Принцип двойного эффекта
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2023 г. ) |
Часть серии о |
Фома Аквинский |
---|
Часть серии статей о |
Аборт и католическая церковь |
---|
Официальная оппозиция |
Философия и теология |
Активизм |
Несогласие |
См. также |
Портал католической церкви |
Принцип двойного эффекта , также известный как правило двойного эффекта , доктрина двойного эффекта , часто сокращаемая как DDE или PDE , рассуждение о двойном эффекте или просто двойной эффект , представляет собой набор этических критериев, за которые выступали христианские философы. оценка допустимости действий, когда законное в других отношениях действие может также вызвать эффект, которого в противном случае пришлось бы избегать. Первым известным примером рассуждения о двойном эффекте является Фомой Аквинским трактовка убийственной самозащиты в его работе Summa Theologica . [1]
Этот набор критериев гласит, что, если действие имеет предсказуемые вредные последствия, которые практически неотделимы от хорошего эффекта, оно оправдано, если верно следующее:
- природа поступка сама по себе хороша или, по крайней мере, морально нейтральна;
- агент намеревается добиться хорошего результата и не намеревается получить плохой результат ни как средство достижения добра, ни как самоцель;
- Хороший эффект перевешивает плохой эффект в обстоятельствах, достаточно серьезных, чтобы оправдать причинение плохого эффекта, и агент проявляет должную осмотрительность, чтобы минимизировать вред. [2]
Преднамеренный вред против побочных эффектов
[ редактировать ]Принцип двойного эффекта основан на идее о том, что существует морально значимое различие между «намеренным» последствием действия и тем, которое предвидится действующим лицом, но не рассчитано на достижение его мотива. Так, например, применяется принцип, позволяющий считать этически недопустимыми террористические бомбардировки некомбатантов, имеющие своей целью победу в законной войне, в то же время удерживая этически ограниченными акты стратегических бомбардировок, которые аналогичным образом наносят вред некомбатантам. с предвидением как побочным эффектом уничтожения законной военной цели. Поскольку сторонники двойного эффекта предполагают, что последовательно схожие действия могут быть морально разными, двойной эффект чаще всего подвергается критике со стороны консеквенциалистов , которые считают, что последствия действий полностью определяют моральность действия.
Используя различие между намерением и предвидением без намерения, сторонники двойного эффекта приводят три аргумента. Во-первых, это намерение отличается от предвидения даже в тех случаях, когда результат предвидится как неизбежный. Во-вторых, это различие можно применить к конкретным случаям, встречающимся в военной этике (террористические бомбардировки/стратегические бомбардировки), медицинской этике (краниотомия/гистерэктомия) и социальной этике (эвтаназия). В-третьих, это различие имеет моральную значимость, важность или значимость.
Доктрина состоит из четырех условий, которые должны быть удовлетворены, прежде чем действие станет морально допустимым:
- Состояние деяния. Поступок, кроме предвидимого зла, должен быть либо морально добрым, либо безразличным.
- Состояние «средство-цель». Плохой эффект не должен быть средством достижения хорошего эффекта. Добрые цели не оправдывают злые средства. [3]
- Состояние правильного намерения. Намерение должно заключаться в достижении только хорошего эффекта, а плохой эффект должен быть лишь непреднамеренным побочным эффектом. Необходимо принять все разумные меры, чтобы избежать или смягчить негативные последствия.
- Условие пропорциональности. Для того, чтобы допустить злые последствия, должна быть пропорционально серьезная причина.
Критика
[ редактировать ]Хотя некоторые консеквенциалисты могут отвергать PDE, Элисон Макинтайр заявляет, что «многие критические замечания в отношении принципа двойного эффекта не исходят из консеквенциалистских предположений». [4]
См. также
[ редактировать ]- Проблема троллейбуса – моральная дилемма, исследующая принцип двойного эффекта
- Конкуренция вреда и необходимости – схожие теории в праве
- Принцип меньшего из двух зол
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Summa Theologiae , IIa-IIae Q. 64, ст. 7
- ^ Т.А. Кавано, Двойное рассуждение: делать добро и избегать зла , стр.36, Оксфорд: Clarendon Press
- ^ Марк Тиммонс, Моральная теория: введение (Rowman & Littlefield, 2003). ISBN 978-0-8476-9768-7 ), с. 80
- ^ Макинтайр, Элисон (28 июля 2004 г.). «Доктрина двойного эффекта» . Стэнфордская энциклопедия философии .