Пропорционализм
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2007 г. ) |
Пропорционализм — это этическая теория, которая находится между консеквенциальными теориями и деонтологическими теориями. [ 1 ] Последовательные теории, такие как утилитаризм , утверждают, что действие является правильным или неправильным, в зависимости от последствий, которые оно производит, но деонтологические теории, такие как Иммануила Канта , категорический императив говорят, что действия либо по своей сути правильны, либо по сути неправильны. Однако пропорциональные теории, такие как утилитаризм правил , утверждают, что никогда не следует идти против принципа, если это не оправдано пропорциональной причиной.
В 1960-х годах пропорционализм был консеквенциалистской попыткой разработать естественное право , преимущественно римско-католической 13-го века телеологической теорией, наиболее тесно связанной со схоластическим теологом Фомой Аквинским , но также встречающейся у отцов церкви, таких как Максим Исповедник и Иоанн Дамаскин , как а также ранние языческие школы философии, такие как стоицизм . Моральные принципы, установленные римско-католическими авторитетными учениями о естественном моральном законе, в основном поддерживаются тем, что по своей сути злые действия по-прежнему классифицируются так. В определенных ситуациях, когда существует баланс онтического добра и онтического зла (онтическое зло — это то, что не аморально, а просто причиняет боль или страдание, онтическое добро — это то, что облегчает боль или страдание). Пропорционализм утверждает, что можно определить правильный образ действий, взвесив добро и необходимое зло, вызванное действием. В результате пропорционализм стремится выбрать меньшее из зол. Папа Иоанн Павел II в своих энцикликах исключает пропорционализм 1960-х годов. Veritatis Splendor , обнародованный в 1993 году (см. раздел 75), и в Evangelium Vitae , 1995 год (см. статью 68). Вместо этого он предлагает объяснение морального действия, основанное на объекте действия ( finis operis ), намерении человека, совершающего действие ( finis operantis ), и обстоятельствах, окружающих действие.
Пропорционализм Бернарда Хуза
[ редактировать ]Бернард Хуз внес значительный вклад в теорию пропорционального подхода, впервые изложив свою точку зрения в тексте 1987 года « Пропорционализм: американские дебаты и его европейские корни ». Хуз считал, что существуют жесткие абсолютистские моральные законы, которые нельзя нарушать, если не существует соразмерной причины, оправдывающей непослушание. [ 2 ] Таким образом, агенты должны следовать законнической морали, которой придерживается католическая церковь, в форме естественного морального закона, если только не возникнет ситуация, которая позволит агенту действовать вопреки Закону.
См. также
[ редактировать ]- Доктрина двойного эффекта
- Просто теория войны
- На первый взгляд верно
- Ситуационная этика
- Очень хороший
- Естественный моральный закон
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Обратите внимание, что существует существенная разница между телеологией, как ее понимают в томистическом контексте, и консеквенциализмом. Видеть Карран, Чарльз (1999). Католическая моральная традиция сегодня: синтез . Издательство Джорджтаунского университета. п. 71 .
- ^ Хуз, Бернард (1987). Пропорционализм: американские дебаты и их европейские корни . Издательство Джорджтаунского университета. ISBN 978-0878404551 .