История христианской мысли об абортах
![]() |
Часть серии статей о |
Аборт и католическая церковь |
---|
Официальная оппозиция |
Философия и теология |
Активизм |
Несогласие |
См. также |
![]() |
Христианство и аборты имеют долгую и сложную историю. В научных кругах существуют разногласия относительно того, как ранние христиане относились к абортам. Некоторые ученые пришли к выводу, что ранние христиане занимали неоднозначную позицию в отношении того, что сейчас называется абортами, и что в разных местах ранние христиане занимали разные позиции. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Другие ученые пришли к выводу, что ранние христиане считали аборт грехом на всех стадиях; хотя есть разногласия по поводу их мыслей о том, какой это был грех. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] и каким тяжким грехом это считалось. [ 4 ] [ 6 ] Некоторые ранние христиане считали, что эмбрион не имеет души с момента зачатия. [ 1 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] и, следовательно, мнения разделились относительно того, является ли ранний аборт убийством или этически эквивалентным убийству. [ 3 ] [ 7 ] Тем не менее, некоторые раннехристианские тексты осуждают аборты без различия: Лукер упоминает Дидахе , Климента Александрийского , Тертуллиана и святого Василия . [ 3 ] Советы ранней церкви наказывали женщин за аборты, которые сочетались с другими сексуальными преступлениями, а также производителей абортивных препаратов. [ 3 ] но, как и некоторые ранние отцы церкви, такие как Василий Кесарийский , не делал различия между «сформированными» и «несформированными» плодами. [ 11 ] [ 12 ]
Хотя Григорий Нисский и Максим Исповедник считали, что человеческая жизнь начинается уже с момента зачатия, [ 12 ] Августин Гиппонский подтвердил концепцию Аристотеля об одушевлении, происходящем через некоторое время после зачатия, после чего аборт должен был считаться убийством. [ 13 ] сохраняя при этом осуждение абортов в любое время, начиная с зачатия. [ 14 ]
Фома Аквинский повторил взгляды Аристотеля на последовательные души: растительную, животную и разумную. Такова была позиция католической церкви до 1869 года, когда ограничение автоматического отлучения от церкви абортом сформировавшегося плода было снято, изменение, которое интерпретировалось как неявное заявление о том, что зачатие было моментом одушевления. [ 8 ] Большинство ранних покаяний предусматривало одинаковое наказание за аборт, как на раннем, так и на позднем сроке, но более поздние покаяния в средние века обычно различали эти два понятия, налагая более суровые наказания за аборты на поздних сроках, а за грех аборта налагалось менее строгое наказание. «прежде чем [плод] обретет жизнь». [ 15 ]
Современные христианские конфессии имеют различные позиции, мысли и учения об абортах, особенно при смягчающих обстоятельствах. [ 16 ] [ 17 ] Католическая церковь , [ 18 ] [ 19 ] Восточная Православная Церковь , [ 20 ] [ 21 ] Восточное православие и большинство протестантов-евангелистов выступают против преднамеренного аборта как аморального, в то же время допуская то, что иногда называют непрямым абортом, а именно действие, которое не преследует смерть плода как цель или средство, но за которым следует смерть как средство. побочный эффект. [ 22 ] Некоторые основные протестантские конфессии, такие как Епископальная церковь , Объединенная церковь Христа и Евангелическо-лютеранская церковь Америки , среди прочих, более снисходительно относятся к абортам. [ 23 ] Вальденсская евангелическая церковь также выступает за законное право на аборт. [ 24 ] В более общем плане можно считать, что некоторые христианские конфессии выступают против абортов , в то время как другие могут считаться сторонниками права на аборт .
Влияния
[ редактировать ]Считается, что как древнегреческая , так и древнееврейская мысль повлияли на раннехристианскую мысль об абортах. Согласно Бакке, Кларку и Линзи, ранние христиане придерживались веры Аристотеля в отсроченное воплощение души. [ 25 ] [ не удалось пройти проверку ] [ 26 ] [ не удалось пройти проверку ] [ 1 ] [ нужна цитата для проверки ] [ 10 ] [ нужна цитата для проверки ] [ 7 ] [ не удалось пройти проверку ] и, следовательно, не рассматривал аборт до одушевления как убийство. [ 1 ] : 150 [ 10 ] Ларс Остнор говорит, что эта точка зрения была «предсказана» только Августином . [ 7 ] который принадлежит к периоду более позднему, чем период раннего христианства . По словам Дэвида Альберта Джонса, это различие появилось среди христианских писателей только в конце четвертого и начале пятого века, в то время как более ранние авторы не делали различия между сформированным и неоформленным - различие, явно отвергнутое святым Василием Кесарийским в IV веке . [ 27 ] который также, хотя и раньше святого Августина, не принадлежит к периоду раннего христианства. В то время как еврейский текст Библии требовал штрафа только за потерю плода, независимо от стадии его развития, еврейский перевод Септуагинты , который использовали ранние христиане, ввел различие между сформированным и несформированным плодом и рассматривал уничтожение плода. бывший как убийство. [ 28 ] Было отмечено, что « LXX можно было легко использовать для различения человеческих зародышей от нечеловеческих, а также абортов, убийственных и неубийственных, однако ранние христиане, вплоть до времен Августина в пятом веке, не делали этого». [ 29 ]
Говорят, что взгляд ранних христиан на момент одушевления был не аристотелевским, а пифагорейским :
Еще во времена Тертуллиана в третьем веке христианство впитало в себя пифагорейскую греческую точку зрения, согласно которой душа вселяется в момент зачатия. Хотя столетие спустя эта точка зрения была подтверждена св. Григорием Нисским, вскоре она была отвергнута в пользу идеи Септуагинты о том, что только сформировавшийся плод обладает человеческой душой. Хотя Августин размышлял о том, может ли «анимация» присутствовать до формирования, он определил, что аборт можно определить как убийство только после того, как произошло формирование. Тем не менее, как и вся раннехристианская мысль, Августин осуждал аборты с момента зачатия. [ 30 ]
Ученые в целом согласны с тем, что аборты производились в классическом мире, но существуют разногласия относительно частоты проведения абортов и того, какие культуры повлияли на раннехристианское представление об абортах. [ 25 ] Некоторые авторы указывают на клятву Гиппократа как на свидетельство того, что осуждение абортов не было новинкой, введенной ранними христианами. [ 25 ] Некоторые авторы утверждают, что есть свидетельства того, что некоторые ранние христиане верили, как и греки, в отсроченное одушевление или в то, что у плода нет души до тех пор, пока он не оживится , и поэтому ранний аборт не был убийством; [ 1 ] Люкер говорит, что существовали разногласия по поводу того, является ли ранний аборт неправильным. [ 3 ] Другие авторы говорят, что ранние христиане считали аборт грехом еще до воплощения души . [ 31 ] По мнению некоторых, масштабы греха для ранних христиан были на уровне общей сексуальной безнравственности или других грехов; [ 4 ] по мнению других, они видели в этом «зло, не менее суровое и социальное, чем угнетение бедных и нуждающихся». [ 32 ] Общество, в котором распространилось христианство, было обществом, в котором аборты, детоубийства и разоблачение обычно использовались для ограничения количества детей (особенно девочек), которых должна была содержать семья. [ 33 ] [ 34 ] Эти методы часто использовались также, когда беременность или роды были результатом сексуальной распущенности, включая супружескую неверность, проституцию и инцест, и Бакке считает, что эти контексты нельзя отделить от абортов в раннем христианстве. [ 1 ] Йоханнес М. Рёскамп соглашается, что одной из причин христианского неодобрения абортов было то, что они были связаны с попытками скрыть супружескую измену, но подчеркивает, что основной причиной была «совершенно новая концепция» заботы о плоде. [ 35 ] : 4 что, как заявляет Майкл Дж. Горман , «отличает христианскую позицию от всякого языческого неодобрения абортов». [ 36 ]
Раннее христианство
[ редактировать ]Раннехристианская мысль об абортах трактуется по-разному. В разное время ранние христиане придерживались разных взглядов на аборты. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] при этом считая это тяжким грехом. [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ]
Самые ранние христианские тексты об абортах осуждают его, «без упоминания какого-либо серьезного различия между абортом сформировавшегося плода и абортом несформировавшегося эмбриона». [ 40 ]
По словам социолога Кристин Люкер :
После начала христианской эры... правовое регулирование абортов, существовавшее в Римской империи, было направлено прежде всего на защиту прав отцов, а не прав эмбрионов.
...индуцированный аборт игнорируется в наиболее важных иудео-христианских писаниях: он не упоминается ни в христианской , ни в еврейской Библии , ни в еврейской Мишне или Талмуде . Это правда, что аборты осуждались в ранних христианских писаниях, таких как Дидахе, и таких ранних христианских авторов, как Климент Александрийский , Тертуллиан и святой Василий . Но церковные советы, такие как соборы Эльвиры и Анкиры , которые были призваны определить правовую основу для христианских общин , наметили наказания только для тех женщин, которые совершили аборт после сексуальных преступлений, таких как прелюбодеяние или проституция. Самое главное, пожалуй, начиная с третьего века нашей эры, христианские мысли разделились относительно того, является ли ранний аборт – аборт «несформировавшегося» эмбриона – фактически убийством. Различные источники церковных учений и законов просто не пришли к единому мнению относительно наказания за аборт или о том, является ли ранний аборт неправильным. [ 3 ]
Однако более общепринятым является тот факт, что ранние христиане соглашались отвергать аборты. [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] Они осудили это как тяжкий грех, [ 46 ] [ 47 ] еще до одушевления . [ 31 ] Соглашаясь с тем, что аборт считался грехом, некоторые авторы считают, что эти христиане рассматривали ранние аборты на том же уровне, что и общая сексуальная безнравственность. [ 4 ] или что они считали это тяжким грехом, противоречащим жизни, таким же, как контрацепция и стерилизация, [ 5 ] [ 7 ] в то время как другие считают, что для них это было «злом, не менее жестоким и социальным, чем угнетение бедных и нуждающихся». [ 6 ] Даже в тех случаях, когда аборт рассматривался как нечто большее, чем просто сексуальное преступление, эта практика все равно иногда ассоциировалась с сексуальной безнравственностью. [ 1 ]
Святоотеческие сочинения
[ редактировать ]В конце I или начале II века Дидахе открыто осуждал аборты, как и Апокалипсис Петра во II веке. [ 48 ] Некоторые ранние христиане считали аборты недопустимыми при любых обстоятельствах. [ 49 ] и первые синоды вводили наказания за аборты, которые сочетались с той или иной формой сексуального преступления. [ 3 ] и о производстве абортивных препаратов: [ 50 ] в начале IV века Синод Эльвиры наложил отказ от причастия даже в момент смерти на тех, кто совершил «двойное преступление»: прелюбодеяние и последующий аборт. [ 51 ] а Синод Анкиры наложил десять лет исключения из причастия производителей средств для прерывания беременности и женщин, прерывающих зачатие путем блудодеяния (ранее такие женщины и производители средств для прерывания беременности исключались до момента смерти). [ 50 ] Василий Великий (330–379) наложил такое же десятилетнее исключение на любую женщину, которая намеренно уничтожила своего будущего ребенка, даже если он еще не сформировался. [ 52 ] [ 53 ] Аборт иногда считался худшим, чем убийство, но Бэзил, таким образом, наложил за него меньшее наказание, чем двадцатилетнее исключение, которое он наложил за умышленное убийство, очевидно потому, что аборт, скорее всего, был вызван страхом и стыдом, а не злобой. [ 54 ]
Некоторые историки писали, что до XIX века большинство католических авторов не считали прерывание беременности до «оживления» или «одушевления» абортом. [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ] В 13 веке врач и священнослужитель Петр Испанский написал книгу под названием Thesaurus Pauperum ( «Сокровище бедных» ), содержащую длинный список абортивных средств на ранних стадиях, включая руту, королевскую мяту и другие мятные конфеты. [ 58 ] : 33–34 Петра Испанского обычно отождествляют с духовным лицом Петром Юлиани, избранным Папой Иоанном XXI в 1276 году. [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ]
Некоторые видные богословы, такие как Иоанн Златоуст и Томас Санчес , считали, что аборты после ускорения беременности греховны, но менее греховны, чем преднамеренная контрацепция. [ 62 ] [ 63 ] : 172, 180
Цитаты, связанные с абортами (до Реформации) в Wikiquote
Более поздние христианские мысли об абортах
[ редактировать ]С 4 по 16 век нашей эры христианские философы, хотя и считали аборты неправильными, придерживались разных позиций относительно того, является ли аборт убийством. При первом христианском римском императоре Константине произошло смягчение отношения к абортам и разоблачению детей. [ 1 ] Бакке пишет: «Поскольку все большее число родителей-христиан были бедны и им было трудно заботиться о своих детях, богословы были вынуждены принять во внимание эту ситуацию и заново задуматься над вопросом. Это позволило занять более терпимую позицию. по отношению к бедным людям, которые разоблачили своих детей». [ 1 ]
Одушевление
[ редактировать ]Августин считал, что ранний аборт не является убийством, поскольку, согласно аристотелевской концепции отсроченного зачатия , душа плода на ранней стадии отсутствует, и это убеждение вошло в каноническое право . [ 25 ] [ 26 ] Тем не менее он резко осудил эту процедуру: «Иногда действительно эта похотливая жестокость, или, если угодно, жестокая похоть, прибегает к таким экстравагантным методам, как употребление ядовитых снадобий для обеспечения бесплодия; или же, если это не удается, для уничтожения зачатое семя каким-либо образом до рождения, предпочитающее, чтобы его потомство скорее погибло, чем получило жизненную силу, или, если оно продвигалось к жизни в утробе матери, должно быть убито до его рождения» (De Nube et Concupiscentia 1.17 (15))
Фома Аквинский и Папа Иннокентий III также считали, что у плода нет души до тех пор, пока он не « оживится », или пока плод не начнет пинаться и двигаться, и поэтому ранний аборт не является убийством, хотя более поздний аборт таковым является. [ 10 ] [ 25 ] [ не удалось пройти проверку ] Фома Аквинский считал, что аборт по-прежнему недопустим, даже если это не убийство, независимо от того, когда душа вошла в тело. [ 64 ] Папы Стефан V и Папа Сикст V выступили против абортов на любом этапе беременности. [ 25 ] [ 26 ]
Протестантская Реформация
[ редактировать ]В целом протестантские реформаторы сохранили учение своего времени против абортов. Ни Мартин Лютер , ни Жан Кальвин не написали ни одной отдельной работы, в которой конкретно обсуждался бы вопрос об абортах, хотя оба приводили «фрагментарные отрывки» в пользу полной человечности плода с его самой ранней стадии. [ 65 ]
Читая лекцию по Бытию 25:1–4, Лютер заметил:
Бог хотел научить и засвидетельствовать, что появление детей чудесно Ему угодно, чтобы мы могли осознать, что Он поддерживает и защищает Свое Слово, когда говорит: «Плодитесь». Он не враждебен к детям, как мы. ... Как велика, следовательно, порочность человеческой природы! Сколько девушек препятствуют зачатию, убивают и изгоняют нежные плоды, хотя деторождение — дело Божие! [ 66 ]
В 1542 году Лютер написал памфлет, в котором провел различие между женщинами, у которых случаются выкидыши не по своей вине, и «тех женщин, которые возмущаются своей беременностью, намеренно пренебрегают своим ребенком или заходят так далеко, что задушивают или уничтожают его». [ 67 ] А в письме 1544 года Лютер решительно осудил женщину, побывавшую в его доме в качестве гостя, среди прочего, за то, что она попросила его служанку «прыгнуть на ее тело, чтобы убить плод». [ 68 ]
Джон Кальвин в своем комментарии к Исходу 21:22 писал:
[T]он плод , хотя и заключенный в чреве своей матери, уже является человеческим существом ( homo ), и было бы почти чудовищным преступлением лишить его жизни, которой он еще не начал наслаждаться. Если убийство человека в его собственном доме кажется более ужасным, чем в поле, потому что дом человека является для него самым надежным убежищем, то, несомненно, следует считать более жестоким уничтожение плода в утробе матери до того, как он взойдет на свет. свет. [ 69 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Бакке, Одд Магне. Когда дети стали людьми: зарождение детства в раннем христианстве . ISBN 978-1-4514-1530-8 .
- ^ Перейти обратно: а б «Аборт и католическая мысль: малорассказанная история». Архивировано 18 февраля 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Аборты и политика материнства» , Кристин Люкер, University of California Press
- ^ Перейти обратно: а б с д Роберт Нисбет, Предрассудки: Философский словарь (издательство Гарвардского университета, 1982 г.) ISBN 0-674-70066-X ), с. 2
- ^ Перейти обратно: а б Ана С. Илтис, Марк Дж. Черри, У истоков христианской биоэтики (M&M Scrivener Press, 2010 г.) ISBN 978-0-9764041-8-7 ), с. 166
- ^ Перейти обратно: а б с Дж. Горман, Аборт и ранняя церковь: христианские, еврейские и языческие взгляды (InterVarsity Press, 1982). ISBN 0-87784-397-X ), с. 50
- ^ Перейти обратно: а б с д и Стволовые клетки, человеческие эмбрионы и этика: междисциплинарные перспективы : Ларс Остнор, Springer, 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б МакБрайен, Ричард П. Энциклопедия католицизма HarperCollins
- ^ Оксфордский спутник христианской мысли
- ^ Перейти обратно: а б с д Пол А.Б. Кларк; Эндрю Линзи (1996). Словарь этики, теологии и общества . Рутледж. ISBN 978-0-415-06212-1 .
- ^ М. Тереза Лизот, Джозеф Котва, Стивен Э. Ламмерс, Аллен Верхи, О моральной медицине: теологические взгляды на медицинскую этику (Wm. B. Eerdmans Publishing, 2012 г.) ISBN 9780802866011 ), с. 676
- ^ Перейти обратно: а б Мишель Гойенс, Питер де Леманс, Ан Сметс, Научный перевод: латинские и местные переводы научных трактатов в средневековой Европе (Leuven University Press, 2008) ISBN 9789058676719 ), с. 384, 399
- ^ Лицо Януса пренатальной диагностики
- ^ Дэниел Шифф, Аборт в иудаизме (Cambridge University Press, 2002). ISBN 978-0-521-52166-6 ), с. 40
- ^ См., например, Мишель Гойенс, Питер де Лиманс, Ан Сметс (редакторы), Science Translated: латинские и местные переводы научных трактатов в средневековой Европе (Leuven University Press, 2008). ISBN 978-90-5867-671-9 ), стр. 390-396 Патрик Дж. Гири, Чтения по средневековой истории (University of Toronto Press, 2010). ISBN 978-1-4426-0116-1 ), Том. 1, с. 255. Карин Э. Олсен, Антонина Харбус, Тетте Хофстра, Германские тексты и латинские модели (Питерс, 2001) . ISBN 978-90-429-0985-4 ), стр. 84-85 и Джон Томас Макнил, Хелена М. Геймер, Средневековые справочники покаяния (Hippocrene Books, 1965). ISBN 978-0-374-95548-9 )
- ^ «Официальные позиции религиозных групп по вопросу абортов». Архивировано 22 апреля 2010 г. на форуме Wayback Machine Pew.
- ^ "Как Бог относится к абортам?" США сегодня
- ^ «Аборт» . Католические ответы . Католик.com. 10 августа 2004 г. Архивировано из оригинала 3 сентября 2011 г. Проверено 30 декабря 2011 г.
- ↑ Католическое учение об абортах , обращение к многодетным семьям, 26 ноября 1951 г. , Папа Пий XII.
- ^ Вранич, Василий (январь 2009 г.). «Православный взгляд на аборты по случаю Дня национальной святости человеческой жизни 2009 г.» . Сербская Православная Церковь в Северной и Южной Америке . Проверено 30 декабря 2011 г.
- ^ Харакас, Стэнли С. «Позиция Православной Церкви по спорным вопросам» . Наша Вера . Греческая православная архиепархия Америки . Проверено 30 декабря 2011 г.
- ^ Кристофер Роберт Качор, Этика абортов (Тейлор и Фрэнсис, 2010). ISBN 978-0-415-88468-6 ), с. 187
- ^ Глассман, Рональд М.; Сватос, Уильям Х.; Денисон, Барбара Дж. (2004). Социальные проблемы в глобальной перспективе . Университетское издательство Америки . п. 109. ИСБН 978-0-7618-2933-1 .
Среди протестантов Епископальная церковь, Пресвитерианская церковь, Объединенная церковь Христа (UCC) и Евангелическо-лютеранская церковь в Америке, среди других, признают возможность аборта при определенных обстоятельствах и поддерживают право женщин принять это трудное решение. осознанно и молитвенно.
- ^ «Вальденсская евангелическая церковь — Союз методистских и вальденсийских церквей» . Chiesavaldese.org (на итальянском языке). 9 мая 2006 г. Архивировано из оригинала 9 мая 2006 г. Проверено 21 февраля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Спутник биоэтики Хельга Кузе, Питер Сингер
- ^ Перейти обратно: а б с ReligiousTolerance.org
- ^ Дэвид Альберт Джонс, Душа эмбриона: христианство и человеческий эмбрион (Continuum International, 2004). ISBN 978-0-8264-6296-1 ), стр. 72-73
- ^ Дэниел Шифф, Аборт в иудаизме (Cambridge University Press, 2002). ISBN 978-0-521-52166-6 ), стр. 9, 24
- ^ Пол Т. Столлсуорт, Рут С. Браун (редакторы), Церковь и аборты (Abingdon Press, 1993). ISBN 978-0-687-07852-3 ), с. 42
- ^ Дэниел Шифф, Аборт в иудаизме (Cambridge University Press, 2002). ISBN 978-0-521-52166-6 ), с. 40.
- ^ Перейти обратно: а б Эвелин Б. Келли, Стволовые клетки (Greenwood Press, 2007). ISBN 0-313-33763-2 ), с. 86
- ^ Майкл Дж. Горман, Аборт и ранняя церковь: христианские, еврейские и языческие взгляды (InterVarsity Press, 1982). ISBN 0-87784-397-X ), с. 50
- ^ Джейн Ф. Гарднер и Томас Видеманн, Римское домашнее хозяйство: справочник (Routledge, 1991). ISBN 0-415-04421-9 ), с. 98
- ^ Пол Каррик, Медицинская этика в древнем мире (издательство Джорджтаунского университета, 2001 г.) ISBN 0-87840-848-7 ), с. 123
- ^ Йоханнес М. Рёскамп, Христианские взгляды на законодательство об абортах в прошлом и настоящем (GRIN Verlag 2005). ISBN 978-3-640-56931-1 )
- ^ Майкл Дж. Горман, Аборт и ранняя церковь: христианские, еврейские и языческие взгляды в греко-римском мире (WIPF & Stock Publishers, 1998). ISBN 978-1-57910-182-4 ), с. 77
- ^ Д'Антонио, Миряне, американцы и католики (Rowman & Littlefield 1996), с. 58
- ^ Аборт: закон, выбор и мораль (Кольер-Макмиллан 1970), стр. 410
- ^ Келли, Стволовые клетки (Greenwood Press, 2007). ISBN 0-313-33763-2 ), с. 86
- ^ Дэвид Альберт Джонс, Душа эмбриона (Continuum International, 2004 г.) ISBN 978-0-8264-6296-1 ), с. 57
- ^ Фрэнк К. Флинн, Дж. Гордон Мелтон (редакторы), Энциклопедия католицизма (Facts on File Incorporated, 2007 г.) ISBN 978-0-8160-5455-8 ), с. 4
- ^ Майкл Дж. Горман, Аборт и ранняя церковь: христианские, еврейские и языческие отношения в греко-римском мире (InterVarsity Press, 1982). ISBN 978-0-87784-397-9 ), с. 77
- ^ Новый Оксфордский обзор , том. 50 (1983), с. 32
- ^ Журнал Единства наук , 1988, с. 165
- ^ М. Кэмпбелл, Врачи, юристы, министры: христианская этика в профессиональной практике (Abingdon Press, 1982). ISBN 978-0-687-11016-2 ), с. 120
- ^ Уильям В. Д'Антонио, Миряне, американцы и католики: преобразование церкви (Rowman & Littlefield, 1996). ISBN 978-1-55612-823-3 ), с. 58
- ^ Каллахан, Аборт: закон, выбор и мораль (Коллиер-Макмиллан, 1970), стр. 410
- ^ Брайан Клоуз. «Глава 9: Учения католической церкви об абортах: ранние учения церкви». Факты жизни . Человеческая Жизнь Интернэшнл .
- ^ Дэниел Шифф, Аборт в иудаизме (Cambridge University Press, 2002). ISBN 978-0-52152166-6 ), стр. 40–42
- ^ Перейти обратно: а б Канон 21. Архивировано 13 февраля 2010 г. в Wayback Machine. Что касается женщин, которые совершают блуд и разрушают то, что они зачали, или которые заняты изготовлением лекарств для абортов, прежний указ исключал их до часа смерти и некоторые согласились с этим. Тем не менее, желая проявить несколько большую снисходительность, мы постановили, чтобы они отбывали десять лет [епитимьи] согласно предписанным степеням.
- ^ Канон 63. Если женщина зачнёт от прелюбодеяния в отсутствие мужа и после этого преступления сделает выкидыш, то не следует причащать её даже в последний раз, потому что она удвоила своё преступление.
- ^ Шафф и Генри Уоллес (редакторы), Бэзил: Письма и избранные произведения , стр. 225 - Письмо 188 Амфилохию.
- ^ Мэтью Шварц, Римские письма: история с личной точки зрения (Wayne State University Press, 1991) ISBN 0-8143-2023-6 ), с. 151
- ^ Дэвид Альберт Джонс, Душа эмбриона (Continuum International, 2004 г.) ISBN 978-0-8264-6296-1 ), с. 64
- ^ Джоан Кэдден, «Западная медицина и натурфилософия», в книге Верна Л. Буллоу и Джеймса А. Брандейджа, ред., « Справочник по средневековой сексуальности» , Гарланд, 1996, стр. 51-80.
- ^ Сирил К. Минс-младший, «Взгляд историка», в изд. Роберта Э. Холла, « Аборты в меняющемся мире» , том. 1, издательство Колумбийского университета, 1970, с. 16-24.
- ^ Джон М. Риддл, «Контрацепция и ранние аборты в средние века», в книге Верна Л. Буллоу и Джеймса А. Брандейджа, ред., « Справочник по средневековой сексуальности» , Гарланд, 1996, стр. 261-277.
- ^ Риддл, Джон М. (1997). Травы Евы: история контрацепции и абортов на Западе . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-27024-4 . OCLC 36126503 .
- ^ Харен, Майкл (1985). Средневековая мысль . п. 148.
- ^ МакБрайен, Ричард П. (1997). Жития Пап . Харпер Коллинз. п. 222.
- ^ Деген, Вольфганг; Пабст, Бернхард (2006), «Предисловие», «Логические трактаты » , Philosophia Verlag
- ^ Ангус Макларен, История контрацепции от древности до наших дней , Бэзил Блэквелл, 1990, стр. 161.
- ^ Питер Биллер, Мера множественности: население в средневековой мысли , Oxford University Press, 2000.
- ^ Фома Аквинский об абортах католическими ответами
- ^ Альбрехт, Глория Х (2003). «Контрацепция и аборты в протестантском христианстве». В Магуайре, Дэниел К. (ред.). Священные права: аргументы в пользу контрацепции и абортов в мировых религиях . Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета. п. 88 . ISBN 978-0-19-516001-7 .
- ^ Лютер, Мартин (1540–1541). «Лекция по двадцать пятой главе Бытия». В Пеликане, Ярослав; Хансен, Уолтер А. (ред.). Сочинения Лютера, Том. 4 . США: Издательство Concordia (опубликовано в 1964 г.). п. 304 .
- ^ Лютер, Мартин (1542 г.). «Утешение для женщин, перенесших выкидыш». В Винке, Густав К.; Леманн, Хельмут Т. (ред.). Сочинения Лютера, Том. 43 . США: Fortress Press (опубликовано в 1968 г.). стр. 243–250 .
- ^ Лютер, Мартин (1544 г.). «Письмо о Розине фон Трухсесс». В Карант-Нанне, Сьюзен К.; Визнер-Хэнкс, Мэри Э. (ред.). Лютер о женщинах: справочник . Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета (опубликовано в 2003 г.). п. 223 . ISBN 978-0-521-65884-3 .
Наконец она привлекла к себе несколько [мужчин] и забеременела от одного из них. Она попросила мою горничную прыгнуть на ее тело, чтобы убить плод.
- ^ Кальвин, Джон (1564 г.). Комментарии к четырем последним книгам Моисея, Vol. III . Перевод Бингхэма, Чарльза Уильяма. Соединенное Королевство: Общество переводчиков Кальвина (опубликовано в 1854 г.). стр. 41–42 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Раннехристианские взгляды на аборты (Глава 2 М. Дж. Эльсаккерса, Читая между строк: Древнегерманские и раннехристианские взгляды на аборты )