части долины Бекаа, а также в Южном Ливане. [91]
Демография
[ редактировать ]Обратите внимание, что следующие проценты являются приблизительными. Однако в стране, где последняя перепись проводилась в 1932 году, трудно получить правильные оценки численности населения.
По данным переписи 1921 года, численность шиитов составила 17,2% (104 947 из 609 069). По данным последней официальной переписи населения Ливана, проведенной в 1932 году, численность шиитов составляла 19,6% населения (154 208 из 785 543). [93] По данным исследования, проведенного Центральным разведывательным управлением (ЦРУ) в 1985 году, численность шиитов составляет 41% населения (919 000 из 2 228 000). [93] [94] [92] Совсем недавно, согласно Всемирной книге фактов ЦРУ, в 2022 году мусульмане-шииты составят 31,2% населения Ливана. [1]
В период с 1921 по 1988 год у шиитов был самый высокий уровень рождаемости среди всех общин, что способствовало быстрому увеличению с 17% до 32%. [95]
Год | Шиитское население | Общая численность населения Ливана | Процент |
---|---|---|---|
1861 | 55,120 | 487,600 | 11.3% |
1921 | 104,947 | 609,069 | 17.2% |
1932 | 154,208 | 785,543 | 19.6% |
1956 | 250,605 | 1,407,868 | 17.8% |
1975 | 668,500 | 2,550,000 | 26.2% |
1988 | 1,325,499 | 4,044,784 | 32.8% |
2022 | 1,652,600 | 5,296,814 | 31.2% |
Генетика
[ редактировать ]Исследование 2020 года, опубликованное в Американском журнале генетики человека существует значительная генетическая преемственность , в котором анализировались останки древних людей из этого региона, показало, что в Леванте со времен бронзового века (3300–1200 до н.э.), прерванная тремя значительными событиями примеси во время железного века : Эллинистический и османский периоды, каждый из которых составлял 3–11% неместного происхождения в составе местного населения. Примеси были связаны с народами моря , выходцами из Южной / Центральной Азии и турками-османами соответственно. [99] Генетические исследования показали, что между ливанскими мусульманами и немусульманами нет существенных генетических различий. [100]
Генетические исследования ливанцев показали, что наиболее распространенными Y-ДНК гаплогруппами среди ливанских шиитов были J2 (26,5%), J1 (25,5%) и E1b1b (17,3%). [100] [101] Хотя гаплогруппа J1 наиболее распространена на Аравийском полуострове , исследования показали, что она присутствует в Леванте с бронзового века. [102] [103] и лишь позже распространился на Аравию . [104] Другие гаплогруппы, присутствующие среди ливанских шиитов, включают G-M201 , R1b и T-L206, встречающиеся с меньшей, но значительной частотой. [101]
Известные ливанские мусульмане-шииты
[ редактировать ]Религиозные деятели
[ редактировать ]- Мухаммад Джамалуддин аль-Макки аль-Амили (1334–1385) - выдающийся шиитский ученый из Джеззина, известный как «Шахид Аввал» / «Первомученик».
- Нур-ад-Дин аль-Караки аль-Амили (1465–1534) - шиитский ученый и член суда Сефевидов.
- Баха ад-дин аль-Амили (1547–1621) - шиитский исламский ученый, философ, архитектор и эрудит.
- Аль-Хурр аль-Амили (1624–1693) - выдающийся шиитский мухаддис и составитель Васаил аль-Шиа.
- Зайн ад-Дин аль-Джубаи аль-Амили - выдающийся шиитский ученый XVI века.
- Абдель Хусейн Чарафеддин – духовный лидер, социальный реформатор и лидер ненасильственного сопротивления французам.
- Муса ас-Садр – духовный лидер и основатель движения Амаль , философ и шиитский религиозный лидер
- Аббас аль-Мусави - шиитский ученый и бывший лидер Хезболлы.
- Хасан Насралла – шиитский ученый и лидер Хезболлы
- Рагеб Харб – шиитский ученый и лидер сопротивления в Южном Ливане
- Мохаммад Хусейн Фадлаллах – духовный лидер и великий аятолла шиитов , бывший духовный наставник исламской партии Дава в Ливане
- Ахмад Рида - шиитский ученый и лингвист, составитель первого одноязычного арабского словаря Матн аль-Луга.
- Ахмед Ареф Эль-Зейн - ученый-реформатор, арабский националист и основатель журнала Аль-Ирфан в 1909 году.
- Садр ад-Дин бин Салех - шиитский ученый и патриарх влиятельной семьи Садр.
Политические деятели
[ редактировать ]- Насиф ан-Нассар (ок. 1750–1781) - шейх Джебель-Амеля.
- Адхам Ханджар – ливанский революционер, пытавшийся убить Анри Гуро в 1923 году.
- Тауфик Хавло Хайдар – ливанский революционер, принимавший участие в Великом сирийском восстании (1925–1927).
- Адель Оссейран - спикер ливанского парламента и один из отцов-основателей Ливанской Республики.
- Имад Мугния - бывший руководитель штаба Хезболлы
- Мустафа Бадреддин - бывший военачальник Хезболлы, двоюродный брат и зять Имада Мугнии.
- Хусейн эль-Хусейни – государственный деятель, соучредитель движения Амаль и спикер парламента
- Сабри Хамаде – бывший спикер парламента и политический лидер
- Камель Асаад – бывший спикер парламента и политический лидер
- Набих Берри - спикер парламента и политический лидер движения Амаль
- Аббас Ибрагим – бывший генеральный директор Главного управления общей безопасности
- Джамиль Аль Сайед – бывший генеральный директор Главного управления общей безопасности
- Хусейн аль-Мусави - основатель исламского ополчения Амаль в 1982 году.
- Асем Кансо - бывший лидер Ливанской арабской социалистической партии Баас.
- Али Кансо – член кабинета министров, бывший президент Сирийской социал-националистической партии
- Хусейн Мурува – философ -марксист и бывший ключевой член Коммунистической партии Ливана
- Махди Амель – философ-марксист и видный член Коммунистической партии Ливана
- Мухсин Ибрагим – основатель и лидер Организации коммунистического действия в Ливане
академики
[ редактировать ]- Хасан Камель Аль-Саббах – -электрик инженер , математик и изобретатель, обладающий патентами в области телевизионной передачи.
- Зайнаб Фавваз – новаторская феминистка, писательница, драматург, поэтесса и историк знаменитых женщин.
- Раммал Раммал - физик конденсированного состояния в CNRS
- Али Чамседдин - физик
- Ханан аль-Шейх – автор и прозаик
- Амаль Саад-Гораеб – политический писатель и аналитик
- Мухаммад Джабер Аль Сафа – историк, писатель и арабский националист [105]
- Фуад Аджами – бывший профессор Стэнфордского университета
Художники, певцы и журналисты
[ редактировать ]- Хайфа Вебе – певица и актриса, считается одной из самых известных артисток арабского мира.
- Лаял Аббуд – поп-певица , танцовщица и подходящая модель.
- Рима Факих – модель и победительница Мисс США 2010.
- Рагеб Алама – певец, композитор, телеведущий и филантроп.
- Асси Эль Хелани – известная певица
- Моухамад Рачини - канадско-ливанский журналист
- Амаль Хиджази - певица и бывшая актриса
- Мэй Харири – модель, актриса и певица
- Рима Караки - ведущая телешоу
- Мелисса - певица
- Алиссар Каракалла – хореограф ливанского танца
- Мухамед Арфуш – бразильско-ливанский актер
См. также
[ редактировать ]- Религия в Ливане
- Ислам в Ливане
- Ливанские мусульмане-сунниты
- Ливанские друзы
- Бану Амела , шиитское племя в Ливане.
- Джебель-Амель — регион в Ливане.
- Ливанские христиане-марониты
- Ливанские христиане-мелькиты
- Ливанские греческие православные христиане
- Ливанские христиане-протестанты
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «Ливан: люди и общество» , cia.gov.
- ^ Вер, Ганс (1976). Коуэн, Дж. Милтон (ред.). Словарь современного письменного арабского языка (Третье изд.). Итака, Нью-Йорк. п. 1101. ИСБН 0-87950-001-8 . ОСЛК 2392664 .
متوال mutawālin последовательный, последовательный, непрерывный, непрерывный; -- (мн. متاولة matāwila) член шиитской секты Метуалис в Сирии.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Массиньон, Луи. «Мутавали» . Энциклопедия ислама, первое издание (1913–1936) . дои : 10.1163/2214-871X_ei1_SIM_4996 .
- ^ Jump up to: а б Риад Язбек. Возвращение Розовых Пантер? . Ближневосточный монитор. Том. 3, № 2, август 2008 г.
- ^ Зои Константин (13 декабря 2012 г.). «Давление в Сирии влияет на алавитов в Ливане – The National» . Thenational.ae . Проверено 5 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Халави, Маджед (1992). Ливану бросили вызов: Муса Ас-Садр и шиитская община . Боулдер – Сан-Франциско – Оксфорд: Westview Press. п. 122. ИСБН 978-0813383187 .
- ^ Коэн, Сол Бернард (2015). «Глава 12: Разрушенный пояс Ближнего Востока». Геополитика: география международных отношений (3-е изд.). Лэнхэм Боулдер, Нью-Йорк, Лондон: Роуман и Литтлфилд. п. 402. ИСБН 978-1-4422-2349-3 .
- ^ «Ливан-религиозные секты» . Глобальная безопасность.org . Проверено 11 августа 2010 г.
- ^ «Марш за секуляризм; религиозные законы архаичны» . СЕЙЧАС Новости . Архивировано из оригинала 18 июля 2018 г. Проверено 11 августа 2010 г.
- ^ «Фадлаллах обвиняет каждую секту в Ливане, кроме своей собственной, в желании доминировать в стране» . Нахарнет . Проверено 11 августа 2010 г.
- ^ «Аспекты христианско-мусульманских отношений в современном Ливане» . Macdonald.hartsem.edu. Архивировано из оригинала 25 июля 2011 г. Проверено 11 августа 2010 г.
- ^ Марун, Хабиб (31 марта 2013 г.). «Генетик с объединяющим посланием». Природа Ближнего Востока . дои : 10.1038/nmiddleeast.2013.46 .
- ^ Jump up to: а б Шахид, Ирфан (1984). Рим и арабы: Пролегомен к изучению Византии и арабов . Думбартон-Оукс. ISBN 9780884021155 .
- ^ Э.Г. Харди, Римские законы и хартии, Нью-Джерси, 2005, стр.95.
- ^ Jump up to: а б Ирфан Шахид (2010). Византия и арабы в шестом веке, Том 2, Часть 2 (иллюстрированное издание). Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780884023470 .
- ^ Jump up to: а б В., Харрис, Уильям (2012). Ливан: история, 600–2011 гг . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195181128 . OCLC 757935847 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д Аль-Мухаджир, Джаафар (1992). Фонд истории шиитов в Ливане и Сирии (на арабском языке). Бейрут: Дар аль-Малак.
- ^ Хамаде, Мохаммед (2013). История шиитов в Ливане, Сирии и Джазире в средние века (на арабском языке). Баальбек: Дар Бахауддин аль-Амили.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г АБИСААБ, Р. (1999). «НАЧАЛО ШОИТА И ШОЛАСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ДЖАБАЛ-АМИЛЕ В ЛИВАНЕ». Мусульманский мир . 89 : 1, 21. doi : 10.1111/j.1478-1913.1999.tb03666.x .
- ^ Шахид, Ирфан (1984). Рим и арабы: Пролегомен к изучению Византии и арабов . Думбартон-Оукс. ISBN 978-0-88402-115-5 .
- ^ Харрис 2011, с. 33
- ^ Харрис 2011, стр. 29-30.
- ^ Харрис 2011, с. 45
- ^ Канард, Мариус (1971). «Хамданиды» . В Льюисе, Б .; Менаж, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 126–131. OCLC 495469525 .
- ^ Дак, Мариус (1951). История династии Хамданидов в Джазире и Сирии (на французском языке). Алжир: Факультет литературы Алжира. OCLC 715397763 .
- ^ Хайдеманн, С. (2005). «Нумайрид Ракка: археологические и исторические свидетельства« диморфного государства »на бедуинских окраинах империи Фатимидов» . В Вермюлене, США; Ван Стинберген, Дж. (ред.). Египет и Сирия в эпоху Фатимидов, Айюбидов и мамлюков, Том 4 . Левен, Дадли: Издательство Peeters.
- ^ Шанахан, Роджер (2005). Шииты Ливана: кланы, партии и священнослужители . ИБТаурис. ISBN 9780857716781 .
- ^ Харрис 2011, с. 40
- ^ Правер, Джошуа (1985). «Социальные классы в государствах крестоносцев: «меньшинства» ». В Сеттоне, Кеннет М .; Закур, Норман П.; Хазард, Гарри В. (ред.). История крестовых походов, том V: Влияние крестовых походов на Ближний Восток . Мэдисон и Лондон: Университет Висконсина. стр. 59–115. ISBN 0-299-09140-6 .
- ^ Мукаддаси, Описание Сирии , 1886, с. 28
- ^ Бретт, Майкл (2017). Империя Фатимидов . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 9780748640775 .
- ^ Маллетт, Алекс (2014). «Аммар, Бану (Сирия)» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- ^ Харрис 2011, стр. 83-84.
- ^ Jump up to: а б с Хамада, Садун (2008). История шиитов в Ливане, Том первый (на арабском языке). ISBN 9789781025488 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Зима, Стефан (1999). Шамс ад-Дин Мухаммад ибн Макки «аш-Шахид аль-Авваль» (ум. 1384) и шииты Сирии (PDF) . университет Чикагский . Проверено 25 сентября 2014 г.
- ^ Харрис, 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Харрис 2011, с. 69
- ^ Jump up to: а б Харрис 2011, с. 70
- ^ Харрис 2011, с. 71
- ^ Jump up to: а б с д Зима, Стефан (11 марта 2010 г.). Шииты Ливана под властью Османской империи, 1516–1788 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781139486811 .
- ^ Маджму Фатава Шейх аль-Ислам Ахмад ибн Таймия (Эр-Рияд, 1961–66), 5: 149–60
- ^ Харрис 2011, с. 72
- ^ Хэтэуэй, Джейн (2019). Арабские земли под властью Османской империи: 1516–1800 гг . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781000034257 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Вайс, Макс (2010). В тени сектантства: право, шиизм и создание современного Ливана . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. 58–59. ISBN 978-0674052987 .
- ^ Стефан Винтер , Кызылбаш Сирии и османский шиизм . в Кристине Вудхед (ред.), Османский мир (Лондон: Routledge, 2011). п. 171-183.
- ^ Абу-Хусейн, Абдул-Рахим (1985). Руководство провинций Сирии, 1575–1650 гг . Бейрут: Американский университет Бейрута. ISBN 978-0-8156-6072-9 . OCLC 242675094 .
- ^ Салиби, К. (2005). Дом многих особняков: новый взгляд на историю Ливана . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 978-1-86064-912-7 .
- ^ Салиби, К. (1991). "Мужчина" . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VI: Махк – Мид . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 343–344. ISBN 978-90-04-08112-3 .
- ^ Матти, Руди (2014). «Османско-сефевидская война 986–998/1578–90 годов: мотивы и причины». В Карпате, Кемаль ; Балгамыш, Дениз (ред.). Международный журнал тюркских исследований . Том. 20, № 1 и 2.
- ^ Jump up to: а б Абдель Нур, Антуан (1982). Введение в городскую историю Османской Сирии (XVI-XVIII вв.) . Бейрут: Публикации Ливанского университета. п. 80.
- ^ Харрис 2011, с. 120
- ^ Шассебёф де Вольней, граф Константин Франсуа (1782). Путешествие по Сирии и Египту в 1783, 1784 и 1785 годах: с двумя географическими картами и двумя гравированными пластинами, изображающими руины Храма Солнца в Бальбеке и руины города Пальмира в сирийской пустыне, том 1. (на французском языке). п. 335.
- ^ Чалаби, Тамара (2006). Шииты Джебель-Амиля и Нового Ливана: сообщество и национальное государство . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 9781403982940 .
- ^ Jump up to: а б Рейсинежад, Араш (2018). Шах Ирана, иракские курды и ливанские шииты . Спрингер. дои : 10.1007/978-3-319-89947-3 . ISBN 9783319899473 . S2CID 187523435 .
- ^ Арджоманд, Саид Амир, изд. (1988). Власть и политическая культура в шиизме . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 9780887066382 .
- ^ Jump up to: а б Стрейзанд, Дуглас Э. (2019) [2011]. Исламские пороховые империи: Османы, Сефевиды и Моголы . Лондон: Рутледж. дои : 10.4324/9780429499586 . ISBN 9780429499586 .
- ^ Хашемипур, Беназ (2007). «Амили: Баха ад-Дин Мухаммад ибн Хусейн аль-Амили» (PDF) . В Томасе Хоккей; и др. (ред.). Биографическая энциклопедия астрономов . Нью-Йорк: Спрингер. стр. 42–3. ISBN 978-0-387-31022-0 .
- ^ Хейрабади Масуд (2000). Иранские города: формирование и развитие . Издательство Сиракузского университета. стр. 47.
- ^ Кольберг, Э. (2009). «БАХА-ЭЛ-ДАЙ АМЕЛИ». Энциклопедия Ираника, Том. III, Фаск. 4 . пп. 429–430.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Гарбие, Хусейн М. (1996). Политическое сознание шиитов в Ливане: роль Сайида Абд аль-Хусейна Шараф ад-Дина и Сайида Мусы ас-Садра (PDF) (докторская степень). Дарем: Центр ближневосточных и исламских исследований Даремского университета.
- ^ Jump up to: а б Чалаби, (., Тамара (2006). Шииты Джебель-Амиля и Нового Ливана: сообщество и национальное государство, 1918–1943 . Нью-Йорк: Palgrave. стр. 115–138. ISBN 978-1-4039-7028-2 .
- ^ САЙД, ЛИНДА (2022). «Переговоры о гражданстве» в книге «Практика сектантства» (под ред. Лары Диб, Цолин Налбантян и Нади Сбаити). Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. стр. 31–51. ISBN 9781503631090 .
- ^ Сбаити, Надя (2008). Уроки истории: образование и формирование национального общества в Бейруте, Ливан, 1920-1960-е годы . Джорджтаунский университет: докторская дисс. п. 2.
- ^ Jump up to: а б с Сайед, Линда (11 сентября 2019 г.). «Образование и преобразование ливанских мусульман-шиитов в национальное государство во время французского мандата, 1920–43» . Мир ислама . 59 (3–4): 282–312. дои : 10.1163/15700607-05934P02 . ISSN 0043-2539 . S2CID 204456533 .
- ^ Сбаити, Надя (2013). « Беспрецедентная резня»: педагогические округа и сообщества знаний в подмандатном Ливане». Справочник Рутледжа по истории Ближнего Востока требует . Шайег, Сайрус, Арсан, Эндрю. Лондон. п. 322. ИСБН 978-1-315-71312-0 . OCLC 910847832 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Томпсон, Элизабет (2000). Колониальные граждане: республиканские права, отцовские привилегии и гендер во французской Сирии и Ливане . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 1 . ISBN 9780231106610 .
- ^ Уотенпо, Кейт (2006). Быть современным на Ближнем Востоке: революция, национализм, колониализм и арабский средний класс . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 213. ИСБН 0691155119 .
- ^ Фирро, Кайс (2009). Метаморфоза нации (аль-Умма): рост арабизма и меньшинств в Сирии и Ливане, 1850–1940 гг . Портленд, Орегон: Sussex Academic Press. п. 94. ИСБН 9781845193164 .
- ^ Сайед, Линда (2013). Сектантские дома: создание шиитских семей и граждан под французским мандатом, 1918–1943 гг . Колумбийский университет: докторская дисс. стр. 78–81.
- ^ Вайс, Макс (2010). В тени сектантства . стр. 61–62.
- ^ Вайс, Макс (2010). В тени сектантства . п. 36.
- ^ Jump up to: а б Дэнни Рубинштейн (6 августа 2006 г.). «Семь затерянных деревень» . Гаарец . Архивировано из оригинала 1 октября 2007 г. Проверено 12 января 2015 г.
- ^ Лэмб, Франклин. Завершение задачи по изгнанию Израиля из Ливана 18 ноября 2008 г.
- ^ «Отчет: «Хизбалла» обучает сирийских шиитов защите деревень от повстанцев — Нахарнет» . naharnet.com . Проверено 12 января 2015 г.
- ^ Зои Константин (13 декабря 2012 г.). «Давление в Сирии влияет на алавитов в Ливане – The National» . Thenational.ae . Проверено 5 января 2013 г.
- ^ « Ливанские алавиты приветствуют вывод войск из Сирии как «необходимый» 2005 г., The Daily Star, 30 апреля» . dailystar.com.lb . Проверено 12 января 2015 г.
Алавиты присутствуют на территории современного Ливана с 16 века, и сегодня их численность оценивается в 100 000 человек, в основном в Аккаре и Триполи.
- ^ Джексон Аллерс (22 ноября 2008 г.). «Вид из Джебель-Мохсена» . Menassat.com . Проверено 18 января 2016 г.
- ^ «Ливан: Перемещенные алави не находят облегчения на обедневшем севере» . Интегрированные региональные информационные сети (ИРИН). УВКБ ООН. 5 августа 2008 г. Проверено 18 января 2016 г.
- ^ «Ливан: Перемещенные семьи борются по обе стороны религиозного раскола» . Интегрированные региональные информационные сети (ИРИН). УВКБ ООН. 31 июля 2008 года . Проверено 18 января 2016 г.
- ^ Дэвид Эндерс (13 февраля 2012 г.). «Сирийское насилие находит свое эхо в Ливане» . Газеты Макклатчи . Проверено 18 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Салиби, Камаль С. (1990). Дом многих особняков: новый взгляд на историю Ливана . Издательство Калифорнийского университета. стр. 118–119. ISBN 0520071964 .
- ^ Махамид, Хатим (сентябрь 2006 г.). «Исмаилитский да'ва и политика в Фатимидском Египте» (PDF) . Туманность. п. 13 . Проверено 17 декабря 2013 г.
- ^ Салиби, Камаль С. (1990). Дом многих особняков: новый взгляд на историю Ливана . Издательство Калифорнийского университета. п. 137. ИСБН 0520071964 .
- ^ «Ливан – Религиозные секты» . GlobalSecurity.org . Проверено 17 декабря 2013 г.
- ^ «ПЕРВЫЙ ВИЗИТ К ПОДПИСЧИКАМ» . Исмаилиты.нет. 4 августа 1957 года . Проверено 17 декабря 2013 г.
- ^ Коллело, Томас (1 января 2003 г.). «Ливан: страновое исследование». У Джона К. Роллана (ред.). Ливан: текущие проблемы и предыстория . Хауппейдж, Нью-Йорк: Nova Publishers. п. 74. ИСБН 1590338715 .
- ^ Бюро демократии, прав человека и труда (27 июля 2012 г.). «Отчет о свободе вероисповедания в мире за 2011 год» (PDF) . Государственный департамент США . Проверено 12 января 2015 г.
- ^ Халаф, Мона Чемали (8 апреля 2010 г.). «Ливан» (PDF) . В Санье Келли и Джулии Бреслин (ред.). Права женщин на Ближнем Востоке и в Северной Африке: прогресс на фоне сопротивления . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Дом свободы. п. 10 . Проверено 12 января 2015 г.
- ^ «Ливан 2008–2009: на пути к гражданскому государству» (PDF) . Национальный отчет о человеческом развитии . Программа развития ООН. 1 июня 2009 г. с. 70 . Проверено 12 января 2015 г.
- ^ Орстром, Лисандра (2 августа 2007 г.). «Война с Израилем прерывает редкую историю промышленного успеха» . «Дейли Стар» (Ливан) . Проверено 17 декабря 2013 г.
- ^ Ливан Итнаашари Обзор шиитов Всемирный справочник меньшинств. Июнь 2008 г. Проверено 28 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с «Отчет о международной религиозной свободе за 2012 год – Ливан» . Государственный департамент США . 20 мая 2013 года . Проверено 17 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с «Современное распределение основных религиозных групп Ливана» . Центральное разведывательное управление . Проверено 15 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Фавваз Трабулси, Социальные классы и политическая власть в Ливане (Бейрут: Фонд Генриха Бёлля , 2014 г.)
- ^ Фарха, Марк (2019). Ливан . Издательство Кембриджского университета. п. 175. ИСБН 9781108471459 .
- ^ Юсри Хазран (июнь 2009 г.). Шиитская община в Ливане: от маргинализации к господству (PDF) . Университет Брандейса . Проверено 17 января 2016 г.
- ^ Яхья, Хусам (2015). Здравоохранение и социальная защита в Ливане (1860-1963) (PDF) (Диссертация). Ницца Университет Софии Антиполис.
- ^ Фарентхольд, Стейси (2019). Между османами и Антантой: Первая мировая война в сирийской и ливанской диаспоре, 1908-1925 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780190872151 .
- ^ Хабер, Марк; Нассар, Джойс; Альмарри, Мохамед А.; Саупе, Тина; Сааг, Лехти; Гриффит, Сэмюэл Дж.; Думе-Серхаль, Клод; Шанто, Жюльен; Сагье-Бейдун, Мунтаха; Сюэ, Яли; Шейб, Кристиана Л.; Тайлер-Смит, Крис (2020). «Генетическая история Ближнего Востока на основе временного курса адДНК с выборкой восьми точек за последние 4000 лет» . Американский журнал генетики человека . 107 (1): 149–157. дои : 10.1016/j.ajhg.2020.05.008 . ПМЦ 7332655 . ПМИД 32470374 .
- ^ Jump up to: а б Заллуа, Пьер А., Разнообразие Y-хромосомы в Ливане структурировано недавними историческими событиями , Американский журнал генетики человека 82 , 873–882, апрель 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Хабер, Марк; Платт, Дэниел Э; Бадро, Даниэль А; Сюэ, Яли; Эль-Сибай, Мирват; Бонаб, Мазиар Ашрафян; Юханна, Соня С; Сааде, Стефани; Сория-Эрнанц, Дэвид Ф. (март 2011 г.). «Влияние истории, географии и религии на генетическую структуру: марониты в Ливане» . Европейский журнал генетики человека . 19 (3): 334–340. дои : 10.1038/ejhg.2010.177 . ISSN 1018-4813 . ПМК 3062011 . ПМИД 21119711 .
- ^ Скуртаниоти, Эйрини; Эрдал, Йылмаз С.; Франжипан, Марселла; Балосси Рестелли, Франческа; Йенер, К. Аслихан; Пиннок, Фрэнсис; Матиае, Паоло; Озбал, Рана; Шуп, Ульф-Дитрих; Гулиев, Фархад; Ахундов, Туфан; Лионне, Бертиль; Хаммер, Эмили Л.; Ньюджент, Селин Э.; Бурри, Марта; Нойманн, Гуннар У.; Пенске, Сандра; Ингман, Тара; Акар, Мурат; Шафик, Рула; Палумби, Джулио; Эйзенманн, Стефани; д'Андреа, Марта; Рорлах, Адам Б.; Вариннер, Кристина; Чон, Чунгвон; Стокхаммер, Филипп В.; Хаак, Вольфганг; Краузе, Йоханнес (2020). «Геномная история от неолита до бронзового века в Анатолии, Северном Леванте и Южном Кавказе» . Клетка . 181 (5): 1158–1175.e28. дои : 10.1016/j.cell.2020.04.044 . hdl : 20.500.12154/1254 . ПМИД 32470401 . S2CID 219105572 .
- ^ Хабер, Марк; Думе-Серхаль, Клод; Шейб, Кристиана; Сюэ, Яли; Данечек, Петр; Меззавилла, Массимо; Юханна, Соня; Мартиниано, Руи; Прадо-Мартинес, Хавьер; Шпак, Михал; Матису-Смит, Элизабет; Шутковски, Хольгер; Микульски, Ричард; Заллуа, Пьер; Кивисилд, Тоомас; Тайлер-Смит, Крис (3 августа 2017 г.). «Преемственность и примесь в последних пяти тысячелетиях истории Леванта на основе последовательностей генома древнего Ханаана и современного Ливана» . Американский журнал генетики человека . 101 (2): 274–282. дои : 10.1016/j.ajhg.2017.06.013 . ISSN 0002-9297 . ПМЦ 5544389 . ПМИД 28757201 .
- ^ Саакян, Оганес; Маргарян, Ашот; Сааг, Лаури (2021). «Происхождение и распространение гаплогруппы J1-M267 Y-хромосомы человека» . Научный представитель . 6659 . дои : 10.1038/s41598-021-85883-2 . ПМЦ 7987999 . ПМИД 33758277 .
- ^ Чалаби, Тамара (2006). Шииты Джебель-Амиля и Нового Ливана: сообщество и национальное государство, 1918-1943 , стр.34