Jump to content

Арианство

(Перенаправлено с Ариана )

Arianism (Koinē Greek: Ἀρειανισμός, AreianismósАрианство [1] христологическое учение, которое считается еретическим всеми современными основными ветвями христианства. [2] Впервые его приписывают Арию ( ок. 256–336 гг. н.э. ), [1] [3] [4] христианский пресвитер , проповедовавший и обучавшийся в Александрии , Египет . [1] Арианское богословие утверждает, что Иисус Христос есть Сын Божий . [5] [а] [6] [б] который был рожден Богом Отцом [3] с той разницей, что Сын Божий не всегда существовал, а был рожден/создан [с] прежде времени Богом Отцом; [д] следовательно, Иисус не был совечен Богу Отцу, [3] но тем не менее Иисус начал существовать вне времени. [и]

в крайней форме Троичная теология Ария, позже приданная Аэцием и его учеником Евномием и названная аномейской («неподобной»), утверждает полное несходство между Сыном и Отцом. [9] Арианство считает, что Сын отличен от Отца и, следовательно, подчинен Ему. [4] Термин Ариан происходит от имени Арий; это было не то, как называли себя последователи учения Ария, а скорее термин, используемый посторонними . [10] Характер учения Ария и его сторонников противоречил богословским доктринам гомоусианских христиан относительно природы Троицы и природы Христа.

Возник спор между двумя интерпретациями божественности Иисуса ( гомоусианством и арианством ), основанными на богословской ортодоксальности того времени: одна тринитарная, а другая также производная от тринитарной ортодоксальности. [11] и каждый из них пытался решить свои богословские дилеммы. [12] Гомусианство было формально подтверждено двумя первыми вселенскими соборами ; [12] с тех пор арианство осуждается как «ересь или секта Ария». [13] Троичные (гомусианские) доктрины активно поддерживались патриархом Александрийским Афанасием , который настаивал на том, что Иисус (Бог-Сын) был «тот же по существу» или «то же по сути» с Богом-Отцом. Арий утверждал: «Если Отец родил Сына, то рожденный имел начало существования, и из этого следует, что было время, когда Сына не было». [12] Вселенский Первый Никейский собор 325 года объявил арианство ересью. [14] По словам Эверетта Фергюсона , «подавляющее большинство христиан не имели четких представлений о природе Троицы и не понимали, что было поставлено на карту в вопросах, которые ее окружали». [14]

Арианство также используется для обозначения других нетринитарных богословских систем IV века, которые считали Иисуса Христа — Сына Божьего, Логоса — либо рожденным существом, имеющим сходную или иную субстанцию ​​с субстанцией Отца, но не идентичную ( как гомойианство и аномейство ) или как ни несотворенное, ни сотворенное в том смысле, что другие существа созданы (как в полуарианстве ).

Источник

[ редактировать ]

Некоторые ранние христиане, причисленные к православию, отрицали вечное зарождение Сына, считая Сына рожденным во времени. К ним относятся Тертуллиан и Иустин Мартир . [15] [16] Тертуллиан считается праарианцем. Среди других отцов церкви Ориген был обвинен в арианстве за использование таких терминов, как «второй Бог», а патриарх Александрийский Дионисий был осужден в Риме за то, что он сказал, что Сын — это творение и творение Бога. [17] Однако субординационизм Оригена не тождественен арианству и обычно рассматривается как более близкий к никейско-константинопольской точке зрения. [18] [19]

Споры по поводу арианства возникли в конце III века и продолжались на протяжении большей части IV века. В нем участвовало большинство членов церкви — от простых верующих, священников и монахов до епископов, императоров и членов императорской семьи Рима. Два римских императора, Констанций II и Валент , стали арианами или полуарианцами , как и выдающиеся готские , вандальские и лангобардские военачальники как до, так и после падения Западной Римской империи . Антипапы Феликс II [20] и Урсинус [ф] были арианами, и Папа Либерий был вынужден подписать Арианский Символ веры Сирмиума 357 года, хотя в письме говорится, что он охотно согласился с арианством. [21] [22] [23] [24] Столь глубокие разногласия внутри ранней Церкви в этот период ее развития не могли бы материализоваться без значительных исторических влияний, послуживших основой арианских доктрин. [25]

Воображаемый портрет Ария; Деталь критской школы иконы , ок. 1591 г., изображение Первого Никейского собора.

Арий был учеником Лукиана Антиохийского в частной академии Лукиана в Антиохии и унаследовал от него модифицированную форму учения Павла Самосатского . [26] Арий учил, что Бог Отец и Сын Божий не всегда существовали вместе вечно. [27]

Осуждение Никейского Собора

[ редактировать ]

Император Константин Великий созвал Первый Никейский собор , определивший догматические основы христианства; эти определения послужили опровержению вопросов, поставленных арианами. [28] Поскольку Арий не был епископом, ему не разрешили заседать в соборе, и от его имени и позиции, которую он представлял, выступал Евсевий Никомедийский. [29] Все присутствовавшие там епископы были согласны с основными богословскими положениями протоправославия . [30] . Хотя протоортодоксы выиграли предыдущие споры, благодаря более точному определению ортодоксальности они были побеждены собственным оружием и в конечном итоге были объявлены еретиками не потому, что они боролись против идей, считавшихся богословски правильными, а потому, что их позициям не хватало точность и утонченность, необходимые для слияния нескольких противоречивых тезисов, принятых одновременно более поздними ортодоксальными богословами. [31]

Из примерно 300 епископов, присутствовавших на Никейском соборе , два епископа не подписали Никейский символ веры , осуждавший арианство. [32] Константин Великий также приказал казнить тех, кто отказывался выдать арианские писания:

Кроме того, если будет найдено какое-либо сочинение, сочиненное Арием, его следует предать огню, чтобы не только изгладилась порочность его учения, но и не осталось ничего, что могло бы даже напоминать кому-либо о нем. И настоящим я постановляю, что если кто-то обнаружит, что спрятал письмо, составленное Арием, и не вынес его немедленно и не уничтожил огнем, то наказанием ему будет смерть. Как только он будет уличен в совершении этого преступления, он должен быть подвергнут смертной казни. ...

- Указ императора Константина против ариан. [33]

Через десять лет после Никейского собора Константин Великий , который позже сам был крещен арианским епископом Никомедийским Евсевием в 337 году нашей эры, [29] [34] созвал еще одно собрание церковных лидеров на региональном Первом синоде в Тире в 335 году (на котором присутствовало 310 епископов), чтобы рассмотреть различные обвинения, выдвинутые против Афанасия его недоброжелателями, такие как «убийство, незаконное налогообложение, колдовство и измена», после его отказа вновь принять Ария в общение. [12] Афанасий был сослан в Трир (в современной Германии ) после того, как его признали виновным в заговоре в Тире , а Арий был фактически реабилитирован. [35] В конце концов Афанасий вернулся в Александрию в 346 году, после смерти Ария и Константина. Хотя арианство распространилось, Афанасий и другие лидеры никейской христианской церкви выступили против арианского богословия, а Арий был предан анафеме и еще раз осужден как еретик на Вселенском Первом Константинопольском соборе 381 года (на котором присутствовало 150 епископов). [36] [12] Римские императоры Констанций II (337–361) и Валент или полуарианцами , как и первый король Италии Одоакр (364–378) были арианами (433?–493), а лангобарды также были арианами или полуарианцами. до 7 века. Правящая элита вестготской Испании была арианской до 589 года. Многие готы приняли арианские верования после своего обращения в христианство. Вандалы активно распространяли арианство в Северной Африке.

Убеждения

[ редактировать ]

Из собственных работ Ария сохранилось немногое, за исключением цитат, выбранных его оппонентами в полемических целях, и нет уверенности в том, какие богословские и философские традиции сформировали его мысли. [37] Влияние Неоплатонизма было широко распространено по всей Восточной Римской империи, и это повлияло на Ария. [38] [39] [40] [41] [42]

Основная предпосылка Ария заключается в том, что только Бог независим в своем существовании. Поскольку Сын зависим, его следует называть тварью. [43] Ариане выдвинули вопрос для своей веры: «Родил ли Бог Иисуса вольно или невольно?» Этот вопрос использовался, чтобы доказать, что существование Иисуса зависит от него, поскольку Иисус существует только потому, что этого хочет Бог. [8]

Арианство учило, что Логос был божественным существом, рожденным Богом-Отцом до сотворения мира, делало его посредником, посредством которого было создано все остальное, и что Сын Божий подчинен Богу-Отцу. [44] Логос — это внутренний атрибут Бога, то есть мудрость, тогда как Иисус назван Логосом только из-за сходства с внутренним Логосом Бога. [8]

Для создания Сына был использован стих из Притчей: «Господь сотворил меня в начале дела Своего». [45] [46] Поэтому Сын был, скорее, самым первым и совершеннейшим из творений Божиих, и «Богом» он был назван только по соизволению и силе Отца. [47] [48] Определение «Сына» неоднозначно, поскольку ариане применили теологию адопционизма, чтобы защитить творение ex nihilo от Бога. Иисуса [8]

Ариане не верят в традиционное учение о Троице . [49] [50] Письмо арианского епископа Авксентия Дуросторумского. [51] относительно арианского миссионера Ульфилы дает картину арианских верований. Арианец Ульфила, рукоположенный в сан епископа арианским епископом Никомедийским Евсевием и вернувшийся к своему народу для работы миссионером, верил: Бог Отец («нерожденный» Бог; Всемогущий Бог) всегда существует и является единственным истинный Бог. [52] Сын Божий Иисус Христос («единородный бог»). [53] ), был рожден до начала времен. [54] Святой Дух – это просвещающая и освящающая сила Божья. приводился 1 Коринфянам 8:5–6 В качестве доказательства :

Действительно, хотя и могут быть так называемые боги на небе или на земле – а на самом деле богов много и много господ/хозяев – все же для нас есть один Бог (греч. theos – θεός), Отец, от Которого все сущее и для которого мы существуем, и один Господь/Учитель ( kyrios – κύριος), Иисус Христос, через которого все вещи и через которого мы существуем.

Символ веры Ариана Ульфиласа (ок. 311–383), которым завершается упомянутое выше письмо Авксентия, [51] отличает Бога-Отца («нерожденного»), который есть единственный истинный Бог, от Сына Божия («единородного»); и Дух Святой, просвещающая и освящающая сила, которая не является ни Богом Отцом, ни Господом Иисусом Христом:

Я, Ульфила, епископ и исповедник, всегда так верил, и в этой единственной истинной вере я совершаю путешествие к моему Господу; Верую только в одного Бога Отца, нерожденного и невидимого, и в Единородного Сына Его, Господа нашего и Бога, творца и творца всего творения, не имеющего иного подобного Ему. Следовательно, есть один Бог всех, который также является Богом Бога нашего; и в одном Святом Духе, просвещающей и освящающей силе, как сказал Христос после своего воскресения Своим апостолам: «И вот, Я посылаю на вас обетование Отца Моего; но останьтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь в сила свыше» [55] и еще: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой»; [56] Ни Бог, ни Господь, но верный служитель Христов; не равный, но подчиненный и послушный во всем Сыну. И я верю, что Сын подчинён и послушен во всём Богу Отцу.

В письме Ария (ок. 250–336) арианину Евсевию Никомедийскому (умер в 341 г.) излагаются основные верования ариан:

Некоторые из них говорят, что Сын — это отрыжка, другие — что он есть произведение, третьи — что он еще и нерожден. Это нечестие, к которому мы не можем прислушаться, хотя еретики грозят нам тысячами смертей. Но мы говорим и верим, учили и учим, что Сын не является нерожденным и никоим образом не является частью нерожденного; и что он не получает своего существования ни от чего; но что по своей собственной воле и совету он существовал до времени и до веков столь же совершенный, как Бог, только рожденный и неизменный, и что до того, как он был рожден, или создан, или задуман, или установлен, он не был. Ибо он не был нерожденным. Нас преследуют за то, что мы говорим, что Сын имеет начало, а Бог безначальен.

- Феодорит: Письмо Ария Евсевию Никомедийскому, переведенное в книге Петра « Ересь и власть в средневековой Европе» , стр. 41

В основном спор между тринитаризмом и арианством касался:

  • всегда ли Сын существовал вечно с Отцом или Сын был рожден в определенное время в прошлом?
  • Сын равен Отцу или подчинен Отцу?

Для Константина это были второстепенные богословские моменты, стоявшие на пути объединения Империи, но для богословов они имели огромное значение; для них это было вопросом спасения. [12]

Для богословов XIX века уже было очевидно, что на самом деле Арию и Александру/Афанасию не о чем было ссориться, разница между их взглядами была очень невелика и что исход борьбы во время их борьбы был далеко не ясен. ссорятся, и Арий, и Афанасий много страдают за свои взгляды. Арий был отцом гомоусианства , а Александр — отцом гомоусианства , которое отстаивал Афанасий. Для этих богословов было ясно, что Арий, Александр и Афанасий были далеки от истинного учения о Троице, которое исторически сложилось позже. [57]

Гвидо М. Берндт и Роланд Штайнахер ясно заявляют, что убеждения Ария были приемлемы («не особенно необычны») для огромного числа ортодоксальных священнослужителей; именно по этой причине такой крупный конфликт смог развиться внутри Церкви, поскольку богословие Ария получило широкую симпатию (или, по крайней мере, не считалось слишком противоречивым) и не могло быть сразу отвергнуто как индивидуальная ересь. [3]

Гомоианское арианство

[ редактировать ]

Арианство имело несколько различных вариантов, включая евномианство и гомоианство . Гомоянское арианство связано с Акакием и Евдоксием . Гомоианское арианство избегало использования слова ousia для описания отношений Отца к Сыну и описывало их как «похожих» друг на друга. [58] Хэнсон перечисляет двенадцать вероучений, отражающих гомоианскую веру: [59]

  1. Второй Сирмианский символ веры 357 г.
  2. Символ веры Ниццы (Константинополь) 360
  3. Символ веры, выдвинутый Акакием в Селевкии, 359 г.
  4. Правило веры Ульфиласа
  5. Символ веры, произнесенный Ульфилой на смертном одре, 383 г.
  6. Символ веры, приписываемый Евдоксию
  7. Символ веры Авксентия Миланского , 364 г.
  8. Символ веры Герминия , исповедуемый в переписке с Урсацием Сингидунумским и Валентом Мурсским.
  9. Палладия Правило веры
  10. Три вероучения, найденные во фрагментах, подчиняющие Сына Отцу.

Борьба с ортодоксальностью

[ редактировать ]

Первый Никейский собор

[ редактировать ]
Константин сжигает арианские книги, иллюстрация из сборника канонического права , ок . 825

в Александрии осудил Ария В 321 году Синод за то, что он учил неортодоксальному взгляду на отношения Иисуса с Богом-Отцом. Поскольку Арий и его последователи имели большое влияние в школах Александрии (аналог современных университетов и семинарий), их богословские взгляды распространились, особенно в восточном Средиземноморье. [60]

К 325 году спор стал настолько значительным, что император Константин созвал собрание епископов, Первый Никейский собор , который осудил учение Ария и сформулировал первоначальный Никейский Символ веры 325 года . [61] Центральный термин Никейского Символа веры, используемый для описания отношений между Отцом и Сыном, — Homoousios ( древнегреческий : ὁμοούσιος ), [62] [63] [64] или единосущность , что означает «одной и той же сущности» или «одного существа» ( Афанасианский символ веры используется реже, но представляет собой более явно антиарианское утверждение о Троице). [65] [66]

В центре внимания Никейского Собора была природа Сына Божьего и его точное отношение к Богу-Отцу (см. Павел Самосатский и Антиохийские соборы ). Арий учил, что Иисус Христос был божественным/святым и был послан на землю для спасения человечества. [49] но что Иисус Христос не был равен Богу Отцу (бесконечному, изначальному началу) по рангу и что Бог Отец и Сын Божий не были равны Святому Духу. [27] Вместо этого в арианстве Христос не был единосущен Богу-Отцу, поскольку и Отец, и Сын при Арии были созданы из «подобной» сущности или существа (см. homoousia ), но не из одной и той же сущности или существа (см. homoousia ). [68]

С точки зрения ариан, Бог-Отец — это божество и божественен , а Сын Божий — не божество, а божественное (Я, Господь, есть только Божество ). [69] [49] Бог Отец послал Иисуса на землю для спасения человечества. [70] Усия — это сущность или существо в восточном христианстве и аспект Бога, совершенно непостижимый для человечества и человеческого восприятия. Это все, что существует само по себе и не имеет своего бытия в другом, [71] Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух – все они несотворены. [г]

По учению Ария, предсуществующий Логос и, следовательно, воплотившийся Иисус Христос были существом рожденным; только Сын был рожден непосредственно Богом Отцом прежде веков, но имел отличную, хотя и подобную, сущность или субстанцию ​​от Творца. Его оппоненты утверждали, что это сделает Иисуса меньше Бога и что это ересь. [67] Большая часть различий между различными фракциями заключалась в формулировке, которую Христос выразил в Новом Завете, чтобы выразить подчинение Богу Отцу. [67] Богословский термин для этого подчинения — кенозис . Этот Вселенский собор провозгласил, что Иисус Христос был истинным Богом, совечным и единосущным (т. е. имеющим ту же сущность) Богу Отцу. [72] [час]

Считается, что Константин сослал тех, кто отказался принять Никейский Символ веры - самого Ария, диакона Евзоя и ливийских епископов Феона Мармарикского и Секунда Птолемаидского , - а также епископов, подписавших Символ веры, но отказавшихся присоединиться к осуждению Ария. , Евсевий Никомедийский и Феогнид Никейский . Император также приказал все копии « Талии» , книги, в которой Арий изложил свое учение сжечь . Однако нет никаких свидетельств того, что его сын и конечный преемник Констанций II , который был христианином-полуарианцем, был сослан. [ нужна ссылка ]

Хотя Константин был привержен соблюдению того, что Великая Церковь определила в Никее, он также был склонен к умиротворению ситуации и в конечном итоге стал более снисходительным к тем, кто был осужден и сослан на соборе. Во-первых, он позволил Евсевию Никомидийскому, который был протеже его сестры, и Феогниду вернуться после того, как они подписали двусмысленное заявление о вере. Эти двое и другие друзья Ария работали над его реабилитацией. [74] [75] [76]

На Первом Синоде в Тире в 335 году нашей эры они выдвинули обвинения против Афанасия , ныне епископа Александрийского, главного противника Ария. После этого Константин изгнал Афанасия, так как считал его препятствием на пути к примирению. В том же году Иерусалимский Синод под руководством Константина вновь допустил Ария к причастию в 336 году. Арий умер по дороге на это событие в Константинополе. Некоторые ученые предполагают, что Арий мог быть отравлен своими противниками. [74] Евсевий и Феогнис остались в благосклонности императора, и когда Константин, который был оглашенным большую часть своей взрослой жизни , принял крещение на смертном одре, это было крещение от Евсевия Никомедийского. [29]

Последствия Никеи

[ редактировать ]
Как только ортодоксальным тринитариям удалось победить арианство, они подвергли цензуре любые признаки, оставленные предполагаемой ересью. Из этой мозаики в базилике Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне были удалены изображения арианского короля Теодориха и его двора. На некоторых колоннах сохранились их руки.

Первый Никейский собор не положил конец спорам, поскольку многие епископы восточных провинций оспаривали homoousios , центральный термин Никейского символа веры, который использовался Павлом Самосатским , который защищал монархианскую христологию . И этот человек, и его учение, включая термин homoousios , были осуждены Антиохийским Синодом в 269 году. [77] Следовательно, после смерти Константина в 337 году открытый спор возобновился снова. Сын Константина Констанций II , ставший императором восточной части Римской империи , фактически поощрял ариан и намеревался отменить Никейский Символ веры. [78] Его советником в этих делах был Евсевий Никомидийский, который уже на Никейском соборе был главой арианской партии, а также был поставлен епископом Константинополя.

Констанций использовал свою власть для изгнания епископов, придерживавшихся Никейского Символа веры, особенно святого Афанасия Александрийского , бежавшего в Рим. [79] В 355 году Констанций стал единственным римским императором и распространил свою проарианскую политику на западные провинции, часто применяя силу для продвижения своего вероучения, даже изгнал папу Либерия и назначил антипапу Феликса II . [80]

Третий Сирмийский собор в 357 году стал высшей точкой арианства. Седьмое арианское исповедание (Второе сирмиумское исповедание) утверждало, что и homoousios (одной сущности), и homoiousios (одной сущности) небиблейны и что Отец больше Сына. [81] (Это признание позже было известно как Богохульство Сирмиума.)

Но так как многих беспокоят вопросы относительно того, что по-латыни называется substantia , а по-гречески ousia , т. е. чтобы точнее понять, что касается «единственности» или того, что называется «подобным по существу», то ни о ком из них вообще не должно быть ни упоминания, ни изложения их в Церкви, по той причине и по тому соображению, что в Божественном Писании о них ничего не написано, и что они выше человеческого познания и выше человеческого разумения. ; [82]

Пока бушевали дебаты в попытке найти новую формулу, среди противников Никейского символа сформировались три лагеря. Первая группа в основном выступала против никейской терминологии и предпочитала термин homoiousios (одинаковый по сути) никейскому homoousios , при этом они отвергали Ария и его учение и признавали равенство и совечность лиц Троицы. Из-за этой центристской позиции и несмотря на неприятие Ария, их оппоненты называли их «полуарианцами». Вторая группа также избегала упоминания имени Ария, но в значительной степени следовала учению Ария и в другой попытке компромиссной формулировки описывала Сына как подобного ( homios ) Отцу. Третья группа открыто призывала Ария и описывала Сына как непохожего ( anhomoios ) на Отца. Констанций колебался в своей поддержке между первой и второй партией, резко преследуя третью.

Епифаний Саламинский назвал партию Василия Анкирского в 358 году « полуарианством ». Келли считает это несправедливым, заявляя, что некоторые члены группы были практически ортодоксальными с самого начала, но им не нравилось прилагательное homoousios, в то время как другие двинулись в этом направлении после того, как откровенные ариане выступили открыто. [83]

Дебаты между этими группами привели к многочисленным синодам, в том числе к Сердикскому собору в 343 году, Четвертому Сирмийскому собору в 358 году и двойному собору в Римини и Селевкии в 359 году, а также не менее четырнадцати дальнейших формул вероучения между 340 и 360 годами. побудив языческого наблюдателя Аммиана Марцеллина саркастически прокомментировать: «Дороги были покрыты скачущими епископами». [84] Ни одна из этих попыток не была приемлема для защитников никейской ортодоксальности; Описывая последние соборы, святой Иероним заметил, что мир «со стоном проснулся и нашел себя Арианином». [85] [86]

После смерти Констанция в 361 году его преемник Юлиан , приверженец языческих богов Рима , заявил, что он больше не будет пытаться отдавать предпочтение одной церковной фракции перед другой, и позволил всем изгнанным епископам вернуться; это привело к дальнейшему усилению разногласий среди никейских христиан. Император Валент , однако, возродил политику Констанция и поддержал «Гомойанскую» партию, [87] изгнание епископов и часто применение силы. Во время этого преследования многие епископы были сосланы в другие концы Римской империи (например, святой Иларий Пуатье в восточные провинции). Эти контакты и общее тяжелое положение впоследствии привели к сближению западных сторонников Никейского Символа веры с гомоусиями и восточными полуарианцами.

Константинопольский собор

[ редактировать ]

Лишь во время совместного правления Грациана и Феодосия арианство было фактически уничтожено среди правящего класса и элиты Восточной империи. Валент погиб в битве при Адрианополе в 378 году, и ему наследовал Феодосий I , который придерживался Никейского Символа веры. [я] Это позволило урегулировать спор. Жена Феодосия святая Флацилла сыграла важную роль в его кампании по искоренению арианства. [ нужна ссылка ]

Через два дня после прибытия Феодосия в Константинополь, 24 ноября 380 г., он изгнал арианского епископа Константинопольского Демофила и сдал церкви этого города Григорию Назианзину , гомоусианскому лидеру довольно небольшой никейской общины, что спровоцировало беспорядки. . Феодосий только что был крещен епископом Солунским Ахолием во время тяжелой болезни, как это было принято в раннехристианском мире. В феврале он и Грациан издали указ, согласно которому все их подданные должны исповедовать веру епископов Рима и Александрии (т. е. никейскую веру). [89] [90] или быть переданным для наказания за невыполнение этого требования.

Хотя большая часть церковной иерархии на Востоке выступала против Никейского Символа веры в течение десятилетий, предшествовавших воцарению Феодосия, ему удалось достичь единства на основе Никейского Символа веры. В 381 году на Втором Вселенском Соборе в Константинополе группа преимущественно восточных епископов собралась и приняла Никейский Символ веры 381 года . [91] которое было дополнено в отношении Святого Духа , а также некоторые другие изменения: см. Сравнение Никейских Символов веры 325 и 381 гг . Это обычно считается окончанием спора о Троице и концом арианства среди римских, негерманских народов. [92]

Среди средневековых германских племен

[ редактировать ]
Потолочная мозаика Арианского баптистерия , построенного в Равенне остготским королем Теодорихом Великим .

Во времена расцвета арианства в Константинополе новообращенный гот и арианский епископ Ульфила (позже ставший предметом упомянутого выше письма Авксентия) был отправлен в качестве миссионера к готским племенам за Дунаем , миссия, которую император предпочитал по политическим причинам. Констанций II . Гомояне обращении в дунайских провинциях сыграли большую роль в готов в арианство . [93] Перевод Ульфиласом Библии на готский язык и его первоначальный успех в обращении готов в арианство были подкреплены более поздними событиями; обращение готов привело к широкому распространению арианства и среди других германских племен ( вандалов , лангобардов , свеви , бургундов ). [4] Когда германские народы вошли в провинции Западной Римской империи и начали основывать там свои королевства, большинство из них были христианами-арианами. [4]

Страница из Codex Argenteus VI века. , иллюминированной рукописи готической Библии

В конфликте IV века арианские и никейские фракции боролись за контроль над Западной Европой. Напротив, среди арианских немецких королевств, возникших в результате распада Западной империи в V веке, были совершенно отдельные Арианская и Никейская церкви с параллельными иерархиями, каждая из которых служила разным группам верующих. Германская элита была арианами, а большинство романского населения составляли никейцы. [94]

Арианские германские племена в целом были терпимы к никейским христианам и другим религиозным меньшинствам, включая евреев . [4]

Арианское и Халкидонское царства в 495 г.

Очевидное возрождение арианства после Никеи было скорее антиникейской реакцией, использованной сторонниками арианства, чем проарианским развитием. [95] К концу 4-го века он уступил оставшуюся территорию тринитаризму . В Западной Европе арианство, которому обучал Ульфилас германские племена , арианский миссионер, преобладало среди готов , лангобардов и вандалов . [96] К VIII веку это перестало быть основной верой племен, поскольку правители племен постепенно пришли к принятию никейской ортодоксальности. началась в 496 году с Хлодвига I франков, затем Реккареда I вестготов в 587 году и Ариперта I лангобардов Эта тенденция в 653 году. [97] [98]

Франки язычники и англосаксы отличались от других германских народов тем, что они вошли в Западную Римскую империю как и были обращены в халкидонское христианство под предводительством своих королей Хлодвига I из франков, Этельберта Кентского и других в Британии ( см. также «Христианство в Галлии» и «Христианизация англосаксонской Англии» ). [99] Остальные племена – вандалы и остготы – не приняли ислам как народ и не сохранили территориальной сплоченности. Потерпев военное поражение от армий императора Юстиниана I , остатки были рассеяны по окраинам империи и потеряны для истории. Вандалистская война 533–534 гг. рассеяла побежденных вандалов. [100] После своего окончательного поражения в битве при Монс-Лактариусе в 553 году остготы вернулись на север и (пере)поселились на юге Австрии. [ нужна ссылка ]

С 5 по 7 век

[ редактировать ]

Большая часть Юго-Восточной и Центральной Европы, включая многих готов и вандалов соответственно, приняла арианство ( вестготы обратились в арианское христианство в 376 году через своего епископа Вульфилу ), что привело к тому, что арианство стало религиозным фактором в различных войнах в Римская империя. [Дж] На западе организованное арианство сохранилось в Северной Африке, Испании и некоторых частях Италии, пока не было окончательно подавлено в VI и VII веках. Вестготская Испания обратилась в никейское христианство через своего короля Рекареда I на Третьем Толедском соборе в 589 году. [102] Гримоальд, король лангобардов (662–671), и его маленький сын и преемник Гарибальд (671), были последними арианскими королями в Европе. [103] [104]

С 16 по 19 века

[ редактировать ]

После протестантской Реформации 1517 года арианские и другие нетринитарные взгляды вскоре вновь всплыли на поверхность. Первым зарегистрированным английским антитринитарием был Джон Эштон , который был вынужден отречься от своего отречения перед Томасом Кранмером в 1548 году. На анабаптистском соборе в Венеции в 1550 году первые итальянские зачинщики радикальной Реформации поддержали взгляды Михаила Сервета , который был заживо сожжен приказы Жана Кальвина в 1553 году, и они были обнародованы Джорджио Бьяндратой и другими в Польше и Трансильвании . [105]

Антитринитарное крыло польской Реформации отделилось от кальвинистской ecclesia major и образовало ecclesia Minor или «Польские братья» . Их обычно называли «арианцами» из-за их неприятия Троицы, хотя на самом деле социниане , как их позже называли, пошли дальше Ария на позицию Фотина . Эпитет «арианец» также применялся к ранним унитариям, таким как Джон Биддл , хотя, отрицая предсуществование Христа, они снова были в основном социнианами, а не арианами. [106]

В 1683 году, когда Энтони Эшли Купер, 1-й граф Шефтсбери , умирал в Амстердаме, изгнанный из-за своей откровенной оппозиции королю Карлу II , он разговаривал с министром Робертом Фергюсоном и назвал себя арианцем. [107]

В XVIII веке «доминирующей тенденцией» в Британии , особенно в латитудинарстве имена Сэмюэля Кларка , Бенджамина Ходли , Уильяма Уистона и Исаака Ньютона . , было арианство, с которым связаны [108] Цитируем фактически унитарии статью об арианстве в Британской энциклопедии: «В наше время некоторые являются арианами в том смысле, что они не желают ни сводить Христа к простому человеческому существу, ни приписывать Ему божественную природу, идентичную природе Отца». [109]

Аналогичной точки зрения придерживались древние антиникейские пневматомахи (греч. Πνευματομάχοι , «дыхание» или «дух» и «борцы», объединяющиеся в «борцы с духом»), названные так потому, что они выступали против обожествления Никейской святой. Призрак. Хотя верования пневматомахов чем-то напоминали арианство, [110] они были отдельной группой. [110]

Учения первых двух Вселенских соборов, полностью отвергающих арианство, поддерживаются Католической церковью , Восточной православной церковью , Восточными православными церквями , Ассирийской церковью Востока и почти всеми историческими протестантскими церквями, включая лютеранскую , реформатскую ( пресвитерианскую , Континентальные реформаты и конгрегационалисты ), англиканцы , методисты , баптисты и свободные евангелисты полностью отвергают учения, связанные с арианством.

Современные группы, которые в настоящее время, похоже, принимают некоторые принципы арианства, включают унитаристов и Свидетелей Иеговы . Хотя истоки их убеждений не обязательно связаны с учением Ария, многие основные убеждения унитаристов и Свидетелей Иеговы очень похожи на них. [111] [112] [113]

Свидетели Иеговы

[ редактировать ]

Свидетелей Иеговы часто называют «современными арианами». [114] [115] обычно своими противниками , [116] [117] [118] хотя сами Свидетели Иеговы опровергли эти утверждения. [119] Значительные сходства в доктрине включают в себя отождествление Отца как единственного истинного Бога и Иисуса Христа как первого творения Бога и промежуточного посредника в творении всего остального. Они также отрицают личность Святого Духа , которую исторически утверждали некоторые ариане. Свидетели Иеговы поклоняются и молятся исключительно Богу-Отцу или Иегове только через Иисуса (Сына) в качестве посредника. [119] [120]

Церковь Христа

[ редактировать ]

Иглесиа ни Кристо имеет Христология параллели с арианством в том смысле, что она утверждает, что Отец — единственный истинный Бог, и отрицает предсуществование Христа. Таким образом, Iglesia ni Cristo в своей христологии является скорее социнианским , чем арианским. [121]

Другие социнианские группы

[ редактировать ]

Другие библейские унитарии, такие как христадельфиане. [122] и Генеральная конференция Церкви Божией [123] они также типично социнианцы в своей христологии , а не ариане.

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней

[ редактировать ]

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь СПД) преподает нетринитарное богословие относительно природы Божества. Сходство между доктринами СПД и арианством утверждалось еще в 1846 году. [124] Однако между арианством и богословием Святых последних дней существует ряд ключевых различий. В то время как арианство — это унитарная христианская форма классического теизма , теология Святых последних дней — это нетринитарная (но не унитарная) форма христианства вне классического теизма. В то время как арианство учит, что Бог вечен, никогда не был человеком и не мог воплотиться в образе человека, Церковь СПД учит, что «Сам Бог — возвышенный человек, совершенный, восседающий на троне и верховный». [125] В то время как арианство отрицает, что люди могут стать богами, Церковь СПД утверждает, что люди могут стать богами через возвышение. [126] В то время как арианство учит, что Сын был создан, Церковь СПД учит, что он был рожден как буквальное духовное дитя Небесного Отца и Небесной Матери . [127] В то время как сотворение Христа ex nihilo является фундаментальной предпосылкой арианства, Церковь СПД отрицает любую форму творения ex nihilo . [128] В то время как арианство учит, что Бог бесплотен, Церковь СПД учит, что Бог имеет осязаемое тело: «Отец имеет тело из плоти и костей, столь же осязаемое, как тело человека; Сын также; но Святой Дух не имеет тела из плоти и костей. , но является личностью Духа. Если бы это было не так, Святой Дух не мог бы обитать в нас». [129] В то время как арианство традиционно учило, что Бог непостижим даже для Сына, Церковь СПД отвергает доктрину непостижимости Бога. [130] В то время как арианство учит, что Христос онтологически ниже и подчинен Отцу, Церковь СПД учит, что Христос равен Отцу в силе и славе. Поэтому следует тщательно различать эти два понятия; они больше похожи в том, что отрицают, чем в том, что утверждают.

Церковь СПД учит, что Отец, Сын и Святой Дух — это три отдельных существа, объединенные целью: «Отец, Сын и Святой Дух (или Святой Дух)… являются тремя физически отдельными существами, но полностью едиными в любви. цель и воля», [131] Иисуса как показано в прощальной молитве , его крещении руками Иоанна , его преображении и мученической смерти Стефана . [132] церкви Так, первый Символ веры гласит: «Мы верим в Бога, Отца Вечного, и в Его Сына, Иисуса Христа, и в Святого Духа». [133] Святые последних дней верят, что все трое вместе составляют «одного вечного Бога». [134] но отвергните никейское определение Троицы ( что Трое единосущны ). [130] В некоторых отношениях теология Святых последних дней больше похожа на социальный тринитаризм, чем на арианство.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Арий хотел подчеркнуть трансцендентность и единственную божественность Бога [...]. Только Бог для Ария не имеет начала, нерожден и вечен. В терминологии негативного богословия Арий подчеркивает монотеизм с постоянно возобновляемыми попытками. Бог Его можно понимать только как творца. Он отрицает совечное состояние Логоса с Богом, поскольку в противном случае Бог был бы лишен своей абсолютной уникальности. :22–25, Арий может утверждать, что Сын был создан. Для Ария Логос полностью принадлежит Божеству, но он заметно подчинен Богу [...] Сильная поддержка, которую Арий получил извне. египетской митрополии и из целого ряда выдающихся епископов доказывает, что в данной исторической ситуации богословские идеи Ария не были особенно необычными [...] По мнению Александра, Арий отвел Логосу место среди тварных существ ( что Арий явно отрицает); из этого он делает вывод, что Сын/Логос Ария — это просто человек. 47 [...] Эту точку зрения до сих пор можно встретить в сфере популярной науки, и совсем недавно она привела к идее, что «арианство» как теология без доктрины Троицы , которая рассматривает Христа просто как человека, может сформировать возможный мост к исламу. [...] После Никейского Синода дебаты изменились и превратились в дебаты о единстве и троице в тринитарном понятии Бога - дебаты, которые несправедливо считаются дальнейшим «арианским спором». [...] Только после того, как исследователи начали позиционировать Ария в рамках оригенистской традиции, стало возможным увидеть, что развитие после Никеи было не конфликтом между «никейцами» и «арианцами», как утверждало общепринятое мнение, а, скорее, дискуссией. о природе божественной ипостаси, в частности, о вопросе, уместно ли говорить об одной единственной или о трех различных ипостасях. Однако подробное обсуждение сложной последовательности событий в этом конфликте с начала 330-х по 380-е годы и отдельные изображения главных действующих лиц выходят за рамки этой главы». Берндт и Штайнахер, 2014 г.
  2. ^ « Ересь христианской церкви , начатая Арием, епископом Александрийским (ум. 336), который учил, что Сын не эквивалентен Отцу (ὁμοούσιος гр: homoousios ≅ lt: conssubstantialis ), тем самым провоцируя серьезный раскол в христианской церкви, что, в свою очередь, повлияло на судьбу евреев во многих странах, учитывая тот факт, что большинство германских народов , таких как восточные и западные готы , а также франки , лангобарды , свевы и вандалы , — были крещены в арианское христианство и что эти племена расселились по обширным районам старой Римской империи, большое количество евреев, уже проживавших в этих землях, попало под арианское господство. отличался мудрой терпимостью и мягким обращением с населением других вероисповеданий, поведение которого, главным образом, объясняется простодушным чувством справедливости, характеризующим детей природы, но также в некоторой степени прослеживается в определенных пунктах согласия между арианским учением и иудаизмом. пункты, совершенно отсутствующие в православном исповедании. Само настойчивое утверждение о более подчиненном отношении Сына, то есть Мессии, к Богу-Отцу гораздо ближе к Еврейское учение о Мессии, чем концепция полной божественности Сына, провозглашенная в Никее ». [4]
  3. ^ Арий использовал эти два слова как синонимы. [7]
  4. Арий считал, что Иисус появился на свет до того, как появилось время. [7]
  5. Иисуса считали существом, но не таким, как другие существа. [8]
  6. ^ Амвросий Миланский, Послания iv.
  7. Цитируется Иоанном Дамаскиным :

    Бог безначальный, бесконечный, вечный, постоянный, несозданный, неизменный, неизменяемый, простой, несложный, бестелесный, невидимый, неосязаемый, неописуемый, без границ, недоступный уму, невместимый, непостижимый, добрый, праведный, тот Создатель всех тварей, всемогущий Пантократор . [67] :  57 

  8. ^ Во-первых, в центре вероучения находится троичная природа Бога. Никейские отцы утверждали, что Отец всегда был Отцом и, следовательно, Сын всегда существовал с Ним, равноправно и единосущно. Никейские отцы боролись с верой в неравность Сына Отцу, поскольку она фактически разрушала единство Божества. Скорее, они настаивали на том, что такая точка зрения противоречит таким местам Писания, как Иоанна 10:30 «Я и Отец — одно» и Иоанна 1:1 «Слово было Бог». Святитель Афанасий утверждал, что Сын не имеет начала, но имеет «вечное происхождение» от Отца, а потому совечен Ему и равен Богу во всех отношениях. Подобным же образом каппадокийские отцы утверждали, что Святой Дух также вечен Отцу и Сыну и равен Богу во всех аспектах. Отцы Церкви считали, что отрицать равенство любого из Лиц Троицы значило лишить Бога существования и составляло величайшую ересь. [73]
  9. В начале своего правления, во время тяжелой болезни, Феодосий принял христианское крещение. В 380 году он провозгласил себя христианином Никейского символа веры и созвал собор в Константинополе, чтобы положить конец арианской ереси (которая, вопреки никейскому учению, утверждала, что Иисус был сотворен), которая разделяла империю более чем на полвека. век. В Константинополе 150 епископов собрались и переработали Никейский Символ веры 325 года нашей эры в тот символ веры, который мы знаем сегодня. С тех пор арианство никогда не бросало серьезных вызовов. [88]
  10. ^ Сдерживающая и парализующая сила суеверных верований проникла во все сферы жизни, и это оказало влияние на самые первичные и элементарные виды деятельности общества. Война, например, не была простым испытанием силы и мужества, но сверхъестественные явления нужно было тщательно принимать во внимание. Когда Хлодвига сказал о готах в южной Галлии: «Я очень переживаю, что эти ариане удерживают часть галлов; пойдём с помощью Божией и победим их и подчиним эту землю нашей власти», [примечание: см. с. 45 (Книга II:37)] он говорил не лицемерно или высокомерно, а в реальном соответствии с религиозными настроениями того времени. Он имел в виду, что готы, будучи еретиками, одновременно были врагами истинного Бога и уступали ортодоксальным франкам в своей сверхъестественной поддержке. Соображения долга, стратегии и собственных интересов подкрепляли друг друга в сознании Хлодвига. Однако не всегда побеждала ортодоксальная сторона. Мы слышим о битве, произошедшей за несколько лет до того, как Григорий стал епископом Турского, между королем Сигеберт и гунны , [примечание: Книга IV:29], в которой гунны «с помощью магических искусств вызывали различные ложные видимости перед своими врагами и решительно побеждали их. [101]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Бреннеке 2018 .
  2. ^ Уизерингтон 2007 , с. 241.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Берндт и Штайнахер, 2014 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Колер, Кауфманн ; Краусс, Сэмюэл. «АРИАНСТВО» . Еврейская энциклопедия . Фонд Копельмана . Архивировано из оригинала 10 января 2012 года . Проверено 1 декабря 2020 г.
  5. ^ Форрест 1856 , с. 62.
  6. ^ «Арианство» . Британская энциклопедия . 22 июня 2023 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б Дэвис, Лео Дональд (1990). Первые семь Вселенских соборов (325–787) с. 52: их история и богословие . Юридическая библиотека Джорджтаунского университета. Колледжвилл, Миннесота: Литургическая пресса. ISBN  978-0-8146-5616-7 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с д «Читатель Ньюмана – Ариане IV века – Главы 1–5» . www.newmanreader.org . Проверено 9 апреля 2023 г.
  9. ^ Фан 2011 , стр. 6–7.
  10. ^ Уайлс 1996 , с. 5.
  11. ^ Фан 2011 , с. 6.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Афанасий, пятикратная ссылка за борьбу с «православием» » . Проверено 10 августа 2018 г.
  13. ^ Джонсон, Сэмюэл (1828). Словарь английского языка: в котором слова выводятся из оригинала; и проиллюстрированы в их различных значениях примерами лучших писателей . Бивс и Тернер.
  14. ^ Перейти обратно: а б Фергюсон 2005 , с. 267.
  15. ^ «Р. Э. Робертс, Богословие Тертуллиана (1924), глава 7 (стр. 140–148)» . www.tertullian.org . Проверено 15 декабря 2022 г.
  16. ^ Джайлз, Кевин (2012). Вечное рождение Сына: сохранение православия в тринитарном богословии . Межвузовская пресса. ISBN  978-0-8308-3965-0 .
  17. ^ «Католическая энциклопедия: Арианство» . www.newadvent.org . Проверено 10 апреля 2023 г.
  18. ^ Бейснер, Э. Кальвин (2004). Бог в трёх лицах . Wipf и Stock Publishers. ISBN  978-1-59244-545-5 .
  19. ^ Рамелли, Илария ЛЕ; МакГакин, Дж.А.; Ашвин-Сейковски, Петр (2021). Справочник T&T Кларка по ранней церкви . Издательство Блумсбери. ISBN  978-0-567-68039-6 .
  20. ^ «Либерий | Папа | Британика» . www.britanica.com Проверено 16 апреля 2023 г.
  21. ^ «Католическая энциклопедия: Папа Либерий» . www.newadvent.org . Проверено 16 апреля 2023 г.
  22. ^ Вордсворт, Кристофер (1847). Письма к М. Гондону, автору «Религиозного движения в Англетерре», «Обращения Cent Cinquante Ministres Anglicans» и т. д. и т. д. и т. д.: О разрушительном характере Римской церкви как в религии, так и в политике . Ф. и Дж. Ривингтон.
  23. ^ inst.), Джеймс Тодд (экзаменатор протестантского образования (1879). Протестантский учебник римской полемики .
  24. ^ Британский и зарубежный евангелический обзор и ежеквартальный отчет христианской литературы . Джонстон и Хнутер. 1875.
  25. ^ Хэнсон 2005 , стр. 127–128.
  26. ^ Пуллан 1905 , стр. 87.
  27. ^ Перейти обратно: а б Ричи, Марк С. «История Церкви – Часть 2, темы 2 и 3» . История Церкви .
  28. ^ Кэрролл 1987 , с. 12.
  29. ^ Перейти обратно: а б с Гонсалес, Хусто (1984). История христианства Том. 1 . Харпер Коллинз. п. 176 . ISBN  0-06-063315-8 .
  30. ^ Эрман 2003 , с. 250.
  31. ^ Эрман 2003 , стр. 253–255.
  32. ^ Чедвик 1960 , стр. 171–195.
  33. ^ «Указ императора Константина против ариан» . Четвертый век.com. 23 января 2010 года. Архивировано из оригинала 19 августа 2011 года . Проверено 20 августа 2011 г.
  34. ^ Чепмен 1909 .
  35. ^ Сократ Константинопольский , История Церкви , книга 1, глава 33. Энтони Ф. Биверс, Хронология арианского противоречия .
  36. ^ «Первый Константинопольский собор, правило 1» . ccel.org.
  37. ^ Бокэм 1989 , с. 75.
  38. ^ «Арий | Биография, убеждения и факты» . www.britanica.com . Проверено 12 апреля 2023 г.
  39. ^ Гесиод (24 июня 2022 г.). «Арий и неоплатонизм» . Беседы о Минерве . Проверено 12 апреля 2023 г.
  40. ^ «Ранние унитарии: Арий и его последователи» . люди.wku.edu . Проверено 12 апреля 2023 г.
  41. ^ Спенсер, Ян (5 апреля 2007 г.). «Платон: прототринитарист, или отец арианства? – Троицы» . Проверено 12 апреля 2023 г.
  42. ^ Рыболов, Свет (1 января 2013 г.). «Новый взгляд на философское прошлое Ария» . Церковные исследования . 10 : 203–212.
  43. ^ «Арианство | Определение, история и противоречия | Британика» . www.britanica.com . Проверено 9 апреля 2023 г.
  44. ^ МакКлинток и Стронг 1867 , с. 45, Том 7.
  45. ^ Притчи 8: 22–25.
  46. ^ Шюсслер Фиоренца, Фрэнсис; Гэлвин, Джон П. (1991). Систематическое богословие: взгляды римско-католической церкви . Крепость Пресс. стр. 164–. ISBN  978-0-8006-2460-6 . Проверено 14 апреля 2010 г.
  47. ^ Келли 1978 , Глава 9.
  48. ^ Дэвис, Лео Дональд (1983). Первые семь Вселенских соборов (325–787) . Колледжвилл: Литургическая пресса. стр. 52–54 . ISBN  978-0-8146-5616-7 .
  49. ^ Перейти обратно: а б с «Арианские убеждения Ньютона» . Шотландия: Школа математики и статистики Сент-Эндрюсского университета.
  50. ^ Фан 2011 , с. 72.
  51. ^ Перейти обратно: а б «Авксентий о Вульфиле: Перевод Джима Маршана» .
  52. ^ Иоанна 17:3
  53. ^ Иоанна 1:18
  54. ^ Притчи 8:22–29 , Откровение 3:14 , Колоссянам 1:15.
  55. ^ Луки 24:49
  56. ^ Деяния 1:8
  57. ^ Форрест 1856 , с. 6.
  58. ^ Хэнсон 2005 , стр. 557–558.
  59. ^ Хэнсон 2005 , стр. 558–559.
  60. ^ Лёр, Винрих (23 октября 2012 г.). «Арий и арианство». Энциклопедия древней истории : 716–720. дои : 10.1002/9781444338386.wbeah05025 . ISBN  9781444338386 .
  61. ^ Семь Вселенских Соборов , Эфирная библиотека христианской классики
  62. ^ Бетьюн-Бейкер 2004 .
  63. ^ «Гомоусиос» . Епископальная церковь . 22 мая 2012 года . Проверено 16 января 2021 г.
  64. ^ Фарли, отец Лоуренс (23 мая 2015 г.). «Отцы Никеи: почему меня это должно волновать?» . www.oca.org . Проверено 16 января 2021 г.
  65. ^ «Афанасианское кредо | Христианская реформатская церковь» . www.crcna.org . Проверено 16 января 2021 г.
  66. ^ «Афанасианский символ веры Р. К. Спроула» . Лигоньерские министерства . Проверено 16 января 2021 г.
  67. ^ Перейти обратно: а б с д Помазанский, Михаил (протопресвитер) (1984). Православное Догматическое Богословие . Перевод Розы Серафима (иеромонаха). Платина, Калифорния: Братство Святого Германа Аляскинского.
  68. ^ «Единство Сущности, Равенство Божественности и Равенство Чести Бога-Сына с Богом-Отцом». [67] :  92–95 
  69. ^ Исаия 46:9
  70. ^ Иоанна 17:3
  71. ^ Лосский 1976 , стр. 50–51.
  72. ^ «Арий и Никейский символ веры | История христианства: Древняя» . blogs.uoregon.edu . Проверено 16 января 2021 г.
  73. ^ «Три вещи, которые христиане должны понимать о Никейско-Константинопольском вероучении» . Преобразовался . 16 января 2014 г. Архивировано из оригинала 18 июня 2021 г. Проверено 16 января 2021 г.
  74. ^ Перейти обратно: а б Кирш 2004 .
  75. ^ Гиббон ​​1836 , Гл. XXI.
  76. ^ Фриман 2003 .
  77. ^ Чепмен 1911 .
  78. ^ Холл, Кристофер А. «Как арианство почти победило» . Христианская история | Изучите историю христианства и церкви . Проверено 16 января 2021 г.
  79. ^ Рирдон, Патрик Генри. «Афанасий» . Христианская история | Изучите историю христианства и церкви . Проверено 16 января 2021 г.
  80. ^ Чепмен 1910 .
  81. ^ Чепмен 1912 .
  82. ^ «Второе Символ веры Сирмиума, или «Богохульство Сирмиума» » . www.fourth Century.com . Проверено 9 марта 2017 г.
  83. ^ Келли 1978 , с. 249.
  84. ^ Шафф, Филип (18 декабря 2019 г.). Полная история христианской церкви (с Библией) . электронное искусствосейчас. Язычник Аммиан Марцеллин говорит о соборах при Констанции: «Дороги были покрыты скачущими епископами»; и даже Афанасий упрекал беспокойное трепетание духовенства.
  85. ^ «История величайшего спора христианства» . Христианский научный монитор . 9 сентября 1999 г. ISSN   0882-7729 . Проверено 16 января 2021 г.
  86. ^ «О борьбе с арианством: тогда и сейчас» . Легатус . Проверено 16 января 2021 г.
  87. ^ Макферсон 1912 .
  88. ^ «Феодосий I» . Христианская история . Проверено 16 января 2021 г.
  89. ^ Бери, Дж. Б. «История Поздней Римской империи» . penelope.uchicago.edu . Чикагский университет. Том. 1 Глава. XI . Проверено 16 января 2021 г.
  90. ^ «Церковная история Созомена VII.4» . ccel.org.
  91. ^ Текст этой версии Никейского символа веры доступен по адресу: «Святой Символ веры, который изложили 150 Святых Отцов, созвучный Святому и Великому Ниццкому Синоду» . ccel.org . Проверено 27 ноября 2010 г.
  92. ^ «Арианство | Определение, история и противоречия | Британика» . www.britanica.com . Проверено 20 апреля 2022 г.
  93. ^ Сзада, Марта (февраль 2021 г.). «Недостающее звено: гомоианская церковь в дунайских провинциях и ее роль в обращении готов». Zeitschrift für Antikes Christentum / Журнал древнего христианства . 24 (3). Берлин и Бостон : Де Грюйтер : 549–584. дои : 10.1515/zac-2020-0053 . eISSN   1612-961X . ISSN   0949-9571 . S2CID   231966053 .
  94. ^ «7.5: Королевства-преемники Западной Римской империи» . Свободные тексты по гуманитарным наукам . 16 декабря 2016 года . Проверено 16 января 2021 г. Большинство из них были христианами, но, что особенно важно, они не были христианами-католиками, которые верили в учение о Троице, согласно которому Бог — это один Бог, а три отдельные личности: Отца, Сына (Иисуса Христа) и Святого Духа. Скорее это были ариане, считавшие, что Иисус меньше Бога-Отца (см. главу шестую). Однако большинство их подданных были католиками.
  95. ^ Фергюсон 2005 , с. 200.
  96. ^ Фаннинг, Стивен К. (1 апреля 1981 г.). «Переосмысление ломбардского арианства» . Зеркало . 56 (2): 241–258. дои : 10.2307/2846933 . ISSN   0038-7134 . JSTOR   2846933 . S2CID   162786616 .
  97. ^ «Хлодвиг франков | Британский музей» . www.britishmuseum.org . Проверено 16 января 2021 г.
  98. ^ «Готы и вестготы» . ИСТОРИЯ . 3 апреля 2019 года . Проверено 16 января 2021 г.
  99. ^ Фрассетто, Майкл, Энциклопедия варварской Европы , (ABC-Clio, 2003), стр. 128.
  100. ^ Прокопий, Тайные истории, Глава 11, 18.
  101. ^ Григорий Турский ; Брео, Эрнест (1916). "Введение" . История франков . стр. ix–xxv.
  102. ^ Томпсон, Э.А. (1960). «Обращение вестготов в католицизм». Ноттингемские средневековые исследования . 4 : 4. doi : 10.1484/J.NMS.3.5 .
  103. ^ «Немецкие племена или лангобардские короли» . 23 мая 2011 г. Архивировано из оригинала 23 мая 2011 г. . Проверено 16 января 2021 г.
  104. ^ «ГАРИБАЛЬДО, король лангобардов в «Биографическом словаре» » . www.treccani.it (на итальянском языке) . Проверено 16 января 2021 г.
  105. ^ Роланд Бейнтон , Загнанный еретик. Жизнь и смерть Михаила Сервета
  106. ^ Джордж Хантстон Уильямс . Радикальная Реформация , 3-е издание. Том 15 очерков и исследований шестнадцатого века. Анн-Арбор, Мичиган: Братья Эдвардс, 1992 г.
  107. ^ Харрис, Тим (23 сентября 2004 г.). «Купер, Энтони Эшли, первый граф Шефтсбери (1621–1683), политик». Оксфордский национальный биографический словарь . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/6208 . ISBN  978-0-19-861412-8 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
  108. ^ Уильям Гибсон, Роберт Г. Ингрэм Религиозные идентичности в Великобритании, 1660–1832, стр. 1660–1832. 92
  109. ^ «Арианство». Британская энциклопедия . Британская энциклопедия 2007, расширенное издание. Чикаго: 2007.
  110. ^ Перейти обратно: а б Уэйс, Генри; Пирси, Уильям К., ред. Словарь христианской биографии и литературы до конца шестого века (1911, третье издание) Лондон: Джон Мюррей.
  111. ^ «Троица> Унитаризм (Стэнфордская энциклопедия философии)» . plato.stanford.edu . Проверено 16 января 2021 г.
  112. ^ «Троица и другие боги» . Путь . 28 июня 2020 г. Проверено 16 января 2021 г.
  113. ^ «Арианство преподается организацией Свидетелей Иеговы» . Министерство христианской апологетики и исследований . 4 мая 2010 г. Проверено 16 января 2021 г.
  114. ^ Институт метафизических исследований – Арианская христианская Библия – Метафизический институт, 2010. с. 209. Проверено 10 июня 2014 г.
  115. ^ Адам Бурк - Десять вещей, которые вы не знали о Свидетелях Иеговы. Архивировано 14 июля 2014 года в Ассоциации скептиков Wayback Machine штата Мичиган. Проверено 10 июня 2014 г.
  116. ^ Дорсетт, Томми (29 апреля 2003 г.). «Современные ариане: кто они?» . Проверено 2 мая 2012 г.
  117. ^ «Троица: Арий и Никейский символ веры» . Проверено 2 мая 2012 г.
  118. ^ Молодой, Алексей. «Свидетели Иеговы» . Проверено 2 мая 2012 г.
  119. ^ Перейти обратно: а б «Мы поклоняемся тому, что знаем» . Сторожевая башня . Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов Пенсильвании . 1 сентября 1984 г., стр. 25–30 . Проверено 28 октября 2020 г. - из онлайн-библиотеки Сторожевой башни.
  120. ^ «Следует ли верить в Троицу?» . Бодрствующий! . Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов Пенсильвании . Август 2013. С. 12–13 . Проверено 28 октября 2020 г. - из онлайн-библиотеки Сторожевой башни.
  121. ^ «Иглесия Ни Кристо (Церковь Христа)» . 16 июня 2020 г.
  122. ^ Пирс Ф. Иисус: Бог Сын или Сын Божий? Архивировано 18 июля 2019 года в Wayback Machine CMPA.
  123. ^ Канюк и охота 1998 .
  124. ^ Мэттисон, Хирам. Библейская защита учения о Троице: или проверка современного арианства, как его учат кэмпбеллиты, хикситы, «Новый Свет», универсалисты и мормоны, и особенно секта, называющая себя «христианами» . Л. Колби, 1846 г.
  125. ^ «Экзальтация» . Церковь Иисуса Христа Святых последних дней . Проверено 1 мая 2023 г.
  126. Учение и Заветы 132:20.
  127. ^ «Мать Небесная» . Церковь Иисуса Христа Святых последних дней . Проверено 20 мая 2023 г.
  128. ^ Макбрайд, Мэтью. « Человек тоже был в начале с Богом » . Церковь Иисуса Христа . Проверено 3 апреля 2021 г.
  129. Учение и Заветы 130:22.
  130. ^ Перейти обратно: а б Холланд, Джеффри Р. (ноябрь 2007 г.), «Единственный истинный Бог и Иисус Христос, которого Он послал» , Ensign , стр. 40
  131. ^ «Троица традиционного христианства называется Божеством» . Отдел новостей Церкви Иисуса Христа Святых последних дней . Проверено 9 августа 2021 г.
  132. ^ «Евангельские темы: Божество» . Церковь Иисуса Христа Святых последних дней . Проверено 9 августа 2021 г.
  133. ^ Символы веры 1
  134. ^ Алма 11:44

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 23acd4b275e790f36a4eeaf1f3a0d73a__1721920740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/23/3a/23acd4b275e790f36a4eeaf1f3a0d73a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Arianism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)