Jump to content

Ситуационная этика

Ситуационная этика или ситуационная этика принимает во внимание только конкретный контекст поступка при его этической оценке , а не судит о нем только в соответствии с абсолютными моральными стандартами . Желая иметь справедливую основу для суждений или действий, человек обращает внимание на личные идеалы и то, что подходит для их руководства, а не на неизменный универсальный кодекс поведения, такой как библейский закон в соответствии с теорией божественного повеления или кантианский категорический императив . [1] К сторонникам ситуативных подходов к этике относятся философы- экзистенциалисты, такие как Сартр , де Бовуар , Мерло-Понти , Ясперс и Хайдеггер . [2]

Конкретно христианские формы ситуационной этики, ставящие любовь выше всех конкретных принципов или правил, были предложены в первой половине двадцатого века либеральными теологами Рудольфом Бультманом , Джоном А.Т. Робинсоном и Джозефом Флетчером . [3] Эти богословы конкретно указывают на агапе , или безусловную любовь, как на высшую цель. Среди других богословов, выступавших за ситуационную этику, — Йозеф Фукс , Рейнхольд Нибур , Карл Барт , Эмиль Бруннер и Пауль Тиллих . [4] : 33  Тиллих, например, заявил, что «Любовь – это высший закон». [5]

Флетчер, который стал широко ассоциироваться с этим подходом в англоязычном мире благодаря своей книге (« Ситуационная этика» ), заявил, что «все законы, правила, принципы, идеалы и нормы являются лишь случайными, действительными только в том случае, если они служат любви». «В конкретной ситуации [4] : 30  и, следовательно, может быть нарушено или проигнорировано, если другой образ действий приведет к более любящему результату. Флетчера иногда называют основателем ситуационной этики, но сам он отсылает своих читателей к активным дебатам по теме, которые предшествовали его собственной работе. [4] : 33–34 

Этическая классификация и происхождение термина

[ редактировать ]

Ситуационная этика — это форма консеквенциализма (хотя и отличающаяся от утилитаризма тем, что целью последнего является «наибольшее благо для наибольшего числа»), которая фокусируется на создании наибольшего количества любви. Ситуационную этику также можно отнести к жанру этической теории « пропорционализма », который гласит: «Никогда не следует идти против принципа, если нет соразмерной причины, которая могла бы это оправдать». [6] Дж. Э. Робинсон , специалист по ситуационной этике, считал этот подход формой этического релятивизма . [ нужна ссылка ]

В середине двадцатого века велись активные дебаты вокруг ситуационной этики, которую продвигал ряд преимущественно протестантских богословов. Английский термин «ситуационная этика» был взят из немецкого Situationsethik . Неясно, кто первым ввел этот термин в немецком или английском варианте. [ нужна ссылка ]

Джозеф Флетчер

[ редактировать ]

Флетчер предположил, что, формируя этическую систему, основанную на любви, он лучше всего выражает идею «возлюби ближнего твоего», которой Иисус Христос учил в Евангелиях Нового Завета Библии. С помощью ситуационной этики Флетчер пытался найти «золотую середину» между законнической и антиномической этикой. Флетчер развил свою теорию ситуационной этики в своих книгах: «Классическое лечение» и «Ситуационная этика» . Таким образом, ситуационная этика является телеологической или последовательной теорией, поскольку она в первую очередь касается результата или последствий действия; конец . Флетчер предположил, что цели любви оправдывают любые средства. [4] Джозеф Флетчер отказался от своих теистических убеждений в дальнейшей жизни, но никогда не отклонялся от своей веры в ситуационную этику.

Флетчер изложил свою теорию в четырех «рабочих принципах» и шести «фундаментальных принципах».

Четыре принципа работы

[ редактировать ]

Прежде чем изложить теорию ситуационной этики, Флетчер делает следующие предположения:

  1. Прагматизм : действие, которое совершает человек, следует оценивать по влиянию на него любви, поэтому пользователь всегда должен спрашивать: что делать с наибольшей любовью? Например, с точки зрения ситуациониста война не может считаться самой «любимой» вещью, и многие сразу же считают ее морально неправильной.
  2. Релятивизм : подходя к каждой ситуации с относительным мышлением и, таким образом, выступая против законнических подходов, избегайте таких слов, как «никогда», «полный» и «идеальный».
  3. Позитивизм : Самый важный выбор из всех в учении 1 Иоанна 4:7–12 — «будем любить друг друга, потому что любовь от Бога».
  4. Персонализм : в то время как законники считают, что люди должны работать в соответствии с законами, специалист по ситуационной этике считает, что законы приносят пользу людям. Это заставляет пользователя спрашивать: «Кому нужно помочь?» вместо «что такое закон», подчеркивая важность людей перед законами.

Шесть фундаментальных принципов (предложений)

[ редактировать ]
Первое предложение
Только одно по своей сути хорошо ; именно любовь : вообще ничего больше. Флетчер (1966, стр. 56) – действие хорошо лишь постольку, поскольку оно вызывает агапе.
Второе предложение
Господствующей нормой христианского решения является любовь: ничего больше. Флетчер (1966, с. 69) – самая важная заповедь – любить Бога и «возлюбить ближнего твоего».
Третье предложение
Любовь и справедливость — одно и то же, поскольку справедливость — это распределенная любовь, и ничего больше. Флетчер (1966, стр. 87) – просит всегда следить за намерением действия.
Справедливость – это христианская любовь, пользующаяся головой, рассчитывающая свои обязанности , обязательства , возможности, ресурсы … Справедливость – это любовь, справляющаяся с ситуациями, где требуется распределение. Флетчер (1966, стр. 95)
Четвертое предложение
Любовь желает ближнему добра, нравится он нам или нет. Флетчер (1966, стр. 103) – показывает, что агапе – это не эмоция, поскольку иногда она предполагает жертвоприношение, поэтому мы должны любить, не ожидая ничего взамен.
Пятое предложение
Только цель оправдывает средства , и ничего больше. Действия приобретают моральный статус только как средство достижения цели; для Флетчера конец должен быть самым приятным результатом. При измерении ситуации необходимо учитывать желаемую цель, доступные средства, мотив действия и предсказуемые последствия. Флетчер (1966, стр. 120) – таким образом, вы должны признать, что все можно сделать, если это приведет к самому любящему результату.
Шестое предложение
Решения любви принимаются ситуативно, а не по предписаниям. Флетчер (1966, с. 134) - ничто не является по своей сути правильным или неправильным, все должно делаться с любовью, специфичным для конкретной ситуации.

Флетчер предложил различные примеры ситуаций, в которых, возможно, придется приостановить действие установленных моральных законов, чтобы достичь большей любви. Они были основаны на реальных ситуациях. [ нужна ссылка ]

Сам мог бы сделать свой Quietus

[ редактировать ]

Я зашел в больницу к пациенту, который объяснил, что жить ему осталось только определенное время. Врачи могли бы дать ему несколько таблеток (которые будут стоить 40 долларов каждые три дня), которые сохранят ему жизнь в течение следующих трех лет, но если он не примет таблетки, он умрет в течение шести месяцев. Теперь он был застрахован на 100 000 долларов, двойное возмещение , и это была вся страховка, которая у него была. Но если он примет таблетки и доживет до октября следующего года, когда страховка будет продлена, они обязательно откажутся в продлении, и его страховка будет аннулирована. Поэтому он сказал мне, что думает, что если он не примет таблетки, то его семья останется в некоторой безопасности, и спросил моего совета по поводу ситуации.

Прагматизм, позитивизм, релятивизм и персонализм — это четыре рабочих принципа, которые означают, что вы должны быть достаточно уверены в том, что предпринятое вами действие сработает и обеспечит самые любящие последствия, принимая Ситуационную этику как вопрос веры, а не разума, каждая ситуация должна быть связана с любовью. и добиться самого любящего результата, и, наконец, потребности людей стоят на первом месте, а не набор правил.

Специальная бомбардировочная миссия № 13

[ редактировать ]

Когда была сброшена атомная бомба на Хиросиму , экипаж самолета молчал. Капитан Льюис произнес шесть слов: «Боже мой, что мы наделали?» сбросили еще одну бомбу на Нагасаки Три дня спустя США . Около 152 000 человек было убито, во много раз больше было ранено и сожжено, чтобы умереть позже. На следующий день Япония запросила мира. Решая, использовать ли «самое ужасное оружие, когда-либо известное», президент США назначил Временный комитет, в состав которого вошли выдающиеся и ответственные люди в правительстве. Большинство, но не все, ее военных советников выступали за его использование. Ученые высшего уровня заявили, что не могут найти приемлемой альтернативы его использованию, но им противостояли столь же способные ученые. После длительных обсуждений комитет решил, что количество жизней, спасенных благодаря быстрому прекращению войны с помощью этого оружия, перевешивает количество жизней, уничтоженных его применением, и счел, что это лучший вариант действий.

Христианский плащ и кинжал

[ редактировать ]

Я читал «Библейскую веру и социальную этику», [7] Книга Клинтона Гарднера в самолете, летящем в Нью-Йорк. Рядом со мной сидела молодая женщина лет двадцати восьми, привлекательная, хорошо одетая, в дорогой одежде с хорошим вкусом. Она проявила некоторый интерес к моей книге, и я спросил, не хочет ли она ее посмотреть. «Нет, — сказала она, — я предпочитаю поговорить». Что насчет? "Мне." Я знал, что это означало прощание с чтением. «У меня есть проблема, которая меня смущает. Вы могли бы помочь мне решить», - объяснила она... Шла война, которую, по мнению ее правительства, можно было остановить с помощью умного использования шпионажа и шантажа . Однако это означало, что ей пришлось соблазнить вражеского шпиона и переспать с ним, чтобы заманить его в шантаж. Это противоречило ее морали, но если это положит конец войне и спасет тысячи жизней, стоит ли нарушать эти стандарты?

Эти ситуации были раскритикованы как крайние. Джозеф Флетчер согласился с этим, поскольку общие рекомендации должны применяться в обычных случаях, за исключением крайних случаев.

Философ Мортимер Дж. Адлер в своей автобиографии охарактеризовал ситуативную этику как «недоделанную теорию поведения, появившуюся в начале шестидесятых годов. Это морально неправильно». [8]

Некоторые утверждают, что это не истинная христианская этика, поскольку она игнорирует абсолютные моральные заповеди, уделяя особое внимание концепции агапе.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Ситуационная этика», американского наследия , четвертое издание (2000) Словарь английского языка
  2. ^ Марк Э. Грэм, Йозеф Фукс о естественном праве , издательство Джорджтаунского университета, 2002, стр. 8
  3. ^ Портер, Бертон Фредерик (2001). Хорошая жизнь: альтернативы в этике . п. 211.
  4. ^ Jump up to: а б с д Флетчер, Джозеф (1997). Ситуационная этика: новая мораль . Луисвилл, Кентукки: Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN  9780664257613 .
  5. ^ Тиллих, Систематическое богословие , т. 1, с. 152
  6. ^ Лоу, 1987
  7. ^ Э. Клинтон Гарднер, Библейская вера и социальная этика , Нью-Йорк: Харпер, 1960.
  8. ^ Мортимер Дж. Адлер, Философ в целом: интеллектуальная автобиография (Нью-Йорк: Macmillan, 1977), стр. 34.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fa9afc0aeaedf9e016b3287afb03a74f__1718606580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fa/4f/fa9afc0aeaedf9e016b3287afb03a74f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Situational ethics - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)