Великолепие истины
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2012 г. ) |
Великолепие истины На латыни «Великолепие истины». Энциклика Папы II Иоанна Павла | |
---|---|
Дата подписания | 6 августа 1993 г. |
Предмет | О некоторых основных вопросах нравственного учения Церкви |
Число | 10 из 14 понтификата |
Текст | |
Veritatis splendor ( лат . «Великолепие истины ») — энциклика Папы Иоанна Павла II . В нем выражается позиция Католической Церкви относительно основ роли Церкви в нравственном учении. Энциклика является одним из наиболее полных и философских учений морального богословия в католической традиции. Она была обнародована 6 августа 1993 года. Кардинал Жорж Коттье оказал большое влияние на разработку проекта энциклики. [1] [а] как и Серве-Теодор Пинкэрс , профессор моральной теологии Фрибурского университета . [2]
Краткое содержание
[ редактировать ]Великолепие Veritatis отвечает на вопросы морального богословия , которые поднимались в постсоборный период Церкви (события после II Ватиканского Вселенского Собора 1962-65 гг.). Эти вопросы вращаются вокруг способности человека различать добро, существования зла, роли человеческой свободы и человеческой совести , смертного греха и авторитета наставников Католической церкви в руководстве человеком. В ответ на это Папа Иоанн Павел II решительно заявляет, что моральная истина познаваема, что выбор добра или зла оказывает глубокое влияние на отношения человека с Богом и что не существует настоящего противоречия между свободой и следованием добру. Великолепие Veritatis состоит из трех глав: (I) Учитель, какое доброе я должен сделать; (II) Не сообразуйтесь с этим миром; и (III) Чтобы Крест Христов не лишился своей силы.
Ответ на моральный релятивизм
[ редактировать ]Великолепие Veritatis начинается с утверждения, что действительно существуют абсолютные истины, доступные всем людям. Вопреки философии морального релятивизма , в энциклике говорится, что моральный закон универсален для людей в разных культурах и фактически коренится в состоянии человека. Папа Иоанн Павел учит, что как бы человек ни был отделен от Бога, «в глубине его сердца всегда остается стремление к абсолютной истине и жажда достичь полного познания ее». [3] Далее он говорит, что великолепие истины «сияет глубоко внутри человеческого духа». [4]
Моральный авторитет католической церкви
[ редактировать ]В конечном счете, учит Иоанн Павел, «просить о благе, по сути, означает в конечном счете обратиться к Богу, полноте добра». Вопреки идее о том, что преподавательский орган Церкви играет в основном увещевательную роль, Папа повторяет католическую доктрину, согласно которой учительство Католической Церкви имеет право окончательно высказываться по моральным вопросам. Более того, Иоанн Павел учит, что Церковь — это особый ответ Христа, помогающий ответить на вопрос каждого о том, что хорошо, а что плохо.
Человеческая свобода и божественный закон
[ редактировать ]Иоанн Павел учит, что не существует настоящего конфликта между человеческой свободой и законом Божьим. Истинная цель человеческой свободы — это рост зрелой личности в том, каким каждый создан Богом. Более того, божественный закон Бога, регулирующий человеческое поведение, не противоречит человеческой свободе, а скорее «защищает и поощряет эту свободу».
В энциклике утверждается, что сегодняшнее уважение к человеческой свободе «представляет собой одно из положительных достижений современной культуры». Однако, предупреждает он, хотя это и хорошо, человеческая свобода сама по себе не является абсолютной. Простое решение для себя, что можно что-то сделать, вовсе не является настоящей заменой определения того, является ли что-то на самом деле хорошим или плохим. Поскольку Бог является истинным творцом добра, чрезвычайно важно понять, как божественный Закон, выраженный авторитетным учением Церкви, рассматривает вопрос, прежде чем принять окончательное решение.
Естественный закон
[ редактировать ]Папа приветствует и поддерживает роль человеческого разума в открытии и применении естественного закона (тех аспектов морального закона, которые могут быть открыты без божественного откровения). Тем не менее, поскольку Бог остается истинным автором морального закона, он заявляет, что человеческий разум не сможет должным образом заменить элементы морального закона, имеющие божественное происхождение - в энциклике говорится, что это «было бы смертью истинной свободы». В частности, Иоанн Павел отрицает те идеи морали, которые рассматривают человеческое тело как «сырую данность», отделяя человека и то, как он использует свое тело, от его высшего значения, вытекающего из целостности его личности.
Суд совести
[ редактировать ]Иоанн Павел повторяет давнее католическое учение о том, что люди обязаны следовать своей совести , а если они этого не делают, то они осуждаются собственной совестью.
Он изображает совесть как внутренний диалог. Однако, говорит он, это не просто диалог человека с самим собой, но и диалог между человеком и Богом. Вслед за Бонавентурой Иоанн Павел сравнивает совесть с божественным посланником, провозглашающим божественный закон. В отличие от других представлений, Иоанн Павел утверждает, что совесть не заменяет божественный закон. Скорее, это процесс, посредством которого человек применяет этот закон к стоящей перед ним моральной дилемме.
Veritatis Splendor утверждает, что, поскольку суждение совести может быть ошибочным, человек обязан обеспечить, чтобы его совесть была информирована всегда и везде. Следовательно, необходимо понять, что такое божественный закон, выраженный в учении Церкви, и причины, лежащие в его основе. Даже если человек не обладает угрызениями совести за совершение морально противоправного поступка, его совершение наносит душе вред и в других отношениях, а если и привычно, то может препятствовать восприятию истины человеком. Иоанн Павел заходит так далеко, что говорит, что привычный грех порабощает человека, и поэтому следование ошибочному суждению совести в конечном итоге является шагом в сторону от свободы.
«Фундаментальный вариант», грех и спасение
[ редактировать ]Энциклика также отвечает идее «фундаментального варианта». При таком подходе конкретные действия человека не обязательно влияют на его окончательное спасение — важна его фундаментальная ориентация к Богу или против него. Папа пишет:
«Нет сомнений в том, что христианское моральное учение, даже в своих библейских корнях, признает особую важность фундаментального выбора, который определяет нравственную жизнь и обеспечивает свободу на радикальном уровне перед Богом. Это вопрос решения веры, послушание веры (ср. Рим. 16:26), «которое человек совершает полную и свободную преданность Богу, предлагая «полное подчинение разума и воли Богу, как Он открывает»». [5]
Иоанн Павел решительно выступает против богословского утверждения о том, что такой фундаментальный выбор может быть отделен от конкретных действий, заявляя, что он противоречит Священному Писанию, а также давнему католическому учению о грехе и спасении. Он также выступает против этого по философским соображениям, написав: «Отделить фундаментальный выбор от конкретных видов поведения означает противоречить существенной целостности или личному единству морального агента в его теле и в его душе».
Иоанн Павел подчеркивает, что точка зрения «фундаментального выбора» подрывает традиционное католическое понимание смертного греха и простительного греха , их различия и последствий: «Ибо смертный грех существует также тогда, когда человек сознательно и добровольно, по какой-либо причине, выбирает что-то серьезно неупорядоченное. ...Человек отворачивается от Бога и теряет милосердие».
Реальность по своей сути злых действий
[ редактировать ]В энциклике также говорится, что некоторые действия по своей сути являются злом. На языке католической моральной теологии это означает, что определенные действия всегда неправильны и что никогда не бывает обстоятельств, при которых они могут быть разрешены, если они совершаются сознательно и намеренно. Другими словами, это сильная поддержка давней доктрины католической моральной теологии, согласно которой «цель не оправдывает средства». Иоанн Павел основывает это на том аргументе, что некоторые действия настолько разрушительны для человеческой личности, что не существует смягчающих обстоятельств, которые бы их допускали. В качестве примера Иоанн Павел особо упоминает учение Папы Павла VI о контрацепции, которое гласит, что, хотя допустимо терпеть меньшее зло, чтобы предотвратить большее или способствовать большему добру, это никогда не допустимо, даже в В тяжелейших обстоятельствах намеренно совершить зло, чтобы из этого вышло добро. Другими словами, никогда не допускается прямое намерение сделать что-то, что противоречит моральному порядку. Это повторяет учение Павла VI о контрацепции и о том, что, если действие по своей сути является злом, доброе намерение или определенные обстоятельства могут уменьшить его зло, но они не могут его устранить.
Возможность соблюдения заповедей
[ редактировать ]Иоанн Павел учит, что человек может и должен соблюдать нормы нравственности даже в самых тяжелых ситуациях: «Искушения можно преодолеть, грехов можно избежать, потому что вместе с заповедями Господь дает нам возможность соблюдать их». [6] Он отверг положение о том, что учение Церкви по сути является лишь «идеалом», который затем необходимо адаптировать к каждому случаю. [7]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Такие конструкции, как там же. , лок. цит. и idem не одобряются в Википедии руководством по стилю сносок , поскольку их легко сломать. Пожалуйста, улучшите эту статью , заменив ее именованными ссылками ( краткое руководство ) или сокращенным заголовком. ( февраль 2024 г. ) |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б « Если все есть благодать, то благодати уже нет » . 30 дней . Март 2004 года . Проверено 17 февраля 2013 г.
- ↑ См.: Роман Чессарио, «На месте Сервайса Пинкэрса († 7 апреля 2008 г.) в обновлении католического богословия», в: The Thomist, 73.1 (2009), 1–27.
- ^ Великолепие истины (VS) §1
- ^ ПРОТИВ §2
- ^ Великолепие истины , 66
- ^ Там же. , 102
- ^ Там же, 103.
- Дополнительные источники
- Вейгель, Джордж , Свидетель надежды: Биография Иоанна Павла II , Харпер Коллинз, Нью-Йорк, 1999, ISBN 0-06-093286-4 .
- Великолепие Veritatis и обновление морального богословия , Дж. А. ДиНойа и Роман Цезарио, ред., Наш воскресный посетитель / Scepter Publishers / Теологический форум Среднего Запада, Чикаго, 1994, ISBN 0-87973-739-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Полный текст энциклики с сайта Ватикана.
- Катехизис Католической Церкви с официального сайта Ватикана.