Религиозный фанатизм
Религиозный фанатизм или религиозный экстремизм — это уничижительное обозначение, используемое для обозначения некритического рвения или навязчивого энтузиазма , связанного с собственной преданностью или преданностью своей группы религии — форма человеческого фанатизма , которая в противном случае могла бы выражаться в других занятиях и участие, включая занятость, роль и партийные пристрастия. Исторически этот термин применялся в христианской древности для очернения нехристианских религий и впоследствии приобрел свое нынешнее использование в эпоху Просвещения . [ 1 ]
Функции
[ редактировать ]Ллойд Стеффен приводит несколько особенностей, связанных с религиозным фанатизмом или экстремизмом:
- Духовные потребности : у людей есть духовное стремление к пониманию и смыслу, и, учитывая тайну существования , эти духовные поиски могут быть выполнены только через некие отношения с предельным, независимо от того, принимает ли это форму «трансцендентного другого» или нет. Религия обладает силой удовлетворить эту потребность в смысле и трансцендентных отношениях. [ 2 ]
- Привлекательность: оно представляет себя таким образом, что те, кто находит в нем свой путь, начинают выражать себя способами, соответствующими особому видению предельности, лежащему в основе этой религиозной формы. [ 3 ]
- «Живой» вариант: он присутствует в моральном сознании как живой вариант, который удовлетворяет духовные потребности и удовлетворяет человеческое стремление к смыслу, власти и принадлежности. [ 4 ]
Примеры религиозного фанатизма
[ редактировать ]
христианство
[ редактировать ]С тех пор, как было установлено христианство, некоторые из тех, кто находился у власти, стремились расширить церковь и контролировать ее, часто посредством фанатичного применения силы. Грант Шафер говорит: «Иисус из Назарета наиболее известен как проповедник ненасилия». [ 5 ]
Начало христианскому фанатическому правлению пришло с римским императором Константином I. Элленс говорит: «Когда христианство пришло к власти в империи Константина, оно начало почти жестоко репрессировать всех нехристиан и всех христиан, которые не разделяли официальную православную идеологию, политику и практику». [ 6 ] Примером христиан, не разделявших православную идеологию, являются донатисты , которые «отказались принять раскаявшееся духовенство, которое ранее поддалось отступничеству во время гонений». [ 7 ] Фанатичная христианская деятельность продолжалась и в средние века во время крестовых походов . Эти религиозные войны были попытками католиков, санкционированными Папой , отвоевать Святую Землю у мусульман . Однако многие католики рассматривают крестовые походы как справедливую войну . Чарльз Селенгут в своей книге «Священная ярость: понимание религиозного насилия » сказал:
Крестовые походы были во многом священными войнами, которые велись ради сохранения теологического и социального контроля христианства. На пути к отвоеванию Святой Земли у мусульман силой оружия крестоносцы уничтожили десятки еврейских общин и убили тысячи людей за то, что евреи не приняли христианскую веру. Евреев пришлось убивать в ходе религиозной кампании, потому что само их существование бросало вызов единственной истине, поддерживаемой христианской церковью. [ 8 ]
Шафер добавляет: «Когда крестоносцы захватили Иерусалим в 1099 году, они без разбора убивали мусульман, евреев и местных христиан». [ 9 ] Однако, вопреки утверждениям Шафера, ни один источник очевидцев не упоминает об убийствах крестоносцами местных христиан в Иерусалиме, а ранние восточнохристианские источники (Матфей Эдесский, Анна Комнина, Михаил Сирин и т. д.) не делают подобных утверждений о крестоносцах в Иерусалиме. Согласно сирийским хроникам, все христиане были изгнаны из Иерусалима еще до прибытия крестоносцев. Предположительно, это сделал правитель Фатимидов, чтобы предотвратить их возможный сговор с крестоносцами. [ нужна ссылка ]
Другая выдающаяся форма фанатизма, по мнению некоторых, возникла несколько столетий спустя во времена испанской инквизиции . Инквизиция была способом монархии обеспечить, чтобы ее люди оставались в католическом христианстве. Селенгут сказал: «Инквизиция была попыткой самозащиты и была нацелена в первую очередь на «внутренних врагов» церкви». [ 10 ] Движущей силой инквизиции были инквизиторы, ответственные за распространение истины христианства. Селенгут продолжает:
Инквизиторы обычно считали себя педагогами, помогающими людям поддерживать правильные убеждения, указывая на ошибки в знаниях и суждениях... Наказание и смерть постигали только тех, кто отказывался признать свои ошибки... во время испанских инквизиций пятнадцатого века ясно различие между признанием и невиновностью и пребыванием в заблуждении стало запутанным... Следователям пришлось изобретать всевозможные методы, включая пытки , чтобы выяснить, были ли... убеждения новообращенных подлинными. [ 10 ]
В ходе Реформации возрос христианский фанатизм между католиками и недавно образовавшимися протестантами . Многие христиане были убиты за то, что придерживались противоположных точек зрения. Реформация положила начало цепи сектантских войн между католиками и сектантами-протестантами, кульминацией которых стали религиозные войны .
ислам
[ редактировать ]Исламский экстремизм восходит к ранней истории ислама, с появлением хариджитов в 7 веке нашей эры. [ 11 ] Первоначальный раскол между хариджитами , суннитами и шиитами среди мусульман оспаривался по поводу политической и религиозной преемственности руководства мусульманской общиной ( уммой ) после смерти исламского пророка Мухаммеда . [ 11 ] Исходя из своей по сути политической позиции, хариджиты разработали крайние доктрины, которые отличали их как от основных мусульман-суннитов, так и от мусульман-шиитов. [ 11 ] Шииты считают, что Али ибн Аби Талиб является истинным преемником Мухаммеда, в то время как сунниты считают, что Абу Бакр занимает эту позицию. Хариджиты отделились как от шиитов, так и от суннитов во время Первой Фитны (первой гражданской войны в исламе); [ 11 ] они были особенно известны тем, что приняли радикальный подход к такфиру (отлучению от церкви), в соответствии с которым они объявляли мусульман-суннитов и шиитов либо неверными ( куффар ), либо ложными мусульманами ( мунафикун ), и поэтому считали их достойными смерти за предполагаемое отступничество ( ридда). ). [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]

Сайид Кутб , египетский исламистский идеолог и видный деятель Братьев-мусульман в Египте, сыграл важную роль в продвижении панисламистской идеологии в 1960-х годах. [ 17 ] Когда он был казнен египетским правительством при режиме Гамаля Абдель Насера , Айман аз-Завахири сформировал организацию « Египетский исламский джихад» , чтобы заменить правительство исламским государством , которое отражало бы идеи Кутба об исламском возрождении , к которому он стремился. [ 18 ] Идеология кутбистов оказала влияние на джихадистские движения и исламских террористов , которые стремятся свергнуть светские правительства, в первую очередь Усаму бен Ладена и Аймана аз-Завахири из Аль-Каиды . [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] а также салафитско-джихадистская террористическая группировка ИГИЛ/ИГИЛ/ИГ/ДАИШ . [ 19 ] Более того, книги Кутба часто цитировались Усамой бен Ладеном и Анваром аль-Авлаки . [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ]
Усамы бен Ладена После фетвы в 1998 году термин «джихад» стал все более международно признанным. Однако концепция Бен Ладена сильно отличается от реального значения этого термина. В религиозном контексте джихад почти означает «срочную работу ради определенной божественной цели, обычно империалистической». [ 26 ] Слово джихад в переводе с арабского означает «борьба». Борьба может представлять собой борьбу за внедрение исламских ценностей в повседневную деятельность, борьбу с другими людьми за противодействие аргументам против ислама или самозащиту при физическом нападении из-за веры в ислам. По словам Штеффена, в Коране есть места, где военный джихад используется . Однако, как говорит Штеффен, «джихад в таких случаях всегда носит оборонительный характер. Мало того, что «джихад» не одобряет акты военной агрессии, но «джихад» упоминается в отрывках Корана, чтобы указать, что применение силы всегда подлежит ограничению. и квалификация». [ 27 ] Этот вид джихада сильно отличается от того, который чаще всего обсуждается сегодня.
Томас Фарр в эссе под названием « Путь ислама к свободе » утверждает, что «несмотря на то, что большинство мусульман отвергают насилие, использование экстремистами священных текстов придает их действиям подлинность и вербовочную силу». («Свобода 24») Далее он говорит: «Радикалы настаивают на том, что их главное требование – желание Бога о триумфе ислама – не требует интерпретации. По их мнению, истинные мусульмане будут добиваться этого любыми необходимыми средствами, включая притворство, гражданское принуждение и убийство невинных». (Свобода 24)
По мнению некоторых наблюдателей, такое пренебрежение к другим и безудержное применение насилия заметно отличаются от мирного послания, которое джихад призван нести . Хотя фанатичные джихадисты совершили множество террористических актов по всему миру, пожалуй, самым известным из них являются теракты 11 сентября . По словам Элленс, члены «Аль-Каиды», принимавшие участие в терактах, сделали это, полагая, что, сделав это, они «нанесут сокрушительный удар по злу секуляризованной и немусульманской Америки. мир, храм Божий». [ 28 ]
индуизм
[ редактировать ]Насилие, основанное на коммуналистических идеологиях, весьма преобладает на Индийском субконтиненте , особенно со времен британского владычества , что даже привело к разделу Британской Индии по религиозным мотивам, когда мусульмане потребовали сжечь субконтинент, если им не будет предоставлена отдельная земля. [ 29 ]
иудаизм
[ редактировать ]См. Религиозный сионизм, § Идеология.
Библиография
[ редактировать ]- Преподавание в мире насильственного экстремизма. Нп, Wipf & Stock Publishers, 2021 г.
См. также
[ редактировать ]- Антитеизм
- Культовое самоубийство
- Экстремизм
- Религиозный экстаз
- Просто теория войны
- Массовое самоубийство
- Ненасильственный экстремизм
- Религиозный терроризм
- Религиозное насилие
- Религиозная война
- Насильственный экстремизм
- Индуистский терроризм
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Бернхардт, Рейнхольд (2007). "Фанатизм". Ин фон Штукрад, Коку (ред.). Религиозный словарь Брилла . Лейден и Бостон : Издательство Brill . дои : 10.1163/1872-5287_bdr_SIM_00024 . ISBN 9789004124332 . S2CID 247529383 .
- ^ Стеффен, Ллойд. п. 119.
- ^ Стеффен, Ллойд. п. 120.
- ^ Стеффен, Ллойд. п. 121.
- ^ Шафер, Грант. п. 193.
- ^ Элленс, Дж. Гарольд. стр. 42–43.
- ^ Шафер, Грант. п. 236.
- ^ Селенгут, Чарльз. «Священная ярость: понимание религиозного насилия». п. 22.
- ^ Шафер, Грант. п. 239.
- ^ Jump up to: а б Приветствую, Чарльз. п. 70.
- ^ Jump up to: а б с д и Изуцу, Тошихико (2006) [1965]. «Неверный ( кафир ): хариджиты и происхождение проблемы» . Концепция веры в исламской теологии: семантический анализ имана и ислама . Токио : Институт культурных и лингвистических исследований Кейо при Университете Кейо . стр. 1–20. ISBN 983-9154-70-2 .
- ^ Хан, Шима (12 мая 2018 г.). «Еще одна битва с «истинно верующими» ислама » . Глобус и почта . Мнение Globe and Mail . Проверено 19 апреля 2020 г.
- ^ Хасан, Усама (2012). «Баланс ислама в борьбе с экстремизмом» (PDF) . Фонд Квильям . Архивировано из оригинала (PDF) 2 августа 2014 года . Проверено 17 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Галлахер, Юджин В .; Вильски-Чиолло, Лидия, ред. (2021). «Аль-Каида» . Новые религии: новые верования и религиозные культуры в современном мире . Том. 1. Санта-Барбара, Калифорния : ABC-CLIO . стр. 13–15. ISBN 978-1-4408-6235-9 .
- ^ Jump up to: а б Айдынлы, Эрсель (2018) [2016]. «Джихадисты до 11 сентября» . Насильственные негосударственные субъекты: от анархистов до джихадистов . Исследования Рутледжа по проблемам, кризисам и инакомыслию в мировой политике (1-е изд.). Лондон и Нью-Йорк : Рутледж . стр. 65–109. ISBN 978-1-315-56139-4 . LCCN 2015050373 .
- ^ Jump up to: а б Муссалли, Ахмад С. (2012). «Сайид Кутб: основатель радикальной исламской политической идеологии» . В Акбарзаде, Шахрам (ред.). Справочник Рутледжа по политическому исламу (1-е изд.). Лондон и Нью-Йорк : Рутледж . стр. 9–26. ISBN 9781138577824 . LCCN 2011025970 .
- ^ Полк, Уильям Р. (2018). «Философ мусульманского восстания Сайид Кутб» . Крестовый поход и джихад: тысячелетняя война между мусульманским миром и глобальным Севером . Серия лекций Генри Л. Стимсона. Нью-Хейвен и Лондон : Издательство Йельского университета . стр. 370–380. дои : 10.2307/j.ctv1bvnfdq.40 . ISBN 978-0-300-22290-6 . JSTOR j.ctv1bvnfdq.40 . LCCN 2017942543 .
- ^ Лоуренс Райт (2006). «2». Надвигающаяся башня . Кнопф. ISBN 0-375-41486-Х .
- ^ Баеле, Стефан Дж. (октябрь 2019 г.). Джайлз, Ховард (ред.). «Заговоровские повествования на языке агрессивных политических деятелей» (PDF) . Журнал языка и социальной психологии . 38 (5–6). Публикации SAGE : 706–734. дои : 10.1177/0261927X19868494 . hdl : 10871/37355 . ISSN 1552-6526 . S2CID 195448888 . Проверено 3 января 2022 г.
- ^ Скотт Шейн; Суад Мехеннет и Роберт Ф. Уорт (8 мая 2010 г.). «Путь имама от осуждения террора к проповеди джихада» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 мая 2010 г.
- ^ Роберт Ирвин, «Это тот человек, который вдохновил Бен Ладена?» The Guardian (1 ноября 2001 г.).
- ↑ Пол Берман, «Философ исламского террора» , журнал New York Times (23 марта 2003 г.).
- ^ Выйти из тени: опередить радикализацию заключенных
- ^ Тревор Стэнли. «Эволюция Аль-Каиды: Усама бен Ладен и Абу Мусаб аз-Заркави» . Проверено 26 февраля 2015 г.
- ↑ Кутбизм: идеология исламского фашизма. Архивировано 9 июня 2007 г. в Wayback Machine Дейлом К. Эйкмайером. Из параметров , весна 2007 г., стр. 85–98.
- ^ Элленс, Дж. Гарольд. стр. 45.
- ^ Стеффен, Ллойд. п. 224.
- ^ Элленс, Дж. Гарольд. стр. 35.
- ^ «BBC - История - Подробная британская история: скрытая история раздела и его наследия» . www.bbc.co.uk. Проверено 7 июня 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Андерсон, Пол. « Геноцид или Иисус: Бог завоеваний или пацифизм? » Разрушительная сила религии: насилие в иудаизме, христианстве и исламе Том 4. Ред. Дж. Гарольд Элленс . Вестпорт: Прегерс, 2004.
- Эдвардс, Джон. «Обзор: была ли правдива испанская инквизиция?» Еврейский ежеквартальный обзор 87 (1997): 351–66.
- Элленс, Дж. Гарольд , изд. Разрушительная сила религии: насилие в иудаизме, христианстве и исламе Том. 3. Вестпорт: Прегерс, 2004.
- Элленс, Дж. Гарольд , изд. Разрушительная сила религии: насилие в иудаизме, христианстве и исламе, том 4. Вестпорт: Praegers, 2004.
- Фарр, Томас. «Исламский путь к свободе». Первые вещи 187 (2008): 24–28.
- Джонсон, Дж. Т. «Мнение, джихад и справедливая война». Первые вещи (2002): 12–14.
- Моран, Шон Фаррелл, «Патрик Пирс и патриотическая сотериология», в книге Йоны Александра и Алана О'Дея, Опыт ирландского терроризма , Олдершот: Дартмут, 17–30.
- Селенгут, Чарльз. Священная ярость: понимание религиозного насилия. Лэнхэм: Роуман и Литтлфилд, 2008.
- Шафер, Грант. «Ад, мученичество и война: насилие в раннем христианстве». Разрушительная сила религии: насилие в иудаизме, христианстве и исламе Том. 3. Ред. Дж. Гарольд Элленс . Вестпорт: Прегерс, 2004.
- Штеффен, Ллойд. Священная война, справедливая война: исследование морального значения религиозного насилия. Лэнхэм: Роуман и Литтлфилд, 2007.