Донатизм
Донатизм — христианская секта, приведшая к расколу в Церкви, в районе Карфагена , с четвертого по шестой век. Донатисты утверждали, что христианское духовенство должно быть безупречным, чтобы его служение было эффективным, а молитвы и таинства действительными. Донатизм имел свои корни в давно сложившейся христианской общине римской провинции Africa Proconsularis (современный Тунис , северо-восток Алжира и западное побережье Ливии ) и Мавретании Тингитана (примерно с северной частью современного Марокко ). , [1] в гонениях на христиан при Диоклетиане . Названный в честь берберского христианского епископа Доната Магнуса , донатизм процветал в четвертом и пятом веках. [2] Донатизм в основном распространялся среди коренного берберского населения, [3] и донатисты смогли смешать христианство со многими местными берберскими обычаями. [4]
Происхождение и противоречия
[ редактировать ]Римский губернатор Северной Африки, снисходительно относившийся к большому христианскому меньшинству, находившемуся под его властью во время гонений Диоклетиана , был удовлетворен, когда христиане передали свои Священные Писания в знак отречения от веры. Когда гонения закончились, их критики (которые были в основном из бедных классов) называли христиан, которые это сделали, traditores — «тех, кто передал (святыни)». [5]
третьего века Подобно новацианству , [6] донатисты были ригористами ; церковь должна быть церковью «святых» (а не «грешников»), а таинства, совершаемые традиторами, были недействительны. В 311 году Цецилиан (новый епископ Карфагена ) был рукоположен Феликсом Аптунгским , предполагаемым предателем . Его противники посвятили Майорина , недолговечного соперника, которого сменил Донат. [7]
Два года спустя комиссия, назначенная папой Мильтиадом, осудила донатистов. Они упорствовали, считая себя истинной Церковью с действительными таинствами. Из-за своей связи с циркумцеллионами донатисты подвергались репрессиям со стороны римских властей. Хотя у них была местная поддержка, их противников поддерживал Рим и остальная часть католической церкви. Донатисты все еще были силой при жизни Августина Гиппопотама и исчезли только после мусульманского завоевания в седьмом и восьмом веках . [8] Донатисты отказались принять таинства и духовную власть священников и епископов, которые были традиторами во время гонений. Традиторы вернулись на руководящие посты при Константине I ; по мнению донатистов, таинства, совершаемые традиторами, были недействительны. [ нужна ссылка ]
Было поставлено под вопрос, может ли таинство Покаяния примирить предателя с полным причастием, и позиция церкви заключалась в том, что это таинство могло. Церковь по-прежнему налагала публичное покаяние на многие годы (а иногда и на десятилетия) за серьезные грехи. Кающийся сначала просил молитв тех, кто входит в церковь из-за ее дверей. Затем им будет разрешено преклонить колени внутри церкви во время Литургии . После того, как кающемуся разрешили стоять рядом с прихожанами, ему, наконец, разрешили снова принять Евхаристию . По мнению донатистов, отступничество навсегда лишит человека права занимать пост церковного руководства. [9]
действительность таинств, совершаемых священниками и епископами, которые были традиторами Донатисты отрицали . По мнению Августина, причастие было от Бога и ex opereoperato (лат. «от совершенного дела»). Священник или епископ в состоянии смертного греха мог продолжать совершать действительные таинства. [10] Донатисты считали, что раскаявшийся священник-отступник больше не может освящать Евхаристию. В некоторых городах существовали как донатистские, так и православные общины. [ нужна ссылка ]
Влияние
[ редактировать ]Секта развивалась и росла в Северной Африке, где волнения и угрозы беспорядков в Карфагене были связаны с разногласиями вокруг епископа. [11] [а] Константин, надеясь разрядить беспорядки, дал деньги епископу-недонатисту Цецилиану в качестве платы за церкви, поврежденные или конфискованные во время гонений. Донатистам ничего не было дано; Константин, видимо, не до конца осознавал серьезность спора, который усугубил его дар. [11] Донатисты обратились к Риму с просьбой о равном обращении; Константин поручил Мильтиаду решить проблему, что привело к созданию комиссии 313. Донатисты отказались подчиниться решению римского совета, потребовав, чтобы местный совет вынес решение спора, и обратившись непосредственно к Константину. В сохранившемся письме разочарованный Константин призвал к созыву первого Арльского собора в 314 году. Совет вынес решение против донатистов, которые снова обратились к Константину. Император приказал всем сторонам явиться в Рим на слушание, вынес решение в пользу Цецилиана и предостерег от беспорядков. [12] Делегация из Рима отправилась в Карфаген в тщетной попытке найти компромисс. Донатисты разжигали протесты и уличное насилие. [13] отказываясь идти на компромисс в пользу католического епископа. [ нужна ссылка ]
После константиновского сдвига , когда другие христиане приняли решение императора, донатисты продолжили его демонизировать. После нескольких попыток примирения в 317 г. Константин издал указ, грозивший смертью всякому, кто нарушит имперский мир; последовал еще один указ, призывавший к конфискации всего имущества донатистской церкви. Донат отказался сдать свои постройки в Карфагене , и местный римский губернатор послал войска, чтобы разобраться с ним и его последователями. Хотя исторические данные неясны, некоторые донатисты, по-видимому, были убиты, а их духовенство сослано. [ нужна ссылка ]
За пределами Карфагена донатистские церкви и духовенство не были обеспокоены. [14] Попытки Константина объединить церковь и донатистов не увенчались успехом, и к 321 году он в открытом письме просил епископов проявить к секте умеренность и терпение. [15] Во время недолгого правления Юлиана донатисты активизировались и благодаря императорскому покровительству занимали церкви и совершали злодеяния. [16] Законы против донатистов были изданы Валентинианом I после поражения донатистского узурпатора Фирма в Северной Африке. [ нужна ссылка ]
Оппозиция
[ редактировать ]Августин Гиппопотамский в качестве епископа вел кампанию против донатизма; благодаря его усилиям ортодоксальность взяла верх. Согласно Августину и церкви, действительность таинств была собственностью священства, независимой от индивидуального характера. Под влиянием Ветхого Завета он верил в дисциплину как средство воспитания. [17]
В своем письме Винцентию Августин использовал новозаветную притчу о Великом пире, чтобы оправдать применение силы против донатистов: «Вы придерживаетесь мнения, что никого нельзя принуждать следовать праведности; и все же вы читаете, что домовладелец сказал своим слугам: «Кого бы вы ни нашли, заставляйте войти » . [18]
В 409 году императора Гонория государственный секретарь Марцеллин Карфагенский издал указ, в котором осуждал донатистов как еретиков и требовал от них сдачи своих церквей. Это стало возможным благодаря коллатио , в котором Святой Августин юридически доказал, что Константин предпочел Никейскую церковь донатистам в качестве императорской церкви. Донатисты подвергались гонениям со стороны римских властей до такой степени, что Августин протестовал против обращения с ними. [19]
( Тридентский собор 1545–1563) учил, что в божественной жертве Святой Мессы «содержится и приносится в жертву бескровным образом тот же Христос, который кроваво принес Себя на алтарь Креста. Следовательно, — это та же самая жертва, тот же самый священник, приносящий Себя сейчас через служение священников и однажды принесший Себя на Крест». Ценность жертвы зависит не от совершающего священника (или епископа), а от «ценности жертвы и достоинства первосвященника – не кого иного, как Самого Иисуса Христа». [20]
Отклонить
[ редактировать ]Эффект богословского успеха Августина и судебных исков императора несколько изменился, когда вандалы завоевали Северную Африку. вандалы в равной степени маргинализировали донатистов и ортодоксальных католиков Донатизм, возможно, также постепенно пришел в упадок, потому что арианские . [21] но он пережил вандальскую оккупацию и Юстиниана I. византийское завоевание Хотя неизвестно, как долго сохранялся донатизм, некоторые христианские историки полагают, что раскол и последовавшие за ним волнения в христианском сообществе способствовали мусульманскому завоеванию региона в седьмом веке. [22]
Связанные группы и отдельные лица
[ редактировать ]Донатизм связан с рядом других групп, в том числе:
Некоторые негностические донатистские группы
[ редактировать ]- Рогатисты отколовшейся фракцией , были пацифистской которая отвергала эксцессы циркумцеллионов и донатистов. [ нужна ссылка ]
- Клавдианисты, которых (с урбанистами) примирил с донатистами донатистский епископ Карфагенский Примиан.
- Тиконий был влиятельным мыслителем, изгнанным донатистами за отказ от повторного крещения. [23]
- Последователи Максимиана , отколовшиеся от донатизма [ нужна ссылка ]
Другие донатистские группы находились под влиянием некоторых других прецедентных гностических сект.
[ редактировать ]- Циркумцеллионы — название, основанное на «circum cellas euntes» («обходить кладовые ») из-за их практики жизни среди крестьян, которым они стремились внушить. Они представляли собой разрозненную серию экстремистских групп, которые считали мученичество высшей христианской добродетелью (не соглашаясь с епископальной кафедрой Карфагена в отношении главенства целомудрия , трезвости , смирения и милосердия ). Привлеченные их экстремизмом, некоторые донатисты нашли в них полезных союзников. Весьма вероятно, что осуждение этой отколовшейся группой собственности и рабства, а также пропаганда свободной любви, списание долгов и освобождение рабов [24] происходит из учения Карпократа о распутстве, отказе от брака, отмене социальных каст и общении благ. [25]
- Апостольские церкви, секта, подражающая апостолам , о которой мало что известно. Но весьма вероятно, что они находились под влиянием прецедентной гностической апотактики . [26]
Другие донатистские группы
[ редактировать ]В Мавритании и Нумидии отколовшиеся группы были столь многочисленны, что донатисты не могли назвать их всех. [7]
Епископы
[ редактировать ]Донатисты последовали за преемственностью епископов:
- Майорин (311–313)
- Донатус Магнус (313–355; изгнан в 347 г.)
- Парменянин (355–391)
- Примиан (391–393)
- Максимиан (393–394)
- Примиан (394–ок. 400)
Позднее влияние
[ редактировать ]Эпитет
[ редактировать ]В течение нескольких столетий в эпоху Высокого Средневековья и Реформации обвинения в донатизме выдвигались против движений церковной реформы, которые критиковали клерикальную безнравственность на теологических основаниях. Ранние реформаторы Джон Уиклиф и Ян Гус были обвинены в донатизме своими богословскими оппонентами. Уиклиф учил, что моральное разложение священников лишает законной силы их должности и таинства - убеждение, характеризующее донатизм. [28] Гус аналогичным образом утверждал, что моральный облик прелата определяет его церковный авторитет, позицию, которую его современники сравнивали с донатизмом и осуждали как ересь на Констанцском соборе . [ нужна ссылка ]
Во время Реформации католические контрреформаторы, такие как Иоганн Эк, обвиняли авторитетных реформаторов в донатизме (хотя последние частично дистанцировались от теологии Уиклифа, чтобы избежать таких обвинений). [29] Судебные реформаторы, такие как Ульрих Цвингли, называли радикальных реформаторов , таких как анабаптисты , донатистами; [30] В риторике Реформации католики изображались как пелагиане , еще одна раннехристианская ересь. В восточном православии безпоповцы , (беспоповцы) старообрядцы считали что, поскольку русские епископы согласились с реформами патриарха Никона , они (и другие патриархи) лишились каких-либо претензий на апостольское преемство . [ нужна ссылка ]
Обвинения в донатизме остаются обычным явлением в современной внутрихристианской полемике. Консервативных лютеран их либеральные братья иногда называют донатистами, имея в виду их доктрину церковного братства. [31] и их позиция о том, что церкви, которые отрицают, что тело и кровь Иисуса едят во время Евхаристии, не празднуют настоящую Вечерю Господню . [32]
См. также
[ редактировать ]- Государственная церковь Римской империи
- Мелетий Ликопольский
- Великое отступничество
- хариджиты
- новацианство
- Максимиан Багайский
Примечания
[ редактировать ]- ^ Оставшаяся часть этого абзаца взята из Френда 1952 , который заимствовал свою хронологию в первую очередь из книги Оптата « Против донатистов » (одного из единственных сохранившихся первоисточников).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Д. Нельсон, Гарольд (1985). Марокко, страновое исследование . Университет Иллинойса Урбана-Шампейн Пресс. п. 8. ISBN 9780313332890 .
- ^ Кантор 1995 , стр. 51f.
- ^ Фалола, Тойин (2017). Древнее африканское христианство: введение в уникальный контекст и традицию . Тейлор и Фрэнсис. п. 344-345. ISBN 9781135121426 .
- ^ Э. Уилхит, Дэвид (2002). Ключевые события в истории Африки: Справочное руководство . Академик Блумсбери. п. 68. ИСБН 9780313313233 .
- ^ Кантор 1995 , с. 51.
- ^ Кросс, Флорида, изд. (2005), «Новацианство», Оксфордский словарь христианской церкви , Нью-Йорк: Oxford University Press .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чепмен, Джон. «Донатисты». Католическая энциклопедия Том. 5. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1909 г., 15 марта 2021 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Кросс, Флорида, изд. (2005), «Донатизм», Оксфордский словарь христианской церкви , Нью-Йорк: Oxford University Press .
- ^ «Простите нас, как мы прощаем: донатистская полемика» (PDF) . Вандербильт.edu . Институт Ошера, Университет Вандербильта. 12 апреля 2021 г. Архивировано (PDF) из оригинала 20 апреля 2021 г. Проверено 31 августа 2021 г.
- ^ Католические ответы
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Френд 1952 , стр. 144–45.
- ^ Френд 1952 , с. 156.
- ^ Френд 1952 , с. 157.
- ^ Френд 1952 , стр. 159 60.
- ^ Френд 1952 , стр. 161–62; из писем Константина, сохранившихся Оптатом.
- ^ Лор 2007 , с. 40, 43.
- ^ Браун, П. 1967. Августин Гиппопотамский . Лондон: Фабер и Фабер.
- ^ Августин. «Как законно «принуждать» христиан-донатистов присоединиться к католической церкви» . Архивировано из оригинала 25 сентября 2014 года . Проверено 25 сентября 2017 г.
- ^ Августин, «2», Письмо .
- ^ Адольф Д. Танкери (1930). Духовная жизнь. Трактат по духовному и мистическому богословию (2-е изд.). Турне (Бельгия): Общество Святого Иоанна Богослова, Desclée & Co (принтеры для Святого Престола и Священного собрания обрядов). п. 139 . Архивировано из оригинала 16 декабря 2018 г. — на сайте archive.org . , с Майкла одобрения Дж. Керли , римско-католического архиепископа Балтимора.
- ^ Митчелл, Стивен (2007). История Поздней Римской империи . Блэквелл. п. 282.
- ^ «Донатизм», Concordia Cyclopedia , CMU, заархивировано из оригинала 16 июля 2011 г.
- ^ Майкл Гэддис (2005), Для тех, кто имеет Христа, нет преступления , Беркли: University of California Press , стр. 122.
- ^ Дюрант, Уилл (1972). Возраст веры . Нью-Йорк: Саймон и Шустер.
- ↑ Доктрина Карпократа в итальянской Википедии.
- ^ энциклопедия Британская Том. 02 (11-е изд.). 1911 год »
- ^ Элизабет Сэвидж (1997). Врата в ад, врата в рай . Дарвин Пресс. п. 98. ИСБН 9780878501120 .
- ^ Херринг, Джордж (2006), Введение в историю христианства , Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета , стр. 230 .
- ^ Пеликан, Ярослав (2003), Кредо: Историко-богословский справочник по вероучениям и исповеданиям веры в христианской традиции , Издательство Йельского университета , стр. 474 .
- ^ Верден, Леонард (март 1995 г.). «1». Реформаторы и их пасынки . Патерностер Пресс. ISBN 0-8028-3791-3 .
- ^ Доктрина церковного общения , Возвращение Вальтера .
- ^ Мецгер, Пол В. (1986), Что представляет собой полноценное празднование Вечери Господней? ( PDF ) , эссе WLS .
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Донатисты». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
Источники
[ редактировать ]- Кантор, Норман Ф. (1995), Цивилизация Средневековья
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 08 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 410, 411.
- Дэниел, Робин (2010), Это святое семя: вера, надежда и любовь в ранних церквях Северной Африки , Честер: Tamarisk Publications, ISBN 978-0-9538565-3-4 .
- Френд, WHC (1952), Донатистская церковь: движение протеста в римской Северной Африке , Oxford University Press, ISBN 0-19-826408-9 .
- Лор, Винрич (2007), «Западное христианство», в Кэсиди, Августин; Норрис, Фредерик В. (ред.), Кембриджская история христианства , том. 2: Константин до 600 г., Издательство Кембриджского университета.
- Тилли, Морин А., изд. (1996), Истории донатистских мучеников: Церковь в конфликте в римской Северной Африке , Liverpool University Press , ISBN 0-85323-931-2 .
- ——— (1997), Библия в христианской Северной Африке: донатистский мир , Fortress Press, ISBN 0-8006-2880-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Августин Гиппопотамский (2014), «Сочинения святого Августина против донатистов», Филип Шафф; Честер Д. Хартранфт Д.Д.; Пол А. Бур-старший (ред.), «Сочинения святого Августина против донатистов» , перевод Дж. Р. Кинга, независимая издательская платформа CreateSpace; Первое издание, ISBN 978-1499581010 .
- Кэмерон, Майкл (2001), «Использование Августином Песни Песней против донатистов», в Ван Флетерен, Фредерик (редактор), Августин: Библейский толкователь , Нью-Йорк: Питер Ланг .
- Коркоран, Джон Энтони (1997), Августин против донатистов , Дональдсон: Теологический фонд для выпускников .
- Гэддис, Майкл (2005), Для тех, кто имеет Христа, нет преступлений , Беркли: University of California Press .
- Келехер, Джеймс П. (1961), Понятие раскола Святого Августина в донатистской полемике , Манделейн: Семинария Святой Марии Озерной .
- Льюис, Гордон Р. (весна 1971 г.), «Насилие во имя Христа: значение донатистской полемики Августина для сегодняшнего дня», Журнал Евангелического теологического общества , 14 (2): 103–10 .
- Паас, Стивен (2005), Конфликт власти в ранней африканской церкви: Августин Гиппопотам и донатисты , Качере, Зомба
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - Пак, Джэ Ын (август 2013 г.), «Недостаток любви или передача любви? Фундаментальные корни донатистов и тонкое отношение к ним Августина» , The Reformed Theological Review , 72 (2): 103–21 .
- Рассел, Фредерик Х. (1999), «Убеждение донатистов: словесное принуждение Августина», в книге Клингширн, Уильям Э. (редактор), « Границы древнего христианства: очерки позднеантичной мысли и культуры в честь Р. А. Маркуса» , Анн-Арбор : Издательство Мичиганского университета .
- Скализ, Чарльз Дж. (осень 1996 г.), «Экзегетические основания для религиозных преследований: Августин против донатистов», Review & Expositor , 93 (4): 497–506, doi : 10.1177/003463739609300405 , S2CID 170499230 .
- Шиммио, Теодор Т. (1991), «Лечение донатистской ереси святым Августином: интерпретация», Patristine and Byzantine Review , 10 (3): 173–82 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Донатус и донатистский раскол , Великобритания : Ранняя церковь , список первичных и вторичных источников о донатистах.
- Цирта, Петилян, Письмо , Шон Мультимедиа , написанные лидером донатистов.
- Меррилс, Эндрю Х (2004), Вандалы, римляне и берберы: новые взгляды на позднеантичную Северную Африку , Эшгейт, ISBN 9780754641452 - новый анализ текстовых, эпиграфических и археологических источников.
- Донатизм. Динамическая онлайн-библиография .