Ислам в Азербайджане
Ислам по странам |
---|
Исламский портал |
Часть серии о |
азербайджанцы |
---|
Культура |
Традиционные места расселения |
|
Диаспора |
Религия |
Язык |
Преследование |
Ислам является преобладающей религией в Азербайджане , но страна считается самой светской в мусульманском мире . [ 2 ] По различным данным, 97,3% (ЦРУ, 2020). [ 3 ] или 99,2% (Исследовательский центр Pew, 2006 г.) [ 4 ] населения, идентифицирующего себя как мусульмане; при этом большинство являются приверженцами шиитской ветви (55-65%), а значительное меньшинство (35-45%) являются суннитами . [ 5 ] [ 3 ] [ 6 ] Традиционно различия между этими двумя ветвями ислама в Азербайджане не были четко определены.
Большинство мусульман-шиитов в стране следуют школе шиитского ислама Джафари , в то время как мусульмане-сунниты обычно придерживаются либо ханафитской , либо шафиитской школы . [ 7 ] Из-за многих десятилетий советской атеистической политики религиозная принадлежность в Азербайджане часто носит номинальный характер , а мусульманская идентичность имеет тенденцию основываться больше на культуре и этнической принадлежности, чем на религии. Шиитский ислам распространен в западных, центральных и южных регионах страны. Традиционно села вокруг Баку и Лянкяранского района оплотом шиитов считаются . Напротив, в северных регионах доминирует суннитский ислам. [ 7 ]
История
Ислам пришел в Азербайджан вместе с арабами в седьмом веке, постепенно вытесняя христианство и языческие культы. [ 8 ]
В шестнадцатом веке первый шах династии Исмаил Сефевидов I (годы правления 1486-1524) провозгласил шиитский ислам государственной религией. [ 8 ] хотя часть людей осталась суннитами. Население территории нынешнего Ирана и территории нынешнего Азербайджана были обращены в шиитский ислам в один и тот же исторический момент. [ 9 ]
Как и везде в мусульманском мире, в Азербайджане две ветви ислама вступили в конфликт. [ 8 ] Утверждение шиитского ислама в качестве государственной религии вызвало раздор между правителями Сефевидов и правящими суннитами соседней Османской империи . [ 8 ]
В девятнадцатом веке многие мусульмане-сунниты эмигрировали из контролируемого Россией Азербайджана из-за серии войн России с их единоверцами в Османской империи. [ 8 ] Таким образом, к концу XIX века шиитское население составляло большинство в российском Азербайджане. [ 8 ] Антагонизм между суннитами и шиитами уменьшился в конце девятнадцатого века, когда азербайджанский национализм начал подчеркивать общее тюркское наследие и сопротивление иранскому религиозному влиянию. [ 8 ]
Российская Империя и Советский Союз
Ислам по странам |
---|
Исламский портал |
В 1806 году Азербайджан был оккупирован Российской империей , поскольку последняя вторглась в Каджарский Иран во время русско-персидской войны (1804–1813) . Впоследствии Иран был вынужден уступить почти весь Азербайджан согласно Гюлистанскому договору 1813 года России. Однако все это подтвердилось только после следующей и последней войны между Россией и Ираном, Русско-персидской войны (1826–1828 гг.) и последовавшего за ней Туркменчайского договора 1828 г. В 1918 г. Азербайджан провозгласил независимость от России. и основала Азербайджанскую Демократическую Республику под руководством ведущей партии Мусават , но была включена в состав Советского Союза в 1920 году.
До установления Советской власти около 2000 мечетей . в Азербайджане действовало [ 8 ] Большинство мечетей было закрыто в 1930-х годах, затем некоторым разрешили вновь открыться во время Второй мировой войны . [ 8 ] Советская власть продвигала азербайджанское национальное самосознание вместо идентификации с мировым исламским сообществом и Ираном. [ 10 ] [ 11 ]
Во время Второй мировой войны советские власти учредили Духовное управление мусульман Закавказья в Баку в качестве руководящего органа ислама на Кавказе , фактически возродив царское Духовное управление мусульман Закавказья девятнадцатого века . [ 8 ] Во время правления Леонида Брежнева и Михаила Горбачева Москва поощряла мусульманских религиозных лидеров в Азербайджане посещать и принимать иностранных мусульманских лидеров с целью пропаганды свободы религии и превосходных условий жизни, которыми, как сообщается, наслаждались мусульмане при советском коммунизме. [ 8 ]
Во времена Азербайджанской ССР в стране действовало 17 мечетей. [ нужна ссылка ] В 1980-е годы в Баку обслуживались только две большие мечети и пять небольших мечетей, а в остальной части страны действовало только одиннадцать мечетей. [ 8 ] В дополнение к официально санкционированным мечетям были тысячи частных молитвенных домов и множество тайных исламских сект. [ 8 ]
Единственным центром консервативного шиитского ислама был город Нардаран , расположенный в 25 километрах к северо-востоку от центра Баку, известный своей шиитской святыней тринадцатого века. В отличие от остальной части страны, которая была стойко светской и которую можно считать религиозно прогрессивной, Нардаран был единственным местом во всем Азербайджане, где его жители истово религиозны и фундаменталисты , где на улицах развеваются религиозные знамена и где большинство женщин носят чадры в общественность. В этом городе была основана ныне запрещенная Исламская партия Азербайджана , и там располагалась ее база.
В Азербайджане есть некоторые свидетельства суфизма. [ 12 ]
После Советского Союза
Начиная с позднего периода Горбачева, и особенно после обретения независимости, количество мечетей резко возросло. [ 8 ] Многие из них были построены при поддержке других исламских стран, таких как Иран , Оман и Саудовская Аравия , которые также предоставили Коран и религиозных наставников новым мусульманским государствам. [ 8 ] С 1991 года также была создана мусульманская семинария. [ 8 ] Рост числа религиозных мусульман привел к созданию более 2000 мечетей к 2014 году.
После обретения независимости законы, касающиеся религии, стали совершенно ясными. В статье 7 конституции Азербайджан объявлен светским государством. Этот момент подчеркивается в статье 19, где говорится об отделении религии от государства и равенстве всех религий перед законом, а также о светском характере государственной системы образования.
Уровни религиозности
Азербайджан был светской страной и часто считается самой секуляризованной страной с мусульманским большинством. [ 13 ]
По данным опроса 1998 года, доля ярых верующих в Азербайджане составляет около 7 процентов, что немного больше, чем число объявленных атеистов — почти 4 процента — при этом наибольшее число попадает в категорию тех, кто считает ислам прежде всего образом жизни. , без строгого соблюдения запретов и требований, или как основополагающая часть национальной идентичности. [ 14 ] Другой опрос 1998 года показал, что доля ярых верующих в Азербайджане составляет всего 20 процентов. [ 15 ]
В опросе 2010 года только половина азербайджанцев ответила утвердительно на вопрос: «Является ли религия важной частью вашей повседневной жизни?». [ 16 ]
Тем не менее, в 2017 году Доброслава Виктор-Мах отметила исламское возрождение в стране: в 2010 году «Кавказский барометр» Кавказского исследовательского ресурсного центра (CRRC) обнаружил, что для около 25% граждан религия «очень важна», а для 43% «довольно важны», но всего два года спустя, в 2012 году, по данным той же организации, число тех, кто считал это «очень важным», выросло до 33%. в то время как число тех, кто выбрал «довольно важно», выросло до 47% (16% выбрали «менее важно», 2% не важно и 1% не знают). [ 17 ]
Радикальный ислам
Этот раздел необходимо обновить . ( июль 2021 г. ) |
В Азербайджане наблюдается определенный рост религиозного экстремизма в результате продолжающихся проблем, таких как коррупция, бедность и государственное управление, в сочетании с разочарованием в Западе и поддержкой религиозных сект из разных стран. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] Однако это работает против встречного ветра традиционного секуляризма. По словам Сванте Корнелла :
Азербайджан по праву может претендовать на звание одного из самых прогрессивных и светских исламских обществ. Помимо того, что Азербайджан стал первой мусульманской страной, в которой есть оперы, театральные постановки и демократическая республика, сегодня Азербайджан входит в число мусульманских стран, где поддержка секуляризма является самой высокой и где радикальные идеологии вызывают лишь очень ограниченный интерес. [ 13 ]
Сванте Корнелл считает, что радикальные группировки остаются слабыми, но имеют потенциал для роста в нынешних внутренних и международных обстоятельствах. Чтобы противостоять этому, азербайджанскому государству необходимо решить проблему двоевластия с точки зрения надзора за религиозными структурами. [ 13 ] Он пишет, что политика правительства в отношении ислама в целом и исламского радикализма в частности была неадекватной. [ 13 ]
По мнению исследователей Эмиля Сулейманова существует «тенденция и Майи Эрманн, среди дагестанских меньшинств на севере Азербайджана к участию в повстанческой деятельности». Салафитское движение «стимулировалось миссионерской деятельностью с использованием внешних средств и созданием мечетей» и нашло поддержку у тех, кто желает вернуться к более традиционалистским ценностям. Поскольку власти репрессировали салафитов на севере, они стали более радикальными. [ 22 ]
Граждане Азербайджана присоединились к террористическим организациям в Сирии. [ 23 ] [ 24 ]
В Нардаране произошел смертоносный инцидент между силами безопасности Азербайджана и религиозными жителями-шиитами, в результате которого были убиты два полицейских и четверо предполагаемых боевиков-шиитов. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]
В результате этого инцидента парламент Азербайджана принял законы, запрещающие лицам, получившим религиозное образование, полученное за рубежом, осуществлять исламские обряды и церемонии в Азербайджане, а также проповедовать в мечетях и занимать руководящие должности в стране; а также запрет на демонстрацию религиозной атрибутики, флагов и лозунгов, за исключением мест отправления культа, религиозных центров и офисов. [ 31 ] Ашуры также были запрещены. Публичные поминки [ 32 ] Правительство Азербайджана также приняло закон о лишении гражданства граждан Азербайджана, воюющих за рубежом. [ 33 ]
См. также
- Государственный комитет по религиозным объединениям Азербайджанской Республики
- Террористический заговор в Баку, 2007 г.
Дальнейшее чтение
- Бедфорд, Софи (2009). Исламский активизм в Азербайджане: репрессии и мобилизация в постсоветском контексте (доктор философии). Стокгольмский университет .
- Коллинз, Кэтлин (октябрь 2007 г.). «Идеи, сети и исламистские движения: данные из Центральной Азии и Кавказа». Мировая политика . 60 (1): 64–96. дои : 10.1353/wp.0.0002 . JSTOR 40060181 . S2CID 145601429 . PDF.
- Корнелл, Сванте Э. (октябрь 2006 г.). «Политизация ислама в Азербайджане» . Программа изучения Шелкового пути Института Центральной Азии и Кавказа . PDF.
- Драгадзе, Тамара (1994), «Ислам в Азербайджане: положение женщин», Фавзи Эль-Солх, Камиллия; Мабро, Джуди (ред.), Выбор мусульманских женщин: Религиозные убеждения и социальная реальность , Провиденс, Род-Айленд, Нью-Йорк: Берг. Распространяется в Северной Америке издательством New York University Press, стр. 152–163 , ISBN 9780854968367 .
- Караяннис, Эммануэль (2010). «Политический ислам в бывшем Советском Союзе: сравнение Узбекистана и Азербайджана». Динамика асимметричного конфликта, пути к терроризму и геноциду . 3 (1): 46–61. дои : 10.1080/17467586.2010.514937 . S2CID 143621102 .
- Мотика, Рауль (июль – сентябрь 2001 г.). «Ислам в постсоветском Азербайджане» . Архивы социальных наук о религиях . 46 (115): 111–124. дои : 10.4000/assr.18423 . JSTOR 30127240 .
- Саттаров, Руфат (2009). Ислам, государство и общество в независимом Азербайджане: между историческим наследием и постсоветской реальностью с особым акцентом на Баку и его окрестности . Висбаден: Райхерт. ISBN 9783895006920 . Онлайн
- Тохиди, Найере (январь – апрель 1996 г.). «Советский на публике, азербайджанский наедине: пол, ислам и национальность в советском и постсоветском Азербайджане» . Международный форум женских исследований . 19 (1–2): 111–123. дои : 10.1016/0277-5395(95)00074-7 .
Ссылки
- ^ «Религиозный состав по странам, 2010-2050 гг.» . Исследовательский центр Пью . 12 апреля 2015 года . Проверено 22 октября 2017 г.
- ^ «Ислам и секуляризм: азербайджанский опыт и его отражение во Франции» . PR-сеть. Архивировано из оригинала 14 февраля 2015 года . Проверено 16 августа 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Ближний Восток :: Азербайджан — Всемирная книга фактов» . Центральное разведывательное управление . Проверено 9 июля 2023 г.
- ^ «Интерактивная таблица данных: мусульманское население мира по странам» . Исследовательский центр Пью . 7 октября 2009 года . Проверено 9 августа 2020 г.
- ^
Источники:
- «Отчет о международной религиозной свободе за 2021 год: Азербайджан» . Государственный департамент США . 2 июня 2022 года. Архивировано из оригинала 4 июня 2022 года.
Согласно данным SCWRA за 2011 год (самые последние доступные), 96 процентов населения составляют мусульмане, из которых примерно 65 процентов - шииты и 35 процентов - сунниты.
- Грингер, Нурит (8 мая 2017 г.). «Азербайджан – достойное направление. Мой недельный журнал путешествий по Азербайджану – день второй» . «Джерузалем Пост» . Архивировано из оригинала 19 января 2023 года.
- Балчи, Байрам (18 марта 2013 г.). «Сирийский кризис: взгляд из Азербайджана» . Фонд Карнеги за международный мир . Архивировано из оригинала 18 января 2022 года.
- Исмайлов, Мурад (2018). «1: Гибридная интенциональность и экзогенные источники разнообразного отношения элиты к исламу в Азербайджане». Диалектика постсоветской современности и меняющиеся контуры исламского дискурса в Азербайджане . Лондон SE11 4AB: Книги Лексингтона. п. 2. ISBN 9781498568364 .
население страны исторически разделено на шиитов (в настоящее время около 50-65 процентов населения) и суннитов (около 35-50 процентов).
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - С. Нильсем, Йорген; Балгиз Гоюшов, Байрам, Алтай (2013). «Азербайджан». Ежегодник мусульман Европы: Том 5 . Лейден, Нидерланды: Brill. п. 65. ИСБН 978-90-04-25456-5 .
цитата: "Хотя традиционно примерно 65% местных мусульман считаются шиитами, а 35% - суннитами, из-за большого успеха международных суннитских миссионерских организаций после распада Советского Союза, в настоящее время предполагаемое количество практикующих суннитов и шиитов Мусульмане в крупных городах почти равны».
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Шорты Уитакера 2015: Международный . Блумсбери. 2014. ISBN 9781472914842 .
- «Отчет о международной религиозной свободе за 2021 год: Азербайджан» . Государственный департамент США . 2 июня 2022 года. Архивировано из оригинала 4 июня 2022 года.
- ^ Мамедли, Ниджат (7 июня 2018 г.). «Ислам и молодежь в Азербайджане» . Бакинский научно-исследовательский институт . Архивировано из оригинала 20 апреля 2023 года.
Цитата: «Также, по приблизительным оценкам, шииты составляют 60-65% мусульманского населения, а сунниты – 35-40%».
- ^ Перейти обратно: а б Мамедли, Ниджат (7 июня 2018 г.). «Ислам и молодежь в Азербайджане» . Бакинский научно-исследовательский институт . Проверено 20 апреля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : Кертис, Гленн Э. (1995). Армения, Азербайджан и Грузия: страноведение (1-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Отдел федеральных исследований . стр. 106–107. ISBN 0-8444-0848-4 . OCLC 31709972 .
- ^ Акинер, Ширин (5 июля 2004 г.). Каспий: политика, энергетика и безопасность, Ширин Акинер, стр.158 . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9780203641675 . Проверено 17 декабря 2014 г.
- ^ Бурнутян, Джордж А. (2016). Российское исследование Ширванского ханства 1820 года: основной источник по демографии и экономике иранской провинции до ее аннексии Россией . Мемориальный фонд Гибба. п. ix. ISBN 978-1909724808 .
В 1922 году советские чиновники и местная интеллигенция, проживавшая в новосозданной республике Советский Азербайджан, чтобы уменьшить влияние ислама и Ирана, а также привить столь необходимую национальную идентичность, ввели латинский алфавит, аналогичный новый латинский алфавит создан в Турции по тем же причинам.
- ^ Бурнутян, Джордж (2018). Армения и упадок империи: Ереванская губерния, 1900-1914 гг . Рутледж. стр. xiii–xiv.
В 1922 году Советы, чтобы уменьшить влияние ислама и Ирана, а также привить столь необходимую национальную идентичность, заменили арабо-персидское письмо, используемое мусульманами на Южном Кавказе, на латинский алфавит (слегка измененный в 1922 году). 1933), аналогичный новому латинскому алфавиту, созданному в Турции по той же причине.
- ^ АЛЕСКЕРОВА, Несрин (2007). «СУФИЗМ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ» . CA & CC Пресс . Проверено 24 мая 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Сванте Э. Корнелл. Политизация ислама в Азербайджане» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 18 апреля 2013 г. Проверено 15 мая 2009 г.
- ^ Тадеуш Свентоховский Азербайджан: Скрытые лица ислама. Журнал мировой политики , том XIX, № 3, осень 2002 г.
- ^ Ферейдун Сафизаде, «О дилеммах идентичности в постсоветской Азербайджанской Республике», Кавказские региональные исследования , том 3, № 1 (1998).
- ↑ Самый высокий уровень религиозности в беднейших странах мира , 31 августа 2010 г. - данные доступны 22 мая 2015 г.
- ^ Виктор-Мах, Доброслава (2017). Религиозное возрождение и секуляризм в постсоветском Азербайджане . Де Грюйтер . стр. 92–93.
- ^ «Азербайджанские евреи обеспокоены ростом радикальных исламистов, Амирам Баркат, «Гаарец» - 15 февраля 2006 г.» . Архивировано из оригинала 25 февраля 2012 г. Проверено 31 октября 2009 г.
- ^ "BBC NEWS - Европа - Бедность в Азербайджане способствует росту ислама" . Проверено 22 марта 2015 г.
- ^ "Дом" .
- ^ Фуллер, Лиз (8 апреля 2008 г.). «Азербайджан: представляет ли ваххабизм угрозу?» . РадиоСвободная Европа/РадиоСвобода . Проверено 22 марта 2015 г.
- ^ Сулейманов, Эмиль; Эрманн, Майя (осень 2013 г.). «Рост воинствующего салафизма в Азербайджане и его региональные последствия» . Совет по ближневосточной политике . ХХ (3) . Проверено 24 мая 2015 г.
- ^ «Ясное знамя: Забытые бойцы: азербайджанские иностранные боевики в Сирии и Ираке» . ДЖИХАДОЛОГИЯ . Проверено 25 октября 2015 г.
- ^ «ГОСТЕВОЙ ПОСТ: Азербайджанские иностранные боевики в Сирии» . ДЖИХАДОЛОГИЯ . Проверено 25 октября 2015 г.
- ^ "Рамиль Усубов: В связи с событиями в Нардаране арестованы 32 человека – ВИДЕО" . 2 December 2015.
- ^ "Дороги в Нардаран перекрыты бетонными плитами - [ВИДЕО]" . Archived from the original on 2015-12-27 . Retrieved 2015-12-26 .
- ^ "Ситуация в Нардаране остается напряженной" . Archived from the original on 2015-12-27 . Retrieved 2015-12-26 .
- ^ "МВД сообщает, что в доме Э.Гасымова обнаружено оружие" . Archived from the original on 2016-03-04 . Retrieved 2015-12-26 .
- ^ "Тела убитых в Нардаране выданы родным" [The bodies of those killed in Nardaran were handed over to their relatives]. Кавказский узел [Caucasian Knot] (in Russian). December 5, 2015 . Retrieved 2022-03-23 .
- ^ «РОССИЯ ПЕРЕНАПРАВИТ ОГРОМНЫЕ ОБЪЕМЫ НЕФТИ ИЗ ДРУЖБЫ В БАЛТИЙСКИЙ ТРУБОПРОВОД | Фонд Джеймстауна» . Архивировано из оригинала 13 февраля 2016 г. Проверено 5 апреля 2010 г. [tt_news]=44846&cHash=c3ba7363d698036659ab0e10c671aeaf
- ^ "В Азербайджане запретят мулл, обучавшихся за границей (Azerbaijan has banned mullahs studying abroad)" (in Russian). Oxu.az. 2 December 2015.
- ^ "В Азербайджане запрещают различные представления в дни Ашура (Azerbaijan will forbid various representations in the days of Ashura)" (in Russian). Oxu.az. 2 December 2015.
- ^ "Террористов будут лишать азербайджанского гражданства (Terrorists will be deprived Azerbaijani citizenship)" (in Russian). Oxu.az. 2 December 2015.
Примечания
Дальнейшее чтение
- Баширов, Галиб (2020). «Политика хиджаба в постсоветском Азербайджане». Национальные документы . 48 (2): 357–372. дои : 10.1017/nps.2018.81 . S2CID 212928375 .
Внешние ссылки
- ИСЛАМСКАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ: ВОЗНИКАЮЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ И НАПРЯЖЕННОСТЬ, Дискуссионный документ, Хема Котеча, ОБСЕ, 2006 г. Архивировано 5 марта 2009 г. на Wayback Machine.
- Азербайджан: Ислам в постсоветской республике. Анар Валиев, CAEI
- Азербайджан: исламская угроза религиозной гармонии, Новости открытой демократии. Архивировано 5 марта 2016 г. в Wayback Machine.