Часовня Карафа

Часовня Карафа ( итал . Cappella Carafa ) — часовня в церкви Санта-Мария-сопра-Минерва в Риме , Италия , известная серией фресок Филиппино Липпи .
История
[ редактировать ]Часовня, расположенная в правой части базилики и посвященная святым Марии и святому Фоме Акино , была построена в конце 15 века по завещанию кардинала Оливьеро Карафа . Он был членом доминиканцев , которые в то время управляли церковью, а его дворец располагался неподалеку.
Лоренцо Медичи из Флоренции рекомендовал кардиналу Карафе поручить украшение часовни Филиппино Липпи, которому тогда было за тридцать. Чтобы выполнить заказ, художнику пришлось остановить работы в капелле Филиппо Строцци в Санта-Мария-Новелла , которые он начал в 1487 году и которые завершит в 1502 году. Документы свидетельствуют о присутствии Липпи в Риме еще 27 августа 1488 года, когда он работал со своим помощником Рафаэллино дель Гарбо . Для живописца это был первый большой цикл фресок и его первая (и единственная) работа в Риме. [ 1 ] Росписи были завершены уже в 1493 году, когда их посетил папа Александр VI .
Рафаэллино также украсил меньшую комнату, пристроенную к часовне, в которой разместится тело Карафы после его смерти, « Историями Вирджинии» и другими темами, связанными с целомудрием.
Описание
[ редактировать ]
Сейф
[ редактировать ]Украшение началось со свода, который был разделен на четыре треугольных сектора, в которых Филиппино изобразил четырех Сивилл . В центре — герб семьи Карафа внутри медальона. Обрамление сцен включает в себя узор из ветвей, закрученных в кольца и ромбы (это символ Лоренцо Медичи ), вперемешку с книгами и пальмами. Упоминание о семье Медичи обычно рассматривается как благодарность Лоренцо за заступничество перед Карафой в пользу художника, а также за его работу по умиротворению во время заговора баронов, который разорвал родину Карафы, Неаполитанское королевство , в 1485 году. Книги относятся к интеллектуальным интересам кардинала.
В «Сивиллах» Филиппи был первым флорентийским художником, принявшим su («снизу») sotto в перспективе . В этом его, вероятно, вдохновила « Вознесение Марии» фреска Мелоццо да Форли , находившаяся тогда в базилике Санти-Апостоли . Сивиллы были символами мудрости и знания; они изображены с картушами с высказываниями святого Фомы.
Центральные стены
[ редактировать ]Торцевая стена украшена фреской над главным алтарем с Благовещением в лепной раме и Успением Богородицы по бокам и в верхней части. Сцена расположена внутри фиктивной арки, поддерживаемой пилястрами с декорированными канделябрами . Среди изображенных предметов - римский корабль с ветвью оливкового дерева, что является намеком на командование Оливерио Карафы папским флотом (1472 г.) против турок. Липпи скопировал корабль с римского рельефа в базилике Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура (ныне в Капитолийском музее ).
На фризе, сохранившемся сейчас лишь частично, изображены другие сюжеты, связанные с деятельностью кардинала, а на верхней раме изображены ангелы с гербом Карафы.
Благовещение
[ редактировать ]Для Благовещения Липпи принял довольно необычную композицию, в которой Святой Фома представляет Марии коленопреклоненного кардинала Карафа. Присутствие дарителя было обычной темой, как, например, в » Антониаццо Романо в «Благовещении той же церкви. Здесь, однако, Мария изображена одновременно смотрящей на ангела и в то же время обращающейся и благословляющей правой рукой Карафу. Действие сцены происходит во внутреннем помещении, где Мэри стоит на коленях на стуле рядом с книжной полкой, наполненной книгами. За занавеской — натюрморт , включающий полку с книгами, графин (символ прозрачной чистоты) и ветку оливкового дерева. Два последних элемента образуют ребус имени Оливьеро Карафа.
Слева находится зал с цилиндрическим сводом , на котором изображен герб Карафы, возможно, созданный по образцу дворца кардинала. Сцена обрамлена богатым фризом, украшенным вазами, фруктами, колоннами и гротами , вдохновленными недавно обнаруженными картинами в Domus Aurea .

Предположение
[ редактировать ]Успение , окруженное изображениями святых , смотрящих на сцену, изображает Богородицу, возносящуюся на облаке, которое толкает вверх группа ангелов; по бокам от нее горящие свечи, ангелы, распространяющие благовония , и светящаяся мандорла херувимов. Эти две кадила вдохновлены картинами Сандро Боттичелли на фреске «Наказание мятежников» в Сикстинской капелле , с которой, возможно, сотрудничал Липпи.

Богородица изображена традиционно, фронтально; оригинальнее — танцующие вокруг нее ангелы, изображенные da sotto in su, как у Мелоццо да Форли. Ангелы, по часовой стрелке, держат барабан, трубу, гусли , факелы (три, которые толкают облако), барабан (на поясе), треугольник трапециевидной формы и рожок в цветах, намекающих на на гребне Карафы. Инструменты типичны для военных оркестров того времени и являются еще одним намеком на военно-морской успех Карафы в Турции.
В нижнем секторе за апостолами проходит процессия экзотических персонажей и животных, что, возможно, является отсылкой к триумфу, уступленному кардиналу после его возвращения из морской экспедиции. Липпи, вероятно, видел во Флоренции жирафа после того, как несколько лет назад он был подарком Лоренцо Медичи, и вызвал общественный энтузиазм.

Левая и правая стены
[ редактировать ]На левой стене находится надгробный памятник Папы Павла IV , еще одного члена семьи Карафа, работы Пирро Лигорио . При его создании фрески Липпи с изображением пороков и добродетелей были уничтожены и теперь известны только по Джорджо Вазари описанию .

Правая стена характеризуется расписной архитектурой, аналогичной архитектуре центральной стены, но разделена на люнет и центральную сцену фризом . Они изображают соответственно «Спор святого Фомы» или «Торжество святого Фомы Аквинского над еретиками». [ 2 ] и Чудо Книги .
Сцена Святого Фомы заключена в крестово-сводчатый павильон с круглой аркой, ведущей на террасу; он пристроен к зданию, из которого высовывается группа персонажей. В нише находится Святой Фома Акино, окруженный символическими персонажами и другими персонажами, образующими еще две симметричные группы у подножия павильона.
Фома держит открытую книгу, которая, должно быть, является Библией, с надписью на латыни Sapientiam sapientum perdam («Я уничтожу знание ученого (мудрость мудрых)»), взятой из слов Святого Павла в Библии: [ 3 ] которые, в свою очередь, относятся к оракулу, цитируемому Исайей. [ 4 ] [ 5 ] У его ног стоит фигура, покрытая книгами, символизирующая Грех, держащая полоску пергамента с надписью Sapientia vincit malitiam («Мудрость побеждает зло»), [ 6 ] намек на то значение, которое доминиканцы придавали знаниям в борьбе с ересью и пороком. [ 7 ] Женщины по бокам святого, как можно узнать по их ярлыкам, олицетворяют философию, теологию (с короной, направленной вверх), сократическую диалектику (со змеей) и грамматику, изображенные во время обучения молодежи (посох использовался для наказывать за любой признак лени). [ 8 ]
Персонажи на переднем плане — в основном еретики (также идентифицируемые по золотым надписям на их одеждах), в том числе персидский пророк Мани, основатель манихейства , с пальцем на губах, Евтихий с жемчужной сережкой, Сабеллий (чьи фигуры напоминают изображение Дакия узники в Арке Константина ), Арий и другие. Книги на земле — это книги еретиков, которые вот-вот будут сожжены. Справа - монах-доминиканец, которого опознали как Джоаккино Торриани, во время, предшествовавшее созданию ордена. Также справа Никколо ди Питильяно , тогдашний командующий папской армией , показан перед тем, как казнить святого.
Два здания по бокам напоминают современные образцы умбрийской живописи, такие как « Пинтуриккьо » Похороны святого Бернардино в капелле Буфалини Санта -Мария-ин-Аракоэли . Слева изображен городской пейзаж с изображением конной статуи Марка Аврелия , которая в то время находилась в Латеране и, как полагали, изображала императора Константина .

Люнет содержит дальнейшие эпизоды жизни святого Фомы, такие как Чудо Книги . На правом заднем плане — лоджия , за которой находится город, по лестнице которого персонаж спускается. Персонажи интерпретировались по-разному. Маленькая собачка, нападающая на мальчика, обычно представляет собой Дьявола, угрожающего чистоте юноши. Женщина в монашеских одеждах и с четками за поясом рассматривалась как олицетворение католической церкви, и в этом случае мужчиной на лестнице был бы ее муж Христос, страсть которого символизируется красным плащом (и, соответственно, , ребенок будет представлять духовенство, рожденное ими).
К персонажу справа, одетому как мусульманин, обращается мужчина, указывая на женщину (намек на потребность мужчины обратиться в другую веру). Женщина на заднем плане будет олицетворением Синагоги , аллюзия также содержится в « Испытаниях Христа в Сикстинской капелле» Боттичелли.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гейл Л. Гейгер, «Карафа «Благовещение» Филиппино Липпи: теология, художественные условности и покровительство», The Art Bulletin 63 .1 (март 1981: 62-75), стр. 71.
- ^ Интернет-галерея искусств, изд. Эмиль Крен и Дэниел Маркс, https://www.wga.hu/frames-e.html?/html/l/lippi/flippino/carafa/index.html
- ^ 1 Коринфянам 1:19.
- ^ Исаия 29:14
- ↑ Отрывок в Исаии 29:13-14 был переведен следующим образом: «(13)Господь сказал: Потому что эти люди приближаются своими устами и чтят Меня своими устами, в то время как их сердца далеки от Меня, и их поклонение от меня — человеческая заповедь, заученная наизусть; (14) так я снова буду творить с этим народом удивительные дела, потрясающие и изумляющие, погибнет мудрость их мудрецов , и проницательность разумеющих сокроется». Этот отрывок у Исаии был истолкован как означающий: «Новые отношения с Богом, основанные на положительной реакции на Его действия (Исх 19, 4-6), заменят поверхностный традиционализм Иуды (иронически называемый мудростью и проницательностью ; ср. 1 Кор 1:19). Новая Оксфордская аннотированная Библия с апокрифами : Экуменическая учебная Библия , под редакцией Брюса М. Мецгера и Роланда Э. Мерфи, Новая исправленная стандартная версия (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1991), стр. 903 ВЗ.
- ^ Ветхий Завет, Мудрость 7:29-30: (29) Ибо она (Мудрость) прекраснее солнца, и над всем порядком звезд свет обнаруживается прежде, чем сравниваться со светом, она находится перед ним. (30) но никакое зло не Ибо после этого наступает ночь, может победить мудрость . С http://vulgate.org/ot/wisdomofsolomon_7.htm.
- ↑ Фома Аквинский процитировал Мудрость 30 в своей книге «Summae Contra Gentiles» , книга I, гл. 71, с. 177: «Что Бог знает зло». https://play.google.com/store/books/details?id=nMo_AAAAYAAJ&rdid=book-nMo_AAAAYAAJ&rdot=1
- ^ В описаниях Интернет-галереи искусств Эмиля Крена и Дэниела Маркса эти персонификации названы философией, астрономией, теологией и грамматикой (латиница). См. https://www.wga.hu/frames-e.html?/html/l/lippi/flippino/carafa/index.html.

Источники
[ редактировать ]- Космо, Джулия (2001). Филиппино Липпи . Флоренция: Прибыла. стр. 13–30. ISBN 88-09-02031-6 .
- Гейгер, Гейл Л. (1986). Часовня Карафа Филиппино Липпи: искусство эпохи Возрождения в Риме . Кирксвилл, Миссури: Издательство журнала шестнадцатого века. ISBN 0-940474-05-0 .