Желаемый
Святой Желаемый | |
---|---|
![]() | |
Отец Церкви, епископ Мелевисский | |
Умер | 4 век |
Почитается в | Восточная Православная Церковь Костел |
Праздник | 4 июня |
Оптат , иногда англизированный как Оптат , был епископом Милевиса в Нумидии в четвертом веке, известный своими сочинениями против донатизма . [ 1 ]
Биография и контекст
[ редактировать ]Августин Гиппопотам предполагает, что Оптат был новообращенным: «Разве мы не видим, с какой огромной добычей золота, серебра и одежд Киприан , доктор suavissimus , вышел из Египта, а также Лактанций , Викторин , Оптат, Хилари ?» ( De doctrina Christiana , xl).
Его (без названия) работа против донатистов является ответом Пармениану , преемнику Доната на первобытном престоле Карфагена . По словам Иеронима ( De viris illustribus , #110 ), оно было в шести книгах и было написано при Валенте и Валентиниане I (364-75). Сейчас известно семь книг, а список пап доходит до Сириция (384–398). [ 2 ] Точно так же указана донатистская преемственность антипап (II, IV), как Виктор, Бонифатий, Энколпий, Макробий, Лукиан, Клавдиан (дата последнего около 380 г.), хотя несколькими предложениями ранее Макробий упоминается как действительный епископ.
План работы изложен в Книге I и завершен в шести книгах. Кажется, тогда, что седьмая книга, которой Иероним не знал в 392 году, была приложением к новому изданию, в котором Оптат сделал дополнения к двум епископским спискам. Дата оригинального произведения установлена утверждением в I, xiii, что со времени преследования Диоклетиана (303–305) прошло шестьдесят или более лет. Фотин (ум. 376), по-видимому, считается еще живым; Джулиан мертв (363). Таким образом, первые книги были опубликованы около 366–70 гг., а второе издание – около 385–90 гг.
Доктрина
[ редактировать ]В своих трудах о конфликте между христианами и донатистами Оптат особенно мягок среди отцов церкви в своих взглядах против раскола. Оптат различает раскольников и еретиков. [ 3 ] говоря, что первые отвергли единство, но имеют истинное учение и истинные таинства, и что поэтому Пармениану не следовало грозить им вечным проклятием.
Донатисты и христиане пришли к единому мнению относительно необходимого единства церкви. Вопрос был в том, где находится эта церковь? Оптат утверждает, что это не может быть только в одном уголке Африки; это должна быть католика (это слово используется как существительное), которая есть во всем мире. Пармениан перечислил шесть дотов, или свойств церкви, из которых Оптат принимает пять, и утверждает, что первое, кафедра (епископская кафедра), принадлежит христианам, и, следовательно, у них есть все остальные.
Весь раскол возник из-за спора о епископской преемственности в Карфагене. [ 4 ] и можно было ожидать, что Оптат потребует этого свойства кафедры, указав на законность христианской преемственности в Карфагене. Но он этого не делает. Он отвечает: «Надо рассмотреть, кто первым сел на кафедру и где... Вы не можете отрицать, что знаете, что в городе Риме Петру сначала была дарована кафедра епископа, на которой восседал глава всех Апостолы Петр, откуда и прозван был Кифа, в котором одна кафедра должна сохранять единство для всех, чтобы другие Апостолы не вставали каждый за свою кафедру, чтобы теперь не был он раскольником и грешником, который должен был против этого один стул поставил другой. Поэтому на том стуле, который является первым из сумасшедших, первым сел Петр, на смену которому пришел Линус». Далее следует неправильный список пап, заканчивающийся словами: «и Дамасию Сирицию, который сегодня является нашим коллегой, с которым весь мир с нами согласен посредством передачи рекомендательных писем в общении одного общения. Расскажите нам о происхождении ваше кресло, вы, желающие присвоить себе святую Церковь». Затем Оптат высмеивает недавнюю смену антипап-донатистов в Риме.
Оптат выступает, особенно в книге V, против учения, унаследованного донатистами от Киприана, о том, что крещение теми, кто находится вне церкви, не может быть действительным, и предвосхищает аргумент Августина о том, что вера крестящего не имеет значения, поскольку именно Бог дарует благодать. Хорошо известно его утверждение об объективной действенности таинств ex opereoperato: «Sacramenta per se esse Sancta, non per homines» (V, iv). Таким образом, в крещении должна присутствовать Святая Троица, верующий и служитель, и их значение находится в таком порядке, причем третье является наименее важным. Упрекая донатистов в кощунстве, он говорит: «Что такого нечестивого, как ломать, скоблить, удалять алтари Божии, на которые вы сами когда-то возлагали жертвы, на которых были и молитвы народа, и члены Христовы». родился, где был призван Бог Вседержитель, где был испрошен и сошел Дух Святой, от которого многие получили залог вечного спасения и защиту веры и надежду на воскресение... Для чего? жертвенник есть место Тела и Крови Христовых?»
В книге VII Оптат утверждает, что вернувшихся донатистов следует принимать в церковь ради милосердия и единства. В качестве прецедента он приводит библейский эпизод отречения Петра от Иисуса, утверждая, что другие апостолы не отделились от Петра после его греха.
Приложение содержало важное досье документов, которое, по-видимому, было собрано каким-то христианским полемистом между 330 и 347 годами. Это собрание было уже испорчено, когда оно было скопировано переписчиком единственной сохранившейся рукописи, и эта рукопись является неполной; цитаты Августина и самого Оптата дают некоторое представление о том, что было потеряно.
Почитание
[ редактировать ]Оптат, очевидно, никогда не получал никакого церковного культа; но его имя было внесено в римский мартиролог 4 июня, хотя оно совершенно неизвестно всем древним мартирологам и календарям. его также почитают в Восточной Православной Церкви . В тот же день [ 5 ]
Письма Константина в приложении к книге «Против донатистов».
[ редактировать ]После основной части работы Оптата (первоначально без названия, но теперь часто называемой « Против донатистов») включено приложение , состоящее из десяти официальных документов, касающихся донатистского раскола. Шесть из них (№ 3, 5, 6, 7, 9 и 10) утверждают, что являются письмами, написанными Константином и адресованы различным участникам донатистского раскола, включая местных чиновников (№ 3 и 7): Католические, то есть антидонатистские, епископы (№ 5, 9 и 10) и один (№ 6) донатистские епископы. Таким образом, письма показывают личное участие римского императора в донатистском споре между 312/313 и 330 годами нашей эры. [ 6 ]
Их подлинность, как и подлинность других четырех документов, была источником научных дискуссий с девятнадцатого века, хотя сейчас их обычно считают подлинными. [ 7 ] Подлинность некоторых или всех документов подвергалась сомнению такими учеными, как Отто Сик (1889 г.), [ 8 ] Пьер Батифоль (1914), [ 9 ] Уильям Хью Клиффорд Френд (1952), [ 10 ] и Хайнц Крафт (1955). [ 11 ] Между тем, подлинность некоторых или всех документов защищал Луи Дюшен (1890 г.), [ 12 ] Норман Хепберн Бэйнс (1925/1931), [ 13 ] [ 14 ] Х. Чедвик (1954), [ 15 ] и Чарльз Одал (1993). [ 16 ] Подлинность документов часто оспаривалась на основании предполагаемых анахронизмов в текстах. Пьер Батифоль, например, отверг авторство Константина в Приложении 5 из-за того, что в нем используются специфически христианские формулы и христианские доктрины, которые, по его мнению, Константин не использовал бы. Точка зрения Батиффола была оспорена Чарльзом Одалом (1993). [ 17 ]
М.В. Эдвардс утверждал, что приложение не было отредактировано самим Оптатом, а, по-видимому, было составлено африканцем, принадлежащим к «католической» партии. Во-первых, Приложение 5 было составлено после Арльского собора (314 г.), а не во время подготовки к Римскому собору (313 г.), как предполагает Оптат. Во-вторых, в приложение не включены два документа, упомянутые Оптатом, — послание донатистов Константину, цитируемое в I.22, и «протокол Цирты», на который Оптат ссылается в I.14. Поскольку документы в основном включают в себя письма официальной переписки между императором Константином и лицами, обладающими властью в Африке и Нумидии, или письма, написанные в этих провинциях и под наблюдением местных судей, Эдвардс предполагает, что «наш архивариус [т. е. составитель приложения] следовательно, похоже, что он был африканцем из «католической» партии, имевшим доступ к публичным записям в своей стране, но не ведшим никакой торговли с донатистами и не прилагавшим усилий для сбора доказательств за рубежом». [ 18 ]
Источники
[ редактировать ]- Быстрые ссылки на отдельные книги и части «Против донатистов» в переводе 1917 года. www.tertullian.org.
- Editio Princeps был написан Кохлеем (Майнц, 1549 г.). Больше рукописей использовал Балдуин (Париж, 1563 и 1569), текст которого часто переиздавался в семнадцатом веке. Издание Луи-Элли Дюпена включает историю донатистов и географию Африки (Париж, 1700 г.); она перепечатана в Галланди и в Мине ( Patrologia Latina , XI). Лучшее издание — издание Зивзы ( CSEL , XXVI, Вена, 1893 г.) с описанием рукописей.
- Донатизм. Динамическая онлайн-библиография .
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Святой Оптат ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- Мирей Лабрусс, Христианские источники 412, 413.
- Герман Зибен, Fontes Christiani 56, 2013 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эдвардс, М.В. (1997). Оптат: Против донатистов. Переводные тексты для историков Vol. 27 . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. стр. xvi. ISBN 9780853237525 .
- ^ Эдвардс, М.В. (1997). Оптат: Против донатистов. Переводные тексты для историков Том. 27 . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. стр. xvi – xviii. ISBN 9780853237525 .
- ^ Эдвардс, М.В. (1997). Оптат: Против донатистов. Переводные тексты для историков Том. 27 . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. стр. XXII. ISBN 9780853237525 .
- ^ Ленски, Н. (2016). «Константин и донатисты: исследование границ религиозной терпимости». В Вальраффе М. (ред.) Религиозная толерантность: 1700 лет после Миланского эдикта. Берлин/Бостон: Вальтер де Грюйтер. п. 101-140. ISBN 9780853237525 .
- ^ «Латинские святые Римского Православного Патриархата» . www.orthodoxengland.org.uk . Проверено 15 августа 2024 г.
- ^ Эдвардс, М.В. (1997). Оптат: Против донатистов. Переводные тексты для историков Том. 27 . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. стр. XXVI – XXIX. ISBN 9780853237525 .
- ^ Коркоран, Саймон (1996). Империя тетрархов . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 22. ISBN 0198149840 .
- ^ Сик, Отто (1889). «Источники и документы о зарождении донатизма». Журнал церковной истории . 10 :505-568.
- ^ Батифоль, Пьер (1914). «Рецензия на: Герман фон Зоден, «Urkunden zur Enstehungsgeschichte des Donatismus» ». Bulletin d'Ancienne Litérature et d'Archéologie Chrétiennes . 4 : 284–287.
- ^ Френд, Уильям Хью Клиффорд (1952). Донатистская церковь. Движение протеста в римской Северной Африке . Оксфорд: Кларендон Пресс. стр. 152–153, сноска 6. ISBN. 0198264089 .
- ^ Крафт, Хайнц (1955). Религиозное развитие императора Константина, вклад в историческое богословие . Тюбинген: Мор Зибек.
- ^ Дюшен, Луи (1890). «Досье донатизма». Смесь археологии и истории . 10 : 589–650. дои : 10.3406/mefr.1890.6653 .
- ^ Бэйнс, Норман Хепберн (1925). «Оптатус». Журнал богословских исследований . 26 : 37–44.
- ^ Бэйнс, Норман Хепберн (1972). Константин Великий и христианская церковь (2-е изд.). Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0197256724 .
- ^ Чедвик, Х. (1954). «Обзор: WHC Frend:« Донатистская церковь: движение протеста в римской Северной Африке » ». Журнал церковной истории . 5 (1): 103. дои : 10.1017/S0022046900068123 .
- ^ Одал, Чарльз (июнь 1993 г.). «Послание Константина к епископам на Арльском соборе - защита имперского авторства». Журнал истории религии . 17 (3): 274–289. дои : 10.1111/j.1467-9809.1993.tb00722.x .
- ^ Одал, Чарльз (июнь 1993 г.). «Послание Константина к епископам на Арльском соборе: защита имперского авторства». Журнал истории религии . 17 (3): 274–289, 278, сноска 11. doi : 10.1111/j.1467-9809.1993.tb00722.x .
- ^ Эдвардс, М.В. (1997). Оптат: Против донатистов. Переводные тексты для историков Том. 27 . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. стр. xxvi – xxvii. ISBN 9780853237525 .