Корреспондентская теория истины
В метафизике и философии языка корреспондентная теория истины утверждает, что истинность или ложность высказывания определяется только тем, как оно относится к миру и точно ли оно описывает (т. е. соответствует) этот мир. [1]
Теории соответствия утверждают, что истинные убеждения и истинные утверждения соответствуют реальному положению дел . Этот тип теории пытается постулировать связь между мыслями или утверждениями, с одной стороны, и вещами или фактами , с другой.
История [ править ]
Теория соответствия – это традиционная модель, восходящая, по крайней мере, к некоторым древнегреческим философам, таким как Платон и Аристотель . [2] [3] Этот класс теорий утверждает, что истинность или ложность представления определяется исключительно тем, как оно соотносится с реальностью; то есть от того, точно ли он описывает эту реальность. Как утверждает Аристотель в своей «Метафизике» : «Говорить, что то, что есть, не существует, а то, чего нет, есть, есть ложь; следовательно, говорить, что то, что есть, есть, а то, чего нет, не существует, — это ложь. истинный". [4]
Классическим примером теории соответствия является высказывание средневекового философа и богослова Фомы Аквинского : « Veritas est adaequatio rei et intellectus » («Истина есть адекватность вещей и интеллекта девятого века »), которое Фома Аквинский приписывал неоплатонику Исааку Исраэлю. . [3] [5] [6]
Теория соответствия была явно или неявно принята большинством ранних современных мыслителей, включая Рене Декарта , Баруха Спинозу , Джона Локка , Готфрида Вильгельма Лейбница , Дэвида Юма и Иммануила Канта . [2] (Однако Спинозу и Канта также [неправильно] интерпретировали как защитников когерентной теории истины .) [7] Теория соответствия также приписывалась Томасу Риду . [8]
В поздней современной философии Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг поддерживал теорию соответствия. [9] По словам Бхикху Пареха, Карл Маркс также придерживался версии корреспондентной теории. [10]
В современной континентальной философии Эдмунд Гуссерль защищал теорию соответствия. [11] В современной аналитической философии Бертран Рассел [12] Людвиг Витгенштейн (по крайней мере, в ранний период ), [13] Дж. Л. Остин , [14] и Карл Поппер [15] [16] защищал корреспондентскую теорию.
Разновидности [ править ]
Соответствие как соответствие [ править ]
Бертран Рассел [12] [2] и Людвиг Витгенштейн [13] [2] разными способами предположили, что утверждение, чтобы быть истинным, должно иметь некий структурный изоморфизм с положением дел в мире, которое делает его истинным. Например, утверждение «Кот на циновке» истинно тогда и только тогда, когда в мире существуют кошка и циновка, и кошка связана с циновкой в силу того, что находится на ней. Если какая-либо из трех частей (кошка, коврик и отношение между ними, которые соответствуют соответственно субъекту, объекту и глаголу высказывания) отсутствует, утверждение ложно. [17] Однако некоторые предложения создают трудности для этой модели. В качестве примера можно привести такие прилагательные, как «поддельный», «предполагаемый» или «ложный», которые не имеют обычного простого значения, ограничивающего значение существительного, которое они изменяют: «высокий юрист» — это своего рода адвокат, но «предполагаемого адвоката» может и не быть.
Соответствие как корреляция [ править ]
Джей Эл Остин [14] [2] предположил, что не должно быть никакого структурного параллелизма между истинным утверждением и положением дел, которое делает его истинным. Необходимо лишь, чтобы семантика языка, на котором выражено высказывание, была такова, чтобы в целом соотносить высказывание с положением дел. Ложное утверждение, по мнению Остина, — это утверждение, которое языком соотносится с положением дел, которого не существует. [18]
Отношение к онтологии [ править ]
Исторически сложилось так, что большинство сторонников корреспондентных теорий были метафизическими реалистами ; то есть они верят, что существует мир, внешний для сознания всех людей. Это контрастирует с метафизическими идеалистами, которые считают, что все, что существует, существует как субстанциальная метафизическая сущность, независимо от индивидуальной вещи, которой оно предицируется, а также с концептуалистами, которые считают, что все, что существует, в конечном итоге является просто идеей. в каком-то уме. Однако совсем не обязательно, чтобы теория соответствия была замужем за метафизическим реализмом. Можно, например, утверждать, что факты мира определяют, какие утверждения истинны, а также считать, что мир (и его факты) — это всего лишь совокупность идей в уме какого-то высшего существа . [19]
Возражения [ править ]
Одна из атак на теорию утверждает, что теория соответствия преуспевает в своей апелляции к реальному миру только в той мере, в какой реальный мир доступен нам.
Прямой реалист полагает, что мы непосредственно знаем объекты такими, какие они есть. Такой человек может всем сердцем принять корреспондентную теорию истины.
Строгий идеалист считает, что не существует реальных, независимых от разума объектов. Теория соответствия апеллирует к воображаемым неопределённым сущностям, поэтому она бессвязна.
Другие позиции утверждают, что у нас есть некоторый тип осознания , восприятия и т. д. объектов реального мира, который в некотором роде не соответствует прямому знанию о них. Но такое косвенное осознание или восприятие само по себе является идеей в уме, так что корреспондентная теория истины сводится к соответствию между идеями об истине и идеями мира, после чего она становится когерентной теорией истины . [20]
Неясность или округлость [ править ]
Либо защитник корреспондентной теории истины предлагает какую-то сопутствующую теорию мира, либо нет.
Если не предлагается никакой теории мира, аргумент настолько неопределенен, что становится бесполезным или даже непонятным: тогда истина будет считаться соответствием какому-то неопределенному, неизвестному или невыразимому миру.В этом случае было бы трудно понять, как откровенная истина может быть более достоверной, чем мир, которому мы должны судить о степени ее соответствия.
С другой стороны, как только защитник корреспондентной теории истины предлагает теорию мира, он оперирует какой-то конкретной онтологической или научной теорией, которая нуждается в обосновании .Но единственный способ поддержать истинность этой теории мира, допускаемый корреспондентной теорией истины, — это соответствие реальному миру. Следовательно, аргументация неизбежно зациклена. [20]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Ханна и Харрисон (2004), гл. 1, с. 21, цитата: «Оценка истинности и ложности становится возможной благодаря существованию семантически опосредованных корреляций между членами некоторого класса языковых образований, обладающих ассерторической силой (в одних вариантах теории соответствия суждения, в других предложения или тела предложения) и члены некоторого класса экстралингвистических сущностей: «положения дел», или «факты», или совокупность условий истинности, или обстоятельств, обосновывающих утверждения».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Дэвид, Мэриан (28 мая 2015 г.). Залта, Эдвард Н. (ред.). Корреспондентская теория истины – Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 14 мая 2019 г. - из Стэнфордской энциклопедии философии.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Энциклопедия философии , Том. 2, «Теория соответствия истины», авт.: Артур Н. Прайор , Macmillan, 1969, стр. 223–4.
- ^ Аристотель, Метафизика , 1011b26.
- ^ «Корреспондентская теория истины» в Стэнфордской энциклопедии философии .
- ^ Фома Аквинский, Summa Theologiae , IQ16, A.2 arg. 2.
- ^ Теория когерентности истины (Стэнфордская энциклопедия философии)
- ^ М.Т. Далгарно, Э.Х. Мэтьюз (ред.), Философия Томаса Рида , Springer, 2012, стр. 195.
- ^ Джоэл Хартер, Философия веры Кольриджа: символ, аллегория и герменевтика , Мор Зибек, 2011, с. 91.
- ^ Бхикху Парех, Теория идеологии Маркса , Routledge, 2015, с. 203.
- ^ Дж. Н. Моханти (редактор), Чтения по логическим исследованиям Эдмунда Гуссерля , Springer, 1977, стр. 191.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бертран Рассел, Философия логического атомизма , Открытый суд, 1998 [1918].
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Людвиг Витгенштейн, Logico-Philosophicus Tractatus , Routledge 2001 [1921].
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Остин, Дж. Л., 1950, «Истина», перепечатано в Philosophical Papers , 3-е изд., Оксфорд: Oxford University Press, 1979, 117–33.
- ^ Карл Поппер , Гипотезы и опровержения: рост научных знаний , 1963.
- ^ Торнтон, Стивен (01 января 2015 г.). Залта, Эдвард Н. (ред.). Карл Поппер (изд. зимы 2015 г.). («Поппер называет себя антиконвенционалистом, и его приверженность корреспондентной теории истины твердо ставит его в лагерь реалистов».)
- ^ Киркхэм, 1992, раздел 4.2.
- ^ См. Киркхэм, 1992, раздел 4.3.
- ^ См. Киркхэм, 1992, раздел 4.6.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б См. Майкла Уильямса, 1977 г.
Ссылки [ править ]
- Ханна, Патриция и Харрисон, Бернард (2004). Слово и мир: практики и основы языка , Издательство Кембриджского университета.
- Киркхэм, Ричард Л. (1992), Теории истины: критическое введение , MIT Press, Кембридж, Массачусетс.
- Бертран Рассел (1912), Проблемы философии , Oxford University Press, Оксфорд.
- Майкл Уильямс (1977), Безосновательная вера , Бэзил Блэквелл, Оксфорд.